издание baza что это

Выходцы из Mash и Life запустили издание Baza. Это мессенджер с лентой, где платят информаторам за контент Статьи редакции

Создатели утверждают, что делают его на собственные средства.

14 февраля издание Baza, которое ещё в январе запустилось в соцсетях и выпустило несколько расследований по ЧП в Магнитогорске, обзавелось сайтом и приложениями. До этого момента оно сильно напоминало Mash (прошлый проект Никиты Могутина, одного из сооснователей Baza) по эмоциональной подаче в соцсетях и тематике материалов, однако с появлением собственных платформ у издания появились отличия.

TJ изучил приложение Baza заранее и поговорил с Никитой Могутиным о проекте.

Основа Baza — это приложение с лентой и мессенджером (сайт сейчас только ведёт на приложения для iOS и Android). Лента материалов напоминает то, что уже существует в других новостных изданиях и агрегаторах: это сплошной поток карточек с заголовками, иллюстрациями и ссылками на источник информации. Материалы можно оценить по эмоциональной шкале от злого смайлика до счастливого, а контент из ленты можно фильтровать: например, убрать материалы, которые вызывают негативные эмоции, или оставить только те, которые приносят положительные.

Другой тип взаимодействия — через мессенджер. Чат-бот присылает новости поэтапно: сначала в виде подводок, которые часто можно встретить в соцсетях, а если читатель заинтересовался темой, то ему показывают дополнительные подробности (например, текст, фото или видео). Похожим образом работал западный новостной стартап Circa, запущенный в 2012 году — изначально он существовал только в виде приложения с чат-ботом.

Сам пользователь может прислать новость, инсайд или другие собственные материалы (фото или видео) в чат с Baza. Из пользовательского соглашения следует, что весь контент будет с этого момента принадлежать Baza, однако информатор может получить вознаграждение — согласно правилам, оно составляет от нескольких сотен до 30 тысяч рублей. Детали сделок пользователь-информатор обсуждает с модератором.

Некоторые темы можно полностью отключить в настройках. В тестовой сборке приложения были переключатели, отключающие на 24 часа новости про Путина, Кадырова и Украину. Создатели утверждают, что впоследствии переключатели могут меняться. Концепция одного из переключателей, «Инфошум», явно взята с телеканала RTVI, у которого раздел с таким названием для неважных новостей появился ещё в 2017 году.

Помимо ленты и мессенджера, в приложении будут видеоистории от первого лица и объекты в AR. Пока там можно увидеть только маскот издания — Базона, некоего зверька, «самую быструю лапу в информационном потоке».

Из больших расследований, подобному материалу про Магнитогорск, Baza собирается делать интерактивные истории, говорит Могутин: «Расследования мы превращаем в iStory – крупные проекты на поддоменах сайта baza.io с игровой механикой. Расследование – это не лонгрид на 15 тысяч знаков, а условный квест, который надо пройти, собрать все улики, разгадать загадки и самому раскрыть историю». Первая подобная iStory вышла тоже 14 февраля: она посвящена испанской недвижимости Игоря Лебедева, сына Владимира Жириновского, и выглядит как поиск по аренде жилья от Booking.com.

Основателей проекта четверо — Никита Могутин, Анатолий Сулейманов, Рауль Смыр и Александр Потапов. У всех них равные доли в проекте.

До Baza Могутин возглавлял издание Mash, существовавшее только внутри соцсетей и мессенджеров. До Mash он руководил службой новостей в издании Life, которым руководил Арам Габрелянов, глава холдинга News Media. Габрелянов лично инвестировал в Mash, однако впоследствии в результате сложной сделки Могутин выкупил его долю и позднее продал издание неназванному покупателю. «Проект» писал, что Mash забрали у Габрелянова вместе с другими медиаактивами, и новым фактическим руководителем издания стал молодой медиаменеджер Степан Ковальчук.

Три других сооснователя также работали в структурах News Media: Потапов возглавлял редакцию Life, Сулейманов был замом Габрелянова, Смыр делал проект LifeCorr, основой которого была система выплат информаторам через мобильное приложение. Все они покинули холдинг одновременно в сентябре 2018 года, чтобы делать новый проект. Тогда Габрелянов назвал это «бунтом на корабле», а Сулейманов рассказывал, что причиной конфликта стала отмена перезапуска Life в новой концепции, которая, по всей видимости, и стала в некоторой мере основой для Baza.

Могутин утверждает, что на старте партнёры решили денег извне не брать и делать его на свои. В процессе Сулейманов будет искать нового инвестора, не связанного с Габреляновым.

Разработкой приложения Baza занималась компания Neuron Digital — давний IT-партнёр по разработке проектов для News Media (они делали Life.ru, приложение LifeCorr и сайт для Mash). Могутин утверждает, что дело не в связях с Life, а в опыте сотрудничества.

«Нейрон» — это наши старые знакомые, Саша Надуев, Рита Воробьёва и другие. Мы с ними работали много лет. Раньше они делали сайт «Лайфа», например. После ухода мы остались в хороших отношениях.

Когда мы решили запускать приложение, стали ходить по рынку, спрашивать про цену. Большинство выкатило нам цену в 14-15 миллионов рублей и выше. Мы спросили у ребят из «Нейрона», они оказались куда менее жадными, аж в два раза. Тут всё просто: «Нейрон» активно выходит на рынок, раскручивается и им нужно хорошее портфолио.

Собственно, тут даже вопрос не стоял — платить больше и тем, кого не знаешь, или меньше и тем, с кем хорошо и давно общаешься.

Отвечает Никита Могутин.

Сколько денег выделили на запуск, включая разработку? Кто их дал?

Мы начинаем с собственными средствами, без привлечения инвесторов. Это наше осознанное решение. Несмотря на то, что нам после ухода из Mash и Life сразу поступило несколько хороших предложений, мы решили пока не зависеть ни от кого.

Тут, знаешь, как — если ты берёшь чужие деньги, ты в том или ином виде их должен отработать. Представлять интересы, отдавать проценты — в любом случае, ты уже не принадлежишь самому себе. А в случае с проектом, подобным «Базе», это может быть очень нехорошо и чревато.

На сколько месяцев вам хватит своих денег?

Наших собственных средств — моих, Толи Сулейманова, Рауля Смыра и Саши Потапова — хватит нам на год или чуть больше, в зависимости от аппетитов в процессе. Разработка приложения и сайта нам уже обошлась в сумму выше 5 миллионов рублей.

Сколько денег вы закладываете в месяц на фонд гонораров для авторов, которые будут присылать контент в приложение?

Пользовательский контент — это один из столпов нашего проекта. За него отвечает у нас Рауль Смыр, у него за спиной колоссальный опыт работы с LiveCorre, причём, очень успешный. Он, пожалуй, единственный в России, кто сумел монетизировать эту историю и выйти в очень хорошую прибыль. Не буду раскрывать информацию детально, но когда он уходил, на счётах его «Ливкора» была сумма с большим количеством нулей.

Естественно, пока мы начинаем, у нас ещё очень мало активной аудитории и мало контента от неё. Но со временем это количество сильно вырастет. На первые месяцы мы закладываем сумму от 300 тысяч рублей в месяц на пользовательский контент, но скоро должны выйти на расходы порядка 1 миллиона рублей в месяц.

Самое главное, чтобы этот контент работал, не просто был красивым и годным, а приносил прибыль. Рауль знает, как это сделать. Причём речь ведь не только о простых людях, тех самых «гражданских журналистах», нет. Мы говорим и о профессиональных репортёрах, особенно из регионов страны. Большинство медиа в регионах уже давно сидят под местными властями, редактора не решаются сделать шаг влево или вправо. А журналисты-то работают, хотят, чтобы их материалы выходили! Не взял редактор или не пропустила местная администрация? Отправляй нам!

На чём вы собираетесь зарабатывать? И собираетесь ли?

Мы собираемся не просто зарабатывать, а делать это хорошо. Да, с заработком в медиа в России тяжеловато, но только в том случае, если ты не производишь уникальный продукт или не обладаешь эксклюзивными умениями.

Мы, я думаю, что не совру, обладаем и производим. Мы ещё не запустили свой собственный проект, но у нас уже несколько предложений от брендов по созданию для них спецпроектов. Почему? Да просто мы знаем, как запускать медиа, в том числе корпоративные.

Мы умеем делать виральный контент, мы умеем добывать эксклюзивную информацию — а на неё всегда есть спрос. Врать не будем, на каком-то отрезке придётся тяжко, но я уверен, что мы прорвёмся, опыт есть у каждого из нас и у нас совершенно золотая команда. Это главное, что у нас есть — наши ребята.

У вас девиз — «Правда и эмоции». Эмоциональная подача новостей была и в Mash. Если не брать приложение, то в остальном база будет тем же самым (по форматам подачи и темам), что и Mash?

Эмоциональная подача новостей — это то, о чем сейчас говорят все. Но, во-первых, это мало кто умеет делать, а во-вторых, тема уже ушла гораздо дальше.

Нужно уметь создавать интерактивность для пользователя. Он не просто зритель в театре с красивыми картинками, он — участник иммерсивного спектакля. Человека надо вовлечь в процесс, показать, что с материалом можно взаимодействовать, играть. Игра — это одно из первых, что начинает делать человек и не прекращает делать до старости.

Наше приложение общается с пользователем, вовлекает его в потребление информации. Дополненная реальность погружает его в ситуации, которые он в обычной реальности прожить не может. На ту же дополненную реальность у нас огромные планы, несколько проектов уже прямо сейчас находятся у нас в разработке и в ближайшее время мы их покажем. Мы будем активно работать с NewsAR — так мы назвали наше направление новостной дополненной реальности, когда между событием и моментом проходит очень мало времени и ты можешь к нему «прикоснуться». Например, космический корабль «Союз» или акула из «Икеи» — все её ищут, в магазине закончилась, а у нас — есть, фоткайся, расшаривай.

Что касается видео — да, видео властвует в интернете. Но как все медийщики его упаковывают? Да как все — есть картинка, есть титры на ней. А теперь представь, что практически любой материал можно подать от лица главного героя, что ты смотришь сториз, которые запилил в инсту грабитель банка, проворовавшийся чиновник или сенатор-убийца. Кто-то отплюётся, кто-то подсядет и посоветует друзьям.

Мы не работаем для олдфагов, мы работаем для тех, кому нужно что-то новое. Для тех, кому осточертела скучнятина в медиа.

Источник

За кулисами либеральной журналистики – медиа-проект BAZA

Ваш браузер не поддерживает HTML5 аудио. Вот взамен ссылка на аудио

Профессия журналиста – мечта тысяч молодых людей, мечтающих сделать мир вокруг лучше – обличать несправедливость, выявлять проблемы в обществе, развиваться как публицисты и авторы полезных материалов, получить известность, признание, денежные гонорары. Такой образ журналистики долгое время был действительно популярен, но в современных реалиях, к сожалению, находится на грани исчезновения, как уссурийский тигр из красной книги.

Дело в том, что традиции работы корреспондентов-расследователей сильно изменились с распространением анонимизации и безответственности в интернете. Сейчас в погоне за сенсацией достаточно выбрать резонансную тему, как правило, негатив о госорганах или госруководстве, и в анонимных телеграм-каналах, мессенджерах, соцсетях выкатить на всеобщее обозрение непроверенную «инсайдерскую» информацию или провокационные теории – чем драматичнее повод, тем скорее поверят.

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

Ярким примером журналистских спекуляций и «неспортивного поведения» является деятельность проектов Никиты Могутина – Mash и BAZA.

Немного матчасти: Могутин – бывший сотрудник LIFE.ru, из которого он ушел со своей командой, посчитав, что может выйти «на новый уровень». Первым шагом к этому уровню был проект Mash, где группа Могутина аккумулировала и спекулировала на броских видеосюжетах на острые социальные темы, а далее он основал свой новый стартап – BAZA, который специализируется на скандальных расследованиях.

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

Логично, что для раскрутки новой площадки владелец прибегает к любым эффективным методам привлечения внимания, тем более, что сам Могутин говорил, что для него «нет неприкосновенных» людей и тем, и в то же время есть желание зарабатывать на дорогой рекламе, даже если она раскручивает вредный для пользователей контент (например, онлайн-казино «Вулкан»).

Кстати, от вопросов о доходах владелец BAZA намеренно уклоняется, и это можно было бы посчитать коммерческой тайной, если бы проект не вел политическую деятельность. Но Могутин активно вовлечен в работу либеральной оппозиции и связанные с ней интриги.

В августе 2019 BAZA освещала протестные акции в Москве с акцентом на «бесчинствах силовиков» – пример был сделан на скандале с Дарьей Сосновской, которую задержали за продолжение митинга после окончания согласованного плана мероприятия.

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

Одними призывами BAZA не ограничилась и слила имена сотрудников полиции, якобы участвовавших в задержании.

Вполне ожидаемо, что на слете оппозиционных спикеров «Планерка 2019» среди таких «акул пера» и мастеров пропаганды как Наталья Синдеева из «Дождя», Иван Голунов из «Медузы», Олег Кашин и других неслучайно затесался и Могутин из BAZA. Интересно, что встреча этих «информационных борцов» проходила в Екатеринбурге вблизи одиозного «Ельцин-центра» в отеле «Хаятт», который является излюбленным местом встречи российских оппозиционеров с консулом США в РФ, неслучайно Екатеринбург даже называют «троянский конь» России.

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

На сцене театра кулисы скрывают ненужные и неинтересные ему организационные моменты, чтобы не отвлекать зрителя от представления, но в случае журналистики в стиле BAZA и подобных ей медиа-площадок кулисы скрывают как раз самое интересное – источники финансирования, заказчиков материалов, кулуарные договоренности, ведь продажные СМИ – один из наиболее эффективных инструментов для манипуляций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Издание baza что это

Жестокая драка в центре Москвы – несколько молодых людей избивают мужчину. Он не сдается, пытается ответить, но получает еще.

Драка произошла 5 декабря, в одном из подземных переходов в центре Москвы. Судя по видео, несколько молодых человек что-то не поделили с мужчиной в тёмной куртке. Они повалили его на землю и начали избивать.

Даже под градом ударов пострадавший смог встать и попытался дать сдачи – однако парни снова кинулись на него сворой. Немного досталось и случайному прохожему, который попытался разнять драку.

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

Регулярная премия «Золотой унитаз» уходит в Ростовскую область. Её получает бывший депутат Виталий Латышев.

С 2015 года местные власти выделили около миллиарда рублей на оздоровление детей из малообеспеченных семей. Как это часто и бывает с такими суммами, история быстро получила криминальный характер. По предварительным данным следствия, 30% от бюджета осело в карманах ростовского депутата Виталия Латышева, который как раз и возглавлял детские лагеря.

Пока следствие проводит проверку, мы можем полюбоваться на аристократические амбиции Латышева.

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

​​Зачем воровать деньги, если можно с таким же успехом воровать котов? В Москве мужчина украл из питомника восемь мейн-кунов на 20 тысяч долларов.

Настоящая беда постигла Наталию, которая держит свой питомник с мейн-кунами и заодно работает в МИД РФ. По долгу службы женщина периодически уезжает в командировки, и как раз во время одной из них случилось несчастье — дорогих котов спёр разнорабочий Игорь. Он помогал по питомнику уже пару лет, поэтому никаких подозрений у хозяйки ранее не вызывал.

По возвращении из командировки Наталия недосчиталась семерых мейн-кунов, каждый из которых стоит от 2500 долларов. Кроме того, Игорь сгонял на вокзал, где для хозяйки должны были передать ещё одного кота за целых 12 тысяч евро, и тоже забрал его себе. Поговорить с похитителем хвостатых у Наталии не вышло, поскольку разнорабочий попросту посоветовал с ним не связываться — мужчина назвал себя вором в законе с кучей друзей в криминальном мире.

Тем временем уровень наглости у Игоря дошёл до критической отметки, и он залил в интернет объявления о продаже котов от имени питомника Наталии. Затем он вовсе вошёл в раж и начал с подменных номеров угрожать своей бывшей начальнице, а также её детям и родителям. При этом, к слову, мужчина уже должен Наталии более полутора миллиона рублей, которые он ранее взял взаймы.

Решив, что по-человечески тут общаться не выйдет, женщина написала заявление в полицию. Вот только там ей особо не помогли — Игорь до сих пор не найден, хотя его объявления висят в интернете.

Источник

У проекта «База» экс-журналистов Life появились сайт и приложение, где новости читают в чате

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

Проект «База», недавно запущенный бывшими журналистами Life и Mash, получил сайт и приложение для iOS и Android.

На сайте «Базы» можно изучить интерактивные расследования проекта. Первое из них, о «тайной жене и зарубежной недвижимости вице-спикера Госдумы [Игоря] Лебедева», выполненное в стилистике сайта Booking.com, уже опубликовано. Команда «Базы» обвинила сына Владимира Жириновского в нарушении сразу нескольких статей закона «О статусе депутата».

Приложение «Базы», разработкой которого занималась компания Neuron.Digital (на ее счету также значатся приложения «Life.ru Новости» и LiveCorr), заявлено как «первое новостное приложение, работающее на основе нейронной сети». Сердцем платформы заявлен чат с виртуальным помощником Базоном, который формирует новостную ленту на основе истории выбора пользователем тех или иных новостей и роликов. Несколько раз в день Базон присылает пользователям ссылки с «интересными новостями, смешными видео, а еще с юмором объясняет сложные вещи».

Экран приложения с чатом похож на приложение издания Quartz Brief (которое почти целиком состояло из чата). Пользователь нажимает на кнопку «Что еще?» — приложение присылает ему короткую новость одним абзацем и ссылку на ее полный текст.

На другом экране есть лента новостей, которая формируется и ранжируется по эмоциям. Например, в ленте со смеющимся эмодзи есть новость про чеченского писателя, который подал в суд на режиссера «Аватара», а в ленте с недовольным эмодзи — новость про убийство антикоррупционера Дмитрия Грибова. На каждую новость можно отреагировать слайдером и выразить свои ощущения от текста с помощью недовольного, нейтрального или смеющегося эмодзи. Нейросеть, которая работает с приложением, запомнит реакции и позже начнет показывать больше новостей, которые похожи на те, что пользователь оценил положительно.

В настройках приложения есть возможность отключить на сутки разный «инфошум», новости про Украину, главу Чечни Рамзана Кадырова и президента Владимира Путина.

На последнем экране Baza будут объекты, которые смотрят в дополненной реальности (в приложении Quartz Brief тоже была такая функция). «Мы создаем объекты и игры в AR, основываясь на новостной повестке. Рассмотрите в мельчайших деталях корабль «Союз», запущенный в космос, заберитесь на трибуны нового стадиона или поучаствуйте в бою в Сирии. Размещайте объекты в пространстве, фотографируйте и делитесь с друзьями», — обещают разработчики. Пока на экране с дополненной реальностью есть маскот приложения.

От приложения LiveCorr в «Базе» сохранилась возможность пользователей зарабатывать, присылая журналистам актуальный контент: информацию, фотографии, видео. Информаторам обещают заплатить, если материал окажется интересным.

Источник

«Это какой-то развод». Россиян напугали «слитыми базами купленных сертификатов»

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

Сегодня «Коммерсантъ» «С фальшивой вакцинацией вышел прокол». В ней говорится, что на теневых интернет-ресурсах выставлена на продажу база данных граждан, которые покупали поддельные справки о вакцинации и ПЦР. Новость моментально попала в топ Яндекса и начала расходиться по телеграм-каналам. Мы провели собственное расследование, чтобы понять, есть ли в реальности такая база. А также — верно ли утверждение, что тем, кто в неё попал, грозит уголовная ответственность.

«На теневых форумах и в Telegram-каналах начали продаваться базы данных граждан, которые якобы покупали поддельные справки о прохождении вакцинации. и содержит паспортные данные, СНИЛС, номер телефона и место жительства, а также информацию о дате получения сертификата», — сообщает «Коммерсантъ». По данным издания, в самой большой базе содержатся персональные данные более 500 тысяч людей, а стоимость информации об одном человеке составляет около 30–40 руб. Речь идёт о Московском регионе, уточняет издание.

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

Статья про базу данных появилась в один день с новостью о введении QR-кодов

Не секрет, что услуги по покупке поддельных сертификатов весьма популярны и пользуются спросом среди россиян. И чем больше власти вводят ограничений для тех, кто не привился (введение QR-кодов для посещения театров, ресторанов, культурно-массовых мероприятий; региональные инициативы по обязательному вакцинированию отдельных групп граждан), тем больший спрос на форумах и телеграм-каналах на услуги по продаже сертификатов. Видимо, поэтому новость о появлении в продаже базы «покупателей поддельных сертификатов» не вызывает удивления. Однако внимательное изучение как появления самой новости о сливе, так и содержания самой «базы» ставит под сомнение, что мы имеем дело с реальным, а не фейковым сливом.

Незыгарь — поставщик эксклюзивов

Начнём с первоисточника новости. Журналисты «Коммерсанта» в своём материале ссылаются на то, что объявления о продаже базы они нашли на теневых форумах и в Telegram-каналах. Однако первым эту информацию сообщил телеграм-канал Незыгарь — почти за сутки до публикации «Коммерсанта».

«Бумеранг чёрного рынка возвращается к антиваксерам. После ужесточения форм прививочной документации Минздравом фальсификаторы начали уходить с рынка, распродавая за ненадобностью приобретённые в процессе работы информационные активы. На теневых площадках поступили в продажу базы данных клиентов, купивших поддельные справки о прохождении вакцинации».

Владельцы «Незыгаря»

«Незыгарь» — самый популярный анонимный политический телеграм-канал (326 тыс. подписчиков). В 2017 году в блоге Олега Кашина публикация, в которой раскрывалось предполагаемая личность автора «Незыгаря». В публикации утверждалось, что — это мужчина около 30 лет, выходец с Урала, любит собак, спорт и Россию. Позже другие телеграм-каналы сообщали, что речь идет о Дмитрие Коваленко — директоре департамента стратегического планирования и управления проектами «Ренова». Сам Коваленко опровергал информацию о его авторстве «Незыгаря».

В 2018 году издание «Проект» (признано нежелательной организацией) опубликовало расследование, в котором утверждалось, что владельцем «Незыгаря» является Владислав Клюшин — помощник первого заместителя главы администрации президента Алексея Громова, владелец компании «М 13» и подрядчик Администрации президента, разработавший для неё систему мониторинга СМИ «Катюша». В 2019 году Мосгорсуд обязал «Проект» удалить информацию об этом.

В посте Незыгаря также приводятся данные о стоимости «базы» и о том, как потенциальные продавцы могут ее использовать: «Среди возможных вариантов применения продаваемых данных теневые коммерсанты называют набор лидов для продажи „обновлённых сертификатов“, дальнейший развод на „сопутствующие услуги“ и откровенный шантаж».

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

Пост на «Незыгаре» появился за сутки до публикации «Коммерсанта».

Вслед за Незыгарём информацию о появлении на рынке базы (в четверг) повторил в своём телеграм-канале Евгений Антипов — владелец телеграм-бота «Глаз Бога». Правда, в его посте утверждалось, что в базе содержатся персональные не на 500 тысяч человек, а на 680 тысяч.

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

Вечером 11 ноября канал руководителя департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter Игоря Бедерова (4 тыс. подписчиков) : «Хотите заглянуть на внутреннюю кухню создания фейковых ПЦР-тестов? Тут поломался один очень интересный сервис. Сделан жителем Севастополя, который смог реализовать через него уже более 9000 поддельных тестов».

Эта информация со ссылкой Бедерова также войдет в статью «Коммерсанта». По сути, весь материал издания — это повторение и компиляция данных нескольких телеграм-каналов, опубликованных накануне.

Интересно, что один из крупнейших каналов, специализирующийся на новостях про сливы, — «Утечки информации» (74,5 тыс. подписчиков) — ни вчера, ни сегодня ничего не публиковал про появление в продаже в даркнете новой базы.

«Это фейк»

Ни один из телеграм-каналов, написавших в четверг про сливы, ни «Коммерсантъ» не привели ссылку или скриншот ресурсов, где были опубликованы объявления о продаже «базы купивших сертификаты»».

Журналисты «Базы» изучили форумы и сайты, где обычно появляются объявления о продаже баз данных: Рутор, DeepMarket, Runion, wwh-club и другие. Ни на одном из них нет объявлений на эту тему. Сами участники этих ресурсов активно обсуждают «появившуюся базу» и в большинстве своём сходится во мнении, что такой базы просто не существует.

«Это фейк», «Мне кажется, это какой-то развод», — утверждают они.

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

Не могут найти «базу лжевакцинированных» и эксперты в области кибербезопасности.

«Мы не можем подвердить факт слива такой базы. Первые сообщения о продаже данных по гражданам, якобы купившим поддельные сертификаты, мы зафиксировали не на профильных теневых форумах, а в небезызвестном общественно-политическом телеграм-канале. Мы не видим подтверждений публикации этой утечки — ни скриншотов, ни конкретного ника автора слива, ни сведений, на какой площадке было опубликовано такое объявление (форум, мессенджер, имиджборд и т. д.), нет, то есть достоверный источник пока обнаружить не удалось. Также непонятно, кто именно из экспертов обнаружил базу. Как минимум это свидетельствует о том, что эта услуга (предложение) не популярна, как максимум — наводит на мысли о контролируемом вбросе», — заявили «Базе» представители компании Group-IB — одного из ведущих разработчиков решений для предотвращения кибератак.

Некоторые из пользователей форумов уверены, что реальные продавцы таких сертификатов о вакцинации или врачи в больницах не ведут подобных баз: «Ты приходишь в поликлинику или в больницу (а иногда и поход в больницу не нужен, просто пересылаются данные покупателя), и врач просто выливает вакцину, а твои данные вносятся в базу Минздрава и отправляются на „Госуслуги“. Но там нет никакой пометки, естественно, о том, что твоя прививка фейк. Ты ничем не отличаешься от того, кто действительно вакцинировался. Доказать, что ты не вакцинировался, практически невозможно».

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

По мнению, тех кто занимается продажей сертификатов с проводкой, баз такого размера (500–680 тыс.) просто не может быть: «Конечно, продавцов много, и даже если кто-то (рискуя своей репутацией) и решил слить клиентов — это были бы единичные случаи: у одного такого продавца число покупателей даже за месяцы не превысило бы 1–2 тыс. человек. А собрать с разных продавцов эти данные в принципе невозможно».

Страшилка для антиваксеров

Если собрать в единую базу данные ото всех продавцов сертификатов невозможно, откуда же она взялась? Единственные косвенное доказательство того, что некая база база данных лиц, купивших сертификат, есть, — ссылка, которую в своём посте приводит Евгений Антипов, владелец телеграм-бота «Глаз Бога»: «После ужесточения проверок и справок, в Сети начали создавать бесплатные сервисы [ ], позволяющие создать себе справку, цель подобных проектов была именно в сборе данных с целью дальнейшего шантажа». Ту же самую ссылку позже привёл у себя в телеграм-канале и Игорь Бедеров.

Если перейти по ссылке, то мы попадаем на страницу, где пользователю предлагается вбить свои данные и получить чек и справку об отсутствии коронавирусной инфекции (ПЦР). При этом на странице нигде не указано, для каких целей она служит, и никакого руководства для пользователя тоже нет.

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

Чтобы получить справку, пользователь вбивает в форму на странице лишь свою фамилию (полные ФИО) и дату рождения. В форме нет никаких полей, где нужно внести паспортные данные, СНИЛС, номер телефона и место жительства.

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

Если допустить, что с помощью такого (или аналогичных) ресурсов в базе собрано действительно 500 тысяч записей, — никаких персональных данных там не может быть. Просто сбор этих данных не предусмотрен формой сайта. Кроме того, любой пользователь может вбить любую произвольную фамилию и дату рождения и получить липовую справку.

После внесения данных пользователь получает чек и справку в формате PDF. Справка создана на бланке, похожем на те, что выдают популярные сети клиник («Гемотест», «Инвитро» и другие), однако в подлинных документах всегда указываются паспортные данные пациента и его адрес.

издание baza что это. издание baza что это фото. картинка издание baza что это. смотреть фото издание baza что это. смотреть картинку издание baza что это.

При переходе по QR-коду на полученном чеке на официальный сайт гемотеста появляется надпись: «справка недействительна».

«Если база, про которую сегодня все говорят, собрана из данных с этих сайтов, то можно точно сказать: выводы о том, что мошенники смогут использовать данные этой базы для шантажа пользователей, — это просто попытка испугать всех, кто собирается в будущем покупать сертификаты о вакцинации или ПЦР. По факту же никаких данных пользователь не вводит, также невозможно будет доказать, что именно ты ввёл эти данные, а не какой то другой человек, — ведь авторизация на странице не предусмотрена. Но как страшилка для антиваксеров вся эта история сможет сработать. Люди просто будут опасаться любых ресурсов, предлагающих покупку сертификатов и справок», — говорит один из экспертов в области кибербезопасности на условиях анонимности.

Другой эксперт подтвердил, что данные из «базы покупателей фальшивых сертификатов и ПЦР-тестов» были собраны через этот бесплатный сервис, но большую её часть, составляют данные из других баз:

«Сервер работает полгода и к нему подключена пара десятков сайтов, на которых рекламируются услуги покупки ПЦР-тестов. Я думаю, что базу, в которую вошли данные с этих сайтов (не более 9 тысяч записей), влили другие базы и на фоне текущего хайпа выставили на продажу. В неё просто вкинули ещё несколько сотен записей из других данных баз — под видом того, что все они якобы купли ПЦР. Но в реальности же это не так».

О том, что «база купивших сертификаты» — это компиляция из разных баз, которые никак не связаны с продажей сертификатов о вакцинировании, говорит и создатель канала «Утечки информации» Ашот Оганесян: «Вчера объявление о продаже и „пробники“ этой базы появились в нескольких телеграм-каналах, специализирующихся на скаме, а затем стали расходиться по Сети. Но проверить факт утечки невозможно, так как неизвестен её источник. Даже если предположить, что база настоящая, то она собрана с нескольких сайтов, реализующих поддельные QR-коды. Однако я полагаю, что это в принципе „скам-продукт“, скомпилированный из нескольких старых баз паспортных данных и СНИЛС, которые можно найти в даркнете».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *