история игрушек 4 о чем
История игрушек 4 о чем
Только представьте себе, что первая часть «Истории игрушек», ставшей для зрителей моего поколения классикой, вышла в 1995 году! «И что тут такого?» — скажете вы. Оʼкей, на первый взгляд звучит и правда не очень впечатляюще. А если я скажу, что с этого момента прошло почти 24 года? Здесь-то у меня и отпала челюсть. Причем оригинальный мультфильм до сих пор смотрится очень даже ничего.
Да, за прошедшие годы графика заметно устарела, особенно в глазах людей, избалованных голливудскими блокбастерами, — то есть, в наших с вами. Однако ведь не это важно на самом деле. Главное — хорошая история, как и следует из названия. А она цепляет даже спустя много лет, пусть и по совершенно другим причинам.
И почему-то Pixar забыла об этом в третьей части, которая вышла через 10 лет после второй. Наверное, именно поэтому я теперь едва ли могу вспомнить, о чем вообще был «Большой побег». Сюжет банально вылетел у меня из головы, а на ум приходит разве что плюшевый медведь, который вроде бы был главным злодеем, и все на этом. В остальном же это обычный мультик, авторы которого явно хотели только сгрести побольше денег на известной франшизе после долгой паузы.
Есть такая тенденция в кинематографе — чем дальше от первой части, тем хуже. На мультфильмы это правило тоже распространяется. Непросто выпустить сиквел, удержав при этом планку качества и вместе с этим не разочаровав старых фанатов. А сделать достойную трилогию впору кажется задачей невозможной.
Поэтому меня всегда так пугает цифра четыре рядом с названием любимого тайтла, тем более после предыдущего неудачного эксперимента — назовем это так. Взять хотя бы «Шрэка навсегда»… Было бы здорово навсегда забыть этот кошмар!
Так что на сеанс «Истории игрушек 4» я шел с максимальной постной миной, даже несмотря на массу положительных отзывов со стороны коллег из других изданий. Знаете, мне совсем в это не верилось. Или просто не хотелось верить. Больно лестной мне тогда казалась реакция со стороны критиков. Ребята, я видел эти ужасные трейлеры, от которых так и несло наглым самоповтором и отсутствием хоть толики фантазии! Что вы мне такое рассказываете? Поэтому я морально приготовился к тому, что мне придется разносить мультфильм в пух и прах.
Поначалу на сеансе я машинально пытался вычленить, к чему бы мне придраться и за что бы возненавидеть новый мультфильм. Но каково же было мое удивление, когда у меня не получилось это сделать при всем желании. Все было настолько хорошо, что очень скоро мой гнев сам собой сменился на милость, а мое угрюмое лицо озарила легкая улыбка — уж простите меня за такую лиричность! Я бы даже сказал, что мультик снят с душой. Черт его знает, что эта бессмысленная фраза вообще значит. Просто я так чувствую.
Небольшой экскурс в сюжет: у главных героев теперь новая хозяйка — маленькая девочка по имени Бонни. Шериф Вуди больше не любимчик, и на этот раз абсолютно по-настоящему. Все чаще ему приходится оставаться в пыльном шкафу, а сама девочка не замечает его пропажи на протяжении всей картины. Кажется, это совершенно ее не заботит, потому что у нее появился Вилкинс. Верно, вот это чудище на кадре выше, сделанное из гов… кхм, одноразовой вилки, палочки, проволоки и жвачки.
Так и хочется спросить, почему ЭТО стало не только полноценным персонажем в «Истории игрушек», но и любимой игрушкой Бонни. Причем тем же самым вопросом задаются и главные герои. А потом вспоминаешь, как ты бил когда-то палкой по луже и тебе было от этого неподдельно весело, и все встает на свои места.
Ах да, насчет пропажи. Дело в том, что Вилкинс — круглый дурачок с пристрастием к мусору. Впрочем, а чего еще можно было ожидать от выброшенного столового прибора?! И после очередного побега (в поисках мусорного бака, разумеется) этого монстра Франкенштейна шериф Вуди забывает про эго и решает вернуть его во что бы то ни стало — ради Бонни, которая искренне дорожит творением рук своих. Так и началось приключение нашего любимого ковбоя.
Изначально я сильно переживал, что Вилкинс будет в центре внимания в четвертой части, как когда случилось с Баззом Светиком. Не то чтобы он плохой персонаж, просто… это же какое-то чучело огородное! Наверное, было бы в каком-то смысле комично, если бы он оказался одним из главных героев, но мне такой сорт юмора не нравится. К счастью, перед ним сценаристы поставили совершенно другую задачу.
Во-первых, Вилкинс — это катализатор прогресса истории. Именно он заставляет Вуди на протяжении всего мультфильма двигаться дальше, из раза в раз возвращаясь за этой несчастной игрушкой из мусора. И вот эту тему авторы немного не дожали, потому что мне до сих пор кажутся странными такие изменения в характере шерифа. Нет, он и раньше отличался добротой, но ей всегда в противовес было довольно высокое самомнение. А тут он сразу горой встает за новоприбывшую игрушку. Слишком резко это происходит, не находите?
Во-вторых, новый персонаж рассчитан в первую очередь на детей (от 6 лет и выше, как в возрастном рейтинге, видимо). Соответственно, юмор, который ему каким-то чудом периодически удается генерировать, тоже. И с такой аудиторией он работает. По крайней мере, я слышал, как дети в зале громко смеялись и даже повторяли за ним шутки. Я, видимо, оказался для этого слишком взрослым, как бы иронично сейчас это не прозвучало. Большая часть его нарочито нелепых фразочек прошла мимо меня, хотя пару раз я все-таки гоготнул.
Тем не менее я все равно уверен, что Вилкинса можно было заменить на более вменяемого и менее раздражающего персонажа без потери смысла. Но здесь скорее проблема во мне и моих предпочтениях. Учитывая, какие еще в мультфильме появились действующие лица, это точно была не ошибка. Скорее, это был авторский замысел, который я отлично понимаю. Просто хотелось бы видеть вместо него другого героя — вот и все. Однако он явно не делает четвертую «Историю игрушек» плохой.
В остальном мультфильм ориентирован на более взрослую аудиторию, которая точно знакома с предыдущими частями. Например, впервые за всю историю франшизы в «Истории игрушек» появилась полноценная любовная линия. Мы и раньше догадывались, что между Вуди и пастушкой Бо Пип есть нечто романтическое. Однако теперь на этом сделали жирный акцент, потому что отношения между двумя персонажами фактически легли в основу сюжета.
Зачастую подобные нововведения кажутся неуместными, особенно в подобных мультиках, где им в общем-то не место, но это другой случай. Стыдно признавать, но мультфильм бы наверняка не сработал без той самой пресловутой любовной линии, которая здесь очень аккуратно (так, что даже поначалу не замечаешь!) и медленно выкручивает эмоции до максимума, а ближе к финалу резко отпускает, внезапно пробивая на слезы. Честно, я держал себя в руках до последнего, но пылинка-таки попала в глаз!
Справедливости ради хочу заметить, что не у всех получится за полтора часа так мощно и чуть ли не с нуля раскрыть романтические отношения между двумя персонажами, с которыми ты знаком буквально с самого детства.
Впрочем, картина может похвастаться не только потрясающей лавстори. Трудно не оценить, насколько умело авторы играют на ностальгии зрителей, ловко дергая за нужные струны. Это не первоцель творческой команды, зато чрезвычайно полезный инструмент, с помощью которого можно задавать настроение в зависимости от ситуации. Так что в какой-то момент мне даже захотелось отыскать коробку с любимыми игрушками и достать их оттуда, потому что негоже друзьям моего детства там пылиться.
Единственное, меня все-таки сильно огорчило: Баззу Лайтеру уделили мало экранного времени и превратили в совсем недалекого космического вояку. Понятно, что шериф Вуди — персонаж на все времена, потому что ковбои прочно заняли место в современной попкультуре. А про Светика из Звездной команды уже все давным-давно позабыли. И про крутой сериал, который взлетел на волне популярности «Истории игрушек», наверное, тоже.
Обидно, что в новом мультфильме Базз появляется, по сути, только в качестве камео и на события почти не влияет. Но видно, что создатели все равно отнеслись к нему с любовью. Спасибо и на этом!
История знаменитого шерифа Вуди, радовавшего нас на протяжении многих лет, завершилась достойно. Вряд ли Pixar вернется к нему в будущем, так что я предлагаю вам сходить в кино на «Историю игрушек 4» хотя бы для того, чтобы попрощаться с Вуди и поблагодарить авторов за предыдущие части, пусть даже в их числе есть и неоднозначная третья. Но, поверьте, у мультфильма точно есть, чем вас удивить, даже не считая смешных новых персонажей и завораживающих кадров, — про них я не успел рассказать, а потому и упомянул здесь. Такая вот многоходовочка!
И маленький совет напоследок: обязательно посмотрите серию мини-сценок между титрами.
Предел бесконечности: рецензия на фильм «История игрушек 4»
Обаятельное продолжение легендарной трилогии — в этот раз, кажется, и правда последнее. Нет, ну правда
Вуди, Базз и все их друзья счастливо живут у новой владелицы — милой девочки Бонни, которая вот-вот пойдёт в первый класс. Однажды, не без помощи пластмассового ковбоя, Бонни приносит из школы самодельную игрушку — мистера Вилкинса, сделанного из одноразовой посуды и прочего хлама. Он становится любимчиком и затмевает всех фабричных друзей, но сам он этому не то чтобы рад. И когда семья отправляется в путешествие на машине, не до конца осознавший свой переход от куска мусора к разумной игрушке Вилкинс сбегает через окно — Вуди, как всегда страдающий от обострённого чувства долга, отправляется его спасать.
Кадр из мультфильма «История игрушек 4»
Продолжение «Истории игрушек» было обречено на некоторый скепсис в свой адрес: уж больно логичным, красивым и со всех сторон идеальным было завершение франшизы в третьем фильме. Проникновенное прощание героев с Энди — проекцией маленького зрителя, вместе с которым он неизбежно повзрослел, — не подразумевало ни эпилогов, ни продолжений. Это было бесповоротно завершённое путешествие, которое мы делили с героями долгие 15 лет, и единственный путь, куда, казалось, мог пойти новый мультфильм, ощущался почти предательским. Да, мы простились с игрушками и смирились, что стали слишком для них взрослыми, но уж очень не хотелось видеть, как новый владелец вырывает им пластмассовые ноги и мажет в грязи.
Кадр из мультфильма «История игрушек 4»
Но, как оказалось, финал третьей части не врал: «Игрушки» после смены хозяина остались в надёжных руках. Сам четвёртый фильм не похож на отчаянную попытку найти нового зрителя — скорее на ещё одну ностальгическую, горько-сладкую эпитафию по былым денькам. Его и писала в основном всё та же старая команда — успел поучаствовать в сценарии даже опальный ныне Джон Лассетер, — и вместе с ними никуда не ушла та элегическая интонация, что красила третью часть.
Кадр из мультфильма «История игрушек 4»
Сценаристы очень ловко обошли завершенность прошлого фильма, найдя в нём одну интересную лазейку — пропажу фарфоровой пастушки Бо Пип, которая молча исчезла где-то между второй и третьей частями. Во многом из-за этого для необязательного сиквела «История игрушек 4» выглядит удивительно… к месту. Словно она изначально была в глобальных планах авторов — настолько органичным кажется тот конфликт, что возникает здесь в душе вроде бы нашедшего покой Вуди. Если всю трилогию он посвятил службе другим и в конце смиренно принял новое место и нового ребёнка-хозяина, то тут ему впервые предлагают пожить для себя, чего он, конечно, не умеет и не знает. А игры оставить молодым: конкретно — самодельной игрушке из, кхм, мусора и палок, которую всё тянет обратно в помойку.
Кадр из мультфильма «История игрушек 4»
Кадр из мультфильма «История игрушек 4»
«Пиксар» продолжает ловко играть со зрительскими нервами, одними и теми же, казалось бы, приёмами, удачно расставленными акцентами и мелодраматичной музыкой вызывая град слёз у всех, кто сохранил что-то хотя бы отдалённо похожее на человеческие чувства. «История игрушек» помимо всех интертекстуальных достоинств вообще богата на эмоции: тут и грустно, и страшно (куклы правда очень жуткие), и очень смешно. Большую часть юмора, правда, отдали новоприбывшим: той самой самодельной игрушке с говорящим именем Вилкинс, уморительной парочке плюшевых хулиганов и особенно великому Дюку Бабаху, каскадёру-пижону с потрясающе абсурдной бэкстори и голосом Киану Ривза (но, конечно, не у нас). Из старой гвардии чудит только Базз Лайтер — жаль, уже без «испанского режима».
Где-то в интервью представители Pixar успели пообещать, что «История игрушек 4» — последний сиквел именитой студии, и дальше будут только на сто процентов оригинальные проекты. Если так, то уход старых франшиз можно считать вполне эффектным: закрыв все гештальты и спокойно уйдя на покой аж два раза подряд, они наконец могут спать спокойно. Их место займут новые игрушки — возможно, кривые, косые и глуповатые, но это ничего, ещё успеют поумнеть и, может, стать лучше прежних. Да и детям вроде нравится — а ради кого ещё стараться?
История игрушек 4 содержание/сюжет фильма читать онлайн
Н овая часть «Истории игрушек» расскажет нам о том, как игрушкам живется у новой маленькой хозяйки, и раскроет тайны того, куда делись некоторые игрушки между второй и третьей частями мультика. Сюжет занесет их на карнавал, на котором их ждут как новые и старые друзья, так и враги. Безумия добавляет новая, вручную сделанная из мусора их хозяйкой, игрушка, у которой серьезные психические проблемы.
Содержание/сюжет
Начало фильма переносит нас на 9 лет назад, в события между второй и третьей частями мультфильма. В тот день на городок налетает буря, и игрушки во главе с Вуди вынуждены спасать уносимую ветром игрушечную машинку. У них получается спасти ее, но пока они занимались спасением, пастушку Бо Пип покупает некая таинственная личность. Вуди старается сорвать сделку, однако пастушка останавливает его, говоря, что перепродажа игрушек это нормальная часть жизни игрушек, позволяющая переходить тем от людей, которым игрушки нужны не сильно, к тем, кто больше в них нуждается.
Текущее время. Прошло два года после того, как Энди подарил свои игрушки Бонни (в «Истории игрушек 3»), Вуди и другие игрушки довольны своей новой жизнью. Обеспокоенный тем, что Бонни будет чувствовать себя неловко на дне открытых дверей в школе, в которую та собирается пойти, Вуди, которым Бонни пренебрегает, забирается в ее рюкзак, и его страхи оправдываются, так как застенчивая Бонни не особо вписывается в коллектив потенциальных одноклассников. На тестовом уроке детям поручают сделать игрушки из стаканчиков при помощи карандашей, но Вуди тайно кладет пластиковую вилку и другие предметы из мусорного ведра на стол Бонни, и она преобразует мусор их в игрушечного странного, но милого чувака, которого она называет «Вилкинс», и заслуживает внимание и одобрение воспитательницы. После того, как Бонни кладет Вилкинса в свой рюкзак, тот оживает, невероятно удивляя Вуди. Вилкинс становится любимой игрушкой Бонни.
Добравшись до города, Вуди замечает лампу Бо в антикварном магазине. Ища Бо внутри, он и Вилкинс сталкиваются с куколкой по имени Габби Габби и ее марионетками-подопечными, Бенсонами. Габби Габби предлагает отвезти их к Бо, но вскоре раскрывает свой истинный план по захвату голосового механизма Вуди, поскольку ее собственный сломан, и ни один ребенок не хочет купить ее. В магазин заходит покупательница с девочкой, Вуди и Вилкинс пытаются сбежать, но Вилкинса хватает Габби Габби. Вуди забирает девочка по имени Кармени. Наступает утро, и Бонни понимает, что Вилкинс пропал, очень переживая по этому поводу. Базз отправляется на поиски Вуди и Вилкинса, но терпит неудачу, и его находит владелец одного из аттракционов, сделав одним из призов. Вуди сбегает от Кармени и встречает Бо, которая стала крутой искательницей приключений, помогающей потерянным игрушкам найти владельцев. С помощником Бо, миниатюрным полицейским по имени Гигглс МакДимплз, они идут в магазин, чтобы спасти Вилкинса.
В антикварном магазине план игрушек по спасению Вилкинса терпит неудачу. Вуди, единственный, кто, несмотря ни на что, решительно настроен, чтоб спасти Вилкинса, ссорится с другими игрушками и косвенно оскорбляет Бо. Когда Бо, Дюк, Гигглс, Даки и Банни возвращаются к себе на карнавал, Вуди отдает свой голосовой механизм Габби Габби в обмен на Вилкинса. Габби Габби отчаянно нуждается во внимании внучки Маргарет (владелицы магазина), Гармони, но Гармони боится нового ковбойского голоса Габби Габби и отвергает ее. Базз возвращается к Бонни и, имитируя проблемы с заевшими клавишами, говорит, чтоб та забрала рюкзак Бонни, якобы забытый в антикварном магазине. Вуди тем временем пробует утешить Габби Габби, а Бо и ее банда возвращаются, обдумав все, и поняв мотивы Вуди.
После того, как Бонни возвращается за ее рюкзаком, игрушки отправляются за ней и ее родителями. Благодаря навыкам Дюка в езде на мотоцикле, Базз и Вилкинс возвращаются к Бонни, которая очень рада возвращению Вилкинса. Прислушиваясь к совету Вуди, Габби Габби видит плачущую Кармени и успокаивает ее, и, наконец, обретает хозяйку. Вуди и Бо прощаются, но потом Вуди решает не возвращаться к Бонни. При поддержке Базза, он решает остаться с Бо и помогать потерянным игрушкам искать владельцев. Базз и игрушки обнимают Вуди и Бо, и две группы расстаются.
В сцене посередине титров проходит год, и Бонни идет в школу в первый класс. Джесси приносит домой новую игрушку, Ножичку, созданную Бонни из пластикового ножа. Мгновенно влюбившись, Вилкинс предлагает стать ее наставником в помощи осознания ее перехода из мусора в игрушку. Однако первый же ее вопрос «почему я жива?» ставит его в тупик.
Проекции, нарциссы и фрустрация. Как «История игрушек 4» стала лучшим кинопсихоанализом для взрослых
Первая «История игрушек» вышла в 1995 году, став первым полнометражным мультфильмом, сделанным на компьютере. Второй фильм серии определил стиль работы студии Pixar — никогда не снимать проходных фильмов (картину дважды переделывали в крайне сжатые сроки), а третий, казалось бы, поставил точку на приключениях ковбоя Вуди, космонавта Базза Лайтера и других обитателей комнаты повзрослевшего мальчика Энди. Игрушки нашли себя в обществе девочки Бонни, а студия через несколько лет придумала еще одну историю.
Учитывая, что несколько лет назад Pixar схематично поведали нам о механизме эмоций в мультфильме «Головоломка», было бы интересно посмотреть на «Историю игрушек 4» с точки зрения психологии. В этом нам поможет психолог и гештальт-терапевт Ольга Губочкина.
Динозавры и ковбои
Мастера историй студии Pixar неспроста взяли игрушки в качестве героев своего первого полного метра. Игрушки — это проводники ребенка в тот мир, где он может осваивать самостоятельную деятельность. Анимация позволяет развить фантазию и показать доходчивым образом важные жизненные уроки: дружба важна, хорошие ребята всегда побеждают, зло наказано. Pixar даже проводят для нас экскурс по разным игрушкам — персонажи регулярно вспоминают, для какого возраста они предназначены, и сильно расстраиваются, попадая в третьей части к малышам, которые буквально пробуют наших героев на зуб, рисуют ими картины и расколачивают их на части.
«Дети выбирают игрушки согласно возрастному развитию, — подтверждает психолог. — До года это игрушки, которые развивают сенсорные системы: зрительную, слуховую, позже вкусовую, обонятельную и так далее. От года до трех ребенку уже интересен функционал игрушки, ее предназначение. Игрушка должна быть максимальной копией настоящих предметов».
В диапазоне от трех до шести лет меняется ведущая деятельность ребенка, сюжетно-ролевая игра теперь для него интереснее всего. И, если на предыдущем этапе было важно, насколько игрушка похожа на предмет из реального мира, то здесь уже хорошо развито воображение, и ребенок может представлять, что эта веточка — ручка, и «писать» ею, а вот то колесо — машина, и «ехать» на нем. Именно в этот период сделанная своими руками игрушка может быть гораздо ценнее купленной.
Вуди
Четвертая часть начинается дождливым вечером девять лет назад. Лампа с пастушкой Бо Пип отправляется к новому владельцу, тогда как давно влюбленный в игрушку ковбой едва не уезжает с ней, пасуя в последнюю минуту. Вуди по праву главный герой всей франшизы. Этот персонаж проходит через настоящее взросление. От инфантильного желания оставаться любимой игрушкой и даже зловещих планов по уничтожению соперника Базза Вуди постепенно взрослеет и к финалу понимает, что иногда собственное счастье важнее долга.
Со стороны ковбой может показаться своего рода материнской и гиперопекающей фигурой. С этим психолог не согласна: «Честно говоря, мне Вуди кажется самым взрослым и самым здоровым персонажем. Он отлично ориентируется в своих потребностях, причем может их как удовлетворять, так и откладывать ради более актуальных задач; он чувствителен, эмпатичен, он ответственен, при этом умеет обращаться за помощью. Вуди осознает свои страхи, но все равно пробует новые действия; он готов признавать, что у других есть свои взгляды, не совпадающие с его, и не конфронтировать с ними. Мне бы понравилось взаимодействовать с таким человеком. Какого он при этом пола и есть ли он вообще у него, мне не очень важно».
Что же до гиперопеки, то при ней главная цель — не дать разомкнуть ребенку психологическую пуповину с родителем, считает Губочкина. Присутствие родителя в любых активностях ребенка, ограничение его возможности принимать решения, хроническое послание «ты не сможешь, не знаешь, не справишься» приводит в итоге к абортированию индивидуальности. Такой родитель, можно сказать, живет жизнь своего ребенка вместо него. Гиперопека, как правило, формируется у тревожно-мнительных родителей; у людей, испытывающих проблемы в контакте с социумом; тех, кто имел отвергающий стиль взаимодействия со своими родителями в детстве; а также с искаженными отношениями внутри континуума «страх жизни — страх смерти».
Бонни
Дочка сотрудницы детского сада становится чуть ли не главной героиней фильма. Даже Энди в свое время не выходил на первый план настолько явно. Бонни — застенчивая девочка с яркой фантазией, любовью к игрушкам и мягким характером. Она готовится к знакомству со школой, что вызывает у Бонни сильный стресс, который некоторые критики посчитали сценарной дырой: как же детский сад, в котором девочка провела столько времени?
«Практически для любого ребенка переход из детского сада в школу является стрессом, — поясняет Ольга Губочкина. — Как для любого взрослого, например, выход на новую работу. Полное изменение социального статуса, привычного круга людей, новые обязанности, другой режим, смена деятельности с игровой на учебную — все это нагрузка, которую нелегко пережить. Адаптация может занять много времени, до года, и помочь в этом первокласснику просто необходимо».
Умные люди из Pixar (а через них и Вуди) знают, что девочке здорово помогла бы игрушка. Если ребенок просит взять с собой в незнакомый мир игрушку, не отказывайте ему. Игрушка имеет символическое значение, олицетворяет собой знакомый ребенку мир, в котором он чувствует себя в безопасности. Это касается всех детей, и особенно стеснительных, застенчивых и робких. У них интеграция в новое сообщество займет еще больше времени, и на этот тревожный период пусть игрушка будет надежным другом. Единственное ограничение, которое здесь стоит ввести, — договориться с ребенком, что играть с игрушкой будет возможно только вне уроков, например, на переменке.
Джесси
Во время игры Бонни снимает с Вуди звезду шерифа и передает ковбойше Джесси. Это достаточно важный элемент для понимания того, кто вскоре будет главной в компании игрушек. Но тут интересно подумать о гендерной предрасположенности к игрушкам: мальчикам покупают машинки и ковбоев, а девочкам — кукол и единорогов (хотя в «Истории игрушек» единорог отличается крутым нравом).
Психолог считает, что многое зависит от возраста. «Примерно до трех лет, если не вмешивается агрессивная среда, ограничивающая выбор ребенка, мальчики азартно играют в условных кукол, а девочки в машинки. Дети просто отражают то, в чем они находятся. Если папа с удовольствием готовит ужин, а мама возит детей на автомобиле, то для ребенка это норма жизни, которую он просто воспроизводит в игре. В перспективе такие дети будут более адаптивными взрослыми: ведь они уже обладают представлением о многообразии ролей».
Считается, что к четырем-пяти годам ребенок идентифицируется со своим полом и ему интереснее отождествлять себя с характерными игрушками, несущими некоторую заданность, от которой зависит сюжет игры. Поэтому Энди играл с ковбоем Вуди, а Бонни назначает Джесси шерифом. В целом решающими моментами становятся обогащенная окружающая среда и контекст взаимодействия с взрослыми. «Повторюсь: ребенок находится в предлагаемых обстоятельствах. Если в твоем распоряжении ковбой, танк и ракета, придется играть в них».
Вилкинс
Сплав вилки и ложки (на английском это называется spork, от слов spoon и fork), Вилкинс — первый рукодельный герой франшизы. В первом фильме садист Сид мастерил гибриды из частей разных игрушек, но Вилкинс совсем другой: его мастерит сама Бонни из подручных средств. Возможно, потому он и обретает речь, в отличие от монстриков Сида.
Девочка моментально привязывается к Вилкинсу по одной простой причине. Вилкинс — это и есть сама Бонни. Как считает гештальт-терапевт, девочка интуитивно оказала себе психотерапевтическую помощь, прибегнув к проективной методике, которая широко используется в работе психолога. «Дети проецируют на внешние объекты (изображение в рисунке, персонажей в сказке или поделку, как в нашем случае) те чувства, переживания и свойства личности в целом, которые в данный момент не дифференцируются самим человеком. Бонни было страшно, одиноко и грустно, и Вилкинс воплощает все это в себе. С помощью Вилкинса девочка овладевает собственными страхами, проживает события своей новой жизни».
Вуди, будучи уже «взрослым человеком», отлично понимает важность Вилкинса для своей хозяйки. Впрочем, кухонный приборчик стремится туда, где «тепло, уютно и пахнет гнильцой» — в помойку! «Там тебе как будто нашептывают: все будет хорошо!» — говорит Вилкинс Вуди, оправдывая свое постоянное желание оказаться среди мусора. Он так и не осознает себя игрушкой, но прекращает попытки сбежать, понимая, что он — мусор Бонни. Кажется, у этого персонажа мощнейший экзистенциальный кризис! Психолог подтверждает: «Как я уже и говорила, Вилкинс и есть Бонни. И его движение от кошмара выдернутого из привычной среды субъекта к осознаванию себя нужным, цельным в новом мире, действительно самый настоящий экзистенциальный кризис, который переживает девочка».
Габи-Габи, Дюк, Зая и Утя
Вилкинс застревает в антикварном магазине, но Вуди с товарищами идут на помощь! Во время поисков вилочки у Вуди и Базза появятся новые знакомые. Появляется и квазиантагонист, кукла Габи-Габи, антикварная девица (в оригинале ее озвучивает звезда «Безумцев» Кристина Хендрикс) с испорченным звуковым модулем. Ей прислуживает несколько Бенсонов, кукол для чревовещателей. Жутковатые парни, они напрочь лишены голоса — но к этому мы еще вернемся.
Габи считает, что заводской дефект стоит на пути ее счастья и мешает ей найти хозяйку — девочку, которая полюбит ее и будет играть с ней. И хотя финал у нее обнадеживающий (Габи оказывается в объятиях потерявшейся девочки), при желании она может стать настоящей злодейкой в пятой серии, если студия решится на продолжение. Благо все предпосылки есть. «Габи-Габи очень похожа на нарциссическую личность. У нее не было даже шанса соприкоснуться с ощущением своей «хорошести», нужности, — считает психолог. — Она не понимает, кто она, зачем она. И это непонимание проросло внутрь личности и руководит ею. Мой прогноз, даже при условии, что она обрела хозяйку, печален. Кукла чрезвычайно крепко привязана к идее, что только с модулем она та, которая имеет право на жизнь, и как только с ним что-нибудь случится, все обрушится снова».
Куда оптимистичнее дела обстоят у лучшего каскадера Канады, гонщика Дюка Бубумса. В оригинале его озвучивает Киану Ривз, что еще раз показывает, какими провидцами оказались ребята в Pixar, ведь 2019 год стал для актера настоящим ренессансом, точнее, «киануссансом». Дюк переживает, что ему никогда не сравниться с рекламой, и страдает, что не смог оправдать надежды своего хозяина.
Если бы не прыжок в финале, быть бы Дюку и дальше рыцарем печального образа. «Канадец, скорее всего, избыл травму этим действием, ведь изначально у него была вера в себя. Его затруднение было «техническим», приобретенным вследствие некоторого события. Тут классическое гештальтистское завершение процесса обнулит его фрустрацию, и у него появится большой шанс снова стать самим собой», — считает Ольга Губочкина.
Наконец, Утя и Зая, парочка откровенно плохо сшитых мягких игрушек, висящих в тире. За ними скрываются голоса дуэта, отлично знакомого всем зрителям сериала «Ки и Пил». Киган-Майкл Ки и Джордан Пил много импровизировали во время записи, придав жизни своим героям. Учитывая, что Пил еще и снимает хорроры, неудивительно, что Заю и Утю так тянет выдумывать жутковатые варианты развития событий.
Но при этом герои сшиты друг с другом. Может, они созависимые? «Я не вижу их как созависимых, — говорит психолог. — Фокусировка созависимого человека — на том, другом. А здесь каждый из них чего-то хочет в отдельности от своего товарища. И потом в этих пушистых ребятах не наблюдаются общие характеристики созависимых людей: страх принимать самостоятельные решения, избегание любых конфликтов путем отказа от насыщения жизненно важных потребностей, контроль партнера, заниженная самооценка. Скорее, они такие гиперактивные подростки, полные самых сумасшедших идей, некоторые из которых вполне могут привести Утю и Заю к самореализации».
На фоне всех этих героев особняком стоит пастушка Бо Пип, которая кажется чуть ли не самым здоровым персонажем. Эмансипация, которая проходит за кадром, позволяет нам встретить ее уже совершенно свободной. Бо раскатывает по ярмарке на самодельном скунсе, не чурается отколотой руки и мечтает уехать вместе с парком аттракционов в путешествие по стране. Она больше не зависит от ребенка, как прежде, и не намерена пылиться в антикварном магазине. Ее свобода заразительна — Вуди в итоге находит в себе силы следовать за ней.
Внутренний голос
Что такое внутренний голос в «Истории игрушек 4»? «Внутренний голос» — зачастую это голоса наших родителей, которые мы слышали в детстве, — поясняет психолог. — И если они говорили нам что-то хорошее о нас, что-то разъясняющее о мире, что-то поддерживающее, то во взрослом состоянии мы будем хорошо ориентироваться в себе и в происходящем вокруг. Вуди и Баззу в этом смысле повезло, они были любимы «их» детьми, давали им много признания, и «внутренний голос» ковбоя и астронавта — это верные указатели в жизни».
В четвертой части «Истории игрушек» внутренний голос иногда используется буквально: Базз нажимает на кнопку и действует исходя из услышанного. А вот Вуди, лишаясь своего звукового модуля, наконец-то находит в себе силы отказаться от долга следовать за Бонни и решает остаться с Бо, сделаться полностью независимым. Он больше не боится быть потерянной или сломанной игрушкой, о чем говорилось в третьей и второй части соответственно. Он сам творит свою судьбу. Иными словами — взрослеет.
Ольга Губочкина называет «Историю игрушек 4» довольно точной метафорой детско-родительских отношений, где игрушки — это дети, а дети — родители. «Это сильно приближает зрителя к пережитому им в детстве, а это может быть больно, может ранить до сих пор». Так что если вам кажется, будто фильм Pixar слишком сентиментален или зануден, то стоит порыться в себе. Вполне возможно, что ваш внутренний ребенок нуждается в дополнительной заботе.