инвест отель что это такое
Чем опасны инвестиции в апарт-отели
«Гарантированная доходность. Возможность заработать 10% (12%, 15%, 17%) годовых. Недвижимость как надежный актив. Лучше, чем депозиты и ценные бумаги. Инвестор пассивно получает доход от аренды», – примерно так выглядит реклама инвестиций в российские апарт-отели. Здесь есть проблема – но не в самой недвижимости, а в раскрытии рисков.
Сервисные апартаменты в мире – небольшой, но быстрорастущий сегмент рынка недвижимости. Их выбирают для размещения сотрудников корпораций, они интересны туристам. На этот рынок пришли крупные гостиничные бренды. К 2018 г., по данным Global Serviced Apartments Industry Report, насчитывалось более 1 млн апартаментов в 160 странах.
На развитых рынках рост сегмента поддерживают вложения фондов, которых привлекает более высокая доходность по сравнению с гостиничной недвижимостью. Но эта премия отражает более высокий уровень риска, ассоциированный с сектором, включая недостаточную прозрачность самого продукта, нехватку данных для сравнения и узнаваемых брендов (данные JLL). Уменьшение рисков по мере решения этих проблем в последнее время закономерно приводит к выравниванию доходности.
В жизни всегда есть место раскрытию
Особенность российского рынка заключается в зависимости от частных клиентов как источника инвестиций в недвижимость. Например, на рынке жилья доля собственных средств населения при финансировании приобретения недвижимости составляла 44% по сравнению с 5% в мировой практике (данные ДОМ.РФ). Тот же подход в случае с коммерческой недвижимостью приобретает странные формы.
Покупка нежилых помещений в строящемся гостиничном комплексе или многофункциональном общественно-деловом центре (именно ими формально являются апартаменты) само по себе является рискованной инвестицией. К этому добавляется еще и риск оператора (управляющей компании) апарт-отеля. Позиционирование такого вложения как надежного финансового инструмента для розничного инвестора, не говоря о приобретении актива в кредит, можно рассматривать как случай misseling’а.
Общаясь с девелоперами апарт-отелей, можно понять их логику в стремлении во что бы то ни стало получить средства на достройку объектов, а для этого использовать привлекательные для простых россиян показатели возможного дохода. Тем более что ограничения по рекламе минимальны: указать наименование застройщика/строящегося объекта и место размещения проектной декларации.
Это сильно отличается рекламы финансовых услуг, когда жестко ограничиваются случаи гарантий или обещаний доходности, установлены требования по расчету доходности, максимальному раскрытию информации об условиях оказания услуг, расходах и рисках, связанных с инвестированием на финансовом рынке. Маскируясь под финансовый инструмент, вложения в апарт-отели одновременно лишены всей этой системы, защищающей права инвестора. Однако голых цифр доходности у нас традиционно достаточно, чтобы инвесторы несли деньги.
Впрочем, к цифрам также есть вопросы. Недостаток полной и достоверной информации об условиях вложений и деятельности апарт-отелей ведет к креативности в расчете показателей доходности, которые навязчиво демонстрируются потенциальным инвесторам. В оценке объема инвестиций может фигурировать только стоимость приобретения недвижимости по ДДУ без вложений в мебель, первоначальный ремонт и пр. Налоги, расходы на деятельность ИП, статус которого стоит оформить инвестору-арендодателю, и еще ряд расходов также могут упускаться. Расчет доходов базируется на субъективных (но всегда оптимистичных) предположениях как о ставках аренды апартаментов, так и о их заполняемости. Игнорируется вопрос изменения рыночной стоимости апартаментов, а также их амортизации. Гарантии выкупа апартаментов и выплаты дохода ставят лишь вопрос о финансовой устойчивости гаранта.
Безусловно, примеры вовремя достроенного качественного апарт-отеля с отличной локацией и профессиональным оператором, выстроившим сервис и отношения с корпорациями и системами бронирования и обеспечивающим стабильную заполняемость по высоким ценам, вполне реальны. Но, как мы видим, на российском рынке недвижимости возможны и другие варианты. Неслучайно понадобился переход на продажу новостроек через счета эскроу для защиты дольщиков.
Что можно было бы сделать в случае с инвестиционными апартаментами? Раскрывать верифицированные показатели деятельности апарт-отелей по всему рынку: заполняемость номеров, средняя цена номера, доходность на номер и пр. Принять обязательства по раскрытию условий инвестиций и рисков, расчету доходности (аналогично, например, GIPS), а также финансовой отчетности операторов. В выигрыше от достоверной и полной информации будут не только инвесторы, но и сами апарт-отели, которые создадут условия для здоровой конкуренции и повышения доверия к сегменту. На такой рынок могут прийти институциональные инвесторы и крупные мировые операторы сервисных апартаментов.
Еще одно направление – это упаковка апартаментов в нормальный финансовый инструмент через механизм фондов недвижимости. Больше 10 лет назад в одной финансовой группе мы делали профильный ПИФ, повторяя инвестицию, знакомую большинству жителей России, – вложение денег на стадии строительства и продажа по более высокой стоимости после сдачи объекта на вторичном рынке. Помимо защищенных прав пайщиков и ликвидности паев на бирже, добавленная стоимость такого продукта заключалась в отборе застройщиков и объектов командой управляющих и аналитиков, а также независимой оценке стоимости недвижимости. Арендуемые апартаменты стали бы отличным активом для подобных фондов.
Пока же особые чувства вызывает у меня реклама гарантированной (!) уже сейчас доходности от сдачи апартаментов отеля, который должен быть построен в 2022 г. Эти чувства усиливает печальный вид заброшенного пустыря, где должен вознестись будущий объект инвестиций, и который я часто наблюдаю, проезжая мимо на машине.
Ответы
Общие
Отель или квартира. В чём разница?
Представьте, что вы живёте в отеле: в коридорах всегда чисто, каждое утро на ресепшне вас с улыбкой встречает администратор, и все услуги по доставке еды или уборке номера вам предоставляют по первой просьбе.
Кто строит? Кто управляет?
PLG — стратегический инвестор Петербурга и реализует сеть гостиниц разной классности. В структуру компании входят застройщик PLG Строй и отельный оператор PLG, которые совместно работают над проектом отеля и участвуют в процессе строительства.
Командой отельного оператора руководит Екатерина Лисовская, отельер с более чем 23-х летним опытом работы. На её счету открытие отелей Hilton, Radisson, Millenium Hotels & Resorts, работа над проектами гостиниц и апарт-отелей в России, Австрии, Великобритании, Чехии.
О других проектах вы можете узнать на сайте PLG в разделе Объекты.
Смогу ли я прописаться в номере?
Вы работаете по ФЗ 214?
Да, компании PLG реализует свои объекты в соответствии с 214 Федеральным законом. ФЗ‐214 — это Федеральный закон по защите прав дольщиков, был принят в 2004 году.
На основании чего и что я покупаю недвижимость? Какие документы получу?
Вы покупаете номер в отеле на основании договора участия в долевом строительстве в соответствии с 214 ФЗ. Вы приобретаете в частную собственность отдельное помещение, номер в отеле.
Какие договоры я заключаю при покупке?
* Терминологию, формулировки и прочие вопросы вы всегда можете уточнить у наших специалистов отдела продаж.
** Возможность приобретения пакета мебели уточняйте в отделе продаж.
Какие документы подтвердят мои права собственника на номер?
Аналогично праву собственности на квартиру, право собственности на номер подтвердит выписка из ЕГРП. Эта выписка является справкой и единственным официальным документом, который подтверждает право собственности владельца номера.
Я могу продать, подарить или завещать свой отельный номер?
Да, вы можете распоряжаться своим недвижимым имуществом на своё усмотрение, так же, как квартирой или офисным помещением.
Я могу забронировать выбранный номер для покупки с сохранением цены?
Да, вы можете оформить платное бронирование номер на 15 календарных дней с сохранением цены с даты подписания договора.
Бронирование на 30 календарных дней обговаривается в индивидуальном порядке.
Вы также можете забронировать номер для покупки онлайн. Для этого необходимо выбрать номер в одном из проектов, нажать Платное бронирование и следовать инструкции.
Какой ежегодный налог придется платить за номер?
Номер в отеле будет облагаться налогом на имущество физических лиц в Санкт‐Петербурге по ставке 0,1% от его кадастровой стоимости.
Должен ли я платить налоги на доход от аренды номера или коммерческих площадей?
Да, по Закону РФ вы обязаны выплачивать подоходный налог.
Размер налога зависит от того, кем является собственник:
Какие договоры я заключаю с отельным оператором PLG?
Я могу расторгнуть договор с отельным оператором PLG досрочно?
Да, можете. Условия расторжения зависят от выбранной доходной программы. Эти условия договора необходимо заранее обсуждать с менеджером отдела продаж.
Остались вопросы?
Оставьте заявку и наш специалист ответит вам
Ипотека
Могу ли я оформить ипотеку для покупки номера?
Да, вы можете воспользоваться предложением от банков-партнёров и купить номер в отеле в ипотеку.
Могу ли я оформить ипотеку для покупки коммерческих площадей?
Да, некоторые из наших банков-партнёров предоставляют такую возможность. Уточнить актуальность предложения вы можете в нашем отделе продаж.
Могу ли я оформить ипотеку для покупки парковочного места?
Да, некоторые из наших банков‐партнёров предоставляют такую возможность. Уточнить актуальность предложения вы можете в нашем отделе продаж.
Могу ли я оформить ипотеку, если нахожусь не в Санкт‐Петербурге?
Сначала вы с помощью нашего ипотечного специалиста отправляете заявку в банк. Если её одобрят — вы идёте в отделение банка в своём регионе, заключаете кредитный договор и вносите первый взнос. Затем мы с вами дистанционно обмениваемся пакетом документов, после чего отправляем их на регистрацию в Росреестр.
Рассрочка
Могу ли я оформить рассрочку на покупку номера?
Да, вы можете купить номер в отеле в рассрочку.
Могу ли я оформить рассрочку на покупку коммерческих площадей?
Да, вы можете купить квадратные метры в рассрочку.
Могу ли я оформить рассрочку, если нахожусь не в Санкт‐Петербурге?
Да, конечно. Для вашего удобства мы предлагаем дистанционное подписание договора.
Инвестиции
Как можно заработать с помощью отеля?
Инвестиции в отель гарантируют надёжное сохранение ваших средств и пассивный доход за счёт инвестиций. Исходя из пожеланий и возможностей инвестора предлагаем выбрать варианты получения дохода:
1. Передать в управление отельному оператору
Отельный оператор занимается привлечением, приёмом арендаторов и обслуживанием и амортизацией отельных номеров, а вы с пользой и в своё удовольствие распоряжаетесь освободившимся временем и получаете гарантированные ежемесячные выплаты.
2. Самостоятельно управлять номером
Похоже на покупку квартиры или комнаты под сдачу в аренду. Поиск, коммуникация арендаторов, обеспечение комфортного пребывания и решение всех бытовых вопросов не делегируется. Вы не подписываете договор с отельным оператором, можете изменять чистовую отделку, выбирать мебель, технику и текстиль на ваш вкус. Вы определяете цену под сдачу вашего юнита. Все амортизационные расходы вы также берёте на себя.
3. Заработать на разнице
Приобретаете недвижимость на этапе строительства, продаёте в процессе строительства или после сдачи объекта по более высокой цене и выигрываете на разнице.
Какие номера будут пользоваться большим спросом?
При проектировании отеля мы закладывали количество номеров по принципу удовлетворения спроса на каждую категорию. Поэтому средняя загрузка каждой категории номера будет равна средней загрузке отеля.
В выборе номера лучше ориентироваться на другие параметры: стоимость метра, объём и вид финансирования, участие номера в особых акциях и программах. Разобраться в этом помогут наши специалисты.
Могу ли я стать инвестором в вашем проекте, если раньше никогда не занимался инвестициями?
Да, конечно. Инвестировать в недвижимость — это не страшно и просто! Главное, заранее оценить свой свободный капитал и выбрать привлекательные инвестиционные проекты. Наши специалисты помогут подобрать вам инвестицию, которая будет выгодна для вас — это может быть номер в одном из инвест-отелей или коммерческое помещение.
Какие инвестиционные риски?
Мы считаем, что задача любого инвестиционного продукта — увеличивать доходность и уменьшать риски. При этом важно понимать, что отельный бизнес — сезонный. В высокий сезон ваш доход может быть в несколько раз выше среднего. В низкий сезон, например, при загрузке отеля ниже 60%, могут быть небольшие простои.
Если вы, как инвестор, выбираете 100% гарантию получения дохода — вам подойдёт наша программа доходности «Гарантия».
Как выбрать доходную программу?
Вы можете выбрать программу участия в прибыли или прогрессивного дохода, чтобы получить максимально возможный доход в высокий сезон в году, или же получать гарантированный доход ежемесячно вне зависимости от ситуации на рынке и сезонности.
Подробнее о доходных программах вы можете ознакомиться в соответствующих разделах отелей Интуит и Про.Молодость. Там же с помощью калькулятора инвестора вы можете приблизительно определить свой будущий доход.
Могу ли инвестировать в паркинг?
Да! Вы можете инвестировать не только в отельные номера и коммерческие площади, но и в парковочное место.
Отель
За что и сколько я должен платить отельному оператору PLG?
Отельный оператор отвечает за привлечение гостей в отель, содержание и обслуживание номерного фонда, работаем с туроператорами и другими бизнес‐партнёрами.
Все расчёты доходности на сайте указаны после вычета комиссии отельного оператора, в которую включены все расходы, в том числе расходы на привлечение гостей, коммунальные платежи, уборку, обслуживание и текущий ремонт номеров, комиссионное вознаграждение партнеров (туроператоров и площадок онлайн бронирования), и даже страхование.
Как будут распределяться гости по номерам? Будут ли какие‐то номера всегда простаивать, пока другие будут заняты?
Мы разработали программное обеспечение для равномерного распределения дохода между инвесторами и для распределения амортизации номерного фонда. У персонала, сотрудников службы регистрации и размещения, отдела бронирования или отдела продаж не будет возможности вручную назначить гостю номер.
Как я могу проверить равномерность расселения гостей в отельных номерах?
Всё просто. У наших инвесторов будет как минимум три инструмента для контроля нашей деятельности:
Кто и когда сможет заходить в мой номер?
Мне нужно оплачивать коммунальные услуги?
Если вы купили номер и проживаете в нём, вы оплачиваете коммунальные услуги самостоятельно.
Если вы заключили договор с отельным оператором, то оплата к/у происходит согласно договору.
Все тарифы на коммунальные услуги известны на основе договоров с энергоснабжающими организациями. Коммунальный платеж формируется на основе площади вашего номера и ставки за квадратный метр.
Ставки:
Интуит — 141₽/м².
Про.Молодость — 112₽/м².
Чем будут заняты коммерческие площади?
На коммерческих площадях разместятся рестораны, медико‐диагностический центр, магазины, салон красоты, аптеки, кафе, коворкинг, лекторий.
Я могу выбирать тип чистовой отделки номера?
Такого выбора нет. Во всём нашем отеле тип чистовой отделки одинаковый, стандартный.
Могу ли я делать перепланировку в своем номере?
После подписания акта приёмки‐передачи помещения по ДДУ дольщик становится полноправным владельцем помещения. Но перед тем, как затевать перепланировку, дольщику лучше оформить право собственности на помещение в Росреестре.
Ваша перепланировка должна соответствовать проекту, который утверждают уполномоченные госорганы. Подробнее о перепланировках вам с радостью расскажут наши специалисты.
Я могу выбирать мебель в свой номер?
Да, если вы купили номер для личного проживания или для самостоятельной сдачи номера в аренду.
Если вы заключили договор с отельным оператором PLG, это значит, что вы отдали нам на управление ваш номер, и он будет укомплектован по стандартам отеля.
Паркинг охраняют?
Конечно! На паркинге находится КПП с охранником, а ещё установлен шлагбаум на системе СКУД и камеры видеонаблюдения.
Пн‐Чт: с 09:30 до 18:30
Пт: с 09:30 до 17:30
IN2IT
ст. м. Купчино
номера от 4,2 млн. ₽
ПРО.МОЛОДОСТЬ
ст. м. ул. Дыбенко
номера от 3,3 млн. ₽
© 2020–2021, Все права защищены — Девелоперская группа PLG
Инвестиции в апарт-отель: доходность и подводные камни
В последние годы в Москве и Санкт-Петербурге активно развивается строительство апартаментов. Апартаменты юридически — это нежилые помещения, но фактически в них можно жить или сдавать их в аренду. В апартаментах нельзя постоянно зарегистрироваться, не предусмотрены места в детском саде, школе и поликлинике. Но в отличие от квартир апартаменты стоят дешевле, и, поскольку нет социальных обязательств, располагаются в более удобных местах близко к центру. У Кремля жилой дом не построишь, а вот апартаменты — вполне.
Апартаменты бывают двух типов, но я бы сказал, что даже трёх:
2. Сдавать в аренду помесячно или посуточно
3. Сдавать в аренду посуточно в формате отеля (апарт-отель)
Я пробегусь по первым двум и подробно остановлюсь на третьем.
1. Жить самому
Если вам не нужен детский сад, школа, районная поликлиника, но вы хотите жить в центре или купить «жильё» дешевле — это ваш формат.
2. Сдавать в аренду помесячно или посуточно
Апартаменты — это самый удобный вариант для сдачи в аренду: стоят дешевле квартиры, часто продаются с отделкой, не нужно «прописывать» арендаторов, совсем нет или гораздо меньше проблем с соседями при сдаче посуточно.
Можно сдавать в аренду самому. Это достаточно легко делать помесячно, но становится очень хлопотно посуточно: кто-то должен заселять гостей, убираться в номерах, стирать белье, ремонтировать сантехнику, принимать оплату и т.д. Самостоятельная посуточная сдача в аренду — это вторая работа или бизнес, но никак не инвестиция.
Для того, чтобы освободить собственников от забот, существует управляющая компания (управляющий, консьерж-сервис). Зачастую эти функции выполняет аффилированная компания застройщика, который построил апартаменты. Но если застройщик таких услуг не предоставляет, найти честного управляющего проблематично.
Обычно за свои услуги управляющий берет 20-30% выручки от аренды номера. Дополнительно собственник оплачивает расходы на обслуживание апартаментов: бронирование, уборку и т.п., а также коммунальные услуги по счетчикам.
Помесячная сдача в аренду апартаментов менее выгодна, чем посуточная: месячная цена примерно равна аренде квартиры, а посуточная в 2-3 раза выше. При посуточной сдаче критически важна честность управляющего: чтобы он не сдавал апартаменты в аренду в тайне от собственника.
Помимо работы за проценты, некоторые управляющие предлагают доходные программы. Управляющий берет в аренду апартаменты и сам сдает их сколько хочет, а собственнику платит установленный % от стоимости апартаментов или фиксированную сумму в месяц. В очень редких случаях управляющий даже обязуется выкупить апартаменты через 5 лет.
3. Сдавать в аренду посуточно в формате отеля (апарт-отель)
В таком формате апартаменты (т.е. номера) сдаются управляющей компанией только посуточно под брендом гостиницы (отеля). Собственник лишен возможности сдавать их самостоятельно. Управляющая компания предлагает собственнику работать за % от выручки (25-30%) или по доходной программе.
Выручка
Выручка зависит от локации апарт-отеля. Предпочтительно, чтобы он располагался в 5-10 минутах ходьбы от центра или от метро (не очень далеких от центра станций).
На выручку влияет сезонность. Например, в Санкт-Петербурге самые большие цены и заполняемость номеров с мая по июль.
Но далеко не все 365 дней в номере будут гости. В сезон заполняемость больше (например, 90%), а несезон меньше (например, 30-60%). В среднем по году от 60% до 80% в зависимости от отеля и стараний управляющего.
На выручку влияет площадь и категории номеров. 14-16 кв.м. — это совсем маленький номер эконом-категории, от 20 кв.м. уже идет комфорт. Категория предполагает соответствующий ремонт и оснащение номера.
Например, среднемесячная выручка (не прибыль!) от аренды номера до 20 кв.м. в СПБ может составлять 40-55 тыс. руб. Здесь и далее берем для расчетов номер до 20 кв.м.
Расходы
Из выручки нужно вычесть расходы. Они включают в себя эксплуатацию номера (например, 200 руб./кв.м.), коммунальные услуги по счетчикам. Можно рассчитывать на 40-50 тыс. руб. в год.
Учтите, что номер при посуточной сдаче подвергается ускоренной амортизации: стареет и разрушается. Его нужно раз в 5-7 лет ремонтировать. На ремонт может потребоваться 300-600 тыс. руб. и более. Эти суммы нужно распределить по годам при подсчете доходности инвестиций в номер.
Не нужно забывать, что сдача в аренду нежилых помещений — это уж точно предпринимательская деятельность. Налоговая о вас непременно узнает из данных Росреестра. Поэтому нужно регистрировать ИП или ООО.
Если выручка небольшая (меньше 700-900 тыс. руб.), то лучше платить 6% с дохода. Если больше, в т.ч. когда сдаете несколько номеров, то лучше взять патент на аренду (ок. 50 000 руб. в год).
Помимо налога 6%, нужно заплатить страховые взносы 28 000 руб. + 1% с дохода, превышающего 300 000 руб.
А… самое главное: 25% от выручки управляющему. Но он себя не обидит: первым возьмет свое вознаграждение, затем оплату эксплуатационных расходов, а уж потом выплатит вам.
Доходность
После уплаты всех расходов доходность от аренды номера может составлять от 8% до 15% в месяц. Это гораздо больше, чем при сдаче квартиры (3-4%).
Но не нужно забывать про рост стоимости номера. От котлована до сдачи в эксплуатацию она вырастает на 20-30%. А затем растет по рынку. Я бы закладывал рост на уровне инфляции, т.е. 3% сейчас.
С учетом более низкого роста стоимости номера, общая доходность инвестиций в номер апарт-отеля может составлять до 12% в год. Это гораздо лучше вклада и сравнимо с некоторыми акциями на бирже. С выходом на рынок апартаментов инвестиции в квартиры становятся менее интересными: кто захочет получать 3-4% в год по квартире, если есть доходность по апартаментам в разы выше и без хлопот.
Многие граждане путают инвестиции в квартиру и психологическое успокоение. Если вы покупаете квартиру, чтобы была (зато надежно, стабильно и в кризис не пропадет), а доходность/возврат инвестиций не считаете, то это уже не инвестиция. Это удовлетворение психологического желания владеть вещами.
Но оставим психологию для психологов. Наша цель получить бОльшую доходность с меньшим или тем же риском, разбогатеть по-простому. Для этого больше подходят апартаменты.
Цены
Рассказывать публично, где и у кого купить апартаменты я не буду, так как агентом не являюсь и за рекламу мне не платили. Моим клиентам я предоставил подробные расчеты по одному объекту для ознакомления.
На стадии строителства маленькие студии (14-16 кв.м.) можно купить за 2,5 млн. руб., 20-22 кв.м — 3-3,5 млн. руб. Где то может быть дороже, но диапазон понятен.
Подводные камни
1. Апартаменты могут быть не построены
Это главный риск. Вспомним обманутых дольщиков.
2. Неудачное расположение апартаментного комплекса
Гостей и выручки будет мало.
3. Нечестная управляющая компания
Нечестность может выражаться в том, что свои апартаменты управляющая компания будет сдавать, а ваши будут простаивать. Для защиты от этих ситуаций есть компьютерные программы, которые бронируют номера «равномерно». Но давно уже доказано, что человеческий фактор побеждает любой компьютер.
Про тайную сдачу в аренду апартаментов я уже писал.
4. Халатный прием гостей: плохая уборка, невежливость и т.п.
5. Завышенные тарифы на эксплуатацию номера
Как бы без дохода не остаться. Смотрите отзывы о существующих объектах управляющей компании.
Как не попасть на мель:
Схема Кийосаки по покупке недвижимости в кредит
В связи с высокими ставками по кредитам даже на апартаментах не работает. Да, возможно, ежемесячный арендный доход будет превышать выплаты по кредиту.
1. 2 года ожидания строительства
Вы отдадите деньги, будете платить ипотеку каждый месяц, а дохода не будет
2. При покупке в ипотеку первоначальный взнос составит не 15%, а 40-50%
Многие застройщики в целях своей безопасности разделяют цену апартаментов на 3 договора: строительство, отделка и мебелировка. Причем последние 2 составляют 20-30% от всей цены апартаментов. Ипотечный кредит дадут только на строительство. Отделку и мебелировку вы должны будете оплатить отдельно.
Таким образом, вы вложите своих средств в ипотеку 40%, что никак не соответствует схеме Р. Кийосаке по бесплатному приобретению недвижимости в кредит. Поясню: Кийосаки вкладывает 10% первоначальный взнос, аренда покрывает ипотечный платеж, а первоначальный взнос он выводит путем рефинансирования кредита. А именно, делает ремонт, стоимость недвижимости повышается, и он увеличивает сумму кредита на размер повышения стоимости. Увеличение кредита снимает со счета.
Поэтому, когда вы посчитаете, что арендный доход покрывает ипотечный платеж — не радуйтесь! Не забудьте, что вы вложили 40% своих средств — они тоже стоят денег. Их можно было инвестировать альтернативно. Поэтому доходность нужно считать именно на них. Никакой бесплатной недвижимость явно не получится, а скорее вы недозаработаете.
Выводы: