испуг у ребенка признаки 2 года что делать

6 советов родителям, если ваш ребёнок сильно испугался чего-то

Не всегда мы можем, хоть и стараемся, оградить ребёнка от травмирующих ситуаций. Он может испугаться лающей собаки, клоуна, страшной картинки, взрыва петард, врача, человека с необычной внешностью или чего-то, что совсем не кажется страшным нам, взрослым. Клинический психолог, игротерапевт Ирина Катин-Ярцева рассказывает, как вести себя и что делать, если ребёнок пережил испуг.

Иногда такой испуг проходит бесследно, и, утешившись, ребёнок уже вновь весело играет, крепко спит и с аппетитом ест. Но может быть и по-другому. Если ребёнок в течение нескольких дней или дольше страдает от последствий испуга — плачет, отказывается выходить на улицу, плохо спит, стал заикаться (и даже мочиться в постель), жалуется на кошмары, резко вздрагивает, или его поведение после испуга заметно изменилось другим образом — ему нужна помощь.

Часто родители просто не знают, как нужно себя вести, чтобы действительно помочь ребёнку. Они убеждают его не бояться, доказывают, что опасности больше нет, и заставляют преодолеть свой страх одним из самых неудачных способов — ещё раз сталкивают его с тем, что его испугало. Наконец, родители могут даже ругать ребёнка за страх и проблемы, которые появились в его поведении. Всё это чаще всего вообще никак не помогает, а иногда даже усугубляет проблемы и развивает у ребёнка фобии. Но вот что можно сделать.

1. Не ругайте и не стыдите ребёнка за его испуг

Страх — естественное и нормальное чувство, часть инстинктивной программы самосохранения. Он нужен для выживания человека, чтобы предупреждать о потенциально опасных ситуациях. Как и другие эмоции, он плохо поддаётся контролю. Особенно у детей. Перестать бояться усилием воли нельзя, можно лишь не показывать свой страх другим и не признаваться в нём себе самому. Тогда страх и связанное с ним напряжение уходят в глубину подсознания и проявляются на физическом уровне — вздрагивание, плаксивость, нарушения сна и аппетита, тики, заикание.

испуг у ребенка признаки 2 года что делать. испуг у ребенка признаки 2 года что делать фото. картинка испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть фото испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть картинку испуг у ребенка признаки 2 года что делать.

2. Обсуждайте с ним, что случилось

Проговаривайте за ребёнка то, что он не может сформулировать сам:»Ты так сильно испугался, когда на тебя залаяла собака», «Ты не хочешь выходить на улицу, потому что боишься встретить там клоуна». Так вы поможете ребёнку выпустить страх наружу. Как и любая сильная эмоция, которая остаётся внутри, страх «давит» на ребёнка, создаёт постоянное напряжение. А если выпустить его наружу, как воздух из шарика, он теряет свою силу. Во время разговора с ребёнком попробуйте создать безопасную и спокойную обстановку, обнимайте его, если он не противится. Как правило, одного разговора не хватает, и приходится повторять много раз разными словами, вспоминая подробности случившегося, пока вы не почувствуете, что страх сына или дочери постепенно убывает. И главное, поддерживайте ребёнка всякий раз, когда он вспоминает случившееся и хочет поговорить об этом («А помнишь, мама, как я испугался пожара?»).

3. Рассказывайте ребёнку о своих чувствах и страхах («Мне тоже было страшно»)

Чувство беспомощности и собственный страх часто подталкивают нас обесценивать переживания свои и ребёнка, прятаться от них. Но это не помогает нам прожить и проработать эмоции. Разрешите себе и ребёнку бояться — не старайтесь убедить его в том, что на самом деле он не боится, что у него не было повода бояться или в том, что на самом деле все это не страшно. Даже если он согласится и подыграет вам, страх никуда не денется.

испуг у ребенка признаки 2 года что делать. испуг у ребенка признаки 2 года что делать фото. картинка испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть фото испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть картинку испуг у ребенка признаки 2 года что делать.

4. Не давите, если он не готов вновь пережить то, что его испугало

Не стоит настаивать и уговаривать ребёнка погладить маленькую соседскую собачку, если не так давно его укусила собака и он отказывается приближаться к животным. Спокойно и уважительно комментируйте его нежелание: «Ты хочешь далеко обойти щенка, потому что помнишь, как тебя укусила собака и теперь ты опасаешься даже маленьких собачек, которые не кусаются» — и со временем страх уменьшится и пройдёт.

5. Проиграйте с ребёнком напугавшее его событие

Предложите ребёнку разыграть на игрушках сцену, которая его испугала. Если ему меньше трёх-четырёх лет, то действовать и говорить за игрушки, возможно, придётся вам. Но будьте готовы передать ему управление игрушечными актёрами и следовать его собственному сюжету.

испуг у ребенка признаки 2 года что делать. испуг у ребенка признаки 2 года что делать фото. картинка испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть фото испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть картинку испуг у ребенка признаки 2 года что делать.

Как уложить ребёнка спать (если кажется, что он не уснёт вообще никогда)

Может быть, он станет в игре пострадавшим или нападающим, или переиначит события, как ему хочется (вдруг прилетит супергерой и всех спасёт, или убьёт того, кто напугал ребёнка). Комментируйте поступки и чувства персонажей игры («И вдруг лисичка увидела водолаза в маске. А-а-а! — кричит она. Как же она испугалась!»).

испуг у ребенка признаки 2 года что делать. испуг у ребенка признаки 2 года что делать фото. картинка испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть фото испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть картинку испуг у ребенка признаки 2 года что делать.

6. Предложите нарисовать свой страх (или то, что испугало)

Это правда действенный способ справиться с эмоциями. Как ребёнок будет выражать свой страх — зависит от него. Некоторые дети рисуют или лепят испугавшую сцену с точностью до мельчайших деталей, другие покрывают листы чёрной или красной краской, до дыр черкают на бумаге ручкой. Не стоит направлять ребёнка к какому-то «правильному» пути выражения или оценивать художественные достоинства результата. Главная задача такого творения — выплеснуть наружу то, что гнетёт ребёнка внутри.

Помните, что ребёнок не рождается с умением управлять своими чувствами и эмоциями. Да и не всем взрослым это хорошо удаётся. Поэтому главная задача — помочь ребёнку в этом.

Фото: iStockphoto (Briagin, Choreograph, jhandersen)

Ещё больше полезных текстов с лучшими советами психологов о воспитании и о том, как строить отношения в семье (чтобы никто не остался обиженным), в нашем телеграм-канале и на странице о детской психологии в фейсбуке.

Источник

Как снять испуг у маленького ребёнка

испуг у ребенка признаки 2 года что делать. испуг у ребенка признаки 2 года что делать фото. картинка испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть фото испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть картинку испуг у ребенка признаки 2 года что делать.«Мы с супругом смотрели фильм. Наша дочка спала в своей кроватке в соседней комнате. Внезапно мы услышали её крик. Из комнаты, где она спала выбежал наш кот. Мы поняли, что он разбудил нашу девочку, и не просто разбудил, а напугал, так как борт кроватки был поднят, а значит, кот в неё запрыгнул. Я взяла дочь на руки, но она стала плакать ещё сильнее. Объятия не помогали. Утешения отца так же не возымели успеха. Игрушки не отвлекали ребёнка от плача. От мультиков она отворачивалась. И даже грудь, которая гарантированно снимала тревогу ребёнка, оказалась непринятой. Мы носили её по квартире, пытались напоить, пели песни, но ребёнок на каждую новую попытку успокоить реагировал воплем. Она продолжала рыдать и выкручиваться. Истерика длилась около 2х часов. Что делать, мы не знали.»

Екатерина, мама Вики (10 мес)

Ситуация испуга у маленького ребёнка практически каждым родителям знакома. Спасительный рецепт успокоения оказывается до примитивного простым, и от этого может вызывать недоверие. Но давайте, для начала, рассмотрим процессы протекающие в психике во время сильного волнения. Тогда станет понято, как можно помочь малышу своими силами, успокоить его при испуге.

Специфика работы с маленькими детьми заключена в том, что они не могут сказать нам о том, что произошло. Особенно это касается детей до одного года. Единственный доступный им язык коммуникации – язык тела. Плач и истерические конвульсии – это единственный способ сообщить родителям, что произошло нечто ужасающее. Нечто, угрожающее представлению о целостности и безопасности мира.

Как правило, испуг у маленьких детей сопровождается ярко выраженным соматическим (телесным) проявлением. Своим телом ребёнок демонстрирует крайнюю степень возбуждения. Иногда протекание испуга вполне возможно перепутать с сильной нелокализованной болью в теле малыша. Испуг у маленького ребёнка способен вызвать расстройство аппетита, сна и общего самочувствия. У тоддлеров (ребёнок в возрасте от года до трёх лет) сильный испуг способен привести к необъяснимой плаксивости, заиканиям и другим нарушениям речи (алалия, мутизм, дизартрия, дислалия) в только зарождающемся умении говорить. Такой комплекс симптомов является признаком нарушения психической деятельности, и для её налаживания, скорее всего, нужно будет обратиться к специалисту по детской психике.

Испуг — защитная реакция

Для начала давайте разберёмся, чем отличаются такие понятия как испуг, страх, боязнь. В их отношении к опасности их легко разграничить:

Тяжело ли быть родителем? Воспитывать свое чадо, рассказывать что «хорошо», а что – «плохо», учить вежливым словам, нормам поведения…

Дочки-матери Поговорим о мамах взрослых дочерей. Многие мамы так и не смиряются со временем и намертво отказываются своим сознанием воспринимать взрослых дочерей как взрослых. Часто такие мамы вторгаются в вашу личную жизнь, дают вам советы, которых вы не просил

— Страх означает определенное состояние ожидания опасности и приготовление к последней, если она даже и неизвестна;

— Боязнь предполагает определенный объект, которого боятся;

— Испуг имеет в виду состояние, возникающее при опасности, когда субъект оказывается к ней не подготовлен, он подчеркивает момент неожиданности.

В страхе есть что-то, что защищает от испуга и, следовательно, защищает и от невроза, вызываемого им. Получается, что детские страхи защищают психику. Обычно состояние тревоги чаще всего является страхом. И один из способов ослабить интенсивность переживание – это перевести страх в боязнь. То есть обозначить, дать символизацию чувству и определить объект. Так как боязнью чего-то конкретного проще управлять, чем страхом чего-то неизвестного. Некоторые боязни защищают так же и тело. Если ребёнок не будет бояться, например, электрического тока в розетках, это может приводить к весьма болезненным и грустным последствиям для него и семьи. Потому внушение родителями боязни к естественным опасностям является педагогической нормой. Испугу будет посвящены другие части статьи.

Как происходит испуг на уровне психики

Для этого нужно познакомиться с тем, как функционирует психическая энергия у людей. В теле человека существует, так называемый “внешний слой” (защиты от раздражений), который благодаря постепенному понижению чувствительности предохраняет все более глубокие слои от травм. Одним из видов такой защиты является умеренная толерантность к обыденным раздражителям, таким как общий фон (звуков, касаний, света, … ), до тех пор, пока раздражение не станет столь интенсивным, что способно проломить эту защиту, тогда такое возбуждение становится травматическим. Человеческий организм оказывается неспособным удержать чрезмерные возбуждения в психическом аппарате. И здесь возникает задача преодолеть это раздражение путём психического связывания избыточного раздражения, что бы затем их нейтрализовать. Основная задача превратить эту возмущённую энергию в потенциальную, то есть «связать» её психически. Чем выше ресурс энергии, тем выше будет её связывающая сила; и наоборот, чем ниже этот потенциал, тем меньше эта система будет в состоянии воспринимать, усваивать энергию, тем сокрушительнее могут быть последствия такого прорыва “защиты от раздражения”

Дети в момент испуга не обладают таким развитым потенциалом психической энергии, но таким ресурсом обладают взрослые. Возбуждённая несвязанная психическая энергия отводится ребёнком через тело – возникает истерическая реакция на испуг. У взрослых людей это называется состоянием аффекта, когда потенциал энергии практически исчерпывается.

Условием возникновения испуга является отсутствие подготовленности, которой является страх. Так как в состоянии страха в теле создаётся защитный переизбыток энергии, которая аккумулируется в органе восприятия, где ожидается сильное раздражение. Таким образом испуг должен преобразоваться в конечном итоге в страх или даже боязнь. В тот вид страха, который несёт защитную функцию, и формирует безопасное поведение.

Почему дети из-за испуга плохо спят

Сон и сновидения являются самым надёжным путём исследования глубинных психических процессов человека. Больные травматическим неврозом, перенесшие ситуацию катастрофы или другой, сильно впечатляющий, момент в жизни, во время сновидения возвращаются в травматическую ситуацию и пробуждаются с новым испугом. В состоянии сна психика занята переработкой травматических событий (если мы говорим о тревожном сне в результате испуга) и повторение сильного переживания должно способствовать выработке “нормальной” боязни. И без помощи детского психоаналитика этот процесс может затянутся на неопределённое время.

Последствия испуга

Процессы сильного возмущения психической энергии оставляют так называемые “мнестические следы” – это следы воспоминаний, которые не имеют ничего общего с сознанием. Они могут оставаться продолжительными и стойкими, если вызвавший их процесс никогда не доходил до сознания. Проще говоря – это те сильнейшие переживания в жизни человека, которые впечатываются на “подкорку” бессознательного, что часто называется “травмировать психику”. В приведённом случае, теоретически у Вики могли бы появиться фобия котов, темноты, сна в кроватке или боязнь оставаться одной или множество других неблагоприятных последствий. Момент внезапного испуга является главным этиологическим условием травматического невроза. Такой невроз может развиться как у взрослых, так и у очень маленьких детей, для лечения которого можно обратиться к психоаналитику.

Как снять испуг у малыша в случае самопомощи

Снятие испуга на примере

Человеческая речь – это дар, способный исцелять.

Источник

Испуг у ребенка признаки 2 года что делать

С одной стороны, всё это кажется закономерным, потому что со временем исчезает.

Нужны занятия с логопедом?

В каждом возрасте дети чего-то боятся: двухлетние малыши — злую Бабу-Ягу, дошкольники — оставаться одни дома, в начальных классах — принести из школы двойку и не оправдать ожиданий, подростки — публичного осмеяния и непризнания. С одной стороны, всё это кажется закономерным, потому что со временем исчезает. С другой, всегда есть риск, что детские страхи перерастут в патологическую фобию и отрицательно скажутся на психическом развитии. Поэтому так важно понять почему они возникают и что делать родителям, чтобы они прошли бесследно и никак не влияли на будущую жизнь ребёнка.

Причины

Семья

Родители должны осознать одну простую истину: чаще всего детский страх — это следствие их собственного неправильного поведения: гиперопеки, тревожности, постоянной занятости на работе, недостатка заботы и любви. Да, зародиться он может вне семьи: в детском саду, на улице, у кого-то в гостях. Но укореняется только под влиянием родительской реакции. Если ситуация высмеивается, воспринимается не всерьёз, вообще игнорируется, впоследствии это способствует развитию более глубокой и трудноискоренимой фобии.

Когда виноваты родственники (родители, семья):

В этих случаях, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх, родители должны в корне изменить своё поведение.

Психотравмы

Второй блок факторов, способствующих развитию фобий, — психотравмирующая ситуация, основанная на сильном испуге. Это может быть что угодно:

Если ребёнок воспитывается в положительной, спокойной обстановке, в подобных ситуациях он переживает кратковременную эмоцию. При правильном поведении родителей (не акцентировать на этом внимание, успокоить, отвлечь, постараться забыть) она исчезает и не оставляет следа. В противном случае трансформируется в фобию и становится психотравмирующей ситуацией, порождающей различные психические расстройства и внутренние комплексы.

Физиология

К причинам возникновения детских страхов относятся также:

Механизм развития страхов под влиянием физиологии наименее изучен и строится в основном на гипотезах. Например, никто из специалистов на сегодняшний день не может объяснить, почему у ребёнка, родившегося у родителей, которым ещё нет 30 лет, гораздо меньше фобий и тревожных состояний, чем у того, что появился на свет, когда мама и папа перешагнули этот возрастной рубеж. Однако это научно подтверждённый факт.

Или, к примеру, наследственный фактор. Генетики пока не могут дать ответ, почему некоторые фобии передаются по наследству. Малыш, который никогда в жизни не видел пауков и не знает, опасны они или нет, кричит в ужасе, если один из родителей страдает арахнофобией. Почему так происходит — ещё только предстоит выяснить.

Другие причины

Чрезмерная фантазия

Увлечение фантастическими мультфильмами и книгами, ужастиками может порождать в сознании ребёнка существование потустороннего мира, параллельной реальности. На фоне богатой фантазии это чревато бессонницей и элементарной бытовой трусостью. Боязнь спать без света, идти одному в другую комнату, заглянуть в чулан или подвал становятся настоящими психотравмирующими ситуациями. Любая тень на стене воспринимается как монстр, любой шорох — как присутствие привидений.

Социальная дезадаптация

Любой межличностный конфликт вне дома может превратиться для ребёнка в устойчивую боязнь дальнейшего общения и новых знакомств. Причиной может стать самая незначительная ситуация — вскользь брошенное обидное слово, публичное высмеивание, грубое замечание со стороны воспитателя или учителя. В дальнейшем это будет проявляться в скованности и аутизме.

Постоянное напряжение

Причина может присутствовать как в семье, так и в социальном окружении вне дома (в детском саду, школе, дворовой компании). Если ребёнок постоянно слышит о каком-то конкретном ужасном случае (убийстве, смерти, пожаре), у него вырабатывается к нему устойчивая боязнь. Дошкольники, например, часто придумывают себе монстров и стараются облегчить свою ношу, напугав ими других. Известен феномен цепной реакции, когда в группе детсада малыши боялись одного и того же чудовища, которое оказалось плодом воображения одной из девочек. Такие ситуации — далеко не редкость.

Психические расстройства

Страхи свойственны детям, страдающим различными заболеваниями нервной системы и психики. Если они вовремя не были распознаны взрослыми, то могут перерасти в серьёзные патологии. Чаще всего причиной становятся неврозы.

Копирование реакции

Психотерапевты считают, что в насаждении детских страхов чаще всего виновато общество, окружающее ребёнка. При столкновении с чрезвычайной ситуацией он смотрит на реакцию других людей — родителей, сверстников, взрослых. В зависимости от того, какая она — испуг или спокойствие — у него формируется устойчивый паттерн поведения. В следующий раз он отреагирует на неё так же.

Это доказывает исследование, проводившееся в одном из детских садов. Участники были старшего дошкольного возраста. В зоопарк этого города завезли редкое животное необычного вида — трубкозуба (экзотическую земляную свинью). В первой группе на занятиях воспитатели показывали фотографии этого зверька и, умиляясь, рассказывали, какой он симпатичный, добрый и общительный. Второй при этом говорили совершенно противоположное — насколько он опасный, агрессивный и неуправляемый хищник, который нападает на человека.

После 2 недель подобной работы детей отвели в зоопарк. Как и следовало ожидать, малыши первой группы умилялись на необычное животное, подобно воспитателям, хотели его погладить и не испытывали никакого страха. Дошкольники второй группы даже не подходили к его клетке, жались к взрослым, а некоторые девочки визжали, когда зверёк пытался приблизиться.

Существует большое количество классификаций детских страхов.

Природные и социальные

Природные (основанные на инстинкте самосохранения):

Сверхценные, навязчивые, бредовые

Самые распространённые. Основная причина — безудержная фантазия, способная разрастаться до неимоверных размеров. Это боязнь темноты, смерти родителей, когда ребёнок сам себя убеждает, что во мраке водятся чудовища. Или боится, что мама опаздывает с работы, потому что умерла.

Порождаются конкретными жизненными ситуациями, которые могут стать психотравмирующими. Если ребёнок на несколько часов застрял в лифте, у него надолго сохранятся пережитые в тот момент эмоции. Если не помочь ему избавиться от них, может развиться клаустрофобия.

Наименее изученные детские страхи, причины которых не ясны. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок боится собственного дедушку, или воробья, или других элементарных вещей и явлений. Чтобы разобраться в механизме их появления, психотерапевт может посоветовать гипноз.

Ситуативные и личностные

Острые и хронические

Фобии

Чаще всего у детей диагностируются страхи:

Ночные страхи

Выделяются в отдельную группу как наиболее частые и опасные. Представляют собой парасомнии — поведенческие нарушения в различных фазах сна. Обусловлены незрелостью ЦНС, что объясняет частоту диагностируемых случаев у детей по сравнению со взрослыми. Проявляются в виде:

Самый рискованный возраст — от 3 до 12 лет. Причём мальчики страдают чаще. Какие проявления характерны:

Такое состояние может длиться от нескольких секунд до часа. Возможные причины:

Чтобы ночные детские страхи не переросли в патологию, важно вовремя обратиться за помощью к психотерапевту.

Возрастные страхи

Педагог-психолог М. Кузьмина провела исследование, на основании которого составила таблицу по возрастам. Для каждой половозрастной группы количество страхов строго регламентировано.

Плюсы стоят напротив тех фобий, которые характерны для указанного пола и возраста.

Таблица «Детские страхи по возрастам (норма)»

испуг у ребенка признаки 2 года что делать. испуг у ребенка признаки 2 года что делать фото. картинка испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть фото испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть картинку испуг у ребенка признаки 2 года что делать.

Таблица наглядно демонстрирует, что с возрастом количество страхов увеличивается. Согласно исследованиям, их обычно больше у детей из неполных, неблагополучных и замкнуто живущих семей.

Постоянные страхи испытывают мальчики, выросшие без отцов. Согласно исследованию Кузьминой, из-за отсутствия положительного примера мужчины-родителя у них развивается неуверенность в себе и заниженная самооценка.

Таблица показывает и возрастные кризисы:

Переломный возраст, так называемый экватор, — 7 лет. До него на первом месте — инстинктивная, беспричинная боязнь одиночества, собственной смерти. После они становятся более осознанными и социализированными: опоздать в школу, гибели родителей. Начиная с 12 лет, их количество постепенно сокращается. Нормальный подросток без психических отклонений к 16 годам не должен быть подвержен ни одному из вышеперечисленных страхов. Если некоторые из них присутствуют, это говорит о психологической незрелости личности, склонности к нервным расстройствам, депрессиям. Если их слишком много, это уже тревожный сигнал о наличии невроза или фобии.

Таблица «Страхи у детей дошкольного возраста»

испуг у ребенка признаки 2 года что делать. испуг у ребенка признаки 2 года что делать фото. картинка испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть фото испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть картинку испуг у ребенка признаки 2 года что делать.

Таблица «Страхи у детей младшего школьного возраста»

испуг у ребенка признаки 2 года что делать. испуг у ребенка признаки 2 года что делать фото. картинка испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть фото испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть картинку испуг у ребенка признаки 2 года что делать.

Таблица «Страхи у детей среднего школьного возраста»

испуг у ребенка признаки 2 года что делать. испуг у ребенка признаки 2 года что делать фото. картинка испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть фото испуг у ребенка признаки 2 года что делать. смотреть картинку испуг у ребенка признаки 2 года что делать.

Для подросткового возраста характерны 5 социальных фобий:

На возникновение социальных страхов у подростков большое влияние оказывает место проживания. Согласно исследованиям, у городских часто диагностируется боязнь насмешек (гелотофобия), буллинга или одиночества. Тогда как у сельских преобладает повышенная тревожность перед осуждением со стороны других, общением с незнакомыми людьми и наказаниями.

Те, кто воспитывается в детских домах и интернатах, боятся будущей самостоятельной жизни и повторения судьбы «неблагополучных» родителей.

Что делать

Чтобы избавить ребёнка от страхов, родителям придётся провести фундаментальную работу как с его устоявшимися паттернами поведения, так и с собственными. Нужно быть готовыми к изменениям межличностных отношений и психологической атмосферы в семье.

Помогут справиться со страхами такие простые действия:

В маленьком возрасте все эти приёмы нужно проводить в виде игры.

Что придётся изменить в семье:

Так как страхи детей часто сказываются на психосоматике, родителям необходимо снизить неприятные проявления подобного рода. Как можно уменьшить уровень тревожности:

9 категорических «нельзя» для родителей:

Все эти действия со стороны родителей помогут избавить ребёнка от страхов. Если же способы их преодоления оказались неэффективными, необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Борьба с ночными страхами

Советы психолога, как бороться с ночными страхами, должны стать настольной памяткой для тех родителей, чьи дети страдают от кошмаров во сне. Для начала нужно научиться, как правильно себя вести во время приступов.

Если приступы повторяются постоянно, необходимо:

Когда требуется помощь со стороны:

Комплексное лечение ночных кошмаров проводится совместно психологом, неврологом и психиатром. После тщательного медицинского обследования обычно назначаются ноотропы.

Диагностика

На выявление детских страхов в маленьком возрасте обычно уходит 1 сеанс у психолога. Чем старше ребёнок, тем затруднительнее диагностика, так как появляется скрытность, недоверие и прочие возрастные паттерны поведения.

Для диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте используются самые разнообразные методики.

«Домики»

Самая распространённая и точная методика выявления детских страхов, составленная М. А. Панфиловой и А. И. Захаровым на основании исследования М. Кузьминой. Её таблица «Детские страхи по возрастам (норма)» была представлена выше. Ребёнку дают два листа бумаги с нарисованными на них домиками. Один — чёрный, мрачный, устрашающий. Другой — разноцветный, яркий, весёлый, красивый. Педагог-психолог перечисляет страхи из таблицы, а малыш их «расселяет» по этим двум домикам. Перед этим ему нужно объяснить: в чёрный идёт то, что страшно, в разноцветный — то, что не страшно. Далее подсчитывается количество фобий, оказавшихся в первом домике. Если оно превышает норму, ребёнок отправляется на коррекцию.

«Силуэт человека»

Автор — Л. Лебедева. Методика определяет эмоциональное состояние по цветовому выбору, согласно Люшеру. Ребёнку предлагается нарисовать и раскрасить человека (или даётся уже готовый контур). На наличие страхов указывает преобладание чёрного, серого и коричневого.

«Рисунок семьи»

Авторы — Г. Т. Хоментаускас и В. К. Лосева. Методика позволяет отследить панические переживания, порождённые обстановкой в семье. Оценивается местоположение ребёнка на рисунке, наличие остальных родственников, близко или далеко они от него находятся, держат за руку или нет, цвет одежды и многое другое. Диагностика чаще всего используется семейными психотерапевтами.

Используются также диагностические опросники:

И. В. Самойленко предлагает использовать сказкотерапию для диагностики. Зачитывается сказка с проблемной концовкой, которую должен додумать ребёнок. Если у него всё закончится хорошо, вряд ли у него есть проблемы с фобиями.

Помимо всех этих методик, родителям и воспитателям предлагается понаблюдать за ребёнком в течение 3-5 дней. Если он страдает от фобий, на это укажут определённые маркеры:

Для диагностики ночных кошмаров используется полисомнография. С помощью компьютерных программ проводится наблюдение за ребёнком, пока он спит. Результатом является гипнограмма, содержащая информацию о качестве и структуре сна, количестве и продолжительности стадий и фаз. На его основании делается вывод о наличии или отсутствия патологии и назначается лечение.

Терапия и коррекция

Со страхами у малышей может справиться обычный педагог-психолог в детском саду. Психология располагает богатым выбором техник, методов и приёмов. Чаще всего их коррекция производится посредством арт-терапии. Она позволяет:

В зависимости от возраста, способностей и личных предпочтений для коррекции используются не только рисование, музыкотерапия, лепка, пескотерапия и танцы. Сюда относится бисероплетение, шитьё, резьба по дереву, мозаика, оригами и многие другие проявления творческого начала. Выплёскивая свои переживания, боязнь наружу, ребёнок освобождается от них.

Сказкотерапия, психодрама и ролевые игры — ещё одни эффективные методы коррекции, но их уже чаще всего используют психотерапевты. Здесь нужно правильно подобрать материал, распределить роли, скорректировать межличностные отношения. Ребёнок, боясь какую-то конкретную ситуацию, понимает, что это сиюминутная эмоция, с которой можно справиться и больше не возвращаться к ней.

Коррекция подростковых панических эмоций чаще всего ведётся в группах. Это позволяет избавиться им от тех социальных фобий, которые присущи данному возрасту. Разговоры по душам и ролевые игры помогают раскрепоститься и приобрести уверенность в себе. В качестве домашних заданий выступают различные упражнения-адапторы к стрессам и аутотренинги (посредством аффирмаций).

Если фобия у ребёнка оказалась запущенной и её причина не выявляется, возможно, помогут последователи Зигмунда Фрейда. Его книга «Психоанализ детских страхов» в своё время вызвала бурю протестов. В ней содержатся шокирующие реальные истории, с которыми сталкивался в своей практике знаменитый австрийский психолог. Он акцентирует внимание на сексуальных составляющих подсознания даже у малышей, что могут принять далеко не все родители. Поэтому данное направление в коррекции детских страхов используется крайне редко.

Постоянная работа со страхами у детей со стороны родителей и с привлечением профильных специалистов даёт достаточно быстрые и эффективные результаты. Главное — не упустить тот момент, когда они перерастают в нечто большее и могут сказаться тяжёлыми последствиями для психического здоровья.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *