история 6 класс что проходят

Обзор курса История России для 6 класса

Курс «Истории России. С древнейших времён до конца XVI века» заключается в изучении главных исторических процессов на Руси. Подробное изучение событий, происходящих в России. Хорошее понимание исторических спорных ситуаций, разных точек зрения и трактовок; выявление положения России в главном потоке истории всего населения нашей планеты.

Что входит в изучение курса «История России для 6 класса»? Подробная хронология важных событий, происходящих в России. Факторы самодостаточности истории России. Древнейшие рукописи о прошлом. Весь курс разбит на три раздела.

1. Древнейшая Русь в 8 веке – начале 9 века.

Здесь будут исследованы Восточные славяне. Как они расселялись, чем занимались. Будут затронуты устройство племен и религия.

Как создавалось Античное Российское государство? Причины, детали, значение становления державы у восточноевпроейских славянских племен. Средоточия восточнославянского древнейшего государственного образования — Город на Волхове и Столица. Создание Древнерусской державы. Направления становления древнерусского государства: царь, армия, объезд, собрание.

Первые российские правители. Христианство в древней Руси. Христианская религия, язычество и идолопоклонничество. Князь Владимир. Российская правоверная религия. Роль христианской религии в истории Руси.

Внутренняя и внешняя стратегия развития русского государства Ярослава Мудрого. Российская Правда. Опасность от половцев и развал консолидации Ярославичей. Любинское собрание князей. Система правления Мономаха в Киевском царстве. Древняя Россия и ее окружение, об этом можно узнать из курса «История России для 6 класса».

Социально-общественное и финансово-политическое устройство Древней Руси. Руководство страной при Ярославе Мудром. Аграрные взаимоотношения. Образование русских как древнейшей нации. Главные слои русских жителей. Старорусские города. Формирование ремесел и торговых отношений.

Культура древней Руси. Корни и характерные черты формирования культуры древней Руси. Основные принципы древнерусского искусства с позиции христианской веры. Иконопись. Устное всенародное творчество. Появление письменности. Летописец Нестор. Образование. Источники (слово, биография, наказ, странствие). Древесное и неподвижное искусство. Монументальная живопись (роспись, узор). Практическое мастерство. Роль русской культуры в становлении культуры Европы.

Быт и обычаи древней Руси. Облик правления князей в древней Руси. Уклад и характер существования жителей города. Русские бойцы. Уклад и облик существования аграрного жителей.

2. Феодальная раздробленность в древней Руси с позиции Истории России для 6 класса

Деление Русской державы, как дробилась древняя Русь можно узнать в ходе изучения курса «История России для 6 класса». Общественно-финансовые причины политической раздробленности древней Руси. Россия и Степь. Кризис Киева. Образование суверенных княжеств. Направление общественно-политической власти. Взаимоотношения между русскими князьями и междоусобные битвы. Развитие системы понимания целостности Руси. Результаты дробления Древнерусской державы, последствия.

Крупнейшие независимые центры Руси, характерные черты их географического утверждения, финансового и общественно-политического формирования.

Вторжение Татаро-монгольского войска на Русь. Формирование Чингисханского царства. Покорение Азиатских стран Монголами. Схватка на Калке. Набег на Рязанскую территорию. Доблестная защита Рязани. Доблестная защита Столицы. Крушение княжества Владимирского. Поход на Новгород. Доблестная защита Торжка и Козельска. Вторжение в Юго-Западную часть России и Европу. Доблестная война российского народа против войск Чингисхана и её многознаменательная роль.

Борьба российских территорий с западными врагами. Путешествия Шведских войск на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Германский ордены. Царь Александр. Невская война. Ледовое побоище.

Формирование Золотой Орды. Общественно-политическая взаимозависимость территорий древней Руси с Ордой. Повинности народонаселения. Сопротивление жителей Руси ордынскому гнету. Результаты ордынского господства.

Становление Литовского царства. Соединение западных территорий Руси с Большим Литовским Царством. Направление развития политики Литовского царства. Церковная стратегия литовских правителей. Роль аннексии российских территорий Литвой.

Цивилизованная целостность Руси. Накапливание академических познаний. Характерные черты в литературе, строительстве, культуре в целом. Система образования целостности Российской территории в произведении «Слово о полку Игореве».

3. Московская Русь в 14 – 16 веках. Курс истории России для 6 класса

Укрепление Московии, становление Московии описано в курсе «История России для 6 класса». Обстоятельства организации территорий московской Руси. Общественная концепция Русского царства на границе 1314 вв. Княжение Калиты. Княжеская сила и храм. Политический климат в отношениях Столицы с Ордой и Литовским царством перед Куликовской битвой. Битва на Куликовом поле и её значимость. Нападение Тохтамыша.

Осознание целостности Российской страны. Окончание ордынского господства. Иоанн III. Примыкание Новгорода к Столице. Устранение Монгольского господства. Примыкание Тверского государства. Распри из-за отвоевания российских территорий. Василий III. Окончание организации российских территорий.

Социально-финансовое становление древней Руси в 1415 вв. Различия в общественно-политическом строе и управлении. Повышение великокняжеского полномочия. Система питаний. Местничество. Переустройство в силе. Появление поместной системы. Вотчины. Сдерживание независимости крепостных. Состав российского средневекового сообщества. Возникновение феодально-крепостнической концепции.

Формирование русского автократической храма. Отношения храма с властью. Монастыри. Учение «Москва — 3-ий Рим».

Культура древней Руси и уклад в XIV — начало XVI в. Главные обстоятельства, детали и направленности образования и формирования Российской культуры в XIV— истоке XVI в. Москва как центр зарождения культуры великороссийской нации. Отображение в литературных источниках общественно-политических направлений. «Задонщина». «Предание о Владимирских князьях». Культурные памятники куликовского цикла. «Предание о Мамаевой битве». Повествовательная российская литература. «Странствие за 3 моря» Афанасия Никитина. Формирование архитектуры (основные постройки Столичного Кремля, лаврские сложные комплексы-цитадели). Художественная школа.

Политическое становление Русской державы в 1-ой половине 16 века. Боярское правление времен Ивана IV. Мятеж 1547 г. Выбранная рада. Военная реформация. Земские соборы. Миссии и роль реформаций 1550-х гг.

Стратегия и интернациональные взаимосвязи Московии в 16 веке. Политические завоевания Руси в 50-е года. Примыкание Казани и Астрахани. Защита границ у Юга. Причины и поводы для Ливонской войны и ее развитие. Результаты Ливонской войны. Защита от посягательств крымского хана. Кампания Ермака. Сибирское государство и его присоединение. Увеличение территории России и ее многонационального нрава.

Осложнение внутриполитического противостояния в начале 1560-х гг. Опричнина. Падение Выбранной рады. Замена политического курса. Суть, обстоятельства и миссии опричнины и репрессии. Точка зрения церкви. Поход в Новгород. Результаты опричнины. Последующее подчинение крестьян.

Культура и уклад в 16 веке. Фольклор. Развитие системы образования. Становление академических познаний. Развитие книгопечатания. Иоанн Федоров. Повествовательная литература. Постройка защитных сооружений. Живопись. Творения живописно-практического искусства. Уклад и обычаи. Быт и нравы. Российская изба. Города. Пища. «Домострой».

Источник

Планирование изучения истории России в 6 классе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Департамент образования города Москвы

Северо-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

кадетская школа № 1778

«Московский Шереметьевский кадетский корпус»

Москва, 129346 ул. Коминтерна, д. 52

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ

(изучение курса «История России с древнейших времен до конца XVI века »

Боков Александр Михайлович учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категория

Рабочая программа по истории (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).

Нормативно-правовая основа рабочей программы по истории

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

Годовой календарный график образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.

Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии.

Срок действия лицензии: по 24 февраля 2016 года;

Свидетельство о государственной аккредитации до 17 апреля 2014 года.

В результате изучения истории России с древнейших времен до к. XVI века

на базовом уровне ученик должен

называть хронологические рамки древней и средневековой Руси, даты важнейших событий (образование государства Русь, крещение Руси, появление самостоятельных княжеств, первое упоминание о Москве, нашествие Батыя на Русь, Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, свержение ордынского владычества); места, обстоятельства, участников, итоги важнейших событий; правителей, государственных деятелей, политических и духовных лидеров, оказавших значительное влияние на развитие истории; представителей общественной мысли, науки и культуры;

показывать на исторической карте государства и княжества;

описывать условия жизни, быта различных людей; достижения, последствия этого; составлять описания разного рода памятников.

соотносить факты и общие процессы развития государств и княжеств; называть характерные существенные черты политического устройства государств, международных отношений, развития культуры;

объяснять значения понятий: присваивающее и производящее хозяйство, пашенное земледелие, родоплеменная организация, соседская община, вече, дань,

народное ополчение, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монах, монастырь, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм, удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык, боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, поместье, служилые люди, феодально-крепостническая система, пожилое, крестьяне владельческие, дворцовые, черносошные, тягло, уния, народность, ересь, централизованное государство, сословно-представительная монархия, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, церковный Собор, реформы;

излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и войн.

Объяснять цели, результаты, значение деятельности наиболее известных людей.

История России с древнейших времен до конца XVI века.

Название раздела, темы ( № п/п )

Введение. Что изучает история России. Исторические источники

Тема 1. Возникновение и развитие древнерусского государства.

(С древнейших времён до начала XIII в.) :

Славяне и их соседи накануне возникновения государства Русь;

Возникновение государства у восточных славян;

Первые русские князья;

Владимир Святославич. Принятие христианства;

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром;

Культура, быт и нравы Древней Руси;

Начало периода раздробленности на Руси и отдельные русские земли;

Повторительно-обобщающий урок по теме 1.

Тема 2. Борьба Руси за независимость. ( XIII- начало XIVв.):

Монголо-татарское нашествие на Русь;

Борьба на северо-западе Руси;

Ордынское иго на Руси;

Культура русских земель в XII-XIII веках;

Повторительно-обобщающий урок по тт. 1, 2;

Контрольная работа по тт.1,2

Тема 3. Возникновение Русского единого государства.( XIV- начало XVI в.)

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества;

Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва;

Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века;

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества;

Московское государство в конце XV- начале XVI века;

Церковь и государство в конце XV- начале XVI века;

Повторительно- обобщающий ур. «Возникновение русского единого гос-ва»

Реформы Избранной рады;

Внешняя политика Ивана IV;

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI веках;

Архитектура и живопись в XIV-XVI веках;

Повторительно-обобщающий урок по теме № 3

Уроки повторения или резерва, в том числе итоговая контрольная работа

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Введение. Что изучает история России. Исторические источники. 1 час

Что изучает история России. Значение изучения истории России для каждого жителя страны и всего общества.

Исторические источники. Археология. Антропология. Лингвистика. Письменные источники. Памятники культуры.

Тема 1.Возникновение и развитие древнерусского государства.

(С древнейших времён до начала XIII в.) 1 . 12 часов.

Древнейшие люди на территории России.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Славяне и их соседи накануне возникновения государства.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Праславяне. Восточные славяне в древности: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» об образовании Руси.

Возникновение государства у восточных славян и первые русские князья. Государство Русь и русское общество в XI в.-начале XII в.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Культура, быт и нравы Древней Руси

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Начало периода раздробленности на Руси и отдельные русские земли.

Политическая раздробленность Руси. Удельный период: экономические и политические причины политической раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель: Владимиро-Суздальское, Киевское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская боярская республика.

Повторительно-обобщающий урок по т. «Древнерусское государство» 1 час

— объяснить понятия: родовая община, племя, производящее хозяйство, индоевропейцы, восточные славяне, Великое переселение народов, города-колонии, союз племен, соседская община, подсечное земледелие, пашенное земледелие, перелог, двуполье, трехполье, предпосылки образования государства, государство, центральная власть, налоги, законы, суд, князь, частная собственность, дружина, дружинник, смерд, холоп, челядь, язычество, монотеистическая религия, Русь,варяги,норманнская теория, вече, народное ополчение, великий князь, дань,полюдье, крещение, печенеги, усобицы, Крещение Руси, православие, католичество, двоеверие, Русская православная церковь, митрополит,епископ, архиепископ, священник, монастырь, монах, закон, Русская Правда, поземельная зависимость, вотчина, феодализм, феодал, феодально-зависимое население, рядович, закуп, натуральное хозяйство, съезд князей, крестовый поход, реформы, реформатор, культура, летописи, былины, зодчество, мозаика, фрески, цивилизация, раздробленность, дворянство, централизация, удел, аристократия, республика, посадник, тысяцкий

— критически анализировать источник исторической информации «Повесть временных лет» (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

— показать на исторической карте территорию расселения славян и их соседей.

Тема 2. Борьба Руси за независимость. ( XIII- начало XIVв.) 7 часов.

Монголо-татарское нашествие на Русь.

Чингиз-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда.

Борьба на северо-западе Руси. Ордынское иго на Руси.

Начало возрождения русских земель.

Восстановление хозяйства на Руси. Роль православной церкви в хозяйственном и духовном подъёме Руси. Формы землевладения и хозяйства Вотчинное, монастырское, поместное, черносошное землевладение. Начало объединения русских земель . Начало соперничества между Тверью и Москвой. Князь Михаил Тверской. Расширение и укрепление Московского княжества при князе Данииле Александровиче. Борьба московского князя Юрия за первенство в Северо-Восточной Руси.

Русская культура и быт в XII – XIII вв.

Контрольная работа №2 по теме «Древнерусское гос-во. Борьба Руси за независимость. (XIII-н.XIVв.)» 1 час

— объяснить понятия: монголо-татары, Золотая Орда, духовно-рыцарский орден, крестоносцы, борьба за независимость, иго, ярлык, баскаки, «ордынский выход», посад, посадские люди, Малороссия, Великое княжество Литовское, архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный.

— показать на исторической карте территорию удельных княжеств, Золотой Орды, места крупных сражений;

— характеризовать исторические личности Владимира I, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Александра Невского.

— понимать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

Тема 3. Возникновение Русского единого государства.( XIV- начало XVI в.)

Начало объединения русских земель вокруг Москвы и борьба против ордынского ига.

Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский . Предпосылки образования Российского государства.

Образование русского единого государства.

Создание централизованной системы управления. Русская православная церковь в XIV- начало XVI в. Экономическое развитие страны.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество. Распространение монастырей. Основание Троице-Сергиева монастыря. Попытка создания унии католической и православной церквей. Избрание митрополита всея Руси. Традиционный характер экономики.

Культура и быт XIV- начало XVI в.

Повторительно-обобщающий урок « Возникновение Русского единого государства.( XIV- начало XVI в.)» 1 час

Начало правления Ивана IV Грозного и реформы середины XVI в.

Развитие страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.

Внешняя политика. Опричнина Ивана Грозного. Россия в конце XVI в.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение дикого поля. Казачество. Ливонская война. Опричнина. Становлении самодержавия. Сословно-представительная монархия.

Русская культура и быт XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Народное творчество. Развитие образования. Летописные своды. Книгопечатание. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

Повторительно-обобщающий урок по теме «Возникновение Русского единого государства ( XIV- начало XVI в.) Россия в XVI в.» 1 час

Итоговое повторение и обобщение, в том числе

итог. контр.. раб. №4 «История России с древнейш вр до к. XVI в.» 6 часов.

— объяснить понятия: религиозный центр, единое Русское государство, патриотизм, национальное самосознание, феодальная война,ханство, независимое государство, евразийская держава, великорусская (русская) народность, многонациональное государство, централизованное государство, централизованное управление, Боярская Дума, Церковный собор,приказ,дьяк, уезд, кормление, помещик, поместье, служилые люди, Судебник, ограничение права крестьянских переходов, Юрьев день, пожилое, самодержавная власть, местничество, бюрократия, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, опричнина, заповедные лета, деревня, починок, крестьянство, внутренняя колонизация, городское самоуправление, уния, ересь, нестяжатели, иосифляне, господствующая (официальная) церковь, жития, иконопись;

— показать на исторической карте территории Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири, Крымского ханства;

— излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и войн.

Учебник: ДаниловА. А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Москва «Просвещение» 2009

Уроки: Плановых уроков повторения или резерва:9; Контрольных уроков:2

Основание: программа История России. 6 класс. (40 часов) Данилов А. А., Косулина Л. Г. Москва «Просвещение» 2009

Источник

Рабочая программа 6 класс «История

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы Данилова А. А. (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы- М.: Просвещение, 2014 г.; авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011 г.

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».

Программа предполагает использование следующих учебников:

Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.

Общая характеристика учебного предмета:

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.

Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Место учебного предмета в учебном плане:

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История » относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). Предмет «История» в 6 классе включает два курса: курс «История России» изучается 40 часов, «Всеобщая история» (история Средних веков) 30 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов, сначала «Всеобщая история», затем «История России»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета:

Личностными результатами изучения курса истории :

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а такжедостижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметными результатами изучения истории:

· самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

· ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы

· осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого характера.

· используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Регулятивные универсальные учебные действия:

· самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

· выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

· составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;

· работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

· в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

· самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

· адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты;

· критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

· уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси.

Содержание учебного предмета

История Средних веков (30 часов).

Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья.

Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI—XI вв.)

Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI—VIII вв.

Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание римской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государственного устройства у франков при сильной королевской власти.

Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой Богом.

Духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений — монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение монастырей в крупных землевладельцев.

Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франкского королевства. Меровинги — «ленивые короли». Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских — Папской области.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков.

Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии.

Расширение границ Франкского государства. Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал варварских народов раннего Средневековья.

Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля. Культурная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью императора Карла. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Развитие феодальных отношений во Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX— XI веках. Феодализм. Феодальная лестница. Франция в XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет — новый избранный король. Владения короля — его домен. Германия в IX—XI вв.

Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв.

Культура Византии. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их доступность и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре христианского храма.

— «Библия для неграмотных». Византия — центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние.

Образование славянских государств. Направления движения славян и территории их расселения.

Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян.

Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у южных славян — Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгарского царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Византии и Болгарии и его завершение. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава — государство западных славян. Поиск покровителей: от Германии к Византии. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии.

Образование Киевской Руси — государства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.

Тема 3. Арабы в VI—XI вв.

География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей.

Бедуины. Мекка — центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед — проповедник новой религии.

Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата — мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покорённых арабами. Арабский халифат. Халиф — заместитель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской империи. Поход в Северную Африку.

Исламизация берберов. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход.

Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат — государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Народное сопротивление арабскому владычеству. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата.

Культура стран халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». Образование — инструмент карьеры. Медресе — высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Авиценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура — вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть — место общественных встреч и хранилище ценностей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культуры халифата. Испания — мост между арабской и европейской культурами.

Тема 4. Феодалы и крестьяне

Средневековая деревня и её обитатели. Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина.

Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи.

В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Формирование средневековых городов. Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов.

Город — поселение ремесленников и торговцев. Обустройство городских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средневековых городов.

Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Изменение культуры европейцев в период расцвета Средневековья. Развитие торговли в феодально-раздробленной Европе.

Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых «доходных» источниках. Усиление власти короля. Церковь — крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы — епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.

Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II.

Отношения рыцарей с местным населением — мусульманами. Духовно- рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев.

Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце со своими вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.)

Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Битва при Бувине. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц.

Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап.

Ослабление могущества римского папы. Франция — централизованное государство. Генеральные штаты — французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.

Что англичане считают началом своих свобод. Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей — конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент — сословное собрание.

Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к победам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: возобновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азенкуре. Карл VII — новый король Франции. Город Орлеан — трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д’Арк. Освободительный поход народной героини.

Коронация короля Карла. Предательство и гибель Жанны д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти во Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII — король новой правящей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания — процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия — многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Завоёванная свобода и земли. Реконкиста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат.

Центр еврейской культуры в мусульманской Испании: расцвет и трагедия. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII—XV вв. Подъём хозяйства в Германии.

Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии.

Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I — император Карл IV. Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна — средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба пап римских с императорами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии.

Тирания Медичи во Флоренции.

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв.

Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём Чешского государства. Прага — столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус — критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и последствия гуситского движения.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоевания.

Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства.

Усиление и распад Сербии. Византийская империя: потеря былого могущества. Соперничество балканских государств. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь — первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Милош Обилич. Вторжение турок-османов в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул — столицу Османской империи.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

Образование и философия. Средневековая литература. Расширение границ мира средневекового человека.

Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества.

Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский — философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху.

Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою — королю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери.

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты: Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.

Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии, химии и медицине.

Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания

Иоганном Гутенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоёв населения.

Распространение библиотек. Доступность печатной книги.

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Китай: империя Тан — единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Обретение независимости. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей.

Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись.

Пейзажи. Влияние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Индия: установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устройство общества. Междоусобные войны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского халифатов. Делийский султанат и его разгром

Тимуром, правителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Влияние мусульманской культуры. Мавзолеи.

Искусство классического танца и пения. Книжная миниатюра. Япония: особенности развития в Средние века. Нарская монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура Японии.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Неравномерность развития народов Африки.

Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары.

Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбовой Америки.

Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и

Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю.

Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве.

Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки.

Складывание нового образа человека и отношений.

История России с древности до XV в. (40 часов).

Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

Русь в IX – первой половине XII вв.

Русь в середине ХII — начале XIII в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв. Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

Формирование единого Русского государства

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством. Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского государства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *