иппотерапия что это такое
Медицинские интернет-конференции
Языки
Исследование влияния иппотерапии в реабилитации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом
Аброськина М.В., Демидко Д.Д.
Научный руководитель: старший преподаватель Кузнецова Е. И.
Кафедра физического воспитания
Актуальность: На сегодняшний день существуют различные способы реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП), которые способствуют произвольному торможению движений, снижению гипертонуса мышц, улучшению координации движений. Это кинезиотерапия, механотерапия, лечебная физкультура, гидротерапия, анималотерапия медикаментозное лечение, хирургическая коррекция и другое. Но применение только одного из вышеперечисленных методов не является эффективным. Среди видов анималотерапии значительный интерес представляют дельфинотерапия и иппотеропия (общение с лошадьми и верховая езда). Именно многогранность воздействия, одновременного сочетания повторяющихся разнонаправленных движений тела, легкого массажа внутренней поверхности ног, позитивного психотерапевтического эффекта от общения ребенка с лошадью определяют уникальность ЛВЕ.
Цель: Систематизация информации о физической реабилитации детей 5-7 лет с ДЦП на основе использования занятий иппотерапей.
Результаты и обсуждение: Результаты проведенного эксперимента подтвердили значительное улучшение эмоционального и физического состояния ребенка, а именно: в экспериментальной группе – 7 детей (из 8) «самостоятельно прошли дистанцию в 20 метров», опираясь на трость без помощи взрослых, в контрольной группе таких детей, оказалось, только 5, а результаты теста номер 2 «силовая выносливость мышц спины» в среднем улучшились на 42,9 и 39,1 % соответственно. Также было отмечено возрастание активности и в других видах деятельности, например, появление интереса в общении с другими детьми, заинтересованность при посещении соревнований и театральных конных представлений и праздников.
Выводы: В итоге иппотерапия даёт возможность: улучшить общее состояние организма, нормализовать тонус мышц и сосудов, укрепить дыхательную, сердечную и опорно-двигательную системы, развить балансировку, осанку, координацию движений, укрепить двигательные рефлексы. Поэтому, занятия иппотерапией могут быть рекомендованы для реализации в комплексной реабилитации детей с подобными формами двигательных расстройств.
Иппотерапия что это такое
В настоящее время детский церебральный паралич встречается с частотой семь случаев на тысячу новорожденных. Детский церебральный паралич – это понятие неоднородное. Под данным термином рассматривается нарушение деятельности двигательной анализаторной системы, но подходов к определению данного понятия существует достаточно много. В процессе развития учения о данной проблематике, можно увидеть различные подходы, представленные такими авторами, как Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, И.Н. Иваницкая, М.В. Ипполитова, В.И. Козявкин, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, М.Н. Никитина, Т.Н. Осипенко, B.C. Подкорытов, Е.Н. Правдина-Винарская, К.А. Семёнова, И.А. Скворцов, Д.С. Футер, М.Б. Цукер, Л.М. Шипицына, Л.Ф. Шестопалова, М.Б. Эйдинова, и многими другими. Этим термином обозначается ряд патологических состояний, которые возникают, как правило, в период перинатального развития в результате повреждения пирамидных, экстрапирамидных и других систем головного мозга, отвечающих за движения и положение тела в пространстве, что обусловливает возникновение трудностей в формировании двигательной системы.
Если рассматривать патогенез данного нарушения, то можно отметить что в анамнезе сохраняются те безусловные рефлексы, которые должны быть редуцированы после трех месяцев жизни. Их своевременное угасание создает благоприятную основу для развития произвольных движений. Сохранение этих рефлексов существенно тормозит формирование произвольной моторики. Таким образом, в структуре нарушения при детском церебральном параличе характерным является отсутствие редуцирования безусловных рефлексов и отставание в темпе созревания или невозможности формирования двигательных функций. Нарушение мышечного тонуса, наличие гиперкинезов, синкинезий, слабость мускулатуры, некоординированность движений и прочая симптоматика двигательной несформированности приводят к трудностям в формировании умений и навыков в бытовой, учебной и других сферах жизни.
Диапазон выраженности степени тяжести при данной патологии достаточно широк. У определенной группы детей сформирована большая часть двигательных умений и навыков. Они способны к самостоятельному передвижению в пространстве, у них есть навыки самообслуживания. Они могут получить достаточно высокий уровень образования и социально адаптироваться в обществе. Проявление заболевания может быть представлено в виде насильственных движений разной степени выраженности. Также в анамнезе могут присутствовать патологические позы, нарушения походки, нескоординированность движений, низкий уровень сформированности двигательной памяти и др.
Другая же часть детей имеет более выраженную симптоматику. Изменение в состоянии мышечного тонуса настолько значительны, что большая часть двигательных навыков остается несформированной на протяжении всей жизни человека. Невозможность самостоятельного передвижения приводит к необходимости использования ортопедических приспособлений. Поскольку дети испытывают трудности в захвате и удержании предметов, у них отсутствует возможность для формирования предметно-практической деятельности, а значит, и для развития в дальнейшем наглядно-действенного мышления. Остаются несформированными и навыки гигиены и самообслуживания, поэтому дети, а в дальнейшем и взрослые нуждаются во внешнем уходе.
Термин «иппотерапия» является международным. Наряду с использованием слова «иппотерапия» в речи могут употребляться такие слова, как «терапевтическая верховая езда», «адаптивная (реабилитационная) верховая езда», «экитерапия», «верховая езда для инвалидов», «райттерапия». Иппотерапия рассматривается как средство лечения. Содержание ее достаточно разнопланово и включает в себя езду в упряжке, верховую езду на лошади, налаживание общения с лошадью. Таким образом, с помощью иппотерапии осуществляется реабилитация, воспитание, адаптация и интеграция лиц с детским церебральным параличом и не только.
Анализ научно-методической литературы показал, что большинство авторов указывают на эффективность занятий иппотерапией у детей с различными нарушениями, но особую значимость данный вид терапии имеет для детей с церебральным параличом [1, 2]. Биомеханическую основу иппотерапии исследовали В.Н. Коновальчук, Р.А. Пополитов, Е.В. Архангельская [3]. По данным этих авторов, биомеханический фактор способствует снижению спазма мышц, увеличению объема движений в суставах, силы мышц спины, живота и конечностей. С помощью иппотерапии достигается оптимальная согласованность всадника с движениями лошади, которая во многом идентична походке здорового человека.
В силу имеющегося нарушения речевой сферы у детей с детским церебральным параличом ограничен круг общения. Лошадь становится для ребенка неким партнером по коммуникации. Что же касается психогенного фактора, то общение с лошадью и верховая езда вызывает у всадника много положительных эмоций, ощущений и переживаний, обеспечивает развитие собственной значимости и веры в себя, когда ребенок или взрослый с ограниченными физическими возможностями способен передвигаться на мощном животном и осуществлять его управление. Кроме того, в процессе проведения занятий у ребенка начинает формироваться представление о кинетическом чувстве. Это способствует появлению желания двигаться и повышает мотивационный компонент проводимой терапевтической работы [2, 4, 5].
Для ребенка общение с лошадью – эмоциональный подъем и расширение кругозора, а на фоне дефицита общения – это еще и приобретение большого сильного друга. В процессе иппотерапевтических занятий у большинства детей увеличиваются желание общаться с окружающими и стремление к расширению сферы своих интересов. Находясь в обществе лошади, ребенок получает непередаваемые ощущения пребывания в энергетическом поле. У ребенка развивается особое кинестетическое чувство – эмоциональный порыв к движению, что создает высокую степень мотивации к занятиям. Таким образом, результаты исследований доказали, что лечебная верховая езда является комплексным терапевтическим методом, оказывающим воздействие на организм человека путем двух факторов: психогенного и биомеханического [1, 3, 6]. Именно поэтому этот метод в последнее время используется все активнее в реабилитации детей с ДЦП.
К настоящему времени организовано и функционирует достаточно большое количество различных оздоровительных центров, которые предлагают программы реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством использования иппотерапии (иппоцентр «Ветер перемен» (Украина), центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» (Москва), Центр психолого-медико-социального сопровождения «МиР» (Москва) и др. При этом проблемой является недостаток научно обоснованных методик проведения занятий иппотерапией у детей с церебральным параличом 2–4 лет, а анализ существующих показал их несовершенство.
Цель исследования: совершенствовать методику иппотерапии «Школы адаптивной физической культуры Добежиных» и оценить ее эффективность в коррекции двигательных нарушений у детей 2–4 лет с заболеванием детский церебральный паралич.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе Школы адаптивной физической культуры Добежиных (г. Сочи – Адлер, Россия). Тестирование проводилось до начала курса реабилитации и по его окончании в первой половине дня индивидуально с каждым ребенком в отдельно отведенной комнате. В экспериментальную работу были включены дети в возрасте 2–4 лет с диагнозом детский церебральный паралич (форма – спастическая диплегия). Для оценки двигательных способностей нами был подобран комплекс тестовых методик.
На первоначальном этапе мы оценили способность ребенка к удержанию вертикальной позы. Автором данной диагностической процедуры является R. Babannon (1989). Для проведения диагностики на предмет сформированной способности к сохранению положения тела вертикально в пространстве необходимо соблюдение таких требований, как изменение площади опоры. Сохранение вертикального положения тела в пространстве изучается в обычных и облегченных условиях. Увеличение площади опоры осуществляется за счет положения стоп на ширине плеч. Диагностика имеет балло-уровневую систему оценки. При максимальных показателях (четыре балла) ребенок может держать корпус вертикально более 30 с при меньшей площади опоры за счет того, что стопы соединены вместе. Минимальным показателем является трудность удержания вертикального положения тела в течение 30 с при положении ног на уровне плеч.
С целью проведения оценки функциональных категорий ходьбы была проведена диагностическая процедура, предложенная М.K. Holden (1984). Критерием сформированности функциональных категорий ходьбы была продемонстрированная ребенком способность к самостоятельному передвижению, удержание равновесия при прямолинейном передвижении, координированность походки. Максимальным показателем (оцененным в количестве четырех баллов) является независимость при передвижении. Минимальным (ноль баллов) – отсутствие возможности к самостоятельному передвижению, необходимость помощи сопровождающих.
Также нами была оценена степень социально-бытовой адаптации с использованием методики Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и разработана анкета для родителей и инструкторов с целью проведения опроса о психоэмоциональном состоянии и уровне комфорта ребенка во время проведения занятия. Показателями являлись наличие (отсутствие) раздражительности, проявление (отсутствие) интереса к занятиям. Максимальным показателем являлось свободное и раскованное поведение ребенка (четыре балла). Минимальным – проявление каприза во время занятия (0 баллов).
По результатам обследования с целью отслеживания динамики было сформировано 2 группы – контрольная и экспериментальная по 8 человек в каждой. Курс реабилитации длился три недели по 5 занятий в каждую. Всего было проведено 15 занятий по иппотерапии. Психоэмоциональное состояние и уровень комфортности ребенка оценивались после каждой недели работы.
Два инструктора с каждым ребенком проводят занятие в присутствии родителей. На манеже лошадь ведет коневод. Собственные наблюдения за занимающимися иппотерапией показали, что те дети, которые впервые пробуют данный вид терапии, испытывают страх и волнение на первых занятиях от контакта с крупным животным, от высоты нахождения на лошади, от движений лошади и т.п.. Это, по нашему мнению, приводит к скованности и излишнему напряжению ребенка, затрудняет выполнение дальнейших упражнений, а также приводит к негативным реакциям ребенка, страху, отказу от занятий. Данные реакции существенно снижают эффективность терапии.
Оценка двигательных показателей до и после исследования, (Х ± σ)
Иппотерапия что это такое
С незапамятных времен лошади шли бок о бок с человеком, сопровождая в работе, в домашнем хозяйстве, в пути, на празднике и на войне. А о том, что общение с лошадями положительно влияет на здоровье человека, говорили еще Гиппократ и Парацельс. И хотя технический прогресс позволил нам, как минимум, перемещаться без этих прекрасных животных, кое-где без них все еще не обойтись.
На что жалуетесь?
Иппотерапия — вид пет-терапии (терапии заболеваний с помощью животных), одна из форм лечебной физкультуры, которая использует общение с лошадью и езду верхом в качестве средства реабилитации, адаптации, воспитания и иногда даже лечения. В литературе часто встречается также термин «лечебная верховая езда (ЛВЕ)». В Европе интенсивное развитие иппотерапии началось после 1960 года: сначала в Скандинавии, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Грузии, Великобритании, Польше. В 1991 году в Москве появился Детский экологический центр «Живая нить» — первый в России центр, специализирующийся на этом виде пет-терапии как методе реабилитации.
У иппотерапии длинный список показаний. Ее рекомендуют как дополнительное средство реабилитации детям с расстройствами аутистического спектра (РАС), при ампутации, артритах, нарушениях мозгового кровообращения, черепно-мозговых травмах, потере органов чувств, миопатии, рассеянном склерозе, эпилепсии, остеохондрозе, сколиозе, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, связанных с нарушением кинетики, последствиях полиомиелита, ишемической болезни сердца, ожирении, неврастении, моторной алалии, задержках умственного развития и депрессиях. Большое число исследований посвящено и терапии больных ДЦП. Ученые также говорят о благотворном влиянии иппотерапии на опорно-двигательную, нервную, дыхательную и эндокринную системы в целом, а также на органы кровообращения и пищеварения.
Во время верховой езды тело человека откликается на движения, поэтому, произвольно или нет, она задействует почти все мышцы человеческого тела. Ритмические колебания животного при движении в зависимости от интенсивности в разной степени активизируют, массируют и расслабляют мышцы наездника.
Можно сказать, что иппотерапия — это физиотерапия, в которой лошадь становится живым тренажером.
Однако главный терапевтический фактор лечебной верховой езды — комплексная активизация и мобилизация организма. Комплексная значит не только физическая, но и психологическая. Прогулка на лошади одновременно развивает способность держать равновесие, ориентироваться в пространстве, координировать движения, помогает научиться справляться со стрессом, концентрировать внимание на словах терапевта, запоминать и планировать последовательность своих действий.
У иппотерапии есть и социальные эффекты. Она улучшает коммуникативные функции за счет взаимодействия с иппотерапевтом, коноводом и участниками иппотерапевтической группы, увеличивает эффективность и качество социализации личности, упрощает интеграцию инвалидов в общество, развивает трудовые навыки по уходу за животным. Последнее особенно важно для людей с умственной отсталостью — ведь если они справятся с этой задачей под наблюдением конюха, уход за лошадьми может стать для них реальной профессией и помочь адаптироваться к самостоятельной жизни.
Кроме того, верховая езда задействует механизм мотивации: несмотря на страх и неуверенность в своих силах, большинство детей приходит в восторг, видя большую лошадь, загорается желанием проехать верхом и научиться ею управлять. Это помогает преодолеть страх и в результате значительно повысить самооценку ребенка. А тот факт, что во время занятия не используются какие-либо приспособления, намекающие на инвалидность, позволяет ребенку и родителю на время отвлечься от хода жизни человека с ограниченными возможностями и дает детям почувствовать уверенность в себе, а его родным — гордость за своего ребенка.
Ограничения
Иппотерапией категорически нельзя заниматься тем, кто имеет злокачественное течение гипертонической болезни, острый тромбофлебит, трофические язвы, грыжи дисков больших размеров, нестабильность позвоночника, нарушения равновесия и тем, кто недавно перенес инсульт или инфаркт. Врачи также рекомендуют отказаться от этого метода при воспалительных заболеваниях мочевыделительной системы, предстательной железы, гинекологических заболеваниях в стадии обострения, острых заболеваниях внутренних органов, гемофилии, ломкости костей. И конечно, с осторожностью прибегать к этому методу стоит тем, у кого аллергия на животное или непреодолимый страх перед ним. Внимательно следите за ребенком и отмечайте, не ухудшается ли его состояние по другим причинам.
Как все устроено
Сразу обрадуем: несмотря на то, что в названии метода присутствует слово «терапия», медкабинетов, белых халатов и прочих ужасов походов в поликлинику на занятии вы не увидите. Во многом иппотерапевтические практикумы проходят почти так же, как обучающее занятие для человека без особенностей и ограничений. Почти, потому что некоторые тонкости все же есть.
Программа терапии разрабатывается индивидуально для каждого пациента в зависимости от уровня физических и интеллектуальных возможностей после беседы с иппотерапевтом.
Для занятий с самыми трудными детьми применяется тепло тела лошади, тесное общение с животным, ритмичные колебания его тела. Для менее тяжело пораженных больных это становится только первым этапом, после которого детей учат основам управления лошадью, а затем и верховой езды. Наиболее сохранные в ментальном и физическом плане пациенты после этих двух этапов переходят к занятиям райттерапией — верховой езде при активном участии самого наездника. А самый высокий уровень — это занятия верховой ездой по адаптированной для инвалидов программе и участие в показательных выступлениях клубов и даже соревнованиях.
Урок может проходить индивидуально или в группе. Проводят его инструктор, коновод и страхующий.
Инструктор руководит процессом и взаимодействует с пациентом. Он должен иметь профильное образование — медицинское, педагогическое, психологическое или физкультурное, — и дополнительное в области иппотерапии. Перед началом занятия не стесняйтесь попросить его показать свои дипломы и сертификаты, поинтересуйтесь, какой у него опыт и стаж работы.
Задача коновода — водить животное по команде инструктора и отвечать за здоровье и тренированность лошади.
Страхующий находится рядом с ребенком на случай непредвиденных ситуаций, в ряде случаев эту функцию выполняет сам инструктор. В зависимости от степени тяжести заболевания, возраста и веса пациента, число страхующих может меняться, и вместо традиционного одного, следующего по одну сторону лошади, добавляется второй, по другую. Иногда это еще один инструктор, а иногда — родитель после предварительного инструктажа. Чем более самостоятелен пациент, тем меньше он нуждается в помощи и страховке, однако несмотря на это, во время занятия коновод и инструктор все равно находятся рядом. Таковы правила.
При работе с детьми с РАС в связку обязательно включается мама, и тогда лошадь становится проводником между мамой и ребенком: взаимодействие с животным на невербальном уровне помогает пациенту оставаясь внутри своего комфортного мира, выходить из изоляции от окружающей действительности и адаптироваться в ней.
Занятие начинается со знакомства с инструктором и лошадью, затем ребенок садится на нее и вступает в фазу адаптации. В основной части он выполняет различные игровые задания и упражнения верхом на лошади, при этом животное двигается шагом или рысью. В финале занятия всадник спешивается и угощает животное яблоком, морковью или сухарями. После занятия инструктор общается с родителями.
Выбор лошади вам не доверят — это делают инструкторы-иппотерапевты.
Ключевые критерии отбора таковы: лошадь должна быть абсолютно здоровой, иметь добрый и спокойный нрав, умеренный темперамент, ровный ход, спокойно реагировать на человека и быть старше 5 лет. Удобно, когда у нее широкая спина и высота в холке 140-150 см. Порода значения не имеет, важно, чтобы это была кобыла или мерин — и ни в коем случае не жеребец.
Иппотерапия, направленная на реабилитацию опорно-двигательного аппарата, обычно не проводится на пони из-за биомеханики их движения, которая для этого не подходит. Однако если речь идет о социальной, психотерапевтической или логопедической работе, это условие уже не будет жестким.
Подходящая лошадь проходит специально разработанный интенсивный тренинг. Соблюдение этих условий важно для обеспечения не только безопасности пациентов, но и комфорта лошади, ведь во время занятия она сталкивается с нестандартными условиями: большим числом людей, резкими звуками, нескоординированными движениями и непривычными реакциями наездника.
Один из базовых смыслов иппотерапии заключается в благотворном воздействии на организм человека тепла тела лошади: его температура на 1-1,5 градуса выше нашей нормальной, поэтому все занятия проходят без седла. На спине лошади может быть вальтрап (суконное покрывало, подкладываемое обычно под седло), гурт с ручками (ремень, фиксирующийся в районе холки лошади, чтобы начинающему наезднику было, за что держаться) или пеленка, но никаких седел.
Иппотерапией можно заниматься не только на живой лошади: сегодня существует целый ряд специальных тренажеров-имитаторов лошадиных движений. Один из них весной этого года создали студенты-инженеры из Университета Райса в американском Хьюстоне.
Роботизированную лошадь назвали Стьюи (Steiwe), и она готова помогать заниматься иппотерапией тем, для кого она недоступна. Робот, внешне напоминающий ослика Иа из советского мультфильма, может имитировать шесть вариантов походки, соответствующие основным аллюрам лошади, и выдерживать людей весом до 113 кг. Его созданию предшествовали исследования биомеханики движения лошадей на ранчо в Техасе, а также целый ряд изобретений студентов предшествующих курсов университета. Проект еще не окончен: впереди доработка технологии и создание сидений для разных видов заболеваний. Но несмотря на это и тот факт, что как симулятор движений лошади Стьюи далеко не первый, он определенно имеет все шансы носить звание самого милого из них.
Иппотерапия что это такое
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается, что сегодня «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для успешной социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» [5]. В современных условиях школьного обучения у 50 % детей наблюдается ослабление жизнедеятельности организма, рост заболеваемости дифтерией, коклюшем, туберкулезом. Для этой категории школьников характерна слабая социальная адаптация, что является важной проблемой в работе педагогического сообщества образовательной организации.
Дети, склонные к заболеванию туберкулезом, нуждаются в длительном лечении. Для поддержки психологического, физического, духовного здоровья такой категории детей создаются образовательные учреждения санаторного типа. Для детей характерны быстрая утомляемость, слабость, раздражительность и снижение активности в жизнедеятельности школы, общении со своими сверстниками и, как результат, – низкий уровень их социальной адаптации. Определение уровня социальной адаптации детей и создание условий для их успешной социализации приобретает особое значение в контексте сохранения их психологического здоровья.
Все вышеизложенное актуализирует проблему выявления методов, содействующих успешной социальной адаптации детей санаторной школы. Предметом данной статьи является исследование возможностей эффективного влияния занятий иппотерапией на социальную адаптацию учащихся санаторной школы.
Актуальность исследования социальной адаптации младших школьников в современных условиях определяется двумя основными группами причин. С одной стороны, это рост интереса к изучению различных факторов, влияющих на адаптацию и социализацию детей. С другой стороны, это необходимость поиска и обновления имеющихся средств педагогического воздействия на детей с различными нарушениями [13]. Мы предполагаем, что в условиях санаторной школы важным является поиск средств педагогического воздействия на социальную адаптацию детей, склонных к заболеванию туберкулезом.
Проблема социальной адаптации младших школьников нашла свое отражение в работах И.Л. Беккера, Г.В. Дремовой, А.А. Налчаджян, Л.А. Плеханова, А.А. Реан, А.А. Силяевой, Д.И. Фельдштейна и др. Успешность социальной адаптации детей, имеющих нарушения в здоровье, рассматривали в своих работах Е.Ю. Двойникова, И.В. Дубровина, И.С. Кон и др.
Социальная адаптация является одним из этапов социализации ребенка, которая представляет собой процесс приближения опыта личности к требованиям среды с целью формирования готовности к исполнению социальных ролей [1]. Рассматриваемая адаптация предполагает содействие личности, направленное на повышение самооценки и мотивации к успеху [3].
По мнению Д.И. Фельдштейна, необходимость изучения проблемы социальной адаптации определяется тем, что существует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формировании личности ребенка. Одной из основных характеристик личности является психологическое здоровье [10]. Уровень психологического здоровья школьника определяет его социальную адаптацию.
И.В. Дубровина рассматривает психологическое здоровье как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов [4]. Раскрывая сущность психологического здоровья детей, ученые отмечают, что выявить изменения психики возможно лишь по состоянию психической активности ребенка. Психическая активность – состояние психики во взаимодействии со средой. Показатель психической активности в конкретных условиях жизненной среды, как отмечает Н.М. Сараева, составляет «психологический статус» ребенка [8]. «Психологический статус» – характеристика системы «ребенок – жизненная среда».
Определяя показатели психологического статуса детей, мы провели тестирование школьников, используя методику «The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale – CMAS» в интерпретации А.М. Прихожан. В данном тестировании участвовало 45 учащихся начальных классов санаторной школы. Результаты проведенного исследования, показали, что у 31 % респондентов наблюдается повышенный психомоторный тонус, эмоциональная напряженность, в результате чего может наблюдаться снижение активации психической деятельности. Кроме устойчивого повышения или снижения психомоторного тонуса, у детей проявляется неустойчивый психомоторный тонус, который характерен для 42 % респондентов и служит показателем повышенной эмоциональной лабильности, т.е. частой смены настроения. Эмоциональная напряженность возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате высокой тревожности ребенка, т.е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги. У 52 % респондентов выявлен признак повышенной тревожности. Повышение тревоги часто наблюдается в состоянии стресса. У 41 % детей присутствует чувство неполноценности, отчужденности, неуверенности, потребности в защите и заботе.
Таким образом, нами установлено, что у детей, склонных к заболеванию туберкулезом наблюдается преобладание состояния тревоги. Особенно выражены такие показатели, как повышенный психомоторный тонус, эмоциональная напряженность, показатели повышенной тревожности, состояния стресса и чувства неполноценности, отчужденности, неуверенности в себе, что отражается на их социальной адаптации.
В этой связи важное значение приобретает поиск средств и методов, обеспечивающих эффективность социальной адаптации. В настоящее время в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении, активно стали внедряться методы зоотерапии (дельфинотерапия, лечебная кинология, работа в «живом уголке», иппотерапия), содействующие решению задач психологического и физического здоровья детей.
Анализ работ И. Карценковой, М. Репина, А. Денисенкова, Н. Роберта, И. Шпицберга, М. Лория, Д.М. Цверавы, М.В. Максимовой и др. показал, что иппотерапия успешно применяется при нарушениях двигательной сферы ребенка, при поражении органов чувств – слепота, глухота; при психических заболеваниях – аутизм, неврозы; некоторых формах шизофрении; при различных нарушениях социальной адаптации. При этом проблема социальной адаптации детей, склонных к заболеванию туберкулезом, при помощи иппотерапии не исследовалась в теории и практике отечественной педагогики.
Решение данной проблемы, прежде всего, предполагает раскрытие сущности понятия «иппотерапия». Раскрывая особенности реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии. Анализ литературных источников показал, что иппо́терапия (от греч. hippo – лошадь) – это так называемое «лечение с помощью лошади», при котором с больными занимается иппотерапевт или специально обученный инструктор по лечебной верховой езде [2]; «нейрофизиологически обоснованное лечение с помощью верховой езды на лошади» [11]; деятельность, связанная с терапевтической областью, при непосредственном участии медиков не только в планировании терапии и отслеживании динамики, но и непосредственно в ходе занятий [6]; форма лечебной физкультуры, которая предназначена для детей, нуждающихся в физической, психо-социальной и личностной реабилитации; она рассматривается как многофункциональный метод реабилитации, позволяющий учитывать психологический статус ребенка, способствует социализации личности [12]; это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду, цели и задачи которой – помочь достижению двигательной, психологической независимости и сделать человека способным приспособиться к новым, изменяющимся обстоятельствам [9].
Таким образом, исследователи рассматривают понятие «иппотерапия» как многоаспектное, для нашего исследования важным является представление его как метода реабилитации, позволяющего учитывать психологический статус, а также содействовать успешной адаптации детей к изменяющимся условиям.
Раскрывая особенности использования данного метода в лечении детей, невролог Л.А. Плеханов выделяет ряд важнейших функций иппотерапии [7]:
– психофизиологическая: взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом;
– психотерапевтическая: взаимодействие людей с животными может способствовать гармонизации их межличностных отношений;
– реабилитационная: контакты с животными являются дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной реабилитации;
– удовлетворение потребности в компетентности, выражаемое формулой «я могу». Взаимодействие с миром природы позволяет повысить самооценку и быть значимым для других;
– общение партнеров в решении проблем социальной адаптации. Важную роль в снятии страхов играет доверие. Взаимодействие всадника с лошадью позволяет снять у ребенка неловкость, связанную с характером заболевания. Иппотерапия обеспечивает развитие чувства собственной значимости и силы [7].
По нашему мнению, взаимодействие детей с животными будет способствовать снятию стресса, чувства неловкости, нормализации работы нервной системы, гармонизации межличностных отношений, позволит повысить самооценку, потребность быть значимым для других, развить чувство собственной значимости и силы, повышая уровень социальной адаптации детей.
Предположив, что иппотерапевтический курс может положительно влиять на здоровье детей санаторной школы, мы провели исследование на базе Государственного учреждения социального обслуживания «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток»» Забайкальского края. Контингент детей для занятий иппотерапией формируется фтизиатром и школьным врачом с учетом медицинских противопоказаний.
Мы считаем, что для социальной адаптации детей, склонных к заболеванию туберкулезом, первостепенным действием является решение следующих задач: повышение социальной адаптации; улучшение деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма; развитие речи, памяти, мышления, внимания; снижение реактивности и тревожности; стабилизация эмоциональной сферы; улучшение мелкой моторики (работы мышц кисти и пальцев); снижение возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, замкнутости, агрессивности; воспитание самостоятельности, независимости, успешное решение которых позволит повысить уровень здоровья учащихся.
Проведенные занятия иппотерапией показывают, что у детей повышаются показатели психологического статуса, так как при общении с лошадью у них улучшается настроение, уменьшается чувство страха, обособленности, отчужденности, появляется уверенность в себе и своих силах, повышается их социальная адаптация.
По окончании курса иппотерапии детям санаторной школы было предложено написать эссе (предполагает выражение автором своей точки зрения, выражение эмоций) на тему «Мое самочувствие после занятий иппотерапией». Анализ работ школьников показал, что во время общения с лошадью у детей повышается настроение, им становится «весело, радостно», что они приобрели «новых друзей», которые помогли им «справится с чувством страха, одиночества». «Иппотерапия, – пишут они, – нужна для того, чтобы мы были здоровыми, сильными, красивыми, а лошади – самые ласковые, добрые и лечебные животные». Дети с нетерпением ждут новых занятий и часто видят лошадей во сне. Также отмечают, что, сидя на лошади, чувствуют себя свободными и раскрепощенными, что важно для их психологического здоровья.
Таким образом, проведенное нами наблюдение показало, что общение с лошадью, упражнения и игры на ней, индивидуальная работа инструктора с каждым ребенком стимулируют желание и умение слушать, учиться и трудиться, дают ему возможность осознать полученный опыт, обрести уверенность в себе. На фоне положительных эмоциональных переживаний происходит высокая концентрация сил и внимания школьника, при этом ценным в результате занятий можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своих скрытых возможностей. После окончания каждого реабилитационного цикла иппотерапией для детей в здоровьесберегающем пространстве санаторной школы создаются благоприятные условия, содействующие успешной социальной адаптации младшего школьника. Перспективы новых исследований предполагают рассмотрение отдельных аспектов данной проблемы.
Соответствующее научное исследование проведено при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России, № 14.132.21.1056.
Рецензенты:
Бордонская Л.А., д.п.н., профессор кафедры теоретической физики, ФГБО ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита;
Клименко Т.К., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики, ФГБО ВПО «Забайкальский государственный университет», г. Чита.