инженер дизайнер чем занимается
Как стать дизайнером, если ты инженер
Поменять программы для создания чертежей на Sketch и Photoshop, перестать работать на старом заводе и переехать в современный офис.
Привет. Меня зовут Глеб Летушов. После института я работал инженером в конструкторском бюро.
Как работается инженеру
Раньше я проектировал детали за компьютером в конструкторском бюро. Я бы добавил фотографии про атмосферу в таком бюро, но не могу. Договор о неразглашении запрещает это делать, так что — сегодня без картинок.
К работе инженера прилагался душный офис, где средний возраст коллектива —50 лет. Потому в комнате работаешь ты и восемь пожилых женщин. На работу можно было принести только небольшую сумку. Если пришел рюкзаком, его нужно оставить в камере хранения — на территорию не пустят. Не пустят также с ноутбуком, планшетом и велосипедом. Кажется, что в таком месте жизнь проходит мимо. Каждый день ты сидишь перед монитором и ничего не меняется.
Как стать дизайнером
Я не хотел тратить жизнь впустую, поэтому пообещал себе все изменить: я опубликовал в своем блоге план развития на год. Я написал, что хочу уйти из конструкторского бюро и стать дизайнером.
Оказалось, что дизайнер — не свободный художник и творческий человек, а настоящий инженер. Он придумывает и находит сложные решения, делает открытия и решает проблемы. В блоге я написал, что через год буду дизайнером. Для этого собрал большой список книг, курсов и программ, которые нужно освоить.
Уже через полгода после публикации лайф-листа в блоге я получил базовые навыки, нашел первых клиентов и устроился на новую работу. Расскажу, как и что надо делать, чтобы начать зарабатывать на веб-дизайне.
Пройдите стажировку
Чтобы быстро прокачать профессиональные навыки, верный путь — пройти стажировку в крутой компании. Такой шаг поможет узнать, как организованы рабочие процессы внутри больших компаний, и научит общаться с другими членами команды, ставить сроки и сдавать работу вовремя.
Стажировка поможет найти работу веб-дизайнером. Если проявите себя хорошо, — возможно, компания предложит работу или будет просить помочь с проектами.
Мой путь в дизайн начался со стажировки в блоге образовательной компании. Хотя в тот момент я не знал, что такое дизайн, редактура, программирование, я все равно сделал тестовое задание на позицию стажера и отправил письмо.
Меня взяли на стажировку — и несколько месяцев подряд после основной работы я открывал компьютер и разбирался в устройстве интерфейсов, в HTML-верстке, в Agile и Scrum, в JavaScript и PHP. Именно тогда понял, что хочу стать дизайнером. А еще мне понравились рабочие процессы. Ты можешь работать откуда угодно, главное — сдавать работу вовремя.
Читайте
Обучение основам дизайна лучше начать с книг. Чтобы нарушать правила, нужно их знать. Перед тем, как получить навыки, освойте теорию. За эти полгода я прочитал около20 книг про дизайн. Они дали базовую информацию и помогли погрузиться в новую сферу.
Книги, которые я советую прочитать в первую очередь:
Основным правилам дизайна: контраст, близость, типографика, верстка
Думать нестандартно и визуализировать свои мысли
Понимать дизайн вокруг
Писать емко и понятно
Обращаться с типографикой, различать основные элементы в дизайне и правильно располагать их на страницах
Научила искать вдохновение и не бояться копировать чужие работы — при повторении чужого рождаете что-то свое
Пройдите курсы
Чтобы заняться веб-дизайном новичку, лучше всего начать начать с курсов. На курсах есть то, чего нельзя получить из книги — обратная связь. Домашние задания на курсах обычно проверяет человек, который уже хорошо разбирается в теме и может указать на ошибки.
Я оплатил недорогой онлайн-курс и слушал лекции в записи в электричке по дороге на работу, в обед на работе и перед сном дома. Домашние задания делал поздно вечером. После работы каждый вечер я открывал Photoshop, Sketch и Adobe XD, чтобы рисовать макеты. Составлял пользовательские сценарии, учился работать с цветом и композицией.
На курсах я узнал, как работает дизайнер, какими основными инструментами пользуется, как он общается с командой. Поэтому сейчас, когда меня спрашивают, как заняться веб-дизайном новичку, то я советую начать с курсов.
Когда есть четкие сроки сдачи работ, когда тебе показывают ошибки, когда весь материал подготовлен, — учиться легко. Ты просто садишься, открываешь графический редактор и рисуешь, проектируешь, думаешь.
Расскажите о себе
Первыми клиентами дизайнера чаще всего становятся его друзья и знакомые. Поэтому важно рассказать о себе. Опубликуйте запись о том, что теперь вы — веб-дизайнер и рисуете сайты. Расскажите, что ищете работу и будете рады новым проектам. Эту запись увидят друзья. Они смогут предложить вам какую-то работу или посоветовать своим знакомым. На своей странице «ВКонтакте» я написал, что ищу новые проекты. Чтобы не объяснять, чем занимается веб-дизайнер, я просто сказал, что теперь создаю сайты.
После публикации чуда не случилось — мне вообще никто не написал. Зато запись увидели друзья, которые потом посоветовали меня первым клиентам.
Важно!
Рассказывайте о себе. Первые заказы придут от знакомых.
Рассказывать о себе нужно не только в интернете. При живом общении не забывайте упоминать, что вы теперь дизайнер и ищете проекты.
Активно искать проекты
Чтобы найти интересную работу, пишите письма веб-студиям и откликайтесь на вакансии. Обычно студия берет намного больше заказов, чем может выполнить. Поэтому часть таких заказов она с радостью отдает хорошим фрилансерам.
Напишите, что вы хороший фрилансер. Расскажите о себе, покажите портфолио. Я активно писал таким студиям, а еще отзывался на интересные вакансии. Так как я только начинал заниматься дизайном, мне часто отказывали.
Зато такие письма помогли получать хоть какую-то обратную связь о работах: дизайнеры и арт-директора комментировали мои макеты и рассказывали про ошибки в портфолио.
Следить за другими
На первых этапах тщательно следите за другими дизайнерами. Важно узнать, как они работают, почему делают именно так, а не иначе. Копируйте чужие работы, чтобы научиться анализировать свои действия. Найдите таких дизайнеров, которые близки по стилю — смотрите их работы, анализируйте, вдохновляйтесь. Хороший инструмент для поиска — Design Review, известные дизайнеры оценивают качество работ и дают советы как их улучшить.
Заключение
Чтобы полностью поменять квалификацию и начать зарабатывать на дизайне и тексте, у меня ушло полгода активной подготовки и развития навыков. Если каждый день вы занимаетесь скучной и монотонной работой, которая забирает все силы, то не бойтесь все изменить. Надеюсь, что мои советы помогут тем, кто оказался в аналогичной ситуации, получить профессию мечты. Впереди — еще более сложный путь.
Важно!
Дизайнер должен постоянно развиваться и учиться, актуализировать навыки.
Большая часть моего пути состоит из ошибок: когда пытаешься учиться самостоятельно, то не получаешь обратной связи и не знаешь, в какую сторону двигаться. Не тратить время впустую и найти как можно более прямой путь к дизайну поможет поможет курс «Веб-дизайн с 0 до PRO» от Skillbox.
Пишет про дизайн в Skillbox. Рисует макеты и верстает страницы для клиентов.
Творчество и технологии: кто такой промышленный дизайнер
Шеф-дизайнер Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ»
97% того, что нас окружает, создано человеком. Он фантазирует, моделирует, конструирует, думает об удобстве каждого из нас — и всем этим занимается промышленный дизайнер.
Что это за профессия и почему стоит к ней присмотреться, какие качества нужны дизайнеру и как стать крутым специалистом, рассказал Алексей Шаршаков, шеф-дизайнер Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ».
Маг и волшебник в реальности
Если коротко, промышленный дизайнер — человек, который создаёт продукт, выпускаемый промышленным производством. Это может быть что угодно: шариковая ручка, телефон, телевизор, поезд, самолёт и даже космический корабль.
Промышленный дизайн — это осознанное проектирование, когда профессионал понимает, как люди пользуются конкретным продуктом, изучает его историю, смотрит, насколько удобно его производить, упаковывать и какие эмоции испытывает покупатель. При этом промышленные дизайнеры продумывают не только как эффективно произвести, но и как утилизировать продукт после того, как он отслужил своё.
Промышленный дизайн развивается во всём мире. Эта профессия появилась, когда производство шагнуло вперёд и продукцию стали создавать не в ремесленных мастерских, а на заводах и фабриках. Сейчас же в распоряжении дизайнеров есть технологии, которые раньше казались фантастическими. В мире существуют фабрики 3D-принтеров, становятся привычной реальностью аддитивные технологии и цифровое моделирование.
Один из самых ярких примеров современных технологий — генеративный дизайн, где искусственный интеллект за минуты просчитывает варианты построения конкретной детали, предлагая на выбор дизайнера лучшие. Благодаря возможностям генеративного дизайна Airbus уже изменила конструкцию перегородок в самолётах, NASA отправит на Марс марсоход, часть деталей которого создана ИИ и напечатана на 3D-принтере, Decathlon смогла создать новый манёвренный и лёгкий велосипед, а Hyundai придумала идею шагающей машины-спасателя.
Благодаря новым технологиям промышленный дизайнер все больше освобождается от рутинных операций, получая возможность творить.
При этом скорость дизайн-процессов увеличивается. Если раньше путь от идеи продукта до его запуска в промышленное производство мог занимать годы, то сейчас, если над проектом работает современная прокаченная команда, он длится несколько месяцев. А быстрый вывод продукта на рынок — одна из основ конкурентоспособности. Более того, новые технологии позволяют экономить материалы, повышать эффективность производства, создавать уникальные, ещё недавно недоступные формы. Всё это — задача промышленных дизайнеров, поэтому востребованность таких специалистов непрерывно растёт.
Качества, которыми должен обладать специалист
Безусловно, от человека требуется аналитический склад ума, творческие способности. С одной стороны, эта профессия предполагает умение творить — рисовать, придумывать, моделировать. С другой, подразумевает глубокое знание технологий и специализированного софта. Чтобы высоко котироваться на рынке и стать востребованным специалистом, надо, например, освоить софт Autodesk Fusion 360 для 3D-моделирования и проектирования. Стать профи быстро не получится, и чтобы набить руку в дизайне, нужно не бояться брать новые проекты, стажироваться и работать с лучшими игроками рынка — только так получится быть на острие и впитывать самую современную информацию.
Но есть и общие качества, без которых промышленным дизайнером стать сложно. Например, созидательность. Если посмотреть на маленьких детей, они всегда что-то строят, мастерят, создают. Желание творить, узнавать новое, верить в лучшее, свойственны всем нам. Как и умение сопереживать — оно крайне важно для дизайнера, чтобы, наблюдаять за людьми, находить точки разочарования пользователя разными предметами, а потом эти проблемы решать. Там человеку неудобно сидеть, тут кнопка расположена неудачно. Всё это специалист подмечает и старается в будущих продуктах избежать. Поэтому ещё одно важное качество — наблюдательность.
Человеческие качества не определяются образованием. Его роль — упорядочить знания, навыки, процессы. А вот природная любознательность, умноженная на приобретаемое в процессе обучения умение извлекать информацию из множества каналов, насмотренность — это то, без чего дизайнером сложно стать.
Куда пойти учиться
Кафедры и даже факультеты промдизайна есть во многих вузах. Топ-5 выглядит так:
Как собрать портфолио
В любом случае нужно иметь в виду, что классическое образование даёт только основу. При приёме на работу будут смотреть не столько на диплом, сколько на портфолио, практику. Поэтому во время учёбы лучше активно стажироваться или участвовать в хакатонах, когда производитель приходит в вуз и просит придумать дизайн изделия. Для студентов это прекрасный шанс попробовать свои силы: поучаствовать в разработке продукта от эскиза до выхода на производство, со всеми плюсами и минусами, пониманием нюансов.
Есть и другой вариант попрактиковать — взять проект известного дизайнера или студии и разобрать его, что называется, по косточкам. Узнать, что стало источником вдохновения, как рождался образ, как работает продукт, как увязаны эстетика и функциональность.
Для портфолио можно подрабатывать фрилансом или пойти по стопам звезды дизайна Ора-Ито, который начинал с выдуманного портфолио. Не работая в крупных компаниях, он придумывал концепты для Louis Vuitton, Apple и других крупных фирм. Размещённые в интернете работы заметили, и Ора-Ито стал знаменитым дизайнером. Кстати, специального образования у него нет. Самоучек в дизайн-студиях немало.
Пример использования генеративного дизайна
Конкурсная основа
Один из крутых трамплинов для карьерного взлёта — участие в конкурсах. И не только ради победы. Она, конечно, важна, но соревнования дают много других бонусов: став участником одного из конкурсов, вы попадёте в профессиональное сообщество, получите новые связи и поймёте, чем живет индустрия.
Так недавно состоялся Всероссийский конкурс генеративного дизайна, который организовал «2050.ЛАБ» в партнёрстве с Autodesk и ТМХ. Перед участниками поставили реальную прикладную задачу — разработать модель одного из элементов конструкции подвижного состава ТМХ с помощью генеративного дизайна в программе Fusion 360, и финалисты кроме финансового приза получали возможность попасть в кадровый резерв промышленного холдинга.
Всего на конкурс было подано более 200 заявок со всех уголков России. В финал вышли четыре человека. Самому молодому, Никите Трофименко — 21 год. Он ещё студент, но невероятно увлечён будущей профессией. Когда его спросили, почему он решил участвовать в конкурсе, Никита сказал, что хотелось понять свой потенциал как конструктора и технолога. Особенно важно для него было то, что конкурсные работы оцениваются действующими специалистами, среди которых, например, такие известные дизайнеры как Сергей Смирнов и Евгений Маслов. Никита — это отличный пример того, что важно не только образование, но и практика. Он с первого курса активно участвует во всевозможных конкурсах, старается расширять кругозор, развивает насмотренность.
Промышленный дизайнер для России ещё довольно редкая профессия, у нас много графических и веб-дизайнеров, ну а промышленным предприятиям часто не хватает свежего взгляда на дизайн, поэтому самое время получать базовое фундаментальное образование и начинать свою первую практику.
Фото на обложке: Unsplash
Фото в тексте предоставлено автором материала
От изобретения колеса до чипирования грибов: чем занимаются промышленные дизайнеры?
Ко Дню промышленного дизайна поговорили с Майей Прохоровой о дизайне настоящего, прошлого и будущего.
Colowgee для Skillbox
Майя Прохорова живёт и работает в Санкт-Петербурге. Обладатель ряда международных премий в области промышленного дизайна и многократный победитель конкурсов Red Dot Award, K-Design Awards, Design and Design International Awards, POPAI Design Awards.
Из интервью вы узнаете:
Знает всё о дизайне, фотографии и современном искусстве — пишет об этих явлениях уже 20 лет и не планирует останавливаться. Постоянный посетитель московских музеев и галерей. Любит водить автомобиль.
— Почему ты выбрала промышленный дизайн?
— Я художник в третьем поколении. Мои папа и дедушка ― художники, впоследствии они стали заниматься выставочным дизайном. Было много общения с папой, и здесь, я думаю, сыграло роль именно его воспитание: вместо кукол у меня были в основном машинки, техника, всякие конструкторы. Был металлический советский конструктор на болтиках ― я его очень любила. Очень важно, что тебя окружает в детстве.
— Но ты ведь серьёзно занималась ещё и музыкой?
— В пять лет я поступила в художественную и музыкальную школы. Затем хотела продолжить учиться в консерватории Гнесиных по специальности «Скрипка», но некоторые ограничения по здоровью ― а скрипка, поверьте, это серьёзная физическая нагрузка, ― и любовь к рисованию изменили планы. Поэтому после переезда в Петербург я поступила в академию Штиглица на факультет промышленного дизайна. После того как я побывала на европейских выставках и выиграла несколько конкурсов, поняла, что нужно пробовать реализовать свои концепции.
— Ты начала участвовать в конкурсах ещё студенткой, какой это дало опыт?
— Для меня это соперничество, конкурентность в очень профессиональной и классной среде. Каждый конкурс — мотивация, определённый этап личностного и профессионального роста. Всё это очень важно для начинающих в профессии.
— Насколько востребован сегодня промышленный дизайн в России?
— Мне кажется, в России промышленный дизайн пока в зачаточном состоянии. Российских заказчиков не так много, а у меня их совсем нет ― в основном Запад. Но потребность растёт ― больше компаний думают о своём производстве и персональном дизайне. Понятно, что именно производство отдаётся на аутсорс в Китае, но тенденция такова, что промышленный дизайн здесь скоро будет гораздо востребованнее, это чувствуется.
— А кто тогда твои заказчики?
— Я сотрудничаю с компаниями из Азии, Америки, иногда ― Европы.
— Что они обычно заказывают?
— Часто гаджеты ― сейчас мы получили Red Dot Product Design за зубную щётку. Это не просто щётка, а целая система со стерилизатором и дорожным набором, паста заправляется прямо в ручку. Кроме ухода за зубами ещё одна задача продукта ― уменьшить количество используемой пасты и выбрасываемого пластика.
— А как сделать зубную щётку, если ты не стоматолог, а дизайнер?
— Во-первых, дизайн междисциплинарен, здесь сходятся естественные, технические и гуманитарные знания. С каждым заказом погружаешься в новые для себя области, разбираешься в новых технологиях, поскольку на форму продукта влияет множество факторов.
Во-вторых, вместе с дизайнером над объектом работают инженеры и конструкторы, которые проверяют, насколько этот дизайн жизнеспособен: почему так нельзя, или почему так красиво, но нужно изменить. Следом создаётся прототип.
— Как в промышленном дизайне сосуществуют красота и функциональность?
— Я считаю, что красота первична, потому что мы должны захотеть приобрести продукт ― ту же зубную щётку. Но у нас же у каждого уже есть щётка, почему мы должны захотеть купить новую? Первое, на что мы смотрим, ― как она выглядит.
Также важный аспект ― инновационность. Продукт должен быть современным, соответствовать трендам в новых материалах, быть экологичным, учитывая и экологичность в производстве. Чтобы «подружить» всё это, и нужен промышленный дизайнер.
— Есть ли в России сообщество промышленных дизайнеров?
— Думаю, что есть. Но это не совсем ко мне вопрос, поскольку я не состою и не знаю. Я живу в Петербурге, в основном общаюсь с профессионалами не из России — мои коллеги из других стран.
— А насколько развито зарубежное комьюнити?
— Зарубежное сообщество развито, но разделено ― каждый топит за своё и считает, что прав.
В Америке сообщество своё. Там смотрят на опыт зарубежных коллег, но в целом все тусовки локальные. В Европе тоже. Я много бывала на зарубежных фестивалях дизайна ― все как-то держатся обособленно и у каждого своя тема.
— Да, это был павильон, выращенный из настоящих грибов. Это очень классно ― они коллаборируют, пытаются покопаться в земле и найти там ответ. Получаются интересные вещи. Хотя иногда и недоступные для понимания.
— У тебя, кстати, тоже много концептов. Бывало ли, что кто-то увидел концепт и решил его выпустить?
— Когда заказчики смотрят мои концепты, им что-то нравится, но для себя они хотят новое, что не появлялось в Сети и чего никто не видел. Заказчик вообще всё держит в тайне ― когда продукт выходит на рынок, он хочет эффекта «Вау!».
Мои концепты — это портфолио. Как-то пришёл заказ прямо из сингапурского музея Red Dot. Люди увидели на выставке в музее концепт акустической системы Phase 8
и пригласили меня в команду. Мы разработали новый продукт ― акустическую систему для общественных пространств.
— Ты стараешься использовать экологичные материалы. Легко ли отказаться от неэкологичных?
— Очень сложно. Я начала создавать собственный бренд, и мой первый продукт ― сумка I am a bag ― получила Red Dot Product Design в этом году. Это уже не концепт, я решила самостоятельно «пройти все круги ада» от идеи до выпуска продукта ― проверить на личном опыте, как всё работает.
Конечно, интересно быть в тренде, поэтому я тоже использую экологичные материалы. У нас это очень сложно, поэтому, хотя производство и в России, материал привозим из Германии. Гораздо проще работать с чем-то неэкологичным ― в России это более распространено.
— Экологичность ― модный тренд?
— Да, экологичность ― это однозначно тренд, мне он очень нравится. Я рада, что наступило новое время ― очень много людей обратили внимание на проблему, и я тоже хочу внести свой вклад. Задача этой сумки ― сделать фешен-аксессуар экологичным: заменить кожаный материал на бумажный, сумка из которого при этом будет прочной и красивой.
Ещё мне импонирует переработанный пластик, его я тоже планирую использовать в работе. Пластик ― очень удобный материал. И проблема не в том, что он неэкологичный, а в том, как его перерабатывать и вторично использовать. Если брать уже отработанный пластик, то это отличный выбор.
— В какую сторону сейчас движется промышленный дизайн?
— Интересный вопрос. Можно говорить о гибридности объектов, когда мы можем наделить что-то несколькими функциями. Например, мой концепт Relax-Backpack. Это гибрид подушки и рюкзака ― очень удобно в путешествии.
Ещё дизайн постепенно уходит от своего материального воплощения и переходит к интеграции с чем-то эфемерным. Нас окружает очень много продуктов, и когда ты покупаешь пятый электрический чайник, тебе в конце концов надоедает их менять. И возникает вопрос: насколько важен сам предмет, куда теперь двигаться?
Мы всегда говорили об эстетике, о форме, пытались сделать этот чайник ещё более красивым, более эргономичным, более удобным. На мой взгляд, сейчас это всё немного устаревшие понятия. Я бы сказала, наступило некое смутное время перехода на нечто новое, ещё не сформированное, может быть, несказанное. Время интеграции с чем-то нематериальным.
— Возможно, в будущем чайник будет выглядеть совершенно иначе, потому что мы будем жить в мире с иной гравитацией, или же будет придуман совершенно иной способ подогрева воды. Я очень люблю думать о далёком будущем, представлять то, что сегодня невозможно. Наверное, в моём детстве научной фантастики было слишком много (смеётся).
— А какое событие ты могла бы назвать революционным для промышленного дизайна?
— Создание колеса, например. Изобретение колеса ― ключ к техническому прогрессу, оно легло в основу множества ремёсел: гончарный круг, мельница, токарный станок. Это действительно прорыв!
Без этих изобретений современная культура и дизайн были бы невозможны.