исполнительский сбор судебных приставов как узнать за что
Исполнительный сбор
Что такое исполнительный сбор?
Исполнительский сбор — это санкция в виде штрафа, которая применяется к должникам, которые отказываются добровольно выплачивать долг. Если денежные средства будут списаны со счетов судебным приставом самостоятельно в результате мер по их аресту, к общей сумме задолженности будет добавлен определенный процент, который рассчитывается исходя из характера дела и времени, затраченного сотрудником ФССП.
Исполнительный лист — это документ, подтверждающий перечень обязательств и сумм, указанных в решении суда. Взыскатель может получить исполнительный лист после вступления решения в силу. Документ подписывается судьей и скрепляется печатью суда, и он выдается на бланке строгой отчетности.
Первоначально судебный пристав-исполнитель устанавливает срок, в течение которого должник должен добровольно выполнить требования (погасить долг или совершить определенные действия в пользу кредитора). Этот срок составляет 5 дней, а если речь идет о немедленном исполнении, то срок сокращается до суток.
Если должник не представил судебному приставу доказательства уважительных причин по неуплате долга, судебный пристав имеет право принять решение о взыскании исполнительского сбора. Бывает, что это постановление выдается несколько месяцев спустя, что не делает его сбор незаконным. Судебный пристав-исполнитель взыскивает сбор принудительно, а для изъятия денежных средств должника возбуждается отдельное исполнительное производство.
Каков размер исполнительного сбора и порядок его начисления
Сумма платежа составляет 7% от суммы долговых обязательств, но не менее 1 000 рублей. Организация-заявитель должна заплатить не менее 10 000 рублей. Если неимущественные требования подлежат удовлетворению, то сумма платежа составляет 5 000 рублей. Организации обязаны заплатить 50 000 рублей.
В каких случаях возможно отменить начисленный исполнительный сбор?
Освобождение от исполнительного сбора производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве, если не было оснований для взыскания сбора, или в случаях, прямо указанных в законе.
Например, должник не виноват в неисполнении решения, если срок добровольного исполнения судебного решения был нарушен не по его вине. Другая причина — заключено мировое соглашение, после которого исполнительное производство подлежит прекращению, поэтому судебные приставы не вправе взыскивать исполнительский сбор.
Если должник уже погасил задолженность по исполнительному документу, но его прислали повторно — это тоже основание отменить начисленный сбор. Закон об исполнительном производстве предусматривает случаи, когда исполнительный лист может быть возвращен взыскателю до завершения исполнения судебного решения. Это может произойти, если судебный пристав не смог найти у должника никакого имущества или денег.
Судебный пристав-исполнитель не может исполнить судебное решение в связи с тем, что имущество должника было обнаружено за пределами территории, находящейся под его юрисдикцией. Если это произошло, он должен передать исполнительный лист в другое подразделение службы судебных приставов, находящееся под его юрисдикцией.
Помимо вступивших в силу исполнительных документов, приставу могут передать в работу промежуточные судебные акты, обеспечивающие дальнейшее исполнение судебного решения. К их числу относятся определения об обеспечительных мерах, мерах предварительной защиты. Цель принятия обеспечительных мер — гарантировать, что после рассмотрения дела судом его решение можно будет исполнить (должник не избавится от имущества, не растратит спорные средства). В таких случаях исполнительский сбор могут отменить, поскольку обязанность должника что-то заплатить еще не установлена решением суда. Соответственно, нет оснований взыскивать с него штраф за неисполнение этих обязанностей.
Реструктуризация долга по государственной программе — тоже основание отмены исполнительского сбора. А также исполнительский сбор не взыскивается по делам о принудительном выдворении за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, по запросу центрального органа о розыске ребенка, в случае отбывания обязательных работ.
Как узнать за что долг перед судебными приставами?
В последние месяцы в службу поддержки сервиса оплаты задолженностей ФССП Простые платежи все чаще поступает вопрос «Нашел долг на сайте ФССП, но не понимаю, за что он?».
Информация, которую можно найти на официальном сайте ФССП или в сервисах оплат зачастую сводится к непонятной формулировке «Прочие задолженности».
Для того, чтобы найти подробности по задолженности перед судебными приставами, обращаться надо к тому приставу, который является ответственным по исполнительному листу. Иногда приставы, перегруженные работой, отвечают должникам, что сами не знают подробностей. Однако, мягко говоря, при этом они лукавят, ведь исполнительный лист содержит набор информации, описанной в федеральном законе «Об исполнительном производстве».
Согласно тринадцатой статье этого Федерального закона, исполнительный лист содержит резолютивную часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащую требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Кроме того, исполнительный лист также обязательно содержит наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера, дату принятия решения, а также сведения о должнике и взыскателе.
Поэтому, если у Вас возник вопрос, за что же на Вас наложено взыскание судебных приставов, обращаться надо именно к ответственному судебному приставу, а в случае его ухода от ответа, можно обратиться либо к его руководителю, либо написать официальное электронное обращение с запросом на сайте ФССП России. Особенность электронного обращения в том, что приставы обязаны на него ответить и сроки ответа автоматически контролируются.
Ошибочные взыскания ФССП
Еще одним важным моментом, получившим актуальность в последние месяцы, стал вопрос об ошибочных взысканиях судебных приставов. Дело в том, что идентификация должника происходит по ФИО, месту и дате рождения. При этом, многие решения судов не содержат часть этих данных, поэтому идентификация еще более огрубляется. Если Вы столкнулись с ситуацией, что за Вами числится ошибочный долг, или тем более приставы произвели взыскания с ваших счетов или наложили арест на имущество, то рекомендуем Вам незамедлительно обратиться к ответственному за исполнительное производство судебному исполнителю с документом, удостоверяющим Вашу личность. Пристав должен установить, что задолженность не имеет к Вам отношения и внести Вас в список возможных двойников. Также рекомендуем Вам ознакомиться и иметь под рукой Письмо Федеральной службы судебных приставов от 29 мая 2017 г. № 00011/17/48684-ДА “О вопросах ошибочной идентификации граждан как должников по исполнительному производству”.
Что такое исполнительский сбор у судебных приставов?
ФССП — орган власти, основной функцией которого выступает исполнение принятых судом решений. Когда должник не выполняет постановление суда по доброй воле и в срок, в дополнение к сумме основного долга производится взыскание исполнительского сбора. Рассмотрим базовые вопросы, которые касаются оснований для вынесения постановления о взыскании сбора, вариантов уплаты, причины и основания для отмены, уменьшения или отсрочки выплаты.
Получить план списания долгов
Правовое регулирование вопроса
Базовый Федеральный закон, который регламентирует деятельность ФССП — это №229-ФЗ от 02 октября 2007 года. Актуальная сегодня редакция принята 8 июня 2020 года.
Определение исполнительского сбора у судебных приставов, основания и причины взыскания, другие правила практического использования описаны в главе 15 №229-ФЗ.
Положения Федерального закона дополняются законодательными и нормативными актами разного уровня — федерального, ведомственного, регионального. Их полный список здесь.
Какие долги можно списать в вашем случае?
Определение и величина сбора в 2021 году
Ст. 112 №229-ФЗ определяет: под исполнительным сбором понимается взыскание денег с должника при невыполнении судебного постановления добровольно и в определенный срок.
Говоря проще, это штраф за несвоевременное выполнение финансовых обязательств разного формата — от задолженности по кредиту до неоплаченного штрафа ГИБДД.
Величина сбора вычисляется с помощью следующих правил:
Важно. Для обоих случаев определен минимальный размер сбора: 1 000 руб. для физических и 10 000 руб. для юридических лиц.
Для решений неимущественной правовой природы, то есть не связанных с взысканием денег или имущества — в фиксированном размере 5 000 для граждан и 50 000 рублей для фирмы.
Пример неимущественного исполнительного производства: дать возможность видеться с ребенком или исполнить обязательство по сносу постройки. То есть должник обязан произвести определенные действия.
Узнать, какое имущество может
забрать пристав
Основания для взыскания и процедура принятия решения
Постановление о взыскании сбора выносится в процессе исполнительного производства. Производство открывается сотрудником ФССП, когда судебный акт или постановление вступило в силу.
Исполнительными документами считаются:
Полный список приведен в статье 12 закона №229-ФЗ.
Исполнительный лист — наиболее частый исполнительный документ, он является документом строгой отчетности, а потому оформляется на государственном бланке Гознака с гербовой печатью.
Срок предоставления исполнительной документации для возбуждения дела — три года с момента выдачи судом. Время, которое отводится сотруднику ФССП на открытие дела — трое суток. Информация в обязательном порядке сообщается взыскателю и должнику в формате постановления.
Его текст содержит детальные требования исполнительного документа и следующие обязательные сведения:
Если я не могу заплатить долг
в указанные приставом сроки, что мне делать?
Спросите юриста
Срок добровольного исполнения определяется статьей 30 №229-ФЗ. Обычно он равняется 5 дням. Для дел немедленного исполнения — 1 сутки. Для взысканий по делам уголовной направленности — в пределах 60 суток. Немедленному исполнению подлежат акты суда, которые вынесены в делах по выплате зарплаты, алиментов, восстановлению в должности и включению в список избирателей.
После вынесения постановления документ высылается сторонам одним из трех возможных способов:
Подтверждение вручения документа — обязательное условие для последующего взыскания штрафа. Если должник отказывается получать постановление — пристав или курьер составляет акт.
В почтовом извещении не написано, что письмо от приставов. Это сделано намеренно, чтобы получатель не избегал «неприятных» писем.
По трек-номеру (под штрихкодом) приставы смотрят на сайте почты России, когда письмо вручено или не вручено адресату.
Если до меня письма приставов
не дошли, то кто будет виноват?
Спросите юриста
Проверить эти даты можно здесь.
Если письмо пришло в почтовое отделение, о чем адресату доставлено извещение, но человек за письмом не является — считается, что корреспонденция получена.
Срок добровольного исполнения запускается с момента вручения постановления, составления акта или с момента, когда человеку в почтовый ящик закинули извещение о письме, которое ждет на почте. То есть когда он узнал или должен был узнать о вынесении постановления.
Нечем платить приставам?
Пример процедуры взыскания долга в виде штрафа ГИБДД
Для наглядности рассмотрим порядок и продолжительность мероприятий, которые проводятся для взыскания долга с нарушителя правил дорожного движения.
Последовательность исполнительных действий:
Общая продолжительность процедуры — не менее 78 суток. Причем погашение долга прерывает выполнение очередного мероприятия на любой стадии.
Когда сбор не подлежит взысканию?
Законодательство устанавливает несколько ситуаций, при которых сбор не взимается:
Как не платить банкам и коллекторам?
Отмена постановления
Самый простой способ не платить исполнительский сбор — добровольно выполнить предписание суда в срок, который предоставляется приставом. Подтверждением выполнения обязательств становится документ о совершении платежа.
Статья 112 №-229-ФЗ предусматривает еще несколько ситуаций, когда можно не платить деньги сверх основного долга:
В случае несогласия с действиями и решениями сотрудника ФССП, постановление обжалуется в порядке, установленном законодательством. Подача жалобы автоматически означает приостановку наложенных санкций до рассмотрения судом обстоятельств дела. Законные основания для обжалования предпринятых приставом действий:
Помимо перечисленных, основанием для подачи жалобы становятся любые другие нарушения закона, которые допущены в рамках исполнительного производства.
Сколько стоит признать свое банкротство?
Пошаговая инструкция по уменьшению сбора или получению отсрочки/рассрочки на уплату
Альтернативные обжалованию варианты снижения финансовой нагрузки на должника — снижение величины сбора или получение отсрочки/рассрочки на уплату. Для этого нужно решение суда.
Как получить отсрочку или снизить исполнительский сбор.
№1. Получение постановления
Обратиться в суд с ходатайством об уменьшении размера или отсрочке на выплату можно только после вынесения сотрудником службы постановления о взыскании. Допускается получение документа во время личного визита в региональное подразделение ФССП, по почте или после направления запроса с помощью интернет-приемной, которая размещена на официальном сайте службы.
Еще один способ получить нужную информацию — интернет-портал Госуслуги. Его функционал позволяет подать жалобу на действия приставов или получить сведения о наличии и ходе конкретного исполнительного производства.
№2. Собрать доказательства
Должнику нужно подтвердить свою позицию письменными доказательствами, которые объяснят причины просрочки в выплате.
Например, судья посчитает серьезным основанием и предоставит отсрочку при задержках заработной платы. Рассрочку можно получить, если доход лишь немногим превышает прожиточный минимум.
№3. Заявление в суд
Есть ли еще способы
опротестовать решение приставов?
Спросите юриста
Заявление о сокращении размера платежа подается в суд, решение которого стало базой для открытия дела. В текст в обязательном порядке включаются следующие сведения:
Заявление отправляется по почте или передается в канцелярию суда для регистрации.
После принятия заявления любые мероприятия по взысканию сбора автоматически приостанавливаются.
№4. Участие в судебном разбирательстве
Заявитель принимает участие в заседаниях суда самостоятельное или направляет представителя. Задача судебного разбирательства — рассмотреть обоснованность вашего заявления и вынести решение.
№5. Получение решения суда
Суд имеет право снизить размер сбора либо утвердить отсрочку. Максимальное сокращение — 25% от законной величины штрафа.
Еще один возможный вариант развития событий — полное освобождение от необходимости платить. Оно принимается в случае незаконного вынесения постановления или отсутствия оснований для таких действий со стороны пристава.
Возврат выплаченных денег
Законодательство устанавливает несколько оснований для возврата денег после уплаты:
Процедура возврата денег регламентируется ПП №550, которое принято Правительством РФ 21 июля 2008 года. Нужно подать заявление о возврате сбора в подразделение ФССП. К нему прилагается документальное основание, например, в виде судебного решения. В заявлении указываются реквизиты, по которым перечисляются средства.
Спросите юриста,
законно ли действует пристав
Способы уплаты
Допускается несколько вариантов оплаты исполнительского сбора. Первый и самый простой — через квитанционную книжку СПИ непосредственно у судебного пристава.
Квитанция оформляется в двух экземплярах. Деньги принимаются приставом, затем документ передается должнику в качестве подтверждения платежа.
Обязательное условие — наличие «синей» печати подразделения ФССП. Квитанцию сохраняйте.
Если вы не хотите посещать отделение ФССП, можно оплатить исполсбор Онлайн через Госуслуги или в банке. Просто выберите удобный способ оплаты на сайте приставов.
Спишут ли штрафы из ГИБДД и ФССП
при банкротстве?
Вывод
Действующая в России правовая база, которая регламентирует деятельность ФССП и взимание исполнительского сбора, справедливо считается сложной. Испол сбор — это штраф за несвоевременное выполнение требований приставов, он составляет 7% от суммы долга, но может быть отменен или оспорен при ошибках или обжаловании судебного акта.
В случае проблем с судебными приставами лучше обратиться к профессионалам. Потраченные средства компенсируются уменьшением или полным освобождением от необходимости платить что-то сверх суммы основного долга.
Что такое исполнительский сбор?
Исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постанов ления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.
В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:
— истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
— документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в ч. 13 ст. 30 Закона;
— требования исполнительного документа должником не исполнены;
— должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Перечень случаев, при которых исполнительский сбор не подлежит взысканию.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона исполнительский сбор не взыскивается, если исполнительное производство возбуждено:
— по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном частью 6 статьи 33 Закона, когда судебным приставом-исполнителем возбуждается исполнительное производство на основании постановления другого судебного пристава-исполнителя, вынесенного в связи с необходимостью совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия;
— при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
— по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
— по исполнительным документам, выданным на основании судебных актов об обеспечении иска.
Данный перечень является исчерпывающим.
Время создания/изменения документа: 30 ноября 2012 04:45 / 30 ноября 2012 04:53
Григорьев и партнеры
Возможность отнесения исполнительского сбора к текущим платежам в деле о банкротстве
Утверждая это, автор исходит из направленности Закона о банкротстве на пропорциональное погашение реестровых требований кредиторов и экстраординарности приоритетного погашения текущих платежей. В противном случае, как в рассматриваемой в данной статье ситуации, может произойти удовлетворение требований единственного кредитора, которые основаны на обязательстве, формально возникшем позднее обязательств должника перед реестровыми кредиторами, но фактически являющимся производным от основных обязательств должника.
Взыскание исполнительского сбора в исполнительном производстве
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Так характеризует исполнительский сбор Верховный Суд в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
Взыскание исполнительского сбора, в соответствии с ч. 15 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, осуществляется службой судебных приставов без возбуждения отдельного исполнительного производства, то есть в рамках основного исполнительского производства, в ходе которого вынесено соответствующее постановление о взыскании. Постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, может являться самостоятельным основанием для возбуждения отдельного исполнительного производства, например после окончания основного исполнительного производства, если в ходе производства не было исполнено постановление о взыскании исполнительского сбора (ч. 16 указанной статьи).
Очередность распределения сумм, взысканных с должника в рамках исполнительского производства, установлена п. 3 ст. 110 Закона об исполнительном производстве:
1) в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий;
2) во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий;
3) в третью очередь уплачивается исполнительский сбор.
Такая очередность существовала не всегда, поскольку старый Федеральный закон N 119-ФЗ от 21 июля 1997 года «Об исполнительном производстве» позволял осуществлять взыскание исполнительского сбора до погашения основного долга. В соответствии с ч. 1 ст. 77 указанного Закона из денежной суммы, взысканной судебным приставом-исполнителем с должника, сначала погашались исполнительский сбор, штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, расходы по совершению исполнительных действий. И только после этого удовлетворялись требования взыскателя.
Данная норма в 2001 г. стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который признал такой порядок погашения неконституционным. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П по делу «Разрез Изыхский» (далее — Постановление КС РФ) установило, что «взыскание исполнительского сбора в первоочередном порядке в случае недостаточности денежных средств, взысканных с должника, не позволяет исполнить судебный акт или акт иного уполномоченного органа, обязательный для судебного пристава-исполнителя, и удовлетворить требования взыскателя в полном объеме. Тем самым нарушенные права взыскателя оказываются незащищенными, что противоречит требованиям Конституции Российской Федерации».
Статус исполнительского сбора в деле о банкротстве
Исполнительский сбор, не взысканный с должника до возбуждения дела о банкротстве, в деле о банкротстве приобретает статус обязательных платежей, несмотря на то что он не перечислен в ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), в силу следующего.
Существенное расширение понятия «обязательные платежи» путем включения в указанную статью мер ответственности произошло в 2008 г. с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
При внимательном рассмотрении действующей редакции абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве исполнительский сбор можно отнести к двум из перечисленных там видов обязательных платежей и классифицировать его:
— как сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации,
— или как административные штрафы.
Отнесение исполнительского сбора к первому виду обязательных платежей согласуется с ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, которая устанавливает, что исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Более спорный вопрос стоит при отнесении исполнительского сбора к административным штрафам. Теоретическую основу для этого заложил Конституционный Суд РФ. В упомянутом выше Постановлении КС РФ, как мы уже отметили, Конституционный Суд увидел в исполнительском сборе признаки административной штрафной санкции.
В последующем эта позиция была развита в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее — Постановление Пленума ВС РФ N 50): «По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства». Более того, Верховный Суд делает прямую отсылку к нормам Кодекса об административных правонарушениях: «Вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и/или его взыскание с правопреемника должника-организации является допустимым применительно к правилам привлечения к административной ответственности юридических лиц, установленным частями 3 — 8 статьи 2.10 КоАП РФ».
Трансформация исполнительского сбора в текущие платежи
На это указывают ряд авторов, см., например, Шишмарева Т.П. Институт несостоятельности в России и Германии. М.: Статут, 2015. С. 240: «…признание должника несостоятельным влечет за собой защиту интересов всех его кредиторов, ставит их в равные условия» или Заутренников К.С. Проблема оспаривания платежей третьих лиц как сделок с предпочтением, совершенных за счет имущества должника-банкрота // Информационно-аналитический журнал «Арбитражные споры». 2019. N 3. С. 85: «…принцип равенства кредиторов является одним из главных принципов конкурсного права».
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 N 4-П.
Исключением из этого принципа являются текущие платежи, приоритет погашения которых перед требованиями кредиторов, включенными в реестр требований кредиторов, установлен ч. 1 ст. 134 и ч. 1 ст. 213.27 Закона о банкротстве. Текущие платежи, согласно указанным статьям Закона, погашаются вне очереди за счет конкурсной массы. О нарушении таким порядком погашения интересов конкурсных кредиторов и самого принципа справедливого распределения конкурсной массы писал, в частности, Попондопуло В.Ф.
Попондопуло В.Ф. Некоторые проблемы совершенствования законодательства о банкротстве // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 1. С. 44 — 52.
Теоретическую возможность отнесения к текущим платежам исполнительского сбора открывает ч. 1 ст. 5 Закона о банкротстве, поскольку перечисляет в перечне текущих платежей в том числе обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Соответствующие тенденции были заложены при рассмотрении статуса административных штрафов, налагаемых на должника в период после принятия судом к производству заявления о банкротстве.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 09.02.2015 по делу N 307-КГ14-2426.
То же самое было подтверждено позднее в п. 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 (далее — Обзор судебной практики): «Штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности, признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения — выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о банкротстве».
Логика, заложенная Конституционным Судом в 2001 г., последующие изменения ст. 2 Закона о банкротстве в 2008 г. в части понятия «обязательные платежи» и указанные позиции Верховного Суда в отношении административных штрафов не могли не привести к развитию ситуации и отнесению исполнительского сбора к текущим платежам. Обоснование такого вывода содержится как минимум в трех судебных актах, вынесенных на уровне судов кассационной инстанции.
В случаях, предусмотренных ч. 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, срок для добровольного исполнения не устанавливается.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается по истечении срока для добровольного исполнения в случае отсутствия исполнения со стороны должника.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.02.2017 N Ф09-12073/16 по делу N А60-27760/2016.
Поскольку Закон об исполнительном производстве связывает момент возникновения ответственности за несвоевременное исполнение требований исполнительного документа с истечением срока, установленного для его добровольного исполнения, а не с датой вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, постольку именно последний день для добровольного исполнения должен являться определяющим с точки зрения возможности формального применения ч. 1 ст. 5 Закона о банкротстве при классификации обязательных платежей (в виде исполнительского сбора) как возникших до или после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Отрицательная судебная практика
См.: Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.06.2016 N Ф04-22091/2015 по делу N А03-12621/2013.
Примечательно, что суд кассационной инстанции помимо ссылок на ст. 2 и 5 Закона о банкротстве в поддержку своего решения упоминает п. 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» (далее — Постановление Пленума ВАС N 59), выдергивая из контекста лишь фразу о том, что «исполнительский сбор относится к обязательным платежам». При этом полный текст данного пункта относит исполнительский сбор исключительно к реестровым требованиям, удовлетворяемым в порядке п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве. При этом Высший Арбитражный Суд вообще не указал время возникновения обязанности по уплате исполнительского сбора (до или после возбуждения дела о банкротстве).
В рассматриваемом деле Арбитражный суд Западно-Сибирского округа делает важный вывод о том, что действующее законодательство предусматривает необходимость деления суммы исполнительского сбора на текущую и реестровую. И в рамках логики «исполнительский сбор приравнивается к административному штрафу» подкрепляет возможность квалификации требований об уплате штрафов в качестве текущих платежей правовым подходом, изложенным в уже упомянутом нами Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2015 по делу N 307-КГ14-2426.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.06.2018 N Ф07-6217/2018 по делу N А26-3063/2017.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2019 N Ф09-522/19 по делу N А76-18177/2016.
Положительная судебная практика
В деле N А40-88506/18 суды трех инстанций заняли позицию, согласно которой такой исполнительский сбор не может предъявляться в качестве текущих платежей в деле о банкротстве. В указанном деле должник оспаривал постановление о возбуждении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора и постановление об обращении взыскания на денежные средства, вынесенные по исполнительным производствам, начатым после возбуждения дела о банкротстве.
Удовлетворяя требования должника, Арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 7 ноября 2018 г. N Ф05-17523/2018 приводит следующую аргументацию.
Определением Верховного Суда РФ N 305-ЭС19-341 от 04.03.2019 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В п. 78 Постановления Пленума ВС РФ N 50 разъяснено, что исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ N 59 разъяснено, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в ст. 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. Требования по уплате оставшейся не удержанной из выручки от продажи имущества должника суммы исполнительского сбора представляет в деле о банкротстве уполномоченный орган, которым является ФНС. В силу того что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве.
В абз. 15 п. 6 Обзора судебной практики изложена правовая позиция, согласно которой требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами.
По смыслу приведенных норм и разъяснений судов высших инстанций основанием для привлечения лица (должника в исполнительном производстве) к административной ответственности в виде взыскания с него исполнительского сбора является неисполнение им исполнительного документа в установленный срок, а отношения по взысканию исполнительского сбора возникают между должником и государством. Данная штрафная санкция является самостоятельной, она не связана с задолженностью, взыскиваемой с должника по исполнительному документу, при этом не выплаченная должником сумма исполнительского сбора, при наличии к тому оснований, подлежит включению в реестр требований кредиторов независимо от факта погашения задолженности в рамках исполнительного производства и от того, включен ли кредитор по основному требованию (не исполненному в рамках исполнительного производства) в реестр требований кредиторов. Требование уполномоченного органа по исполнительскому сбору не может быть погашено ранее удовлетворения требования по основному обязательству.
Аргументация суда, хотя и содержит главный для нас вывод о недопустимости приоритета исполнительского сбора над реестровыми требованиями (требованиями по основному обязательству), на наш взгляд, не является достаточно убедительной и не опирается на подробный анализ правовых норм, устанавливающих природу исполнительского сбора и порядок и его взыскания. Более того, в данном деле суд сослался на те же правовые позиции суда высшей инстанции, которыми была обоснована противоположная позиция в рассмотренной выше отрицательной судебной практике: Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59, Постановление Пленума ВС РФ N 50, Обзор судебной практики.
В связи с этим позволим себе привести здесь более подробную, разработанную нами, аргументацию в защиту позиции о невозможности отнесения к текущим платежам в деле о банкротстве исполнительского сбора, установленного за неисполнение должником основного обязательства, возникшего до принятия судом к рассмотрению заявления о банкротстве.
Правовой анализ
Отправной точкой в рассматриваемом вопросе является упоминавшееся выше Постановление КС РФ.
Однако Постановление КС РФ рассматривало нормы Федерального закона, который является не действующим в настоящий момент, в связи с принятием нового Закона «Об исполнительном производстве» в 2007 г. Кроме того, в рассмотренном Конституционным Судом деле не шла речь о статусе исполнительского сбора в деле о банкротстве.
Таким образом, указанное Постановление КС РФ может использоваться лишь в качестве ссылки на конституционно-правовой смысл и природу исполнительского сбора, выявленные Конституционным Судом. Для обоснования нашей позиции важны два вывода данного Постановления, которые мы уже приводили. Первый вывод заключается в том, что взыскание исполнительского сбора в первоочередном порядке (в случае недостаточности денежных средств) нарушает права взыскателя и противоречит требованиям Конституции Российской Федерации. Второй вывод касается классификации исполнительского сбора в качестве штрафной санкции.
Нормы Закона об исполнительном производстве на первый взгляд определяют судьбу исполнительского сбора при банкротстве должника. Однако при их детальном рассмотрении мы увидим несогласованность и отсутствие правовой определенности.
Так, согласно ч. 7 ст. 47 Закона об исполнительном производстве установлено, что в случае окончания исполнительного производства судебный пристав-исполнитель одновременно возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Здесь же установлено исключение из этого правила — отдельное исполнительное производство не возбуждается в случае окончания исполнительного производства при банкротстве должника по основаниям, установленным п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве.
Обращение к указанной норме тоже не вносит ясности, поскольку п. 7 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, в свою очередь, тоже устанавливает изъятие из общего правила об окончании исполнительного производства при банкротстве должника. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 69.1 и ч. 4 ст. 96 настоящего Федерального закона. В перечне исполнительных документов, производство по которым не оканчивается, содержащихся в обеих нормах, нет прямого указания на постановления о взыскании исполнительского сбора, однако названы исполнительные документы о взыскании задолженности по текущим платежам. Очевидно, что между этими видами исполнительных документов нельзя ставить знак равенства.
Тем не менее при отнесении исполнительского сбора к текущим платежам постановление о его взыскании можно классифицировать как исполнительный документ о взыскании задолженности по текущим платежам.
Таким образом, следуя логике Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство по основному долгу подлежит окончанию в связи с банкротством должника и одновременно с этим возбуждается отдельное исполнительное производство по исполнительским сборам, не взысканным к дате вынесения решения о признании должника банкротом.
Попытка разъяснить взыскание исполнительского сбора была предпринята в письме ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16 «Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора», п. 5.3 которого содержит следующее указание: «В случае возникновения оснований для взыскания исполнительского сбора после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, исполнительский сбор не приобретает характер текущего платежа и подлежит исполнению в порядке, установленном частью 4 статьи 96 Закона. В случае если основания для взыскания исполнительского сбора возникли до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, постановление о его взыскании направляется в налоговый орган для последующего обращения в суд с заявлением о включении исполнительского сбора в реестр требований кредиторов в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
На первый взгляд указанное разъяснение четко разграничивает исполнительский сбор по основанию, возникшему до и после возбуждения дела о банкротстве должника. Однако первая часть рассматриваемого пункта содержит следующее внутреннее противоречие. С одной стороны, в разъяснении говорится о том, что исполнительский сбор не приобретает характер текущего платежа. Вместе с тем тут же дается отсылка на ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве, в которой, как мы рассмотрели ранее, нет указания на исполнительский сбор, но говориться об исполнительных документах по текущим платежам, производство по которым не следует оканчивать после признания должника банкротом. Получается, что указанное письмо прямым текстом не относит исполнительский сбор к текущим платежам, однако предлагает его взыскивать в том же порядке, что и текущие платежи.
Вместе с тем есть еще одно более раннее разъяснение службы судебных приставов. В п. 2.8.1 Методических рекомендаций по исполнению исполнительных документов при введении в отношении должника процедур банкротства (утв. ФССП РФ 30.06.2010 N 02-1) прямым текстом указано, что требования по взысканию исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительных действий, штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, относятся к требованиям о взыскании текущих платежей и исполняются в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве. Там же говорится, что аналогичные требования, возникшие до даты принятия заявления о признании должника банкротом, должны быть включены в реестр требований кредиторов.
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по делу N А33-15324/2014к22.
Впрочем, вопрос юридического статуса рассмотренных выше Методических рекомендаций службы судебных приставов остается открытым, поскольку данные документы не были зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.
Как видим, анализ Закона об исполнительном производстве и официальных разъяснений к нему заводит нас в тупик, поскольку не позволяет точно и недвусмысленно определить статус исполнительского сбора и порядок его взыскания в случае банкротства должника. Поэтому следует обратиться к нормам Закона о банкротстве.
Выше мы видели, что исполнительский сбор квалифицирован судами как финансовая санкция за неисполнение основного обязательства.
Очередность погашения финансовых санкций в деле о банкротстве регулируется п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве, которая устанавливает, что требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
В 2009 году на это в своих разъяснениях дважды указывал Высший Арбитражный Суд. Первое указание касается непосредственно исполнительского сбора и содержится в п. 17 Постановления Пленума ВАС N 59. Этот пункт Постановления Пленума, как мы уже отмечали, использовался судами в рассмотренных нами судебных решениях при обосновании обеих противоречивых позиций, как при отнесении исполнительского сбора к текущим платежам, так и при отнесении его в реестр требований кредиторов. Данное указание, впрочем, не содержит дифференцированного подхода и по умолчанию определяет исполнительский сбор к взысканию только в порядке п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве.
Второе указание содержит дифференциацию финансовых санкций в зависимости от основного долга и содержится в п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве»: «При решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований о применении мер ответственности за нарушение обязательств (возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, взыскании неустойки, процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами) судам необходимо принимать во внимание следующее. Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, относящихся к текущим платежам, следуют судьбе указанных обязательств. Требования о применении мер ответственности за нарушение денежных обязательств, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами».
Учитывая, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности, является денежным обязательством должника и относится к обязательным платежам, мы считаем, что данное указание Высшего Арбитражного Суда РФ распространяется на порядок определения очередности погашения исполнительского сбора в деле о банкротстве. Во всяком случае, когда основное обязательство должника является реестровым, а не текущим платежом, то и исполнительский сбор как финансовая санкция за неисполнение такого обязательства не должен становиться текущим платежом.
Отчасти данный вывод подтверждается и более поздним разъяснением Верховного Суда РФ, который в абз. 15 п. 6 Обзора судебной практики указал, что требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами, в соответствие с п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве учитываются отдельно в реестре требований кредиторов. В рассматриваемой нами ситуации исполнительский сбор, так же как и пени, начисляемые за неуплату налогов, является санкцией и должен следовать «реестровой судьбе» основного неисполненного обязательства должника.