иранцы что за народ
Иранские народы
Иранцы | |
Распространение современных иранских языков | |
Современный ареал расселения и численность | |
---|---|
Индоевропейцы | |
Албанцы · Армяне · Балты Венеты · Германцы · Греки Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы Италики (Романцы) · Кельты Киммерийцы · Славяне · Тохары Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности | |
Праиндоевропейцы | |
Язык · Прародина · Религия | |
Индоевропеистика |
Этногенез
Неоднозначность термина «иранцы»
В современном употреблении словом «иранцы» чаще обозначают жителей современного Ирана, особенно персоязычных, что прежде всего связано с официальным переименованием в 1935 году этой страны из «Персии» в «Иран». Между тем сам термин «Иран» изначально употреблялся для куда более обширного региона, включающего также Афганистан и юг Средней Азии (Большой Хорасан). Для различения понятий «современное государство Иран» и «исторический Иран» для последнего употребляют выражение «Большой Иран» (англ. Greater Iran).
Кроме того, сам термин «Иран» связан прежде всего с персидским языком и персидской эпической традицией (см. Шахнаме). У других ираноязычных народов складывались свои обозначения на базе общего древнего этнонима, например, у предков осетин: alan Иранские языки
Иранские языки — группа внутри арийской ветви индоевропейских языков, наиболее близки к ним языки индоарийские и дардские, происходящие с ними из одной индоиранской общности, которая распалась приблизительно в нач. II тыс. до н. э.
В результате миграций на значительные расстояния и усиливающейся изоляции иранское единство распадается в нач. I тыс. до н. э., поэтому иранская языковая группа сильно дифференцирована, и языки крайних её ветвей совершенно не взаимопонимаемы.
Для новоиранской общности характерно многовековое господство персидского разговорного и литературного языка (и его близкородственных ветвей в виде языка дари и таджикского) и подавление им остальных иранских языков, наследие чего наблюдается и по сию пору.
Древние иранцы
К концу I тыс. до н. э. иранские народы расселились на огромных территориях, включавших Иранское плато, Среднюю Азию, Гиндукушский регион вплоть до Инда, Синцзян, Казахстан, степи к северу от Кавказа и Черного моря.
Вслед за иранскими языками древние иранские народы иногда принято делить на западных и восточных, хотя для самих древних иранцев такое деления вряд ли было актуальным, поскольку в I тыс. все иранские языки были ещё очень близки друг к другу и взаимопонятны. Гораздо актуальнее было различие по хозяйственному типу: одни иранские народы были оседлыми земледельцами или горными полуоседлыми пастухами, другие освоили кочевой образ жизни.
Современные иранские народы
История формирования
По сравнению с древней эпохой этническая карта современных иранских народов претерпела существенные изменения. Основными вехами здесь стали:
Список современных иранских народов
Существуют также другие локальные группы иранцев — носители отдельных «малых» языков, которые обычно этнически не отделяют себя от окружающего их иранского народа (персов, пуштунов, курдов) и часто двуязычны.
Кроме того, в арабских странах Персидского залива проживают персоязычные группы иранского происхождения: аджамы (Бахрейн) и хувала (ОАЭ, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн)
Проживающие в ираноязычных регионах иудеи являются носителями разнообразных еврейско-иранских языков.
Культура и религия
Большой Иран
Иранская культура
Большинство иранских народов принадлежат культурно-историческому региону Большого Ирана, культура которого складывалась с нач. II тыс. до н. э. и на протяжении I тыс. до н. э. на базе восходящих к праиндоевропейским традициях древних ариев и культуры доиндоевропейского населения Средней Азии (БМАК), Гиндукуша и Иранского плато (Элам, Манна). На протяжении всей истории значительное влияние на иранские народы оказывали межэтнические контакты с Ближним Востоком, особенно с цивилизациями Месопотамии, а в дальнейшем и греками, индоариями, тюрками и др.
Большое влияние на формирование общеиранской культуры оказал зороастризм (маздеизм) — пророческая религия, ставшая основной формой национальных верований древних иранцев. Пережитки зороастризма до сих пор заметны в традициях народов, населяющих Большой Иран, в том числе и тюркоязычных. Близкими к зороастризму были зурванистские верования. В древнем ираноязычном мире также были распространены буддизм, манихейство и христианство.
Политическая культура иранцев формировалась под влиянием обширных империй, основываемых ираноязычными династиями: Ахеменидской, Аршакидской, Кушанской и прежде всего Сасанидской, в которой широко пропагандировался зороастризм и идея «Иранского царства» (пехл. Ērān-šahr ).
Сасанидская держава была уничтожена непосредственно воинами арабских халифов (VII в.), что знаменовало собой начало насаждения в Большом Иране ислама. Со времени завершения в целом исламизации иранцев (X в.) совпадает национальное возрождение иранской культуры и возвышения новоперсидского языка под эгидой Саманидов и последующих тюркских династий. Это время составления поэтического свода национального иранского эпоса Шахнаме, собранного из доисламских преданий, восходящих к Авесте и народным сказаниям об иранских царях и героях. Начиная с этой эпохи персидское культурное влияние распространяется на обширных пространствах мусульманского мира от Малой Азии и Румелии до Восточного Туркестана и Северной Индии. С классической персидской поэзией в иранском мире тесно связано широкое развитие суфийского движения.
Несмотря на существование в древности различных по языку иранских народов, бо́льшая часть оседлого населения Большого Ирана (دهقان dehqɒn «крестьянин») перешла на персидский язык, распространившийся от Ферганы до Хузестана. Значительные ареалы других иранских языков сохранились только в регионах, обладающим существенным культурно-хозяйственным своеобразием. Прежде всего это высокогорные долины Памира и лесистая и увлажнённая Прикаспийская низменность, где хозяйство также основано на земледелии, а также области, где основу традиционной экономики составляет полукочевое или горное отгонное скотоводство — Курдистан, Лурестан, Белуджистан и земли пуштунов. Скотоводческие иранские народы обладают большим культурным своеобразием и часто подчиняют свою жизнь традиционным кодексам чести и общественных устоев, как Пуштунвалай у пуштунов или Марай у белуджей.
Внешнее влияние и народы с иранскими корнями
Религии
Большинство современных иранских народов поделено между двумя направлениями ислама:
Другие шиитские течения представлены:
Некоторая часть курдов исповедует езидизм — синкретическое течение, сильно отошедшее от ислама и вобравшее в себя многие доисламские иранские верования. Зороастризм сохранился только в виде йездской и керманской общин, представители которых в Новое время расселились по другим крупным городам Ирана. В настоящее время большинство зороастрийцев Ирана проживает в Тегеране. Среди иранцев также получил некоторое распространение бахаизм. Иудаизм исповедуют ираноязычные группы персидских, горских и бухарских евреев.
Алания
По-иному сложилась судьба другого исторического ираноязычного региона — Алании, являвшейся последним остатком мира скифо-сарматских (сакских) кочевников, вытесненных из евразийских степей тюрками в нач. I тыс. н. э. Интенсивные связи аланских и других сарматских племён с оазисами Средней Азии, прежде всего с Хорезмом и Согдом, населёнными родственными ираноязычными народами, не прекращались вплоть до конца I тыс. н. э., когда аланы стали всё больше сближаться с местными народами Северного Кавказа и втягиваться в орбиту влияния Византии. Остатки аланов в виде современных осетин сформировались на значительном северокавказском субстрате и фактически являются кавказским народом с традиционной северокавказской культурой, но с заметными иранскими корнями.
Отличительной особенностью осетин является исповедание православного христианства, проникавшего с византийскими проповедниками Аланской епархии начиная с VII—VIII в., но окончательно формализованного только с вхождением Осетии в состав Российской империи. Народное православие осетин насыщено элементами традиционных верований, восходящих как кавказскому субстрату, так и к арийской религии аланов. Важную роль в культуре осетин играет общесеверокавказский Нартовский эпос, включивший значительные индоиранские элементы, восходящие к верованиям аланов и скифов.
См. также
Примечания
The Azerbaijani are of mixed ethnic origin, the oldest element deriving from the indigenous population of eastern Transcaucasia and possibly from the Medians of northern Persia. This population was Persianized during the period of the Sāsānian dynasty of Iran (3rd-7th century ce).
Иранцы — жизнь потомков великих правителей
Иранцы являются народом, имеющим богатую историю и культуру. Их страна переживает тяжелые времена, однако есть все перспективы для развития. Трудолюбие и способность стойко переносить невзгоды помогали многим народам, а значит, должны помочь и им.
История
История Ирана восходит к великой империи — Древней Персии. Ее могущество оказалось настолько велико, что страна распростерлась от Египта до Индии. Более того, древние персы были великими инженерами, которые построили множество дворцов, возводили дороги и водные каналы.
Каждый новый персидский царь строил свою столицу, стремясь превзойти предыдущего. В истории еврейского и ионийского народов персы прослыли не завоевателями, а освободителями, поскольку в большинстве своем не угоняли людей в рабство. К сожалению, многие из их архитектурных достижений были разрушены во время войны с афинянами и Александром Македонским. Последующая арабизация страны сначала привела к появлению радикальных течений, но в конце 20 века, благодаря избранию Мохаммеда Хатами, Иран взял курс на сближение с Западом. Сейчас в Иране до сих пор существует борьба политических блоков. Одни представляют демократические и либеральные свободы, другие же стремятся вернуть диктатуру. Многие иранцы давно стремятся к Западу и не мыслят свою жизнь в прежних устоях.
Численность
В Иране проживают в основном потомки персов (36-61%), а также азербайджанцы, курды, туркмены, чараймаки, белуджи, луры и бахтиары. В общей сложности, по данным на в 2016 год, в стране насчитывалось более 80 млн человек.
Особенностью демографического состава Ирана является превалирование молодежи. Примерно четверть страны — это люди, еще не достигшие 15 лет. Сейчас в Иране наблюдается сильный спад рождаемости, что вынуждает правительство пересматривать семейную политику, хотя относительно недавно оно стремилось ограничить показатель, призывая семьи рожать не более 2 детей.
Название
Название «Иран» имеет древние корни и буквально означает «Арийская страна». Во времена правления персов население называлось арьи. Сейчас основное название населения — «иранцы». Под ним понимается персоязычная часть населения, что связано с переименованием страны из «Персии» в «Иран» в 1935 году. Ранее в регион Ирана входил Афганистан и юг Средней Азии.
Культура
Культуре Ирана насчитывается примерно 2500 лет. На современную культуру страны повлиял ислам, однако во время правления Сасанидов она влияла не только на западный регион, но и на Азию, затрагивая также Индию.
В Иране всегда высоко ценились поэты. Их творчество значительно отличалось от деятельности прозаиков, причем отличия заключались в рифмах, ритме, скрытых посылах. Одним из самых знаменитых иранских поэтов является Рудаки, который считается основоположником персидской литературы в классическом исполнении. Зарождение персидской прозы началось в 10 веке при Саманидах. В ней можно отчетливо увидеть доисламские корни, выраженные в описываемых темах. Самым известным в мире поэтом-философом стал Омар Хайям.
Как японцы и китайцы, иранцы очень ценят арабское письмо. Овладение персидской каллиграфией требовало многих лет неустанного труда. Сама же каллиграфия включала множество стилей и видов почерков. Например, для официальной переписки использовали письмо куфи, появившееся в начале 9 века. Родиной его принято считать Эль-Куфу и Басру. Для переписывания книг использовали насх или тугру.
Существенное влияние на культуру современного Ирана оказывает правительство, проводя политику цензуры. Ближе к концу 20 века иранский кинематограф получил мировое признание. Например, картина «Белый шар» выиграла «Золотую камеру», а «Вкус вишни» — «Золотую пальмовую ветвь». Сейчас во многом кинематограф зависит от комитетов цензуры, действующих согласно исламским устоям.
Экспозиции в музеях тоже посвящены прославлению религии. Большое значение в этих экспозициях имеет революционный мотив. Больше всего средств в отношении культуры правительство выделяет для восстановления мечетей и мусульманских школ. Впрочем, художественные и археологические музеи, построенные до революции, тоже получают финансирование, хотя их экспозиции все больше посвящаются истории ислама.
Жизнь
Земледелие с давних времен считается главным делом жизни в Иране. В основном иранцы тяготели к территориям оазисов, где была возможность пользоваться орошением. Как и сейчас, выращивали главным образом пшеницу и рис. Особой гордостью всегда являлся сад. Сейчас в Иране жизнь постепенно приходит к урбанизации. Все больше жителей сосредотачивается в крупных городах и едет учиться в столицу.
Живут иранцы целыми семьями. Домашних животных заводят редко, так как ислам запрещает содержание зверей, которые едят мясную пищу. Далее приведем ряд фактов, наглядно демонстрирующих особенности жизненного уклада иранцев:
Религия
Большинство населения исповедует ислам, также можно встретить христиан, иудеев и даже зороастрийцев, являющихся наследниками древней религии, названной в честь пророка Заратустры.
Традиции
Поминальные обряды
В Иране сложилось множество традиций, тем или иным образом затрагивающих жизненный уклад населения.
Покойных необходимо хоронить в день смерти. Поминки делают на 7 день, причем по всему району, где жил человек, расклеивают некролог. Богатые семьи могут позволить себе публикацию некролога в местных газетах. На процессию приходят все, кто когда-либо знал усопшего, поэтому она охватывает все близлежащие районы. На поминки принято приходить в дом родственников умершего, принося с собой большие корзины с цветами, которые ставят у входа.
Поминальным блюдом считается мягкая халва. Вместе с ней на стол могут быть поданы черные финики, посыпанные кокосовой стружкой. Вкушение сладостей является традиционным похоронным обрядом, причем в летние дни гостей угощают шербетом и фруктами. Иногда семьи устраивают небольшие пиры, готовя барана. Обязательно нужно оставить часть мяса, чтобы угостить бедняков. Иногда вместо пира родственники упокоенного отдают деньги в благотворительную организацию. Могильные плиты омывают розовой водой, перед ними принято молиться тихо, читать Коран. Традиционно могилы посыпаются семечками, чтобы привлечь птиц. Правительство не запрещает проводить погребальные обряды в соответствии со своей религией, поэтому ритуалы зороастрийцев, иудеев и христиан отличаются. Зороастрийы, например, заливают могилу бетоном, чтобы тело не соприкасалось с землей, поскольку это может ее осквернить. Иранцы не разделяют усопших по разным участкам — на одном кладбище могут покоиться представители разных национальностей.
Праздники и омовение
На Новый год дети пишут письма дяде Ноурузу. Старшие должны дарить подарки младшим, причем это в основном деньги. Интересна традиция дарения: купюры прячут между страницами Корана, чтобы ребенок во время чтения получал своеобразную награду. В качестве новогодней елки используется хафт-син, представляющий собой стол, на который ставятся 7 предметов.
Это могут быть монеты, сладости, кувшин с золотыми рыбками или просто чистой водой.
Важной традицией является помощь беднякам. Для них существуют специальные стены, которые называются «стенами доброты». Обычно на них изображены красивые птицы или маленькие домики. На такие стены местные жители развешивают ненужную одежду и ставят возле них обувь. Наконец, очень важной остается традиция омовения в хаммаме. Этот вид бани появился в Иране еще во времена Персидской империи. Уже тогда гигиена возводилась в культ, а после принятия ислама значимость ее многократно возросла. В Иране процедура омовения делится на «вуду» и «гусль». Первая считается более простой, так как требует от человека умыть лицо, руки и ноги. Полное омовение подразумевает погружение в воды, причем мыться нужно в определенной последовательности.
Поварское дело развивалось в Иране еще с древних времен. Первые рецепты датируются 6 веком до нашей эры. Иранская кухня вобрала в себя кулинарные знания других народов. Важную роль в приготовлении играет сам процесс, которой уже давно канонизирован, как и сервировка. Основными ингредиентами являются:
Многим европейцам покажутся удивительными такие блюда, как йогурт с чесноком или рис в ореховом соусе с добавлением мяса.
Самыми популярными блюдами у иранцев остаются пловы поло-сабзи с зеленью, кисло-сладкий поло-чирин с добавлением миндаля и апельсинов, адас-поло с добавлением фиников или изюма, и челоу-кебаб — ягненок, приготовленный вместе с рисом.
Мясу уделяется много внимания. Его подают в виде шашлыка, едят как самостоятельное блюдо или в составе салатов. Часто можно видеть мясные блюда, представляющие собой тефтели с ореховой мукой. В качестве основной специи к таким тефтелям выступают шафран и сахар.
Хлеб возведен в культ и признается божьей милостью. В зависимости от способов приготовления получают разные виды хлеба, наиболее известные — это нун и лаваш. Нун является огромной лепешкой, которая может достигать 1 метра в диаметре. На улицах Ирана можно видеть множество людей, которые несут такую лепешку, обернув ее вокруг руки.
Туристы восторгаются иранскими сладостями. Они хорошо знакомы каждому любителю восточной кухни, однако готовятся по уникальным рецептам. Та же халва представляет собой блюдо из обжаренной пшеничной муки, в которую добавляют шафран и розовую воду. Уникальную палитру вкусов создают также миндаль, сахар и фисташки.
Внешность
Одежда
В Иране царят строгие правила относительно одежды. Женщины обязаны носить хиджаб. Основными элементами хиджаба служат платок и капюшон. Первый вариант распространен среди жителей столицы и в крупных городах. Девушки стараются выделяться, выбирая разнообразные по цвету и оформлению косынки, капюшоны же распространены у жительниц маленьких городов и, как правило, все одинаковы. Из верхней одежды распространены накидки чадра и традиционные плащи, скрывающие фигуру. Под ними иранские женщины могут носить джинсы, шаровары, колготки. Главное, чтобы ноги были закрыты от посторонних глаз.
Мужчинам позволено носить менее строгие наряды. Очень часто на улицах Ирана можно увидеть мужчину в брюках, рубашке и жилетке, деловом костюме.
Жилище
Представители среднего класса живут в традиционных для арабских городов домах из жженого кирпича. Часто штукатурка отсутствует, но украшается орнаментами. В основном дома одноэтажные. Подобно предкам, иранцы стремятся устраивать во дворах сады. Состоятельные люди могут позволить себе бассейн. Комнаты разделяются на мужские и женские. Очень важную роль играют ковры, их количество напрямую указывает на статус хозяев. Если семья не является богатой, то стены в их доме будут белеными, состоятельные же люди предпочитают отделку алебастром. Среди предметов интерьера часто встречаются зеркала, вазы, лампы и канделябры. Все эти предметы имеют декоративное значение.
Основным средством обогрева является курси — небольшой стол, под которым устанавливается жаровня с углями. Вокруг такой жаровни люди спят, укрываясь одеялами.
У народа Ирана богатая история и перспективное будущее. Общественное самосознание стремится к свободе, все больше людей старается узнать о жизни в других странах. С переменным успехом правительство старается идти людям навстречу, однако жесткие устои все еще дают о себе знать. При окончательном уходе диктатуры в прошлое у иранцев есть все шансы на светлое будущее.
«Пока не было этих бородатых, жили как европейцы» Иранцы пьют водку и ругают исламскую власть, пока никто не видит
Фото: Morteza Nikoubazl / Reuters
Современный Иран называется Исламской Республикой и внешне предстает вполне скромной и богобоязненной страной. Между тем далеко не все жители страны три раза в день молятся, повернувшись лицом к Мекке, и воздерживаются от алкоголя, как то предписывают исламские догматы. Корреспондент «Ленты.ру» рассказывает о жизни образованных иранцев, вынужденных мириться с властью религиозного большинства, которое, впрочем, вполне терпимо к их нравам.
Ярко накрашенные женщины в очень коротких юбках сидели за праздничным столом, на котором стояла и водка, и другой алкоголь. Они смеялись и разговаривали с мужчинами.
Я был в гостях в семье Салима, университетского преподавателя из Тегерана. Памятуя о предыдущих путешествиях по исламским странам, я удивился: как же так, женщины сидят за столом вместе с нами! И я сразу же получил решительную отповедь от жены Салима, интеллигентной дамы средних лет: «Мы нормальные цивилизованные люди! До того как власть захватили эти бородатые, жили так же, как европейцы. Да, теперь они заставляют нас ходить в платках и накидках на улицах, но, к счастью, до квартир пока не добрались!»
Но, как выяснилось, бородачи добрались и до квартир. Хозяин дома, прежде чем налить мне водки, осторожно поинтересовался, не живут ли со мной в гостинице подозрительные люди, не донесут ли полиции, учуяв запах спиртного. Я решил не искушать судьбу и подождать с выпивкой до Москвы.
Поначалу я счел Салима своего рода белой вороной, однако, посещая дома других образованных иранцев, пришел к выводу: большинство представителей среднего класса в больших городах — правоверные мусульмане не более чем, например, обычные москвичи. Оказалось, что все они ненавидят нынешний режим, а святой для шиитов город Кум, откуда и началась исламская революция, неизменно называют «муллоградом».
Правда, я говорил только по-английски и общался в основном с образованными иранцами. Мои знакомые с грустью признавали, что «людей базара» и крестьян «режим мулл» вполне устраивает.
В отличие от советской Средней Азии, где были секуляризированы все слои населения, в Иране образовался чудовищный мировоззренческий разрыв между образованным прозападным средним классом и традиционным обществом, живущим по практически средневековым нормам. Именно они и стали основной силой Исламской революции 1979 года, успешно бросившей вызов ускоренной вестернизации страны.
Эхо Советов
Умонастроения местной интеллигенции напомнили мне о богеме позднесоветской России, которая жила в двух параллельных мирах: на улицах и на работе — коммунистические лозунги, а дома — запрещенный Солженицын, радио «Свобода» из приемника и бесконечные кухонные разговоры о «проклятой советской власти».
Фото: Ahmed Saad / Reuters
Сходство с коммунистическим режимом было и чисто визуальным: так, на городских улицах отсутствовала реклама, а после 11 вечера закрывались все рестораны, город вымирал. В СССР всюду висели коммунистические лозунги, а в Иране — плакаты «Как правильно одеваться женщине» и агитки, разъясняющие злобную сущность «государства шайтана» США.
Так же, как и в Стране Советов, иностранцы вызывали неподдельный интерес у местных жителей. Меня останавливали люди на улицах — им просто хотелось поговорить с чужеземцем.
Мы вас терпим
Иранский режим, конечно же, мягче советского: жители Исламской Республики могут путешествовать за границу (лично видел, как, оказавшись «за бугром», иранские женщины первым делом срывали ненавистные платки), многие молодые люди учатся за рубежом (даже в ненавистной «стране шайтана»).
Но даже те, кто не выезжал из страны, отнюдь не живут за «железным занавесом»: благодаря интернету и спутниковым тарелкам они прекрасно осведомлены о жизни в остальном мире.
Кстати, иранский режим мягок и по сравнению со многими соседними арабскими странами: например, с Саудовской Аравией. В Иране женщины носят лишь платок, а не паранджу, да и одежда у них вполне современная.
Женщины могут передвигаться по улицам без сопровождения мужчин, водить машину и даже курить (правда, только в больших городах). Вполне терпимо иранские власти относятся и к христианам. Так, во многих городах страны есть армянские кварталы, где носить хиджаб необязательно. В исламской республике множество армянских церквей, а для религиозных нужд армянам разрешается делать вино. Есть в Иране и православные русские церкви (после Октябрьской революции в страну бежало много славян).
Интересно, что Иран отнюдь не производит впечатления страны третьего мира: великолепные дороги, добротные современные дома, чистые улицы. Например, среднеазиатские республики (пожалуй, за исключением Казахстана) выглядят куда беднее и провинциальнее.
Однако суровые нравы местных властей дают о себе знать. Вот, например, рассказ русского инженера, гражданина Ирана: «Как-то мой двенадцатилетний сын пошел вслед за соседской девочкой-ровесницей. Он не хотел ничего плохого, просто шел за ней, сам толком не понимая зачем. Но родители девочки пожаловались в полицию. Меня пригласили в участок. Начальник полиции сказал, что по закону моего сына должны побить палками, однако позвоночник у ребенка слабый и вполне может сломаться. Полицейский выдержал многозначительную паузу: «Но мы добрые и прощаем вашего сына!». Этот рефрен — «мы добрые» — нам приходится слышать постоянно. То есть иранские власти не требуют, чтобы мы жили по законам ислама, но как бы намекают, что делают нам одолжение».
Новая сила
Символом нынешних «новогодних» протестов в Иране стало фото молодой девушки с обнаженной головой, поднявшей ненавистный платок на палке.
Скорее всего, эта девушка принадлежит как раз к среднему классу. Именно такие граждане были главной движущей силой так называемой «зеленой революции» 2009 года, поднявшейся из-за сомнений в честности президентских выборов после победы консерватора Махмуда Ахмадинежада.
Сторонники условного «либерала» Мир-Хосейна Мусави посчитали выборы сфальсифицированными и вышли на улицы под лозунгами вроде «Смерть диктатору». Волнения были жестоко подавлены полицией. В отличие от событий девятилетней давности, на этот раз в протестах участвуют не только образованные жители городов, но и рабочая молодежь с окраин.
Беспорядки в Тегеране 30 декабря 2017 года
Это меняет всю картину: средний класс немногочислен и не может быть серьезной угрозой режиму. Недовольство среди молодежи, составляющей половину населения, куда опаснее. Нынешние демонстрации начались после поднятия цен на куриные яйца, и поначалу протестующие выдвигали чисто экономические требования. Потом, однако, появились и политические: например, о прекращении финансирования бесконечных войн на Ближнем Востоке.
Интересно, что многие представители среднего класса, участвовавшие в событиях 2009 года, к нынешним волнениям относятся осторожно. «Конечно же, мы за реформы, но сейчас мы опасаемся, как бы демонстрации не обернулись кровавым хаосом. Многие из тех, кто сегодня вышли на демонстрации, совсем не похожи на сторонников демократии», — писали мне некоторые иранские знакомые.
Кроме того, первые акции неповиновения, по некоторым данным, были инспирированы крайне консервативными силами. Ходят слухи, что по обвинению в организации беспорядков арестован бывший президент Ахмадинежад.
«Пока лучше молчать!»
Тегеран уже заявил, что беспорядки организованы зарубежными «доброжелателями», и возложил вину не только на Белый дом, но и на живущих за границей иранцев, в первую очередь американских.
В американском городе Сан-Диего, где я сейчас живу, есть мощная иранская диаспора: построен иранский культурный центр, работает несколько иранских магазинов и ресторанов. Увы, мои попытки поговорить с местными иранцами закончились полным провалом. В культурном центре мне сказали, что у них твердое правило — не касаться политики: «Если вас интересует культура, традиции страны, то мы готовы ответить на ваши вопросы».
Акции в поддержку «Зеленой революции» 2009 года проходили и за пределами Ирана, в том числе в США
Не повезло мне и в иранском кафе и в магазинах. Типичные ответы людей были такими: «Я ничего не знаю. Все мои родственники уже тоже в США». У меня создалось впечатление, что люди попросту боятся говорить о событиях на родине. Это косвенно подтвердил пожилой перс: «В Иране сейчас все очень непонятно, а у многих из нас там родственники, друзья — мы боимся за них. Нет, пока лучше молчать!»
Привычный язык силы
Иранские власти уже заявили, что «вместе с народом» подавили беспорядки. Однако нет никакой уверенности, что они не повторятся. Как показывает опыт последних событий на Ближнем Востоке, смута в авторитарных и тоталитарных странах нередко оборачивается этноконфессиональными (Сирия, Ирак) или межплеменными (Ливия) междоусобицами. Многонациональный и межконфессиональный Иран (кроме шиитов здесь живут сунниты — курды и арабы) вполне вписывается в этот сценарий.
Так, на севере страны компактно проживают азербайджанцы, составляющие около 20 процентов населения, на западе — курды (10 процентов), а на юге — белуджи и арабы. Нынешние волнения уже охватили Иранский Курдистан, среди демонстрантов были замечены члены арабских и белуджских сепаратистских организаций.
Сторонники исламской революции, 1979 год
Фото: Public Domain / Wikimedia
Впрочем, дело не только в угрозе дробления государства. Наивно думать, что в случае падения «режима мулл» страна тотчас же станет демократическим государством.
Глядя на кадры уличных беспорядков, я вспоминаю примечательную встречу в горах под Тегераном. Однажды в священный для мусульман месяц Рамадан (когда правоверным от восхода до заката солнца запрещено есть и пить) на горной тропе я застал девушку с парнем, перекусывающих у костра. Молодые люди предложили мне лепешку с шашлыком и стаканчик крепкого душистого чая. Услышав мой английский, парень сразу определил, что я из России. Как выяснилось, он учился в американском университете, и среди студентов у него было много русских друзей.
По его словам, сделать Иран европейской страной, превратить Тегеран в «Париж Востока», как мечтал шах, невозможно. «У нас еще долгие годы будут понимать только язык силы», — с горечью сказал бывший американский студент.