иран что означает название

Иран и Персия: Происхождение названия

Почему Иран не захотел, чтобы его называли Персия. Об этом в нашем обзоре.

иран что означает название. иран что означает название фото. картинка иран что означает название. смотреть фото иран что означает название. смотреть картинку иран что означает название. иран что означает название. иран что означает название фото. картинка иран что означает название. смотреть фото иран что означает название. смотреть картинку иран что означает название.

Иранская марка периода династии Пехлеви с лаконичным названием «Иран».

Марка была выпущена по случаю коронации третьей жены последнего шаха Ирана в качестве шахбану (императрицы) в 1967 году.

Иранская марка периода династии Пехлеви с лаконичным названием «Иран».

Марка была выпущена по случаю коронации третьей жены последнего шаха Ирана в качестве шахбану (императрицы) в 1967 году.

В 1935 году первый иранский правитель из династии Пехлеви — Реза обратился с письмом в Лигу Наций с просьбой использовать для названия своей страны слово «Иран» (Erān), вместо термина «Персия». Он обосновал это тем, что внутри его страны для обозначения того, что известно в мире как Персия, употребляется слово «ирани» (термин происходит от «страна ариев», восходящего к самоназванию племени ариев).

Шах Реза Пехлеви отмечал, что, «персы — это лишь одна из нескольких индоиранских этнических групп в Иране. Их родная область Парс (Фарс) была центром политической власти в древние времена — в период империи Ахеменидов, и в империи Сасанидов. Однако в период завоеваний Александра Македонского название области Парс (Фарс) было распространено греками для обозначения названия всей страны» (Об этой области — начале Ирана см. здесь).

Государство Ахеменидов (существовало с 550 г. до н э. по 330 г. до н.э.) официально называлось Aryanam Xsaoram (с древнеперсидского «держава ариев», с учетом современного названия страны можно перевести и как «держава Иран»).

Непосредственно перед арабским и исламским завоеванием Персии, в эпоху правителей династии Сасанидов (224- 652 г. н.э), которые были зороастрийцами-огнепоклонниками, Персия официально называлась Эраншахр, т.е. иранской империей.

В период тюркской династии Каджаров, которая правила страной с 1795 по 1925 год и предшествовала последней в персидской истории монархической династии — Пехлеви, страна, известная в мире как Персия, тем не менее, официально все также называлась Ираном. А именно «Высочайшее государство Иран» (Dowlat-e Eliyye-ye Irân). Но во внешнем мире название страны переводили как Персия.

При династии Пехлеви (правила с 1925 по 1979 гг.) Иран официально именовался Шаханшахское Государство Иран (Доулат Шоханшохи-йе Ирон (перс. دولت شاهنشاهی ایرا), где в названии используется древний титул персидских правителей «шахиншах» («царь царей»).

В заключение стоит отметить, что сами персы стали употреблять термин «Персия» для названия своей страны в ряде публикаций и книг в новый и новейший исторический период, под влиянием Запада, как бы позаимствовав этот термин назад, от древних греков.

Вокруг названия Ирана

«При составлении исторического обзора Ирана необходимо считаться с фактом, что Иран, как географическое понятие, не совпадает ни с областью расселения иранцев, как этнографической единицы, ни с областью влияния иранской культуры, ни с областью распространения персидского, т. е. иранского литературного языка. В древности Индия и Иран одинаково были заняты народом, называвшим себя арианами (арийцами) — аrуа в Индии, ariya или airya в древнеиранских наречиях.

В надписях царя Дария слово «арии» относится, по-видимому, исключительно к населению Ирана;

Индия и индийцы получили название по пограничной реке Синд (Sindhu), в иранском произношении Hindu (индийскому с вообще соответствует в иранском h), на современных картах Инд; от персов это название перешло к грекам и, как большая часть греческих названий, вошло в обиход современной географической науки.

В иранском священном писании (Авесте) термин Hindu употребляется как название реки и говорится о «семи Индах» (harta hindu), что вполне соответствует индийскому термину sapta sindhavah. Индийское «Семиречье» получило такое название по Инду, Кабулу и пяти рекам «Пенджаба» (т. е. «Пятиречья»), Чинабу с его притоками Джеламом и Рави и Сетледжу с его притоком Биасом.

Ариям противополагаются туры (tura, прилагательное tuirya) и саримы (sairima); если под последними, как полагают, надо понимать сарматов или савроматов греческих писателей, то имеется в виду среднеазиатский народ, по мнению большинства ученых родственный иранцам; очень вероятно, что и туры были того же происхождения и тоже жили в Средней Азии.

Другими словами, население Ирана обособило себя одинаково от индийских, «ариев» и от родственных среднеазиатских народов. Слово «Иран», первоначально Эран, появляется позже и есть родительный падеж множественного числа от слова airya (airyanara), в смысле: (страна) ариев. Впервые мы встречаем его в греческой форме Ariane у Эратосфена (III в. до Р.Х.) у которого заимствовал эти сведения Страбон.

Границей этой «Арианы» или Ирана считались: Инд на востоке, Гиндукуш и горные цепи к западу от него — на севере, Индийский океан на юге; западная граница шла от Каспийских ворот т. е. горного прохода к востоку от Тегерана, по линии, отделявшей Парфию от Мидии и Караманию (Керман) от Персиды (Фарса). Очевидно, термин, «страна ариев» понимался не в этнографическом, но исключительно в политическом смысле; так называлась страна, объединенная под властью династии арсакидов, поднявшей восстание против греческих завоевателей; области, остававшиеся под властью греков, как на западе (государство Селевкидов), так и на северо-востоке (греко-бактрийское царство) не причислялись к Ирану.

Впоследствии, при Сасанидах, область с семитским населением, Вавилония где находилась столица «царя царей», не только причислялась к Ирану, но даже считалась, «сердцем иранской области». И в настоящее время в самой Персии под Ираном понимают государство шахиншаха.

Происхождение слова Иран и этнографический термин «арии», от которого оно происходит, были забыты уже в средние века; от слова «Иран» для обозначения населения этой страны был образован термин «иранцы» (перс, ирани). Ирану чаще всего противопоставлялся «Туран», слово образованное от «туры» таким же образом, как Иран от «арии»; только впоследствии «Туран» отождествили с «Туркестаном», страной турок.

Совершенно иное значение получили слова «Иран» и «Туран» в географической науке; под Ираном понимали плоскогорье, представляющее внутренний бассейн и граничащее на севере с бассейном Каспийского и Аральского морей, на юге, западе и востоке — с бассейном Индийского океана, между Тигром и Индом; под Тураном — бассейн Аральского моря. Слова «Туран» и «туранцы» иногда употребляли в более обширном значении, объединяя под этими терминами весь среднеазиатский мир от южнорусских степей до Китая, и противополагая «туранцев» не только «иранцам», но вообще «арийцам».

Название «арии» вновь сделалось известно европейцам в XVIII в. ( не из живой речи, но из древнейших памятников письменности Индии и Ирана). После установления близости языков Индии и Ирана с европейскими, арийцами (Arier, Ariens, Aryans) стали называть всех представителей лингвистической группы, обнимающей народы «от Индии до Исландии».

Впоследствии вместо этого термина были предложены другие: индоевропейцы, индогерманцы (особенно в немецкой науке), арио-европейцы, с сохранением названия «арийцы» только для азиатских индоевропейцев, предки которых действительно называли себя этим именем; тем не менее слово «арийцы» и до сих пор иногда употребляется в науке в прежнем смысле даже в Германии.

Арийцы, в смысле «азиатские индоевропейцы», были разделены на две ветви, индийцев и иранцев. Иранцами в лингвистическом смысле стали называть, независимо от политических границ, народы, объединенные в одно целое во лингвистическим признакам. Когда в конце XIX века возникла мысль составить свод научного материала, относящегося к области «иранской филологии» (языкам, литературе и истории иранцев), то в лингвистический отдел этого свода вошли наречия от самого восточного из памирских, сарыкольского, до западных курдских, в восточной части малоазиатского полуострова, т. е., приблизительно, от 75 до 38 градусов вост. долг, от Гринвича. Кроме того, рассматривается наречие так называемых осетин (называющих сами себя ирон), живущих отдельно от прочих, «иранцев» на Кавказе, к западу от прежней военно-грузинской : дороги.

Еще обширнее была область распространения иранских наречий в древности, хотя во многих случаях вопрос о том, какие именно народы говорили по-ирански, остается спорным.

Еще большее пространство обнимала область распространения главного литературного языка Ирана, так называемого «новоперсидского», образовавшегося уже при исламе; на нем писали далеко за пределами лингвистического Ирана, от Константинополя (к числу персидских поэтов принадлежал турецкий султан Селим II, 1566–1574) до Калькутты и городов Китайского Туркестана. Историку иранской культуры необходимо считаться и с этим фактом, и с еще более многочисленными переводами с персидского и подражаниями персидским образцам». (Из сборника «История Ближнего Востока», выпущенного в России в 2002 году).

Источник

Как так случилось, что Персия, стала вдруг Ираном?

Вообще правильнее спросить, наоборот, как Иран стал Персией, потому как первое название использовалось намного раньше. А для жителей страны, можно сказать, всегда.

иран что означает название. иран что означает название фото. картинка иран что означает название. смотреть фото иран что означает название. смотреть картинку иран что означает название.

Современное названием восходит к авестийскому Айриана —»страна ариев». Термин «Иран» в качестве политического, религиозного и культурного понятия использовался уже в эпоху Ахеменидов (550—327 годы до н. э.), однако, окончательно закрепился при Сасанидах (224—651 годы). Они называли страну Эран или Эраншахр («царство ариев»). Официальный титул Сасанидов был: «царь царей Эрана и Анерана».

«Персия» — это греческий вариант названия одной из исторических областей Ирана, расположенной на берегу Персидского залива. Сейчас Фарс (или Парс) — одна из провинций (останов) Ирана. А название провинции происходит от древнеиранского самоназвания племени «парсу»(«парса»), что означает «богатыри». В этой местности жили иранские племена, которые создали империю Ахеменидов. Это первая персидская империя, существовавшая в VI — IV веках до н.э. на территории Передней Азии и северо-восточной Африки. Буква «п» сменилась на «ф» после арабского завоевания Ирана в VII веке, поскольку в арабском алфавите как тогда, так и сейчас нет буквы «п». Сейчас парсами называют общину зороастрийцев, живущих в Индии и Пакистане. Они имеют иранское происхождение, их предки бежали с территории Ирана в VIII веке из-за распространения ислама после арабского завоевания.

иран что означает название. иран что означает название фото. картинка иран что означает название. смотреть фото иран что означает название. смотреть картинку иран что означает название.

Несмотря на то, что у иранцев названия «Иран» и «Иранская империя» используются с древних времён, за пределами страны она была известна как Персия. Вслед за греками и войны мы называем греко-персидскими. До сих пор во всём мире ценят персидские ковры и любят персидских кошек. Греческий вариант названия закрепился почти во всех языках мира, как и название древней иранской столицы — Персеполиса («город персов»). Сами иранцы называют город Тахт-е Джамшид, то есть «трон Джамшида» — одного из иранских мифологических царей.

Официальная смена названия

Таким образом, сами иранцы всегда называли свою страну Ираном. Персией её назвали за границей, и сами персы под влиянием западной традиции в ряде публикаций и книг в новое время. В мире официальное название Персия на Иран сменили в 1935 году, когда первый иранский правитель из династии Пехлеви, Реза, обратился с письмом в Лигу Наций с просьбой использовать для названия своей страны слово «Иран» вместо термина «Персия». Реза-шах Пехлеви обосновал это требованием, тем, что внутри его страны для обозначения государства, которое было известно в мире как Персия, употребляется слово «ирани». А этот термин происходит от древнего самоназвания ариев и «страны ариев».

В самом Иране это решение вызвало сопротивление части общественности. Считалось, что официальная смена названия лишает страну части её великого прошлого. Поэтому в 1959 году правительство разрешило использовать в мировой практике два названия параллельно.

«Страна ариев»

Арийская теория и поиск философского камня

Вы узнали и далее можете узнать о предвзятом характере арийской теории. Ю. Кулаковский в 1899 году писал:

«Не считал я также нужным останавливаться на вопросе о доказательствах принадлежности алан к арийской расе и притом иранской ея ветви, считая этот вопрос окончательно порешенным в трудах языковедов и между ними – проф. Всев. Миллер в его «Осетинских этюдах»».

Предубеждения – не доказательства. Было выявлено, что эта псевдоаксиома основывается лишь на домыслах и предубеждениях. Теперь я приведу еще факты проясняющие арийскую иторию.

Слово arya (РВ – र्य, र्यं, र्या; санск. – आर्य) среди самих арийцев и индийцев означало «преданный», «религиозный». Как ни странно, лингвисты определили значение этого слова как «благородный», «знатный», исходя из древнеирландского языка, на котором говорил народ, живший за 6000 км от арийцев. Заметны тенденциозные подходы в интерпретациях всего, что касается термина «арийский». Например, кочевые аланы не относящиеся к индоиранской культуре вдруг через столько лет начали искаженно называть себя арийцами (вместо aryana alan). Ведийское слово ария означает «тот, кто верен своей религии», что вполне соответствует семантике Ригведы и Авесты. Ведь оба они религиозные тексты, где центральное положение занимает народ, который придерживается ведийской или зороастрийской религии. Аланы не были зороастрийцами, тогда как арийцами называли именно приверженцев зороастризма.

Обобщение арийцев с индоевропейцами

Наиболее известны пять гипотез о происхождении индоевропейцев:

· Анатолийская гипотеза (индоевропейцы происходят из поселения Чатал Хююк)

· Армянской гипотезой (происходят из Армьянского нагорья, от протоармян)

· Балканская гипотеза (происходят из Культуры линейно-ленточной керамики)

· Курганная гипотеза (происходят из Ямной культуры, от скифоарийцев)

· Теория исхода из Индии (происходят из Пенджаба, от индоарийцев)

Многочисленные гипотезы и догадки говорят о слабости этой ИЕ теории вообще. Гипотеза о праиндоевропейцах возникла из лингвистических данных. Такие гипотезы помимо лингвистических аргументов требуют археологических, письменных и этногенетических доказательств. Несмотря на это, лингвистические сходства казались настолько убедительными, что ученые не пытались узнать происхождение того или иного народа на основании фактов, а хотели лишь подтвердить эту гипотезу, подтасовывая факты под эту теорию. Т.е искали лишь подтверждения, подобно поиску философского камня.

Рассказы о философском камне настолько неправдоподобны, противоречивы и ненаучны, что трудно увидеть в них хоть крупицу истины. Однако есть фактические сведения о людях, ученых и философах, которые относились к ним всерьез.

По мнению средневековых алхимиков, пресловутый философский камень был создан из огня и воды, настолько несовместимых стихий, что соединение их нельзя объяснить рациональными доводами.

Последние 50 лет господствует Курганная гипотеза. На чем основывается эта гипотеза едва ли можно понять. Массовые миграции скифов имели место за пределами Скифии, но они происходили позднее (3000-1500 лет назад), когда народы уже говорили на т.н. ИЕ языках. К тому же они не ассимилировали местных, как предполагает данная гипотеза, а наоборот сами ассимилировались в местной нескифской среде. К удивлению ученых, на основании многочисленных фактов теперь выясняется, что скифы были этнически тюркоязычными. Этническая принадлежность скифов к иранцам считалась аксиомой (т.е. несомненной), но в действительности с объективной точки зрения была спорной. И я убедительно доказал в монографии «Скифы и тюрки», по крайней мере для объективных и здравомыслящих людей, что скифы были прототюрками и говорили на древнетюркском языке. И тут Курганную гипотезу можно похоронить по кургански вместе со всеми вымыслами.

К предкам азиатских скифов относят андроновцев живших примерно во II-тыс. до н.э. Если протоскифы, которых называют арийцами, пришли в Сырдарью в начале II тыс. до н.э., то как и зачем, перепрыгнув Бактрийско-Маргианский народ, они захватили Пенджаб в середине II тыс. до н.э. и тут же начали писать религиозные тексты? Зачем протоскифам вторгаться в Ведийское Семиречье, когда земли от Сырдарьи до Турфана отлично подходили для кочевой жизни и не были заняты? Там они и жили. Первые скифские миграции в другие страны происходили с VIII века до н.э. Саки были первыми скифами, которые переселились в Иран и Индию в VI или III веке до н.э. А ведийские народы называли себя арийцами еще во II-тыс. до н.э. за долго до того как пришли саки. Если они арийцы, почему их никто никогда не называл арийцами? Авеста называет свой народ арийским, а скифов – турами. И нигде нет ни намёка на то, что туры родственны арийцам, и что сами арийцы происходят от туров.

Археологические (Бактрийско-Маргианский археологический комплекс и Язская культура) и письменные данные (Ригведа и Авеста) свидетельствуют о том, что в Бактрии существовал народ, который видимо и есть прародитель иранских народов. В Ригведе говорится о народе dasa, в Авесте – dahi. Китайцы называли бактрийцев daxia. Возможно это название одного и того же ираноязычного народа жившего в Бактрии, Хорезме и Арахосии. В Ригведе дасы являются противниками арийцев.

После того как некоторые арийцы или зороастрийские священнослужители переселились в Персию (область Парс) и сформировали там государство Айрианам (Иран, Страна ариев) в первой половине I тыс. до н.э. (1000-500), они написали Авесту как продолжение Ригведы, которая была написана во второй половине II тыс. до н.э. В Хорде Авесте (XXXI:143) подряд перечисляются пять стран: Айрианам, Туйрианам, Сайриманам, Сайнинам, Дахинам. Айрианам – Иран, Туйрианам – Скифия, Сайриманам – Согдиана, Дахинам – земли от Памира и Гиндукуша до Западной Туркмении. Что значит Страна сайниев я не знаю. Переводчик указал, что это Цинь (Китай). Возможно это Арахосия или Индия. Ныне в Северной Индий есть каста или племя saini относящийся к народу раджпут. Возможно об этом народе говорится в Авесте. Во всяком случае в этой части Авесты, я думаю, были перечислены среднеазиатские страны.

До сих пор сохранилось название Сайрам. Это древний согдийский город рядом с Шымкентом, где живут одни узбеки. Видимо этот город основали ираноязычные переселенцы, называвшие себя сайрамцами. Что касается персидских иранцев, можно предположить, что они появились в результате смешения арийцев с западными дасами, которые заселили эти земли до арийцев, или иранцы называли себя арийцами в первоначальном значении «преданные своей религии» после распространения зороастризма. Зороастризм мог происходит из Индии, родины буддизма и индуизма. Тем не менее иранцев 2000 лет называли персами. Страбон помещает страну Ариана примерно в Пенджабе. Он говорил о сходстве ближневосточных народов и арийцев, но иранских народов не причислял к арийцам.

Откуда взялись скифоарийцы знают только те, кто придумал этот миф. Чтобы подтвердить свою компаративистскую теорию, лингвисты вопреки археологическим и письменным данным, или превратно толкуя их, придумали псевдоарийцев, которые считаются и протоскифами, и праиндоевропейцами. Они никак не могли объяснить удивительный феномен в языках и мифологизировали происхождение народов. Потом все факты, включая генетические, начали подгонять под эту теорию. Также есть версия о том, что европейцы придумали псевдоарийцев пришедших с северо-запада, намекая на Европу, чтоб возвеличить себя перед азиатскими народами и оправдать свою империалистическую политику. Арийская теория подразумевает и то, что все индоевропейские народы происходят от арийцев. Мол, арийцы это белые люди, а белые люди это мы европейцы. Все древние цивилизации от Индии до Рима, кроме Шумера появились благодаря арийским миграциям. Так выглядит гнусный европоцентристкий взгляд на мировую историю. Они подгоняют факты так, чтобы казалось, что арийцы происходят от протоскифов, а они в свою очередь связаны с культурой шнуровой керамики, что косвенно намекает на германцев и славян.

«В первой половине XX в. была весьма популярна гипотеза о культуре шнуровой керамики как протокультуре праиндоевропейцев. В настоящее время культуры шнуровой керамики рассматриваются (в том числе критиками курганной гипотезы) не как общий предок всех народов Индоевропейской языковой семьи, а как одна из крупных ветвей данной семьи, а именно протобалтославян на востоке и протогерманцев, протокельтов и протоиталийцев на западе»

Сначала историки полагали, что индоевропейцы происходят из Анатолии или Северной Месопотамии, потом указывали на Культуру шнуровой керамики, потом на Ямную культуру (Курганная гипотеза). Каждый раз европоцентристы меняют свои гипотезы относительно арийцев и праиндоевропейцев, после того как другие археологи и историки находят несоответствия. Потом новая гипотеза опять подвергается критике. Теперь они начали манипулировать генетическими фактами. В данном случае генетиков могут опровергнуть только генетики. Книги и учебники по историю пишут историки, а не генетики и лингвисты.

Единственное что нужно понять индоевропеистам это то, что народы (протоэтносы) происходили по принципу полицентризма, а не моногенеза. Тогда можно поставить все народы на «свои места»:

· арийцы – это изначально древние индийцы;

· иранские народы происходят из Бактрии и Маргианы;

· скифы – это не славяне, а прототюрки, которые не имели никакого отношения к гуннам, индоиранцам, славянам и финно-угорам по происхождению.

Если кто не может признать факты, всё равно факты останутся фактами. Господство ложных теории – это всего лишь временное явление. Несмотря на многочисленные разногласия и гипотетические мнения, индоевропейская теория, которая включает арийскую теорию и теорию об ираноязычности скифов, считается и принимается как аксиома. Это удивительное явление в современном мире, когда из гипотез строится аксиома. Аксиома подразумевает очевидность или несомненность факта. Как арийская теория может быть аксиомой, если она не доказана и имеет множество противоречии даже между сторонниками этой теории? Были собраны достаточно материалов, чтоб учёные опровергли в конце концов этот миф.

Археологические данные говорят о том, что одновременно развивались разные культуры в разных регионах в течении IV-II тыс. до н.э. и по письменным данным только в I тыс. до н.э. происходят миграции и ассимиляции, когда уже были сформированы все языки. Из-за лингвистических сходств люди ломают голову «как такое может быть?» и делают вывод, несмотря на противоречия, что индоевропейские народы происходят от одной этноязыковой общины, которую условно называют арийской.

Позиция Реза Пехлеви была связана с двумя основными причинами. Во-первых, он пытался обозначить новый период в истории страны, возрождение великой державы. В конце XIX начале XX вв. Персия переживала глубокий кризис. Страна утратила ряд территорий, пережила ряд восстаний и революций, британскую оккупацию. Намечался развал Ирана. В 1918-1919 гг. Персия, по сути, стала полуколонией Британии. Англичане контролировали армию и экономику страны.

иран что означает название. иран что означает название фото. картинка иран что означает название. смотреть фото иран что означает название. смотреть картинку иран что означает название.

Правительство Реза Пехлеви подавило демократическое движение, сепаратизм полукочевых племен и окраинных провинций, где власть фактически принадлежала местным феодалам. Так войска Реза-хана восстановили власть центрального правительства в гилянской провинции, в Иранском Азербайджане, курдских землях, курды вели борьбу за создание «курдского государства (курдов также поддерживали и вооружали британцы – вечный принцип «разделяй и властвуй»). Затем Реза-хан подавил восстание бахтиарских и лурских племен, установив контроль над зоной племен на юго-западе Ирана. Также правительственные войска были введены в арабский Хузестан, где заправлял шейх Хазаль, которого поддерживали британцы. Вскоре арабского шейха арестовали.

В 1920-е и особенно в 1930-е годы Иран совершил качественный скачок в развитии. Была создана регулярная армия, в общественно-политическом и экономическом развитии наблюдались положительные тенденции. В частности, был осуществлен переход на светскую систему образования, открыт Тегеранский университет, проведены реформы в судопроизводстве, создана стабильная финансовая и денежная система (учрежден Нацбанк Ирана, ставший эмиссионным центром), сделаны шаги в сторону развития светских начал (улучшение социального положения женщин), создается госсектор в промышленности. Осуществляется политика госкапитализма, развивается промышленность, введен автономный таможенный тариф, ликвидирован капитуляций, строится трансиранская железная дорога от Персидского залива до Каспия и т. д. Началась индустриализация и электрификация Ирана.

Таким образом, Реза-хан восстановил единство Ирана, собрал страну после почти полного распада государства Каджаров. Его называли возродителем Ирана, защитником ислама, сравнивали с древними царями Ахеменидами, шахом Аббасом Великим (правил в 1587 — 1629 годах) из династии Сефевидов, который провёл ряд крупных реформ, создал регулярную армию, и восстановил доставшуюся ему в наследство разваленную Сефевидскую державу, превратив в её в мощную региональную империю. Официальное название «Иран» подчёркивало преемственность и связь Пехлеви с прежними иранскими державами и династиями. С годами, когда усилилось стремление Пехлеви к единоличной власти, окрепло и стремление подчеркнуть преемственность его с власти с древними, доисламскими династиями Ахеменидов и Сасанидов.

Вторая причина переименования страны связана с Третьим рейхом. 1920 – 1930-е годы – это время расцвета фашизма и нацизма в мире, авторитарных, фашистских и нацистских диктатур. Эта тенденция не прошла мимо и Ирана. Ещё в 1923 году Реза близко сошелся с лидерами правонационалистической партии «Таджаддод» («Обновление»). Её лидеры и активисты были выходцами из состоятельных социальных групп, которые получили образование на Западе (много иранских эмигрантов основалось в Германии). Часть программы лидеров «Обновления» была прогрессивной и отвечала интересам общества: создание регулярной армии, индустриализация, развитие светского общества – судебной системы, образования, отделение религии от политики и т. д. Одновременно активисты «Обновления» вели пропаганду о возрождении величия древней Иранской империи (в Италии фашисты мечтали о славе и возрождении Римской империи, германские нацисты грезили о «Вечном рейхе» и т. п.), укреплении монархии и персификации всех иранцев. В итоге в Иране складывается режим личной диктатуры Реза-шаха.

Во второй половине 30-х годов правительство Реза-шаха ищет нового покровителя на мировой арене. Тегеран потерпел поражение в борьбе с Лондоном по вопросу деятельности Англо-Персидской нефтяной компании (АПНК) в стране, а также в территориальных спорах в зоне Персидского залива. Дело было в том, что АПНК обладала эксклюзивным правом на добычу нефти и газа в Иране (концессия была заключена в 1901 г. на 60 лет). Попытки Тегерана пересмотреть соглашение к серьёзному успеху не привели, британский лев не собирался отдавать богатую добычу. В апреле 1933 г. после многостороннего давления со стороны правительства Британии шах Ирана Реза дал согласие подписать новое концессионное соглашение с АПНК на срок до конца 1993 г. Теперь АПНК должна была переводить иранскому правительству 16% своего чистого дохода, и концессионная зона была сокращена. Но в целом британская монополия только укрепила свое положение в Иране.

Поэтому Тегеран склоняется к союзу с гитлеровской Германией. Третий рейх был готов сломать прежний мировой порядок, потеснить Британскую империю. Иран был заинтересован в сотрудничестве с Германией в военной, экономический и технологической областях. Кроме того, шаху и его окружению нравились идеи немецких нацистов о превосходстве арийцев над другими расами. Целый ряд иранских националистически и монархически настроенных публицистов, историков и филологов в это время прилагали большие усилия, чтобы соотнести идейные основы арийской теории немецкого нацизма с интерпретацией истории доисламских иранских империй. Особенно царства Ахеменидов и Сасанидов. Особенно эта тенденция усилилась после образования первого Тегеранского университета в 1933 г.

В первое время университет важнейшее внимание уделял изучению истории и философии древнего и средневекового Ирана. Для работы в этой области были привлечены иностранные специалисты. Большая группа научно-преподавательских кадров и столичных публицистов трудились над разработкой иранской национальной идеи. Древние иранцы рассматривались как «чистые» арийцы, продвигалась идея «восстановления» единого языкового и культурного пространства по всей стране (персификации). Шах и его окружение полностью разделяли эту идею. Основой государственной идеологии стали паниранизм и идея превосходства «ариев-иранцев» над другими расами и народами. В частности, постепенно закрыли все учебные заведения, где преподавали не на иранском языке, вся печать была на персидском языке. Иран трансформировали в нацию-государство (как в Третьем рейхе), для этого проводилась линия на персификацию всего населения, разоружение полукочевых племен и их перевод к оседлой жизни. Подавляя сопротивление племенной знати, власти прибегали к репрессиям и террору, верхушка племен физически уничтожалась.

Иран стал «вотчиной» германских спецслужб, которые продвигали интересы Третьего рейха в регионе. В итоге в ходе Второй мировой войны, чтобы исключить переход Ирана на сторону Германии, Британия и СССР ввели в страну войска (Операция «Согласие». Ввод советских войск в Иран в 1941 году), которые оставались в Персии до конца войны. Германская агентура была подавлена, власть передали сыну Реза – Мохаммеду. Иран оказался в сфере влияния Британии и США. При этом Тегеран развивал дружественные отношения и с СССР, осуществлял сотрудничество в экономической и технической сферах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *