ивент менеджер что за профессия
На что живут ивент-менеджеры Работа без выходных, согласования с клиентами и «проходки» на фестивали
The Village продолжает рассказывать, на что живут представители разных профессий. В новом выпуске — ивент-менеджер. Специализированные ивент-агентства берутся за организацию разных мероприятий и праздников. В основном они работают с компаниями, потому что бюджеты стартуют от нескольких миллионов рублей — организовать свадьбу или день рождения такого масштаба могут себе позволить немногие россияне. Сотрудниками агентств обычно становятся энергичные молодые люди, готовые круглосуточно общаться с заказчиком, контролировать монтаж оборудования и печать баннеров для сцены. Мы поговорили с работником одного из таких агентств — о том, в чем состоит его работа, сколько он получает и на что тратит деньги.
Ивент-менеджер
80 тысяч рублей в месяц
Расходы
оплата коммунальных услуг
проезд на метро и такси
еда в кафе и с доставкой на дом
билеты на мероприятия
книги и онлайн-курсы
Как стать ивент-менеджером
В ивент-агентстве я работаю уже три года. Я попал сюда, придя на неоплачиваемую стажировку. До этого сам делал небольшие танцевальные фестивали, вечеринки в барах — организация мероприятий была мне интересна. Так что я написал в несколько агентств, что хочу работать, и в одно из них меня взяли. Сначала мне поручали совсем простые задачи, со временем ответственность росла.
В агентство можно попасть несколькими путями — напроситься на стажировку, прийти работать ассистентом или устроиться туда после обучающих курсов (такие, к примеру, мы делали в «Британке», но высшее образование по такой специальности получить пока нельзя). Есть ребята с опытом организации событий — на них обычно выходит HR и приглашает на работу.
Чем занимаются ивент-агентства
У агентств есть разная специализация. Одни проводят в основном корпоративные мероприятия — новогодние вечеринки, тимбилдинги, стратегические сессии. Другие занимаются маркетинговыми мероприятиями для брендов. Это может быть презентация нового автомобиля или серия городских пробежек, как у adidas. Есть агентства, которые проводят тест-драйвы для СМИ. Сравнительно новое направление для России — интеграция в фестивали. Сами фестивали делает отдельная команда энтузиастов, а бренды, которые хотят там сделать свою зону, стенд или отдельную сцену, влиять на инфраструктуру, нанимают агентство. Мы много работали с автомобильными брендами, делали различные маркетинговые проекты для брендов, летом часто работаем на фестивалях.
Среди интересных проектов, которые мы делали, — презентация новой модели Volvo в формате иммерсивного спектакля. Для другого проекта мы опускали автомобиль на дно пустого бассейна, во время шоу он поднимался из клубов дыма — это было очень эффектно, все гости снимали шоу на смартфоны. Была еще вечеринка по случаю поставки новой модели самолета в авиапарк S7 Airlines. Мы проводили ее в ангаре аэропорта Домодедово, куда было сложно попасть, надо было заранее передавать в службу безопасности все данные гостей и вообще было огромное количество согласований, но было круто потанцевать под крылом самолета.
Особенности работы
Сейчас многие компании хотят не просто презентацию, а резонансное событие, чтобы про него много писали в интернете и говорили блогеры. Они выбирают ивент-агентство на тендерной основе — им удобнее выбирать из нескольких предложений, изучить несколько идей. Обычно клиенты сами нам пишут или мы их находим. Сначала мы встречаемся с ними, чтобы понять, чего от нас ждут, и показать наработки, которые уже есть. Потом креативная команда и менеджеры проекта готовят предложение. Его мы отправляем клиенту, он иногда просит что-то доработать. После мы едем к нему на «защиту» и все рассказываем лично. Затем может быть еще один этап правок, а потом, если идея понравилась, с нами подписывают договор и начинается подготовка к событию.
В процессе мы тоже часто встречаемся с клиентом и обсуждаем детали: какие подарки дарить гостям, какие приглашения печатать, каков будет сценарий открывающего шоу. Не все пожелания можно уложить в бюджет, так что приходится искать компромиссы.
Мы обычно делим обязанности: кто-то работает со спикерами, кто-то занимается техникой, печатью баннеров. У всей этой команды есть руководитель. Я обычно работаю с продакшеном, готовлю баннеры, листовки, приглашения, подарки. Сначала надо согласовать их дизайн с заказчиком, потом нанести его и напечатать сигнальные экземпляры, все еще раз согласовать, проконтролировать, что все выглядит так, как нужно. Надо за всем следить: если напечатать не то большим тиражом, это сильно ударит по бюджету.
Во время подготовки мероприятия приходится работать 24/7, нужно все успевать, выполнять много задач. За несколько дней до события вся команда не спит, начинается монтаж оборудования и сцены, иногда случаются неожиданности. Но удовольствие от этой работы состоит в том, что здесь всегда все по-разному, нет рутины. Бывает, что приходится работать все выходные, зато мы хорошо отдыхаем — многие из нас любят путешествовать, ездить на фестивали. Нам важно их посещать еще и для того, чтобы находиться в теме, смотреть, на что реагирует аудитория.
Event-менеджер: Кто это, чем занимается и сколько зарабатывает (Обзорно профессии)
Ивент-менеджер (еще его называют ивентом) занимается подготовкой и проведением развлекательных, деловых, спортивных и торжественных мероприятий для физических лиц и компаний из самых разных сфер деятельности.
В круг его должностных обязанностей входят:
Ивент все время согласует все рабочие задачи и моменты с клиентом и подбирает для него оптимальные варианты по площадке проведения, времени, персоналу и прочим аспектам.
Навыки event-менеджера
Работа специалиста складывается из нескольких стадий.
Стадия 1
Осуществимость
Стадия 2
Синхронизация
Стадия 3
Финансы
Маркетинг
Операционная деятельность
Навыки настоящего ивента такие:
Помимо этого event-менеджер должен быть всегда на связи и не бояться решать нестандартные задачи.
Soft skills event-менеджера
Можно уверенно сказать без прокачки этих навыков в ивент-менеджменте будет если и не невозможно, то очень тяжело:
Плюсы и минусы профессии
Event-менеджер кажется профессией, окруженной со всех сторон атмосферой дружелюбного общения и в некой мере – праздника. При этом у этой сферы есть свои ярко выраженные преимущества и недостатки.
Плюсы:
Минусы:
Заработная плата event-менеджера
Если смотреть данные по сайту hh.ru (целевой регион — Москва), видно, что начальный уровень ЗП ивент-менеджера равен примерно 50 000 рублей.
Анализ анкет соискателей и вакансий работодателей показывает, что набор навыков специалистов такого уровня таков:
Ключевыми навыками называют коммуникативные, т.е. умение получить положительный результат от общения с разными людьми.
На зарплату в районе 75 000 рублей и выше рассчитывают специалисты, которые:
Верхний потолок зарплат начинается от суммы в 150 000 рублей. На такую оплату труда могут претендовать соискатели, проработавшие в ивенте не менее трех лет. К ним предъявляются уже такие требования:
Плюс у специалиста любого уровня должны быть:
Где учиться на event-менеджера
Самостоятельно освоить эту профессию практически нереально, потому что здесь очень много специфических моментов — как практических, так и теоретических.
Наиболее действенный и одновременно вменяемый способ стать event-менеджером — пойти учиться на онлайн-курсы. Там можно:
Научиться event-менеджменту вы можете, если пойдете учиться на курсы.
Online-курс от GeekBrains
Онлайн-курс, на котором вы научитесь с нуля организовывать деловые и образовательные мероприятия. Вы получите пошаговую инструкцию и примеры документов, которые вам будет необходимо составлять при организации мероприятий.
Как будет проходить обучение:
Поспишь потом: моя жизнь в роли ивент-менеджера Статьи редакции
Редактор vc.ru о том, чего ждать от профессии, кому она не подойдёт и о навыках выживания в любых условиях.
Меня зовут Эмилия, я редактор vc.ru. Пишу этот текст для тех, кто мечтает о работе в ивент-менеджменте или хочет узнать, как выглядит закулисье больших проектов. Если бы я знала, как всё будет на самом деле, я бы не раздумывая повторила свой опыт, но по пути избавилась бы от розовых очков, чтобы не было так больно.
Важно: я описываю только свой опыт и не претендую на обобщение. Я впечатлительная и чувствительная, если вы не такой (или такая), то многие вещи, которые мне давались сложно, вам даже не покажутся трудностями. И мне стыдно рассказывать о своих трудовых подвигах, которые я тогда считала признаком героизма, но вдруг этот текст убережёт юных ивент-менеджеров от моих ошибок. Поэтому без прикрас.
Я шесть лет работала ивент-менеджером крупных конференций — от 500 человек. В разные периоды в мои обязанности входило всё: от поиска трёх тысяч стульев, которые сочетаются с цветом стен, до деловых переговоров со спонсорами. Я люблю эту работу и свой опыт, но иногда это сводило меня с ума.
Для всех, кто не знает, из чего состоит работа над мероприятием, коротко опишу этапы подготовки.
Ивент-менеджмент от любых моих других занятий отличало огромное количество стресса и напряжения. Можно отметить, что в любой работе так, но позвольте я расскажу, а вы сами решите, на какую планку по личной шкале стресса вы отнесёте эту профессию.
Под личной жизнью я подразумеваю всё, что не относится к работе: сон, хобби, время с близкими, хорошее питание и так далее.
За время работы в ивенте я собрала пучок нервных расстройств. Виной тому стал прерывистый сон, работа по выходным и отсутствие времени на личные дела. Ажиотаж начинался за месяц до проекта — это период самой высокой загрузки, когда рабочий день начинается утром и заканчивается за полночь. Часто без выходных. Мой организм выживал за счёт адреналина и предвкушения предстоящего события, которое я всегда готовила с любовью и внимательностью.
В эти периоды я была максимально собрана и сосредоточена, у меня никогда не было бардака в задачах, даже если ежедневная их порция с трудом умещалась на лист А4. Обратная сторона — мама забыла, как звучит мой голос, а с друзьями я переписывалась последний раз несколько недель назад. Мне было сложно выключить сознание и искренне интересоваться жизнью чьей-то собаки, успехами на работе и неприятностями в личной жизни, когда в моём мире каждый день что-то рушилось. Таков ивент.
Хотелось побыстрее перемотать разговоры людей и попросить их говорить ближе к делу — нет времени на праздные разговоры и долгие прелюдии, каждая минута на счету. Родным звонила по вечерам, когда шла домой от метро из офиса — эти 15 минут были только моими. Дома тоже работала, а если было очень поздно, то просто ложилась спать.
Сейчас я понимаю, насколько бедно жила: почти в изоляции от близких, полностью поглощённая работой. Если бы можно было вернуться назад и иначе планировать своё время, я бы так и сделала. Сейчас мне понятно, где не нужно было так гнаться за совершенством и успокоиться на среднем уровне качества. А тогда всё казалось безумно важным. Это с одной стороны помогало выдавать работу на высоком уровне, а с другой — не оставляло мне времени на восстановление.
Часто после завершения проекта мои силы резко заканчивались. Я заболевала и вообще не хотела видеть компьютер. Выровнять ситуацию удалось только на последнем проекте, который я реализовала, прежде чем уйти в журналистику. Тогда у меня получилось заметить за окном золотую осень, звонить маме каждый день, встречаться с друзьями, обниматься с котами на улице и обедать 20 минут супом в кафе вместо булки за монитором.
Всё приходит с опытом. Если хочется работать в ивент-менеджменте вдолгую, нужно беречь себя, иначе есть риск рано сойти с дистанции. Принять, что жизнь будет выглядеть так, и научиться не бежать постоянно, а встраивать размеренные кусочки бытовой жизни в сумасшедший ритм.
Для этого есть много решений: отказаться от работы по выходным в периоды не аврала, нанять себе помощников, заботиться о теле. Нормальный сон, питание и спорт повлияют на результат лучше, чем лишний час работы.
Что ж, сейчас я это понимаю и теперь не убиваю себя на работе.
Event-менеджер
Event-менеджер — это человек, который занимается организацией различных праздничных мероприятий для организаций или частных лиц. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Развлекательные мероприятия организаций – презентации, юбилейные гуляния и пр. – это PR-акции, которые проводятся для улучшения имиджа компании в глазах потенциальных клиентов или покупателей. А также для повышения сплоченности коллектива самой компании. А мероприятия для частных лиц – свадьбы, дни рождения и т.п. – это просто праздничные события без далеко идущих маркетинговых планов.
Event-менеджеры работают в крупных компаниях, а также в специализированных event-агентствах.
Event-менеджмент предполагает и творческую, и организационную работу. Творческая работа – это участие в написании сценария, придумывание необычных развлечений. Организационная работа заключается в управлении всем процессом. Менеджер решает, какие специалисты могут понадобиться для проведения праздника (ведущий, музыканты, осветители, кукловоды, официанты, повара и пр.), приглашает этих специалистов, контролирует их работу. Он же договаривается с фирмами, предоставляющими оборудование, транспорт, помещения и пр., рассчитывает бюджет мероприятия. В ходе самого мероприятия менеджер следит за слаженностью работы своих сотрудников.
В крупных event-агентствах существует разделение труда между творческими сотрудниками и организаторами процесса.
Можно стать event-менеджером, получив высшее образование в области PR, рекламы, психологии или шоу-бизнеса. Кроме того, сейчас существуют мастер-классы именно по event-менеджменту. Однако успех деятельности этого специалиста зависит от его личных качеств. Event-менеджер должен быть энергичным, общительным, творческим человеком с крепкой нервной системой. Последнее качество особенно важно для тех, кто занимается организационными вопросами.
Чем занимается event-менеджер, где на него учиться и где ему работать
И всё это нужно уметь!
Event-менеджер – это специалист, который занимается организацией деловых и развлекательных мероприятий для компаний и частных лиц. Сложно назвать, что не входит в обязанности event-менеджера: он и жнец, и швец, и на дуде игрец. И одна из первоочередных его задач – разработка концепции будущего действа, для чего требуется креативность, умение понять аудиторию, воплотить пожелания заказчика и достичь цели мероприятия. Учесть всё это одновременно в работе весьма непросто!
В основе праздника может лежать самая сумасшедшая идея, но если при этом решаются поставленные задачи, то цель оправдывает средства. О том, как соблюсти нужный баланс и не заиграться, и должен помнить настоящий event-менеджер. Несмотря на то, что эта профессия требует творческого подхода (и, согласно частому заблуждению, даже принадлежности к богеме), в деле организации мероприятий нужна холодная голова, которая может просчитать действия на несколько ходов вперед. Задача event-менеджера – сделать так, чтобы мероприятие состоялось несмотря ни на что.
Иными словами, это человек, который не только придумывает мероприятия, но и управляет ими. Любое мероприятие, пусть даже самое крошечное, представляет собой плод труда нескольких человек, и в задачи event-менеджера входит найти этих людей и организовать их взаимодействие. Отели, бизнес-центры, рестораны, концертные агентства, турфирмы, авиакомпании, артисты, типографии, дизайнеры – это только начало списка, с которым приходится работать. Отыскать нужного человека бывает нелегко, поэтому профессиональные организаторы мероприятий обычно имеют свою базу контактов, которая ценится на вес золота. Кроме того, с каждым партнером нужно найти общий язык – коммуникативные навыки и умение работать в команде просто необходимы. Надо уметь поговорить со всеми – и с капризной звездой эстрады, и с суровым финансовым директором, и с нелюдимым разработчиком сайтов. Менять лексикон приходится по нескольку раз на дню!
Помимо умения ладить с людьми, event-менеджер должен дружить с цифрами и уметь грамотно составить бюджет. По окончании мероприятия может потребоваться отчет с полной документацией – бумажной работой тоже нередко приходит заниматься самому event-менеджеру. Нередко взносы за возможность попасть на мероприятие приносят солидный доход. Таким образом, в задачи организатора входит привлечение гостей, а это уже продажи и маркетинг…
Крупные мероприятия обычно имеют большие бюджеты и проходят при участии спонсоров. Формирование и продажа спонсорских пакетов – тоже обязанность event-менеджера. Кроме того, многие мероприятия требуют освещения в прессе, поэтому event-менеджер может также выполнять функции специалиста по связям с общественностью и заниматься привлечением медиа-спонсоров, приглашением журналистов и контролем за выходом публикаций.
Распределение обязанностей в разных компаниях может строиться по-разному, и кому-то повезет больше, кому-то меньше, но в любом случае event-менеджер остается играющим тренером, который может и лучшие цены на аренду конференц-залов получить, и пресс-релиз написать.
Кому подходит event-менеджмент
Вы слывете отличным организатором среди своих друзей, умеете собрать всех, а ваш день рождения не сводится к банальному застолью и надолго запоминается оригинальной идеей? Тогда мир event-менеджмента ждет вас! А вот те, кто не любит общаться с людьми, предпочитает не брать на себя ответственность и не согласится в выходной ехать за сотню километров, чтобы убедиться, что спикер выступает с нужной презентацией, а приглашенный для маленькой девочки Дед Мороз прибыл по адресу, не достигнут успеха в деле организации мероприятий.
Это не значит, однако, что event-менеджмент только для неисправимых трудоголиков, у которых нет жизни вне работы. Вовсе не так! Это профессия для активных людей, увлеченных своим делом, которым нравится решать нестандартные задачи. Кстати, эта отрасль дает отличные возможности для установления контактов с людьми из самых разных сфер, так что скучать не придется и в одиночестве вы точно не останетесь.
Хотя event-менеджер не массовик-затейник, как многие думают, и для реализации большинства проектов приглашают артистов и ведущих, организатор мероприятий должен быть готов к тому, что в любой момент что-то может пойти не так и ему придется лечь на амбразуру. Даже директора крупных event-агентств могут оказаться в такой ситуации, что им придется самим листать слайды презентации для известного спикера или прокладывать кабель для аппаратуры. Амбиции амбициями, но необходимо всегда помнить о том, что успех мероприятия важнее громких должностей. Здесь необходима стрессоустойчивость, умение быстро принимать решения и действовать в нестандартных ситуациях. Ключевой спикер опоздал на самолет, ведущий заболел, в здании отключили электричество – форс-мажорные ситуации бесчисленны, а ответственность за всё часто ложится именно на плечи event-менеджера.
Современные мероприятия требуют массы сопровождающих деталей – брошюры, сувенирная продукция, электронные материалы. Иногда организатору мероприятий приходится быть и дизайнером, и компьютерщиком, и звукорежиссером. Конечно, не всегда event-менеджер будет делать всё своими руками, но, чтобы не произошло накладок и не терялся контроль над ситуацией, ему нужно хотя бы разбираться в основах, чтобы правильно поставить задачу поставщикам требуемых услуг. Event-менеджер должен знать, чем формат jpeg отличается от gif, что значит печать 4+0, как настроить проектор и как переслать по электронной почте объемный макет.
Еще одна особенность профессии: современный event-менеджер всегда на связи. Если вы мечтаете о том, чтобы в выходные дни отключить телефон и не думать о работе, организация мероприятий вряд ли будет лучшим выбором в качестве дела вашей жизни. Event-менеджер готов ответить на любой вопрос и разрешить любую проблему в режиме 24/7, независимо от того, где он находится и чем занят. С другой стороны, организация делового саммита в Швейцарии, поездка на Каннский кинофестиваль или свадьба для VIP-клиента на тропических островах стоят того.
Где учиться?
Несмотря на востребованность профессии, организации мероприятий как таковой пока не учат ни в одном вузе. В event-индустрии работают люди с самым разным образованием, но чаще с гуманитарным – психологи, журналисты, филологи. Эта профессия пересекается и с маркетингом, и с пиаром, и с продажами, поэтому имеет смысл выбирать экономические вузы и факультеты со специализацией в маркетинге. Такие программы сегодня есть во многих вузах.
Еще один вариант – освоить специальность продюсера или режиссера театральных представлений. Если вы не мечтаете о том, чтобы снимать большое кино, а будете с удовольствием организовывать корпоративные и частные праздники (там тоже есть где развернуться, был бы бюджет), это вполне подходящий вариант. Обратите внимание на Университет культуры (МГУКИ) и Российскую академию театрального искусства – ГИТИС.
Базовые знания можно будет дополнить специализированными курсами и мастер-классами. Главное, чтобы их проводили не кабинетные преподаватели, а практики event-индустрии, например, Александр Шумович и Алексей Берлов из агентства Eventum Premo. Если не попадете на их семинары, ищите записи в Интернете и обязательно прочитайте их книги. Другой известный человек в области event-менеджмента – Сергей Князев – приглашает в свою Авторскую школу «КнязевЪ» и даже обещает помочь успешным выпускникам с трудоустройством.
Однако самая лучшая школа организации мероприятий – это работа в event-агентстве.
Где работать?
У молодого специалиста два пути – корпоративный и агентский.
Первый путь подразумевает работу в крупной компании, деятельность которой не состоит в организации мероприятий. Как правило, потребность во внутреннем event-менеджере есть у консалтинговых компаний, которые часто проводят различные мероприятия для своих клиентов в целях развития бизнеса. Такие мероприятия обычно имеют определенный круг тем (например, налогообложение или юридические вопросы) и деловой формат – бизнес-завтраки, конференции, круглые столы. Работа организатора здесь направлена на продвижение компании и поддержание ее имиджа в сообществе. Однако в его обязанности может входить и организация дня рождения компании или ежегодной церемонии вручения премии, включающая не только деловую, но и развлекательную программу.
Собственный event-менеджер бывает нужен не только в сфере B2B (Business-to-Business), но и в сфере B2C (Business-to-Consumer). Примером могут быть крупные компании, производящие и продающие товары народного потребления, и банки. В этом случае вы можете быть частью отдела корпоративной культуры и работать вместе со специалистами по внутреннему пиар и персоналу. Основной аудиторией в этом случае станут сотрудники компании. Event-менеджера можно встретить также и в отделе маркетинга и связей с общественностью крупной компании, и тут фокус уже будет на потребителях. Это могут быть презентации и различные промоакции. Однако, скорее всего, мероприятия будут проводиться внешними провайдерами, а event-менеджер выступит в качестве заказчика и основного координатора.
Самая интересная работа и больше всего возможностей для специалиста по организации мероприятий – в event-агентствах, то есть компаниях, деятельностью которых является организация мероприятий для клиентов. Диапазон тут не ограничен – от детских дней рождения до крупных деловых форумов, от свадьбы в экзотическом месте до мастер-класса иностранного гуру. Некоторые компании сужают свою специализацию (например, только бизнес-конференции или только праздники), а крупные игроки на рынке, как правило, имеют департаменты, отвечающие за определенный тип мероприятий. Нередко крупные тренинговые компании открывают дочерние структуры или подразделения, занимающиеся организацией мероприятий, чаще всего, корпоративных конференций.
Event-агентства – самый лучший способ познакомиться с кухней организации мероприятий и набраться опыта. Event-менеджеры с удовольствием возьмут в качестве ассистента молодого, активного и ответственного человека, которому можно доверить часть работы. Конечно, сразу разрабатывать концепцию мероприятия вам не поручат, и будет много не самой захватывающей работы – например, рассылка приглашений, но опыт просто бесценен. Кроме того, вы поймете, насколько вам интересна эта отрасль и готовы ли вы посвятить себя такой напряженной работе.
Если вы поняли, что event-менеджмент – это ваше, то разнообразие мероприятий, проводимых агентством, поможет определиться, какие именно «ивенты» вы бы хотели организовывать в будущем. Кто-то чувствует себя как рыба в воде в сугубо деловой обстановке и обожает планировать конференции с солидными спикерами и серьезными темами, другой не может без драйва и креатива праздников, а третьему интересны театральные фестивали или фотовыставки.
Набравшись опыта, помощник может дорасти до более ответственных заданий и стать event-менеджером. Дальше все зависит от желания: кто-то устает от бешеного ритма event-агенства и предпочитает более спокойную корпоративную работу, кто-то получает заманчивое предложение стать продюсером престижного мероприятия (например, кинофестиваля), а кто-то отправляется в свободное плавание и открывает собственное event-агентство, но это уже совсем другая история.