инверсия цели это что
ИНВЕРСИЯ
Понятие «инверсия» было использовано в 1882 году французскими врачами – психиатром Ж. Шарко и неврологом М. Маньяном. В начале 1884 года Э. Глей пытался по-своему объяснить инверсию, исходя из бисексуальности человека. В начале ХХ столетия к проблеме инверсии обратился З. Фрейд, который в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) рассмотрел отклонения в поведении людей, имеющиеся в отношении сексуального объекта. Речь шла о мужчинах, сексуальными объектами которых были мужчины (гомосексуализм), и женщинах, для которых таким объектом являлись женщины (лесбиянство). Факт подобных отношений, то есть сексуальная ориентация человека на лицо собственного пола, получил название инверсии, а лица, придерживающиеся такой сексуальной ориентации, – стали называться инвертированными. Данное З. Фрейдом понимание инверсии нашло свое отражение на начальных этапах становления психоанализа.
Рассматривая поведение людей, склонных к инверсии, З. Фрейд выделил три типа инвертированных лиц: абсолютно инвертированные, сексуальным объектом которых могут быть партнеры только одного с ними пола, в то время как противоположный пол не является предметом их сексуального желания, оставляет их холодными или вызывает у них отвращение; амфигенно, периодически инвертированные (психосексуальные гермафродиты), сексуальным объектом которых могут быть лица как одинакового с ними, так и противоположного пола; случайно инвертированные, которые в условиях недоступности нормального полового общения или возможного подражания могут избирать сексуальным объектом лиц одинакового с ними пола и при этом получать удовлетворение. Во временном отношении инверсия может существовать, по З. Фрейду, с ранних лет жизни человека или проявляться на определенном этапе его психосексуального развития до или после половой зрелости. Инверсия может быть: постоянной, сохраняющейся у человека на всю жизнь; периодической – временно исчезающей и вновь повторяющейся; эпизодической, когда наблюдается колебание между нормальным и инвертированным сексуальным объектом.
До З. Фрейда многие врачи считали инверсию признаком дегенерации и говорили о врожденном характере ее. Это относилось особенно к постоянной инверсии, свойственной «абсолютно» инвертированным людям. Что касается периодической и эпизодической инверсии, то в этом случае выдвигалось объяснение, согласно которому инверсия может иметь приобретенный характер сексуального влечения. Одни врачи придерживались антропологической точки зрения, другие – патологической. Высказывались также соображения о том, что инверсия – это частный вариант сексуального влечения, предопределенный внешними условиями жизни (содержание в тюрьме, длительный военный поход, половая слабость и др.).
З. Фрейд отверг представления, в соответствии с которыми инверсия является исключительно признаком дегенерации. Подобные представления не принимали во внимание, на его взгляд, следующие обстоятельства: во-первых, «у древних народов на высшей ступени их культуры инверсия была частым явлением, почти институтом, связанным с важными функциями»; во-вторых, как показали некоторые исследователи, в частности немецкий сексолог И. Блох, инверсия распространена у многих примитивных народов, а понятие «дегенерация» применимо к развитой цивилизации.
Основатель психоанализа не разделял и анатомического объяснения возможности сексуальной инверсии в силу допущения бисексуальности, гермафродитизма, то есть наличия мужских и женских генитальных признаков у одного лица, так как полагал, что между психическим и анатомическим гермафродитизмом нет такой тесной связи, которая доказывала бы неизбежность инверсии.
Не удовлетворяла его и теория психического гермафродитизма, приверженцы которой полагали, что инвертированный мужчина чувствует себя женщиной, ищет мужчину и не может устоять перед очарованием, исходящим от мужских свойств, качеств тела и души. По мнению З. Фрейда, хотя это действительно так по отношению к части инвертированных, тем не менее вряд ли может считаться общим признаком инверсии, так как значительная часть инвертированных мужчин сохраняет психический характер мужественности. Так, у греков, среди которых встречались инвертированные мужчины, несомненно, обладавшие большим мужеством, любовь к мальчикам разжигалась не мужественным характером мальчиков, телесным приближением их к женскому типу и их женскими свойствами (потребность в помощи и наставлении, робость, сдержанность). По мере того как мальчики становились взрослыми, они утрачивали привлекательность в глазах мужчин и прекращали быть для них сексуальным объектом. Предлагающая себя инвертированным мужская проституция также свидетельствует о том, что инвертированные мужчины ищут в своем сексуальном объекте проявление женских психических черт, а женские манеры и соответствующая одежда представителей мужской проституции не оскорбляет их идеал.
В противоположность этим точкам зрения З. Фрейд исходил из психологического объяснения инверсии, считая, что инвертированные люди в более позднем возрасте «проделали в детстве фазу очень интенсивной, но кратковременной фиксации на женщине (большей частью на матери), по преодолению которой они отождествляют себя с матерью и избирают себя самих в сексуальные объекты». Так, инвертированные мужчины ищут похожих на них самих в юношеском возрасте мужчин, которых хотят любить так же, как любила их мать. Инвертированные женщины требуют женственности от своих сексуальных объектов. И те и другие воспроизводят психический механизм, благодаря которому у них появилась инверсия: их навязчивые устремления к лицам одного с ними пола оказываются обусловленными их беспокойным бегством от лиц противоположного пола. У инвертированных людей преобладают «архаические конституции и примитивные психические механизмы». В конечном счете психологическое объяснение инверсии сводилось З. Фрейдом к следующему: «Психоанализу кажется первичной независимость выбора объекта от его пола, одинаковая возможность располагать как мужскими, так и женскими объектами, как это наблюдается в детском возрасте, в примитивных состояниях и в эпохи древней истории; и из этого первичного состояния путем ограничения в ту или другую сторону развивается нормальный или инвертированный тип».
На основе психологического рассмотрения инверсии З. Фрейд пришел к выводам, согласно которым: между сексуальным влечением и сексуальным объектом нет такой прямолинейной связи, как она представляется на первый взгляд; сексуальное влечение сначала не зависит от объекта и не обязано ему своим возникновением; среди факторов, оказывающих влияние на выбор сексуального объекта, важную роль играет сексуальное запугивание в детстве; отсутствие сильного отца в детстве нередко благоприятствует инверсии; отсутствие одного из родителей (смерть, развод, отчуждение), после чего оставшийся родитель привлекает к себе всю любовь ребенка, создает возможность для возникновения инверсии; одни инвертированные относятся к своей сексуальной ориентации как к чему-то само собой понятному и отстаивают ее равноправие наряду с нормальной сексуальной деятельностью; другие – ощущают инверсию как болезненную навязчивость, и их сопротивление этой навязчивости может составить условие, благоприятствующее терапевтическому воздействию психоанализа.
В современной психоаналитической литературе вместо термина «инверсия» используется понятие «гомосексуализм», но содержательное понимание З. Фрейдом самого явления учитывается в процессе исследовательской и терапевтической деятельности.
* * *
Изменение последовательности участков одной хромосомы за счет инверсии (перевертывания) во время мейоза участка хромосомы на 170 градусов, которое может возникнуть после двух ее разрывов.
Инверсия Значимости (ИЗ)
Инверсия значимости с точки зрения гендерной психологии
Инверсия значимости (ИЗ) – это явление в отношениях мужчины и женщины, которое характеризуется резким нарушением баланса значимости партнеров. Причем уровень значимости падает до нуля. А так как это единая величина для обоих партнеров, то если значимость одного партнера падает до нуля, то другого становится равна 100%.
Само понятие «инверсия» предполагает, что изменения затрагивают все сферы отношений, как бы переворачивая их с ног на голову, делая «черное» «белым», а «белое» «черным». Ранее обожаемый мужчина становится отвергнутым, а то и вызывает презрение или ненависть. А отвергнувшая его женщина, которая давно уже не пробуждала у мужчины пылких чувств, вдруг становится для него значимой, не просто желанной, а жизненно необходимой.
Это достаточно распространенное явление часто приводит пострадавших от него людей в состояние растерянности, глубокой подавленности, а то и депрессии. Попробуем разобраться в сущности инверсии значимости, ее последствиях и причинах.
В основе любых межличностных отношений, тем более отношений пары, лежит взаимная потребность людей друг в друге. И, чем больше мы нуждаемся в своем партнере, тем более он для нас значим, и выше уровень нашей зависимости от него. Нам без него плохо, скучно, мы стремимся к общению, к контактам и т. д. А когда речь идет о длительных отношениях мужчины и женщины, то ситуация дополняется еще и гендерным фактором – зависимость носит не только психофизиологический (влюбленность, сексуальные потребности), но и социально-культурный характер.
Таким образом, только вступающие в отношения молодой человек и девушка обычно имеют обоюдно высокую значимость. Ну, по крайней мере, стремятся стать значимыми. Хоть бывает, что мужчина вступает в отношения с низкозначимой женщиной и со старта относится к ней почти равнодушно.
Если же уровень этой значимости достаточно высок у обоих партнеров, то зависит он от множества факторов, в том числе, и от сексуальных потребностей. Именно «в том числе». Эти потребности могут эпизодически доминировать, но молодой человек не менее девушки нуждается в заботе, ласке, внимании, поддержке, общении. Но, кроме этого, он хочет чувствовать себя сильным и доминантным мужчиной, а это возможно, только если рядом слабая женщина, которую надо защищать. Доминирование играет ведущую роль в восприятии мужчиной своей гендерной роли, без него невозможна нормальная самоидентификация представителя сильного пола.
И девушка, с которой молодой человек желает установить длительные отношения, очень способствует этому. Потому что она тоже хочет видеть рядом с собой сильного, уверенного в себе брутального мужчину-защитника, без которого невозможна ее женская идентификация. Ее поведение подстраивается под потребности, она старается выглядеть нежной, слабой, женственной, нуждающейся в защите.
Следовательно, на первом этапе длительных отношений молодые люди получают то, что хотят, и их взаимные требования и ожидания совпадают. Эти требования/ожидания в социальной психологии называются экспектации, и их совпадение или несовпадение во многом определяют качество отношений. В интересующем нас случае с инверсией значимости взаимные экспектации тесно связаны с представлением о содержании гендерных ролей, которые сформировались исторически.
Нарушение баланса в отношениях и предпосылки инверсии значимости
Возникший баланс в отношениях и взаимная высокая значимость могут продлиться какое-то время, есть счастливые пары, которые умудряются их сохранять и поддерживать долгие годы. Но речь не о них. А о тех, для кого такое взаимное принятие партнеров временное явление.
Доминантный (или стремящийся им быть), уверенной в своей маскулинности мужчина уже не считает нужным каждодневно доказывать это женщине. Ведь она и так с ним. К тому же, чувствуя снижение интереса своего партнера, женщина пытается поднять уровень своей значимости способами, характерными для ее гендерной роли: старается угодить мужчине, избегает конфликтов, демонстрирует свою любовь и верность. И этим еще больше убеждает партнера в его мужской неотразимости.
А молодой человек все меньше считается с интересами партнерши, становится груб, больше времени проводит с друзьями, а то и заводит мимолетные связи, То есть наслаждается своей доминантностью. И с каждым днем все больше не соответствует ожиданиям женщины, которая всеми силами старается удержать партнера в рамках своих экспектаций. Что, как правило, не замечает молодой человек, так как на этом этапе, он мало интересуется проблемами своей женщины и ее эмоциональным состоянием. Поэтому грядущий разрыв и становится для него неожиданностью.
А когда его партнерша осознает невозможность сохранить свою значимость для мужчины, то у нее возникает «эмоциональный перегрев», начинается состояние фрустрации, а затем срабатывает инстинкт самосохранения, появляется четкое осознание невозможности сосуществования с ранее любимым человеком, его значимость падает. Изменения в ее эмоциональном состоянии и в отношении к партнеру накапливаются постепенно, но наступает момент, когда вступает в силу известный закон «перехода количественных изменений в качественные», значимость ранее любимого мужчины рушится одномоментно, и женщина уходит.
Разрыв отношений приводит к резкому изменению баланса и инверсии значимости – молодой человек словно прозревает, и девушка вновьприобретает высокую значимость. В первую очередь, как объект, без которого невозможно не только доминирование, но и исполнение гендерной роли вообще.
Этот эффект часто настолько неожиданный, что потрясает мужчину, он стремится вернуться в утраченную зону комфорта, вернуть женщину, ценность которой вдруг осознал. Он совершает массу действий для этого, мечется, делает глупости, устраивает истерики. Но его попытки вернуть утраченную партнершу редко бывают успешными. Так как ноющий и унижающийся мужчина для нее еще менее значим, чем самовлюбленный доминант.
Последствия инверсии значимости
Инверсия значимости, которая сопровождает разрыв отношений, имеет тяжелые последствия для обоих партнеров.
— резко понижается самооценка;
— возникает чувство растерянности и фрустрации из-за утраты зоны комфорта и невозможности вернуть объект, необходимый для самоидентификации;
— понижение общего эмоционального тонуса вплоть до депрессии;
— социальная дезадаптация, которая часто проявляется в утрате интереса к работе, сфере общения, злоупотреблении алкоголем и т.д.
— понижение самооценки, потеря веры в собственную привлекательность вплоть до утраты гендерной идентичности;
— утрата веры в возможность прочных отношений с мужчиной, вплоть до полного отказа от них;
— понижение эмоционального тонуса, проявления депрессии;
— страх перед новыми привязанностями.
Даже если инициатором разрыва является женщина, если в отношениях с партнером-доминантом ей пришлось примерить на себя роль жертвы, то ИЗ все равно для нее источник сильной психической травмы. Так как она не только покинула зону комфорта, но и потеряла любимого мужчину, как идеал, как своего защитника и опору. В одном старом романсе есть очень хорошие и правильные слова: «Как страшно, если вдруг тебя разлюбят, еще страшней, когда разлюбишь ты».
Вопросы без ответов
Для молодых людей, попавших в ситуацию инверсии значимости, она кажется абсурдной, совершенно нелогичной, вызывающей недоумение. Да и у сторонних наблюдателей появляются вполне закономерные вопросы.
С чем связан возникший дисбаланс значимости, если мужчина и женщина нуждаются друг в друге и тяжело переживают разрыв? Причем и мужчина испытывает чувства к партнерше, но почему-то осознает их только после расставания.
Почему мужчина так стремится повысить свой статус доминанта и самоутвердиться за счет партнерши, если его значимость в ее глазах и так высока?
Почему женщина часто долго терпит давление и пренебрежение со стороны доминанта и соглашается на роль жертвы?
Ответы на эти вопросы надо искать не в ситуативных ссорах, взаимном непонимании и несходстве характеров, а в глубинных социально-психологических причинах конфликта.
Причины инверсии значимости: гендерный подход
Версий по поводу причин, которые приводят к инверсии значимости много. Пожалуй, одна из первых и наиболее традиционная – биодетерминистская. Еще со времен З. Фрейда любые проблемы в отношениях между полами принято считать биологически обусловленными.
С точки зрения сторонников биодетерминизма, инверсия значимости – это патология, как и любая инверсия в психологии полов. Она является закономерным следствием отношений между партнерами с невротическими отклонениями: невротиком-садистом и невротиком-мазохистом.
Правда, в этом случае непонятно, почему невротик-мазохист – женщина-жертва, удовлетворяющая свои патологические потребности с невротиком-садистом, идет с ним на разрыв. Хоть, следует признать, что элементы садо-мазохизма в ситуации, приведшей к инверсии значимости, имеются.
Более правильным, на наш взгляд, является гендерный подход, объясняющий ситуацию ИЗ, исходя из содержания гендерных ролей.
Причина любого конфликта – противоречие. И в данном случае мы имеем дело с противоречием между стереотипами гендерного поведения, сформировавшимися в течение даже не столетий, а тысячелетий, и реалиями современной жизни.
Одним из признаков современной культуры, доставшимся нам в наследство от предков, является андроцентризм, то есть ориентация общества на мужские нормы и тип бытия. Женская же реальность рассматривается как второстепенная, менее значимая, подчиненная.
Вступая в длительные отношения с женщиной, то есть, полностью войдя в свою гендерную роль, ряд мужчин стараются не только быть доминантами, но и вести себя так «как принято» в андроцентристском обществе. С этим связано их игнорирование женских интересов, женских проблем (они же женские, значит, малозначимые) и демонстрация своего доминирования.
Страдает от этого находящаяся рядом женщина, тем более, если она не менее социально активна, чем партнер, неплохо зарабатывает и способна себя содержать. А ее попытки выглядеть слабой, подчиняться и показывать свою заинтересованность и любовь выступают в роли своеобразных триггеров, включающих «форсаж» демонстрации мужской доминантности.
Разрыв отношений, инициированный именно «слабой и зависимой» субдоминантной женщиной – это разрушение гендерных стереотипов. Поэтому он вызывает шок, кажется мужчине невозможным, абсурдным. Потому и бросается он вдогонку за женщиной, с которой он чувствовал себя настоящим доминантом.
Да, глубинные причины инверсии значимости – неумеренное стремление мужчины к доминированию и согласие женщины с таким поведением, по крайней мере на первых этапах отношений. Но доминирование – принятый и поощряемый в обществе тип мужского поведения. Да и женщина предпочитает жить с сильным партнером. Более того, успешные, длительные отношения без мужского лидерства невозможны. Поэтому дело не в самом доминировании, а в форме его проявления и в объективных основаниях для демонстрации мужчиной своей позиции.
Невозможно быть сильным, успешным лидером, не учитывая потребности ведомого. А если мужчина ничего, кроме грубой, показной демонстрации своей власти, женщине предложить не может, их совместное существование будет недолгим.
P.S. Копирование материалов сайта refactory.pro запрещено! Все ресурсы сайта refactory.pro, включая текстовую, графическую и видео информацию, структуру и оформление страниц, защищены российскими и международными законами и соглашениями об охране авторских прав и интеллектуальной собственности (статьи 1259 и 1260 главы 70 «Авторское право» Гражданского Кодекса Российской Федерации). Использование любых материалов сайта, включая статьи, фотоматериалы и изображения, разрешено только с согласия владельца ресурса refactory.pro.
Изменено 5 февраля, 2018 пользователем Ruter
Инверсия: навык мышления, которому вас никто никогда не учил
Древние философы-стоики, такие как Маркус Аврелий, Сенека и Эпиктет, регулярно выполняли упражнение, известное как premeditatio malorum, что переводится как «предопределённость плохого» (Ключевая мысль в работах Райана Холидея. Я узнал о «premeditatio malorum» при чтении его статьи «Практика негативной визуализации у стоиков». Его книги о стоицизме также хороши. Я рекомендую начать с «Препятствия — это путь» — прим.автора).
Цель этого упражнения состояла в том, чтобы представить себе негативные вещи, которые могут произойти в жизни. Например, стоики могли бы представить себе, каково это — потерять работу и стать бездомными или пострадать от травмы, быть парализованными, испортить свою репутацию, потерять статус в обществе.
Философы полагали, что, представив худший вариант развития событий заранее, они могут преодолеть свои опасения относительно негативного опыта и разработать более эффективные планы по их предотвращению. Хотя большинство людей были сосредоточены на том, как добиться успеха, стоики думали ещё и о том, как им удастся справиться с неудачей. Как сложатся события, если завтра все пойдёт не так? И как мы должны подготовиться к этому сегодня?
Такой способ мышления называется инверсией. Когда я впервые узнал о нём, я не понимал, насколько он может быть могущественным. По мере того, как я изучал его всё больше, я начал осознавать, что инверсия — редкий и полезный навык, который используют почти все великие мыслители для достижения своих целей (инверсия отличается от работы в обратном направлении или «начинания с конца». Эти стратегии преследуют одну и ту же цель, но подходят к её решению по-разному. Между тем, инверсия просит вас рассмотреть противоположность желаемого вами результата — прим.автора).
Как великие мыслители меняют статус-кво
В своей карьере немецкий математик Карл Якоби внёс важнейший вклад в развитие различных научных областей. В частности, он был известен своей способностью решать сложные проблемы, следуя стратегии muss immer umkehren или, в свободном переводе, «инвертировать, всегда инвертировать» (разнообразные математические учебники утверждают, что «инвертировать, всегда инвертировать» была одной из любимых фраз Якоби. Самый старый источник, который я смог найти, — «Бюллетень Американского математического общества», том 23, 1917. — прим.автора)
Якоби считал, что один из лучших способов прояснить ваше мышление состоит в том, чтобы решать математические задачи, представляя их в обратной форме. Он записывал противоположность задачи, которую пытался решить, и обнаружил, что решение часто приходит к нему легче.
Инверсия заставляет вас рассматривать аспекты ситуации, которые часто скрыты от ваших глаз. Что, если бы все было наоборот? Что, если я сосредоточусь на другой стороне этой ситуации? Вместо того, чтобы спрашивать, как что-то делать, спросите, как этого не делать.
Как пишет Джош Кауфман, «изучая противоположное тому, над чем вы работаете, вы можете определить важные элементы, которые не сразу очевидны» («Первые 20 Часов» Джоша Кауфмана. — прим. автора).
Великие мыслители, знатоки и новаторы думают как вперёд, так и в обратном направлении
Великие мыслители, знатоки и новаторы думают как вперёд, так и в обратном направлении. Они рассматривают противоположную сторону вещей.
Искусство предлагает нам хороший пример.
Однe из самых больших новаций в музыку за последние несколько десятилетий внесла группа Nirvana, которая популяризовала целый новый жанр — альтернативный рок — и чей альбом Nevermind увековечен в Библиотеке Конгресса как одна из самых «культурных, исторически и эстетически важных» звукозаписей 20-го века.
Nirvana полностью перевернула условности мейнстрим-рока и поп-музыки. Когда такие метал-группы, как Poison и Def Leppard, тратили миллионы на создание и продвижение каждой пластинки, Nirvana записала Nevermind за 65 000 долларов. Там, где хэви-метал был «начищен» до блеска, Nirvana звучала ограниченно и сыро («10 лет спустя, Кобейн жив в своей музыке», TODAY. Кроме того, см. For The Record: Быстрые новости Гвен Стефани, Фаррелл Уильямс, Чиаре, «Dimebag» Даррелл, Nirvana, Shins и другие, MTV. — прим.автора)
Инверсия часто лежит в основе большого искусства. В любой момент существует статус-кво в обществе, а артисты и новаторы, которые выделяются, часто являются теми, кто убедительно опрокидывает его.
Великое искусство меняет устоявшиеся правила. Это инверсия того, что было раньше. В некотором роде, секрет нетрадиционного мышления — это просто изменение статус-кво.
Эта стратегия одинаково хорошо подходит и для других творческих занятий, таких как например письмо. Многие известные материалы используют этот приём. В моём личном случае, две из моих более популярных статей: «Забудьте о постановке целей» и «Мотивация переоценена», берут ключевые понятия и выносят их в заголовок.
Успех переоценён. Стремитесь избегать ошибок
Этот тип обратной логики может быть распространён на многие сферы жизни. Например, амбициозная молодёжь часто фокусируется на том, как добиться успеха. Но миллиардер-инвестор Чарли Мунгер считает, что вместо этого стоит сосредоточиться на обратной стороне.
«Чего надо избегать?» — вопрошает он — «Ответ прост: лени и необязательности. Если вы необязательны, не имеет значения, каковы ваши достоинства. Вы сразу же потерпите поражение. Добросовестное выполнение своих задач должно быть автоматической частью вашего поведения».
Избегание ошибок — недооценённый способ прийти к успеху. На большинстве рабочих мест вы можете добиться определённой степени успеха, просто проявляя активность и обязательность — даже если не особенно умны, быстры и талантливы в данной области. Иногда более важно изучить почему люди терпят неудачу в жизни, чем то, почему они преуспевают.
Преимущества мыслить как вперёд, так и назад
Инверсия может быть особенно полезна на рабочем месте.
Руководители могут спросить себя: «Что каждый день делает плохой менеджер?». Тем, кто стремиться управлять хорошо, вероятно, стоит избегать этих вещей.
Аналогичным образом, если инновации являются основной частью вашей бизнес-модели, вы можете спросить: «Как мы могли бы сделать эту компанию менее инновационной?». Устранение этих барьеров и препятствий может помочь творческим идеям возникнуть быстрее.
Каждый отдел маркетинга хочет привлекать новый бизнес, однако полезно спросить: «Что может оттолкнуть наших основных клиентов?». Новая точка зрения может раскрыть удивительные идеи.
Методом определения того, что не работает, можно осознать то, что, наоборот, эффективно. Каких ошибок и недочётов вы хотите избежать? Инверсия — это не поиск хорошего совета, а поиск анти-совета. Она показывает, чего нужно избегать, и чего нам не хватает.
Вот ещё несколько способов использования инверсии в работе и жизни.
Управление проектом
Один из моих любимых методов применения инверсии называется Failure Premortem. Это похоже на преднамеренность зла для современного бизнеса.
Он работает следующим образом:
Представьте себе самую важную цель или проект, над которыми вы сейчас работаете. Теперь мысленно переместитесь на шесть месяцев вперёд и предположите, что проект провалился или цели достигнуть не удалось.
Подумайте, как это произошло. Что пошло не так? Какие ошибки вы совершили? Почему всё окончилось провалом?
Это упражнение в организациях иногда называют «убей компанию», потому что цель состоит в том, чтобы понять пути, идя по которым компания может потерпеть неудачу. Подобно предопределённости плохого, идея состоит в том, чтобы определить проблемы и моменты неудач, чтобы затем разработать план, дабы избежать их.
Продуктивность
Большинство людей хотят успевать большее за меньшее время. Применив инверсию к продуктивности, вы можете задаться вопросом: «Что, если бы я хотел быть менее сосредоточенным на работе? Как я могу отвлекаться?». Ответ на этот вопрос может помочь вам обнаружить те моменты, которые стоит устранить, чтобы освободить больше времени и энергии каждый день.
Эта стратегия не только эффективна, но часто более безопасна, чем прямое стремление к успеху. Например, некоторые люди употребляют наркотики или психотропные вещества, чтобы увеличить свою продуктивность. Эти методы могут помочь, но вы также рискуете получить негативные побочные эффекты.
Между тем, оставление вашего телефона в другой комнате, блокировка сайтов и социальных сетей, отказ от телевидения, навряд ли нанесут какой-то вред. Обе стратегии имеют дело с одной и той же проблемой, но инверсия позволяет вам рассмотреть её под другим углом и с меньшим риском.
Это понимание раскрывает более общий принцип: Слепая попытка достичь успеха может иметь негативные последствия, но предотвращение неудачи обычно несёт очень небольшой риск.
Разгрузка
Мари Кондо, автор бестселлера блокбастера «Магия порядка, которая волшебным образом меняет жизнь» («The Life-Changing Magic of Tidying Up»), использует инверсию, чтобы помочь людям разгрузиться. Её знаменитый тезис: «Мы должны выбирать то, что хотим сохранить, а не то, от чего хотим избавиться».
Другими словами, по умолчанию следует отказываться от того, что не «зажигает радость» в вашей жизни. Этот сдвиг в мышлении инвертирует разгрузку, сосредоточившись на том, что вы хотите сохранить, а не на том, что желаете отбросить.
Отношения
Какое поведение может разрушить брак? Нехватка доверия. Неуважение другого человека. Подавление индивидуальности вашего партнёра. Трата всего своего времени на детей, а не развитие совместных отношений. Отсутствие совместного обсуждения финансов и расходов. Инвертирование взгляда на хороший брак может показать вам, как избежать плохого.
Личные финансы
Каждый хочет заработать больше денег. Но что, если мы инвертируем вопрос? Как можно разрушить ваше финансовое благополучие?
Тратить больше, чем вы зарабатываете, — это проверенный путь к финансовым неудачам. Неважно, сколько у вас денег, математику не обманешь. Аналогично, рост задолженности — чрезвычайная ситуация, которую надо разрешить как можно быстрее. И постепенно неконтролируемые покупки, привычки к расходам могут привести к финансовым проблемам.
Прежде чем вы станете слишком сильно беспокоиться о том, как заработать больше денег, убедитесь, что вы научились их не терять. Если вам удастся избежать этих проблем, вы намного опередите других и избежите боли и мучений на этом пути.
Рассматривая противоположное
Инверсия противоречит интуиции. Трата времени на размышления о противоположности того, что вы хотите, неочевидна.
И все же инверсия является ключевым инструментом многих великих мыслителей. Стоики-практики визуализируют негативные последствия. Артисты-новаторы инвертируют статус-кво. Эффективные руководители избегают ошибок, которые препятствуют успеху, так же, как и изучают навыки, которые ускоряют его достижение.
Инверсия может быть особенно полезной для изменения собственных убеждений. Это заставляет вас относиться к вашим решениям как к суду. В суде присяжные должны прислушаться к обеим сторонам спора, прежде чем принять решение. Инверсия помогает вам сделать нечто подобное. Что, если доказательства опровергнут то, во что вы верите? Что, если вы попытаетесь уничтожить взгляды, которые лелеете? Инверсия не позволяет вам принять решение после первого заключения. Это способ противостоять гравитационному притяжению смещения подтверждения.
Инверсия — необходимое умение вести логичную и рациональную жизнь. Это позволяет вам выйти за рамки обычных моделей мышления и увидеть ситуации под другим углом. С какой бы проблемой вы ни сталкивались, всегда рассмотрите противоположную сторону вещей.