искрогаситель на автомобиль что это
Искрогасители: типы, виды, устройство и применение
Всем известно, что очаг пожара может возникнуть не только от использования мощного источника открытого огня – факела, спички, зажигалки, других преднамеренных, но и также от случайных, технологических причин, например, от удара молнии; горения изоляции электрической проводки/оборудования из нарушений при монтаже, установке, изготовлении.
Так, для воспламенения многих легкогорючих жидкостей, различных твердых веществ, материалов, таких как горюче-смазочные продукты переработки нефти/газа, сено/солома, сухая листва, трава, хвоя, вполне достаточно малой энергии, которой обладают искры; особенно если не учтены противопожарные разрывы, нарушаются простейшие правила ПБ при обращении с открытым огнем.
Они вылетают не только из туристического костра, мангала на привале/пикнике, но и из вытяжных труб отопительных/кухонных печей/котлов, каминов, в которых используется твердое, некоторые виды жидкого топлива; систем удаления выхлопных газов ДВС автомашин, самоходной сельскохозяйственной техники – тракторов, комбайнов; а также при работе тепло/электрогенерирующих агрегатов, сушильных установок.
С учетом этого, нормы/правила ПБ предписывают оборудовать вытяжные/выхлопные трубы агрегатов, установок, двигателей специальными устройствами – искрогасителями, чтобы исключить вылет из них раскаленных непрогоревших частиц – искр; что не редкость при использовании низкокачественного, смолистого, высокозольного топлива, нарушениях нормального режима эксплуатации, обслуживания/ремонта.
Типы и виды
Согласно определению НПБ 254-99, устанавливающего требования ко всем видам искрогасителей/огнепреградителей, искрогасителем сухого типа называется устройство, которое монтируют на выхлопных трубах силовых/отопительных агрегатов, двигателей для обеспечения улавливания, гашения искр в уходящих в атмосферу продуктах горения, что образуются при эксплуатации топок, ДВС.
Эти нормы ПБ применяются не только при конструировании, производстве искрогасителей, но и при проведении огневых испытаний, в т.ч. для получения сертификата ПБ на серийные изделия.
Все искрогасители можно разделить на виды как по способу улавливания, гашения крупных горящих частиц твердого топлива в уходящих в атмосферу дымовых газах, так и по сложности конструкции этих устройств:
На вопрос нужен ли искрогаситель?
В каждом конкретном случае ответ следует искать как в нормах/правилах ПБ, так и в простом житейском здравомыслии. Если на промышленном производстве, на автотранспортных предприятиях, в зданиях организаций/учреждений этим занимаются руководство, ведущие специалисты инженерных служб, в том числе по ТБ и ПБ, то в жилом секторе городов, загородных/дачных поселков об этом должны позаботиться собственники недвижимости/домовладельцы.
По крайней мере, те из них, что не надеются на авось, стараются обезопасить постройки, имущество на территории домовладения, исключить риски судебной ответственности, возмещения материального ущерба в случае распространения/возникновения пожара на соседних участках по их вине.
Устройство
Принцип действия, конструкция искрогасителей для дымовых труб жилых зданий, подсобных строений/сооружений, таких как бани/сауны, летние кухни, мангалы, барбекю довольно просты, работая следующим образом:
В искрогасителях для дизельных электрогенераторов, автомобилей, специальной и сельскохозяйственной техники как интегрированных в выхлопную трубу, так и монтируемых на нее с помощью хомутов/винтовых соединений, используется тот же принцип устройства; а также используются ячеистые/пористые фильтры, применяемые в т.ч. для нейтрализации отработанных токсичных газов.
Искрогаситель на трубе
Устройство установок комплексной очистки воздуха систем вытяжной вентиляции для кухонь кафе, ресторанов, пиццерий, шашлычных более сложное, как правило, имеющее в своем составе водяной искрогаситель, через который фильтруются удаляемые дымовые газы. Там главным элементом является насадка с заполнением из керамики, орошаемая/заполняемая водой.
Это наиболее эффективное устройство искрогасителя, позволяющее полностью исключить вылет горящих частиц не прогоревшего топлива, а также адсорбировать, удалить неприятные запахи.
Пример изготовленного искрогасителя и объяснения для чего он необходим
Применение
Наиболее критичные ситуации в плане возможности спровоцировать возникновение пожара, требуемые места, организацию установки искрогасителей изложены в ППР – официальном документе, регламентирующем противопожарный режим в России:
В целом руководство автотранспортных, сельскохозяйственных предприятий, главы местных администраций населенных пунктов, где преобладает печное отопление жилых домов, надворных подсобных строений обязано организовать осуществление контроля за наличием, исправностью искрогасителей, т.к. именно от этого зависит будут ли по такой причине возникать пожары на подведомственной территории.
В свою очередь, каждый собственник/владелец частного жилого/дачного дома, бани/сауны должен обеспечить безопасную эксплуатацию отопительных/кухонных агрегатов/сооружений – печей, каминов, котлов, мангалов, барбекю, т.к. любое такое устройство, перерабатывающее твердое топливо, выбрасывающее в атмосферу раскаленные продукты сгорания, представляет повышенную пожарную опасность. Особенно это актуально для собственников жилых, подсобных зданий, выполненных из сгораемых стройматериалов, а также при наличии таких строений, а также кровель из горючих материалов на соседних участках.
Это относится как строительству новых зданий, так и к эксплуатации существующих строений, тем более что затраты по приобретению, установке искрогасителей на дымовые трубы не так значительны, а обслуживание, заключающееся в периодической/по необходимости очистке сеток/решеток от скопившейся сажи, золы, не представляет особой сложности.
Искрогаситель для мангала, барбекю, бани, летней кухни или дачного дома – это пример того, как довольно несложное в техническом плане устройство может не только сделать проживание, отдых на природе комфортным, но и обеспечить безопасность людей.
Сертификат искрогасителя – это обязательная документация, наравне с техническим паспортом и руководством по монтажу, эксплуатации, прилагаемая к готовому заводскому изделию при продаже.
Покупка же кустарным образом выполненной продукции или самостоятельное изготовление искрогасителей по советам «гуру» из интернета чревата как потерей денег, времени и нервов, так и недостижением поставленной цели из-за несоответствия изделий конструктивным требованиям норм, качеству используемых деталей, материалов.
Искрогасители: конфигурация, принцип работы
Искрогасители обязательно устанавливаются на предприятиях по добыче нефти и газа, а также их переработки для сохранения пожарной безопасности, отвечающей регламентам пожарной безопасности НПБ 254-99 «Огнепреградители и искрогасители. Общие технические требования. Методы испытаний».
Разные виды искрогасителей монтируются на выхлопных трубах специализированной техники, сельхозмашин, автомобильной техники, эксплуатируемой на территории организаций или за ее пределами. Они монтируются и позволяют гасить искры от ДВС при сгорании топлива, обеспечивая защиту от возгораний техники и территории вокруг.
Автомобильные искрогасители отвечают за улавливание паров дизельного топлива, бензина, пропан-бутана с маслами. Приспособления полноценно закрепления на концах выхлопных труб техники, тракторов и автомобилей, гарантируя устранение шума и вибраций в выхлопной системе. Во время использования искрогаситель на выхлопную трубу не препятствует таким операциям, как выполнение восстановления, замены и очистки компонентов системы выхлопов и моторов.
Конфигурация и схема искрогасителя
Изделие изготовлено из нескольких компонентов: корпус с патрубками для подвода и удаления газа. Каждый из них содержит внутри газораделительный аппарат, расположенный коаксиально, и камеру для сбора золы с отверстия по всей ее высоте. Все части отличаются тем, что газораспределительный аппарат смонтирован в самой камере и включает в свой состав две ступени газораспределения, находящиеся по ходу перемещения газа. Они выполнены в форме спирали.
Вне зависимости от размера искрогасителя золосборная камера оснащена вспомогательным окном и перегородками, расположенными на удалении от стенок основного корпуса, но под углом к ним. Противоположная сторона перегородок стыкуется со стенками камеры для сбора золы.
Принцип работы разных типов искрогасителей: ИСГ и ИГС
Продукты сгорания от котла или двигателя передаются в патрубок, после чего транслируются на первую ступень направляющего аппарата. Центробежные силы при действии на газы, меняют их направление движения. Если в составе присутствуют частицы топлива и масла, которые не успели сгореть, то они переходят в камеру для сбора золы. Далее та же сила тяжести выбрасывает их сквозь специальный золосборник в атмосферу.
Любой искрогаситель на автомобиль, купить который в Екатеринбурге можно у производителя, имеет промежуточные ступени, которые не допускают переполнения элементов, а выхлопные газы пошагово очищаются. Для этого в устройстве предусмотрена особая камера.
В паспорте искрогасителя указываются его параметры. В среднем вес приспособления составляет 0,5-5 кг. Масса соответствует диаметру выхлопной трубы авто, для которого выбирается условный проход.
Гарантированный срок эксплуатации искрогасителя составляет 10 лет и более.
От параметров приспособления будет зависеть сколько стоит искрогаситель и каковы условия его поставки.
Автомобильные искрогасители
Примеров, когда искра стала причиной пожара, можно привести великое множество. Происхождение этих искр может быть различным, в том числе и от работы двигателя автомобиля, трактора или другого самоходного агрегата. Те, кому ночью приходилось ехать по трассе, не раз замечали, как из выхлопной трубы впереди идущего или проезжающего рядом автомобиля вылетали искры. Наиболее часто это приходится наблюдать при изменении режима движения и, как правило, у автомобилей не «первой» свежести.
В отдельных случаях маленькая «бесхозная» искра, попав на горючий материал, становится началом большого пожара. Именно поэтому в ряде нормативных актов по пожарной и промышленной безопасности идет неоднократное упоминание о технических устройствах, именуемых искрогасителями.
Подтверждением этому являются Правила пожарной безопасности в РФ, утвержденные приказом МЧС России 18 июня 2003 г. № 313 (зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. № 4838). Они имеют сокращенную аббревиатуру ППБ 01-03. Изложенные в них требования являются обязательными для всех юридических и физических лиц, находящихся на территории Российской Федерации. В этой связи следует отметить, что в них порядка десяти раз идет упоминание об искрогасителях, предназначенных для улавливания искр различного происхождения.
Так, пункт 306 ППБ 01-03 предусматривает запрет на въезд в животноводческие помещения тракторов, автомобилей и сельхозмашин, выхлопные трубы которых не оборудованы искрогасителями.
Аналогичное требование предусмотрено и в пункте 342 ППБ 01-03: «Автомобили, тракторы и другие самоходные машины, въезжающие на территорию пункта обработки льна, должны быть оборудованы исправными искрогасителями». Пункт 506 устанавливает определенные ограничения для автомобилей, мотовозов, автопогрузчиков, автокранов и других видов грузоподъемной техники. Они не должны допускаться к скирдам, штабелям и навесам, где хранятся грубые корма, волокнистые материалы на расстояние менее 3 м при наличии у них исправных искрогасителей.
В соответствии с п. 412 упоминавшихся ППБ 01- 03 искрогаситель должен быть неизменным атрибутом для автоцистерн, перевозящих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости.
Несмотря на определенную ясность сложного слова «искрогаситель», значение которого, по сути дела, говорит само за себя и не требует дополнительных комментариев, на практике наблюдались разные подходы к его толкованию.
Типы искрогасителей
Искрогаситель сухого типа в соответствии с нормами пожарной безопасности НПБ 254-99 «Огнепреградители и искрогасители. Общие технические требования. Методы испытаний» (введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 19 октября 1999 г. № 79) представляет собой устройство, устанавливаемое на выхлопных коллекторах различных транспортных средств, силовых агрегатов, и обеспечивающее улавливание и тушение искр в продуктах горения, образующихся при работе топок и двигателей внутреннего сгорания.
Искрогасители классифицируются по способу гашения искр и подразделяются на:
Искрогаситель, как любое техническое изделие, обязан соответствовать целому ряду ГОСТов, на корпусе должны отсутствовать вмятины, царапины и дефекты антикоррозийного покрытия. Техническая документация на искрогаситель призвана указывать для какого типа двигателя он может использоваться и условия его применения (давление, температура и т.д.). Конструктивные элементы искрогасителя должны выдерживать силовые нагрузки, возникающие при резком увеличении оборотов двигателя или при неполном сгорании топлива. Конструкция искрогасителя должна быть такой, чтобы исключать замерзание воды в пламегасящем элементе. Корпус искрогасителя, а также места его крепления к выхлопной трубе обязаны быть герметичными и исключить пропуск искры через зазоры или неплотности. При продолжительной работе в нем не должно быть прогаров, через которые возможен вылет искр или распространение пламени.
Конструкция искрогасителя призвана обеспечивать его надежное фиксированное крепление на выхлопном коллекторе с учетом вибрационных нагрузок, действующих в течение всего времени эксплуатации. Максимальная температура поверхности корпуса искрогасителя, размещаемого в горючей среде (горючие газы, пары, аэрозоли, пыли), должна быть не менее чем на 20 % ниже температуры самовоспламенения указанных горючих веществ. Так, например, при работе трактора в период скирдования соломы или движении грузового автомобиля за комбайном в период жатвы наружная температура искрогасителя должна быть на 20 % ниже температуры самовоспламенения соломы. Конструкция искрогасителя, как правило, предусматривает возможность проведения его осмотра, замены пламегасящего элемента, удобство монтажа.
Техническая документация на искрогаситель отражает следующую информацию:
В соответствии с упоминавшимися НПБ 254-99 к выпускаемому искрогасителю прилагается следующая техническая документация:
Принимая во внимание принципиально важное значение, которое имеет искрогаситель для качественного предупреждения пожаров от искр, образующихся при работе двигателей транспортных средств и силовых агрегатов, НПБ 254 — 99 предусмотрели необходимость проведения их сертификационных испытаний. Они проводятся в целях установления соответствия искрогасителя требованиям, предусмотренным в НПБ «Огнепреградители и искрогасители. Общие технические требования. Методы испытаний». Эти же требования используются для выдачи на искрогаситель сертификата пожарной безопасности.
Сертификацию искрогасителей производит предприятие, которое осуществляет их выпуск. Поставляющие и торгующие организации при продаже искрогасителей обязаны иметь копию сертификата на реализуемую партию изделий.
Здесь уместно было бы напомнить, что в настоящее время порядок проведения сертификации в области пожарной безопасности определен приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 312 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 20 июня 2003 года № 4784). Им утверждены Положение о Системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской Федерации и Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности Российской Федерации.
Мы рекомендуем…
Подводя итог, хотелось бы дать несколько практических рекомендаций для руководителей и специалистов автотранспортных предприятий.
Первое и самое простое: необходимо четко определить — используется ли Ваш автотранспорт в местах, куда нельзя осуществлять въезд транспортным средствам без наличия у них искрогасителей. Если таковые имеются, то надо, чтобы об этом четко знал подведомственный Вам персонал (водители, трактористы и другие механизаторы, работающие на технике с ДВС). Позиция о недопустимости въезда (подъезда) без искрогасителя к взрыво- и пожароопасным объектам должна быть четко оговорена в обязанностях водителя.
Следует помнить, что искрогаситель должен быть принадлежностью каждого транспортного средства перевозчика, привлекаемого для работы в лесах в период их высокой пожарной опасности, а также выполняющего сельхозработы по уборке зерновых культур, сена и других культур, способных воспламениться от искр, вылетающих через выхлопные трубы транспортных средств. Следует помнить, что от искр способна воспламеняться разрыхленная витаминная мука, шрот и другой фураж, поэтому въезд транспорта в склады, где осуществляется их хранение, без наличия искрогасителя также не допускается.
НПБ 254-99 ставят на повестку дня вопрос о необходимости иметь на искрогасители сертификат пожарной безопасности. Эксплуатация искрогасителей, не имеющих сертификатов или не соответствующих установленным требованиям, должна быть поводом для появления сомнений в качественности продукции. Добросовестный производитель искрогасителей может добровольно, не дожидаясь принятия принудительных мер, пройти процедуру сертификации искрогасителей. Если он ее не прошел, то это, как говорится, его проблемы. Потребителю же целесообразно воздержаться от приобретения несертифицированной продукции.
В целях предупреждения пожаров от искр, образующихся при работе транспортных средств, заведующие гаражами, автотранспортных цехов и т.д. должны осуществлять периодический контроль за наличием и исправностью искрогасителей, имеющихся на подведомственном транспорте.
Практика показывает, что отдельные водители несколько скептически относятся к наличию искрогасителей на выхлопных коллекторах транспортных средств, в особенности в сельской местности, и зачастую снимают их, мотивируя различными причинами.
Для чего нужны искрогасители в ДВС
Для чего нужны искрогасители в ДВС
Обычная искра при выхлопных газах автомобиля может служить опасностью для окружающей среды, а также для самого автомобиля, водителя и пассажиров. Случаи возгорания при неисправном искрогасителе случаются довольно часто. Даже без человеческих потерь сгоревший автомобиль от искры принесет существенные неприятности. Поэтому, чтобы обезопасить водителя и окружающих, искрогаситель должен соответствовать требованиям норм и безопасности ГОСТ.
Законодательством РФ установлено, что каждый автомобиль должен быть оборудован искрогасителем. Они подразделяются на два основных типа:
Искрогасители устанавливаются непосредственно на выхлопную трубу. Они должны быть работоспособными, не иметь внешних и внутренних повреждений.
Во время работы двигателя автомобиля происходит непрерывное сгорание топлива. Отработанные газы имеют высокую температуру и стремятся к выхлопной трубе с большой скоростью. В некоторых случаях в газах может содержаться не полностью переработанное горючее в виде мельчайших частиц, которые сгорают при выходе в атмосферу. Таким образом и образуются искры.
Искрогаситель в автомобилях предназначен именно для предупреждения выхода этих искр наружу. Они скапливаются в специальном отсеке агрегата, где создана такая среда, что нет возможности дальнейшего прохождения по выхлопной трубе. Таким образом искры ликвидируются.
Как сказано выше, искрогасители ставятся на все автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Однако, имеется ряд моментов, когда необходима установка дополнительного устройства:
• Неисправность искрогасителя – при любых дефектах следует отремонтировать или заменить на новый искрогаситель. Признаками может служить явное выделение искр из выхлопной трубы;
• Особенности рабочего места – самым опасным в этом случае считаются нефтебазы и заводы по переработке ГСМ. На автомобили, работающие в подобных предприятиях, устанавливаются искрогасители с дополнительной защитой, чтобы полностью избежать огнеопасных моментов.
Искрогасители автомобильные ИГС
ИГС – огнезащитное устройство, применяемое в профилактических целях на объектах сильной пожароопасной деятельности. Примерами могут быть: нефтеперерабатывающая отрасль, места добычи горных пород, при наличии легковоспламеняющегося газа метана и другие. Работу производит по принципу пропускания через гаситель пламени газовой смеси или жидкости, после чего устраняет возможное воспламенение.
Активно применяется на транспорте по перевозке бензина и его компонентов. Продукты горения в двигателях внутреннего сгорания проходят через него и внутри происходит локализация возможного выброса искры в атмосферу.
Различают по виду гасящего устройства, по местам установки, и рабочему времени работы под воздействием пламени.
Пламегасящее устройство может быть: в виде кассет, сеток, из гранулированного либо пористого сырья.
Установка производится концевая (при длине не более 6 радиусов его внутреннего сечения) либо встроенная.
Классификация по времени рабочей способности под воздействием огня: 1 класс – более одного часа, 2 класс – менее часа работы.
Учитывая интенсивность гашения искр: динамические ( с помощью инерции и силы земного притяжения) и фильтрующие (очистка осуществляется в порах перегородок).
Возможна установка в трубопроводах с целью самоустранения горящей жидкости и предотвращения ее распространения. Это не преграда для горючего, но препятствие разбрызгиванию в определенных ситуациях необходимо.
Масса около 0.35-3.1 кг, в зависимости от рабочего диаметра. Диаметры могут быть от 65 мм до 302 мм. Длины колеблются от 165 мм до 390 мм. Выпускаемая маркировка от ИСГ-45 до ИСГ-210.