инженерно психологическое обеспечение информационных технологий что это
Специальность «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий»
В чем специфика и актуальность?
Эффективность использования быстро развивающихся информационных технологий и аппаратных средств их реализации существенно зависит от учета «человеческого фактора» при их проектировании и эксплуатации. Зачастую созданные технологии и используемые в них технические и программные средства неудобны для пользователя, ими трудно управлять, их сложно обслуживать, подготовка персонала для работы с ними требует значительного времени и материальных затрат. Наиболее серьезной проблемой при этом является информационное воздействие пользователя и технических средств, поскольку организация информации и используемые средства ее ввода-вывода не учитывают психологических закономерностей процессов приема, переработки, хранения и реализации информации человеком. Результатом этого являются сбои и ошибки в работе пользователя, возникновение у него негативных психических состояний, что существенно снижает показатели надежности его работы и соответственно всей системы «человек-техника» в целом.
Чему можно научиться?
Что дальше?
Выпускник специальности ИПОИТ может работать инженером-системотехником, инженером-программистом, инженером по информационным технологиям, а также на других родственных специальностях, связанных с развитием информационных технологий.
Инженеры-системотехники востребованы предприятиями, научно-исследовательскими институтами, банковскими структурами, учреждениями культуры, спорта, туризма, торговли, транспорта, рекламы, средствами массовой информации.
Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий
Обучает ИТ-специалистов в области человеческого фактора, которые знают информатику и психологию.
Оставить заявку Узнать, как поступить
Описание специальности
Набор на специальность только для граждан России
Разработка и бесперебойное функционирование локальных и глобальных компьютерных сетей для полноценной работы компании и ее филиалов – вот задача для инженера-системотехника.
Для кого специальность
Выбирать направление и поступать в электронный белорусский вуз могут выпускники средней школы, колледжей, техникумов, университетов. Получайте первое и второе высшее образование вместе с VUZ24.
Что нужно для поступления? Сдать внутренний экзамен по математике и физике, а также пройти собеседование по видеосвязи.
Что изучают студенты
Адаптированная дистанционная программа предлагает изучить дисциплины в области информатики и психологии:
Студенты учатся принимать во внимание мелочи и тренируют способность к монотонному труду – ошибки специалиста могут дорого обходиться предприятию.
Что могут выпускники? Инженер-системотехник анализирует разные структуры предприятия – логистика, производство, управление, связь, хранение – и проектирует компьютерную сесть для автоматизации работы всех отделов. Неточность останавливает функционирование всей организации и влечет за собой убытки.
Что дает дистанционное обучение в БГУИР
Факультет компьютерного проектирования взаимодействует с флагманами ИТ-сферы – NVidia, Microsoft, 1C, Яндекс. Студенты-дистантники могут проходить годовую стажировку и получать сертификат, оттачивать навыки и разрабатывать свои проекты в учебных лабораториях. Белорусский вуз серьезное внимание уделяет изучению технического английского – не упускайте возможность получить знания уровня BII.
Отправляйте нам заявку на сайте или звоните +7 958 111 72 03 и +7 958 581 32 34 – ответим на вопросы. Поможем с оформлением документов, сдачей экзаменов, зачислением!
ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Описание:
Специальность высшего образования I ступени
Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий – одна из составных частей комплексного проектирования систем, реализующих информационные технологии, заключающаяся в решении всех вопросов, связанных с включением человека в проектируемую систему.
Подготовка специалиста по данной специальности предполагает формирование определенных профессиональных компетенций, включающих знания и умения в области инженерно-психологической оценки и проектирования программных и аппаратных средств; проектирования баз данных и комплексов технических средств систем обработки информации; проведения системного анализа и определения инженерно-психологических требований к информационным и техническим системам; разработки, установки, испытания и сопровождения системного и прикладного программного обеспечения; администрирования систем баз данных, локальных и глобальных вычислительных систем; разработки и внедрения инновационных методов, способов, средств и технологий инженерно-психологического и эргономического проектирования и др.
Специальность обеспечивает получение квалификации «Инженер-системотехник».
Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: сложные информационно-технические системы, средства вычислительной техники, компьютерные системы и сети, системное и прикладное программное обеспечение.
После окончания обучения выпускники вышеназванной специальности могут занимать должности:
Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий
В ЧЕМ СПЕЦИФИКА И АКТУАЛЬНОСТЬ?
Работа в IT-компаниях престижна и очень хорошо оплачивается. В настоящее время в состав рабочих групп, осуществляющих разработку и эксплуатацию информационных систем, входят высокооплачиваемые юзабилити-специалисты, т.е. специалисты в области человеческого фактора, имеющие глубокие знания в информатике и психологии.
ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ?
Студенты изучают комплекс дисциплин:
— современные языки программирования С/С++; C#; Java; Javascript; PHP; CSS; HTML/XHML; HTTP и др.
− современные технологии программирования
− операционные системы и системное ПО
— интерфейсы информационных систем
− веб-программирование и веб-дизайн
− гейм-дизайн и технологии виртуальной реальности
− инженерная психофизиология
− психология восприятия информации
− инженерно-психологическое проектирование систем
Что дальше?
Наш выпускник работает на должностях: инженер-программист, инженер по информационным технологиям, системный администратор, специалист по тестированию ПО, системный архитектор, системный аналитик, бизнес-аналитик, технический писатель, а также на других родственных должностях, связанных с IT-сферой.
В числе мест распределения выпускников: компании-резиденты Парка высоких технологий Самсолюшенз, Итранзишен, БелХард, ЭПАМ Системз, СТ-группа, Гейм Стрим, ИТ парк, ЯндексБел, БелIBA и др., а также банки и ведущие промышленные предприятия.
Где в Беларуси учат UX, часть 1
Буквально на днях я наткнулась на интервью Софьи Чебановой из Питера для портала dev.by и с нескрываемым удивлением почитала о том, что учиться UX в Беларуси негде. С этим утверждением я готова поспорить, поэтому далее расскажу о том, какие возможности известны мне. В первой части я опишу специальность «инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий», а во второй – расскажу о курсах по юзабилити/UX/проектированию интерфейсов.
Специальность ИПОИТ в БГУИР
В вышеназванном интервью я встретила упоминание своей специальности и узнала несколько новых для себя вещей: оказывается, кафедра инженерной психологии и эргономики «уходит» в охрану труда, да и работают там пожилые люди. Так как я подарила этой кафедре 8 лучших лет своей жизни, я могу честно, откровенно и как никто другой подробно рассказать о том, как там обстоят дела и можно ли там научиться UX.
Специальность ИПОИТ (инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий) в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники появилась в 2005, и мне посчастливилось оказаться в самом первом наборе, затем – окончить там же магистратуру и даже отработать два года на кафедре инженерной психологии и эргономики, чтобы сделать все от меня зависящее для улучшения специальности. В доказательство привожу свою фотографию в смешной шляпе с сайта моего университета.
Прежде всего, специальность ИПОИТ появилась в СНГ первой (на тот момент никаких аналогов не существовало). Возможно, аналогов нет и сейчас, по крайней мере, мне о таковых ничего неизвестно. В названиях дисциплин вы нигде не встретите терминов «юзабилити» или «UX», это, к сожалению, суровая реальность наших ВУЗов, где введение всяких модных иностранных словечек часто невозможно. Но это не значит, что этих тем нет в содержании учебных программ. Кроме того, не будем забывать, что в далеком 2005 году, когда специальность появилась на свет, в РБ мало кто вообще слышал слово «юзабилити».
Идея, которая была заложена при создании ИПОИТ, это подготовка специалистов на стыке IT и психологии. Так как дисциплина появилась на факультете компьютерного проектирования, в нагрузку пришлось прихватить свойственные факультету связанные с «железом» предметы.
Чему учат
Все дисциплины специальности можно разделить на три категории (если исходить из того, что в конечном итоге вы хотите заниматься UX, а не, например, программированием): профильные и полезные, непрофильные и полезные, и непрофильные и бесполезные.
Профильные и полезные
К этой категории я причислила дисциплины, которые относятся к психологии (без нее в нашей области никуда), интерфейсам и непосредственно инженерной психологии и эргономике.
Непрофильные, но полезные
Сюда я отнесла дисциплины, которые дают хороший IT бэкграунд (например, программирование – у нас его было довольно много, настолько, что позволило многим выпускникам без проблем найти себе соответствующую работу), либо с анатомией/физиологией ЦНС (с одной стороны, не то, чтобы эти знания сильно помогали в работе UX специалиста, но с другой – знать о том, как устроен мозг, полезно).
Непрофильные и бесполезные (пожиратели времени)
Среди них есть интересные и неинтересные. Оценка субъективна, и учитывает не только интересность дисциплины, но и то, как ее преподавали. По мере убывания интересности для меня это были:
Кем и где работают выпускники
Возьмите практически любую позицию в IT – везде есть наши выпускники. Кроме непосредственно UX, есть еще программисты, тестировщики, дизайнеры и все остальные. Работу выпускники себе нашли в компаниях Wargaming, UXpresso, HumanoIT Group, EPAM Systems, SaM Solutions, Itransition, Артокс-медиа, ТОП СОФТ, Ultralab – список можно дополнять большим количеством продуктовых компаний и стартапов.
Сильные стороны
Сильная сторона обучения в ВУЗе в принципе – академический подход. Какую дисциплину ни возьми – вам обстоятельно расскажут об истории ее возникновения, дадут ссылки на первоисточники, познакомят со всеми существующими подходами, классификациями и методологиями. Ни одни курсы не дадут вам такой объем теоретического материала.
Кроме того, на нашей специальности зачастую преподаватели давали нам полный карт-бланш касательно выбора тем курсовых проектов – если на других специальностях я наблюдала «обязаловку», то тут всегда можно было выбрать направление исследования, которое тебе по душе. И этот подход распространялся даже на других кафедрах – никто до конца не понимал, чем же в итоге мы будем заниматься, поэтому бывало такое, что в рамках одной и той же дисциплины кто-то в курсовой писал программу на C#, кто-то колбасил прототип в Axure, а кто-то вообще занимался непотребством в P-CAD.
Более того, заведующий кафедрой, Константин Дмитриевич Яшин, всей душой болеет за развитие специальности и всегда открыт к предложениям. К примеру, к нам несколько раз приходили практикующие специалисты и проводили мастер-классы по графическому дизайну и верстке, после того, как мы сказали зав. кафу о том, что хотели бы узнать об этом подробнее. Более того, целая дисциплина ЭОИСТ появилась потому, что К.Д., получив от нас с Сашей обратную связь и поверив в наши силы, дал добро на ее создание и помог воплотить наши планы в реальность. И, несмотря на то, что кафедра, действительно, охотится за докторами и кандидатами наук, а они почти все в возрасте, К.Д. всегда идет навстречу молодым преподавателям, понимая, что, несмотря на отсутствие седин, им как практикующим специалистам есть о чем рассказать студентам.
На кафедре есть магистратура по специальности «Психология труда, инженерная психология, эргономика». Непрофильных и бесполезных дисциплин в магистратуре нет совсем.
Ну и наконец, университет дает довольно много приятных возможностей: от сотрудничества с другими кафедрами и университетами и выступлений на конференциях, до доступа к оборудованию.
И, кстати, если вам небезразлично будущее UX в Беларуси и вы чувствуете в себе силы обучать молодежь — обратитесь к заведующему кафедрой (тел.: 293-85-44, (+37544) 7996552, e-mail: yashin@bsuir.by). Искать на кафедре работу я не агитирую, но провести один-другой мастер-класс не потребует особых усилий, но здорово поможет студентам. А если сил обучать нет, но хочется как-то повлиять на ситуацию — просто загляните на огонек к Константину Дмитриевичу. Со времени открытия специальности прошло уже почти 10 лет, каждый год она понемногу меняется в лучшую сторону, но этот процесс можно ускорить, предоставляя кафедре обратную связь.
Слабые стороны
Обучение на дневном предполагает ворох полезной и бесполезной информации, и проблема в том, что в процессе обучения не всегда можно отличить одно от другого. Грубо говоря, вам расскажут о том, как возникли молотки, какие они бывают, из чего состоят, какие с ними связаны ГОСТ-ы, как называются люди, которые их используют, и для чего их в принципе используют. Но стучать молотком по гвоздям правильно вы научитесь уже сами. А пока вам будут все это рассказывать, в голове непрерывно будет звучать вопрос «зачем мне это знать».
Непрофильные но полезные дисциплины распределены между разными кафедрами, и иногда это проводит к тому, что одно и то же вам могут рассказать несколько раз, или пропустить что-то важное, полагаясь на другую кафедру.
Несколько дисциплин мы изучали совместно со специальностью «искусственный интеллект» (факультет информационных технологий и управления). Учебная программа ИИ значительно отличалась от нашей, и лектор, к сожалению, ориентировался на нее. Поэтому часть вещей для нас была непонятна.
Учебные программы в ВУЗе меняются медленно и далеко не всегда отражают результаты последних исследований. К примеру, нам рассказывали о законе Миллера (об объеме кратковременной памяти равном 7+-2), но ничего не сказали об исследовании 2002 года, опровергающем его.
Ну и не стоит забывать, что это все-таки гос. учреждение, со всеми вытекающими последствиями.