ирн маз что такое
МАЗ 5551 2дв. самосвал, 180 л.с, 5МКПП, 1988 г.в. — неисправности генератора
Устройство
Генераторная установка (ГУ) представляет собой трехфазную синхронную машину с возбуждением от постороннего источника питания и выпрямительным блоком. Для контроля величины выходного напряжения и поддержания его в заданных пределах, установлен интегральный регулятор напряжения.
Принцип работы генератора основан на явлении электромагнитной индукции. Вращающееся магнитное поле ротора, пересекая обмотки статора, наводит в них ЭДС, которая через выпрямительный блок подключается к нагрузке. Основными элементами генератора являются:
Ротор генератора представляет собой вал из электротехнической стали, на который намотана обмотка возбуждения (индуктор). Питание к ней подводится через 2 контактных кольца, установленных со стороны задней крышки. На вал напрессованы 12 клювообразных магнита. На обоих концах ротора установлены шарикоподшипники.
Обмотка статора трехфазная, состоит из 36 катушек. Каждая фаза имеет по 12 последовательно соединенных обмоток, расположенных в пазах статора и смещенных одна относительно другой на 120°. Электрическое соединение полюсов выполнено по принципу «звезда». Выходные клеммы фаз соединены с выпрямительным блоком.
На задней крышке генератора установлены выпрямительный блок, регулятор напряжения и щеткодержатели. Элементы корпуса отлиты из алюминиевого сплава. В центре каждой крышки имеется место для установки подшипника. Крыльчатка вентилятора устанавливается на задний конец вала, удерживается от проворачивания шпонкой и фиксируется гайкой. Подобным способом крепится двухручейковый шкив на валу якоря в передней части ГУ. Устройство генераторов различных моделей автомобилей МАЗ одинаково и отличаются только способом подсоединения к сети.
Регулятор напряжения МАЗ
Регулятор РР127 служит для поддержания постоянного напряжения в сети электрооборудования автомобиля и предназначен для совместной работы с генератором переменного тока Г271 (рис. 113).
Регулятор РР127 представляет собой контактно-вибрационный регулятор напряжения, поддерживающий напряжение генератора в заданных пределах. Для включения в систему генератор имеет зажимы «+», «Ш» и «—».
Напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения при 20°С, в | 27,4—30,2 |
Сила тока нагрузки, при котором проверяют регулируемое напряжение, а | 10 |
Скорость вращения якоря генератора, при которой проверяют регулируемое напряжение, об/мин | 2500 |
Зазор между контактами при упоре диамагнитного штифта в сердечник, мм | 0,25—0,35 |
Зазор между серьгой якоря и ярмом регулятора, мм | 0,2—0,35 |
Рис. 113. Схема включения генератора и регулятора МАЗ:
1 — генератор; 2 — выпрямительный блок генератора; 3 — плавкий предохранитель (30 а) в цепи заряда аккумуляторных батарей; 4 — плавкий предохранитель (6 а) в цепи возбуждения генератора; 5 — регулятор; 6 — выравнивающая обмотка регулятора напряжения; 7 — шунтовая обмотка регулятора напряжения; 8 — дополнительные резисторы; в — амперметр; 10 — аккумуляторные батареи; 11 — включатель массы; 12 — статор генератора; 13 — обмотка возбуждения генератора
Техническое обслуживание регулятора напряжения МАЗ
При каждом ТО-2 проверять затяжку винтов выводов регулятора, состояние проводки от регулятора к генератору, обратив особое внимание на надежность соединения проводов между зажимами «Ш» и «—» генератора и регулятора.
Периодически проверять электрические параметры регулятора и при необходимости регулировать. Первую проверку регулятора проводить при первом ТО-2, а в дальнейшем через одно ТО-2 или при обнаружении неправильной зарядки аккумуляторной батареи.
Реле-регулятор рекомендуется проверять на стенде, но можно и непосредственно на автомобиле при рабочем (вертикальном) положении регулятора (зажимами «Ш» влево). При этом регулятор должен охладиться до окружающей температуры.
Для проверки регулятора необходимы следующие измерительные приборы:
Для проверки регулятора на стенде собирают схему согласно рис. 114. Силу тока нагрузки устанавливают при помощи реостата и фиксируют по показанию амперметра.
При проверке на автомобиле вольтметр включают между зажимами «+» и «массой» регулятора. Требуемая нагрузка достигается одновременным включением света фар, отопителя, стеклоочистителей, задних фонарей и т. д. После пуска двигателя аккумуляторную батарею отключают с помощью включателя массы.
Рис. 114. Схема проверки регулируемого напряжения на стенде:
1 — реле-регулятор; 2 — генератор; 3 — реостат; 4 — амперметр; 5 — вольтметр
Регулируемое напряжение (на стенде и автомобиле) проверяют при скорости вращения ротора генератора 2500 об/мин.
Значение регулируемого напряжения определяют по показанию вольтметра. Напряжение, поддерживаемое регулятором, регулируют при повышенном значении — ослаблением, а в случае заниженного значения — увеличением натяжения спиральной пружины якорька путем подгибки хвостовика-угольника. Регулируют регулятор в том. случае, если регулируемое напряжение выходит более чем на 0,5 в за верхний или нижний пределы, указанные выше. При регулировке регулятора следует максимально приблизиться к среднему значению регулируемого напряжения 29 в. Хвостовик угольника при этом подгибать приспособлением или круглогубцами, не применяя для этой цели отвертки. После регулировки проверить величину поддерживаемого регулятором напряжения с закрытым кожухом.
При пуске двигателя от постороннего источника энергии тщательно следить за правильным подключением соединительных проводов: зажим «+» источника должен соединяться с зажимом «+», а зажим «—» с зажимом «—» аккумуляторных батарей, установленных на автомобиле; неправильное подключение проводов приводит к сгоранию плавкого предохранителя в цепи заряда, а при. установке предохранителя большего сечения — к отказу в работе выпрямительного блока генератора и разрушению
изоляции жгутов проводов.
В цепи заряда должен устанавливаться предохранитель на 30 а с диаметром проволоки 0,43 мм, а в цепи возбуждения — на 6 а диаметром проволоки 0,2 мм. Установка предохранителей других сечений категорически запрещается.
Как подключить генератор МАЗ
Исправная работа приборов бортовой сети во многом зависит от правильности подключения ГУ. Если МАЗы знаменитой пятисотой серии могли работать, обходясь одной батареей, то на современных машинах такое невозможно. Наличие большого количества электронных приборов и гаджетов увеличило энергопотребление сети и требует дополнительного источника питания.
Схема подключения генератора МАЗ зависит от его типа. Однако во всех случаях должно осуществляться питание индуктора и подключение нагрузки, в качестве которой выступает бортовая сеть и АКБ. Клеммы для соединения находятся на задней крышке и обозначаются буквами «Ш» и «+Д» для обмотки возбуждения и «+» — для нагрузки (замок зажигания).
Выход одной из фаз ГУ подключается к тахометру. Вывод «В» соединен с реле блокировки генератора и контрольной лампой заряда батареи. Схема включения проста, однако требует внимания при выполнении работ.
Симптомы неисправностей
Тот факт, что генератор автомобиля не даёт зарядку на аккумулятор, можно определить по некоторым характерным признакам.
Если речь идёт о современных авто, то здесь проблемы и неисправности электросистемы – вполне обыденное и распространённое явление.
Есть несколько способов понять, что генератор в действительности не заряжает автомобильный аккумулятор. Наиболее распространёнными симптомами являются:
Если машина начала некорректно работать, есть высокая вероятность, что АКБ недополучает заряд от генератора.
Неисправности
Поломки ГУ могут быть как в электрической, так и в механической части. Признаками дефектов являются отсутствие зарядного тока при работе двигателя автомобиля или падение напряжения в момент включения большой нагрузки. В первом случае неисправность чаще всего связана с отсутствием тока возбуждения или выходом из строя регулятора напряжения, а во втором — с пробуксовкой приводного ремня.
Все дефекты устраняемые, кроме тех, которые связаны с повреждением обмоток статора и ротора. В этом случае необходима агрегатная замена механизма.
Ремонт
Для устранения неисправностей ГУ необходимо демонтировать со штатного места. Выявить неисправность можно только разобрав устройство. В результате должно получиться 2 половины: первая, состоящая из передней крышки со шкивом и якорем, вторая — из задней крышки и статора. Для проведения проверок и замеров обмотку статора отсоединяют от выпрямительного блока. Катушки проверяют на целостность и пробой на корпус.
Для измерения сопротивления обмоток используют тестер, а замыкания на корпус — мегаомметр на 100 В.
Использование контрольных ламп на 220 В запрещено по требованиям безопасности. Аналогично проверяется обмотка возбуждения. Поврежденные элементы подлежат замене.
При проверке выпрямителя прозванивают все диоды в прямом и обратном направлении. Дефектные детали выпаиваются и заменяются исправными. Обязательной проверкой является тестирование работоспособности регулятора напряжения, который часто называют «шоколадка». Для этой цели используется контрольная лампа на 24 В. Этими действиями проверяется целостность цепи подачи тока возбуждения на обмотку ротора.
Обслуживание
Уход за генератором должен быть регулярным. В связи с тем что его демонтаж связан с дополнительными сопутствующими работами, во время нормальной эксплуатации ограничиваются периодическим наружным осмотром. При этом следят за тем, чтобы на корпус ГУ не попадала вода, а соединительные провода не касались вращающихся частей. Проводники с поврежденной изоляцией должны быть заменены или заизолированы. Уход за подшипниковыми узлами, контроль износа и замену щеток совмещают с ремонтом во время полной разборки ГУ.
Техническое обслуживание генератора
После 50 000 км пробега автомобиля и в дальнейшем при каждом ТО-2 необходимо снять ГУ с двигателя, разобрать, проверить состояние шарикоподшипников и электрощеток. Поврежденные подшипники и щетки, изношенные до размера 8 мм, следует заменить.
В процессе эксплуатации автомобилей необходимо также соблюдать следующие правила:
— не допускать неправильного подключения проводов к аккумуляторным батареям или установки батарей с обратной полярностью. Это приведет к немедленному выходу из строя выпрямительных диодов ГУ и ИРН;
— не отключать провода от плюсового вывода ГУ и от аккумуляторных батарей при работающем двигателе. Это резко уменьшит нагрузки на генератор, что может привести к выходу из строя ИРН;
— не проверять исправность ГУ путем замыкания клемм «+», «В», «О» на массу или между собой. Это может привести к выходу из строя ИРН или выпрямительного блока ГУ;
— не соединять клемму «Ш» щеткодержателя. доступ к которой открыт через окно в его кожухе, с клеммами «+» генератора и «В» щеткодержателя. Это приведет к выходу из строя ИРН;
— не проверять исправность схемы электрооборудования мегомметром или лампой напряжением выше 26 В при включенной ГУ. Это может привести к выходу из строя ИРН и выпрямительного блока;
— при проведении на автомобиле сварочных работ предварительно отключить аккумуляторные батареи выключателем массы, снять провода с клемм «+» ГУ и «В» щеткодержателя, а при проведении сварочных работ на автопоезде — дополнительно вынуть штепсельные вилки из щеток полуприцепа во избежание сгорания соединительного электрокабеля.
По окончании сварочных работ убедиться, что наконечник провода на клемме «+» ГУ надежно зажат гайкой. Ослабление затяжки гайки в этом контакте (появление искрения) приведет к выходу из строя ИРН;
— при мойке двигателя избегать прямого попадания воды в ГУ.
Проверка работоспособности
Потенциально водитель пришёл к выводу, что его генератор не заряжает автомобильный аккумулятор либо делает это недостаточно эффективно.
В этом случае возникает закономерный вопрос о том, как проверить работоспособность генератора и убедиться, что он действительно не подаёт зарядку для аккумулятора.
Для начала обратите внимание на косвенные признаки. Это информация на приборной панели. Здесь на подавляющем большинстве автомобилей присутствует контрольная лампа. Если с системой всё в порядке, лампочка гореть не должна. Если же она загорается, АКБ не получает заряд со стороны генерирующего устройства.
Но это не даёт точного ответа. Потому тут лучше воспользоваться мультиметром и проверить, заряжает ли ваш генератор севший аккумулятор.
Подключите мультиметр к выводам АКБ, соблюдая полярность, при заведённом двигателе. Если прибор показывает 13,6–14,6 В, зарядка идёт. Если от 12 В и ниже, то генератор батарею не питает.
Проверка напряжения
Чтобы определить разность потенциалов, можно воспользоваться двумя вариантами диагностики. А именно путём подключения к генерирующему устройству либо к генератору.
Генератор имеет прямую связь АКБ с помощью толстого питающего провода. Это позволяет дать оценку состояния через проверку аккумуляторной батареи.
Для проверки можно воспользоваться мультиметром, вольтметром либо нагрузочной вилкой.
Теперь о том, какие параметры в итоге можно увидеть на приборе:
Чтобы генератор нормально питал АКБ и заряжал её, напряжение от генерирующего устройства должно составлять 13,5–14 В.
Также автомобилистов интересует, сколько ампер обычно выдаёт автомобильный генератор, подавая зарядку на аккумулятор.
Это довольно индивидуальные параметры, поскольку многое зависит от конкретной электросистемы, количества и мощности применяемых потребителей (печка, климат-контроль, мультимедийная система и пр.).
Стоит также обратить внимание на то, что зарядка АКБ генератором не является процессом постоянным. В системе предусмотрено специальное реле, которое фиксирует полную зарядку, после чего подача напряжения на АКБ прекращается. При отсутствии или неисправности регулятора ток поступал бы на батарею постоянно, из-за чего происходил бы перезаряд, начиналось вскипание электролита со всеми вытекающими последствиями.
МАЗ перестал зависеть от импортных моторов и коробок передач
Летом 2021 года Минский автозавод впервые в своей истории обрел независимость от внешних поставок силовых агрегатов – всю потребность в двигателях и коробках передач сегодня белорусы могут обеспечить за счет собственного производства.
Два новых завода, построенных совместно с китайскими компаниями Weichai Power и Shaanxi Fast Gear в парке «Великий камень» под Минском, – соответственно «МАЗ-Вейчай» и «Фаст-МАЗ», – заработали на полную мощность.
Завод «МАЗ-Вейчай» начал собирать дизельные двигатели в 2019-м. Завод «Фаст-МАЗ» заработал в конце прошлого года. Сегодня первый способен выпускать 10 тыс. моторов в год при работе в одну смену. Второй – ежегодно изготавливать 10 тыс. коробок передач. Уже эти объемы с лихвой покрывают всю производственную программу ОАО «МАЗ». Однако при необходимости и «МАЗ-Вейчай», и «Фаст-МАЗ» могут перейти на двусменную работу, удвоив свои производственные мощности.
Сделано в Беларуси. Двигатель «МАЗ-Вейчай» WP12.430E50, выпущенный 30 марта 2021 года
Коробками передач Fast Gear грузовики МАЗ комплектуются с середины 2000-х. Двигатели Weichai Power стали устанавливать на технику МАЗ с 2015 года. Сначала – в порядке эксперимента. А с 2017 года грузовики МАЗ с двигателями Weichai Power уровня Евро-4 стали активно продвигаться на внутреннем и внешних рынках. В 2018 году с конвейера в Минске начали сходить грузовые автомобили новой линейки Евро-5.
Сделано в Беларуси. Двигатель «МАЗ-Вейчай» WP7.300E51, выпущенный 1 марта 2021 года
Сегодня завод «МАЗ-Вейчай» производит дизельные и газовые двигатели мощностью от 190 до 460 лошадиных сил, которые устанавливаются на грузовики и спецтехнику всех типов и классов грузоподъемности, от среднетоннажников до тяжеловозов. Каждая базовая модель грузовика МАЗ сегодня имеет даже не одну, а несколько модификаций с двигателями «МАЗ-Вейчай» разной мощности. «Фаст-МАЗ» выпускает для них 6-, 9- и 12-ступенчатные механические коробки передач.
Седельный тягач МАЗ-54402K с 400-сильным газовым двигателем Weichai Power WP12NG400E50
Самосвал МАЗ-458121 с 190-сильным двигателем Weichai Power WP4.1NQ190E50
Конечно, это не значит, что Минский автозавод собирается полностью отказаться от двигателей и коробок передач других поставщиков, – моторы Mercedes-Benz, Cummins и ЯМЗ, коробки передач ZF по требованию потребителей по-прежнему будут доступны к заказу. Главное в другом, и об этом заявил сегодня генеральный директор ОАО «МАЗ» – управляющей компании холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Валерий Иванкович: «Мы сейчас вышли на тот уровень, когда способны обеспечить выпускаемые грузовики собственными двигателями и коробками передач. Когда-то это было нашей мечтой – добиться такой вертикальной интеграции, чтобы все самое необходимое производить самим. Сейчас это стало возможным. Мы уже начали переводить модельный ряд на собственные агрегаты. Важно, чтобы каждый автомобиль при этом не потерял ни в мощности, ни в качестве, ни в надежности. Среди преимуществ – низкая себестоимость, что позволит предложить автотехнику потребителям по более конкурентоспособной цене».
Городской автобус МАЗ-203945 с 270-сильным газовым двигателем Weichai WP7NG 280E51. В конце 2019 года 33 таких автобуса МАЗ поставил в Челябинск
Совершит переход на собственные силовые агрегаты и автобусное производство МАЗ. Так, уже сегодня сертифицированы и готовы к серийному производству городские и пригородные автобусы МАЗ большого класса: с 300-сильным дизельным «МАЗ-Вейчай» WP7.300E51 – МАЗ-203045 и МАЗ-203145; с 280-сильным газовым «МАЗ-Вейчай» WP7NG280E51 – МАЗ-203945/203C45 (на сжиженном метане) и МАЗ-203946/203C46 (на сжатом метане). При этом автобусы дизельные МАЗ-203045 и МАЗ-203145 будут оснащаться гидромеханическими коробками Fast Gear FC6A140RB. В среднем классе 200-сильными газовыми двигателями «МАЗ-Вейчай» WP5NG200E51 комплектуются автобусы МАЗ-206945 (сжиженный метан) и МАЗ-206946 (сжатый метан).
Городской автобус МАЗ-206945 с 200-сильным двигателем Weichai Power WP5NG 200E51
Работа по переводу модельного ряда на двигатели «МАЗ-Вейчай» и коробки передач «Фаст-МАЗ» продолжается.
Автомобиль-вездеход МАЗ-631228 с 430-сильным двигателем Weichai Power WP12.430E50
Как заявил Валерий Иванкович, выступая сегодня перед представителями товаропроводящей сети холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», потенциал предприятий «МАЗ-Вейчай» и «Фаст-МАЗ» позволяет «сохранить существующие объемы производства и нарастить новые, создавая современную и инновационную автотехнику, востребованную на рынке». В 2021 году МАЗ рассчитывает гарантированно обеспечить выполнение показателей бизнес-плана: экспорт продукции должен превысить 400 млн долларов, а объем реализации техники – порядка 12 тыс. единиц (включая специальную и прицепную технику). Первый важный шаг в этом направлении уже сделан: по итогам первых 6 месяцев экспорт составил 180 млн долларов.
Система электроснабжения авто МАЗ
Система электроснабжения автомобилей состоит из двух источников: аккумуляторных батарей и генераторной установки переменного тока. Кроме того, в систему входит ряд промежуточных реле, выключатель массы батарей и замок-выключатель приборов и стартера
Схема включения изделий системы электроснабжения показана на рис. 1.
Генераторная установка (ГУ) Г273А представляет собой генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и интегральным регулятором напряжения (ИРН).
Техническая характеристика генераторной установки
Номинальная частота вращения ротора при температуре окружающей среды и ГУ 25 ± 10˚С и напряжении 27—— 28 В, мин-1:
давление щеточных пружин на щетки при сжатии пружин до 17,5 мм, кгс – 0,3
Масса ГУ без шкива не более, кг – 5,4
Генератор (рис. 2) представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением и является одним из источников питания электрооборудования.
Снабжен выпрямительным блоком и интегральным регулятором напряжения.
Малогабаритный интегральный регулятор напряжения Я120М служит для поддержания в заданных пределах напряжения, вырабатываемого генератором.
Регулятор представляет собой электронное устройство, закрытое крышкой и залитое специальным герметиком. На регуляторе имеются 4 вывода.
Этими выводами регулятор устанавливается в щеткодержатель так, чтобы выводы, помеченные буквами «Ш», «Д», «В», и «Р», легли на токоведущие шины щеткодержателя (рис. 3).
В щеткодержателе также установлено подпиточное сопротивление 3 величиной 75 Ом, служащее для обеспечения надежного возбуждения генераторной установки на низких оборотах двигателя.
Электрическая схема соединения генератора с регулятором напряжения показана на рис. 4.
Техническое обслуживание генератора
После 50 000 км пробега автомобиля и в дальнейшем при каждом ТО-2 необходимо снять ГУ с двигателя, разобрать, проверить состояние шарикоподшипников и электрощеток. Поврежденные подшипники и щетки, изношенные до размера 8 мм, следует заменить.
В процессе эксплуатации автомобилей необходимо также соблюдать следующие правила:
— не допускать неправильного подключения проводов к аккумуляторным батареям или установки батарей с обратной полярностью. Это приведет к немедленному выходу из строя выпрямительных диодов ГУ и ИРН;
— не отключать провода от плюсового вывода ГУ и от аккумуляторных батарей при работающем двигателе. Это резко уменьшит нагрузки на генератор, что может привести к выходу из строя ИРН;
— не проверять исправность ГУ путем замыкания клемм «+», «В», «О» на массу или между собой. Это может привести к выходу из строя ИРН или выпрямительного блока ГУ;
— не соединять клемму «Ш» щеткодержателя. доступ к которой открыт через окно в его кожухе, с клеммами «+» генератора и «В» щеткодержателя. Это приведет к выходу из строя ИРН;
— не проверять исправность схемы электрооборудования мегомметром или лампой напряжением выше 26 В при включенной ГУ. Это может привести к выходу из строя ИРН и выпрямительного блока;
— при проведении на автомобиле сварочных работ предварительно отключить аккумуляторные батареи выключателем массы, снять провода с клемм «+» ГУ и «В» щеткодержателя, а при проведении сварочных работ на автопоезде — дополнительно вынуть штепсельные вилки из щеток полуприцепа во избежание сгорания соединительного электрокабеля.
По окончании сварочных работ убедиться, что наконечник провода на клемме «+» ГУ надежно зажат гайкой. Ослабление затяжки гайки в этом контакте (появление искрения) приведет к выходу из строя ИРН;
— при мойке двигателя избегать прямого попадания воды в ГУ.
Возможные неисправности генераторной установки и способы их устранения
— причина неисправности
Способы устранения
Нет зарядного тока: стрелка указателя напряжения находится в красной зоне шкалы
— Нет питания на клеммы «+» или «В» генераторной установки
Проверить силовую цепь и цепь возбуждения по схеме и устранить неисправность
Нет зарядного тока: стрелка указателя напряжения находится в красной зоне шкалы
Напряжение на клеммах «+» и «В» при неработающем двигателе есть
— Загрязнены или замаслены контактные кольца ротора генератора
Протереть контактные кольца салфеткой, смоченной в бензине
Снять щеткодержатель, вынуть щетки, удалить пыль
Зарядный ток есть: стрелка указателя напряжения находится в зеленой зоне шкалы
При включении большой нагрузки (фары или фары прожекторы), а также при увеличении частоты вращения вала двигателя зарядный ток уменьшается.
Стрелка входит в красную зону.
— Ослабло натяжение ремней
— Неисправен выпрямительный блок
Заменить выпрямительный блок
— Обрыв в обмотках статора генератора
Заменить ИРН или статор
Ремонт генератора
Для ремонта генераторная установка снимается с двигателя, для чего необходимо (рис. 5):
— отключить выключатель массы батарей;
Исправная ГУ должна отдавать рабочий ток, что отмечается по амперметру. Величина тока зависит от степени заряда батарей 1.
Напряжение по вольтметру 11 при положении регулятора посезонной регулировки «Л» (лето) должно быть 27 — 28 В. Рекомендуется в этом режиме выдерживать ГУ на оборотах в течение 3 — 4 мин, что является послеремонтной обкаткой.
Проверенная таким образом ГУ может быть установлена на двигатель. Монтаж производится в порядке, обратном демонтажу.