исторический факультет что это
История исторического факультета МГУ
В утвержденном 12 января 1755 г. императрицей Елизаветой Петровной Проекте организации Московского университета и гимназий в числе предполагаемых к открытию кафедр философского факультета (в университете предусматривались три факультета — юридический, медицинский и философский) называлась кафедра истории (универсальной, российской, древности и геральдики).
Становление университетского образования в России проходило под мощным влиянием идей М.В.Ломоносова и, в частности, его понимания роли исторических знаний в формировании национального самосознания.
С основанием Московского Императорского университета преподавание истории осуществлялось сначала силами приглашенных иностранных профессоров, а затем и первых питомцев университета.
Согласно Уставу 1804 г. в университете были созданы кафедры всемирной истории, статистики и географии; истории, статистики и географии Российского государства; а также теории изящных искусств и археологии.В 1804 г. в Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Его главной задачей было «вернейшее и исправнейшее издание оригинальных древних о России летописей» для подготовки «сочинения подлинной Российской истории». Общество публиковало «Чтения» и «Записки», «Русский исторический сборник» и др., подготовившие бесценный фонд источников для изучения и преподавания отечественной истории.Успех деятельности Общества был связан с работой специалистов — источниковедов, архивистов, археографов (К.Ф.Калайдович, П.М.Строев, О.М.Бодянский, И.Д.Беляев, А.Н.Попов, Е.В.Барсов и др.)
Благотворно сказалось на преподавании истории в Московском университете создание отдельных исторических кафедр — российской и всеобщей истории в составе созданного на философском факультете историко-филологического отделения. Кафедру русской истории возглавлял М.П.Погодин (1835—1844), затем С.М.Соловьев (1845—1879), В.О.Ключевский (с 1879); первым руководителем созданной в 1839 г. кафедры всеобщей истории был Т.Н.Грановский.
В 1850 г. в университете был создан историко-филологический факультет, в 1872 г. было образовано его историческое отделение. Т.Н.Грановский читал лекции по истории средних веков; П.Н.Кудрявцев вел курс истории Древнего Востока, Греции и Рима; С.В.Ешевский — курс всеобщей истории; В.И.Герье — курс истории средних веков; преподаванием русской истории занимались М.П.Погодин, С.М.Соловьев, Н.А.Попов. Ученики В.И.Герье — П.Г.Виноградов, Н.И.Кареев, М.С.Корелин, Р.Ю.Виппер, Е.Н.Щепкин внесли большой вклад в изучение и преподавание истории.
Дальнейшее развитие школы историков, изучавших историю России, связано с деятельностью В.О.Ключевского и его учеников — П.Н.Милюкова, М.К.Любавского, Н.А.Рожкова, М.М.Богословского, А.А.Кизеветтера, Ю.В.Готье.
Революция 1917 г. привела к существенным изменениям в изучении и преподавании истории. На основе бывшего юридического факультета и исторического отделения историко-филологического факультета был образован факультет общественных наук (ФОН) (март 1919). В соответствии с постановлением СНК от 4 марта 1921 г. «О плане организации факультетов общественных наук российских университетов» ФОН должен был готовить преподавателей обществоведения. Осенью 1922 г. на ФОН было 8 отделений, в числе которых — правовое, общественно-педагогическое, этнолого-лингвистическое, литературно-художественное, археологическое.В 1925 г. ФОН декретом Совнаркома был преобразован в факультет советского права и этнологический. Этнологический факультет имел отделения — историко-археологическое, этнографическое, литературное, изобразительных искусств.
Перестройки 20-х годов ухудшали условия развития исторической науки, влекли за собой уход из университета крупных специалистов-историков, сужали масштабы исторических исследований, вели к сокращению подготовки профессиональных историков. Однако полностью научная и педагогическая деятельность историков Московского университета не прекращалась.Работавшие на историко-археологическом отделении В.А.Городцов, Ю.В.Готье внесли большой вклад в становление и развитие археологии в университете. Выпускниками археологического отделения были А.В.Арциховский, А.Я.Брюсов, Б.Н.Граков, С.В.Киселев, П.А.Дмитриев, А.П.Смирнов, Б.А.Рыбаков. В 1929 г. начались археологические раскопки в Новгороде, положившие начало исследованию проблемы русского средневекового города.
Разрабатывались проблемы античной истории. В.С.Сергеев внес значимый вклад в подготовку учебников и учебных пособий по древней истории, в обоснование структуры преподавания этого курса в высшей школе.Ю.В.Готье и М.К.Любавский читали курсы по истории славян.
В 20-х — начале 30-х гг. были изданы работы Н.М.Лукина по истории Великой французской революции, В.М.Лавровского и Ф.А.Ротштейна — по истории Англии.
Широкую известность приобрели публикации документов и исследования о движении декабристов Н.М.Дружинина, М.В.Нечкиной. В монографиях В.И.Пичеты и Е.А.Мороховца рассматривались проблемы крестьянского движения в России.
В исследованиях историков после Октябрьской революции обозначился поворот в сторону изучения социально-экономического развития общества, истории классовой борьбы, революционного движения в России и на Западе в XX в., новой и новейшей истории зарубежных стран, послеоктябрьской истории России, истории коммунистической партии.
В январе 1931 г. только что созданный историко-философский факультет был выведен из состава университета. На его базе был образован Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ).
Начало новому этапу в развитии исторической науки и преподавания было положено постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР», опубликованным 16 мая 1934 г. В нем отмечалось, что «преподавание истории в школах СССР поставлено неудовлетворительно. Учебники и само преподавание носят отвлеченный, схематический характер. Вместо преподавания гражданской истории в живой, занимательной форме с изложением важнейших событий в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей, обучащимся преподносят абстрактные определения общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение истории отвлеченными социологическими схемами». Важнейшим звеном в системе мер, направленных на изменение этой ситуации, было восстановление с 1 сентября 1934 г. исторических факультетов в Московском и Ленинградском университетах, призванных готовить квалифицированных специалистов по истории. Одновременно ставился вопрос о создании программ и учебников для школы; в этой работе университетским преподавателям отводилась важная роль.
Исторический факультет получил помещение Кооперативного техникума (ул. Герцена, 5) — бывший особняк Орловых-Мещерских, построенный в 90-х гг. XVIII в. по проекту архитектора М. Ф. Казакова.
В предвоенные годы на историческом факультете трудились многие крупные ученые — М.Н.Тихомиров, Н.М.Дружинин, А.Д. и И.Д.Удальцовы, К.В.Базилевич, С.В.Бахрушин, Б.Д.Греков, Е.В.Тарле, М.В.Нечкина, А.И.Неусыхин, С.А.Токарев, В.Д.Блаватский, Б.А.Рыбаков, С.В.Киселев, В.М.Хвостов, С.А.Никитин, Ю.В.Готье, В.М.Лавровский, В.П.Волгин и другие известные историки, этнологи, археологи.
В открывшуюся в 1934 г. аспирантуру было зачислено 24 человека, среди них — А.Г.Бокщанин, С.С.Дмитриев, А.Л.Нарочницкий, Д.Г.Редер.
В 1934 г. было положено начало комплектованию книжных фондов кабинетов исторического факультета. Начали работать научные студенческие кружки, организовывались студенческие научные конференции. С 1937 г. на факультете стал проводиться день открытых дверей. В апреле 1940 г. в связи с подготовкой к 185-летию Московского университета начался цикл публичных лекций по истории университета. Исторический факультет провел среди школьников Москвы конкурс на лучшее сочинение по истории. В 1938 г. исторический факультет заочного педагогического института, существовавшего при университете с 1936 г., был преобразован в заочное отделение истфака.
Вместе с тем необходимо отметить, что историческая наука развивалась в сложных условиях. Выход «Краткого курса истории ВКП(б)» в 1938 г. способствовал канонизации марксизма-ленинизма в сталинской интерпретации, а его догматизация доводилась до выхолащивания научных принципов этой методологии. Историческая наука, особенно история советского общества и история КПСС, подвергалась жесткому идеологическому контролю.
С началом Великой Отечественной войны большое число студентов, аспирантов, преподавателей, сотрудников факультета ушли на фронт. Многие из них отдали жизни за свободу и независимость нашей Родины. Ведущие профессора записывались в народное ополчение, участвовали в обороне Москвы. Студенты и преподаватели принимали участие в строительстве оборонительных рубежей.
Исторический факультет вместе со всем университетом был эвакуирован сначала в Ашхабад, а затем в Свердловск. В декабре 1941 г. МИФЛИ, также эвакуированный в Ашхабад, слился с истфаком.
Ученые истфака публиковали научно-популярные работы на историко-патриотические темы, выступали с лекциями и статьями в газетах и журналах. М.Н.Тихомиров, С.В.Бахрушин, Н.П.Грацианский, Б.Д.Греков, А.И.Пичета, С.Д.Сказкин, А.И.Неусыхин, А.С.Ерусалимский и многие другие ученые издали работы о героическом военном прошлом нашей Родины, ее выдающихся полководцах, о борьбе с иноземными захватчиками, показывали корни и сущность германского милитаризма. В 1943 г. в города, освобожденные от фашистской оккупации (Смоленск, Курск, Харьков), были направлены лекторские группы, в состав которых входили профессора исторического факультета А.М.Панкратова, Н.М.Дружинин, А.В.Ефимов.В сложнейших условиях продолжалась плодотворная исследовательская работа. Среди лауреатов Государственных премий военных лет — преподаватели исторического факультета — Б.Д.Греков, Е.В.Тарле, А.И.Яковлев, И.И.Минц и другие ученые.
В годы войны факультет возглавляли талантливые руководители — деканы С.Д.Сказкин (1940—1943); А.В.Ефимов (в Московской группе МГУ, 1941—1943); С.П.Толстов (1943—1945).
С декабря 1943 г. по январь 1948 г. коллектив МГУ возглавлял ректор-историк проф. И.С.Галкин.
Занятия в МГУ не прекращались даже в самое тяжелое военное время. В Свердловске университет находился до 25 мая 1943 г., после чего началась его реэвакуация.
После окончания войны на факультет пришли демобилизованные фронтовики. Стоит отметить, что многие учившиеся на факультете в 1945—1952 впоследствии стали известными учеными и деятелями как в области истории, так и в других областях.
В 1953 г. кафедра отечественной истории была разделена на четыре самостоятельные кафедры — по крупнейшим периодам отечественной истории, что подняло на новую ступень изучение отечественной истории. Впервые были созданы кафедры истории советского общества и источниковедения отечественной истории. В том же году на факультете начала работать выделившаяся из общеуниверситетской кафедры кафедра истории КПСС. В 1950 г. факультет пополнился искусствоведческим отделением, состоявшим из двух кафедр: истории русского и советского искусства и истории зарубежного искусства.
Большой вклад в развитие исторического факультета в послевоенные десятилетия внесли его деканы: М.Н.Тихомиров (1945—1947); Г.А.Новицкий (1947—1950); Б.А.Рыбаков (1950—1952); А.В.Арциховский (1952—1957); И.А.Федосов (1957—1971); Ю.С.Кукушкин (1971—1995).
После XX съезда (1956) условия работы историков стали более благоприятными, хотя сохранявшаяся политическая и идеологическая ангажированность исторической науки не позволяла авторам в принципиальных оценках выйти за рамки партийных установок. Росло число монографических исследований. На всех кафедрах факультета готовились и издавались учебники и учебные пособия, сборники документов. Получили стимул дальнейшего развития вспомогательные и специальные исторические дисциплины. В 1965 г. была образована самостоятельная кафедра иностранных языков для занятий со студентами истфака. Организовывались новые экспедиции, расширялись полевые практики. Появились новые научные направления, создавались новые научные школы. И.Д.Ковальченко и Л.В.Милов одними из первых среди историков страны начали применять математические методы в исследовании социально-экономических процессов. По инициативе И.Д.Ковальченко и под его руководством с конца 1960-х годов начала формироваться школа, разрабатывающая проблему использования количественных методов в исторической науке. Ученые факультета И.П.Дементьев, Н.В.Сивачев, Е.Ф.Язьков сыграли ведущую роль в создании научной школы американистики. Сильной была, и до сих пор остается, школа по изучению истории Франции: Б.Ф.Поршнев, А.В.Адо, В.П.Смирнов и др. Профессор факультета А. Ч. Козаржевский был истинными просветителем: его экскурсии по Москве, лекции по мастерству устной речи, традиционные выступления перед первокурсниками и выпускниками исторического факультета производили неизгладимое впечатление на слушателей.
П.А.Зайончковский, занимавшийся историей России XIX века, создал свою научную школу. Это же можно и сказать и о Ароне Гуревиче, исследователе средневековой культуры Западной Европы.
Радикальные перемены в общественно-политической жизни страны во второй половине 1980-х гг. — начале XXI века определили значительные изменения в сфере исторической науки. С одной стороны, они открыли широкий доступ к архивам, сняли цензурные ограничения, способствовали расширению проблематики исследований; с другой стороны, распад СССР отрицательно сказался на отношениях с бывшими республиками, разрушив ранее единое образовательное пространство; сократилось финансирование высшей школы. Перестройка всего общественного организма потребовала переосмысления различных сторон деятельности факультета. Самоотверженный труд и ответственность коллектива определили поступательное развитие факультета.
На факультете помимо отделении истории и истории искусства созданы новые отделения, отвечающие специфике и требованиям современного рынка труда.
Интенсивно развиваются связи факультета с ведущими российскими и международными научно-исследовательскими, академическими, музейными центрами и ассоциациями, государственными органами.
Факультет обладает мощным научным потенциалом и качественной материально-технической базой для подготовки специалистов в области исторической науки, политологии, международных отношений, историко-культурного туризма, переводческого дела. Неизменно высокий уровень подготовки как бакалавров, так и магистров, следование традициям, позволяют факультету оставаться признанным флагманом российского гуманитарного образования.
Исторический факультет МГУ: вехи славного пути
Исторический факультет
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Исторический факультет» в других словарях:
Исторический факультет МПГУ — Исторический факультет Московский педагогический государственный университет Английское название Faculty of history of Moscow State Pedagogical University … Википедия
Исторический факультет ЮФУ — Исторический факультет Южный федеральный университет … Википедия
Исторический факультет ЧелГУ — Содержание 1 История 2 Деканат 3 Кафедра всеобщей истории … Википедия
Исторический факультет ЛГУ — Исторический факультет Санкт Петербургский государственный университет Английское название Faculty of History, St. Petersburg State University Основан в 1934 Декан Андрей Юрьевич Дворниченко … Википедия
Исторический факультет ЛГПУ — Исторический факультет Липецкий государственный педагогический университет Го … Википедия
Исторический факультет ТНУ — Исторический факультет Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского … Википедия
Исторический факультет Владимирского государственного университета — Исторический факультет Владимирский государственный университет Английское название Faculty of History Год основания 2008 … Википедия
Исторический факультет ПСТГУ — Исторический факультет Православный Свято Тихоновский Гуманитарный Университет … Википедия
Исторический факультет Казанского государственного университета — Содержание 1 Историческая справка 2 Руководство 3 Кафедры … Википедия
Исторический факультет МГПУ — Исторический факультет Московский городской педагогический университет Год основания 1995 Декан Кириллов Виктор Васильевич … Википедия
Специфика обучения студентов истфака
Практически в каждом третьем Вузе действует исторический факультет. Стать историком желает не каждый абитуриент, притом далеко не все знают, что работать можно не только преподавателем, но и занимать интересные должности в не менее популярных, престижных и доходных сферах деятельности.
Практически в каждом третьем Вузе действует исторический факультет. Стать историком желает не каждый абитуриент, притом далеко не все знают, что работать можно не только преподавателем, но и занимать интересные должности в не менее популярных, престижных и доходных сферах деятельности.
Российская и мировая история богаты событиями, фактами и тенденциями. Притом изучать прошлое – дорогого стоит (не в финансовом плане). Все научные достижения и продвижения базируются на науке, истории развития конкретной сферы деятельности, проблемы. Сегодня мы расскажем о профессиональном становлении студентов истфака, раскроем мифы и отметим особенности обучения и трудовой деятельности.
Особенности учебной программы на историческом факультете
Обучение на историческом факультете сводится не к банальной подготовке будущих историков. Образовательные программы здесь построены с определённым умыслом: патриотическим воспитанием, общеразвивающим уклоном, научно-исследовательским рвением.
Несмотря на гуманитарный характер направления профессиональной подготовки, будьте готовы изучать не только «устные» предметы. На начальных порах студенты погружаются в общие дисциплины, призванные расширить кругозор, привить конкретные навыки по работе с информацией (сбор, обработка, систематизация, проверка и пр.).
Что изучают студенты исторического факультета?
На первом курсе учащиеся осваивают часть школьной и базовой программы, миссия которой — познакомить их с выбранной профессией, раскрыть основные понятия, правила. К их числу относят русский язык, литературу, философию, социологию, политологию, обществознание, экологию, природопользование, педагогику и пр.
В дальнейшем студенты поэтапно погружаются в тотальное изучение преимущественно «исторических предметов», которые раскрывают развитие, специфику становления и современное состояние человечества, государств. К профильным дисциплинам относят история первобытного общества, Римской империи, древних цивилизаций, средневековья, новая история, современная история и пр.
Также студенты выпускных курсов изучают узко специализированные предметы (в рамках магистерской программы), относящиеся непосредственно к выбранной им сфере трудовой деятельности: основы музееведения, порядок проведения археологических раскопков, архивоведение, историческая география и пр. Помимо этого, магистры изучают не только отечественную историю, но и историю становления и развития ин государств (преимущественно ведущих): США, Германии, Европы и СНГ.
Особенностью становления студентов исторического факультета является то, что здесь практически полностью отсутствуют точные математические и технические дисциплины. Здесь учащимся не придется мучаться над высшей математикой, начертательной геометрией, создавать кардинально новые инструменты или оборудование и пр. Но критическое мышление, аналитический склад ума, творческий подход – уместны!
Важно отметить, что будущим историкам предстоит хорошо разбираться во всех вехах и этапах, событиях фактах, датах. Для этого нужно иметь очень хорошую память!
Начиная с первых курсов студентов активно привлекают в научно-исследовательской деятельности. В начале профессионального пути им доверяют теоретические проекты: научные статьи, НИР, научные доклады. По мере освоения профильной части и прохождения практики они могут приступить к выполнению более серьезных проектов прикладного характера.
Практическая подготовка студентов истфака
Обучение на историческом факультете в любом Вузе предполагает не только теоретическое инспектирование учебных, справочных и научных трудов, но и развитие конкретных профессиональных навыков. Достигается это посредством прохождения практики, которая должна проходить строго с учетом выбранного направления подготовки (специальности и претендуемой квалификации).
Где студенты исторического факультета могут пройти практику?
В частности, данное мероприятие может проходит в различных организациях, так или иначе содействующих с социальной политикой, развитием общества, историческим наследием: музей, галерея, различные ведомства по работе с историческим наследием и благоустройством города/региона, школы и профильные образовательные учреждения, развивающие центры, туристическая среда и пр.
В большинстве случаев студентов старших курсов, осваивающих исторический профиль, привлекают к таким практическим мероприятиям (в качестве практики), как археологические раскопки, педагогическая деятельность (в школах, Сузах), музееведение (работа в музее с экспонатами и иными историческими ценными предметами), реставрирование древних и исторических предметов и пр.
По мере прохождения практики студенты должны сформировать соответствующий отчет, в котором изложат основные мероприятия и действия, которые они выполняли в рамках утвержденной программы подготовки чему научились, что узнали, выполнить задание от кафедры и пр.
Практика – является обязательной частью подготовки студентов исторического факультета. Как правило, она занимает около 3 недель (в исключительных случаях до 2 месяцев). Сами учащиеся отмечают, что участие в археологических раскопках проходят в полевых условиях, позволяют самостоятельно найти ценные объекты, проникнуться атмосферой прошлого и пр.
Исторический факультет что это
Отношение к историческому образованию среди людей, не знакомых с исторической наукой, зачастую бывает пренебрежительным. Отчасти причина кроется в том, что преподавание истории в школах дает неверное представление об изучении истории в академической или публичной сферах. Упрощенная, сжатая в доступный нарратив, история видится людям набором дат и имен, линейным пересказом событий, о котором можно прочитать в учебнике и благополучно забыть. Более того, история чаще остальных гуманитарных наук используется как предлог для политических высказываний или радикальных движений, вроде национализма. Чем глубже фундаментальное непонимание того, как работает историческая наука, тем проще прикрываться ею для своих целей. Как следствие, не понимая, какими навыками владеет человек с высшим историческим образованием, сложно представить, как это образование может пригодиться в жизни, особенно, если выпускник планирует работать в другой сфере. Бесполезность гуманитарных наук в целом и исторического образования в частности происходит именно от этого незнания.
Давайте попробуем разобраться, как работает историческое образование в России и за рубежом. Какие знания получает студент на историческом факультете, и что они ему дают? Как развивается историческая наука, и что нужно уметь профессиональному историку? Чем отличаются отечественный и зарубежный подходы к преподаванию истории?
Так как ни одно историческое событие не случается само по себе, хороший историк обязательно разбирается в смежных гуманитарных и социальных науках: без знания экономики, политики, философии, социологии, литературы и истории идей невозможно критически оценить, что происходит в тот или иной исторический период. Важно понимать принципы исторической методологии, современных подходов к изучению информации о прошлом и процесса становления этих подходов, быть в курсе актуальных научных дискуссий и применять эти знания на практике. В своей же области исследования хорошее знание источников изучаемого периода необходимо, чтобы знать, какие вопросы можно задавать в ходе исследования, чтобы оно давало результат. Чем понятнее область изучения, тем проще заметить в ней слепое пятно.
Исторические факультеты в России
Дают ли российские университеты необходимый уровень? Мы расспросили нескольких выпускников исторических факультетов российских университетов, среди которых как вузы Москвы (МГУ, МПГУ, РГГУ, ВШЭ, ГАУГН при РАН и т.п.) и Санкт-Петербурга (ЕУСПб), так и региональные (ПсковГУ, ЮУрГГПУ, Пермский, Челябинский, Самарский и Ярославский ГУ и т. п.). В зависимости от вуза ответы разнятся — некоторые выпускники довольны широким выбором специализаций и уровнем преподавателей, сильной теоретической базой, отдельными историческими «школами», например, источниковедческой. Из минусов многие отметили недостаток практического образования — педагогической, археологической или архивной практики, из которой можно было бы вынести общее понимание принципов работы. Хотя, по мнению некоторых респондентов, основная практика для историка — в проведении исследований и написании научных работ, и она, безусловно, на истфаке неизбежна, все же многим не хватало более прикладных навыков. Например, как вести научную полемику, оформлять заявки на конференции или публиковать свои работы. Многие отмечают перевес отечественной истории на факультетах и невозможность изучать что-то кроме нее; таким образом, абитуриенту, желающему изучать зарубежную историю, стоит внимательно выбирать себе университет и уточнять, какой процент занятий будет посвящен истории России и СССР.
Исторические факультеты за рубежом
Чем еще, кроме меньшей консервативности подхода, отличаются от отечественных иностранные исторические факультеты? Как и в России, у разных университетов бывают разные методики. Одни дают больше чем другие практических знаний — например, на историческом факультете Сиднейского университета (University of Sydney) куда больше возможностей поговорить с практикующими историками, причем не только академическими, но и работающими в сфере публичной истории (образовательных проектах, музеях, консультации и так далее), чем в Университете им. Эразма Роттердамского (Erasmus Universiteit Rotterdam). Также зачастую дается больше практических дисциплин, например, углубленные курсы статистики для работы с квантитативными методами исследований.
Как замечают несколько респондентов, в зарубежной практике делается еще больший упор на критическое мышление и способность анализа первоисточников и библиографии — умение объективно разобрать чужую точку зрения нарабатывается во время семинаров. Знание фактологии, то есть дат и событий, считается скорее навыком, нарабатываемым на практике, а вот методология, теория и критический подход к различным способам интерпретации исторических событий являются здесь основными. К тому же, в отличие от российских, в иностранных вузах набор предметов в своем расписании можно составить самому. Если на большинстве российских истфаков студент обязан изучать историю России и СССР, то за рубежом он может сам составить себе программу и решить, какой исторический период хочет изучать.
Большинство исторических факультетов в России успешно дает своим выпускникам базовые исторические навыки, необходимые историку, от практических до теоретических. Однако стоит помнить, что из—за некоторой консервативности отечественного преподавания любознательному историку понадобится нарабатывать более специализированные знания и следить за последними изменениями в международных дискуссиях самостоятельно. К примеру, в России многие исторические кафедры продолжают делать упор на политическую или экономическую историю и способность оперировать большим объемом фактов, пока за рубежом активно используются новые подходы к изучению прошлого и комбинируются разные дисциплины. Если же выпускник не планирует профессионально заниматься историей, навыки, полученные на историческом факультете, все равно пригодятся ему при работе с текстами и источниками, дадут глобальное понимание принципов структурирования информации, объективности и критического мышления.