инвертирование времени что это
Мнение: Инверсия времени в фильме «Довод»
Ну а что же ДОВОД? Из трейлера понятно, что главный герой в исполнении Джона Дэвида Вашингтона, к слову, сына Дензела Вашингтона, которого папанька пристроил в свое время в фильм Спайка Ли про куклус-клан, благодаря чему запустил тому карьеру, после того как Дэвид завязал профессионально играть в американский футбол. Итак, персонаж Вашингтона вписывается в секретную организацию и отправляется на задание, от выполнения которого зависит судьба мира. Привычный расклад для фильмов о Джеймсе Бонде или Итане Ханте, только здесь герой борется не с могущественными злодеями, желающими развязать атомную войну или обрушить мировую экономику, а с русскими ребятами, которые вступили в интересные отношения со временем.
Как это все снято? С размахом. Группа поколесила по миру. Снимали в Индии, Италии, США, Великобритании, Дании, Норвегии и в Эстонии. Нолан вновь работал с оператором Хойте Ван Хойтенем и в шестой раз снимал на широкоформатные IMAX-камеры. Художником-постановщиком выступил Натан Кроули, удостоившийся 4-х номинаций на «Оскар» за предыдущие проекты Нолана. В команде сменился режиссер монтажа и композитор. Вместо Ли Смита, увязшего в «1917», дубли отсматривала и клеила Дженнифер Лэйм («Реинкарнация»), а музыку написал Людвиг Горансон, заместивший самого Ханца Циммера. Примечательно, что Горансон удостоился «Оскара» за музыку к «Черной пантере» обойдя Циммера и его работу над «Интерстелларом». Смех, да и только.
Эффект с реверсом используется в трейлере несколько раз. Технически этому эффекту больше сотни лет. Но здесь он сюжетообразующий. И это самое интересное, потому что в отличие от «Начала», «Интерстеллара» или «Темного рыцаря», трейлер «Довода» впечатляет в первую очередь задумкой и закрученностью сюжета, а не видеорядом. Списанный Boeing без движков и авионики взрывали еще в «Скорости», поэтому этот трюк не способен впечатлить нас, утомленных «Форсажами». Но сама задумка с инверсией времени для развлекательного фильма ценой 200 миллионов. Вот это да! Инверсия времени. Что это такое и возможна ли это?
Существуют два основных философских подхода к осознанию времени, которые апеллируют к известным нам физически законам и связанными с ними парадоксами. Первый подход — презентизм, когда прошлое рассматривают как статичное и неизменяемое, а будущее — как неопределённое и покрытое туманом. С течением времени момент, который был настоящим, становится частью прошлого, а часть будущего, в свою очередь, становится новым настоящим. Таким образом вполне определённая точка «движется» вперёд в будущее и оставляет за собой прошлое. Звучит привычно и логично, вот только презентизм не вяжется со специальной теорией относительности Альберта Эйнштейна, которая доказывает, что время имеет разную «скорость» в разных системах отсчета и даже может «двигаться» в противоположных направлениях, а в рамках общей теории относительности время и вовсе замедляет свой ход вблизи гравитирующих тел. Нолан обыгрывает это явление в «Интерстелларе», когда время течет по-разному на планете Миллер в системе Гаргантюа и на станции.
Энтернализм в свою очередь отвергает понятие «течение времени» и рассматривает все моменты во времени как одинаково значимые системы отсчёта и считает их одинаково «реальными». Прошлое и будущее в энтернализме — это лишь направления, а не форма бытия. Время в целом хаотично, и смена направления или инверсия, когда время как бы идет вспять возможны при переходе от одной инерциальной системы отчета к другой в рамках теории относительности.
«Инерциальная система отчета — это система отсчёта, в которой свободные тела находятся в состоянии покоя или движутся равномерно и прямолинейно».
В фильме Нолана герои и антагонисты научились менять направление стрелы и вектор времени. Тут нужно обратить внимание на доску за спиной ученого и дыхательные маски. Формулы за спиной имеют отношение к термодинамике, которая среди всех разделов физики отличается принципиальной однонаправленностью времени и движением от упорядоченности к энтропии. И вот это самое направление герои меняют. Конечно, в повседневной жизни ничего подобного быть не может. Любые такие изменения пока существуют в качестве теорий, описаны математически языком и почти всегда оперируют скоростями близкими к скорости света. Но для кино, согласитесь это, интересная концепция.
Так что маски у героев очевидно не для ингаляции лазолваном. Это какой-то газ. Думаю, он и есть макгаффин, участвующий в контроле за временем. Не забываем опять же про термодинамику и вот эти формулы, которые отсылают к мысленному эксперименту Джеймса Максвелла с демоном, управлявшим скоростью и температурой молекул. Так что время у Кристофера двигается в обоих направлениях и название фильму TENET он выбрал неслучайно. Это палиндром, то есть слово читается одинаково слева направо и справа налево. В этом плане «Довод» — удачная локализация. По словам Нолана, «Довод» — его самый амбициозный и масштабный фильм. Очевидно, что в трейлере нам не показали и пятой части крутизны видеоряда. Так что это один из немногих случаев, когда отдел маркетинга не вываливает на зрителя лучшие кадры, потому что внимание полностью захватывает сам концепт. Я не знаю, выйдет этот фильм или нет в июле в кинопрокат, но я его точно буду смотреть на большом экране.
За информацию благодарим сайт pikabu и YOUTube-канал МИР СПЕЦЭФФЕКТОВ
Новое в блогах
(Архангел Метатрон через Джеймса Тиберонна)
Эффект тора
Но это только один признак. Их намного больше.
В недалеком будущем ваши ученые совершат открытия, которые приведут к теориям, подтверждающим этот процесс. И сейчас существуют доказательства этого. Замечено, что электроны при вращении вокруг ядра атома, как будто «исчезают» на несколько микросекунд, и, несмотря на этот предполагаемый квантовый туннель, происходит, фактически, фазировка измерений.
Такие рефракционные колебания также происходят в психологическом отношении на очень глубоком, чрезвычайно глубинном ментальном уровне. Ваши фазы сознания между всеми жизнями в некоторой степени, подобны. Тем не менее, вам кажется, что ваше сознание во всех жизнях – непрерывный поток. Это иллюзия. Все жизни находятся в великом одновременном аспекте.
В качестве аналогии можно привести ваши старые (нецифровые) фильмы, которые, казалось, передавали непрерывное движение, хотя, фактически, были отдельными кадрами, с непроявленными просветами между ними. Отдельные кадры (представляющие собой отдельные жизни) перемещались так быстро в свете проектора, что они проявлялись как непрерывное движение. Подобное происходит с вашей концепцией линейного времени, когда, за исключением непроявленных пробелов между отдельными кадрами, происходит перенос вас в другие параллельные реальности, другие жизни. в свете проектора вашего сознания…
Существуют многие такие «в – из» точки взаимного преломления, но ваши физические чувства преднамеренно не осознают их.
Если испытать их все сразу, это дало бы слишком много информации!
Мы понимаем, каким непонятным и невероятным это может вам показаться. Тем не менее, большая часть вас вполне осведомлена об этом процессе. Это факт физического мира, физического существования в полярных реальностях. Соответственно, большая часть каждого из вас не заперта в пределах линейного времени или физической реальности. Божественный (подсознательный) разум (не трехмерный мозг) может воспринимать и действительно воспринимает другие временные эпохи и существование в других реальностях большей многомерности.
На «Новой Земле» 2013 года и последующий период, происходят изменения, благодаря которым откроется еще больший доступ к вашим многомерным жизням, вашим параллельным жизням, происходящим в голограммах времени на Земном плане. Этот «эффект тора» мы представили несколько лет назад, когда это стало уместно для предстоящего вознесения человечества, как учение в метатронических ключах. При согласовании всех параллельных жизней достигается необходимая гармония души. Аспекты фрагментации души были приведены в гармоническую целостность «Души». В этом суть метатронических ключей. необходимое согласование всего временного пребывания.
Фрагментация души
Вы могли развить убеждения в жизни, когда имели невысокий интеллект, что ограничило возможность увеличения интеллекта в другой жизни. Эти убеждения меньшей жизни продолжают создавать реальность этого одновременного пребывания. У вас могла быть жизнь, в которой катастрофическая трагедия создала огромный страх, или жизнь, в которой вы имели сильную (ложную) веру в существование «зла и демонов». Подобные ошибочные невежественные убеждения могут препятствовать развитию и казаться очень реальными ощущениями субъекта в этой жизни, особенно, если физические ощущения воспринимаются в соответствии с убеждениями, даже если убеждения ограничены и ошибочны. Как таковые, эти жизни будут проходить в ограниченной парадигме, пока душа не изменит этого. Каждый может и должен передавать изученное и достигнутое в жизни, в видимом противоречии.
Принято : Archangel Metatron via James Tyberonn «Quantum Consciousness & The Nature of Time Part 1»
Довод (2020) — разбор инверсии времени и сюжета фильма
Фильм Кристофера Нолана «Довод» представляет идею инверсии или обращения времени, и это, пожалуй, самая амбициозная концепция режиссера из всех, что он воплощал в своих фильмах до сих пор.
До выхода фильма было известно, что события «Довода» разворачиваются в мире шпионских игр, однако детали сюжета держались в строгом секрете.
Главного героя вербует таинственная организация, которая борется за предотвращение Третьей мировой войны. Все, что должно помочь Главному герою остановить апокалипсис — слово «Довод».
С помощью Нила (Роберт Паттинсон) Главный герой должен раскрыть секреты происходящего. Странные события таинственным образом связаны с могущественным и опасным Андреем Сатором (Кеннет Брана). Также важное значение для сюжета имеет механика путешествий во времени, которая позволяет спасти человечество.
В лучших традициях Кристофера Нолана время является ключевым фактором рассказываемой истории. Манипуляции временем являются одной из самых интересных задумок «Довода» и отличают картину от множества других шпионских фильмов.
Давайте разберемся, что представляет собой инверсия времени, как она работает и как влияет на извилистый сюжет фильма.
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Инверсия времени и путешествия во времени
Вместо относительно более простой идеи путешествий во времени, которую мы наблюдаем в аналогичных фильмах, где персонажи перемещаются назад или вперед в фиксированные моменты времени, в «Доводе» представлено обращение времени.
Это несколько иной подход, поскольку путешествия во времени «осуществляются» с сохранением привычных физических законов, ведь у каждого события имеются причины и следствия.
Однако инверсия времени (это отражено даже в названии фильма) переворачивает время — события, объекты и люди движутся назад, а не вперед.
Причины и следствия все еще существуют, при этом логика «Довода» защищена от противоречий, поскольку причины и следствия являются неизменными. То, что произошло, то произошло, если следовать формулировкам из фильма.
Палиндром «Довод» также сообщает аудитории, что в фильме используется идея инвариантности обращения времени, согласно которой события могут идти одинаково в прямом и обратном направлениях и невозможно определить, какой из этих двух случаев мы наблюдаем.
Вопрос о том, как течет время, и в каком порядке произошли показанные события, является главной «изюминкой» «Довода», поскольку Нолан намеренно путает нас относительно положения Главного героя относительно всей цепочки событий.
Как работает инверсия времени в «Доводе»?
Первая сцена с выстрелами используется для объяснения того, как работает инверсия. Благодаря технологиям, присланным из будущего, в том числе турникетам, можно инвертировать объекты относительно потока времени.
Все что угодно, в том числе человека, можно инвертировать, изменив их энтропию на противоположную, что, согласно второму закону термодинамики (энтропия никогда не уменьшается) невозможно.
Инвертированный объект или человек, судя по всему, сохраняет энтропию постоянной. Герой Вашингтона и его команда, используют эту технологию, чтобы двигаться во времени назад с целью предотвращения Третьей мировой войны.
Само время не может быть обращено вспять. Скорее инвертированные объекты и люди движутся против него, а не вместе с ним, словно бы двигаясь в воде против ее течения.
Как инверсия используется в сюжете?
Суть сюжета «Довода» — это борьба за предотвращение третьей мировой войны, которую хотят устроить злодеи из будущего, одержимые уничтожением мира в отместку за глобальное потепление.
Из фильма мы узнаем, что катастрофическое событие, которое планируют злоумышленники, хуже, чем армагеддон.
Маркетинговая кампания «Довода» была загадочной. Но главная идея состоит в предупреждении об угрозе временной войны, отголоски которой вспыхивают в наши дни.
Как уже упоминалось, Кристофер Нолан вовсе не новичок в вопросах путешествий во времени. Однако «Довод» стоит особняком даже по сравнению с другими работами режиссера.
Наиболее близким по содержанию к «Доводу» можно назвать фильм «Помни», в котором события происходят как в хронологическом порядке (черно-белые кадры), так и не хронологически (цветные кадры).
В фильме «Начало» события развиваются в сновидениях, где законы физики не действуют. Этот отказ от законов физики позволяет назвать «Начало» фильмом-побратимом «Довода».
В «Интерстелларе» персонажи перемещаются со скоростью света через червоточину. Происходящие при этом временные эффекты словно бы являются источником вдохновения для «Довода».
Нолан словно бы заочно отвечает всем тем, кто критиковал отсутствие в «Интерстелларе» научной логики. Наконец, в «Дюнкерке», как и в «Помни» обыгрывается тема течения времени. Каждая сюжетная линия развивается в течение различных временных отрезков — один час (воздух), один день (море) и одна неделя (суша). Однако все эти линии перемешаны, чтобы зрителям казалось, что эти события происходят одновременно.
Однако в отличие от предыдущих фильмов Нолана, «Довод» рассказывает об изменении течения самого времени и одновременно «играет» со структурой повествования.
В фильмах Нолана изменяется восприятие времени аудиторией. События представляются нелинейными способами.
«Довод» идет намного дальше — в некоторых сценах время идет задом наперед, а персонажи получают возможность управлять им.
Это напоминает «Начало», но события происходят в реальном мире. Поэтому «Довод» можно назвать потрясающим достижением режиссера.
Мнение: Инверсия времени в фильме «Довод»
Ну а что же ДОВОД? Из трейлера понятно, что главный герой в исполнении Джона Дэвида Вашингтона, к слову, сына Дензела Вашингтона, которого папанька пристроил в свое время в фильм Спайка Ли про куклус-клан, благодаря чему запустил тому карьеру, после того как Дэвид завязал профессионально играть в американский футбол. Итак, персонаж Вашингтона вписывается в секретную организацию и отправляется на задание, от выполнения которого зависит судьба мира. Привычный расклад для фильмов о Джеймсе Бонде или Итане Ханте, только здесь герой борется не с могущественными злодеями, желающими развязать атомную войну или обрушить мировую экономику, а с русскими ребятами, которые вступили в интересные отношения со временем.
Как это все снято? С размахом. Группа поколесила по миру. Снимали в Индии, Италии, США, Великобритании, Дании, Норвегии и в Эстонии. Нолан вновь работал с оператором Хойте Ван Хойтенем и в шестой раз снимал на широкоформатные IMAX-камеры. Художником-постановщиком выступил Натан Кроули, удостоившийся 4-х номинаций на «Оскар» за предыдущие проекты Нолана. В команде сменился режиссер монтажа и композитор. Вместо Ли Смита, увязшего в «1917», дубли отсматривала и клеила Дженнифер Лэйм («Реинкарнация»), а музыку написал Людвиг Горансон, заместивший самого Ханца Циммера. Примечательно, что Горансон удостоился «Оскара» за музыку к «Черной пантере» обойдя Циммера и его работу над «Интерстелларом». Смех, да и только.
Эффект с реверсом используется в трейлере несколько раз. Технически этому эффекту больше сотни лет. Но здесь он сюжетообразующий. И это самое интересное, потому что в отличие от «Начала», «Интерстеллара» или «Темного рыцаря», трейлер «Довода» впечатляет в первую очередь задумкой и закрученностью сюжета, а не видеорядом. Списанный Boeing без движков и авионики взрывали еще в «Скорости», поэтому этот трюк не способен впечатлить нас, утомленных «Форсажами». Но сама задумка с инверсией времени для развлекательного фильма ценой 200 миллионов. Вот это да! Инверсия времени. Что это такое и возможна ли это?
Существуют два основных философских подхода к осознанию времени, которые апеллируют к известным нам физически законам и связанными с ними парадоксами. Первый подход — презентизм, когда прошлое рассматривают как статичное и неизменяемое, а будущее — как неопределённое и покрытое туманом. С течением времени момент, который был настоящим, становится частью прошлого, а часть будущего, в свою очередь, становится новым настоящим. Таким образом вполне определённая точка «движется» вперёд в будущее и оставляет за собой прошлое. Звучит привычно и логично, вот только презентизм не вяжется со специальной теорией относительности Альберта Эйнштейна, которая доказывает, что время имеет разную «скорость» в разных системах отсчета и даже может «двигаться» в противоположных направлениях, а в рамках общей теории относительности время и вовсе замедляет свой ход вблизи гравитирующих тел. Нолан обыгрывает это явление в «Интерстелларе», когда время течет по-разному на планете Миллер в системе Гаргантюа и на станции.
Энтернализм в свою очередь отвергает понятие «течение времени» и рассматривает все моменты во времени как одинаково значимые системы отсчёта и считает их одинаково «реальными». Прошлое и будущее в энтернализме — это лишь направления, а не форма бытия. Время в целом хаотично, и смена направления или инверсия, когда время как бы идет вспять возможны при переходе от одной инерциальной системы отчета к другой в рамках теории относительности.
«Инерциальная система отчета — это система отсчёта, в которой свободные тела находятся в состоянии покоя или движутся равномерно и прямолинейно».
В фильме Нолана герои и антагонисты научились менять направление стрелы и вектор времени. Тут нужно обратить внимание на доску за спиной ученого и дыхательные маски. Формулы за спиной имеют отношение к термодинамике, которая среди всех разделов физики отличается принципиальной однонаправленностью времени и движением от упорядоченности к энтропии. И вот это самое направление герои меняют. Конечно, в повседневной жизни ничего подобного быть не может. Любые такие изменения пока существуют в качестве теорий, описаны математически языком и почти всегда оперируют скоростями близкими к скорости света. Но для кино, согласитесь это, интересная концепция.
Так что маски у героев очевидно не для ингаляции лазолваном. Это какой-то газ. Думаю, он и есть макгаффин, участвующий в контроле за временем. Не забываем опять же про термодинамику и вот эти формулы, которые отсылают к мысленному эксперименту Джеймса Максвелла с демоном, управлявшим скоростью и температурой молекул. Так что время у Кристофера двигается в обоих направлениях и название фильму TENET он выбрал неслучайно. Это палиндром, то есть слово читается одинаково слева направо и справа налево. В этом плане «Довод» — удачная локализация. По словам Нолана, «Довод» — его самый амбициозный и масштабный фильм. Очевидно, что в трейлере нам не показали и пятой части крутизны видеоряда. Так что это один из немногих случаев, когда отдел маркетинга не вываливает на зрителя лучшие кадры, потому что внимание полностью захватывает сам концепт. Я не знаю, выйдет этот фильм или нет в июле в кинопрокат, но я его точно буду смотреть на большом экране.
За информацию благодарим сайт pikabu и YOUTube-канал МИР СПЕЦЭФФЕКТОВ
Научный форум dxdy
Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки
Правила форума
Инверсия времени и ее экспериментальная проверка
Предлагаю на обсуждение эксперимент, демонстрирующий необходимость обратного хода времени в некоторой области пространства с точки зрения движущегося наблюдателя.
Экспериментальная проверка релятивистской инверсии времени
Известно, что согласно теории относительности, при развороте наблюдателя время в некоторой области пространства может испытывать инверсию, т.е. идти вспять (когда эта область находится за так называемым горизонтом Риндлера). Т.к. это противоречит принципу причинности, то встает вопрос – можно ли получить экспериментальное подтверждение данному эффекту? Оказывается, можно.
Рассмотрим следующий мысленный эксперимент. Пусть в некоторой инерциальной системе отсчета (ИСО) покоится длинный жесткий стержень. На одном конце этого стержня расположен излучатель фотонов, а на другом – зеркало. Вдоль прямой, на которой лежит этот стержень, летит наблюдатель со скоростью, равной половине скорости света (0,5c). Наблюдатель подлетает к стержню со стороны излучателя. Когда наблюдатель и излучатель совмещаются, то излучатель испускает в сторону зеркала фотон. Фотон летит до зеркала, отражается от него и возвращается к излучателю. Наблюдатель летит ровно до середины стержня, быстро меняет свою скорость на противоположную и тоже летит обратно к излучателю (Рис. 2). Для простоты условимся, что ускорение наблюдателя при развороте сколь угодно большое. Это позволит нам не учитывать собственное время наблюдателя, затраченное им на разворот.
Рис. 2. ИСО, в которой стержень неподвижен.
Таким образом, в нашей неподвижной ИСО имеем следующую ситуацию. Скорость наблюдателя в 2 раза меньше световой, но и расстояние, которое преодолевает наблюдатель в 2 раза меньше. Следовательно, наблюдатель и фотон на обратном пути встретятся у излучателя.
Посмотрим теперь на весь процесс глазами нашего наблюдателя. Наблюдатель не может непосредственно наблюдать фотон, но он учился в школе и может рассчитать положение фотона относительно стержня. Давайте проделаем этот несложный расчет и найдем положение фотона с точки зрения наблюдателя, непосредственно перед его разворотом и после.
Во время своего движения до разворота наблюдатель находится в ИСО, в которой стержень движется в его сторону со скоростью 0,5c. Когда излучатель совместился с наблюдателем – в сторону зеркала был испущен фотон (Рис. 3). В этот момент:
1. Расстояние между фотоном и зеркалом равно длине стержня, а скорость их сближения равна 1,5c.
2. Расстояние между наблюдателем и серединой стержня равно половине длины стержня, а скорость их сближения равна 0,5c.
Рис. 3. ИСО, в которой наблюдатель до начала разворота неподвижен.
Мы видим, что расстояние между фотоном и зеркалом в 2 раза больше расстояния между наблюдателем и серединой стержня, но фотон сближается с зеркалом в 3 раза быстрее, чем наблюдатель с серединой стержня. Следовательно, фотон и зеркало встретятся раньше, чем наблюдатель и середина стержня, т.е. к тому моменту времени (по часам наблюдателя) когда середина стержня достигла наблюдателя, фотон уже отразился от зеркала. Пусть, для наглядности, зеркало сразу же после отражения фотона самоликвидируется (взрывается).
Теперь посмотрим, где должен находиться фотон с точки зрения наблюдателя сразу после его разворота. Сразу после разворота наблюдатель находится в ИСО, в которой стержень движется с той же скоростью, но уже в другую сторону (Рис. 4). В этот момент:
1. Расстояние между наблюдателем и излучателем равно половине длины стержня и уменьшается со скоростью 0,5c.
2. Предположим, что фотон уже отразился и зеркало разбито, тогда расстояние между фотоном и излучателем равно (или меньше) длины стержня и уменьшается со скоростью 1,5c.
Рис. 4. Инерциальная система отсчета, в которой наблюдатель неподвижен после разворота.
Мы видим, что в этом случае фотон находится от излучателя на расстоянии в 2 раза большем (или еще ближе), чем наблюдатель, а сближается фотон с излучателем в 3 раза быстрее, чем наблюдатель. Следовательно, фотон и наблюдатель не встретятся у излучателя, раньше к излучателю прибудет фотон, причем с большим опережением. Но этого быть не может, фотон и наблюдатель должны встретиться у излучателя. Значит наше предположение о том, что фотон уже отразился от зеркала ошибочно, т.е. к тому моменту времени (по часам наблюдателя) когда наблюдатель только что завершил разворот (перестал испытывать что-то похожее на гравитационное поле), фотон не мог еще отразиться, и зеркало еще цело.
Получаем, что непосредственно перед разворотом наблюдатель совершенно убежден, что зеркало уже разбито. Однако сразу после разворота он вынужден заключить, что зеркало цело. Это может быть только в том случае, если зеркало за время разворота наблюдателя в нарушение принципа причинности само собралось из осколков.
Результат этого эксперимента позволяет наблюдателю сделать только два вывода:
1. Релятивистский постулат о постоянстве скорости света ошибочен.
2. На участке разворота время в окрестности зеркала реально шло вспять.
Какой из этих двух вариантов больше соответствует действительности?
- инвертация что это такое
- инвертирование мыши что это