испортил военный билет что делать
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Испорчен военный билет что делать 2021 год
Персональные документы гражданина подлежат бережному хранению, что подкреплено соответствующими нормами законодательства. В то же время любой из них может быть утерян или поврежден. Это может произойти в результате умышленных или случайных действий других лиц либо по собственной халатности, и от подобных моментов никто на 100 процентов не застрахован. Утрата любого важного личного документа несет с собой серьезные проблемы и вызывает необходимость его восстановления. В статье рассмотрен вариант, когда человек потерял военный билет, основные последствия этой ситуации, а также порядок действий для выправления создавшегося положения.
Восстановление военного билета РФ
Как любой из официальных персональных документов гражданина, военный билет подлежит бережному хранению. Это подкреплено нормами действующего российского законодательства. В статье 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отдельным подпунктом прямо указано, что в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
«бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), справку взамен военного билета, а также персональную электронную карту. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных».
Тем не менее, никто не может считать себя полностью застрахованным от различных житейских случайностей. С любым человеком может сложиться ситуация, когда военный билет окажется утерянным или поврежденным: в результате умышленных или случайных действий других лиц либо по собственной халатности. В таком случае гражданину потребуется восстановить военный билет, и сделать это нужно по возможности быстрее.
Следует помнить, что основное требование действующего законодательства (то есть Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») состоит в том, что процедура восстановления военного билета должна быть начата в 14-дневный срок с момента его утраты. В противном случае избежать штрафа за нарушение правил воинского учета не получится.
В целом процедура восстановления военного билета стандартна, различаясь лишь отдельными деталями в зависимости от обстоятельств его утраты (утеря, кража либо порча). Она требует обязательного обращения в территориальный (городской или районный) военный комиссариат по месту нахождения гражданина на воинском учете. Для этого следует лично явиться в военкомат и написать заявление на восстановление утраченного документа согласно имеющимся там стандартным образцам.
Замена при наличии ошибок в документе
Зачастую, при внесении данных в военник сотрудники военкомата допускают ошибки и неточности. Это в будущем может повлиять на заполнение других страниц или на разные жизненные ситуации, при которых придется предъявлять военный билет.
Эта неприятность – ответственность лиц, которые заполняли ваш документ. Необходимо обратиться в военкомат и представить документы, обнаруживающие ошибку или неточность данных в военнике. Важно понимать, что при незначительности ошибок, если они не влияют на другие записи, то могут отказать в замене.
Однако, если в военном билете стоит группа не пригодности, а призывник, через суд или при помощи экспертиз, доказал свою годность к строевой службе, ему обязаны поменять военный билет и взять в армию, если он находится еще в призывном возрасте.
При порче
Под порчей военного билета подразумевается нарушение его внешнего вида и целостности, не позволяющее использовать документ по назначению или заставляющее усомниться в его подлинности. В такой ситуации все определяет получившееся состояние военного билета. Он считается испорченным, если при осмотре обнаружено какое-либо из следующих повреждений:
В этих случаях поврежденный военный билет придется восстанавливать. Такое нередко происходит, когда военный билет могли случайно постирать вместе с одеждой, где он находился. При менее существенном ущербе, нанесенном документу (например, если на него пролили воду), можно пользоваться им дальше, не допуская подобных ситуаций в будущем. Если все печати и записи читаемы, то нужно полностью просушить документ и продолжать им пользоваться.
Восстановление документа при помощи посредников
Очень многие граждане, при потере или для восстановления документа, обращаются к фирмам-посредникам. Там обещают за короткое время и небольшие деньги сделать военник без проблем. Это очень опасно, поскольку за большие деньги вы приобретаете фальшивый документ. Если с ним вас поймают, то придется нести уголовную ответственность и незнание закона не освободит от нее.
Выдать документ могут только в военкомате и нигде больше. Получение и восстановление главного документа для военнообязанных – процедура бесплатная и, кроме штрафа (да и то, если назначат), за нее ничего больше платить не нужно.
При краже
В случае кражи военного билета необходимо обратиться в правоохранительные органы и заявить о факте и обстоятельствах утери данного документа. Полиция возбуждает уголовное дело на этом основании и занимается расследованием. На период расследования гражданину оформляется справка (талон-уведомление) о приеме заявления. Такую справку следует получить у дежурного в отделении полиции, и это обычно можно сделать сразу после подачи заявления о краже.
Лишь после этого имеет смысл обращаться в военный комиссариат с заявлением о необходимости восстановить военный билет. Справку, выданную в отделе МВД, потребуется обязательно приложить к заявлению на восстановление утраченного документа. Следует учитывать, что она действительна лишь 10 дней.
Перечень необходимых документов при утере «военника»
В список документов на восстановление военного билета, помимо заявления с ходатайством о выдаче нового документа и справки из полиции, входят в обязательном порядке:
В случае назначения административного штрафа за утерю «военника» обязательно потребуется квитанция, подтверждающая данную выплату. В перечень требуемых документов на восстановление военного билета при его краже дополнительно включается справка от полиции, а при его порче — следует предъявить сам поврежденный документ.
Для граждан призывного возраста (то есть не достигшим 27 лет), имеющих отсрочку или освобождение от службы в армии по медицинским показателям, утрата военного билета грозит обернуться наибольшими проблемами. Для восстановления документа им понадобиться представлять медицинские справки и заключения, подтверждающие их права, либо по новой проходить полную процедуру медицинского освидетельствования на предмет годности к прохождению военной службы.
Документальное подтверждение при оформлении дубликата военного билета необходимо и для других оснований освобождения от военной службы по призыву (по семейным обстоятельствам, в связи с обучением и т.д.).
Получение военного билета, смена, потеря: основные документы
Чтобы получить военный билет при зачислении в запас Вооруженных Сил РФ в результате достижения гражданином 27-летнего возраста, нужно представить следующие документы:
Военный билет должен быть выдан заявителю в течение 10 рабочих дней со дня вынесения вердикта призывной комиссии о зачислении в запас или получения выписки из протокола призывной комиссии одного из субъектов РФ.
Сроки восстановления
Как правило, примерный срок восстановления военного билета (а нередко и точную дату явки за получением дубликата) сообщают сотрудники военного комиссариата в момент приема заявления. В этом вопросе надо помнить, что процедура восстановления военно-учетного документа по закону не должна занимать более 40 дней после даты регистрации заявления. Из них до 30 дней отводится работникам военкомата на рассмотрение ходатайства, и 10-дневный срок — для оформления самого документа.
Временные рамки могут быть как сокращены, так и несколько увеличены. Последнее допускается, когда пакет требуемых документов направляется заказным письмом Почтой России. Следует учесть, что в 2021 году во множестве городов, районов и субъектов РФ в связи с коронавирусной эпидемией действуют особые режимы работы военных комиссариатов, и непосредственное обращение в это учреждение может быть недоступно. На практике замена военного билета долго не длится и в большинстве случаев укладывается в период от 2 до 3 недель.
Куда обращаться для замены
Когда вопрос, нужно ли менять военный билет при смене фамилии, решен утвердительно, появляется новый — куда обращаться. Заменой военного билета занимается только учреждение, осуществляющее учет военнообязанных граждан. Это означает, что необходимо обратиться в военкомат по месту жительства.
Допускается также обращение в комиссариат по месту временной регистрации, если ее срок превышает 3 месяца или нужно обратиться в МФЦ. Так как право на замену документа имеет только та структура, которая выдавала этот документ.
Если человек выбирает МФЦ, то главным преимуществом будет возможность подачи документации в одно окно. Но отделения МФЦ присутствуют не во всех субъектах РФ.
Какая грозит ответственность
Ответственность гражданина за утерю военного билета устанавливается действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он устанавливает, что подобное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей. Эта норма прописана в статье 21.7 КоАП РФ — в том случае, когда фиксируется факт его «небрежного хранения».
Дела о данных административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами военных комиссариатов (на основании ст. 23.11 КоАП РФ) по месту, где военнообязанный гражданин состоит на воинском учете. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица военных комиссариатов (согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
Таким образом, факт наложения штрафа за утерю военного билета и его сумма зависят от позиции военкомата, с учетом объяснений военнообязанного по поводу обстоятельств произошедшего. Тому, чтобы «отделаться предупреждением», могут поспособствовать зафиксированный в полиции факт кражи и своевременность последующего обращения в военкомат. Последнее возможно и при бытовой утере документа по халатности, но на практике чаще всего за этим следуют штрафные санкции — если не представлены доказательства какой-либо «форс-мажорной» ситуации.
Если военный билет потерял военнослужащий (срочник или контрактник), в его отношении применяется фиксируемое дисциплинарное взыскание как за грубый дисциплинарный проступок, вплоть до понижения в воинском звании. Хотя наложение дисциплинарного ареста в этом случае не применяется (поскольку аналогичная мера наказания отсутствует в КоАП), но и исключительно «устными» формами взысканий дело ограничиться не может. На практике чаще всего выносится выговор с занесением в персональные служебные данные. Если гражданин, потерявший документ, проходит военную службу по контракту, в его отношении могут быть вынесены достаточно строгие кадровые решения, вплоть до увольнения.
Следует учесть, что утрата военного билета, предпринятая гражданином с целью уклонения от призыва на срочную службу в армии, грозит ему уголовной ответственностью по части 1 статьи 328 Уголовного кодекса РФ. Это преступление наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Еще более серьезное уголовное наказание грозит тем, кто вместо процедуры восстановления незаконно приобретает подложный дубликат, зачастую со сгенерированными серией и номером.
Ответственность
Больше всего ответственности за потерю или порчу военника несут кадровые военнослужащие. Они сразу отстраняются от своих обязанностей, пока не будет восстановлен документ. Также в этом деле обязательно разбирается военная прокуратура. Минимальное наказание — это выговор с занесением в личное дело. Также может быть применен административный арест до 90 суток. Известны случаи принудительного увольнения из рядов военных.
Это интересно: Статья 52в в военном билете расшифровка 2021 год
Поэтому к военному билету и его замене необходимо относиться очень внимательно. В ближайшее время возможен перевод на электронную систему учёта военнообязанных граждан, но пока это всего лишь планы.
Если по каким-либо причинам в военкомате вам отказывают в замене документа, можно обратиться к военному юристу, который, разобравшись в обстоятельствах, подскажет, как действовать конкретно в вашей ситуации и насколько правы сотрудники военкомата.
Как восстановить военный билет в другом городе
Восстановление потерянного военно-учетного документа возможно исключительно по месту регистрации. Если гражданин при этом находится в другом городе, у него, при невозможности скорого возвращения, имеется три варианта действий:
Восстановление военника в чужом городе
Очень часто граждане не живут по месту прописки, а потому иногда возникает необходимость восстанавливать документы, находясь в чужом городе. В первую очередь, стоит отметить, что это невозможно. Если у гражданина нет хотя бы временной регистрации на 90 дней, значит, он не состоит на учете в местном военкомате и ему не положен там такой билет. Придется ехать в родной город.
Если такой возможности нет, можно делегировать свои полномочия доверенному лицу, которое весь процесс проведет от вашего имени. В таком случае важно оформить доверенность у нотариуса, и помнить, что для получения билета придется все же приехать лично.
Для постановки на учет в военкомате города, где вы реально проживаете, достаточно иметь регистрацию на три месяца, и тогда не придется ехать в родной город. Заменить документ можно по тем же правилам, что и по месту прописки.
Восстановление военного билета через МФЦ
Многофункциональные центры в отношении процедур, связанных с военным билетом, оказывают следующие виды услуг:
Срок выполнения зависит от причины утраты и других обстоятельств и, по заявлению официального сайта поддержки, составляет от 10 до 30 суток.
Как восстановить военный билет через Госуслуги
Осуществить процедуру восстановления военного билета, пребывая лишь в «онлайн-режиме», у большинства граждан России пока не получится. Возможность электронного направления заявки представлена только при присоединении отдельных муниципалитетов и ведомств воинского учета гражданин к единой электронной системе. При этом гражданин должен не просто зарегистрироваться в системе, но и подтвердить свой статус на едином портале Госуслуг.
После того, как интернет-пользователь откроет полноценный доступ ко всем функциям «Госуслуг», ему будет необходимо совершить следующие операции:
В любом случае портал Госуслуг информирует гражданина о порядке действий и списке необходимых для этого документов, а также напоминает о необходимости обращения в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства, в течение двух недель.
Сколько стоит восстановить военный билет: штрафы, пошлины
Новый военный билет оформляется и выдается бесплатно. Государственная пошлина за эту процедуру не взимается. Сумма штрафа допускается в пределах санкций по статье 21.7 КоАП РФ (от 500 до 3000 рублей), его конкретный размер определяется в зависимости от обстоятельств утраты документа. Он изменяется в сторону увеличения в случаях, когда:
В последнем случае гражданин, уличенный в уклонении от призыва на срочную службу в армии, привлекается и к уголовной ответственности.
Порядок замены пошаговая инструкция
Это интересно: Как получить военный билет после 31 года 2021 год
Без актуального «военника» не будет возможности получить ряд дополнительных услуг, что сможет серьезно усложнить жизнь. После того, как новый документ получен на руки, обязательно, чтобы исключить повторную процедуру, необходимо проверить каждую букву и цифру на наличие ошибок.
Для военнообязанного человека, военный билет является важным документом, поэтому так необходимо, вовремя актуализировать свои персональные данные.