использование радиочастотного спектра что это

Использование радиочастотного спектра что это

Статья 22. Регулирование использования радиочастотного спектра

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 22

1. Регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла абз. 1 и 2 п. 2 ст. 22 во взаимосвязи с другими нормами см. Постановление КС РФ от 28.02.2006 N 2-П.

Положение о государственной комиссии по радиочастотам и ее состав утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положением о государственной комиссии по радиочастотам должен устанавливаться порядок распределения радиочастот. Указанное положение должно содержать, в частности, порядок принятия решений государственной комиссией по радиочастотам и состав указанной комиссии с участием представителей всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если в решении рассматриваемого комиссией вопроса представитель одного из указанных органов или Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» имеет заинтересованность, которая может оказать влияние на объективность принятия решения, указанный представитель в голосовании не участвует.

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру;

сближение распределения полос радиочастот и условий их использования в Российской Федерации с международным распределением полос радиочастот;

право доступа всех пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов, в том числе обеспечения радиочастотным спектром радиослужб Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан, обеспечения связи для нужд органов государственной власти, обороны страны и безопасности государства, правопорядка, экологической безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

(в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

платность использования радиочастотного спектра;

недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот, присвоения радиочастот или радиочастотных каналов;

конверсия радиочастотного спектра;

прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.

5. Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации.

Радиоэлектронные средства, используемые для индивидуального приема сигналов телеканалов и (или) радиоканалов, сигналов персональных радиовызовов (радиопейджеры), электронные изделия бытового назначения и средства персональной радионавигации, не содержащие радиоизлучающих устройств, используются на территории Российской Федерации с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и регистрации не подлежат.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с настоящей статьей, не допускается.

Радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, подлежащие регистрации, должны быть установлены по месту, указанному при регистрации радиоэлектронного средства или высокочастотного устройства, не позднее тридцати дней со дня их регистрации.

(абзац введен Федеральным законом от 11.12.2018 N 465-ФЗ)

(п. 5 в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 188-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Действие разрешения на судовую радиостанцию прекращается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, во внесудебном порядке по следующим основаниям:

утрата судном права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

истечение срока действия разрешения на судовую радиостанцию, если этот срок не был продлен в установленном порядке.

При наличии в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации, повлиявшей на принятие решения о выдаче разрешения на судовую радиостанцию, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, вправе обратиться в суд с требованием о прекращении действия разрешения на судовую радиостанцию.

(п. 6 введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 70-ФЗ)

Источник

Плата за пользование радиочастотным спектром

«Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 6

Операторы связи для оказания услуг радиосвязи задействуют соответствующие полосы радиочастот, радиочастотные каналы. Они выделяются компаниям в установленном порядке и за определенную плату. В статье затронуты вопросы правового регулирования, учета и налогообложения затрат на оплату пользования полосами радиочастотного спектра.

Что такое радиочастотный спектр и при оказании каких услуг он используется?

Основные понятия, применяемые при оказании услуг связи, даны в ст. 2 Закона о связи.

Радиочастотный спектр включает следующие категории полос радиочастот (п. 3 ст. 23 Закона о связи):

Операторы связи участвуют в гражданских правоотношениях, поэтому они могут использовать в своей деятельности вторую, реже третью категорию полос радиочастот.

Операторы связи выступают в роли пользователей радиочастотного спектра как лица, которым выделена полоса радиочастот либо присвоена (назначена) радиочастота или радиочастотный канал. Они используются при оказании следующих видов услуг :

Выделим основные принципы использования радиочастотного спектра:

Бухгалтеру следует обратить внимание на разрешительный порядок доступа к радиочастотному спектру и на возмездный характер его использования, который предполагает, что организации независимо от форм собственности, получившие разрешение и использующие полосы радиочастотных спектров, должны платить, перечисляя денежные средства в органы службы государственного надзора за связью.

Право на использование радиочастотного спектра

Право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без разрешения запрещено (п. 1 ст. 24 Закона о связи, Постановление ФАС УО от 11.03.2008 N Ф09-1269/08-С1). Выделяются полосы радиочастот, так же как и присваиваются (назначаются) радиочастоты или радиочастотные каналы, на 10 лет или на меньший заявленный срок. По заявлению пользователя срок может быть увеличен или уменьшен органами, выделившими полосу радиочастот, присвоившими радиочастоты.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.07.2004 N 336.

Далее отдельно рассмотрим организационные мероприятия, связанные с выделением полос радиочастот для радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ-устройств) и с присвоением (назначением) радиочастоты или радиочастотного канала оператору связи.

Выделение полос радиочастот оператору связи

Порядок рассмотрения материалов и принятия решения о выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос устанавливается и публикуется ГКРЧ.

Положение о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решений о выделении полос радиочастот для РЭС и ВЧ-устройств утверждено Решением ГКРЧ при Мининформсвязи России от 17.12.2007 N 07-22-03-001. В документе определены цели, для реализации которых может быть представлена заявка на выделение полос радиочастот, начиная с разработки РЭС и ВЧ-устройств и заканчивая ввозом и применением данных устройств в сетях связи.

ГКРЧ может выделить полосы радиочастот для проведения Россвязьохранкультурой торгов (аукционов, конкурсов) с целью создания сетей связи в пределах заявленных радиотехнологии и территории. В этом случае полосы радиочастот не подлежат выделению для применения РЭС гражданского назначения аналогичной радиослужбой в иных целях.

Принятое ГКРЧ решение содержит в обязательном порядке следующие сведения:

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 N 539.

Право на использование РЭС и ВЧ-устройств возникает на основании свидетельства о регистрации названных средств связи, являющегося именным документом, то есть выдаваемым конкретному лицу. В свою очередь, данный документ можно получить только при наличии разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов). Даже если организация подаст заявление на регистрацию РЭС, но не представит разрешение на использование радиочастотного спектра, то она может быть оштрафована за нарушение действующего порядка (Постановление ФАС СЗО от 20.11.2008 N А21-3815/2008).

Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов

Положение о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС в пределах выделенных полос радиочастот утверждено Решением ГКРЧ при Мининформсвязи России от 26.02.2008 N 08-23-02-001. Названный документ не распространяется на ВЧ-устройства.

Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения осуществляется Россвязьохранкультурой при положительном заключении радиочастотной службы на основании заявлений операторов связи и иных пользователей радиочастот и каналов.

Экспертиза возможности использования планируемых присвоений (назначений) радиочастот или радиочастотных каналов заявленных РЭС гражданского назначения и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования РЭС организуется Россвязьохранкультурой. Ведомство направляет в согласованном порядке и осуществляет контроль прохождения в Минобороны и/или Федеральной службе охраны материалов радиочастотной заявки. Поименованные государственные органы проводят экспертизу, выдавая заключение, на основании которого Россвязьохранкультура не позднее 120 дней со дня обращения оператора принимает решение о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения (п. 3 ст. 24 Закона о связи).

Оплата использования радиочастотного спектра

Законом о связи установлено, что размер платы за использование полос радиочастотного спектра подлежит государственному регулированию, четкие правила которого в законодательстве не содержатся. Базовые нормы прописаны в п. 4 ст. 23 Закона о связи.

Для пользователей радиочастотным спектром устанавливаются разовая и ежегодная плата за его использование. Порядок взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством РФ исходя из того, что размеры разовой и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.

Разовая плата вносится в полном объеме на момент принятия решения о присвоении радиочастоты или радиочастотного канала, но сам документ (разрешение на использование радиочастоты или радиочастотного канала) выдается только после предъявления документа об уплате соответствующей суммы. Ежегодная плата вносится ежегодно, поквартально, равными долями, в срок не позднее пятого числа первого месяца квартала. В случае прекращения или приостановления разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов внесенная разовая плата и ежегодная плата не возвращаются.

Например, в Определении ВАС РФ от 07.11.2008 N 13997/08 оставлено без изменения решение арбитражного суда, который отказал радиочастотному центру во взыскании платы с пользователя радиочастотного спектра. Арбитры указали, что радиочастотный центр не наделен правом самостоятельно устанавливать размер платы за использование радиочастотного спектра, который был бы обязательным для третьих лиц. Порядок определения размеров разовой платы и ежегодной платы за использование, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством РФ (в силу прямого указания п. 4 ст. 23 Закона о связи). Данным государственным органом не был установлен такой порядок в спорный период. Поскольку размер платы за использование радиочастотного спектра не определен соглашением сторон и не урегулирован уполномоченными на то государственными органами, у радиочастотного центра нет оснований требовать от пользователя внесения самостоятельно им установленной платы.

В другом судебном решении суд согласился с требованиями радиочастотного центра об оплате своих услуг по управлению использованием радиочастотного спектра. Если в договоре четко указано, что пользователь спектра обязан вносить ежегодно плату в определенном размере за использование радиочастотного спектра, а также плату за другие работы, проводимые по данному договору, то заказчик обязан оплатить выполненные работы (оказанные услуги) (Постановление ФАС ЗСО от 28.06.2007 N Ф04-4136/2007(35555-А45-30)).

Нарушение предусмотренного порядка внесения платы за использование радиочастотного спектра является одним из оснований для прекращения действия лицензии на предоставление услуг, связанных с использованием радиочастотного спектра. Чтобы получить лицензию для оказания услуги связи с использованием радиочастотного спектра заново помимо прочих документов оператор должен представить решение о выделении полосы радиочастот (п. 4 ст. 30 Закона о связи). При непредставлении данного документа отказ лицензирующего органа в получении лицензии правомерен (Постановление ФАС МО от 26.05.2008 N КА-А40/4320-08).

Место радиочастотного спектра в целях учета и налогообложения

Учет любого актива во многом определяется его местом в структуре баланса организации. Радиочастотный спектр как актив может быть поставлен только на баланс органа власти, который имеет право им распоряжаться. В Инструкции по бюджетному учету на такую возможность есть прямое указание (п. 36), согласно которому радиочастотный спектр учитывается в составе прочих непроизведенных активов. Однако у операторов связи речь может идти только о расходах, которые возникают при пользовании полосами радиочастотного спектра и радиочастотными каналами.

Утверждена Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Операторам, ведущим отраслевой учет, Методические рекомендации предписывают платежи за использование радиочастотного спектра, как и за выделение ресурса нумерации, относить в статью затрат «Расходы на налоги, сборы и неналоговые платежи», которые учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности. Операторы, не ведущие отраслевой учет, перечень статей затрат для целей бухгалтерского учета устанавливают самостоятельно (п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Такие операторы могут включить платежи за получение ресурса нумерации в другую статью расходов, например, они могут учитываться как расходы на оплату услуг сторонних организаций. В любом случае, к какой бы статье затрат ни относились расходы на оплату использования радиочастотного спектра, они учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Утверждены Приказом Мининформсвязи России от 21.03.2006 N 33.

Операторы связи, ведущие раздельный отраслевой учет, оплату использования радиочастотного спектра учитывают либо как расходы по основным процессам, связанным с оказанием услуг (субсчет 30-02), либо как затраты на совместные производственные процессы (субсчет 32-01). Также нужно сделать выбор операторам, не ведущим раздельный отраслевой учет, между счетом основных затрат (20) и счетом общехозяйственных расходов (26). Если бухгалтер имеет возможность прямым расчетом распределить расходы между объектами калькулирования (оказываемыми услугами связи с использованием полос радиочастотного спектра), то он может задействовать счета прямых затрат. Если это сделать нельзя, то, вероятно, лучше обобщить информацию о расходах по оплате использования радиочастотного спектра на счете учета косвенных расходов (32-01, 26), после чего распределить общие расходы на счете прямых расходов (30-01, 30-02, 20) в порядке, предусмотренном в учетной политике оператора связи. При этом расходы учитываются в периоде их осуществления согласно условиям заключенных договоров с радиочастотными центрами, оказывающими услуги по управлению использованием радиочастотного спектра.

Порядок налогообложения расходов на оплату использования радиочастотного спектра мало чем отличается от их бухгалтерского учета в связи с тем, что данный сбор предусмотрен законом и у оператора связи есть все основания учитывать его в уменьшение налогооблагаемых доходов. Обратимся к Письму Минфина России от 06.11.2005 N 03-03-02/136. В ст. 264 НК РФ нет отдельного пункта, позволяющего учесть расходы, связанные с внесением в федеральный бюджет разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра. В то же время перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым. Поэтому финансовое ведомство считаем возможным учитывать расходы, связанные с внесением в федеральный бюджет разовой и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Отметим, на практике инспекторы предпринимают попытки оспорить обоснованность налогового учета тех или иных расходов, связанных с использованием радиочастотного спектра, но такие попытки безуспешны.

В Постановлении ФАС ДВО от 30.12.2008 N Ф03-6047/2008 налоговикам отказано в доначислении налогов. Признаны обоснованными расходы на оплату выполненного обеспечения эксплуатационной готовности выделенного радиочастотного спектра для использования РЭС и организационных и технических мер по регулированию использования радиочастот, радиочастотных каналов. Сюда вошли расходы по:

Поскольку без осуществления указанных расходов невозможно использование конкретно установленного диапазона радиочастот для оказания услуг связи на законных основаниях, организация может учесть данные затраты при налогообложении прибыли.

В заключение о законодательной инициативе

Законопроект N 1604736-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» (в части реализации принципа платности за использование радиочастотного спектра)».

Согласно поправкам радиочастотная служба фактически станет монополистом на рынке, тарифы на ее услуги будут регулироваться государством в порядке, установленном Правительством РФ. При этом, как и сейчас, предлагается определять размер платы дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, применяемых технологий и условий их использования. Поясним, о чем идет речь.

Источник

Компания Мир

Проектирование и ввод объектов связи под ключ

Использование радиочастотного спектра

Регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства.

Распределение радиочастотного спектра в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации и планом перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, которые разрабатываются государственной комиссией по радиочастотам и утверждаются Правительством Российской Федерации. Использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.

В Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи – Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ).
Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства подразделяются на подлежащие и не подлежащие регистрации.

В Российской Федерации не допускается использование:

Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств осуществляется с учетом результатов экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (экспертиза электромагнитной совместимости). Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала осуществляется на десять лет или на меньший срок (заявленный).

При назначении радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств возможен отказ в связи с несоответствием заявленной деятельности в области связи, при наличии отрицательного заключения экспертизы электромагнитной совместимости.

Плата за использование радиочастотного спектра

Использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

Согласно части 4 статьи 23 Закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи” для пользователей радиочастотным спектром установлены разовая плата и ежегодная плата за его использование в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот. Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы, взимания такой платы, ее распределения и использования определяется Правительством Российской Федерации исходя из того, что размеры разовой платы и ежегодной платы должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.
Разовая плата взимается однократно за предоставление пользователю права использовать в Российской Федерации радиочастотный спектр и подлежит перечислению в установленном порядке в федеральный бюджет одним платежом в срок, не превышающий 30 дней со дня принятия решения.
Ежегодная плата подлежит перечислению поквартально – в установленном порядке в доход федерального бюджета ежеквартально равными долями не позднее 5-го числа 2-го месяца оплачиваемого квартала. Исчисление 1-го периода использования радиочастотного спектра, за который взимается ежегодная плата, начинается с даты принятия решения о присвоении радиочастоты.

Наличие у лица разрешения на пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой является достаточным основанием для квалификации лица как использующего радиочастотный спектр.
Согласно судебной практике довод пользователя о том, что радиочастотный спектр фактически не использовался, сам по себе не свидетельствует об отсутствии обязанности по внесению платы за использование радиочастотного центра.
Размер установленной ежегодной платы в отношении разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС технологических и выделенных сетей связи, по которым в течение двух лет с даты выдачи разрешения не зарегистрированы РЭС, увеличивается в 10 раз с момента истечения этого срока до момента регистрации РЭС. Таким образом, обязанность по внесению платы в повышенном размере в случае, если пользователем в течение двух лет с даты выдачи разрешения не зарегистрированы радиоэлектронные средства, возникает непосредственно в силу установленных правил и носит характер санкции за неисполнение обязанности по регистрации РЭС в установленный срок. Т.о. фактическое неиспользование устройств, указанных в разрешении на использование радиочастот или радиочастотных каналов, не исключает обязанность по их регистрации и внесению платы за пользование радиочастотным спектром либо по их исключению из Условий использования радиочастот или радиочастотных каналов, являющихся приложением к вышеуказанному разрешению.

Разрешение на использование радиочастотного спектра прекращается во внесудебном порядке или срок действия такого разрешения не продлевается в т.ч. по следующему основанию:
– невнесение пользователем радиочастотным спектром платы за его использование в течение 30 дней со дня установленного срока платежа;
(п.11 ст. 24 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи”).

В случае прекращения действия разрешения на использование радиочастотного спектра не перечисленные в федеральный бюджет разовая плата и (или) ежегодная плата подлежат взысканию в судебном порядке (п.10 Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 N 171 “Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы”).

Радиоконтроль

Радиоконтроль за радиоэлектронными средствами гражданского назначения осуществляется радиочастотной службой. В процессе радиоконтроля для изучения параметров излучений радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, подтверждения нарушения установленных правил использования радиочастотного спектра может проводиться запись сигналов контролируемых источников излучений.

Наземное эфирное и спутниковое вещание

Для получения права осуществлять наземное эфирное аналоговое радиовещание в административных центрах (столицах) субъектов Российской Федерации и/или городах с численностью населения 100 тыс. и более человек, либо наземное эфирное аналоговое телевизионное вещание, либо наземное эфирное цифровое вещание, либо спутниковое вещание с использованием орбитально-частотного ресурса (- телерадиовещание) и соответствующих полос радиочастот, выделенных для целей телерадиовещания, направляются документы для определения возможности использования конкретных радиочастот.
Федеральный орган власти организует определение возможности использования конкретных радиочастот или радиочастотных каналов для целей телерадиовещания, а также организует проведение Федеральной конкурсной комиссией по телерадиовещанию конкурса на получение права осуществлять телерадиовещание (- конкурс).

Что такое регистрация РЭС? FAQ|Регистрация радиоэлектронных средств
Какие установлены службы радиосвязи? FAQ|Служба радиосвязи
Какие РЭС можно использовать без оформления решений ГКРЧ и разрешений на использование радиочастот? FAQ|Устройство малого радиуса действия

В процессе осуществления деятельности должны соблюдаться установленные требования и условия. За несоблюдение требований и лицензионных условий установлена Ответственность за нарушения в сфере связи.
С 20.06.2018г изменены размеры ставок платы за РЧС – Изменения размера ставок оплаты за использование радиочастотного спектра

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *