исследование развития научного знания является целью чего

Тема 16. Научное познание и научное исследование

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

Познание представляет собой процесс активного отображения человеком внешнего мира и своей собственной природы. Иначе говоря, это процесс накопления знаний, увеличение объема информации, необходимой человеку для его жизни. Знания — это результат познавательной активности или деятельности. Они представляют собой субъективные образы действительности в сознании человека (представления, понятия и др.), а также осмысленные навыки, умения преобразовывать эти образы, оперировать ими в соответствии с решаемыми задачами. Накопление, сохранение и передача знаний осуществляется только общественным человеком, выступает как социальный процесс. Знание фиксируется обществом в системе естественных или искусственных языков, сохраняется с помощью технических носителей информации.

Познание как активность носит исторический характер, оно развивалось в русле общей культурной эволюции человека. Элементарные «знания», обусловленные биологическими закономерностями, присутствуют и у животных (особенно высокоразвитых), которым они служат в качестве необходимых факторов реализации их жизненных программ. Знания человека, социальные по своей природе, могут выступать в различных формах. Одним из видов познания является научное познание.

Научным называется особый вид современной социальной деятельности, отличающийся специфическими для него признаками. При характеристике научного познания обычно указывают на следующие отличительные черты:

Один из основателей научного подхода в познании Ф. Бэкон писал, что до XVII в. открытия делались случайно, а не методически; открытий было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Что сделано не своевременно, сделано понапрасну. Человек, ковыляющий по прямой дороге, опередит человека бегущего, но сбившегося с пути. К средствам, улучшающим познание, Ф. Бэкон относил:

По его мнению, не имея научного метода, вообще не следует браться за исследование, так как результат будет незначительный: это процесс, направленный на открытие новых знаний; научное познание характеризуется систематичностью; ему присуща строгая доказательность; оно имеет целью раскрытие законов в изучаемой области; это интеллектуально-волевая деятельность.

Кроме этого, научное исследование характеризуется особым пониманием объекта познания и способом закрепления и оформления полученных результатов. Объект научного исследования – некоторая область действительности, охватывающая целый класс сходных явлений, их совокупность. Так как для конкретного исследования объект познания является слишком сложным, то он, как правило, изучается по частям. Поэтому введено другое понятие. Предмет исследования – это определенный срез, аспект, угол зрения, под которым рассматривается объект познания. Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т. п.).

Развивающееся научное знание претерпевает последовательную смену следующих форм: факт, проблема, гипотеза, теория и парадигма.

Наука не просто стихийно накапливает факты, она добывает их сознательно и целенаправленно в упорной профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что термин «факт» в научной литературе употребляется в двух значениях:

Если факт осмыслен и зафиксирован в языке какой-либо науки, то здесь имеет место научный факт. Фиксация в других системах понятий дает нам мифологический, религиозный факт или другие виды фактов.

Сознательное отношение к накоплению фактов позволяет облегчить эту работу за счет сужения фронта поиска. Исследователь определяет, какого рода факты он собирается накапливать, из какой области, при каких условиях, какими средствами будет пользоваться и т. п. Необходимо помнить, что научный факт — это осмысление реального явления с определенной теоретической точки зрения. Поэтому истинность фактов определяется истинностью применяемой теории, т. е. научные факты могут быть как истинными, так и ложными. Строго говоря, ложными научные факты признаются:

Оценкой фактов заканчивается первый этап научного познания. Следующий этап связан с появлением фактов, которые не могут быть объяснены с помощью имеющихся знаний. Возникает проблемная ситуация – осознанное противоречие между новыми фактами и существующей теорией. В этом случае в познании требуется совершить диалектический скачок: дать новое объяснение событию, т. е. развить старую или построить новую теорию.

Таким образом, научная проблема – это вопрос, для ответа на который требуется новое знание. Она выступает закономерным этапом развития научного познания. Наука не может прогрессировать без решения все новых и новых проблем. Отсутствие проблем привело бы к прекращению исследований, т. е. к прекращению производства новых знаний. Поэтому задача пытливого ума – ставить и решать научные проблемы.

Постановка проблемы предусматривает следующий процесс:

Решение научной проблемы начинается с выдвижения гипотезы. Гипотеза – это обоснованное предположение, не противоречащее достоверным фактам, законам, доказанным положениям науки. Поскольку гипотеза наряду со старым содержит и новое знание, то она должна подлежать проверке. Практическая проверка – это соотнесение гипотетического значения с реальной действительностью или с результатом эксперимента. Теоретическая проверка – это соотнесение с известными фактами как можно большего количества логически выведенных из гипотезы следствий. Доказанное гипотетическое знание составляет научное открытие. Оно становится новым элементом старой теории или образует новую теорию. Она представляет собой систематизированное доказанное знание о каком-либо фрагменте действительности. Развитие теории осуществляется в ходе постоянного уточнения ее положений на основе вновь получаемых фактов. Цикл завершается: чтобы подтвердить или опровергнуть новую теорию, нужны новые факты.

Таким образом, научное исследование — это вид социальной деятельности, целью которого является научное познание окружающего мира явлений, осуществляемое как профессиональная деятельность субъектов или их коллективными образованиями (группами, институтами, сообществами), и результатом которой является получение теоретический и практических знаний.

Такой характер развития присущ всем научным исследованиям.

Научное исследование осуществляется в рамках той или иной научной школы или парадигмы. Оно, как уже указывалось, невозможно без опоры на соответствующие методы.

Слово «метод» в переводе с греческого языка означает путь к цели. По отношению к познанию его употребляют в смысле «путь к знанию», «путь к истине». Понятие «метод» определяется как способ действий, вид приемов и операций, направляющих познание. Такой способ всегда отражает свойства объекта и субъективные возможности исследователя.

Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространенное основание классификации – степень общности. По этому основанию выделяют четыре группы методов: философские методы; общенаучные методы; частнонаучные методы; специальные методы.

Значимость методов исследования сложно переоценить, так как именно от правильно выбранных и творчески применяемых методов познания зависят результаты научного поиска.

Завершается научное познание выработкой так называемой научной парадигмы. Под парадигмой (от греч. «пример, модель, образец») подразумевается совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и консолидирующая (объединяющая) большинство его членов. Парадигма как высший уровень обобщения знания обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества. Также под парадигмой подразумевают общепризнанную всеми представителями социологической науки (или отдельного ее направления) совокупность взглядов и методов научного исследования.

В любой философской концепции одной из важнейших является проблема истины. Кроме философии никакие науки проблему истины не исследуют, а используют уже готовое определение. Обычно под истиной понимают адекватное знание о чем-либо. Такое понимание идет из глубокой древности. За пределами знания истины нет. Вещи сами по себе ни истинны, ни ложны; они существуют, независимо от того, что знают о них люди. Характеристика «истинно» (равно как и «ложно») относится только к знанию. Т. е., истина – это оценка суждения, которое точно отображает свойства и связи рассматриваемого объекта. Истина – это знание, которое по определению не зависит от интересов людей.

Человечество достигает истины, преодолевая заблуждения, которые, тем не менее, выступают необходимым спутником познания. Заблуждение – это оценка содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое заблуждающимся человеком за истинное. Не следует полагать, будто заблуждения – всего лишь досадные случайности: они неизбежные спутники правильного познания, более того – его внутренне необходимые элементы. Человеческий разум, устремляясь к истине, неизбежно выдвигает множество предположений, увлекается ими, нередко впадает в крайности, обусловленные исторической ограниченностью его практики, а также творческими предположениями ума. Заблуждения обусловлены и сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуациях неполной информации. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ошибочность которых выявляется только впоследствии ходом дальнейшего развития науки (например, геоцентрическая теория Птолемея). Но без таких идей развитие познания было бы невозможным.

Заблуждения имеют не только познавательные, но психологические и социальные основания. Однако их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь – это умышленное искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение, обмануть. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Основанием для существования лжи может также быть логически неправильное мышление человека, воспринимающего информацию. На этом построены различные логические уловки.

Познание, стремящееся к истине, не обходится без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий. Оно невозможно без заблуждений, ошибок. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, оценок. Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина утверждается. Подлинный ученый должен иметь смелость высказать свое мнение и даже спорные положения, если он не сомневается в их достоверности, безотносительно к давлению вненаучных факторов.

Система научных знаний, опыт постоянно изменяются, совершенствуются. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого.

Таким образом, совершенно очевидно, что не все наши знания есть истина. Более того, не все верные знания верны полностью. Такое состояние знаний описывается отдельными понятиями. Абсолютная истина – это точное и исчерпывающее знание об объекте. В силу этого определения абсолютная истина никогда не может быть опровергнута. Относительная истина – это точное на определенном этапе, но не исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина по мере накопления человеческого опыта дополняется, конкретизируется.

Неизменное знание часто называют догмой. Человека, который придерживается таких знаний, называют догматиком. А данная позиция в философии называется догматизмом. Плохо это или хорошо? Опора на неизменное знание очень часто бывает полезна, так как помогает правильно ориентироваться в мире. Формулы типа: время все лечит, летом тепло, на красный свет светофора не двигайся – обеспечивают нам уверенность в действиях. С другой стороны, отжившие взгляды ограничивают творчество человека. Противоположная философская позиция – релятивизм. Это утверждение, что абсолютной истины не существует, все знания относительны.

Оценить знания на предмет истины призвано специальное средство – критерий истины. Решение вопроса о том, что взять в качестве критерия, всегда считалось очень важным. В Античности неспособность найти подходящий критерий привела к появлению скептицизма. В Средние века различалось правильное и истинное знание, истинное знание – то, которое раскрывает символический смысл вещей, вложенных в них актом творения. А правильное – это знание, проверенное опытом и приносящее практическую пользу. При этом опыт не рассматривался в качестве существенного критерия, а ссылки на него, в лучшем случае, означали выявление одного из возможных смыслов вещи, в худшем – оценивался как заблуждение. В Позднем Средневековье французский философ П. Абеляр (1079 – 1142) выдвинул положение, что истина может быть достигнута лишь в результате сопоставления противоречивых высказываний о предмете. Другими словами, его средство достижения истины – спор (отсюда «В споре рождается истина»). По утверждению П. Абеляра, истинно то, что доказано. Это было очень прогрессивно, так как подрывало слепую веру в авторитетные высказывания. С начала XVII в. главными критериями истинности научного знания становятся опыт и эксперимент. В современной отечественной философской литературе этот критерий развит до более широкого понятия – общественная практика.

Научное знание не может, конечно, всякий раз непосредственно проверяться практическим опытом. Научная теория считается состоятельной и в том случае, если ее истинность подтверждается логически.

Однако практике в процессе познания отводится ведущая роль, которая реализуется через три основные функции:

Необходимо понимать, что практика как критерий не может дать в каждом исследовании «вечные» истины, не нуждающиеся в новой проверке и уточнении. С этой точки зрения практика содержит как абсолютный, так и относительный моменты. Абсолютность практики заключается в том, что она, в конечном счете, выступает определяющим, высшим критерием, при помощи которого можно отделить истину от заблуждения. Относительность ее состоит в том, что бесконечное изменение мира и развитие общества оставляют незавершенным развитие любых форм практики. Практика как способ преобразования мира также подчинена всеобщим диалектическим законам и подвергается соответствующему отрицанию.

Так решается проблема истины в естествознании. По сравнению с ним решение проблемы истины в социальном познании имеет существенное отличие.

Социальное познание занимает особое место в системе исследовательской деятельности человека уже потому, что речь идет об изучении человеком самого себя, самопознании общества. Социальное познание служит основой и предпосылкой управления социальными процессами и формирования человека. Наконец социальное познание служит взаимному согласованию общества и личности, гуманизации социальных структур, социализации человека.

Социальное познание, таким образом, имеет, по меньшей мере, три взаимосвязанных аспекта: изучение человека (гуманитарный аспект), изучение общества (социальный аспект) и изучение взаимоотношений между обществом и человеком (социально-гуманитарный аспект). В силу многогранности предмета исследования социальное познание использует данные естественных и технических наук и в свою очередь обогащает их своими выводами.

Социальные науки имеют много общего с другими областями научного познания. Социологи так же добывают факты, анализируют их, осуществляют первичные обобщения, стремятся добраться до причин изучаемых явлений, выявляют закономерности, строят идеализированные объекты, применяют логику и математику, выдвигают многообразные гипотезы, стремятся превратить их в теории. Как и в других науках, используются доступные средства и разрабатываются многообразные методы исследования научного материала. В то же время социальное познание обладает некоторыми особенностями, выделяющими его в особый вид познавательной деятельности.

Главное – при изучении природы исследователю противостоит относительно пассивный объект. Темпы изменения природы гораздо медленнее темпов изменения человека. Поэтому законы природы мы считаем практически неизменными. А с чем сталкиваются общественные науки?

Одной из важнейших особенностей является то, что социальные теория и практика пронизаны личными и общественными интересами, которые при разных обстоятельствах могут выступать и как стимул, и как тормоз развития. Люди предстают и как активные субъекты, и как объекты, подвергающиеся собственному изучению. Если в естественных науках сравнительно легко добиться повторяемости опыта, многократного воспроизведения интересующего нас явления, то в области общественных явлений это, как правило, невозможно (каждый человек, общество не просто быстро изменяются, но изменяются необратимо и внешне мало предсказуемо). В силу этого формируется акцент познания на единичное, индивидуальное, уникальное.

Другая особенность состоит в том, что в социальном познании применяются, главным образом, теоретические методы. Характерный и широко используемый в естественных науках эксперимент применять или невозможно, или социально опасно, поскольку речь идет о судьбах людей.

Третьей существенной особенностью выступает то, что для социальных теорий критерий практики становится не эффективным из-за невозможности проверить социальную теорию относительно быстро. Дело в том, что естественный ход вещей в социальном процессе может растянуться на десятилетия. Например, обещание построить коммунизм через двадцать лет или каждой семье отдельную квартиру через пятнадцать лет. В указанные сроки часто бывает не с кого спросить. Поэтому непосредственной формой проверки социальных гипотез служит логическое доказательство. На это люди и вынуждены опираться, например, при выборе кандидатов на замещение властных должностей.

Казалось бы, логическая связность и непротиворечивость социальных теорий (предвыборных программ) может избавить от ошибок в развитии общественных отношений. Однако, как известно, логика не критична к исходным принципам и ценностям, на которые опирается автор социальной теории. Логика дает разные ответы, поскольку исходные данные (идеи) у людей различны. Вот поэтому и становится очевидным решающее значение мировоззренческих принципов и универсалий культуры в социальном познании. Их человек в обыденной жизни не осознает или не придает им особого значения. Но именно эти принципы, основополагающие философские идеи являются не просто отправным пунктом, но и определяющим критерием социального познания.

В современной науке существует большое многообразие путей познания и форм знания. Можно выделить такие пути, как практический и духовный, рациональный и иррациональный. По-видимому, возможны и другие классификации. Что касается форм человеческого знания, то здесь также можно указать классификации по различным основаниям: мифологическое, религиозное, обыденное и научное; эмпирическое и теоретическое; фундаментальное и прикладное и другие.

Особое место в познавательной активности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком состояния и развития собственной духовности и внешней активности. Цель самопознания – понять собственную сущность. Поскольку сущность – это основные свойства и связи объекта, то человек не может познать себя в отрыве от окружающего мира. Познавая себя, человек познает мир, так как является его элементом, а познавая мир, он яснее сможет понять себя.

Источник

Исследование развития научного знания является целью чего

Какую новую тему добавила современная эпоха к извечным философским проблемам?
проблему единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле

Что относится к основным мировым проблемам?
все перечисленное верно

Что такое мера в философии?
граница бытия объекта

Что такое глобализация?
процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах общественной жизни

Что такое агностицизм?
учение о принципиальной непознаваемости мира

Как называется наука о сущности и сущностной структуре человека; его отношении к царству природы (неорганический мир, растения, животные) и к основе всех вещей; его метафизическом сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном появлении в мире; силах и властях, которые движут им и которыми движет он?
философская антропология

Как называется междисциплинарная область научных исследований, направленных на выявление сущности, тенденций и причин процессов глобализации, порождаемых ею глобальных проблем и осмысление последствий этих процессов?
глобалистика

Что такое аксиология?
философское учение о ценностях

Что является составляющей научного факта?
все перечисленное верно

Что является компонентом философского знания?
все перечисленное верно

Когда можно было усмотреть первые признаки глобализации?
в конце XV века

Какую функцию в поведении человека выполняет идеал?
регулятивную функцию

Из чего релятивистская аксиология выводит ценности и соответствующие им оценки?
из интереса или ситуации, обусловленных индивидуальным бытием человека

Что есть утилитарная ценность вещи?
ценность средства

Какое сознание направлено на мир окружающих нас вещей, предметов, событий? (по С.Л. Франку)
предметное сознание

Кто из древнегреческих ученых не обособлял форму (идею) и материю, а утверждал их неразрывную связь?
Аристотель

Что является ключевой формой деятельности в постсовременном обществе?
потребление

Кем был предложен критерий фальсифицируемости научных теорий?
К. Поппером

Что следует отнести к числу сверхновых и наиболее актуальных областей исследований, проводимых в рамках современной философии?
философию глобализации и глобальных проблем современности

Кто является автором книги «Структура научных революций»?
Т. Кун

Какую позицию характеризуют концепции «индустриального», «постиндустриального», «информационного» общества?
технооптимизма

Что является логическим продолжением и развитием идей Гегеля и Фейербаха?
марксизм

Что является вторичной сферой бытия? (по Гартману)
сфера познания

К какой группе категорий Кант относил понятия пространства и времени?
к категориям чувственности

Кто является представителями субъективного идеализма?
Д. Беркли, Д. Юм, И. Фихте

Кто первым предпринял серьезную попытку классификации личностей?
К. Гален

Как в аксиологии называется отношение бытия к духовным запросам человека?
ценность

Какой вид знания представляет собой вид живого практического знания, которое формируется в процессе жизнедеятельности и общения людей?
обыденное знание

Чем является рефлексия для философии?
принципом мышления, направленным на осмысление собственных предпосылок

Под каким элементом мировоззрения понимается чувственное восприятие окружающего мира, когда чувства, настроение как бы «окрашивают» мир, запечатлевают его образ через призму субъективных, сугубо индивидуальных ощущений?
под мироощущением

Кто является субъектом познания?
человечество в целом

Что такое мировоззрение?
совокупность представлений человека о мире и своем месте в этом мире

Как называется наука о сверхчувственных принципах и началах бытия?
метафизика

Отрицание – это философская категория, обозначающая …
необходимый момент процесса развития

Какие ресурсы являются возобновимыми?
гидроэнергия, древесина, энергия Солнца

Проблемами какого уровня являются сильные землетрясения, крупнейшие наводнения или гражданские войны в небольшом государстве?
локального

Какая форма мировоззрения исторически была первой?
миф

Что не является социальным посредником?
труд

Кто понимал под сущностью вечный принцип бытия вещей?
Аристотель

Что относится к числу неустранимых атрибутов знания, обусловленных человеческой природой?
все перечисленное верно

Какие три основных начала включены в духовность человека?
познавательное, нравственное и эстетическое

Кто является автором книги «Человек играющий»?
Й. Хейзинга

В каком типе целостности имеет место сравнительно слабая зависимость части от целого и значительная зависимость целого от части?
в механическом целом

Кто является основоположником концепции «личностного знания»?
М. Полани

Что представляет собой «научный гуманизм»?
настоятельную необходимость коренного изменения человеческой деятельности, ставящей научно-технический прогресс в прямую зависимость от нравственных свойств не только отдельного человека, но и человечества в целом

Кто из философов утверждал, что «в ХХ веке началась всеобщая всемирная история»?
А. Тойнби

Кто из мыслителей рассматривал творчество как великую неудачу?
Н. А. Бердяев

В чем состоит суть «зеленой революции»?
в резком увеличении продуктивности сельского хозяйства при внедрении новых высокопродуктивных сортов пшеницы и риса

Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными?
все перечисленное верно

Какой из перечисленных методов не относится к методам социального прогнозирования?
Эксперимент

Что для М. Вебера социальный объект (общество)?
результат осмысленного человеческого поведения

Какой функцией философии является разработка ею целого ряда научных категорий?
методологической

Что такое праксиология?
учение о человеческой деятельности

На чем основан метод дедукции?
на умозаключениях от общего к частному

Какую функцию выполняет философия тем, что она дает возможность развить культуру теоретического мышления?
культурологическую

Что относится к основным категориям бытия человека, определяющим его жизнь?
все перечисленное верно

Для какого подхода весьма характерно учение Т. Мальтуса о «естественном законе» народонаселения?
для биологизаторского подхода

Какие слои реального мира выделял Гартман?
мертвое, живое, психическое и духовное

Какие проблемы являются интерсоциальными?
устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира, установление нового международного экономического порядка

Какие виды эксперимента различают в зависимости от целей исследования?
исследовательский эксперимент (открытие нового) и проверочный (установление истинности гипотез)

Кто развивал концепцию гармонизации отношений человека с природой в ХХ веке?
Т. де Шарден

На чем базируется жизнь традиционных обществ?
на личной связи

Кто обосновал идеи «этики благоговения перед жизнью»?
А. Швейцер

Какое понятие является центральным в современной диалектике?
противоречие

Что изучает гносеология?
познание

Какой примитивной форме религии свойственно культивировать веру в существование душ и духов, а также в их способность влиять не только на жизнь людей, но и животных, на предметы и явления окружающего мира?
анимизму

Кто был первым мыслителем, поставившим проблему бытия?
Парменид

Кому приписывают открытие теории так называемых превращенных форм?
К. Марксу

Кто является основоположником и первым президентом Римского клуба?
А. Печчеи

Что такое гипотеза?
научно обоснованное предположение

Что такое синергетика?
учение о самоорганизации материи

Что относят к формам чувственного познания?
ощущение, восприятие, представление

Какая из следующих функций не относится к числу философских?
иллюзорно-компенсаторная

Как называют взгляды в случае, когда основное внимание концентрируется на негативных последствиях человеческой деятельности и проблемах окружающей среды, а перспективы их решения видятся в негативных тонах?
экопессимизм

Как называется отражение общественного бытия и выражение его через особый стиль мышления или стиль искусства (что, в конечном счете, также является стилем мышления), который сложился в обществе?
объективная мыслительная структура

Кому принадлежит изречение «Все течет подобно течению реки»?
Гераклиту

Какие три важнейших фактора оказывают наибольшее влияние на формирование личности?
генетическая наследственность, культурная среда, обстоятельства жизни

Что является основным вопросом философии?
материализм и идеализм

Что в Древней Греции означал термин «пайдейя»?
всестороннее образование и воспитание

Что включает в себя рациональное познание?
рассудок и разум

Какое слово пропущено в следующей фразе «Дорога философии устлана…»?
прецедентами

Что является особенностью глобальных проблем?
все перечисленное верно

Что в гегелевской диалектике означает категория отрицания?
необходимое условие развития

Какая демографическая проблема остро стоит перед развитыми странами?
проблема низкой рождаемости

Характерной чертой какой глобализации является осознание широкими слоями населения глобальных угроз и процессов глобализации, а также формирование глобального сообщества и соответствующих ему ценностных ориентиров, культуры, образа жизни?
многоаспектной

Как называется форма мышления, в которой отражается факт существования предметов, связь между предметом и его признаком или отношение между предметами?
суждение

Кто является авторами теорий «постиндустриального», «информационного», «компьютерного» общества?
Д. Белл, Г. Кан, А. Тоффлер

Что И. Кант понимал под философией?
познание последних целей человеческого разума, которое придает высшую ценность другим знаниям, поскольку она выявляет их значение для человека

Что является основным источником активности человека?
потребности

Поведение каких систем изучает кибернетика?
поведение управляющих систем

Какие типы связей различают по содержанию?
генетические, функциональные, структурные, энергетические, вещественные, информационные

Каково основное назначение религии?
определение смысла жизни человека, бытия природы и общества

Что означает слово «философия» в переводе с древнегреческого языка?
любовь к мудрости

Какое качество не свидетельствует об исключительном характере, особом месте человека среди других предметов или явлений окружающего мира?
предопределенность

М1
В каком типе целостности имеет место сравнительно слабая зависимость части от целого и значительная зависимость целого от части? в механическом целом

К какой группе категорий Кант относил понятия пространства и времени? к категориям чувственности
Какая из следующих функций не относится к числу философских? иллюзорно-компенсаторная
Какая форма мировоззрения исторически была первой?миф
Какие типы связей различают по содержанию? генетические, функциональные, структурные, энергетические, вещественные, информационные

Какое понятие является центральным в современной диалектике? Противоречие
Какое слово пропущено в следующей фразе «Дорога философии устлана…»?прецедентами
Какой примитивной форме религии свойственно культивировать веру в существование душ и духов, а также в их способность влиять не только на жизнь людей, но и животных, на предметы и явления окружающего мира? Анимизму
Кому принадлежит изречение «Все течет подобно течению реки»? Гераклиту

Кто из древнегреческих ученых не обособлял форму (идею) и материю, а утверждал их неразрывную связь? Аристотель

Кто понимал под сущностью вечный принцип бытия вещей? Аристотель

Кто является представителями субъективного идеализма? Д. Беркли, Д. Юм, И. Фихте

Поведение каких систем изучает кибернетика поведение управляющих систем
Под каким элементом мировоззрения понимается чувственное восприятие окружающего мира, когда чувства, настроение как бы «окрашивают» мир, запечатлевают его образ через призму субъективных, сугубо индивидуальных ощущений? под мироощущением
Что в гегелевской диалектике означает категория отрицания? необходимое условие развития
Что в Древней Греции означал термин «пайдейя» всестороннее образование и воспитание
Что следует отнести к числу сверхновых и наиболее актуальных областей исследований, проводимых в рамках современной философии? философию глобализации и глобальных проблем современности
Что такое агностицизм? учение о принципиальной непознаваемости мира
Что такое мера в философии? граница бытия объекта
Что такое мировоззрение? совокупность представлений человека о мире и своем месте в этом мире

Что такое синергетика? учение о самоорганизации материи

Что является компонентом философского знания?все

Что является логическим продолжением и развитием идей Гегеля и Фейербаха марксизм

Что является основным вопросом философии? материализм и идеализм

Что означает слово «философия» в переводе с древнегреческого языка? любовь к мудрости

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *