интонировать голосом что это
Интонировать голосом что это
Урок 3. ИНТОНИРОВАНИЕ (СУТЬ ГОЛОСА)
Перестройка дыхания невозможна без перестройки мышления.
В упражнениях третьего урока мы должны сделать следующий шаг в формировании психоакустической модели извлечения звука. Именно теперь, когда мы разобрались в самом главном — в том, что звук не связан с физическими усилиями, — мы должны сделать важный шаг в развитии своего голоса. Это произойдет, если мы научимся поднимать тон без физических усилий, так же, как это мы делали при выработке примарного тона. Еще раз напоминаю о главном: во время упражнений мы думаем не о голосе и его громкости, пускай он будет еле-еле слышным, а об «открытии гортани», о расслаблении произвольной мускулатуры тела — и о малом», поверхностном дыхании. Только это поможет сформировать правильную, психоакустическую модель голоса. В дальнейшем голос будет вас слушаться и откликаться на любой ваш приказ: быть громоподобным или нежнейшим, как пушинка, и не теряющим тембральных красок.
Прежде чем начать упражнения по выработке навыка интонирования, напомню три основных положения органов речи.
Вспоминаем три основных положения рта.
Первое основное положение: рот закрыт. Кадык опущен, гортань открыта. Одна рука на груди, вторая рука (ладонь) на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. Дыхание (придыхание) — во «второй нос».
Второе основное положение: рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос звучит сквозь зубы). Кадык опущен, гортань открыта. Дыхание (придыхание) — во «второй нос». В этом случае голос очень близок к естественному. Внимание «пробегает» по всему телу. Задача — не допустить физического напряжения.
Третье основное положение: рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинцу не пролезть), кадык опущен, гортань открыта. Дыхание (придыхание) — во «второй нос». Рука на груди. Во всех трех положениях попытайтесь почувствовать разницу в вибрационных ощущениях в груди.
Урок начинаем с упражнений по «открытию гортани» — 1–2 мин. Затем выполняем упражнения по установлению примарного тона — 2–3 мин. После этого приступаем к третьему уроку.
Минимальное время выполнения каждого упражнения — 1 минута.
Напоминаю, что все упражнения начинаются с легкого вдоха во «второй нос» и делаются всегда в трех положениях рта в указанной последовательности: закрытый, полузакрытый, открытый. Для того чтобы эффект от упражнений этого и последующих уроков был наибольшим, необходимо включить наше воображение. Например, надо представить себе, что вы находитесь в клинике, в больничный палате, и ваша челюсть забинтована так, что вы можете издавать только нечленораздельные звуки. Все ваше тело расслаблено. Вы хотите пить, и вам надо подозвать медсестру.
Общие правила при выполнении этих упражнений:
Темп упражнений — удобный для вас. Постепенно увеличивайте продолжительность звука. Это очень полезно во многих отношениях. Во-первых, лучше закрепляется навык, во-вторых, вам самим будет приятно ощущать вибрации в груди, а затем и во всем теле и, в-третьих, это полезно для здоровья.
Упражнение 1. Одиночный сигнал. Стон-просьба (звук, похожий на нечто среднее между «а-а» и «о-о»): одна рука на груди, другая выполняет жест, смысл которого: «Подойдите!». То есть при каждом поднятии тона вы свободной рукой делаете мягкий подзывающий жест и тем самым увеличиваете выразительность интонации за счет игры воображения.
Тон голоса вначале идет немного вверх, а затем опускается до удобного низкого уровня (ниже примарного тона). Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 2. Двойной сигнал. Интонация несогласия. Представьте, что вам вместо сока принесли молоко, и вы выражаете несогласие (двойной звуковой сигнал для передачи слов «не то, не то», похожий на «э-а»). Голос идет вверх и вниз в удобном диапазоне и темпе. Темп постепенно замедляется, а звуковысотный диапазон увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 3. Двойной сигнал с противоположным смыслом. Интонация согласия. Представьте, что вам принесли сок, и вы своей интонацией даете понять медсестре, что на этот раз она правильно поняла вашу просьбу (двойной звуковой сигнал для передачи слов «да-да», похожий на «ага»). Голос образуется так же, как и при несогласии, но интонация (смысловое значение) противоположная. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 4. Тройной сигнал. Укачивание ребенка в колыбели. Тон опускается, затем поднимается и снова опускается. Счет раз, два, три. Мысленно можно проговаривать: «Ба-ю-бай». Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 5. После того как вы почувствуете, что овладели этим ритмом, вы можете увеличить продолжительность укачивания до счета 7. Последний, седьмой, сигнал так же, как и в упражнении 1, приходится на понижение тона. Мысленно можно проговаривать: «Ба-ю-ба-ю-ба-ю-бай». Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Упражнение 6. Четырьмя короткими сигналами выражаете интонацию просьбы, после этого делаете короткое придыхание и повторяете упражнение. Формула: «вдох — а-а-а-а — вдох — а-а-а-а» и так далее. После того как система будет освоена, вам будет достаточно проделать это упражнение несколько секунд — и голос будет настроен. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.
Эти упражнения очень полезны для разработки резонансной системы голоса. Последнее из этих упражнений Шаляпин использовал для быстрой настройки голоса перед выступлениями.
Упражнения повторить 2–3 раза.
Общее время выполнения 6 упражнений — 15–30 мин.
Основная ошибка при выполнении этого упражнения — переход на «пение» и соответствующее этому подключение голосовых связок. Смысл же упражнения — в интонировании примарного тона. Нельзя также произносить никаких членораздельных звуков (мы еще находимся на доречевом уровне!). Если связки все-таки подключаются, нужно прекратить выполнение упражнения и сделать первое упражнение из второго урока — заново запустить примарный тон. Затем вновь переходить к интонированию.
Для правильного выполнения упражнений интонирования необходимо использовать мысленный образ — как можно отчетливей представлять себе соответствующую ситуацию. Без внутреннего наполнения голос останется «сухим» и невыразительным. В этом, как вы помните, и состоит третий «секрет» освобождения голоса.
Урок, посвященный интонированию, я считаю самым важным в методике. Соответственно, я работал над ним особо и посвятил именно ему львиную долю от общих временных затрат на изучение методики. Переходить к следующим урокам я рекомендую только после того, как все упражнения этого урока будут получаться у вас практически идеально (проверка — 3 способа получения обратной связи). Причем не только в статическом положении тела, но и во время неспешной ходьбы. Так как громкость при выполнении этих упражнений не требуется, то заниматься можно вполне комфортно, просто прогуливаясь в ближайшем парке.
Поздний вечер. Идет девушка по лесу. Вдруг слышит:
— Лежать. Ползком ко мне!
Девушка в ужасе ложится и ползет туда, откуда был слышен голос. Выползает на полянку, видит — там мужик:
— Девушка! Вам что, плохо? Я тут с собакой занимаюсь, смотрю — вы ползете!
Возможно и дальнейшее совершенствование в рамках этого же урока. Я, например, впоследствии смог отказаться от постоянного использования руки на груди и руки на голове, так как стал ощущать наличие вибрации и без этих посредников.
Чем больше общаюсь с людьми, которые хотят усовершенствовать свои голос и речь, тем чаще слышу, что основным камнем преткновения является монотонность. Умение сделать свою речь интереснее и ярче, разнообразить интонации голоса нетрудно – нужно просто придерживаться некоторых правил. Что же такое интонирование? Как интонацию голоса повысить или понизить? Когда это нужно делать, чтобы сделать речь понятной и акцентированной?
Правило первое
Подумайте сами: основные функции пунктуации – это отделение и выделение, значит, в устной речи любой знак препинания связан с остановкой, паузой? Без сомнения, за редким исключением, знаки препинания – это указатели пауз! И каждому из них соответствует определённое тональное изменение.
Правило второе
Начнём, пожалуй, с того, как интонировать в речи точку. Согласно учебникам, «точка ставится в конце повествовательных предложений и обозначает их законченность». Как интонировать голосом то, что называется законченностью? Прежде всего, отчетливой паузой и понижением тона. Однако зачастую в абзаце, который выражает мысль, не одно повествовательное предложение. В этом случае все паузы, кроме последней, сокращаются, и понижение тона значительно меньше. Эффект законченности в интонации речи придаёт замедление темпа.
Например, предыдущие 4 предложения этого текста передают одну мысль: как интонировать точку. При этом значительно понижать тон и замедлять темп имеет смысл только на трёх последних словах. В данном случае относительно места понижения интонации речи разночтений нет, но не всё так безоблачно.
Как правильно интонировать, скажем, такую фразу: «Полицейские применили слезоточивые газы против демонстрантов и арестовали некоторых из них». Здесь интонация речи должна быть понижена явно не на последнем слове, а на последнем ударном слове! Таким образом, завершающая интонация речи, обозначающая конец высказывания, приходится на последнее ударное слово предложения, в противном случае, фраза повисает в воздухе и требует продолжения. Различная степень понижения – от очень глубокого, когда окончание фразы кладётся «на дно», до еле ощутимого, зависит от степени завершенности высказывания.
Правило третье про интонации голоса в вопросах
Перейдём теперь к вопросительному знаку. Он тоже ставится в конце предложения, и различают два вида вопросительных форм. Вопросительный смысл первого выражается словами: кто, где, когда, что, сколько, частицей «ли». Другой вид предложений не имеет вопросительных слов. Вопросительные слова сами поднимают предложения в степень вопроса и не нуждаются в особом интонировании:
– Откуда ты, молодость?
– А кто твои, молодость,
В жизни герои?
– Чем в мире дороги
Твои знамениты?
– А песня какая
С тобой неразлучна?
Интонация голоса почти не повышается.
А вот когда нет вопросительных слов, то предложение может прозвучать и невопросительно. Интонация голоса является главным критерием смысловой нагрузки. Попробуем, используя интонирование с повышением, применить к каждому слову в упражнении:
«Мимозы Мила маме купила»
Мимозы (а не тюльпаны) Мила маме купила?
Мимозы Мила (а не кто-то другой) маме купила?
Мимозы Мила маме (а не сестре) купила?
Мимоза Мила маме купила (а не привезла с дачи)?
Соответственно, именно повышение интонации голоса сообщает собеседнику о том, какой именно ответ вы хотите получить. При этом чем острее ставится вопрос, тем сильнее повышение интонации голоса и более продолжительная пауза по окончании предложения. Впрочем, существуют вопросительные предложения, которые звучат не с повышением, а с понижением интонации голоса, например:
– Ну, не безобразие ли это?
– Не обидно ли?
По сути, в этих вопросах больше утверждения, чем вопроса, вот почему так происходит.
Правило четвёртое
Помимо этого, помните, что даже если вы читаете, а не пересказываете свой текст для аудиозаписи или публично на презентации, совещании, со сцены, стройте его таким образом, чтобы после утверждения чего-либо следовал вопрос. Именно вопросы обостряют внимание слушателя, потому что меняется интонационная структура. В начале пути к яркой, разнообразной речи очень желательно освоить интонационно-логический анализ текста.
Желаю поскорее начать применение этих знаний, чтобы избавиться от монотонности!
Интонация (интонирование) – понятие интонации в музыке отличается от общепринятых понятий интонаций разговорной речи (вопросительных, повествовательных, восклицательных). Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение звуков по высоте. Проще говоря – это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты.
Некоторые люди от природы наделены чистой, почти инструментальной интонацией. Другие интонируют хорошо, с небольшими погрешностями, которые поддаются коррекции. Есть и те, кто испытывает большие трудности с интонированием и точным попаданием в ноты.
Есть несколько факторов, которые влияют на чистоту интонирования. Психологи (и я полностью присоединяюсь к их мнению) считают, что неточная интонация – это почти всегда неуверенность в себе и в том, что вы делаете.
Действительно, для точного интонирования необходимо хорошо знать мелодию песни (быть в ней уверенным), текст, быть уверенным в своём голосе. Это – психологическая составляющая чистого интонирования. Образно выражаясь, можно сказать, что завышение нот – это осторожная, неуверенная ходьба на цыпочках. Занижение, наоборот, грузная небрежная поступь или даже топот))..
Есть и физиологические особенности, влияющие на чистоту интонации: возрастные изменения (например, период мутации), музыкальная память, музыкальный слух, чувство ритма, певческое дыхание (отсутствие поставленного певческого дыхания сказывается на чистоте интонации, особенно при исполнении длинных нот в конце фразы – они просто «плывут»).
Методы борьбы с неточной интонацией:
1. Изучение музыкальной грамоты;
2. Постоянный самоконтроль;
3. Многократное прослушивание изучаемого материала (причём, бывает так, что учат песню, постоянно подпевая исполнителю – этого делать на начальном этапе выучивания нельзя!)
Интонировать голосом что это
Регент запись закреплена
♪♫♪♪ Библиотека Регента ♫♪♪♫ Церковный Хор ♫♪♪
ИНТОНИРОВАНИЕ В ХОРЕ
Слово интонация имеет два основных значения:
· Совокупность звуковых средств человеческой речи, способствующая раскрытию смысла самой речи; изменение высоты звучания голоса при произношении слов (речевая интонация).
· Чистота исполнения, чистота строя, основанная на точных звуковысотных соотношениях.
В хоровом пении под интонацией понимается точное воспроизведение высоты звука голосом.
Первой и основной задачей каждого дирижера в области музыкально-технических навыков и знаний является повседневная забота о выработке у всего хора чистоты интонирования – верного и выразительного исполнения мотива, мелодии.
Музыкальная интонация, музыкальный строй – это не что-то статичное, раз и навсегда установившееся. В процессе музыкального исполнительства величина интервалов не остается постоянной, а все время колеблется в зависимости от конкретных условий, в которых находится интервал.
“С интонационной точки зрения каждый интервал достигается слухом, а мелодия в сущности есть выявление интервалов.” Б. Асафьев.
Для чистоты интонирования необходимо развитие вокальных, слуховых ощущений и навыков. Эти ощущения развиваются не сами собой, а лишь в процессе самой деятельности, которая требует развития этих представлений.
Самые элементарные формы такой деятельности – это пение и подбирание по слуху.
1-й этап развития внутреннего слуха наиболее естественно строить опираясь на пение.
Выработка навыков чистого интонирования и ладово-гармонического строя в хоровом пении зиждется исключительно на основах т.н. натурального строя. Сущность его заключается в том, что в любом тоне уже заложены в определенной последовательности в виде обертонов все остальные звуки натурального звукоряда.
На основе научных данных акустики существует наглядная таблица, в которой обозначены относительная высота и порядок определенных обертонов, следующих от основного тонического звука.
Основные интервалы в звукоряде натурального строя по такой таблице составляют:
Особенно точно в натуральном звукоряде звучат интервалы чистых квинты и кварты, как в мелодическом, так и в гармоническом исполнении.
Одиннадцатым и двенадцатым и последующими обертонами принято считать интервал малой секунды, но на самом деле последующие интервалы, становясь все уже и уже, занимают промежуточное положение между зонами малой секунды и чистой примы.
Малая секунда – самый неустойчивый и опасный интервал. При интонировании малых секунд необходимо обращать внимание на ладогармоническое тяготение. Наилучшее упражнение в интонировании больших и малых секунд – пропевание мажорных и минорных звукорядов (а также их составляющих – трихордов, тетрахордов).
Не стоит в работе с хором ориентироваться на звучание фортепиано, т.к. в равномерно-темперированном звукоряде (по которому настраиваются эти инструменты), в отличие от натурального, обертоны, более отдаленные от 1-го (начиная с 7–9-го и далее, т.е. интервалы уже большой терции), звучат неточно.
В натуральном же строе эта высотно-слуховая особенность звучания составляет, с одной стороны, трудность, а с другой – художественную выразительность хорового пения.
По законам акустики и возможностям слуха ближайшие обертоны, составляющие чистые октаву, квинту и кварту, могут и должны составить основу для выработки в хоре вокально-слуховых навыков чистого интонирования.
В любом, даже начинающем смешанном хоре, пение одноголосных песен или специальных упражнений связано с унисоном или октавным унисоном, т.е. удвоением женских голосов мужскими, поющими ту же мелодию октавой ниже. Такое соотношение всегда будет звучать даже у начинающего хора относительно чисто.
Строй хора – это чистота интонирования в пении.
Говоря о хоровом строе мы имеем ввиду совокупность таких понятий как строй мелодический (горизонтальный) – строй отдельной хоровой партии и гармонический (вертикальный) – или общехоровой.
Горизонтальный строй – пение отдельной хоровой партии.
Работа над чистотой мелодического интонирования в хоровом коллективе – основа для создания интонационного ансамбля хоровой партии. В процессе разучивания произведения (особенно трудных новых партитур) хормейстер должен провести тщательные занятия с каждой партией, добиваясь не только воспроизведения нотного и литературного текста, но и выработки устойчивых вокально-технических навыков и развития вокально-слуховых ощущений. При этом каждый певец и вся партия должны хорошо знать свой нотный и литературный текст, сохраняя в исполнении чистоту интонирования на основе логики интонационного мышления, ладово-гармонической взаимосвязи и тяготения, сохранения четкой метроритмической и темповой организации отрезка, части и произведения в целом. Такая работа и обеспечит достижение необходимого интонационно чистого ансамбля каждой хоровой партии.
По вопросам интонирования в научно-теоретических исследованиях и в практике хоровой работы существует ряд мнений. Есть два подхода к мелодическому строю. С одной стороны это интонирование ступеней лада, с другой – интонирование интервалов.
Интонирование ступеней лада.
Каждая ступень гаммы обладает разной трудностью интонирования в зависимости от степени ее устойчивости или не устойчивости. В связи с этим мы можем интонировать ступени лада.
Одним из самых авторитетных мнений по данному поводу является мнение П.Г.Чеснокова.
Советы П.Г.Чеснокова, высказанные и обобщенные в виде системы определенных закономерностей в интонировании интервалов, близки по своей сути к теоретическим законам строя и интонирования интервалов.
Интонирование звуков натуральной мажорной гаммы.
При движении вверх
I ступень интонируется устойчиво
IV — с тенденцией к понижению
V — чисто, с тенденцией к повышению
VII — высоко
При движении вниз
VIII (I) ступень интонируется устойчиво
V — чисто, устойчиво
I — с тенденцией к повышению.
Интонирование звуков натуральной минорной гаммы
Все ступени минорной гаммы, включая тонику, весьма неустойчивы и их нужно рассматривать в связи с параллельным мажором.
При движении вверх
I ступень должна интонироваться высоко, она неустойчива сама по себе, слышится как VI ступень мажора.
II ступень интонируется высоко
VIII (I) интонируется устойчиво
I — ровно, устойчиво.
В практике пения а капелла выработался ряд практических указаний на способы интонирования не только звукорядов мажора и минора, но и отдельных интервалов.
Рекомендуется чистые интервалы интонировать устойчиво, большие – интонировать широко, малые – узко. Эти указания не исчерпывают всех явлений хорового строя, но помогают певцам преодолеть трудности интонирования в пении.
Диатонический полутон (ми-фа или си-до) в восходящем движении интонируется низко, а хроматический полутон (до-до#) интонируется высоко. В нисходящем движении – наоборот.
Появление в партитуре альтерированных звуков (появление случайных знаков) должно быть осмыслено в связи с особенностями гармонической структуры произведения. Наличие в партитуре альтерированных звуков может быть связано как с разновидностью лада, так и с переходом в другую тональность, и интонирование их должно различаться.
Определенный уровень, достигаемый в результате работы над чистым интонированием по горизонтали, служит основой и для чистоты гармонического строя по вертикали. В выработке навыков гармонического строя необходимо руководствоваться слуховым ощущением ладового построения и взаимосвязи отдельных партий, их функций в общем гармоническом звучании хора.
Гармонический (вертикальный) или общехоровой строй складывается из суммы унисонов. В связи с этим каждый звук хоровой партии несет определенную нагрузку в звучащем аккорде.
Для гармонического выстраивания большое значение имеет расположение аккорда. Наиболее благоприятно в женском и детском хоре тесное расположение, в мужском и смешанном – смешанное (широкое между нижними голосами, тесное между верхними).
Нижний голос имеет функцию фундамента, поэтому для выстраивания лучше, когда бас находится на достаточно большом расстоянии от остальных голосов
Приступая к выравниванию интонации в аккорде, необходимо вспомнить об акустических законах натурального строя и свойствах обертонов. Выстраивание аккорда следует осуществлять на фермате по руке дирижера. Вначале выстраиваются голоса (хоровые партии), составляющие в одновременном звучании приму или октаву (унисон или октавный унисон). Затем – следуя таблице обертонов – чистая квинта, чистая кварта. В последнюю очередь звучание чистых интервалов “заполняется” большой или малой терцией (а в септаккордах – присоединяется септима или секунда).
Зависимость интонации от фактуры хорового произведения
Чистота интонирования в пении зависит не только от интервального и ладофункционального строения мелодического или гармонического оборота, но также и от целого ряда других причин, из которых наиболее существенны следующие:
1. Метроритмическая структура и степень ее сложности: сложные ритмические движения осложняют интонирование.
2. Гармоническая структура изложения: чем яснее, проще гармонический язык, тем легче хору интонировать.
3. Голосоведение: плавное голосоведение облегчает интонирование, наличие скачков, неправильное разрешение звуков аккорда – усложняет.
4. Темп: в спокойных темпах интонирование менее затруднительно, нежели в быстрых.
5. Тесситурные условия: в крайних высоких и крайних низких регистрах чистое интонирование труднее, нежели в пределах рабочего диапазона.
Этим, однако, не исчерпываются моменты, влияющие в той или иной степени на строй хора. Дикция – вокальность литературного текста, дыхание – короткое или длинное, быстрота перемены дыхания, вид хорового ансамбля и т. п., акустические особенности помещения и даже выбор тональности для хорового произведения – все это может влиять на степень трудности хорового строя, т. к. известно, что одни тональности для хора более удобны, другие менее удобны.
Интонационный настрой хора вырабатывается путем пения различных мелодических и гармонических упражнений в унисонном или октавно-унисонном расположении с включением разнообразных интервалов, обязательно с ясным ощущением их ладотональных функций.
Следует обращать внимание на одновременное и точное попадание в ноту, добиваясь определенной позиции звука, правильного взятия, расходования и смены дыхания, четкого произношения букв и слогов и выполнения других элементов вокальной технологии.
Интересны советы М.И.Глинки, касающиеся вокальной техники и интонирования:
1. Попадать прямо в ноту, без “подъезда”. Сначала настраиваем ухо (внутренний слух), затем – поём.
2. Обращать больше внимание на верность, а потом на непринужденность голоса.
3. Петь не громко, не тихо, но вольно (свободно, приятно, с удовольствием).
4. Взяв ноту, держать ее в ровной силе, не делая crescendo (что гораздо труднее и полезнее).
В достижении чистого интонирования любой мелодии или любого сочетания интервалов следует находить логику интонационного мышления, ощущение ладово-гармонической основы, четкой ритмической организации, силы и динамики звучания, т.к. музыка – искусство интонируемого смысла.