искариот это что значит

Иуда Искариот

История апостолов с Андреем Десницким

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Иуда носил это странное прозвище Искариот, чтобы отличать его от другого Иуды, сына Иакова, по прозвищу Фаддей. Значение прозвища до сих пор служит предметом споров. Самое распространенное объяснение — иш-керийот, то есть «человек из Керийота» (название какого-то селения или городка в Иудее) или просто даже «человек из пригорода». Иногда, впрочем, говорят, что это искаженное слово сикарий (так называли борцов за независимость, а на современном языке террористов, использовавших кинжалы, на латыни сика, для убийства римлян и сотрудничавших с ними иудеев). Есть и другие объяснения, связанные с созвучными арамейскими словами: то ли «красильщик» (профессия), то ли «лживый человек» (характеристика поведения). Последняя версия сомнительна: вряд ли у него с самого начала было такое обидное прозвище.

Евангелист Иоанн еще называет его Симоновым — видимо, его отца или старшего брата звали Симон. Если старший брат, то не мог ли это быть один из апостолов? Симон-Петр, брат Андрея, — едва ли, слишком много о нем говорится, чтобы пропустить такую деталь. А вот другой Симон, по прозванию Зилот или Кананит, в принципе мог. Может быть, оба они даже в свое время принадлежали к «вооруженному подполью», как намекает прозвище Симона, — и тогда Иуда действительно был «сикарием», а не просто «человеком из пригорода».

В любом случае, в Евангелиях о нем почти ничего не говорится, за исключением того самого предательства. И еще одного небольшого эпизода: Иоанн повествует, как одна женщина помазала Иисуса драгоценным ароматическим маслом. И тогда Иуда возмутился: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» И дальше Иоанн комментирует: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали». Получается, он был самым обычным вором: просто таскал понемногу деньги, которые люди жертвовали Иисусу и Его ученикам.

Интересно, что в версии Марка возмутились «некоторые», то есть не один Иуда, и уж наверняка не потому, что все они надеялись получить часть этих денег себе лично. Но это так легко можно понять: апостолы странствовали по всей Иудее, не всегда им хватало пропитания, а уж удобный ночлег и вовсе казался роскошью. и вдруг какая-то женщина безрассудно тратит в один миг сумму, которую поденщик зарабатывает за год! Они не знали, что странствия их подходят к концу и что Иисус скоро будет подвергнут самой мучительной и позорной казни, и даже хоронить Учителя придется поспешно, в чужой гробнице. Женщина тоже не знала этого, но принесла всё, что могла, в знак своей любви и признательности.

Слова Иуды о деньгах служат своего рода прологом к истории предательства. Но только ли в деньгах дело? А не в том ли еще, что апостолы связывали с Иисусом какие-то надежды и ожидания, а Иуда, возможно, особенно сокрушался по поводу своих утраченных иллюзий? И только женщина с драгоценным маслом в тот момент просто всё отдала, ни о чем не прося, ни на что не рассчитывая.

Иуда, собственно, и обещал священникам указать на такой удобный момент. Он выбрал время после Тайной вечери, когда Иисус ночью молился в Гефсиманском саду, с ним было всего несколько учеников, да и те дремали от усталости. И еще Иуда указал стражникам, кого именно арестовывать, поцеловав Учителя. А то те в лицо Его знали плохо, да и темно было — могли по ошибке схватить другого, и всё пошло бы с самого начала не так.

Невелика услуга, и плата за нее была невелика — тридцать серебряных монет, средняя цена раба в то время. А как еще оценивать человеческую жизнь? Конечно, и без Иуды бы как-нибудь обошлись, выбрали бы другой момент. Но его предательство имело и особый смысл: в самом ближнем кругу нашелся тот, кто желал Иисусу гибели. О чем тогда вообще говорить, можно считать всё дело Его жизни проваленным. Или, по крайней мере, так тогда казалось.

Но и это слишком простое объяснение. Иисус не раз встречался с людьми, которые были одержимы бесами, — и из таких людей Он бесов изгонял. Неужели он бы не сделал ничего подобного со Своим учеником? Напротив, евангелисты не раз подчеркивают, что Иисус всё заранее знал о намерениях Иуды и оставлял за ним свободу выбора. Даже на Тайной вечери он оставлял ему возможность изменить принятое решение, сказав пред всеми: «Один из вас предаст Меня», — но не раскрыв, кто именно. Так можно уважать только свободу воли человека, а вовсе не бесовскую одержимость.

Человек устроен сложно, и обычно его поступки имеют больше, чем один мотив. Да, Иуда несомненно действовал по подсказке сатаны, но он явно не был одержимым и сохранял контроль над своими поступками. Он наверняка не прочь был подзаработать деньжат, но едва ли всё сводилось только к этому (в конце концов, если бы они продолжали странствовать с Учителем, из денежного ящика можно было бы вытащить и побольше, чем тридцать монет). Могла быть и еще какая-то причина.

Недостатка в версиях нет и никогда не было, объяснения предлагались самые разнообразные. Например, что сыграть эту роль Иуде поручил. Сам Иисус — дескать, без Иуды не состоялась бы Голгофская жертва. Героизация предательства во все времена имела место.

Но есть и вполне разумная версия. А что, если Иуда действительно был борцом за независимость, «сикарием», или, по крайней мере, горячо желал освобождения своей родины от римского ига? Иисус выглядел неплохим кандидатом в вожди восстания и даже в цари: вокруг Него собирались толпы, Он творил чудеса, жители Иерусалима торжественно встречали его как Мессию. Казалось, вот теперь Он должен открыто выступить против Рима, поднять восстание, прогнать захватчиков и всех их пособников! А Он всё медлит. Как же заставить Его действовать? Наверное, надо поставить его перед выбором: или Он наконец-то выступит на открытую борьбу, или будет убит, казнен самой мучительной и позорной смертью!

«Думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» — сказал Иисус Петру в момент ареста. и не поднял восстания. Всё пропало, ангельские полки не выступили на стороне патриотов, и, более того, Иуда осознал, что своими руками предал Учителя на казнь.

Конечно, это всего лишь реконструкция, одна из возможных. Евангелия не описывают подробно мотивов Иуды, и это верное решение. У зла своя логика, ей не надо следовать, ее даже не обязательно понимать. Важно сделать верный выбор, чтобы потом не пришлось бросать оземь полученный выигрыш, чтобы самоубийство не показалось единственно верным решением.

Источник

Иуда Искариот

искариот это что значит. искариот это что значит фото. картинка искариот это что значит. смотреть фото искариот это что значит. смотреть картинку искариот это что значит.

Иуда Искариот: история, жизнеописание

На улицах Иерусалима шла подготовка к Пасхе. Верующие съезжались из других городов, приходили с Генисаретского озера, с горы Кармил, из Хеврона, Весавии… В этот день много лет назад народ Израиля был спасен. Освобожден из египетского рабства и получил в пользование Землю Обетованную. Обетованную — значит обещанную Богом, предназначенную. Точно так же народ Израиля ждал Мессию, Спасителя. И немногие знали, что Спаситель уже был на земле, более того, в самом Иерусалиме.

Иисус с двенадцатью учениками, среди которых был Иуда Искариот, выходец из провинции Иудея, бывший сборщик приношений, присоединившийся ко Христу, тоже собирался на празднование Пасхи. Спаситель призвал к себе учеников Фому и Филиппа. Он велел им пойти в город и следовать за человеком, который несет кувшин с водой. Человек с кувшином должен был войти в дом, ученики за ним. У хозяина дома следовало спросить «Учитель говорит: где комната, в которой Мне есть Пасху с учениками моими?». Спаситель обещал, что хозяин дома тут же покажет горницу, которую следовало приготовить ученикам. Так и случилось.

После захода солнца Иисус с учениками вошли в горницу. Спаситель препоясался полотенцем и стал омывать ноги своим ученикам. Это было удивительно, ведь обычно лишь слуги омывали ноги знатных и богатых людей.

Ученик Христа Петр воскликнул, что это он должен омыть ноги Христа, а не наоборот. Иисус же сказал, что дал пример, как людям должно поступать друг с другом.

Во время праздничной трапезы, где присутствовал также Иуда Искариот, ученики заверяла Спасителя в своей преданности. Они заметили, что Иисус огорчен: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Каждому хотелось увериться, что это будет не он, ученики стали взволнованно спрашивать, но о них ли идет речь.

Господь сказал, что Он обмакнет кусок хлеба и подаст предателю. Обмакнув хлеб, Он подал его Иуде Искариоту со словами «Я знаю, что ты задумал. Что делаешь, делай скорее».

Предательство Иуды

Иисус предупредил учеников, что они сидят за последней совместной трапезой. Преломив, он дал ученикам хлеб со словами «Примите и ешьте… сие есть Тело Мое…». Потом он подал ученикам чашу с вином «Сие есть Кровь моя, за многих изливаемая во оставление грехов…». Так было установлено Таинство Евхаристии. Ученики передавали друг другу чашу и хлеб, ставшие Телом и Кровью Христа.

У Елеонской горы Иисус остановился: «Скоро сбудутся слова пророка: ‘Поражу пастыря, и рассеются овцы стада. То, что случится в эту ночь, вы не сможете понять и отречетесь от Меня’».

Ученик Христа Петр горячо возражал, но Иисус предрек, что и Петр отречется от Него трижды.

«Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя», — обещал Петр.

В прекрасном Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы Иисус велел ученикам отдыхать, попросив лишь Петра, Иоанна и Иакова бодрствовать вместе с Ним. Душа Его тосковала о грядущих страданиях.

«Тот, кто предаст Меня уже здесь», — сказал Спаситель. Но никто из учеников еще не знал, что это будет Иуда Искариот.

Увидев Иисуса, Иуда Искариот подошел к нему с поцелуем: «Радуйся, Равви!». Люди первосвященника схватили Учителя. Петр немедленно обнажил меч и отрезал ухо одному из воинов. Но Иисус остановил своего ученика: «Спрячь свой меч! Ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. Или думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, и Он не представит Мне легионы Ангелов?». Иисус поднял ухо и исцелил слугу первосвященника. Когда Иисуса повели в город, ученики в страхе бежали…

Иуда Искариот предал Христа за тридцать сребреников…

Иуда Искариот в литературе

Писатели нового времени черпали вдохновение в истории Иуды Искариота. Одним из самых первых произведений были «Мемуары Иуды» (1867), которые написал Фердинандо Петруччелли делла Гаттина. Осмысляет историю предательства Иуды Искариота и М. Е. Салтыков-Щедрин в притче «Христова ночь». Считается, что самый точный образ Иуды Искариота удалось воссоздать Леониду Андрееву в повести «Иуда Искариот». Сложная психология человека, который любил Христа, предал Его, а потом терзался чувством вины, оказавшимся невыносимым, удалось описать удивительно красочно. Образ Иуды Искариота эксплуатируется и в многочисленных апокрифах.

О Иуде Искариоте также написаны:

Иуда Искариот в живописи

искариот это что значит. искариот это что значит фото. картинка искариот это что значит. смотреть фото искариот это что значит. смотреть картинку искариот это что значит.

«Иуда, получающий плату за предательство», Джотто ди Бондоне

искариот это что значит. искариот это что значит фото. картинка искариот это что значит. смотреть фото искариот это что значит. смотреть картинку искариот это что значит.

Фра Беато Анжелико

искариот это что значит. искариот это что значит фото. картинка искариот это что значит. смотреть фото искариот это что значит. смотреть картинку искариот это что значит.

Цитаты

Во время оно, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (Мф. 26:6-16).

Стихира самогласная

Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.

Митрополит Антоний Сурожский — Великая Среда

Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь — любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.

Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел…

Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, — но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много…

Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу, как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир… Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас.

Источник

Значение слова искариот

Библейская энциклопедия арх. Никифора

(Мф 26:14, Мк 14:10, Лк 22:3, Ин 6:71, 12:4 и др.) — так называется в Евангелиях Иуда предатель по месту своего рождения в г. Кариоте, колена Иудина. На еврейском языке читается: Иш-кариоф, что означает; муж из Кариофа.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

2. Предатель, изменник (переносн.).

* Как вас, искариотов, земля терпит? // Островский. Волки и овцы //*. *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Православная энциклопедия

так звали Иуду, который предал Иисуса Христа. Имя его произошло от места его жительства: он родился в городе Кариот, расположенном в землях, принадлежавших колену Иудину. После того как Иисус избрал Себе 12 учеников, Иуде было поручено носить при себе денежный ящик, в который люди опускали пожертвования (Евангелие от Иоанна, 12, 6). Слова же Искариота, сказанные им по поводу «бесполезной» траты мира, вылитого на ноги Спасителя сестрой Лазаря Марией, указывают на его корыстолюбие. Эта гибельная страсть и побудила Иуду предать Господа за тридцать сребреников. Получив эту цену, он после Тайной вечери явился в Гефсиманский сад, где Господь только что закончил молиться, и лонным поцелуем предал Учителя в руки стражей первосвященников. Однако, увидев, как Господа влекут на суд, Иуда раскаялся, возвратил иудейским старейшинам деньги и сказал: «Согрешил я, предав кровь невинную». Но первосвященники ему ответили: «Что нам до того? смотри сам». Тогда, «бросив сребреники в храм, он вышел, пошел и удавился» (Евангелие от Матфея, 27, 4–5) и «когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деяния апостолов, 1, 18). Первосвященники же, взяв деньги, сочли неприличным положить их в церковную казну и купили на них землю горшечника для погребения странников. Это место получило название «Земля крови». А Господь сказал об Иуде следующее: «Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Евангелие от Матфея, 26, 24).

Источник

Иуда Искариот

Иу́да Искарио́тский – один из 12 апо­сто­лов, пре­да­тель Бого­че­ло­века Иисуса Христа.

искариот это что значит. искариот это что значит фото. картинка искариот это что значит. смотреть фото искариот это что значит. смотреть картинку искариот это что значит.

«Не Пред­ве­де­ние есть при­чина буду­щих собы­тий, а буду­щие собы­тия – при­чина Пред­ве­де­ния. Не из Пред­ве­де­ния выте­кает буду­щее, а из буду­щего – Пред­ве­де­ние; не Хри­стос – винов­ник пре­да­тель­ства Иуды, а пре­да­тель­ство – при­чина Гос­под­него Пред­ве­де­ния».
свя­ти­тель Илия Миня­тий

Было ли пре­да­тель­ство Иуды необ­хо­ди­мым звеном в деле Искуп­ле­ния чело­века?

В насто­я­щее время нередко при­хо­дится стал­ки­ваться с предубеж­де­нием отно­си­тельно роли Иуды в Боже­ствен­ном Про­мысле. По мнению ряда мыс­ли­те­лей, если бы он не предал Спа­си­теля, Его бы не схва­тили и не рас­пяли, а значит, и не было бы Иску­пи­тель­ной Крест­ной Жертвы, не было бы про­ще­ния грехов и спа­се­ния. В более осто­рож­ном вари­анте эта фило­соф­ская идея под­ме­ня­ется другой: в случае отказа Иуды от пре­да­тель­ства, его роль непре­менно должен был испол­нить кто-нибудь другой, ибо в этом состоял Божий план Искуп­ле­ния.

В русле подоб­ных кон­цеп­ций нрав­ствен­ная оценка Иуды варьи­ру­ется.

По одной версии, он был моти­ви­ро­ван вовсе не жаждой наживы (трид­цать среб­ре­ни­ков – цена раба), а жела­нием ско­рей­шего про­яв­ле­ния Боже­ствен­ной славы Христа. В рамках этого суж­де­ния, Иуда будто бы пола­гал, что когда Гос­подь сде­ла­ется добы­чей врагов, тогда непре­менно про­явит и все­на­родно обна­ру­жит скры­тую мощь Своего Боже­ства, чем вызо­вет все­об­щее при­зна­ние Своей Боже­ствен­но­сти, послу­ша­ние, спа­се­ние.

Что можно на это ска­зать? Мнение о том, что Иуда Иска­риот — как бы и не пре­да­тель, явля­ется сквер­ным. Следуя этой воль­ной интер­пре­та­ции легко прийти к заклю­че­нию, что опре­де­лен­ная заслуга в деле Спа­се­ния при­над­ле­жит и убий­цам Христа. Ведь и о них можно (но не нужно) ска­зать: если бы не убийцы, не было бы Крест­ной смерти, не было бы победы над адом и Вос­кре­се­ния.

Но это — не так. И дело здесь вот в чём. В отли­чие от людей детали зем­ного слу­же­ния Сына Божия были известны Ему ещё прежде тво­ре­ния мира. Он от веч­но­сти знал, что многие иудеи, в силу жесто­ко­сер­дия и без­рас­суд­ства, не примут Его Бла­го­ве­стия, и от веч­но­сти знал, что один из Его уче­ни­ков, польстив­шись нажи­вой, не устоит в бла­го­че­стии. Если бы собы­тиям тех времен, по каким-либо при­чи­нам, суж­дено было раз­ви­ваться иначе, это повли­яло бы на отдель­ные детали плана Спа­се­ния, но не на замы­сел в целом. Спа­се­ние все равно состо­я­лось бы.

про­то­и­е­рей Димит­рий Юревич, заве­ду­ю­щий кафед­рой биб­ле­и­стики Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии

Какова во всем этом была роль Иуды? Без него никак невоз­можно было про­из­ве­сти арест?

Роль была клю­че­вой. Пре­да­тель­ство Иуды не огра­ни­чи­лось только тем, что в среду он пришел к пер­во­свя­щен­ни­кам, сооб­щил некую инфор­ма­цию и полу­чил за нее трид­цать среб­ре­ни­ков. Нет, за эти деньги от него тре­бо­ва­лось боль­шее: он должен был руко­во­дить всей «спе­цо­пе­ра­цией». То есть, во-первых, при­ве­сти хра­мо­вую стражу и рим­ских солдат в нужное время в нужное место, во-вторых, пока­зать, кого именно сле­дует аре­сто­вать, кто из собрав­шихся на Еле­он­ской горе — Иисус. Для рим­ских солдат все эти иудеи были на одно лицо, им нужно было дать знак, кого хва­тать. В‑третьих, Иуде сле­до­вало «раз­ру­лить» про­блемы, если те вдруг воз­ник­нут.

И про­блемы дей­стви­тельно воз­никли. Из Еван­ге­лия от Иоанна Бого­слова мы знаем важную подроб­ность, кото­рой нет у других еван­ге­ли­стов. Когда эта воору­жен­ная толпа под­хо­дит, то Хри­стос, зная наме­ре­ния их сердец, спра­ши­вает: «Кого ищете?» Они отве­чают: «Иисуса из Наза­рета». Он отве­чает: «Это Я!» И тут же все падают ниц. Все, вклю­чая рим­ских солдат.

Почему они падают? Есть версия, что слова Иисуса, в гре­че­ском пере­воде пере­дан­ные как «Я есть», по-еврей­ски зву­чали как имя Божие. То есть «Яхве». Это имя в ту эпоху уже не должно было про­из­но­ситься вслух, и, услы­шав его, иудеи упали ниц от страха. Но почему тогда упали рим­ляне, для кото­рых все это ничего не зна­чило? Ком­мен­ти­руя это место, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пред­по­ла­гает, что в момент, когда Гос­подь назвался, что-то про­изо­шло, каким-то обра­зом Он явил Свою власть. Про­няло даже рим­ских солдат, воз­никли сумя­тица, сму­ще­ние. И тогда Иуда, чтобы пре­сечь воз­мож­ную панику, реши­тельно вме­ши­ва­ется, выхо­дит на первый план. Он при­вет­ствует Иисуса — и чтобы пока­зать воинам, кого хва­тать, и чтобы успо­ко­ить их: мол, все в порядке, все под кон­тро­лем, это обыч­ный чело­век, раз я так по-свой­ски его при­вет­ствую.

А цело­вать-то было зачем? Недо­ста­точно было просто ткнуть паль­цем?

В то время в Иудее это было обыч­ное при­вет­ствие между дру­зьями. И, при­бе­гая к такой форме обра­ще­ния, Иуда тем самым пока­зы­вает свою особую бли­зость к Учи­телю (воз­можно, пре­одо­ле­вая тем самым соб­ствен­ное сму­ще­ние, робость) — и одно­вре­менно дает сол­да­там знак, кого хва­тать. Но мало того: он тем самым как бы под­чер­ки­вает, что это не Бог, перед Кото­рым они только что падали ниц, а обыч­ный чело­век, с кото­рым он, руко­во­ди­тель группы захвата, там пани­брат­ски здо­ро­ва­ется. В этом-то и заклю­ча­ется изощ­рен­ность Иуды, кото­рый хочет под­черк­нуть свою бли­зость к тому, Кого пре­дает.

На этот его цинизм, кстати, ука­зы­вает и Сам Гос­подь сло­вами: Цело­ва­нием ли пре­да­ешь Сына Чело­ве­че­ского? ( Лк. 22:48 ).

Что озна­чает слово «Иска­риот»?

Суще­ствует несколько версий, объ­яс­ня­ю­щих имя Иска­риот, пять из них стали клас­си­че­скими. Имя Иска­риот трак­ту­ется как: 1) ука­зы­ва­ю­щее на про­ис­хож­де­ние Иуды из опре­де­лен­ного города; 2) пере­да­ю­щее арам. слово со зна­че­нием «лжец»; 3) обо­зна­ча­ю­щее евр. слово со зна­че­нием «пре­да­тель»; 4) отра­жа­ю­щее лат. sicarius — раз­бой­ник (посред­ством арам. и евр. заим­ство­ва­ний); 5) пере­да­ю­щее арам. слово со зна­че­ни­ями «крас­ный», «рыжий».

Какие собы­тия, свя­зан­ные с Иудой Иска­ри­о­том, опи­саны в Еван­ге­лии?

Еван­ге­лия отра­жают еди­но­об­раз­ную после­до­ва­тель­ность собы­тий в целом, в связи с кото­рыми упо­ми­на­ется Иуда Иска­риот: 1) при­зва­ние в число апо­сто­лов (его имя упо­мя­нуто в списке апо­сто­лов); 2) наме­ре­ние Иуды пре­дать Иисуса и объ­яв­ле­ние этого наме­ре­ния пер­во­свя­щен­ни­кам; 3) Тайная вечеря: пред­ска­за­ние Иисуса о том, что Он будет предан; крат­кий диалог Иисуса с Иудой Иска­ри­о­том, обли­ча­ю­щий его наме­ре­ния, уход Иуды Иска­ри­ота для совер­ше­ния пре­да­тель­ства; 4) сцена в Геф­си­ман­ском саду: Иуда Иска­риот при­хо­дит вместе с воору­жен­ным отря­дом на место собра­ния уче­ни­ков и выдает Иисуса лице­мер­ным при­вет­ствием и лоб­за­нием; 5) рас­ка­я­ние Иуды Иска­ри­ота о соде­ян­ном и его само­убий­ство (только у еван­ге­ли­ста Матфея).

Каков был основ­ной мотив пре­да­тель­ства Иудой Спа­си­теля?

В рус­ском языке слово «пре­да­вать» может исполь­зо­ваться не только в зна­че­нии измены, но и пере­дачи. Какой из смыс­лов содер­жится в гре­че­ском еван­гель­ском тексте?

Глав­ное слово, обо­зна­ча­ю­щее пре­да­тель­ство Иуды Иска­ри­ота в Еван­ге­лиях, – глагол παραδίδωμι – имеет несколько смыс­ло­вых зна­че­ний, и рус­ский пере­вод этого слова может зву­чать как «пере­да­вать», так и «пре­да­вать», «выда­вать», «отда­вать (напри­мер, на смерть)». Для нрав­ствен­ной оценки поступка Иуды Иска­ри­ота эти нюансы не имеют боль­шого зна­че­ния (он и выдал Христа, «пере­дав» в руки тех, кто пришёл взять Его; и предал Его (изме­нил Ему). Однако в иных биб­лей­ских фраг­мен­тах глагол «пре­да­вать» исполь­зу­ется не в нега­тив­ном, а в воз­вы­шен­ном зна­че­нии. Бог пре­дает Сына Своего за всех нас ( Рим.8:32 ); Сын Божий пре­дает Себя за людей ( Гал.2:20 ; Еф.5:2,25 )). В ново­за­вет­ном сви­де­тель­стве сов­ме­ща­ются нрав­ствен­ная оценка кон­крет­ного поступка Иуды Иска­ри­ота, совер­шен­ного по сво­бод­ной воле, и ука­за­ние на объ­ек­тив­ный смысл про­ис­хо­дя­щего.

В чем раз­ница между пока­я­нием Петра и рас­ка­я­нием Иуды?

Анализ подо­плеки греха Иуды и греха Петра при­во­дят, в конеч­ном счете, к про­ти­во­по­став­ле­нию этих еван­гель­ских пер­со­на­жей, один из кото­рых рас­ка­ялся, однако не пока­ялся в еван­гель­ском смысле «пере­мены ума» («мета­нойя») и, про­дол­жая пре­бы­вать в гре­хов­ном мраке, отча­ялся и уда­вился, а другой – плакал горько ( Мф.26:75 ) и, испол­нен­ный любви ко Христу, прибег к Его мило­сер­дию, пока­ялся, был прощен, полу­чил Гос­подне бла­го­сло­ве­ние, стал пер­во­вер­хов­ным апо­сто­лом и засви­де­тель­ство­вал свою вер­ность Гос­поду муче­ни­че­ской кон­чи­ной. Это гово­рит, прежде всего, о том, что между рас­ка­я­нием Иуды и пока­я­нием Петра суще­ствует кар­ди­наль­ная мета­фи­зи­че­ская раз­ница. Рас­ка­я­ние ока­зы­ва­ется лишь муками нечи­стой сове­сти, не ищущей и не чающей, однако, про­ще­ния, не веря­щей в Того, Кто имеет власть остав­лять грехи, Кто взял на себя грех мира ( Ин.1:29 ). Рас­ка­я­ние, таким обра­зом, может настичь и неве­ру­ю­щего чело­века, но пока­я­ние про­ис­хо­дит исклю­чи­тельно перед лицом Гос­под­ним, в пред­две­рии при­бли­зив­ше­гося Цар­ства Небес­ного. Покай­тесь; ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное ( Мф.4:17 ) – с этими сло­вами Гос­подь выхо­дит на про­по­ведь после иску­ше­ния Его сата­ною в пустыне.

Как отно­ситься к так назы­ва­е­мому «Еван­ге­лию от Иуды»?

На про­тя­же­нии двух тысяч лет суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ства мно­го­кратно имели место попытки посе­ять сомне­ния в души и сердца людей. Одной из таких попы­ток стало созда­ние во II–IV вв. гно­сти­че­ского апо­крифа, извест­ного как «Еван­ге­лие» Иуды. Счи­та­ется, что данное про­из­ве­де­ние было напи­сано на копт­ском языке. Оно вхо­дило в состав папи­рус­ного «Кодекса Чакос», най­ден­ного в Египте в 1978 г. Одна из целей этого сочи­не­ния — раз­мыть еван­гель­ский образ Иуды — злодея-пре­да­теля — и заме­нить его псев­до­е­ван­гель­ским.

Воз­можна ли «реа­би­ли­та­ция» Иуды?

Упо­ми­на­ния об Иуде в Новом Завете:^

Еван­ге­лие по Матфею

Две­на­дцати же Апо­сто­лов имена суть сии: первый Симон, назы­ва­е­мый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеве­деев и Иоанн, брат его, Филипп и Вар­фо­ло­мей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, про­зван­ный Фад­деем, Симон Кана­нит и Иуда Иска­риот, кото­рый и предал Его. ( Мф.10:2-4 ).

Тогда один из две­на­дцати, назы­ва­е­мый Иуда Иска­риот, пошел к пер­во­свя­щен­ни­кам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они пред­ло­жили ему трид­цать сереб­рен­ни­ков; и с того вре­мени он искал удоб­ного случая пре­дать Его. В первый же день опрес­ноч­ный при­сту­пили уче­ники к Иисусу и ска­зали Ему: где велишь нам при­го­то­вить Тебе пасху? Он сказал: пой­дите в город к такому-то и ска­жите ему: Учи­тель гово­рит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с уче­ни­ками Моими. Уче­ники сде­лали, как пове­лел им Иисус, и при­го­то­вили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с две­на­дца­тью уче­ни­ками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас пре­даст Меня. Они весьма опе­ча­ли­лись, и начали гово­рить Ему, каждый из них: не я ли, Гос­поди? Он же сказал в ответ: опу­стив­ший со Мною руку в блюдо, этот пре­даст Меня; впро­чем Сын Чело­ве­че­ский идет, как писано о Нем, но горе тому чело­веку, кото­рым Сын Чело­ве­че­ский пре­да­ется: лучше было бы этому чело­веку не родиться. При сем и Иуда, пре­да­ю­щий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] гово­рит ему: ты сказал. ( Мф.26:14-25 ).

Тогда при­хо­дит к уче­ни­кам Своим и гово­рит им: вы всё еще спите и почи­ва­ете? вот, при­бли­зился час, и Сын Чело­ве­че­ский пре­да­ется в руки греш­ни­ков; встаньте, пойдем: вот, при­бли­зился пре­да­ю­щий Меня. И, когда еще гово­рил Он, вот Иуда, один из две­на­дцати, пришел, и с ним мно­же­ство народа с мечами и кольями, от пер­во­свя­щен­ни­ков и ста­рей­шин народ­ных. Пре­да­ю­щий же Его дал им знак, сказав: Кого я поце­лую, Тот и есть, возь­мите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поце­ло­вал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подо­шли и воз­ло­жили руки на Иисуса, и взяли Его. ( Мф.26:45-50 ).

Тогда Иуда, пре­дав­ший Его, увидев, что Он осуж­ден, и, рас­ка­яв­шись, воз­вра­тил трид­цать среб­ре­ни­ков пер­во­свя­щен­ни­кам и ста­рей­ши­нам, говоря: согре­шил я, предав кровь невин­ную. Они же ска­зали ему: что́ нам до того? смотри сам. И, бросив среб­ре­ники в храме, он вышел, пошел и уда­вился. Пер­во­свя­щен­ники, взяв среб­ре­ники, ска­зали: непоз­во­ли­тельно поло­жить их в сокро­вищ­ницу цер­ков­ную, потому что это цена крови. Сделав же сове­ща­ние, купили на них землю гор­шеч­ника, для погре­бе­ния стран­ни­ков; посему и назы­ва­ется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбы­лось речен­ное через про­рока Иере­мию, кото­рый гово­рит: и взяли трид­цать среб­ре­ни­ков, цену Оце­нен­ного, Кото­рого оце­нили сыны Изра­иля, и дали их за землю гор­шеч­ника, как сказал мне Гос­подь. ( Мф.27:3-10 ).

Еван­ге­лие по Марку

Поста­вил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеве­де­ева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанер­гес, то есть «сыны гро­мовы», Андрея, Филиппа, Вар­фо­ло­мея, Матфея, Фому, Иакова Алфе­ева, Фаддея, Симона Кана­нита и Иуду Иска­ри­от­ского, кото­рый и предал Его. ( Мк.3:16-19 ).

И пошел Иуда Иска­риот, один из две­на­дцати, к пер­во­свя­щен­ни­кам, чтобы пре­дать Его им. Они же, услы­шав, обра­до­ва­лись, и обе­щали дать ему среб­ре­ники. И он искал, как бы в удоб­ное время пре­дать Его. ( Мк.14:10-11 ).

И, когда они воз­ле­жали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, пре­даст Меня. Они опе­ча­ли­лись и стали гово­рить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из две­на­дцати, обма­ки­ва­ю­щий со Мною в блюдо. Впро­чем Сын Чело­ве­че­ский идет, как писано о Нем; но горе тому чело­веку, кото­рым Сын Чело­ве­че­ский пре­да­ется: лучше было бы тому чело­веку не родиться. ( Мк.14:18-21 ).

И тотчас, как Он еще гово­рил, при­хо­дит Иуда, один из две­на­дцати, и с ним мно­же­ство народа с мечами и кольями, от пер­во­свя­щен­ни­ков и книж­ни­ков и ста­рей­шин. Пре­да­ю­щий же Его дал им знак, сказав: Кого я поце­лую, Тот и есть, возь­мите Его и ведите осто­рожно. И, придя, тотчас подо­шел к Нему и гово­рит: Равви́! Равви́! и поце­ло­вал Его. ( Мк.14:43-45 ).

Еван­ге­лие по Луке

Когда же настал день, при­звал уче­ни­ков Своих и избрал из них две­на­дцать, кото­рых и наиме­но­вал Апо­сто­лами: Симона, кото­рого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Вар­фо­ло­мея, Матфея и Фому, Иакова Алфе­ева и Симона, про­зы­ва­е­мого Зило­том, Иуду Иако­влева и Иуду Иска­ри­ота, кото­рый потом сде­лался пре­да­те­лем. ( Лк.6:13-16 ).

Вошел же сатана в Иуду, про­зван­ного Иска­ри­о­том, одного из числа две­на­дцати, и он пошел, и гово­рил с пер­во­свя­щен­ни­ками и началь­ни­ками, как Его пре­дать им. Они обра­до­ва­лись и согла­си­лись дать ему денег; и он обещал, и искал удоб­ного вре­мени, чтобы пре­дать Его им не при народе. ( Лк.22:3-6 ).

Когда Он еще гово­рил это, появился народ, а впе­реди его шел один из две­на­дцати, назы­ва­е­мый Иуда, и он подо­шел к Иисусу, чтобы поце­ло­вать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поце­лую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! цело­ва­нием ли пре­да­ешь Сына Чело­ве­че­ского? ( Лк.22:47-48 ).

Еван­ге­лие по Иоанну

Но есть из вас неко­то­рые неве­ру­ю­щие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неве­ру­ю­щие и кто пре­даст Его. ( Ин.6:64 ).

Иисус отве­чал им: не две­на­дцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это гово­рил Он об Иуде Симо­нове Иска­ри­оте, ибо сей хотел пре­дать Его, будучи один из две­на­дцати. ( Ин.6:70-71 ).

Тогда один из уче­ни­ков Его, Иуда Симо­нов Иска­риот, кото­рый хотел пре­дать Его, сказал: Для чего бы не про­дать это миро за триста дина­риев и не раз­дать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы забо­тился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денеж­ный ящик и носил, что туда опус­кали. ( Ин.12:1-6 ).

И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симо­нову Иска­ри­оту пре­дать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отхо­дит, встал с вечери, снял с Себя верх­нюю одежду и, взяв поло­тенце, пре­по­я­сался. ( Ин.13:2-4 ).

Не о всех вас говорю; Я знаю, кото­рых избрал. Но да сбу­дется Писа­ние: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь ска­зы­ваю вам, прежде нежели то сбы­лось, дабы, когда сбу­дется, вы пове­рили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: при­ни­ма­ю­щий того, кого Я пошлю, Меня при­ни­мает; а при­ни­ма­ю­щий Меня при­ни­мает Послав­шего Меня. Сказав это, Иисус воз­му­тился духом, и засви­де­тель­ство­вал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас пре­даст Меня. Тогда уче­ники ози­ра­лись друг на друга, недо­уме­вая, о ком Он гово­рит. Один же из уче­ни­ков Его, кото­рого любил Иисус, воз­ле­жал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спро­сил, кто это, о кото­ром гово­рит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Гос­поди! кто это? Иисус отве­чал: тот, кому Я, обмак­нув кусок хлеба, подам. И, обмак­нув кусок, подал Иуде Симо­нову Иска­ри­оту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что дела­ешь, делай скорее. Но никто из воз­ле­жав­ших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то неко­то­рые думали, что Иисус гово­рит ему: купи, что нам нужно к празд­нику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. ( Ин.13:18-30 ).

Когда Я был с ними в мире, Я соблю­дал их во имя Твое; тех, кото­рых Ты дал Мне, Я сохра­нил, и никто из них не погиб, кроме сына поги­бели, да сбу­дется Писа­ние. ( Ин.17:12 ).

Знал же это место и Иуда, пре­да­тель Его, потому что Иисус часто соби­рался там с уче­ни­ками Своими. Итак Иуда, взяв отряд воинов и слу­жи­те­лей от пер­во­свя­щен­ни­ков и фари­сеев, при­хо­дит туда с фона­рями и све­тиль­ни­ками и ору­жием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отве­чали: Иисуса Назо­рея. Иисус гово­рит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, пре­да­тель Его. ( Ин.18:2-5 ).

Деяния апо­сто­лов

И в те дни Петр, став посреди уче­ни­ков, сказал (было же собра­ние чело­век около ста два­дцати): мужи братия! Над­ле­жало испол­ниться тому, что в Писа­нии пред­рек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, кото­рые взяли Иисуса; он был сопри­чис­лен к нам и полу­чил жребий слу­же­ния сего; но при­об­рел землю непра­вед­ною мздою, и когда низ­ри­нулся, рас­се­лось чрево его, и выпали все внут­рен­но­сти его; и это сде­ла­лось известно всем жите­лям Иеру­са­лима, так что земля та на оте­че­ствен­ном их наре­чии названа Акел­дама́, то есть земля крови. В книге же Псал­мов напи­сано: да будет двор его пуст, и да не будет живу­щего в нем; и: досто­ин­ство его да при­и­мет другой. ( Деян.1:15-20 ).

И помо­ли­лись и ска­зали: Ты, Гос­поди, Серд­це­ве­дец всех, покажи из сих двоих одного, кото­рого Ты избрал при­нять жребий сего слу­же­ния и Апо­столь­ства, от кото­рого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. ( Деян.1:24-25 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *