издание baza что это
Выходцы из Mash и Life запустили издание Baza. Это мессенджер с лентой, где платят информаторам за контент Статьи редакции
Создатели утверждают, что делают его на собственные средства.
14 февраля издание Baza, которое ещё в январе запустилось в соцсетях и выпустило несколько расследований по ЧП в Магнитогорске, обзавелось сайтом и приложениями. До этого момента оно сильно напоминало Mash (прошлый проект Никиты Могутина, одного из сооснователей Baza) по эмоциональной подаче в соцсетях и тематике материалов, однако с появлением собственных платформ у издания появились отличия.
TJ изучил приложение Baza заранее и поговорил с Никитой Могутиным о проекте.
Основа Baza — это приложение с лентой и мессенджером (сайт сейчас только ведёт на приложения для iOS и Android). Лента материалов напоминает то, что уже существует в других новостных изданиях и агрегаторах: это сплошной поток карточек с заголовками, иллюстрациями и ссылками на источник информации. Материалы можно оценить по эмоциональной шкале от злого смайлика до счастливого, а контент из ленты можно фильтровать: например, убрать материалы, которые вызывают негативные эмоции, или оставить только те, которые приносят положительные.
Другой тип взаимодействия — через мессенджер. Чат-бот присылает новости поэтапно: сначала в виде подводок, которые часто можно встретить в соцсетях, а если читатель заинтересовался темой, то ему показывают дополнительные подробности (например, текст, фото или видео). Похожим образом работал западный новостной стартап Circa, запущенный в 2012 году — изначально он существовал только в виде приложения с чат-ботом.
Сам пользователь может прислать новость, инсайд или другие собственные материалы (фото или видео) в чат с Baza. Из пользовательского соглашения следует, что весь контент будет с этого момента принадлежать Baza, однако информатор может получить вознаграждение — согласно правилам, оно составляет от нескольких сотен до 30 тысяч рублей. Детали сделок пользователь-информатор обсуждает с модератором.
Некоторые темы можно полностью отключить в настройках. В тестовой сборке приложения были переключатели, отключающие на 24 часа новости про Путина, Кадырова и Украину. Создатели утверждают, что впоследствии переключатели могут меняться. Концепция одного из переключателей, «Инфошум», явно взята с телеканала RTVI, у которого раздел с таким названием для неважных новостей появился ещё в 2017 году.
Помимо ленты и мессенджера, в приложении будут видеоистории от первого лица и объекты в AR. Пока там можно увидеть только маскот издания — Базона, некоего зверька, «самую быструю лапу в информационном потоке».
Из больших расследований, подобному материалу про Магнитогорск, Baza собирается делать интерактивные истории, говорит Могутин: «Расследования мы превращаем в iStory – крупные проекты на поддоменах сайта baza.io с игровой механикой. Расследование – это не лонгрид на 15 тысяч знаков, а условный квест, который надо пройти, собрать все улики, разгадать загадки и самому раскрыть историю». Первая подобная iStory вышла тоже 14 февраля: она посвящена испанской недвижимости Игоря Лебедева, сына Владимира Жириновского, и выглядит как поиск по аренде жилья от Booking.com.
Основателей проекта четверо — Никита Могутин, Анатолий Сулейманов, Рауль Смыр и Александр Потапов. У всех них равные доли в проекте.
До Baza Могутин возглавлял издание Mash, существовавшее только внутри соцсетей и мессенджеров. До Mash он руководил службой новостей в издании Life, которым руководил Арам Габрелянов, глава холдинга News Media. Габрелянов лично инвестировал в Mash, однако впоследствии в результате сложной сделки Могутин выкупил его долю и позднее продал издание неназванному покупателю. «Проект» писал, что Mash забрали у Габрелянова вместе с другими медиаактивами, и новым фактическим руководителем издания стал молодой медиаменеджер Степан Ковальчук.
Три других сооснователя также работали в структурах News Media: Потапов возглавлял редакцию Life, Сулейманов был замом Габрелянова, Смыр делал проект LifeCorr, основой которого была система выплат информаторам через мобильное приложение. Все они покинули холдинг одновременно в сентябре 2018 года, чтобы делать новый проект. Тогда Габрелянов назвал это «бунтом на корабле», а Сулейманов рассказывал, что причиной конфликта стала отмена перезапуска Life в новой концепции, которая, по всей видимости, и стала в некоторой мере основой для Baza.
Могутин утверждает, что на старте партнёры решили денег извне не брать и делать его на свои. В процессе Сулейманов будет искать нового инвестора, не связанного с Габреляновым.
Разработкой приложения Baza занималась компания Neuron Digital — давний IT-партнёр по разработке проектов для News Media (они делали Life.ru, приложение LifeCorr и сайт для Mash). Могутин утверждает, что дело не в связях с Life, а в опыте сотрудничества.
«Нейрон» — это наши старые знакомые, Саша Надуев, Рита Воробьёва и другие. Мы с ними работали много лет. Раньше они делали сайт «Лайфа», например. После ухода мы остались в хороших отношениях.
Когда мы решили запускать приложение, стали ходить по рынку, спрашивать про цену. Большинство выкатило нам цену в 14-15 миллионов рублей и выше. Мы спросили у ребят из «Нейрона», они оказались куда менее жадными, аж в два раза. Тут всё просто: «Нейрон» активно выходит на рынок, раскручивается и им нужно хорошее портфолио.
Собственно, тут даже вопрос не стоял — платить больше и тем, кого не знаешь, или меньше и тем, с кем хорошо и давно общаешься.
Отвечает Никита Могутин.
Сколько денег выделили на запуск, включая разработку? Кто их дал?
Мы начинаем с собственными средствами, без привлечения инвесторов. Это наше осознанное решение. Несмотря на то, что нам после ухода из Mash и Life сразу поступило несколько хороших предложений, мы решили пока не зависеть ни от кого.
Тут, знаешь, как — если ты берёшь чужие деньги, ты в том или ином виде их должен отработать. Представлять интересы, отдавать проценты — в любом случае, ты уже не принадлежишь самому себе. А в случае с проектом, подобным «Базе», это может быть очень нехорошо и чревато.
На сколько месяцев вам хватит своих денег?
Наших собственных средств — моих, Толи Сулейманова, Рауля Смыра и Саши Потапова — хватит нам на год или чуть больше, в зависимости от аппетитов в процессе. Разработка приложения и сайта нам уже обошлась в сумму выше 5 миллионов рублей.
Сколько денег вы закладываете в месяц на фонд гонораров для авторов, которые будут присылать контент в приложение?
Пользовательский контент — это один из столпов нашего проекта. За него отвечает у нас Рауль Смыр, у него за спиной колоссальный опыт работы с LiveCorre, причём, очень успешный. Он, пожалуй, единственный в России, кто сумел монетизировать эту историю и выйти в очень хорошую прибыль. Не буду раскрывать информацию детально, но когда он уходил, на счётах его «Ливкора» была сумма с большим количеством нулей.
Естественно, пока мы начинаем, у нас ещё очень мало активной аудитории и мало контента от неё. Но со временем это количество сильно вырастет. На первые месяцы мы закладываем сумму от 300 тысяч рублей в месяц на пользовательский контент, но скоро должны выйти на расходы порядка 1 миллиона рублей в месяц.
Самое главное, чтобы этот контент работал, не просто был красивым и годным, а приносил прибыль. Рауль знает, как это сделать. Причём речь ведь не только о простых людях, тех самых «гражданских журналистах», нет. Мы говорим и о профессиональных репортёрах, особенно из регионов страны. Большинство медиа в регионах уже давно сидят под местными властями, редактора не решаются сделать шаг влево или вправо. А журналисты-то работают, хотят, чтобы их материалы выходили! Не взял редактор или не пропустила местная администрация? Отправляй нам!
На чём вы собираетесь зарабатывать? И собираетесь ли?
Мы собираемся не просто зарабатывать, а делать это хорошо. Да, с заработком в медиа в России тяжеловато, но только в том случае, если ты не производишь уникальный продукт или не обладаешь эксклюзивными умениями.
Мы, я думаю, что не совру, обладаем и производим. Мы ещё не запустили свой собственный проект, но у нас уже несколько предложений от брендов по созданию для них спецпроектов. Почему? Да просто мы знаем, как запускать медиа, в том числе корпоративные.
Мы умеем делать виральный контент, мы умеем добывать эксклюзивную информацию — а на неё всегда есть спрос. Врать не будем, на каком-то отрезке придётся тяжко, но я уверен, что мы прорвёмся, опыт есть у каждого из нас и у нас совершенно золотая команда. Это главное, что у нас есть — наши ребята.
У вас девиз — «Правда и эмоции». Эмоциональная подача новостей была и в Mash. Если не брать приложение, то в остальном база будет тем же самым (по форматам подачи и темам), что и Mash?
Эмоциональная подача новостей — это то, о чем сейчас говорят все. Но, во-первых, это мало кто умеет делать, а во-вторых, тема уже ушла гораздо дальше.
Нужно уметь создавать интерактивность для пользователя. Он не просто зритель в театре с красивыми картинками, он — участник иммерсивного спектакля. Человека надо вовлечь в процесс, показать, что с материалом можно взаимодействовать, играть. Игра — это одно из первых, что начинает делать человек и не прекращает делать до старости.
Наше приложение общается с пользователем, вовлекает его в потребление информации. Дополненная реальность погружает его в ситуации, которые он в обычной реальности прожить не может. На ту же дополненную реальность у нас огромные планы, несколько проектов уже прямо сейчас находятся у нас в разработке и в ближайшее время мы их покажем. Мы будем активно работать с NewsAR — так мы назвали наше направление новостной дополненной реальности, когда между событием и моментом проходит очень мало времени и ты можешь к нему «прикоснуться». Например, космический корабль «Союз» или акула из «Икеи» — все её ищут, в магазине закончилась, а у нас — есть, фоткайся, расшаривай.
Что касается видео — да, видео властвует в интернете. Но как все медийщики его упаковывают? Да как все — есть картинка, есть титры на ней. А теперь представь, что практически любой материал можно подать от лица главного героя, что ты смотришь сториз, которые запилил в инсту грабитель банка, проворовавшийся чиновник или сенатор-убийца. Кто-то отплюётся, кто-то подсядет и посоветует друзьям.
Мы не работаем для олдфагов, мы работаем для тех, кому нужно что-то новое. Для тех, кому осточертела скучнятина в медиа.
За кулисами либеральной журналистики – медиа-проект BAZA
Ваш браузер не поддерживает HTML5 аудио. Вот взамен ссылка на аудио
Профессия журналиста – мечта тысяч молодых людей, мечтающих сделать мир вокруг лучше – обличать несправедливость, выявлять проблемы в обществе, развиваться как публицисты и авторы полезных материалов, получить известность, признание, денежные гонорары. Такой образ журналистики долгое время был действительно популярен, но в современных реалиях, к сожалению, находится на грани исчезновения, как уссурийский тигр из красной книги.
Дело в том, что традиции работы корреспондентов-расследователей сильно изменились с распространением анонимизации и безответственности в интернете. Сейчас в погоне за сенсацией достаточно выбрать резонансную тему, как правило, негатив о госорганах или госруководстве, и в анонимных телеграм-каналах, мессенджерах, соцсетях выкатить на всеобщее обозрение непроверенную «инсайдерскую» информацию или провокационные теории – чем драматичнее повод, тем скорее поверят.
Ярким примером журналистских спекуляций и «неспортивного поведения» является деятельность проектов Никиты Могутина – Mash и BAZA.
Немного матчасти: Могутин – бывший сотрудник LIFE.ru, из которого он ушел со своей командой, посчитав, что может выйти «на новый уровень». Первым шагом к этому уровню был проект Mash, где группа Могутина аккумулировала и спекулировала на броских видеосюжетах на острые социальные темы, а далее он основал свой новый стартап – BAZA, который специализируется на скандальных расследованиях.
Логично, что для раскрутки новой площадки владелец прибегает к любым эффективным методам привлечения внимания, тем более, что сам Могутин говорил, что для него «нет неприкосновенных» людей и тем, и в то же время есть желание зарабатывать на дорогой рекламе, даже если она раскручивает вредный для пользователей контент (например, онлайн-казино «Вулкан»).
Кстати, от вопросов о доходах владелец BAZA намеренно уклоняется, и это можно было бы посчитать коммерческой тайной, если бы проект не вел политическую деятельность. Но Могутин активно вовлечен в работу либеральной оппозиции и связанные с ней интриги.
В августе 2019 BAZA освещала протестные акции в Москве с акцентом на «бесчинствах силовиков» – пример был сделан на скандале с Дарьей Сосновской, которую задержали за продолжение митинга после окончания согласованного плана мероприятия.
Одними призывами BAZA не ограничилась и слила имена сотрудников полиции, якобы участвовавших в задержании.
Вполне ожидаемо, что на слете оппозиционных спикеров «Планерка 2019» среди таких «акул пера» и мастеров пропаганды как Наталья Синдеева из «Дождя», Иван Голунов из «Медузы», Олег Кашин и других неслучайно затесался и Могутин из BAZA. Интересно, что встреча этих «информационных борцов» проходила в Екатеринбурге вблизи одиозного «Ельцин-центра» в отеле «Хаятт», который является излюбленным местом встречи российских оппозиционеров с консулом США в РФ, неслучайно Екатеринбург даже называют «троянский конь» России.
На сцене театра кулисы скрывают ненужные и неинтересные ему организационные моменты, чтобы не отвлекать зрителя от представления, но в случае журналистики в стиле BAZA и подобных ей медиа-площадок кулисы скрывают как раз самое интересное – источники финансирования, заказчиков материалов, кулуарные договоренности, ведь продажные СМИ – один из наиболее эффективных инструментов для манипуляций.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Издание baza что это
Жестокая драка в центре Москвы – несколько молодых людей избивают мужчину. Он не сдается, пытается ответить, но получает еще.
Драка произошла 5 декабря, в одном из подземных переходов в центре Москвы. Судя по видео, несколько молодых человек что-то не поделили с мужчиной в тёмной куртке. Они повалили его на землю и начали избивать.
Даже под градом ударов пострадавший смог встать и попытался дать сдачи – однако парни снова кинулись на него сворой. Немного досталось и случайному прохожему, который попытался разнять драку.
Регулярная премия «Золотой унитаз» уходит в Ростовскую область. Её получает бывший депутат Виталий Латышев.
С 2015 года местные власти выделили около миллиарда рублей на оздоровление детей из малообеспеченных семей. Как это часто и бывает с такими суммами, история быстро получила криминальный характер. По предварительным данным следствия, 30% от бюджета осело в карманах ростовского депутата Виталия Латышева, который как раз и возглавлял детские лагеря.
Пока следствие проводит проверку, мы можем полюбоваться на аристократические амбиции Латышева.
Зачем воровать деньги, если можно с таким же успехом воровать котов? В Москве мужчина украл из питомника восемь мейн-кунов на 20 тысяч долларов.
Настоящая беда постигла Наталию, которая держит свой питомник с мейн-кунами и заодно работает в МИД РФ. По долгу службы женщина периодически уезжает в командировки, и как раз во время одной из них случилось несчастье — дорогих котов спёр разнорабочий Игорь. Он помогал по питомнику уже пару лет, поэтому никаких подозрений у хозяйки ранее не вызывал.
По возвращении из командировки Наталия недосчиталась семерых мейн-кунов, каждый из которых стоит от 2500 долларов. Кроме того, Игорь сгонял на вокзал, где для хозяйки должны были передать ещё одного кота за целых 12 тысяч евро, и тоже забрал его себе. Поговорить с похитителем хвостатых у Наталии не вышло, поскольку разнорабочий попросту посоветовал с ним не связываться — мужчина назвал себя вором в законе с кучей друзей в криминальном мире.
Тем временем уровень наглости у Игоря дошёл до критической отметки, и он залил в интернет объявления о продаже котов от имени питомника Наталии. Затем он вовсе вошёл в раж и начал с подменных номеров угрожать своей бывшей начальнице, а также её детям и родителям. При этом, к слову, мужчина уже должен Наталии более полутора миллиона рублей, которые он ранее взял взаймы.
Решив, что по-человечески тут общаться не выйдет, женщина написала заявление в полицию. Вот только там ей особо не помогли — Игорь до сих пор не найден, хотя его объявления висят в интернете.
У проекта «База» экс-журналистов Life появились сайт и приложение, где новости читают в чате
Проект «База», недавно запущенный бывшими журналистами Life и Mash, получил сайт и приложение для iOS и Android.
На сайте «Базы» можно изучить интерактивные расследования проекта. Первое из них, о «тайной жене и зарубежной недвижимости вице-спикера Госдумы [Игоря] Лебедева», выполненное в стилистике сайта Booking.com, уже опубликовано. Команда «Базы» обвинила сына Владимира Жириновского в нарушении сразу нескольких статей закона «О статусе депутата».
Приложение «Базы», разработкой которого занималась компания Neuron.Digital (на ее счету также значатся приложения «Life.ru Новости» и LiveCorr), заявлено как «первое новостное приложение, работающее на основе нейронной сети». Сердцем платформы заявлен чат с виртуальным помощником Базоном, который формирует новостную ленту на основе истории выбора пользователем тех или иных новостей и роликов. Несколько раз в день Базон присылает пользователям ссылки с «интересными новостями, смешными видео, а еще с юмором объясняет сложные вещи».
Экран приложения с чатом похож на приложение издания Quartz Brief (которое почти целиком состояло из чата). Пользователь нажимает на кнопку «Что еще?» — приложение присылает ему короткую новость одним абзацем и ссылку на ее полный текст.
На другом экране есть лента новостей, которая формируется и ранжируется по эмоциям. Например, в ленте со смеющимся эмодзи есть новость про чеченского писателя, который подал в суд на режиссера «Аватара», а в ленте с недовольным эмодзи — новость про убийство антикоррупционера Дмитрия Грибова. На каждую новость можно отреагировать слайдером и выразить свои ощущения от текста с помощью недовольного, нейтрального или смеющегося эмодзи. Нейросеть, которая работает с приложением, запомнит реакции и позже начнет показывать больше новостей, которые похожи на те, что пользователь оценил положительно.
В настройках приложения есть возможность отключить на сутки разный «инфошум», новости про Украину, главу Чечни Рамзана Кадырова и президента Владимира Путина.
На последнем экране Baza будут объекты, которые смотрят в дополненной реальности (в приложении Quartz Brief тоже была такая функция). «Мы создаем объекты и игры в AR, основываясь на новостной повестке. Рассмотрите в мельчайших деталях корабль «Союз», запущенный в космос, заберитесь на трибуны нового стадиона или поучаствуйте в бою в Сирии. Размещайте объекты в пространстве, фотографируйте и делитесь с друзьями», — обещают разработчики. Пока на экране с дополненной реальностью есть маскот приложения.
От приложения LiveCorr в «Базе» сохранилась возможность пользователей зарабатывать, присылая журналистам актуальный контент: информацию, фотографии, видео. Информаторам обещают заплатить, если материал окажется интересным.
«Это какой-то развод». Россиян напугали «слитыми базами купленных сертификатов»
Сегодня «Коммерсантъ» «С фальшивой вакцинацией вышел прокол». В ней говорится, что на теневых интернет-ресурсах выставлена на продажу база данных граждан, которые покупали поддельные справки о вакцинации и ПЦР. Новость моментально попала в топ Яндекса и начала расходиться по телеграм-каналам. Мы провели собственное расследование, чтобы понять, есть ли в реальности такая база. А также — верно ли утверждение, что тем, кто в неё попал, грозит уголовная ответственность.
«На теневых форумах и в Telegram-каналах начали продаваться базы данных граждан, которые якобы покупали поддельные справки о прохождении вакцинации. и содержит паспортные данные, СНИЛС, номер телефона и место жительства, а также информацию о дате получения сертификата», — сообщает «Коммерсантъ». По данным издания, в самой большой базе содержатся персональные данные более 500 тысяч людей, а стоимость информации об одном человеке составляет около 30–40 руб. Речь идёт о Московском регионе, уточняет издание.
Статья про базу данных появилась в один день с новостью о введении QR-кодов
Не секрет, что услуги по покупке поддельных сертификатов весьма популярны и пользуются спросом среди россиян. И чем больше власти вводят ограничений для тех, кто не привился (введение QR-кодов для посещения театров, ресторанов, культурно-массовых мероприятий; региональные инициативы по обязательному вакцинированию отдельных групп граждан), тем больший спрос на форумах и телеграм-каналах на услуги по продаже сертификатов. Видимо, поэтому новость о появлении в продаже базы «покупателей поддельных сертификатов» не вызывает удивления. Однако внимательное изучение как появления самой новости о сливе, так и содержания самой «базы» ставит под сомнение, что мы имеем дело с реальным, а не фейковым сливом.
Незыгарь — поставщик эксклюзивов
Начнём с первоисточника новости. Журналисты «Коммерсанта» в своём материале ссылаются на то, что объявления о продаже базы они нашли на теневых форумах и в Telegram-каналах. Однако первым эту информацию сообщил телеграм-канал Незыгарь — почти за сутки до публикации «Коммерсанта».
«Бумеранг чёрного рынка возвращается к антиваксерам. После ужесточения форм прививочной документации Минздравом фальсификаторы начали уходить с рынка, распродавая за ненадобностью приобретённые в процессе работы информационные активы. На теневых площадках поступили в продажу базы данных клиентов, купивших поддельные справки о прохождении вакцинации».
Владельцы «Незыгаря»
«Незыгарь» — самый популярный анонимный политический телеграм-канал (326 тыс. подписчиков). В 2017 году в блоге Олега Кашина публикация, в которой раскрывалось предполагаемая личность автора «Незыгаря». В публикации утверждалось, что — это мужчина около 30 лет, выходец с Урала, любит собак, спорт и Россию. Позже другие телеграм-каналы сообщали, что речь идет о Дмитрие Коваленко — директоре департамента стратегического планирования и управления проектами «Ренова». Сам Коваленко опровергал информацию о его авторстве «Незыгаря».
В 2018 году издание «Проект» (признано нежелательной организацией) опубликовало расследование, в котором утверждалось, что владельцем «Незыгаря» является Владислав Клюшин — помощник первого заместителя главы администрации президента Алексея Громова, владелец компании «М 13» и подрядчик Администрации президента, разработавший для неё систему мониторинга СМИ «Катюша». В 2019 году Мосгорсуд обязал «Проект» удалить информацию об этом.
В посте Незыгаря также приводятся данные о стоимости «базы» и о том, как потенциальные продавцы могут ее использовать: «Среди возможных вариантов применения продаваемых данных теневые коммерсанты называют набор лидов для продажи „обновлённых сертификатов“, дальнейший развод на „сопутствующие услуги“ и откровенный шантаж».
Пост на «Незыгаре» появился за сутки до публикации «Коммерсанта».
Вслед за Незыгарём информацию о появлении на рынке базы (в четверг) повторил в своём телеграм-канале Евгений Антипов — владелец телеграм-бота «Глаз Бога». Правда, в его посте утверждалось, что в базе содержатся персональные не на 500 тысяч человек, а на 680 тысяч.
Вечером 11 ноября канал руководителя департамента информационно-аналитических исследований компании T.Hunter Игоря Бедерова (4 тыс. подписчиков) : «Хотите заглянуть на внутреннюю кухню создания фейковых ПЦР-тестов? Тут поломался один очень интересный сервис. Сделан жителем Севастополя, который смог реализовать через него уже более 9000 поддельных тестов».
Эта информация со ссылкой Бедерова также войдет в статью «Коммерсанта». По сути, весь материал издания — это повторение и компиляция данных нескольких телеграм-каналов, опубликованных накануне.
Интересно, что один из крупнейших каналов, специализирующийся на новостях про сливы, — «Утечки информации» (74,5 тыс. подписчиков) — ни вчера, ни сегодня ничего не публиковал про появление в продаже в даркнете новой базы.
«Это фейк»
Ни один из телеграм-каналов, написавших в четверг про сливы, ни «Коммерсантъ» не привели ссылку или скриншот ресурсов, где были опубликованы объявления о продаже «базы купивших сертификаты»».
Журналисты «Базы» изучили форумы и сайты, где обычно появляются объявления о продаже баз данных: Рутор, DeepMarket, Runion, wwh-club и другие. Ни на одном из них нет объявлений на эту тему. Сами участники этих ресурсов активно обсуждают «появившуюся базу» и в большинстве своём сходится во мнении, что такой базы просто не существует.
«Это фейк», «Мне кажется, это какой-то развод», — утверждают они.
Не могут найти «базу лжевакцинированных» и эксперты в области кибербезопасности.
«Мы не можем подвердить факт слива такой базы. Первые сообщения о продаже данных по гражданам, якобы купившим поддельные сертификаты, мы зафиксировали не на профильных теневых форумах, а в небезызвестном общественно-политическом телеграм-канале. Мы не видим подтверждений публикации этой утечки — ни скриншотов, ни конкретного ника автора слива, ни сведений, на какой площадке было опубликовано такое объявление (форум, мессенджер, имиджборд и т. д.), нет, то есть достоверный источник пока обнаружить не удалось. Также непонятно, кто именно из экспертов обнаружил базу. Как минимум это свидетельствует о том, что эта услуга (предложение) не популярна, как максимум — наводит на мысли о контролируемом вбросе», — заявили «Базе» представители компании Group-IB — одного из ведущих разработчиков решений для предотвращения кибератак.
Некоторые из пользователей форумов уверены, что реальные продавцы таких сертификатов о вакцинации или врачи в больницах не ведут подобных баз: «Ты приходишь в поликлинику или в больницу (а иногда и поход в больницу не нужен, просто пересылаются данные покупателя), и врач просто выливает вакцину, а твои данные вносятся в базу Минздрава и отправляются на „Госуслуги“. Но там нет никакой пометки, естественно, о том, что твоя прививка фейк. Ты ничем не отличаешься от того, кто действительно вакцинировался. Доказать, что ты не вакцинировался, практически невозможно».
По мнению, тех кто занимается продажей сертификатов с проводкой, баз такого размера (500–680 тыс.) просто не может быть: «Конечно, продавцов много, и даже если кто-то (рискуя своей репутацией) и решил слить клиентов — это были бы единичные случаи: у одного такого продавца число покупателей даже за месяцы не превысило бы 1–2 тыс. человек. А собрать с разных продавцов эти данные в принципе невозможно».
Страшилка для антиваксеров
Если собрать в единую базу данные ото всех продавцов сертификатов невозможно, откуда же она взялась? Единственные косвенное доказательство того, что некая база база данных лиц, купивших сертификат, есть, — ссылка, которую в своём посте приводит Евгений Антипов, владелец телеграм-бота «Глаз Бога»: «После ужесточения проверок и справок, в Сети начали создавать бесплатные сервисы [ ], позволяющие создать себе справку, цель подобных проектов была именно в сборе данных с целью дальнейшего шантажа». Ту же самую ссылку позже привёл у себя в телеграм-канале и Игорь Бедеров.
Если перейти по ссылке, то мы попадаем на страницу, где пользователю предлагается вбить свои данные и получить чек и справку об отсутствии коронавирусной инфекции (ПЦР). При этом на странице нигде не указано, для каких целей она служит, и никакого руководства для пользователя тоже нет.
Чтобы получить справку, пользователь вбивает в форму на странице лишь свою фамилию (полные ФИО) и дату рождения. В форме нет никаких полей, где нужно внести паспортные данные, СНИЛС, номер телефона и место жительства.
Если допустить, что с помощью такого (или аналогичных) ресурсов в базе собрано действительно 500 тысяч записей, — никаких персональных данных там не может быть. Просто сбор этих данных не предусмотрен формой сайта. Кроме того, любой пользователь может вбить любую произвольную фамилию и дату рождения и получить липовую справку.
После внесения данных пользователь получает чек и справку в формате PDF. Справка создана на бланке, похожем на те, что выдают популярные сети клиник («Гемотест», «Инвитро» и другие), однако в подлинных документах всегда указываются паспортные данные пациента и его адрес.
При переходе по QR-коду на полученном чеке на официальный сайт гемотеста появляется надпись: «справка недействительна».
«Если база, про которую сегодня все говорят, собрана из данных с этих сайтов, то можно точно сказать: выводы о том, что мошенники смогут использовать данные этой базы для шантажа пользователей, — это просто попытка испугать всех, кто собирается в будущем покупать сертификаты о вакцинации или ПЦР. По факту же никаких данных пользователь не вводит, также невозможно будет доказать, что именно ты ввёл эти данные, а не какой то другой человек, — ведь авторизация на странице не предусмотрена. Но как страшилка для антиваксеров вся эта история сможет сработать. Люди просто будут опасаться любых ресурсов, предлагающих покупку сертификатов и справок», — говорит один из экспертов в области кибербезопасности на условиях анонимности.
Другой эксперт подтвердил, что данные из «базы покупателей фальшивых сертификатов и ПЦР-тестов» были собраны через этот бесплатный сервис, но большую её часть, составляют данные из других баз:
«Сервер работает полгода и к нему подключена пара десятков сайтов, на которых рекламируются услуги покупки ПЦР-тестов. Я думаю, что базу, в которую вошли данные с этих сайтов (не более 9 тысяч записей), влили другие базы и на фоне текущего хайпа выставили на продажу. В неё просто вкинули ещё несколько сотен записей из других данных баз — под видом того, что все они якобы купли ПЦР. Но в реальности же это не так».
О том, что «база купивших сертификаты» — это компиляция из разных баз, которые никак не связаны с продажей сертификатов о вакцинировании, говорит и создатель канала «Утечки информации» Ашот Оганесян: «Вчера объявление о продаже и „пробники“ этой базы появились в нескольких телеграм-каналах, специализирующихся на скаме, а затем стали расходиться по Сети. Но проверить факт утечки невозможно, так как неизвестен её источник. Даже если предположить, что база настоящая, то она собрана с нескольких сайтов, реализующих поддельные QR-коды. Однако я полагаю, что это в принципе „скам-продукт“, скомпилированный из нескольких старых баз паспортных данных и СНИЛС, которые можно найти в даркнете».