истина что это в философии
Что такое истина — ищем истинное трактование, определяем ее критерии и изучаем виды (абсолютная и относительная истины)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие истины часто упоминают преподаватели, учёные, религиозные деятели и другие представители интеллектуальной элиты.
Дать ей точное определение так же трудно, как и объяснить, что такое свобода или что такое любовь. В литературе вы встретите несколько десятков разных трактовок. Так что же такое истина? Давайте разбираться.
Понятие истины в философии
Истина – это центральная проблема в философии. Ведь философы всегда пытались описать мир на самых абстрактных (отвлечённых от конкретики) уровнях.
Основоположником классический трактовки стал Аристотель. Именно его определение вы встретите в школьных и университетских учебниках. Другими сторонниками классического подхода были Платон, Демокрит, Фома Аквинский. Если перевести философский язык на человеческий, то получим вот такую формулировку:
«Истина – это соответствие знания объективной реальности».
Приведём простой пример. На столе лежит круглый оранжевый цитрус с кисло-сладким ароматом. Петя смотрит на него и думает: «Это апельсин». Его знание о фрукте соответствует реальности, а значит истинное. Таким образом, истина – это формула: «Реальный апельсин = Знание об апельсине».
Но это не единственная философская трактовка данного понятия. Существуют ещё и такие определения понятия:
Таким образом, истина в философии – это абстрактное понятие, которое используется для описания процесса познания.
Окружающий мир сложный и многогранный. Чем больше люди о нём знают, тем выше шансы на выживание, комфортное существование, тем быстрее развиваются технологии.
Если говорить простыми словами, то истина – это 100% понимание мира. Люди заинтересованы в том, чтобы к ней стремиться.
Истина и её критерии
Как понять что-то сложное? Научиться отличать его от противоположного. Обычно истину противопоставляют с ложью, неопределённостью, тайной, заблуждением.
Признаки, которые характерны только для истинного знания, называют критериями истины.
Именно практика толкает людей к познанию мира, поэтому выступает главным критерием. Истина – это знание, проверенное обществом во времени.
Например, учёные сделали утверждение о том, что Земля имеет форму шара (немного приплюснутого с боков). Спустя несколько веков люди полетели в Космос и убедились в этом. «Земля имеет форму шара» — это истинное суждение.
Логичность.
Один из известных законов логики – непротиворечия. Если есть два противоположных суждения, то оба из них истинными быть не могут.
Например, студент Вася не пришёл на лекцию. Его друг сказал преподавателю: «Василий отравился, он плохо себя чувствует», на что получил ответ: «Опять! Твой товарищ – симулянт». Очевидно, что оба этих суждения не могут быть истинными. А вот ложью – да (возможно, Вася вообще уехал из города навестить больную бабушку).
Различные философские теории выделяли и другие критерии, в частности, полезность, необходимость, экономность, эстетичность.
В буддизме, например, истина – это освобождение от частных желаний и страданий, единство с миром. Ее осознание отождествляется с просветлением (нирваной). Человек начинает ясно понимать свою природу.
Виды истины — абсолютная и относительная
Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.
Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.
Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.
Примеры абсолютной истины:
Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.
Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.
Примеры относительно истинных знаний:
Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.
Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина. Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца.
А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.
Частный случай субъективной истины – это правда.
Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».
Выводы
В этой статье вы прочитали более 10 определений этого сложного понятия. И во всех из них было кое-что общее. Истину нельзя потрогать или увидеть.
Люди придумали это абстрактное понятие для того, чтобы было удобно описывать свои стремления к познанию мира, проделанные в этом направлении шаги и достигнутые результаты. Стремление к истинному знанию – это топливо в двигателе познания мира.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (8)
Написано много, некоторые утверждения справедливы, другие выражают лишь субъективные представления. Но нет главного — определения истины. Видов правды очень много, у каждого человека есть своя правда, у каждого сообщества — своя (скомбинированная).
Но истина ОДНА, она не может быть ни объективной, ни субъективной. Истина одна и она всеобъемлюща: «Я есть Путь и Истина, и Жизнь». Истина — Бог и Его Промысел, или план всего творения, план Вселенной, ее суть от элементарной частицы до сверхгалактик, а на земле — от элемента до земного шара. В ней все: и законы бытия, и предназначения, и цели, и пути развития. Можно, конечно, и нужно изучать и рассматривать отдельные части и даже частицы, не забывая при этом о единстве мироздания и его разумном устройстве. Нельзя игнорировать Создателя!
«Но истина ОДНА, она не может быть ни объективной, ни субъективной.» — разумеется она одна, по вашей, мало чем обоснованной вере, где в противовес можно поставить другую веру, что бога нет и не может существовать в природе. У всех людей единственная истина, своя. Где для всех существ без исключения истина идёт в первую очередь из себя. Со своим поиском своего raison d’être. (Смысла существования)
Патриция, прошу без домыслов! Истина и вера — разные понятия. Законы природы не верою утверждаются. «Истина идёт в первую очередь из себя»? Каждый сам устанавливает силу тяготения, свой молекулярный состав, придумывает закон сохранения и превращения энергии?! Вы большой ученый! Пора выдвигать Вас на Нобелевскую премию.
Михаил, отличный комментарии! Я с вами абсолютно согласна. Истина ОДНА! Всё остальное это мнения и отклонения от Истины.
Большинство, даже верующие в Создателя, не видят / не знают Истины полностью, т.к. очень много мусора было придумано, чтобы затмить Истину. Столько учений о Создателе и его плане, но большинство лживы и противоречивы. Необходимо, много времени и терпения изучая, сравнивая и анализируя на пути к Правде. Но замечательно то, что если действительно хочется «докопаться» до Истины, то нужно просто попросить Создателя помочь в этом. «Двери» к истинному знанию необыкновенно чудным образом начнут открываться.
Спасибо за материал!
Без человека нет понятия об истине, потому суждение, что Земля вращается вокруг Солнца — это истина независящая от сознания человека, само по себе ложно.
На самом деле, все утверждения, что у каждого есть собственная истина, можно назвать ложными! Истина может быть только одна. А вот личные меркантильные интересы, действительно, могут быть у каждого свои.
У нее есть 2 фундаментальных свойства. Она вечна и неизменна. Она же есть Абсолютная. Относительной истины нет по самому определеию
Истина — что это такое, виды и примеры, отличия от «правды»
Что такое истина?
Истина – это гносеологическая характеристика знания, показывающая, как оно соотносится с предметом знания. Если говорить простыми словами, истина – это знание, соответствующее действительности. Она является результатом познания, а также его главной целью. Однако далеко не всегда познавательная деятельность приводит к получению истинного знания.
Противоположностью истины является ложь – знание, не соответствующее действительности, искажающее предмет знания.
Важнейшее свойство истины – объективность. Это значит, что она отражает объективную реальность и никак не зависит от личных представлений субъекта познания, его воли и желания. Другое важное свойство истины – конкретность. Истинное знание не допускает размытых и неоднозначных трактовок. Его можно считать правилом или законом, не имеющим исключений и не допускающим альтернативных толкований.
Отличие истины от правды
Большинство людей отождествляет эти понятия, даже не задумываясь о том, насколько они разные. Но умение отличать истину от правды необходимо каждому. При этом важно не просто различать эти понятия, но и отчётливо идентифицировать то и другое в повседневном общении, ведь это влияет на нашу успешность во всех сферах жизни.
Проще всего понять разницу между истиной и правдой можно из следующих формулировок:
Правда не может считаться абсолютным правилом или законом, поскольку зависит от конкретной личности и от внешних обстоятельств. Её можно считать относительным правилом, выполняющимся при определённых условиях.
Рассмотрим простой пример: некто обладает ошибочным знанием, но сам искренне верит, что оно истинное. Он не врёт, когда он передаёт это противоречащее действительности знание кому-то другому. Он говорит правду, но его правда не соответствует истине. Если же этот человек узнает истину, то его правда поменяется.
Возможны и другие обстоятельства, при которых правда отдельно взятого индивида сильно отличается от правды другого. К примеру, человек, желающий избавиться от избыточного веса считает вредной любую еду, в которой много калорий. А вот спортсмен-тяжелоатлет, наоборот, составляет свой рацион так, чтобы вместить в него количество калорий, которое обычному человеку покажется огромным.
Ещё один показательный пример – отношение к алкоголю. Если мы возьмём трёх разных людей, один из которых пьёт умеренно, второй страдает от алкогольной зависимости, а третий смог её побороть – у каждого из них окажется своя собственная правда. Один будет относиться к алкоголю спокойно, второй будет всячески оправдывать своё аддиктивное поведение, а третий – говорить об алкоголе с категорическим отвращением. И ни один при этом не будет врать.
Кроме того, правда относительна. Утверждение может быть истинным в частном случае, однако ложным для общего случая. К примеру, курильщики, как известно, всегда находят оправдание своей привычке. И практически у каждого из них есть в запасе история о том, как их дедушка всю жизнь курил и дожил до 80 лет. Но даже если эта история правдива, она совсем не делает истинным утверждение, что курение безвредно.
Виды истины – абсолютная и относительная
В некоторых случаях утверждение становится истинным при соблюдении некоторых внешних условий. Чтобы исключить противоречие, выделяют два вида истины: абсолютную и относительную. Рассмотрим каждый вид подробнее.
Абсолютная истина
Если знание полностью соответствует действительности при любых внешних обстоятельствах – это абсолютная истина. Помимо двух важнейших свойств истины, объективности и конкретности, она обладает также постоянством. Как бы ни менялись обстоятельства, никогда не наступит ситуация, в которой абсолютная истина перестанет быть таковой.
Примеры абсолютной истины:
Распространено убеждение, что абсолютная истина недостижима. Аргумент здесь простой: все знания человечества всегда опирались на законы природы, которые были доступны и понятны ему, но новые открытия неоднократно заставляли людей пересматривать представления о мироустройстве. К примеру, атом долгое время считался неделимой частицей. Потом его разложили на «кирпичики», а позже выяснилось, что можно делить и дальше.
Возможно, сегодня образованному человеку всё это кажется этапами «смуты» на пути становления современной науки. В таком случае рассмотрим более актуальный пример. Современная физика утверждает, что превысить скорость света невозможно. Любые расчёты или наблюдения, опровергавшие это, в итоге оказывались ошибочными или содержали погрешности. Таким образом, это истина, которую пока не удалось опровергнуть. Но означает ли это, что она абсолютна и её можно было бы включить в наш список?
Относительная истина
Относительная истина – это знания, соответствующие объективной реальности, но только с соблюдением определённых условий. Так в настоящее время утверждение может быть истинным, но со временем его придётся скорректировать или упразднить.
Примеры относительной истины:
Таким образом, относительная истина подразумевает наличие каких-то негласных, но очевидных условий. Нам не нужно уточнять, что мы находимся в северном полушарии, живём в XXI веке и считаем в десятеричной системе. Поэтому перечисленные утверждения являются истинными, но дотошный демагог вполне может оспорить каждое из них.
Объективная и субъективная истина
Другой подход к классификации строится на том, зависит ли истинность знания от субъекта познания. По этому критерию также можно выделить два вида истины:
Иногда в качестве примера субъективной истины приводят интерпретацию исторических фактов. Сами факты могут быть отражены верно, но их трактовка может отличаться. К примеру, одно и то же историческое событие можно назвать «аншлюсом» и «воссоединением». Оба определения будут отражать реальные факты, но содержать при этом субъективную оценку. Рано или поздно историки придут к консенсусу и выберут одну трактовку. Это и будет субъективная истина.
Критерии истины
Критерии истины – это признаки и правила, позволяющие однозначно сказать, является ли определённое знание истинным. Их изучением занимается гносеология (наука о знании), которая делит все критерии на две группы:
Существует три подхода к пониманию критериев истины: логический, философский и научный (использующийся во всех науках). Наиболее простым является логический подход, согласно которому основной критерий истинности – логическая правильность, то есть, наличие достаточного обоснования и отсутствие противоречий.
Наибольшее многообразие подразумевает философский подход. Так Рене Декарт считал, ключевыми критериями истинности ясность и очевидность знания, а Людвиг Фейербах – положительные ощущения, вызываемые этим знанием. В прагматизме ключевым критерием истины считается её полезность, а в конвенционализме – непротиворечивость в сочетании с другими истинами.
Отдельно стоит отметить религиозные критерии (которые можно считать разновидностью философских). В большинстве религий, а также в средневековой религиозной философии в роли критерия истины выступает авторитетное мнение пророков, богословов и других людей, заложивших основы конкретной религии.
В науке критериями истинности являются такие свойства знания как:
Важнейшим критерием в научном подходе считается практика – активная деятельность, в процессе которой человек постигает истину эмпирическим путём. Говоря простыми словами, экспериментальное доказательство теоретических расчётов является главным критерием их истинности.
Поиск истины в философии
Автором данного понятия считается Парменид, который противопоставил истину частному мнению. Вскоре стало ясно, что это понятие требует более сложного определения. С тех пор поиск истины стал одной из важнейших задач философии, и многие античные философы пытались понять, что она собой представляет. Аристотель пришёл к заключению, что не все человеческие знания истинны. Платону принадлежит утверждение, что истина существует независимо от знания, а значит, может существовать вне его.
По мере развития философии, появлялось всё больше новых мнений о том, что представляет собой истина. Иммануил Кант определял её как соответствие между знанием и предметом этого знания, а Рене Декарт – как знание, не вызывающее сомнений. Разные мыслители и философы предлагали считать признаками истины ясность и отчётливость знания, его практическую ценность, непротиворечивость, чувственный опыт и прочие факторы.
Теории истины
В современной философии в качестве наиболее интересных можно выделить следующие теории истины:
Заключение
Истина – это знание, достоверно отражающее действительность. Такое знание можно считать самым ценным и полезным. А с точки зрения науки, любые знания, отличные от истины, не только не представляют ценности, но даже считаются вредными. Поэтому в философии и других дисциплинах поиск истины, а также её критериев всегда был одной из первоочередных задач. Но даже сегодня, несмотря на объём накопленных человечеством знаний, вопрос о том, что такое истина и можно ли её постичь, остаётся открытым.
Истина. Понятие истины.
Понятие истины. Истина и правда.
Понятие истины – сложно и противоречиво. У разных философов, в разных религиях оно свое. Первое определение истины дал Аристотель, и оно стало общепринятым: истина – это единство мышления и бытия. Расшифрую: если ты о чем-то думаешь, и твои мысли соответствуют действительности, то это истина.
Теории истины.
Как уже говорилось, теорий множество, в зависимости от философских школ и религий. Рассмотрим основные теории истины:
Критерии истины.
Критерии истины – это те параметры, которые помогают отличить истину от лжи или заблуждения.
В современном мире практика (как совокупность накопленного поколениями опыта, результаты различных экспериментов и результаты материального производства) – первый по значимости критерий истины.
Виды истины.
Виды истины – классификация, изобретенная некоторыми авторами школьных учебников по философии, основанная на их желании все классифицировать, разложить по полочкам и сделать общедоступным. Это мое личное, субъективное мнение, появившееся после изучения множества источников. Истина одна. Разбивать на виды ее – глупо, и противоречит теории любой философской школы или религиозного учения. Однако у истины есть разные аспекты (то, что некоторые рассматривают как «виды»). Вот их и рассмотрим.
Аспекты истины.
Открываем практически любой сайт-шпаргалку, созданный для помощи сдачи ЕГЭ по философии, обществознанию в разделе «Истина», и что мы увидим? Выделятся три основных аспекта истины: объективная (та, что не зависит от человека), абсолютная (доказанная наукой, либо аксиома) и относительная (истина только с одной какой-либо стороны). Определения верны, но рассмотрение этих аспектов – крайне поверхностное. Если не сказать – дилетантское.
Я бы выделил (основываясь на идеях Канта и Декарта, философии и религии и т.д.) четыре аспекта. Эти аспекты следует разделить по двум категориям, не сбрасывать все в одну кучу. Итак:
Объективная истина объективна по своей сути и не зависит от человека: Луна вращается вокруг Земли, и на этот факт мы не можем повлиять, но можем сделать объектом исследования.
Субъективная истина зависит от субъекта, то есть мы исследуем Луну и являемся субъектом, но если бы нас не было, то не было бы ни субъективной истины, ни объективной. Эта истина, напрямую зависящая от объективной.
Субъект и объект истины взаимосвязаны. Выходит, что субъективность и объективность – это грани одной и той же истины.
Абсолютная истина – истина, доказанная наукой и неподлежащая сомнению. Например, молекула состоит из атомов.
Относительная истина – то, что является истиной в определенный период истории или с определенной точки зрения. До конца XIX века атом считался наименьшей неделимой частью вещества, и это было истиной, пока ученые не открыли протоны, нейтроны и электроны. И в этот момент истина изменилась. А потом ученые открыли, что протоны и нейтроны состоят из кварков. Далее, думаю, можно не продолжать. Получается, что относительная истина какой-то период времени была абсолютной. Как убедили нас создатели «Секретных материалов», Истина где-то рядом. И все же где?
Приведу еще один пример. Увидев фотографию пирамиды Хеопса со спутника под определенным углом, можно утверждать, что это квадрат. А фото сделанное под определенным углом с поверхности Земли, убедит, что это треугольник. На самом же деле – это пирамида. Но с точки зрения двумерной геометрии (планиметрии), первые два утверждения – истина.
Таким образом, получается, что абсолютная и относительная истина так же взаимосвязаны, как и субъективная-объективная. Наконец-то, мы можем сделать вывод. У истины нет видов, она одна, но у нее есть аспекты, то есть то, что является истиной под разными углами рассмотрения.
Истина – сложное понятие, которое при этом остается единым и неделимым. И изучение, и осмысление этого термина на данном этапе человеком еще не завершено.
Истина и ее критерии
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие истины
Рассмотрим краткое определение истины в обществознании.
Истина — это знание, которое соответствует объекту познания и отражает его реальные качества и свойства.
Есть и другие определения истины:
Виды истины
Истина едина, но в ней можно выделить объективный, объективный, абсолютный и относительный аспекты. Каждый из них рассматривается как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающие достоверные знания о природе, человеке и обществе. Такие знания никогда не могут быть опровергнуты.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, которое соответствует определенному уровню развития общества. При этом способы получения этого знания зависят от определенных условий, места и времени их получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна: связана с определенным местом, временем, обстоятельствами. Например, изменение представлений о положении Солнца и Земли относительно друг друга — от геоцентрической системы Птолемея до гелиоцентрической системы Коперника.
Субъективная истина — та, которая зависит от сознания субъекта познания, то есть от человека.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Критерии истины
Ученые до сих пор ведут споры о критериях истины. Одни считают, что у такого многозначного понятия не может быть критериев. Другие говорят, что даже у истины есть особые черты, которые выделяют ее среди других видов знаний.
Критериями истины являются:
Соответствие логическим законам.
Соответствие ранее открытым и доказанным законам и теоремам наук.
Простота, общедоступность формулировки.
Соответствие фундаментальным законам и аксиомам.
Истина в философии
1.СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ
В классическом смысле, «истина»,- это «адекватная
информация об объекте, получаемая посредством
чувствительного и интеллектуального изучения».
Более «упрощённая трактовка истины в философии»,
совпадает с тезисом: «истина,- есть адекватное
отображение действительности в сознании».
«СОВРЕМЕННОЕ понятие истины в философии», сводится
к формуле:
п.А «Истина,- есть гносеологическая* характеристика**
мышления***, в его отношении к своему предмету,
объекту****». (ф.1-1)
Суть содержания «СОВРЕМЕННОЙ ФОРМУЛЫ, раскрывается так:
Необходимо выделить «ТЕЗИС О КОНКРЕТНОСТИ ИСТИНЫ», которая
является зависимостью знания, от связей и взаимодействий,
присущих тем или иным явлениям; от условий, места и времени,
совокупности исторического опыта, на основании которого,
знания существенно развиваются. В содержание этого «тезиса»,
входит идея, которая была востребована в сравнительно
позднее время,- «при достижении понимания Мира как
динамического целого, изменяющейся материальной системы».
Марксистская концепция рассматривает «конкретность истины»
не как неизменный факт, а как относительное явление («в Мире
всё относительно»), в контексте Общего процесса познания,
диалектической взаимосвязи гносеологических («теории познания»)
категорий абстрактного и конкретного, как движения по спирали,
«отрицание отрицания», восхождение от абстрактного к
конкретному и обратно.
Марксизм рассматривает абстракцию* не только как наиболее
общее понятие или категорию, но и как неизбежно одностороннее
восприятие действительности, которое требует уточнения по
мере накопления опыта, открытия новых природных связей.
В свою очередь, «расширение смыслового содержания абстрактных
понятий, на основе нового конкретного опыта», позволяет
по-новому рассмотреть полученные факты, их обобщить и открыть
«Новые общие закономерности». (ф.1-2)
АБСТРАКЦИЯ*,- «Мысленное отвлечение»,- обособление от тех или
иных сторон, «свойств» или связей предметов и явлений, для
выделения существенных их признаков.
С помощью абстракции, возникли все логические понятия.
«Отвлечённое понятие»,- теоретическое обобщение опыта;
в «Научной абстракции»,- это верное и полное отражение Природы. (ф.1-3)
Одним из важных итогов философских исследований, выступает
«различие между Абсолютной и Относительной истиной».
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА,- это полное, исчерпывающее знание о Мире,
как о сложно-организованной системе». (ф.1-4)
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ* ИСТИНА,- это неполное, но в некоторых
отношениях, верное знание о том же самом
объекте». (ф.1-5)
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ*,- 1.Устанавливаемая по сравнению с чем-нибудь
другим, с обстоятельствами, условиями и т.д.
(«свойствами», «вещами», «объектами», субъектами»)
2.В языкознании: показывающая отношение между
чем-нибудь к чему-нибудь. (ф.1-5-1)
На основании формулы (ф.1-7):
ИСТИННАЯ МЫСЛЬ,- это ИСТИНА с познанной закономерностью характерных
отличительных качеств, СВОЙСТВ в отношении какого-либо
объекта (субъекта). (ф.1-8)
«ИСТИННАЯ МЫСЛЬ», так же как и «ИСТИНА», может быть
«АБСОЛЮТНОЙ ИСТИННОЙ МЫСЛЬЮ» либо «ОТНОСИТЕЛЬНОЙ
ИСТИННОЙ МЫСЛЬЮ». (ф.1-9)
2.ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ ИСТИНЫ
Впервые, Античное понятие «истины» было введено Парменидом, как
противопоставление «мнению» (суждение, выражающее оценку чего-нибудь
отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь).
Основным критерием «истины» признавалось «тождество» «мышления» и
«бытия»,- «Объективная реальность,- материя, природа, существующая
независимо от нашего сознания, а также материальные условия жизни
общества». (ф.2-1).
Наиболее разработанной «Теорией истины» в Античной философии
выступала «Концепция Платона», согласно которой,- «Истина есть
сверх-эмпирическая идея (вечный эйдос истины), а также вневременное
свойство остальных идей». (ф.2-2)
Причастность человеческой души «миру идей», связывает человеческую
«душу» с «истиной», знание которой есть результат,- «воспоминание
души о своём пребывании в мире вечных идей, когда душа ещё не
соединилась с телом.» (ф.2-3)
Августин, опиравшийся в Средневековой философии на взгляды Платона,
проповедовал Учение с позиции гармонического единства «познающего
разума» и «верующего христианского мышления». (ф.2-4)
ДО СИХ ПОР, наиболее распространённой концепцией истины, является
«корреспондентская» или «Классическая концепция истины». Её основные
«положения» сформулированы, главное из которых сводится к Формуле:
«ИСТИНА,- ЕСТЬ СООТВЕТСТВИЕ ВЕЩИ* И ИНТЕЛЛЕКТА**». (ф.2-5)
ВЕЩЬ*,- «Всякое материальное явление, отдельный предмет (объект,
субъект), изделие и т.п.».
ИНТЕЛЛЕКТ**,- «Мыслительная способность, умственное начало у человека
(субъекта), определяющее его деятельность».
Понимание «истины» как соответствия «ЗНАНИЙ» и «ВЕЩЕЙ», было
свойственно в Античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. (ф.2-5-1)
В классическом смысле:
«ИСТИНА,- ЭТО АДЕКВАТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ, ПОЛУЧАЕМАЯ
ПОСРЕДСТВОМ ЧУВСТВЕННОГО* ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ, ЛИБО ПРИНЯТИЯ СООБЩЕНИЯ ОБ ОБЪЕКТЕ, И ХАРАКТЕРИЗУЕМАЯ
С ПОЗИЦИИ ДОСТОВЕРНОСТИ**. (ф.2-6)
ЧУВСТВЕННОГО*,- «Воспринимаемого органами чувств, осуществляемый
при помощи их».
ДОСТОВЕРНЫЙ**,- «Не вызывающий сомнений, надёжный; внушающий доверие,
уверенность в правильности чего-нибудь и основанное на этом отношение
к чему-кому-нибудь.»
Более упрощённая трактовка, совпадает с Тезисом:
«ИСТИНА,- есть адекватное отображение действительности
в СОЗНАНИИ*». (ф.2-6-1)
Классическая концепция «истины», признавалась Фомой Аквинским,
Г.Гегелем, К.Марксом. Общая ориентация на классическое воззрение
присуща так же и некоторым философам ХХ века:
А.Тарский, К.Поппер. (ф.2-6-2)
В «Классической концепции истины», действительность трактуется,
главным образом, как объективная реальность, существующая
независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя
не только объективный воспринимаемый Мир, но и субъективную
сферу и сферу духовную.
Особым образом, здесь следует сказать О ПОЗНАНИИ. Его результат,-
ИСТИНА, а также сам объект познания, понимаются неразрывно
связанными с предметно-чувствительной деятельностью человека
(субъекта). Позднее к этому прибавилось понимание «истины»
не только как «статического явления», но и как «динамического
образования или процесса». (ф.2-7)
Некоторые сторонники «Классической концепции истины», трактовали
«истину» более возвышенно, но и более неопределённо, так как
понимали «истину» как «свойство объекта», совпадающее с его
согласием с собой, комплексом априорных форм чувствительности
и мышления (И.Кант); или даже в виде вечного, вневременного,
неизменного и безусловного свойства идеальных объектов (Платон,
Августин). Сторонники таких воззрений видели «истину» в идеале,
в некотором недостижимом пределе. Это понимание долгое время
господствовало, имея таких последователей как Р.Декарт, Б.Спиноза,
Г.Лейбниц, И.Фихте. (ф.2-8)
3.ОТЛИЧИЕ ИСТИНЫ ОТ ПРАВДЫ
«ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» к «науке» не относится, так как оно
является ИСКУССТВОМ,- 1.Творческое отражение, воспроизведение
действительности в художественных образах; 2.Умение, мастерство,
знание дела. (Ф.3-1)
«ПРАВДА»,- понятие сходное (подобное, содержащее образ,
вид чего-нибудь) с понятием «ИСТИНА», но, в ряде случаев,
ОТЛИЧАЮЩЕЕСЯ от «истины», и даже ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕМОЕ
(то есть «правда» может иметь тройственный характер: 1.»подобие»,
2.»отличие» или 3.»противоположность» по отношению к «истине»). (ф.3-3)
«Правда», в отличии от «истины», имеет «онтологический характер»
(метафизический характер; метафизика: идеалистическое философское
учение о бытии; о неизменных, раз навсегда данных и недоступных
опыту началах Мира, рассматривающее явления вне их взаимных связей,
вне движения, изменения и развития. С.И.Ожегов), значимым для
личности образом, в соответствии с нравственными категории и
в такой полноте, которая необходима для подлинного понимания и
убеждённости решимости действовать. (Ф.3-4)
Таким образом, если «ИСТИНА» соответствует ОБЪЕКТИВНОЙ*
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ**,(объект*,- то что существует вне нас и независимо
от нашего сознания, внешний Мир, материальная действительность**:
объективный мир во всём многообразии его связей, бытие,
окружающая обстановка, положение; это не фантазия). (Ф.3-5)
То «ПРАВДА», соответствует ДУХОВНОЙ*** способности
(духовный***,- относящийся к умственной деятельности,
к области Духа: психические способности, сознание мышление,
то что побуждает к действиям, к деятельности; начало
определяющее поведение; внутренняя моральная сила;
в религиозно-мистических представлениях,- бесплотное
сверхъестественное существо). (ф.3-6)
В русской философии (от Ф.Достоевского до Вл.Соловьёва
создаётся и воссоздаётся смысловая иерархия «правды» и
«истины». Вступать за «правду»,- значит искать такой «истины»,
которой ещё надо добиться, воплощающей в себе жизненный идеал,
в котором поступки отдельного человека находятся в согласии
с нравственностью («правила, определяющие поведение, духовные
и душевные качества необходимые человеку в обществе, а также
выполнение этих правил»). В итоге такой философии, «истина»
оказывается подчинённой «правде». (Ф.3-7)
На различие «правды» (лат. iustitiia-юстиция, ср.серб. Правда-
правосудие) и «истины» (лат.veritas-истина) настаивает
славянский перевод Псалма в Библии:
11. Милость и истина сретятся (встретятся), правда и мир облобызаются. Пс.84:11
12. Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес; Пс.84:12
13. И Господь даст благо(добро), и земля наша даст плод свой. Пс.84:13
14. Правда пойдёт пред Ним и поставит на путь стопы свои. Пс.84:14
Современное словоупотребление делает особый акцент на «субъективном»
(человеческом) и преходящим (временный, недолговечный) характере
«правды», в отличии от «вечного» и «вне-человеческого»
(объективного) характера «истины» (научной и божественной). (Ф.3-8)