исключительное право на что либо настольная игра

Частное мнение: Как защитить свои авторские права на игру?

Особенности защиты авторских прав в России, 16 октября 2011

исключительное право на что либо настольная игра. исключительное право на что либо настольная игра фото. картинка исключительное право на что либо настольная игра. смотреть фото исключительное право на что либо настольная игра. смотреть картинку исключительное право на что либо настольная игра.

исключительное право на что либо настольная игра. исключительное право на что либо настольная игра фото. картинка исключительное право на что либо настольная игра. смотреть фото исключительное право на что либо настольная игра. смотреть картинку исключительное право на что либо настольная игра.Информация

Текст

В последнее время разработчики порадовали нас множеством прекрасных игр, многие из которых были представлены на фестивале в Украине. Работа данных людей достойна восхищения. Но все забывают о том, что необходимо вовремя позаботиться об оформлении авторских прав на свою игру. Сегодня я постараюсь изложить некоторые аспекты норм и права, действующие на территории РФ, а также дать некоторые советы. Выводы, сделанные в данной статье, являются моим личным мнением, которое вы вправе оспорить, но статьи процитированы из правовых документов без изменений (выделено курсивом). Начнём…

Прим. редактора — я только опубликовал статью, но её автором не являюсь; разрешение на публикацию имеется.

1. Основы

Давайте начнём с самого конца — вы считаете, что ваши авторские права нарушены. Что необходимо сделать, и как работает система правосудия на территории РФ (очень кратко): вы подаёте заявление в Полицию о нарушении ваших прав с изложением своей проблемы. К заявлению прикладывается копия ваших документов и копии документов, подтверждающих ваше авторское право на предмет спора. В случае отсутствия документов, следователь к рассмотрению ваше заявление не примет. И не примет по одной простой причине — суд без документального подтверждения факта нарушения Закона РФ не состоится.

Но Гражданский Кодекс РФ (далее — ГК) гласит:

Статья 1259 пункт 4 . Объекты авторских прав

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Да, всё верно — вы получаете авторство, как только реализуете свою идею. Но до поры до времени, пока никто эти права у вас не оспорил. В таком случае и вам, и противоположной стороне придётся доказать, что именно она имеет все права на данный продукт. А так как вы идёте в суд, то запаситесь заранее необходимыми документами. В противном случае — суда не будет.

Далее, подготовив материалы, следователь передаёт ваше дело в суд, либо пишет отказ, мотивировав его статьями законодательства. Предположим — ваше дело в суде. В таком случае судья, выслушав версии сторон, примет решение. Если вас данное решение не устраивает — вы вправе подать апелляцию.

Какова ответственность за подобное нарушение (приведу только одну статью, в которой есть сноски на другие):

Статья 1301 ГК РФ. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации :

в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей , определяемом по усмотрению суда;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Итак — для суда нам необходимы документы, подтверждающие наше авторское право на настольную игру. Для этого обратимся к законодательству, а именно, к Гражданскому Кодексу РФ.

2. Гражданский кодекс

В ГК есть целый раздел, посвящённый авторскому праву:

Раздел VII Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

Начнём с того, кто является по закону автором:

Статья 1228 ГК РФ . Автор результата интеллектуальной деятельности

1. Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

2. Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — право на имя и иные личные неимущественные права.

Теперь выясним, что же такое понятие интеллектуальной деятельности:

Статья 1225 ГК РФ пункт 1 . Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Получается, что авторское право может быть распространено только на произведения, выраженные в какой-либо форме ( п.1. и п.3 ст.1259 ГК РФ ), то есть физическую форму (которую можно потрогать, прочитать и увидеть), но не на идею. Поэтому саму идею (механику) настольной игры в РФ защитить нельзя, то есть а вторское право охраняет только форму произведения, а не его содержание.

В пункте 3 ст. 1259 ГК РФ приведены возможные виды объективных форм:

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объёмно-пространственной форме.

3. Пути решения

3.1.Защита названия (торговая марка)

Понятие торговой марки (товарного знака) является буквальным переводом английского слова trademark — это любой символ, слово, число, изображение или конструкция, используемые производителем или продавцом для идентификации своих товаров и отличия от однородных товаров других юридических или физических лиц.

Игру будут узнавать по наименованию на коробке. Например: «Рутения», «Весёлая ферма», «Ренессанс Леммингов» и т.д. Чтобы никто не смог продавать другую игру на территории РФ под таким же названием, необходимо его зарегистрировать. Рекомендую также зарегистрировать придуманный логотип в качестве товарного знака.

ГК РФ. Глава 76 параграф 2. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Использование товарного знака и распоряжение исключительным правом на товарный знак

Статья 1484 ГК РФ. Исключительное право на товарный знак

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Имея на руках соответствующие документы, вы защитите название своего продукта и логотип своей фирмы.

3.2. Компоненты игры

С ними проще — они осязаемы, и их можно запатентовать:

Глава 72 ГК РФ . Патентное право

Статья 1345. Патентные права

1. Интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы являются патентными правами.

2. Автору изобретения, полезной модели или промышленного образца принадлежат следующие права:

1) исключительное право;

Дизайн оформления игры, её принадлежности и реквизиты — всё подлежит патенту. Дизайн охраняется патентом на промышленный образец.

3.3. Правила игры

3.4. Механика игры

Самый важный пункт. Как мы уже выяснили, согласно статье 1259 ГК РФ п.5 она не входит в понятие авторского права. Что же делать? Выход есть, но он очень спорный.

Депонирование — это особый способ регистрации и хранения своих работ. Если упрощённо — этот способ даёт вам «отправную точку» в авторстве своего произведения. Вы можете изложить механику игры (но так, чтобы после прочтения все поняли, что это за игра) и зарегистрировать данный документ должным образом. В спорных случаях у вас будут зарегистрированный факт того, что вы изложили свои мысли раньше вашего оппонента. Это не будет являться доказательством вашего авторства, но будет принято к сведению судьёй (а это немаловажно в спорной ситуации).

Итак, мы рассмотрели все возможные варианты защиты наших прав. Какой же вывод из всего этого можно сделать.

4. Выводы

Как видите — для защиты настольной игры необходим комплекс мер по защите и необходимо понимать, что для закона понятие «настольная игра» отсутствует. Примите к сведению всю изложенную выше информацию. Постарайтесь максимально обезопасить себя от кражи вашей интеллектуальной собственности. Работайте только с честными и порядочными издательствами, которые дорожат своей репутацией. Изучите законодательство той страны, на территории которой вы собираетесь издавать свою игру — эти сведения вам предоставит любой крупный издатель. Заручитесь его поддержкой в спорных вопросах — любое уважающее себя издательство поможет вам отстоять ваши права.

Успехов вам, уважаемые разработчики.

P.S. в конце статьи отвечу на вопрос, который мне задал Дембицкий Сергей:

«А если издательство издаёт игру под моим именем? Это является доказательством моего авторства?»

Я сначала ответил «нет», но, подумав, несколько изменил точку зрения и отыскал ещё одну «лазейку» для авторов. Если просто указать на коробке: «Автор игры — Дембицкий Сергей», то это доказательством не будет. Я уверен, что людей с таким сочетанием имени и фамилии будет не менее 100. И кто из них автор? А вот если в правилах указать, что автором игры является Дембицкий Сергей, привести фотографию (чёткую и ясную) и некоторые индивидуальные данные, которые присущи именно этому Сергею, то тогда это косвенно будет являться доказательством права на данный продукт.

Специально для «Тесеры», корреспондент Горшечников Александр ака Gravicapa

Источник

Защита авторских прав на компьютерные и настольные игры

исключительное право на что либо настольная игра. исключительное право на что либо настольная игра фото. картинка исключительное право на что либо настольная игра. смотреть фото исключительное право на что либо настольная игра. смотреть картинку исключительное право на что либо настольная игра.

Игровая индустрия — одна из самых быстроразвивающихся отраслей в глобальном секторе развлечений и одновременно в экономике. Совмещает идеи современного творчества и новаторства.

Первую компьютерную игру создали в 1952 году программисты из Массачусетского технологического института. Они разработали Spacewar — видеоигру для компьютера, в которой две ракеты стреляли друг в друга на фоне космического пространства. Первая настольная игра появилась в Древнем Египте: сенет по правилам и внешнему виду напоминала шашки.

Сегодня по данным исследования «Индустрия компьютерных игр — 2020», проведенным институтом «Центр развития» Высшей школы экономики, играми для компьютера увлекаются 2,5 миллиарда человек в мире, а в России — больше 65 миллионов. А исследовательское агентство NPD Group установило, что вырос спрос и на настольные игры. В 2020 году ими увлеклись 83% россиян младше 55 лет.

Популярность такого вида развлечений, с одной стороны, увеличивает доход правообладателей, но, с другой стороны, провоцирует некоторых пользователей искать возможности использовать игры без прав. Поэтому вопрос их защиты так актуален.

Игра как объект авторских прав

Особенность авторских прав на игру заключается в том, что законодательство Российской Федерации не указывает ее как один объект интеллектуальных прав. Видеоигры и настольные игры относят к сложным объектам, так как они включают несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Так игра для компьютера — это не только программа для ЭВМ. Ее рассматривают как мультимедийный продукт, который состоит из программного кода и обладает персонажами, музыкальными композициями. Каждый из этих объектов охраняется авторским правом — использовать их без разрешения правообладателя запрещено.

Настольная игра, так же как и компьютерная, представляет собой сложное произведение. С той разницей, что у нее отсутствует программный код и вместо интерфейса — игровое поле с особым игровым механизмом. Авторское право защищает дизайн ее коробки, игрового поля, а также карточки и фишки. Указанное право на правила игры не распространяется.

Исключительное право на игру

В отношении компьютерной игры комплекс прав возникает сразу после ее создания в окончательной форме либо в виде фрагментов программного кода. На настольную игру — как только идея воплотилась в итоговый продукт.

Личные неимущественные права — право авторства, право на имя, на обнародование и неприкосновенность произведения, всегда принадлежат первоначальному правообладателю — автору. Их нельзя передать другим лицам.

Исключительное право предоставляет возможность использовать права на игру любым законным способом по усмотрению правообладателя: передавать в полном объеме или частично другому лицу, разрешать или запрещать использование игры. Автор или группа разработчиков используют этот объект интеллектуальной собственности по своему усмотрению. Они вправе предоставлять к нему доступ в бесплатном или платном формате, распространять его копии на материальных носителях или цифровых.

Защита игры как сложного объекта

Участвовать в создании игры может одно лицо или несколько. Статья 1240 ГК РФ выделяет их в особый субъект — лицо, организовавшее создание сложного объекта. На игровом рынке его называют разработчиком. Оно получает все исключительные права на результат интеллектуальной деятельности, входящие в состав сложного объекта, на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров. У авторов в этом случае остаются личные неимущественные права.

Если разработчик один, то все интеллектуальные права (исключительные и неисключительные) на игру принадлежат ему. Он становится правообладателем игры как сложного объекта. Готовые результаты интеллектуальной деятельности приобретает по договору отчуждения или лицензирования либо на основании договоров авторского заказа.

Если разработчиков несколько, то они могут путем соглашения передать право обладания одному из них. Либо создать юридическое лицо, которое станет владельцем всех результатов интеллектуальной деятельности и игры как составного произведения.

Другие лица могут использовать игру только с согласия или разрешения правообладателя. Если же они копируют, распространяют или иным способом несанкционированно ею пользуются, то к нарушителям применяют законные меры воздействия. К ним предъявляют требование о прекращении использования игры без прав, запрещают выпуск контрафактной продукции, требуют возмещения убытков. Помимо этого, предъявляют судебный иск о взыскании убытков или компенсации, блокировке сайта-нарушителя. А также подают заявление в правоохранительные органы о привлечении к административной или уголовной ответственности.

Права программистов, дизайнеров, копирайтеров

Создание игры — объединение нескольких результатов интеллектуальной деятельности в один объект авторских прав. Руководит этим процессом разработчик. Он же является и правообладателем авторских прав на игру. В его качестве выступают единственный человек или компания, специализирующаяся на создании компьютерных или настольных игр.

Для того, чтобы использовать все входящие в состав игры элементы, разработчик должен получить соответствующее разрешение у программистов, дизайнеров и копирайтеров — первоначальных авторов. Он заключает с ними договоры, приобретает исключительное право либо право пользования объектами. Как правило, он использует один из четырех видов соглашений в зависимости от того, создан объект или нет.

Так по лицензионному договору автор передает исключительное право на уже существующий элемент игры другому лицу. Например, для охвата новых сфер рынка, правообладатели предоставляют в пользование права на персонажей. Чтобы выпускать футболки, браслеты, чашки и другую продукцию с символикой игры.

По договору по отчуждения исключительных прав разработчики покупают права на необходимые объекты интеллектуальной собственности (например, дизайн игрового поля или интерфейса) для того, чтобы правомерно использовать их в составе игр. Исключительное право на игру передается в полном объеме и на весь период его действия.

Если создание элемента для игры только предстоит, для того, чтобы получить авторские права на игру, будущие правообладатели используют договор авторского заказа. По его условиям автор создает по заданию заказчика произведение в указанный срок. К этому соглашению применяются правила о лицензировании либо отчуждении исключительного права в зависимости от того, переходит право частично или в полном объеме.

Разработку продукта также оформляют трудовым договором как создание служебного произведения. Он содержит обязанность работника создавать результаты интеллектуальной деятельности, а также правила, которые определяют произведение как служебное. Исключительное право в этом случае принадлежит разработчику (работодателю). Но может вернуться автору в определенных законом случаях.

Защита товарным знаком или патентом

Поскольку игра — составная работа, и состоит из множества элементов, защитить ее как целостный объект невозможно. Для предотвращения использования игры без прав применяют различные инструменты.

Как товарный знак в компьютерной игре могут быть зарегистрированы ее название, имена персонажей и их изображения, наименование компании. В настольной игре — логотип и упаковка. Право на торговый знак запрещает его использование без разрешения правообладателя и облегчает доказывание незаконного использования. А также позволяет зарабатывать на атрибутах игры (фиджитал). Регистрируется в Роспатенте на срок 10 лет, который продлевается неограниченное количество раз.

Патент используются на новые технические решения в процессе игры и на новаторские элементы ее дизайна. Интерфейс игры или его часть, дизайн упаковки или игрового поля могут быть запатентованы в качестве промышленных образцов. Они регистрируются в Роспатенте сроком на 5 лет, патент продлевается несколько раз, но не более, чем на 25 лет.

В качестве полезной модели выступают уникальные атрибуты игры, которые регулируют процесс хода игроков. При условии, что они обеспечивают ее отличительную особенность на рынке и влияют на коммерческий успех. Например, вместо кубика для определения очередности хода используют ранее неизвестное приспособление.

ГК РФ не выделяет сюжет, методы и способы игры в качестве объектов авторского или патентного права, поэтому права на правила игры, ее механизмы и идеи не подлежат защите. Уберечь концепции и идеи от незаконного использования поможет режим коммерческой тайны. Он позволит предотвратить незаконную передачу данных контрагентами и сотрудниками компаний о разработчиках, условиях сделок по передаче авторских прав и собственных средствах разработки.

Депонирование

Закон не требует регистрировать права на игру. Но фактическое обладание такими правами не уберегает от их нарушения. Так, например, без разрешения правообладателя нарушитель может изменить исходный код компьютерной игры, и тем самым создать новый объект авторского права, представляющий собой копию первоначальной игры.

Однако тот, кто первым написал исходный код программы, придумал дизайн игры признается ее правообладателем, и может защищать свою интеллектуальную собственность от несанкционированного использования. Поэтому для защиты авторского права на игру владельцу исходного кода потребуется доказать свое авторство. Подтвердить его может депонирование в системе COPYTRUST. Для этого разработчик или автор передает копию материалов, составляющих игру (программный код, дизайн упаковки, описание правил), для размещения в реестре, а также предоставляет описание технических и функциональных характеристик программы. И получает свидетельство. Оно доказывает факт существования элемента игры на конкретную дату и в конкретное время.

Все, чем владеют разработчики, программисты, дизайнеры игр — интеллектуальная собственность, а значит требует охраны. Оформлению перехода исключительных прав следует уделять пристальное внимание, поскольку правообладатели могут столкнуться с использованием их игр без прав, невозможностью их продажи и неполучения дохода.

Источник

Авторское право на игры

Защита так называемого сложного объекта

Передача авторского права на настольные игры осуществляется в аналогичном объеме и порядке.

Какие элементы игр вообще подлежат защите:

Сюжет и правила игры не могут охраняться ни авторским, ни патентным правом. Об этом прямо сказано в законодательстве РФ.

Мы постарались подробно рассказать о том, как получить авторские права на игру человеку или компании, которые организовали ее разработку. А как же быть с авторами? Надо ли им как-то регистрировать свои права, ведь изначально именно авторы являются обладателями абсолютно всех прав на создаваемые ими творческие объекты?

Защита прав на товарный знак игры

Помимо договоров, свидетельств о депонировании, патентов на промышленный образец или изобретение, элементы игры могут быть защищены товарным знаком. В отличие от авторских прав на игры товарный знак оформить дороже и сложнее, но если вы реализуете сложную разработку, в этом есть смысл. В качестве товарного знака можно зарегистрировать следующие элементы:

Поскольку регистрация товарного знака может длиться долгое время, обезопасить себя на этот период можно также с помощью депонирования, поскольку свидетельство о депонировании объекта интеллектуальной собственности можно оформить в течение одного дня.

Вопрос о том, как получить авторские права на игру, если вы являетесь и единственным ее автором и создателем, не требует особых разъяснений. Чтобы защитить свои права, вы точно так же депонируете, патентуете и регистрируете в качестве товарных знаков отдельные элементы продукта.

Интеллектуальные права на игру нарушены: какова ответственность

Ответственность, которую может понести нарушитель, зависит от многого. Во-первых, сразу скажем о том, что окончательное решение всегда принимает суд, исходя из обстоятельств дела, оно не зависит от ваших личных требований. Когда нарушены авторские права на игры, суд принимает во внимание:

За нарушение авторских прав на настольные игры и тем более компьютерные разработки могут грозить очень суровые наказания:

Поэтому мы рекомендуем создателям игр в обязательном порядке правильно оформлять все договора и иные документы, подтверждающие их права, и использовать для разработки только собственные результаты интеллектуальной деятельности.

Источник

Патент на настольную игру в России

Недавно я и Антон Ендресяк начали второй сезон подкаста об интеллектуальной собственности «Копикаст», и в новом выпуске обсудили вопрос о правовой охране настольной игры как объекта интеллектуальной собственности. По ходу дела мы развенчали миф о невозможности патентования настольных игр в России. Перескажу кое-что из нашего разговора и немного дополню.

исключительное право на что либо настольная игра. исключительное право на что либо настольная игра фото. картинка исключительное право на что либо настольная игра. смотреть фото исключительное право на что либо настольная игра. смотреть картинку исключительное право на что либо настольная игра.

Как можно получить исключительные права на настольную игру? Очевидно, что издатели могут использовать разные инструменты для правовой охраны настолок: авторское право для охраны текстов и изображений, промышленные образцы для охраны дизайна, товарные знаки для охраны бренда.

Обычно изложение перечня доступных средств на этом заканчивается, и констатируется печальный факт: всё это позволяет защитить внешнее оформление игры, но нельзя уберечь от свободного копирования саму её суть, механику. Мол, за границей патентовать настольные игры как изобретения можно, а российское патентное право этого не позволяет. Этому приводится убедительное подтверждение – пп. 4 п. 5 ст. 1350 Гражданского кодекса РФ, согласно которому не являются изобретениями, в частности, «правила и методы игр».

Интересно, что в невозможности получить российский патент на настольную игру убеждены как российские издательства, так и юристы по интеллектуальной собственности. Издательство «Мосигра» в статье «Хотите, я покажу вам рынок без патентного права?» говорит о российском правовом поле как изолированном от патентования настольных игр и описывает свои наблюдения за этой особенной средой. А юрист по интеллектуальной собственности рубит с плеча: «в России методами авторского или патентного права защитить саму механику (процесс, правила игры) невозможно».

Что ж… Вызов принят!

Хотите, я покажу вам мир, где можно получить российский патент на настольную игру и защитить её механику от копирования?

Нет, ну правда. Разве не странно, если создатель игры не может получить полноценную юридическую защиту своего творческого труда? Неужели можно защитить лишь внешнюю мишуру вроде художественного оформления и текстов, но нельзя обеспечить охрану для самого ценного в своём детище – геймплея, механики игры? Если так, то для создателей настолок вся четвёртая часть ГК РФ – какое-то издевательство.

Действительно, российский закон не позволяет патентовать правила и методы игр. Такого указания нет в законодательстве США, и американские юристы не сомневаются, что можно получить исключительные права на механику игры. Это подтверждается большим количеством патентов на настольные игры, среди которых всем известная Монополия, Magic: The Gathering, вариации Dungeons & Dragons и другие.

Множество патентов на настолки можно обнаружить и в других странах. Вот, например, французский патент на настольную игру, где нужно собирать кристаллы, передвигаясь по специальному игровому полю:
исключительное право на что либо настольная игра. исключительное право на что либо настольная игра фото. картинка исключительное право на что либо настольная игра. смотреть фото исключительное право на что либо настольная игра. смотреть картинку исключительное право на что либо настольная игра.

А вот индийский патент на некую игру в кубики:

исключительное право на что либо настольная игра. исключительное право на что либо настольная игра фото. картинка исключительное право на что либо настольная игра. смотреть фото исключительное право на что либо настольная игра. смотреть картинку исключительное право на что либо настольная игра.

А теперь внимание. Патентные законы множества стран, включая Францию, Швецию, Индию, Филиппины и другие, подобно российскому закону, не признают правила и методы игр как объекты патентной охраны. Запрет на патентование правил и методов игр существует и в международной патентной системе (PCT), в которой участвуют множество стран, включая как Россию, так и США.
Однако, судя по всему, это нормативное положение нисколько не смущает зарубежных разработчиков, и они уверенно регистрируют новые и новые патенты на настольные игры!

Дело в том, что механика представляет собой нечто гораздо большее или даже более существенное, чем правила игры. Игровая механика подразумевает способ взаимодействия игрока с игрой и, соответственно, включает в себя сам интерфейс игры. Сами по себе “правила” игры касаются скорее отношений игроков друг с другом, а не с игрой, а сами по себе “методы” касаются подходов игрока к уже заложенной геймдизайнерами механике.

Вот, что пишут индийские юристы:

«The Patent Act states that ‘a mere scheme or rule or method of playing a game’ cannot be protected as a patent. So if the creator of the board game has devised something which is more than just a rule or method of playing a game and the same is novel, involves an inventive step and is capable of industrial application (production of the board game in this case), it may be patentable as well!»
«Патентный закон устанавливает, что «простая схема или правила или метод игры» не может охраняться как патент. Поэтому если создатель настольной игры разработал что-то большее, чем просто правила или метод игры, и при этом это что-то является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо (в данном случае – в производстве настольных игр), это вполне может быть патентоспособно!»

Таким образом, в других странах, где патентный закон в указанном отношении дублирует положения российского закона, заявители не видят проблемы в регистрации прав на механику настольных игр.

Следовательно, это не менее доступно и для российских разработчиков. И примеры тому в России есть: раз, два, три.

Положения о недопустимости патентования правил и методов игр появились в Патентном законе РФ только в 2003 году, и оттуда уже перекочевали в четвёртую часть ГК. Изучение законодательных материалов, касающихся этих правок, показывает, что никто особо не придавал значения этой новелле, которая, по-видимому, явилась лишь результатом заимствования зарубежного нормативного материала. Иными словами, никто в 2003 году не был озабочен необходимостью препятствовать патентованию игровых механик и не стремился к этому.

Обычно патент на регистрацию настольной игры в России заявляется как способ решения каких-либо недостатков в существующих играх определённого рода; такое изобретение призвано привнести улучшенный баланс в ту или иную известную игровую механику, модифицировать её. Это вполне соответствует такому признаку патентоспособности как техническое решение проблемы (сама проблема при этом вовсе не обязательно должна относиться к техническим, промышленным).

Таким образом, чтобы получить патент на настольную игру, следует описать общие черты соответствующего типа игр, указать на существующие недостатки и предложить решение в виде собственного варианта этих игр. Например, заявитель патента на стоклеточные шахматы указал, что существуют всем известные классические шахматы, и их недостатком является слишком малое количество клеток. Решение нехитрое: пусть клеток будет аж 100! В целом же комплексное решение проблемы включает такие элементы как введение фигур “Генерала” и “Шута”, королевской вертикали и других дополнений. Изобретение готово.

исключительное право на что либо настольная игра. исключительное право на что либо настольная игра фото. картинка исключительное право на что либо настольная игра. смотреть фото исключительное право на что либо настольная игра. смотреть картинку исключительное право на что либо настольная игра.

Интересно, можно ли получить в России патент на настольную игру, которую совершенно нельзя отнести к какой-либо ранее существующей категории игр? Думаю, да, но вряд ли можно создать игру, совсем не имеющую даже отдалённых прототипов, так что это тема для отдельной, менее практичной дискуссии.

Правда в том, что в России настольные игры почти не патентуются. Cлишком многие убеждены, что это было бы незаконно. Российские патенты на настолки весьма немногочисленны, большинство из них уже утратили силу. Хорошо ли это?

В вышеупомянутой статье Мосигры высказано мнение, что отсутствие патентов на игры позволяет издательствам конкурировать в цене и качестве аналогичных игр, и это полезно для потребителя. Верно, но есть и обратная сторона: отсутствие патентов не позволяет развиться конкуренции в оригинальности игровых механик, из-за чего издатели порой предпочитают копировать уже готовое решение вместо создания чего-то нового.

Возможно, именно поэтому для большинства россиян представление о настольных играх чересчур долго ограничивалось классическими играми (шахматы, нарды, домино и др.) и Монополией, многочисленные клоны которой заполоняли рынок. Продавцы настольных игр часто сетуют, что слишком уж многие покупатели до сих пор приходят в магазин, полный разнообразных игр, лишь за Монополией. Продавцы вновь и вновь объясняют, что Монополия — это прошлый век, что есть много других замечательных игр, но большинство потребителей пока только привыкают к такому разнообразию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *