Религиозное сознание – это один из старейших видов общественного сознания, подчиненная определенным историческим условиям и отвечающая реальным потребностям человеческого духа. Его изучению посвящены разнообразные направления, входящие в сферу религии и философии, которые отражают различное духовное отношение к действительности.
Что такое Монотеизм?
Монотеизм – религиозное направление, характерное для верований авраамического типа, к которым причисляются иудаизм, ислам и христианство. В буквальном понимании обозначает единобожие, подразумевая наличие исключительно одного Бога. Выделяются два направления монотеизма: эксклюзивный и инклюзивный. Первое предполагает наличие одного трансцедентного Бога, который объявлен личностью. Второе подразумевает, что Всевышний может существовать в нескольких ипостасях, что характерно для христианской религии с Богом отцом, сыном и Святым духом. Однако при этом сохраняется условие, что все они представляют разные стороны единой Божественной сущности.
Что такое Итсизм?
Итсизм является формой религиозного либерализма, при которой классические понятия религии отвергаются, однако допускается наличие определенных высших сил. Возникло это направление относительно недавно, о чем говорит публикация в голландском периодическом издании «Filosofie Magazine» за ноябрь 1996 года. Люди, именующие себя итсистами, крайне слабо проявляют интерес к традиционной церкви. Общепринятый христианский Бог для них не считается авторитетом. Тем не менее, в существование некоей верховной силы или чего-то другого, что господствует над людьми, они признают. В двух словах итсизм это вера в высшие силы, но полное отрицание всех религий, традиций и догм.
Что такое Апатеизм?
Апатеизм – это своего рода философская точка зрения, при которой человек к наличию либо отсутствию Вседержителя относится безразлично. Наличие высших сил такими людьми не отвергается, однако и обратная точка зрения ими также не опровергается. Любые доказательства в пользу присутствия Всевышнего либо же его отсутствия для них не считаются особо значимыми. В сущности апатеизм является не какой-то системой взглядов, а отношением человека к религии по большому счету.
Что такое Атеизм?
Атеизм – это философское направление, которое в буквальном смысле означает безбожие. В данном философском течении имеется два смысловых понятия. В более узком смысле имеется в виду, что собственно богов просто-напросто не существует. В расширенном плане атеизм отметают саму идею веры в какого бы то ни было бога. Кроме того, атеисты отвергают существование всех сверхъестественных явлений, к которым они помимо богов относят нематериальные существа и силы, различных духов, загробную жизнь. Аргументируется это отсутствием эмпирических доказательств в пользу их существования. Термин «атеизм» некогда возник как уничижительное обозначение учений, находившимся в конфронтации с установившейся религией. В соответствии с этим приверженцев данного направления стали называть атеистами. По мере расширения свободы убеждений этим термином стали обозначать людей с определенной философской позицией. Большинство представителей данного течения являются сторонниками светских философий типа гуманизма и натурализма, в основе которых лежат идеи о самодостаточности естественного мира и человеческом характере происхождения всех мировых религий.
Заключением Президиума ВАК Минобрнауки России №13-6518 от 01.12.2015 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий
Теория и метод системной психологии
Психологические исследования
История психологии и психология истории
Наши юбиляры
Информация
WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU
Ткаченко А.В., ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
Журнал » 2012 №6 : Ткаченко А.В., ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
ИТСИЗМ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
В статье анализируются результаты социологического исследования отношения современной московской молодёжи к религии, и приводится авторское мнение в отношении итсизма как феномена. Делается вывод о склонности большинства молодёжи к итсизму — интуитивной вере в неопределённую Высшую Силу.
IETSISM AS AN UNDERLYING FORM OF MODERN YOUTH’S RELIGION
In this article the results of the survey of contemporary Moscow youth’s attitudes toward religion are analyzed and the author’s point of view to an ietsism as a kind of phenomenon is showed. It is concluded that modern young Muscovites are inclined to ietsism as the worship of an undefined Supreme Power.
Key words: religion, religiousness, ietsism, Orthodoxy, atheism, agnosticism, deism, pantheism, fatalism, traditional belief, religious dogma, moral relativism, religious people and unbelievers, social system.
Введение
Анализ мировоззрения молодёжи показывает те тенденции общественного развития, которые сегодня только набирают оборот, но в ближайшем будущем могут стать определяющими факторами социальных процессов. Идеи и ценности современной молодёжи через несколько лет могут стать нормой жизни всего общества, трансформироваться в стандарты доминирующей культуры.
Религиозные представления как часть мировоззрения являются отражением не всегда осознанных его носителями, но реально происходящих в обществе процессов, поэтому чрезвычайно важно изучить эти представления и выявить направление, в котором они развиваются год от года. Направленность изменений в сознании молодёжи демонстрирует тенденцию перехода общественной системы из одного качественного состояния в другое, следовательно, если установить, как и во что верят люди молодого поколения, можно представить, как будет вести себя значительная часть общества в будущем [19].
Исследования религиозной подсистемы общества, проведённые ИПССО подтверждают слова Анри Сен-Симона: «Думают, что всякая религиозная система должна исчезнуть. Это глубокое заблуждение. Религия не может покинуть мир, она только переменяет вид». Действительно, полученные данные свидетельствуют о постепенных переменах в религиозном сознании молодёжи. Причём меняется не просто сознание, меняется сам «вид» религии, так как религия — это всегда то, во что мы верим либо осознанно, либо неосознанно.
1 Общая характеристика итсизма
Социологические исследования позволяют выявить определённую тенденцию в эволюции религии, а именно — замену традиционного представления об антропоморфном Боге на абстрактное и чисто интуитивное представление о некой сущности, влияющей на судьбы людей. В современной социологии религии подобные абстрактные и аморфные представления объединяются общим термином «итсизм». Иначе, итсизм — это неопределённая вера в то, что либо в земном мире, либо где-то в другом измерении есть некая Высшая Воля, от которой люди могут как-то зависеть. Можно сказать, что итсизм — это вера во что-то глобальное и высокое, но даже самому верующему неясно, во что.
Очевидно, что в итсизме нашёл отражение распространённый во все времена и у всех народов фатализм — вера в судьбу или силу рока. Но также верно и то, что итсизм не тождественен древнему фатализму, поскольку главное в нём — не вера в судьбу, а интуитивная догадка, будто «там что-то есть». Более того, итсизм, признавая это «что-то» (от голландского слова Iets— «что-то» — происходит само название данной веры), исключает веру в предопределение судьбы. Итсист (или по-другому итсер) признаёт существование некой Божественной субстанции, или некого Абсолюта, но не готов признать, что этот Абсолют определяет жизнь человека наперёд. Итсист считает себя свободным, и в словарях понятие «итсизм» часто характеризуют как «либеральную веру», а это значит, что склонные к ней люди хоть и признают свою зависимость от высшей силы, но только тогда, когда самостоятельными усилиями они не справляются с какой-то проблемой. Не встречая серьёзных жизненных преград, итсисты не вспоминают об Абсолюте и убеждены в том, что они сами всего добиваются без посторонней помощи. Иначе и быть не может, поскольку итсизм — это вера абстрактная, и образ Абсолюта в ней настолько размыт, что в разное время одним и тем же человеком он представляется то Богом, то космосом, то судьбой, а то и вовсе забывается. Неслучайно англоязычная Wikipedia пытается перевести слово Ietsisme с голландского как Somethingism, что по-русски будет звучать примерно как «что-тоизм»[21]. Как видно, итсизм основан на страхах, догадках и неуверенности. Итсист неудовлетворён ни одной из традиционных религий, но не так, как агностик. Агностик начитан и считает, что ни одна из традиционных религий не дала доказательства существования Бога. Итсист же просто духовно безграмотен. Он мало знает о догматике конкретных религий. Абстрактность и поверхностный характер его религиозного мировоззрения объясняется отрывом от национальных культурных корней, господствующей светской системой образования и массовым информационным напором, которому современному молодому человеку противопоставить нечего. Поэтому, если агностик — это логик, он ищет рационального подтверждения известных религиозных доктрин, то итсист — это религиозный неуч, он верит, но не знает, во что, и верит лишь время от времени — тогда, когда начинает задумываться над происходящими неудачами.
Следует отметить, что итсистам чужд апатеизм — апатичное отношение к вере, которое господствовало, например, в позднем советском обществе. Сущность апатеизма выразил Дени Дидро, сказав, что ему «совершенно не важно — верить в Бога или нет». Однако среди московской молодёжи встречаются не только итсисты, но и атеисты и религиозные ортодоксы. Действительно, некоторая часть опрошенной социологами молодёжи безоговорочно относит себя к атеистам, забывая о том, что атеизм, принимаемый как догма, — всё та же вера — безукоснительная вера в то, что Бога нет. По крайней мере, с оговоркой, что Бога нет в том виде, в каком Его образ преподносит Церковь. Ещё меньшая часть молодых москвичей придерживается традиционных представлений о Боге как о высшем, всемогущем, сверхразумном Творце мира, создавшем человека по своему образу и подобию. В свою очередь, эти люди делятся на воцерковленных и лишь интуитивно признающих правоту Церкви. Воцерковленных, то есть добросовестно исполняющих религиозные обряды, оказывается меньше всего, и этот факт подтверждает мнение о том, что современная молодёжь в основе своей верующая, но вера её не подкрепляется традициями или логическим осмыслением мира.
Итсизм ещё недостаточно хорошо изучен, и та характеристика, которая дана ему в статье, является исключительно результатом наблюдений, контент-анализа источников и анализа устных и письменных опросов, проведённых автором. Например, можно утверждать, что итсизм противопоставлен традиционным религиям, но не оторван от них совсем. Он эклектичен, так как вобрал в себя жизненный опыт самого верующего и сведения из самых разных источников информации. В последнее время большинство опрошенных социологами молодых людей, как верующих, так и неверующих, не имеют чёткого представления о вере. Свои суждения о религии они черпают из личного опыта, разговоров с друзьями и родственниками, сообщений СМИ и из порой противоречащих друг другу разнообразных религиозных, философских, научных и оккультных концепций. Поэтому нередко вера современных студентов и школьников содержит примеси суеверий и даже идей экзотических сект.
Итсизм не является чем-то новым для российского и европейского общества. Начиная как минимум с эпохи Просвещения он проявлялся в суждениях немногих образованных лиц, разочарованных в жёстком догматизме Церкви, но не готовых только на этом основании встать на позиции агностиков и атеистов. И всё же современный итсизм отличается от первоначального. Во-первых, он приобрёл массовую форму, а во-вторых, стал подпитываться не философскими исканиями одиночек, а обилием критической информации, распространяемой масс-медиа. Можно сказать, что итсизм XXI века — это переход от индивидуализма немногочисленных изгоев, оторванных от социальной системы, к широкому признанию неспособности церковных кругов отстоять свою твёрдую догматическую позицию. В России массовый итсизм был порождён духовным вакуумом, который сложился в обществе в период XX века. Создавшийся вакуум можно было заполнить только отрывочными сведениями, поступающими из фильмов, книг, телепередач и общения с окружающими — в большинстве своём такими же духовно безграмотными людьми. Общество не может быть безыдейным, и люди ищут и находят кажущиеся им подходящими идеи. На Западе светский образ жизни так же вынуждают людей интуитивно искать среди всего информационного многообразия духовные ориентиры, которые, как и в России, не могут не быть эклектичными, абстрактными и антиконсервативными. Невозможно согласиться с мнением, будто итсизм — это явление, характерное лишь для западных стран, вроде Голландии, где оно впервые было обнаружено и описано. Итсизм распространяется во всех европейских странах, включая Россию, потому что везде в этих странах в последние десятилетия происходит переосмысление ценностных ориентиров.
В связи с этим можно выдвинуть предположение о том, что, с социологической точки зрения, возникновение итсизма как массового явления в 1980-90-е гг. было закономерным. Возникновение итсизма — это естественная попытка общества придти к усреднённой мировоззренческой норме взамен утративших доверие старых идей и ценностей. Общество как социальная система всегда стремится к равновесию. Падение авторитета старых ценностей нарушило это равновесие. Итсизм же даёт людям мнимое ощущение социального равновесия и некой духовной гармонии, а гармония всегда чужда радикальному максимализму в суждениях. Поэтому итсисты не любят, когда им пытаются навязать конкретные максимы в виде догм классических вероучений. При этом до сих пор социологи не обращали внимание на один очень важный момент. Несмотря на то, что итсизм отражает происходящую в обществе тенденцию к уравнению людей во всём, включая мировоззрение, на деле этот процесс приводит к разрушению границ европейской религиозной системы. На страже этих границ всегда стояли радикальные учения: с одной стороны — атеистов, с другой стороны — церковных ортодоксов. Но благодаря своей расплывчатости итсизм «размывает» границы религиозного мировоззрения, что создаёт угрозу вторжения в религиозную систему чужеродных для неё структурных элементов. Эти элементы проникают в систему из внешней среды. Применительно к русскому и европейскому христианству, такими чужеродными элементами могут стать разнообразные секты и ислам. Именно они больше всего выигрывают от духовной инертности итсистов, отказавшихся почитать Иисуса Христа как Бога и потому отказавших в поддержке традиционным течениям христианства. Восточные страны наименее подвержены влиянию итсизма, а потому он не угрожает исламу так, как традиционному христианству в Европе.
Впрочем, с психологической точки зрения, стремление человека избавиться от духовной пустоты вполне естественно. Величайшие умы человечества, как атеисты, так и верующие, считали религиозную веру важным условием существования общества. Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Ньютон, В. Лейбниц, Вольтер, М. В. Ломоносов, О. Конт, Ф. М. Достоевский, Н. И.Пирогов, Д. И.Менделеев, Л. Н.Толстой, И. П. Павлов, А. Эйнштейн — большинство учёных и мыслителей разных религиозных направлений признавали потребность верить. А то, что возникший более 20 лет назад духовный вакуум привёл молодёжь к итсизму, показывают исследования Института психологии социологии и социальных отношений.
2 Контент-анализ обсуждений итсизма на Интернет-форумах
При написании данной статьи были проанализированы суждения об итсизме, написанные членами и случайными посетителями открытой группы «Итсизм», возникшей в 2008 г. в социальной сети «В контакте». При этом учитывалось, что большая часть посетителей — представители молодого поколения. Всего в группу входят 140 человек, в основном считающих себя итсистами. Руководитель группы даёт определение итсизма как «веры вне религии», или «веры в то, что за гранью человеческого понимания есть кто-то или что-то высшее, создавшее наш мир, или как-то влияющее на него, или просто сосуществующее с ним» [8]. То, что сам создатель группы, открытой для всех интересующихся итсизмом, употребляет при определении этого феномена расплывчатые фразы вроде «за гранью понимания», «есть кто-то или что-то» или «очень примерно», подтверждает характеристику итсистов как не определившихся во взглядах и абстрактно верующих людей.
Такие люди больше подвержены чужому влиянию, чем пребывающие в сомнениях агностики, потому что, в отличие от агностиков, у итсистов нет чёткой позиции — у них есть «немного больше, чем отсутствие позиции, но ещё не полноценная позиция», а «какое-то переходное состояние» [9]. Многие посетители сайта смутно во что-то верили, но из-за своего незнания долго не могли понять, как эту туманную веру назвать. Поэтому среди реплик людей, недавно примкнувших к итсизму, можно встретить признания о настоящем мировоззрении после долгого причисления себя к агностикам или атеистам. Бывших неверующих в итсизме привлекает отсутствие всякого принуждения, «кроме самоконтроля» [8]. Аморфность объекта поклонения и разочарование в традиционных религиях прослеживаются буквально во всех рассуждениях итсистов. Одни видят в Божестве «Огромнейшую энергию», которая «не может иметь имя, пол» и освобождает людей от влияния Церкви. Другие просто признают, что «есть что-то, чего мы не понимаем». Третьи, выступая против христианской идеи Божественного провидения, ссылаются на своё личное свободное и интуитивное видение мира [8]. Показательно, что на странице группы помещен рисунок, подписанный в виде афоризма: «Нет истины. Есть точки зрения». Такой релятивистский подход к осмыслению мира мог бы стать девизом итсистов. Они отвергают попытки «научить верить в» «Иисуса, Мохаммеда, Кришну, Будду», которые им «представляются такими же мифическими героями, как Геракл или Андромеда». Итсисты «не приемлют церковь и ритуалы» и представляют Бога как «энергетическое поле», в котором пребывают все живые существа и частица которого есть внутри каждого человека [8].
Выражение вроде «Бог есть внутри каждого из нас» следует считать типичным для итсистов. Говоря так, они имеют в виду, с одной стороны, желание чувствовать себя свободными от произвола Высшей Силы, а с другой стороны, заимствуют у пантеизма расплывчатое представление об эманации Высшей Силы ко всем людям. Отличие от пантеизма в том, что итсизм не признаёт тождества между Высшей Силой и природой, на которую её дух нисходит. Впрочем, от христиан тоже иногда можно услышать, будто в каждом человеке есть «искра Божья». Поэтому встречаются случаи, когда к итсизму приходят не от атеизма, а от путаницы, возникшей в голове в результате поверхностного осмысления догматики и культа традиционной веры. Итсисты считают «абсурдными» «православные каноны, праздники и традиции», не видят необходимости «носить на груди крест или луну» и не верят в священные тексты или святость отдельных людей, но верят в «непостижимое» «высшее существо», независимо от того, «много ли там их или оно одно». Адепты итсизма «не чувствуют веры» и потому «не принимают и не поддерживают ни православие, ни ислам» [8]. Неслучайно, по данным ВЦИОМ, 56 % россиян считают, что Православная Церковь не нуждается в защите [14]. Это мнение не столько атеистов, сколько итсистов, поскольку ни один социологический опрос не даёт информацию о наличии такого большого количества атеистов.
Некорректность утверждений итсистов о возможности веры в Бога, но «без религии», очевидна. Итсизм — это та же религия, только не дающая чёткого определения священному объекту поклонения. Однако желание итсистов отвергнуть общепринятые авторитеты и самоуспокаивать себя мыслью о личной свободе довольно часто приводит их к мнению о необходимости веры без религии, которую человек способен придумать себе сам. Итсисты «могут верить в Бога, в которого им хочется верить», отвергают «чужие пережёванные знания» и допускают возможность наличия «у каждого своей» веры [8]. Итсисты понимают свободу как отсутствие ответственности и освобождение от всякой обременительной, в том числе и мыслительной деятельности. По данным Левада-центра, почти 2/3 россиян считают, что «люди должны иметь свободу слова, а значит — и право публично критиковать религию» [10]. Имеется в виду критика традиционной религии. Проблема заключаются в том, что для того, чтобы критиковать, надо сперва узнать то, что критикуешь. Оппоненты итсистов не могут вступать с ними в дискуссию по поводу смысла священных текстов, догм или обрядов, потому что итсисты их, как правило, не знают. Итсисты не видят разницы между христианством, исламом или буддизмом. Отсюда следует акцент сторонников традиционных религий на невежество и косность тех людей, которым проще всего сказать, что они верят во что-то абстрактное. Православные видят основную проблему итсистов «в отсутствии желания познавать что-то», «эгоизме» и «лени». С точки зрения православных, итсисты ведут себя так, будто «слепой ведёт слепого» [8].
В 2009 г. в блоге «Итсизм и итсисты» на сайте mail.ru тоже появились редкие высказывания по поводу итсизма, но в силу малой известности этого термина и нежелания итсистов чем-то глубоко интересоваться, полемика продлилась всего около 3-х месяцев. Среди немногочисленных высказываний в этом блоге внимание исследователя должны привлечь лишь те, в которых раскрывается мировоззренческая позиция итсистов. В частности, один из блоггеров предлагает «веру в Нечто», которым может быть «Бог, может сгусток энергии». [7] Обращают на себя внимание два факта — затруднение итсистов в самоидентификации и кощунственно-уничижительное, с точки зрения религиозного ортодокса, итсистское сравнение Бога со «сгустком энергии». Такая сумятица в голове может быть лишь при отсутствии у человека чётких знаний и духовных ориентиров.
Наконец, контент-анализ сообщений на форумах позволил установить распространённость суждений о сходстве итсизма с деизмом. Но если итсисты нередко не понимают различия между двумя этими понятиями, то православные указывают на разную природу этих явлений: деизм возникает из попыток осмысления мира, а итсизм — из интеллектуальной лени. Православные знатоки религии подчёркивают, что для того, «чтобы быть итсистом, можно вообще ничего чётко не утверждать» [6, с. 1], в то время как деист должен чётко сформулировать свою точку зрения [6, с. 2]. «Деизм — естественно сформировавшийся ответ человека, разочаровавшегося в «религии откровения», а «итсизм появился из опросника как просто отсутствие позиции» [9].
Таким образом, хотя информация об итсизме встречается в Интернете крайне редко, когда она появляется, то на короткое время привлекает внимание самых разных пользователей. Большинство из них узнают, что для их поверхностных религиозных представлений есть точное научное название. Но первая же начавшаяся дискуссия вскрывает отторжение между итсистами и приверженцами традиционных религий. Конструктивную позицию в спорах не занял никто, а она вполне возможна: вместо критики друг друга и выявления различий в вере, оппонентам следует обращать обоюдное внимание на общие для них позиции. Например, православный сможет лишь тогда наладить общение с итсистом, когда покажет ему, что они оба верят, по сути, в одно и то же, а именно — в Высший Разум, который, раз он разумен, может быть мысленно олицетворён в Высшем Существе, называемом в православии Богом.
3 Результаты исследования
В конце 2011 года были опрошены 400 москвичей в возрасте от 15 до 22 лет — учащиеся старших классов школ и студенты институтов Москвы и ближайшего Подмосковья с целью выявления разницы между отношением верующих и неверующих людей к религии и нравственности. Общие результаты исследования были изложены в статье «Отношение московской молодёжи к религии и нравственности», опубликованной в № 5 журнала «Системная психология и социология» за 2012 год. [20] Затем была выдвинута гипотеза — большая часть современной московской молодёжи, называя себя верующей или неверующей, в действительности склоняется к итсизму. Для подтверждения данной гипотезы было проведено настоящее исследование.
Анкетирование показало, что из всех опрошенных неверующими признали себя только 15,5 %, в то время как православными — 76 %.Для сравнения, в 2006 г. ВЦИОМ определял количество атеистов в России в 16 %, а православных — в 63 % [3, 16]. По данным Фонда «Общественное мнение», в 2000 г. неверующими себя считали 37 % россиян, а православными — 54 % [18]. В 2004 г. неверующих было 30 %, а православных — 58 % [1]. В 2007 г. атеистами назвались уже 17 %, а православными — 61 % [13]. По сообщению Левада-центра, в 2011 г. в России насчитывалось 22 % неверующих и 69 % православных [15]. Так что, если следовать тенденции, полученные ИПССО цифры должны соответствовать современной религиозной самоидентификации как молодого, так и старшего поколения россиян.
Ответы на вопрос об уровне религиозности показали, что как абсолютно верующими, так и совершенно неверующими признали себя примерно по 12 % от всех опрошенных. В целом, верующими и скорее верующими, чем неверующими, оказались 46,5 %, то есть чуть меньше половины молодых москвичей. Соответственно, атеистов и скорее неверующих, чем верующих, выявлено 53,5 %. Ответы респондентов на вопрос об уровне их религиозности представлены в таблице 1.