интонация в пении что это
Интонация (интонирование) – понятие интонации в музыке отличается от общепринятых понятий интонаций разговорной речи (вопросительных, повествовательных, восклицательных). Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение звуков по высоте. Проще говоря – это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты.
Некоторые люди от природы наделены чистой, почти инструментальной интонацией. Другие интонируют хорошо, с небольшими погрешностями, которые поддаются коррекции. Есть и те, кто испытывает большие трудности с интонированием и точным попаданием в ноты.
Есть несколько факторов, которые влияют на чистоту интонирования. Психологи (и я полностью присоединяюсь к их мнению) считают, что неточная интонация – это почти всегда неуверенность в себе и в том, что вы делаете.
Действительно, для точного интонирования необходимо хорошо знать мелодию песни (быть в ней уверенным), текст, быть уверенным в своём голосе. Это – психологическая составляющая чистого интонирования. Образно выражаясь, можно сказать, что завышение нот – это осторожная, неуверенная ходьба на цыпочках. Занижение, наоборот, грузная небрежная поступь или даже топот))..
Есть и физиологические особенности, влияющие на чистоту интонации: возрастные изменения (например, период мутации), музыкальная память, музыкальный слух, чувство ритма, певческое дыхание (отсутствие поставленного певческого дыхания сказывается на чистоте интонации, особенно при исполнении длинных нот в конце фразы – они просто «плывут»).
Методы борьбы с неточной интонацией:
1. Изучение музыкальной грамоты;
2. Постоянный самоконтроль;
3. Многократное прослушивание изучаемого материала (причём, бывает так, что учат песню, постоянно подпевая исполнителю – этого делать на начальном этапе выучивания нельзя!)
Работа над чистой интонации в пении
РАБОТА НАД ЧИСТОЙ ИНТОНАЦИИ В ПЕНИИ
, преподаватель хоровых дисциплин,
МБОУДО «Каргасокская детская школа искусств»,
С проблемой плохого интонирования сталкивается любой хормейстер с первых шагов обучения детей пению и на протяжении всего периода существования хорового коллектива: «гудошников» обнаруживается среди первоклассников от 40 до 60%.С такими детьми очень сложно работать, и результаты, как правило, появляются далеко не сразу. В связи с чем многие хормейстеры избегают работать с неточно интонирующими детьми, закрывая перед ними «двери в музыку». Поэтому систематические занятия с плохо интонирующими детьми, имеющими недостаточно развитый музыкальный слух, вокально-слуховые представления, должны стать необходимым условием правильной постановки обучения пению. Своевременное выявление причин неточного интонирования и устранение их с помощью определенных методов способствует тому, что ребенок начинает петь, правильно интонируя.
В ряде исследований установлена зависимость умения чисто интонировать от развития слуха и голоса, от владения певческими навыками – способности воспроизводить мелодию в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию, дикции. Не обладая устойчивыми навыками пения, такие дети плохо себя слушают, часто переходят на крик. Многие неверно поющие дети переносят манеру « разговорного голоса» в пение, то есть используют грудную манеру голосообразования. Таких детей называют «гудошниками». Ребёнок слышит, что он поёт не ту мелодию или отдельные звуки, а правильно спеть не может. В этом случае причиной неверного интонирования является отсутствие у таких детей верной координации между слухом и голосом.
Итак, существует несколько причин неверного интонирования в пении у детей:
1) Отсутствие восприятия и навыков воспроизведения мелодии;
2) Отсутствие певческих навыков;
3) Неумение пользоваться головным резонатором;
4) Низкий уровень развития звуковысотного слуха;
5) Отсутствие координации между слухом и голосом ( т. е. слышит, но не может воспроизвести)
6) Отсутствие ладового чувства;
7) Неквалифицированное певческое обучение.
Методы развития чистоты интонации у детей
Но существует и другой, противоположный этому метод, когда учитель просит ребёнка пропищать на октаву выше примарных тонов, то есть сразу переключает его на фальцетную манеру звукообразования. Это умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо закреплять на последующих занятиях, пока оно не станет навыком звукообразования.
Значительное место в хормейстерской практике в распевании хора отводится интонированию м.2, б.2, так как эти интервалы требуют большой интонационной чёткости и способствуют развитию устойчивости интонирования. Одним из самых трудных упражнений является длительное интонирование на одной ноте, особенно при смене аккордов в сопровождении: дети начинают то повышать, то понижать звук. В этом случае можно помочь интонированию движением руки. Для слухового укрепления ладотональности рекомендовано пение диатонических секвенций, с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов, интервалов. Пение мелодических оборотов необходимо чередовать с сопровождением инструмента и без сопровождения. После того, как интонация будет доведена до устойчивости, все упражнения полезно петь без сопровождения. Метод пения a capella воспитывает слуховое внимание, развивает музыкальную память. Активизации внутреннего слуха способствует пение вслух и «про себя», закрытым ртом.
Важно, чтобы работа над чистотой интонации в хоре сочеталась с воспитанием у детей выразительного, эмоционального исполнения. Воспитывая навык выразительного исполнения, внимания к пению, хормейстер обязан сам заинтересовать детей выразительным исполнением. В процессе обучения пению важны замечания хормейстера, предшествующие показу различных приёмов, которые бывают образные и обычные (прямые). Образные больше адресованы к детскому мышлению, особенно связанному с эмоциями. Требования руководителя усваиваются легче, если, например, пение на staccato сравнивается с капельками дождя, звук лёгкий – как весенняя капель, движение поступенно вверх – «шагаем смело», вниз –«спускаемся осторожно, ступеньки узкие» и т. д. В работе над точностью интонирования очень важно пробудить у детей чувство эмоционального сопереживания. Обращая внимание детей на красоту мелодии, выразительность музыкальной интонации. Развивая эмоциональность, непринуждённость исполнения, необходимо включать в репертуар русские народные песни, детские прибаутки без сопровождения, песни с использованием игрового момента.
Особо следует сказать об атмосфере доброжелательности в классе, желании помочь со стороны всех детей и обязательном поощрении ребёнка за малейший успех в пении.
По вопросу размещения неточно интонирующих детей в хоре существует много мнений. Одни учителя считают, что отстающих ребят надо посадить среди верно поющих. Другие предлагают их сажать отдельно, ближе к хормейстеру, чтобы они могли лучше слышать себя и соседей. Сидя впереди, дети получают возможность слышать сзади себя правильное пение, а дети, которые поют чисто, избавляются от необходимости напрягать внимание, слыша фальшивое пение.
Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся, хормейстер решает важные задачи: развитие музыкальных способностей всех детей и приобщение их к хоровому пению, формирование эстетического вкуса и повышение общей культуры.
1.Войнова чистоты интонации в пении дошкольников.-М.:АПН РСФСР,1960.
3. Развитие детского голоса.-М.: АПН РСФСР, 1963.
4. Музыкальное воспитание в школе.-М.: Музыка, 1976.-Вып.11.
Интонационная выразительность как главный компонент при обучении народной манере пения
Семейный ансамбль
Интонационная выразительность как главный компонент при обучении народной манере пения
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДМШ муниципального района Безенчукский Самарской области
«Интонационная выразительность, как главный компонент при освоении учащимся основных навыков звукообразования при обучении народной манере пения»
Составитель: Е. Л. Менибаева
Интонация (от латинского «интоно»— громко произношу)
Интонация- явление сложное, целостное. В ней выделяются следующие компоненты: сила голоса, пауза, темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость)
С проблемой плохого интонирования сталкивается любой преподаватель с первых шагов обучения детей пениюи на протяжении всего периода существования коллектива: «гудошников». С такими детьми очень сложно работать, и результаты, как правило, появляются далеко не сразу. В связи с чем многие преподаватели избегают работать с неточно интонирующими детьми, закрывая перед ними «двери в музыку». Поэтому систематические занятия с плохо интонирующими детьми, имеющими недостаточно развитый музыкальный слух, вокально-слуховые представления, должны стать необходимым условием правильной постановки обучения пению. Своевременное выявление причин неточного интонирования и устранение их с помощью определенных методов способствует тому, что ребенок начинает петь, правильно интонируя.
В ряде исследований установлена зависимость умения чисто интонировать от развития слуха и голоса, от владения певческими навыками – способности воспроизводить мелодию в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию, дикции. Не обладая устойчивыми навыками пения, такие дети плохо себя слушают, часто переходят на крик. Многие неверно поющие дети переносят манеру «разговорного голоса» в пение, то есть используют грудную манеру голосообразования. Таких детей называют «гудошниками». Ребёнок слышит, что он поёт не ту мелодию или отдельные звуки, а правильно спеть не может. В этом случае причиной неверного интонирования является отсутствие у таких детей верной координации между слухом и голосом.
Итак, существует несколько причин неверного интонирования в пении у детей:
1) Отсутствие восприятия и навыков воспроизведения мелодии;
2) Отсутствие певческих навыков;
3) Неумение пользоваться головным резонатором;
4) Низкий уровень развития звуковысотного слуха;
5) Отсутствие координации между слухом и голосом (т. е. слышит, но не может воспроизвести)
6) Отсутствие ладового чувства;
7) Неквалифицированное певческое обучение.
Методы развития чистоты интонации у детей
Но существует и другой, противоположный этому метод, когда учитель просит ребёнка пропищать на октаву выше примарных тонов, то есть сразу переключает его на фальцетную манеру звукообразования. Это умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо закреплять на последующих занятиях, пока оно не станет навыком звукообразования.
Значительное место в хормейстерской практике в распевании хора отводится интонированию м. 2, б. 2, так как эти интервалы требуют большой интонационной чёткости и способствуют развитию устойчивости интонирования. Одним из самых трудных упражнений является длительное интонирование на одной ноте,особенно при смене аккордов в сопровождении: дети начинают то повышать, то понижать звук. В этом случае можно помочь интонированию движением руки. Для слухового укрепления ладотональности рекомендовано пение диатонических секвенций, с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов, интервалов. Пение мелодических оборотов необходимо чередовать с сопровождением инструмента и без сопровождения. После того, как интонация будет доведена до устойчивости, все упражнения полезно петь без сопровождения. Метод пения a capella воспитывает слуховое внимание, развивает музыкальную память. Активизации внутреннего слуха способствует пение вслух и «про себя», закрытым ртом.
Важно, чтобы работа над чистотой интонации в сочеталась с воспитанием у детей выразительного, эмоционального исполнения. Воспитывая навык выразительного исполнения, внимания к пению, хормейстер обязан сам заинтересовать детей выразительным исполнением. В процессе обучения пению важны замечания преподавателя, предшествующие показу различных приёмов, которые бывают образные и обычные (прямые). Образные больше адресованы к детскому мышлению, особенно связанному с эмоциями. Требования руководителя усваиваются легче, если, например, пение на staccato сравнивается с капельками дождя, звук лёгкий – как весенняя капель, движение поступенно вверх – «шагаем смело», вниз –«спускаемся осторожно, ступеньки узкие» и т. д. В работе над точностью интонирования очень важно пробудить у детей чувство эмоционального сопереживания. Обращая внимание детей на красоту мелодии, выразительность музыкальной интонации. Развивая эмоциональность, непринуждённость исполнения, необходимо включать в репертуар русские народные песни, детские прибаутки без сопровождения, песни с использованием игрового момента.
Особо следует сказать об атмосфере доброжелательности в классе, желании помочь со стороны всех детей и обязательном поощрении ребёнка за малейший успех в пении.
По вопросу размещения неточно интонирующих детей в хоре существует много мнений. Одни учителя считают, что отстающих ребят надо посадить среди верно поющих. Другие предлагают их сажать отдельно, ближе к хормейстеру, чтобы они могли лучше слышать себя и соседей. Сидя впереди, дети получают возможность слышать сзади себя правильное пение, а дети, которые поют чисто, избавляются от необходимости напрягать внимание, слыша фальшивое пение.
Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся,хормейстер решает важные задачи: развитие музыкальных способностей всех детей и приобщение их к хоровому пению, формирование эстетического вкуса и повышение общей культуры.
Основная цель работы педагога над вокальной дикцией сводится к тому, чтобы научить детей петь осмысленно и художественно выразительно.
Нужно добиваться, чтобы слово в пении всегда произносилось с живыми интонациями родного языка, отсюда вытекает необходимость, обязательность сочетания интонационной выразительности при пении с фонетической чистотой и правильностью языка. Особенно показательна в этом смысле русская народная песня, которая не терпит душевной фальши. Слово, произнесенное в ней невыразительно, формально, погубит ее.
Детям необходимо понять свойства своего языка, для этого рекомендуются некоторые упражнения.
Предложенные упражнения способствуют активизации мышц губ, развитию подвижности языка. Четкость произношения распространяется не только на начальные согласные, но и гласные, стоящие в конце слова, губы при этом смыкаются активно. Все движения артикуляционного аппарата, мимика лица должна быть естественными.
Выполнять упражнения преимущественно за счет естественных движений нижней челюсти. Импровизировать, придумывая новые звукосочетания. Используя песенную фразу, предлагается ещё ряд упражнений, при помощи которых можно добиться чёткой и ясной дикции:
1. Проговаривать песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, свободно, без напряжения мышц, лица и гортани.
3. Произносить туже фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорными, идущими от слова посылом звука.
4. Петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука.
Для русской народной манеры звукообразования характерно натуральное открытое звучание голоса. У народных певцов связки смыкаются более плотно, чем у певцов академических, и в значительно большей степени используется грудной резонатор. Народное пение преимущественно грудное.
Главным методическим принципом в обучении народному пению является «разговорная» манера пения,то есть установка: «петь, как говоришь». С чем это связано? Дело в том, что наша разговорная речь насыщена различнейшими смысловыми интонациями, и «разговорная» манера пения подразумевает сохранение и передачу этих интонаций. Интонационная выразительность составляет основу искусства народного пения.
Отсюда вытекает первая методическая установка: артикуляционный механизм произношения слов в народном пении остается тем же, что и в разговорной речи, то есть во время пения необходимо сохранять строго разговорное положение рта, не делать ничего лишнего.
В разговорной речи, так же как и в пении, мы различаем тембр, повышение и понижение тонов, то есть высоту, регистры и диапазон голоса. Речь, как и пение, осуществляется только на основе дыхания.
Хорошо поставленная речь всегда певучая, звучная, мягкая, в ней есть тот элемент распевности, который при тренировке и систематическом развитии может помочь певцу легко перейти на естественное пение. В основе народного пения лежит та же свобода, непринужденность, которая отличает процесс разговорной речи. Дыхание при разговоре берут, задерживают и расходуют ровно столько, сколько нужно для определенной фразы. Речь несет в себе не только информацию, но и определенный интонационный смысл. Одно и то же слово, фразу можно произнести с различной интонацией, от чего изменится смысл этого слова, фразы.
Важная особенность народного пения: озвучивание, «огласовка» согласных. Суть в том, что между согласными появляются «скользящие» вставные гласные. Например, слово «обманула»при озвучивании будет произноситься: об (ы) манула. Важно научиться не выпячивать вставную гласную (ы, иначе звучание будет вульгарным. Техника исполнения «огласовки» сводится к тому, чтобы согласной придать лишь легкий или едва уловимый призвук вставной гласной, тогда согласная удобно и естественно зазвучит. Озвучивать согласные нужно сначала в медленном темпе, чтобы певец осознал этот прием, а язык привык к нему. Лишь затем можно переходить к скороговорочному способу их произношения.
Тема: «Интонация как выразительное средство исполнения народной песни. Работа над смысловой интонацией народных песен»
Возраст воспитанников: 12лет.
Тип занятия: закрепление и углубление знаний.
Цель занятия: Создание условий для личностной самореализации обучающихся в процессе исполнения народных песен.
— Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
— Развитие навыков коммуникативного общения;
— Расширение познавательной сферы участников ансамбля народной песни посредством изучения песенного материала Ивановской области.
— Освоение способов решения проблем творческого характера;
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
— Углубление знаний о понятии «песенная интонация»;
— Закрепление и расширение основных вокально-хоровых навыков;
Оборудование и технические средства обучения
Наглядные пособия: слайды
Ключевые слова: интонация, символика, жанр, традиция, обряд,
Рабочие материалы для обучающихся: концертные костюмы, шумовые инструменты (трещотки, бубен и пр.).
Материалы и оборудование,используемые педагогом: ноутбук,мультимедиа
Концертмейстер – музыкальный инструмент – баян
Цели для обучающихся:
— настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально).
Цели и задачи для педагога:
— создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;
— включить всех воспитанников в работу.
Методы организации работы:
— беседа, контактная игра.
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.
Цель для обучающихся:
— развивать мыслительную деятельность в ходе «мозгового штурма»
— оценить уровень практической подготовленности воспитанников, скорректировать их знания, смотивировать на активное восприятие нового материала;
-развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных знаний;
-развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.
Методы организации работы:
— речевые и вокальные упражнения;
— исполнение готового концертного номера;
Формы организации работы: фронтальная беседа, индивидуальная деятельность, коллективная…
Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешные ответы воспитанников, понимание ими связи вопросов и заданий с темой занятия; положительный эмоциональный фон занятия…
Педагог проводит «мозговой штурм»,в результате которого совместно с воспитанниками обобщает знания по данной теме и ставит цель на данное занятие:
— В октябре мы принимали участие в международном конкурсе «Роза ветров», г.Москва На конкурсе прозвучали два разножанровые песни: произведениях 1. Хороводная «Мы просо сеяли», Плясовая «Как за нашим за двором». На обсуждении члены жури сказали замечания, что два разные по жанру произведения прозвучали одинаково, как плясовые
Чтобы передать через речь любые чувства, мы используем смысловые интонации.
Сегодняшнее наше занятие будет посвящено…. песенной интонации, ее использованию в народных песнях различных жанров.
Давайте вспомним, как меняется смысл песни при изменении интонации, меняется манера исполнения. Для этого проведем упражнения,параллельно подготовим свой певческий аппарат к работе:
— Работа над дыханием
— проговорить скороговорку «Расскажите про покупки» по ролям с различными интонациями: ласково – раздраженно, требовательно – удивленно.
— Пропеть фразу «Я хороша, я пригожа»;
Но для того, чтобы глубоко и проникновенно звучали наши новые песни, нам необходимо учесть еще одну сторону значения интонации в исполнительстве. Хотите ли вы узнать, что еще может помочь в правильной расстановке интонации в народной песне?
Основной песенный источник – речевой.
Музыкальная интонация черпает свою выразительность из многих источников. Один из самых богатых, как вы уже знаете, это речевая интонация. Представим беседу на незнакомом языке. Что можно узнать? Резюмируются ответы детей – исходя из речевой интонации, можно в общих чертах понять характер разговора. Но смысл иностранного текста уловить будет сложно, потому что мы не понимаем его перевода, значения слов.
Из ранее изученных нами песен плясовая «Как за нашим за двором» наиболее ярко раскрывает роль интонации в показе характеров героев и событий. В ходе занятия педагог, предлагает обратить внимание на чистоту интонирования. А так же на характерное и образное исполнение песни.
Таким образом, интонация как выразительноесредство и основная идея песни опирается:
1. На характер человека, характер событий
2. На знание места исполнения песни в том, или ином обряде, контексте событий.
3. На знание символики, кодировки отдельных слов песни.
То есть, смысловая интонация тесно связана с лексикой, символикой, знанием истории культуры и народного фольклора.
«Природная аптека» Видовое разнообразие родного края (региональный компонент) На территории нашей малой родины в естественных условиях произрастает великое множество лекарственных растений, которые являются составной.
Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы,.
Фотозарисовка «Капельки дождя, как украшения подаренные природой. Региональный компонент» Вчера у нас целый день шел дождь. А, как хороша природа после дождя. Вокруг деревья, кустарники, цветы, стряхивают с себя оставшиеся капли.
Картотека психогимнастических этюдов на выразительность жеста и эмоций Картотека психогимнастических этюдов на выразительность жеста и эмоций 1. Это я! Это мое!Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая.
Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)» При реализации индивидуального образовательного маршрута перед нами возникла необходимость подобрать, различные средства, которое бы в полной.
НОД по познанию в средней группе «Птицы Удмуртии» региональный компонент НОД по познанию в средней группе «Птицы Удмуртии» (региональный компонент)[/b] Цели: •Расширение кругозора и представления об окружающем.
Педагогическое просвещение родителей дошкольников как компонент воспитательного потенциала семьи ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ Казакова Е. Н. Влияние родителей и воспитателей.
Региональный компонент. Тематическая неделя «Родной мой край Урал» Цель: продолжение знакомства с родным краем, жизнью уральского писателя и приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству.
Сценарий окружного конкурса «Воспитатель года — 2019» региональный компонент Звучат фанфары. Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги и дорогие гости! Давайте поприветствуем друг друга на самом творческом мероприятии,.