изложить в следующей редакции что это значит
Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 г. N 216 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 608 и распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р»
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 608 «О порядке предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 40, ст. 4798; 2011, N 16, ст. 2294; 2012, N 17, ст. 1992) и распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 453).
Председатель Правительства
Российской Федерации
16 марта 2013 года
Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 608 и распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р
(утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. N 216)
1. В постановлении Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 608:
а) наименование изложить в следующей редакции:
«О порядке предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)»;
б) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу).»;
в) в пункте 2 слова «Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации» заменить словами «Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации»;
г) в Правилах предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета, утвержденных указанным постановлением:
наименование изложить в следующей редакции:
«Правила предоставления инвалидам услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)»;
пункт 1 изложить в следующей редакции:
Настоящие Правила не распространяются на лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Перевод русского жестового языка (сурдоперевод, тифлосурдоперевод) осуществляется переводчиками русского жестового языка (сурдопереводчиками, тифлосурдопереводчиками), имеющими соответствующие образование и квалификацию.»;
в пункте 2 слово «сурдопереводу» заменить словами «переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)»;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Услуги по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу) предоставляются инвалиду за счет средств федерального бюджета в количестве до 40 часов в 12-месячном периоде, исчисляемом с даты подачи заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Неиспользованные часы перевода русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода) денежной выплатой не компенсируются.
Отказ инвалида от предоставления услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу), рекомендованных индивидуальной программой реабилитации, не дает ему права на получение компенсации.»;
слово «сурдопереводу» заменить словами «переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)»;
слова «Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации» заменить словами «Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации»;
в пункте 5 слово «сурдопереводу» заменить словами «переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)»;
в абзаце первом слово «сурдоперевод» в соответствующем падеже заменить словами «перевод русского жестового языка (сурдоперевод, тифлосурдоперевод)» в соответствующем падеже;
в абзаце втором слова «Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации» заменить словами «Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации»;
в абзаце первом пункта 7 слово «сурдопереводу» заменить словами «переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу)».
2. Пункт 26 федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, изложить в следующей редакции:
«26. Предоставление услуг по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу).».
Скорректированы правила предоставления инвалидам услуг по сурдопереводу за счет средств федерального бюджета.
Речь теперь идет об услугах по переводу русского жестового языка (сурдопереводу и тифлосурдопереводу).
Таким образом, прописан порядок оказания услуг по переводу русского жестового языка инвалидам с нарушениями функции слуха (сурдопереводу), а также с нарушениями функций одновременно слуха и зрения (тифлосурдопереводу), которые предусмотрены федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, техсредств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Как и раньше, правила не распространяются на лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Прописано, что услуги предоставляют переводчики русского жестового языка (сурдопереводчики, тифлосурдопереводчики), имеющие специальные образование и квалификацию.
Соответствующие изменения внесены также в упомянутый перечень, утвержденный Правительством РФ в 2005 г.
Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 г. N 216 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 608 и распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Статья 1
Статья 1. В целях обеспечения прав и законных интересов детей при усыновлении и усыновленных детей, повышения государственного контроля за усыновлением внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.16) следующие изменения и дополнения:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом.»;
в пункте 4 слова «руководители учреждений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов опеки и попечительства» заменить словами «руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов».
в абзаце втором пункта 3 слова «постановки указанных детей на централизованный учет» заменить словами «поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей,»;
дополнить новым пунктом 1 следующего содержания:
пункты 1, 2 и 3 соответственно считать пунктами 2, 3 и 4.
абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:
«Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.»;
дополнить новым пунктом 2 следующего содержания:
«2. Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.
Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.»;
4. Дополнить Кодекс статьей 126.1 следующего содержания:
» Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей
1. Посредническая деятельность по усыновлению детей, то есть любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается.
2. Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории Российской Федерации в силу международного договора Российской Федерации или на основе принципа взаимности. Органы и организации, указанные в настоящем пункте, не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.
Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации.
3. Обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя, права и обязанности которого установлены гражданским и гражданским процессуальным законодательством, а также пользоваться в необходимых случаях услугами переводчика.
4. Ответственность за осуществление посреднической деятельности по усыновлению детей устанавливается законодательством Российской Федерации.».
пункт 1 дополнить абзацами восьмым, девятым, десятым следующего содержания:
«лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.»;
дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований пунктов 1 и 2 настоящей статьи и интересов усыновляемого ребенка.».
6. Пункт 3 статьи 129 изложить в следующей редакции:
«3. Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения.».
в абзаце втором слова «124-126 и 129-132» заменить словами «124-126, статьи 127 (за исключением абзаца восьмого пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131-133»; после слов «настоящего Кодекса» дополнить словами «с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.»;
дополнить новым абзацем третьим следующего содержания:
«Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.»;
абзац третий считать абзацем четвертым;
дополнить новым пунктом 3 следующего содержания:
«3. Защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.
Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством Российской Федерации.»;
Как оформить изменения в приказе
Внесение изменений в приказ — это исправление или дополнение ранее изданного распорядительного документа. Для этого издают отдельное распоряжение о корректировке необходимых пунктов старого документа.
Кто и в каких ситуациях вносит поправки
Правовые отношения нередко меняются, особенно часто переменам подвержены трудовые отношения. В связи с этим приходится вносить корректировки в распорядительные документы. Причины разные:
Если изменилась только часть текста, а суть осталась аналогичной, то нет смысла его отменять. Если выявлены неточности по разным причинам, то составляют приказ об изменении приказа в связи с ошибкой с перечислением сути корректировок.
Это касается разных распорядительных актов о:
Иногда новым распоряжением не просто редактируют, а отменяют некоторые положения первоначального акта. Для этого аналогично требуется издать бумагу о внесении корректировок.
Иногда ошибочно полагают, что действующие положения не нуждаются в корректировке. Но поскольку они регулируют правовые отношения в компании, то по закону они должны быть составлены юридически правильно. Иначе если при проверке контролирующие органы обнаружат неточности или неактуальную информацию, то вправе признать их недействительными, а на юридическое лицо и его должностных лиц наложить штрафные санкции. А если появятся спорные ситуации, то в судебной инстанции компании сложно будет доказать свою правоту.
Составление приказа о внесении изменений в положение, инструкцию или другой акт поручают уполномоченному сотруднику: обычно это кадровик, юрисконсульт или секретарь. Но после них обязательно заверяет глава организации. Без его подписи он не имеет юридической силы.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как внести изменения в приказ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как оформляют корректировки
Типовой формы в законе не установлено. Составляют аналогично другим распорядительным бумагам в произвольной форме, но с учетом общепринятых стандартов делопроизводства.
В содержание необходимо внести ряд обязательных пунктов:
Бумагу оформляют в любом варианте — на компьютере или от руки, на официальном бланке компании или на обычном листе формата А4. При составлении ориентируйтесь на стандартные требования, как правильно внести изменения в приказ о внесении изменений:
Оформляют его в единственном экземпляре, но закон не запрещает сделать заверенные копии при необходимости.
Если старый акт отменяют в связи с изданием нового, отметьте дату и номер утратившего силу документа, причины, по которым он стал неактуальным, и дату, с которой он становится недействительным.
Образцы
Когда хотят внести поправки в старый текст, иногда его переписывают, а рядом формулируют его новое содержание. Но предпочтительнее и удобнее другой вариант — сразу написать новый текст со следующей формулировкой: «внести изменения в. изложив его в следующей редакции…». Затем в точности записывают исправленный текст.
Изменить и дополнить вы вправе любой документ — инструкцию или приложение, например штатное расписание.
Вот пример с корректировкой приложения к распоряжению о штатном расписании:
Если в компании уволился сотрудник и на должность назначен новый специалист, то придется изменить прежние акты, в которых указаны эти ответственные лица.
Это пример редактирования распоряжения в связи с кадровыми перестановками:
Если через некоторое время после издания бумаги возникли новые обстоятельства, то придется составить акт о внесении дополнений. Например, если первый акт утверждает список членов некой комиссии, а позже появилась необходимость включить в нее еще одного специалиста. В этом случае пишите так: «Дополнить распоряжение № ___ от ____ следующим положением: ____». Допускается и другой вариант, в преамбуле указать: «В дополнение к распоряжению № ______, приказываю ______», а затем основная часть с новыми сведениями.
Пример документа о дополнениях:
А это стандартный шаблон о корректировках в распоряжении, его можно взять за основу:
г.__________ | ____________ 20__ г. |
О внесении изменений в распоряжение № ___ от «____» _______________ 20 г. о ___________________________________________________________
На основании _________________________________________________________________
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести корректировки в распоряжение от ________20__г. №____ о ____________________________
2. Пункт № ___ читать в следующей редакции:___________________________________________
Директор _____________________ ____________________
С приказом ознакомлен:
______________________ «___»___________________ 20__г.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Скачать образец, как внести изменения в распоряжение о предоставлении отпуска без сохранения зарплаты
Изложить в следующей редакции что это значит
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Приложение к договору, дополнительное соглашение и протокол разногласий. Как правильно оформить
Документы, которые дополняют, уточняют, изменяют договорные условия в процессе подготовки договора к заключению или в процессе исполнения обязательств, можно разделить на несколько видов:
● приложение к договору;
● протокол согласования разногласий.
Приложение
Приложение к договору – это документ, который уточняет или более подробно раскрывает содержание договорных условий. Допустим, в договоре назван лишь предмет выполняемых работ, а в приложении к договору дается техническое задание уже развернутого содержания или приводится спецификация, перечисляющая и виды работ, и их стоимость.
Приложение оформляется на одном или нескольких листах, которые станут неотъемлемой частью договора. Оформление вступительной части документа необходимо начать с указания названия («Приложение») и на его порядковый номер. Обязательной является ссылка на сам договор, его номер и дату составления.
Далее следует озаглавить основную часть документа, исходя из его содержания. В заключительной части приложения необходимо указать реквизиты контрагентов. Они, наряду со ссылкой на номер и дату договора, являются важными факторами, подтверждающими принадлежность документа к основному договору.
Здесь же располагаются места для подписей уполномоченных лиц каждой из сторон, с указанием занимаемых должностей, фамилий и инициалов. Приложение должно быть подписано одновременно с заключением договора. В противном случае, если такой документ оформляется позже, следует составить дополнительное соглашение к договору, а не приложение.
Приложение в рамках закупок
На сегодняшний день в тендерной практике сложилось понятие « заминированная документация». «Заминированной» считается документация, которая вводит в некоторое заблуждение участника размещения заказа (далее УРЗ), и при прочтении её по диагонали очень сложно заметить важные моменты.
Одним из таких способов «заминирования» считают разнесение требований по тексту документации. Например, в документации требования к выполнению услуг одни, а в проекте договора другие. Причем, в самой документации требования детально расписаны, а в приложении к договору, техническом задании сводятся к 1-2 страницам. При этом участник, прочитав техническое задание в части документации, испугавшись таких объёмов и требовательности Заказчика к выполнению работ, может перестать анализировать документацию дальше и принять решение не участвовать.
Важно то, что после заключения контракта основным документом для обеих сторон является именно контракт со всеми неотъемлемыми приложениями. А все иные условия, отраженные в документации, извещении и пр., но не внесенные в контракт, уже не значимы для сторон.
Исполнителю нужно руководствоваться именно проектом договора. Правила закупки – это правила выбора Поставщика, и исполнять работы по документации необходимости нет.
Дополнительное соглашение
Дополнительное соглашение, в отличие от приложения, составляется к уже заключенному договору. Следовательно, дополнительное соглашение – это документ, который вносит изменения в уже действующий и подписанный ранее договор. При первоначальном согласовании условий договора дополнительные соглашения оформлять некорректно, так как самого договора еще не существует.
Кроме того, дополнительное соглашение может иметь своей целью расширение условий по договору, продление его действия и т.д. Причем в данном документе всегда указывается с какого момента (в виде конкретной даты или формулировкой «с момента подписания») оно начинает действовать. До этого момента имеют силу первоначальные формулировки договора.
При оформлении дополнительных соглашений стоит соблюдать следующие правила:
1. Преамбулу взять из договора, заменив слова «заключили настоящий договор» словами «заключили настоящее дополнительное соглашение»;
2. Скрепить допсоглашение подписями и печатями сторон, указать срок действия дополнительного соглашения.
Если вы своим допсоглашением вносите изменения (дополнения) в договор, то, во избежание в дальнейшем недоразумений и разночтений, целесообразнее всего оформить это следующим образом:
1. Изложить п… договора в следующей редакции:
«__. ____________________» (и пишете новую редакцию этого пункта);
2. Пункт ___ (в пункте ___ слова «___») из текста договора исключить;
3. Дополнить текст договора пунктом ___ следующего содержания:
4. Изменить Приложение №___ к Договору и принять его в новой редакции в соответствии с Приложением №___ к настоящему Дополнительному соглашению №___.
5. Дополнить Договор Приложением №___ «_________________», и принять его в редакции в соответствии с Приложением №___ к настоящему Дополнительному соглашению №___.
Дополнительное соглашение в рамках Закона № 44-ФЗ
В практике тендерных процедур часто возникает потребность заключения дополнительного соглашения к контракту. Изменение условий контракта урегулировано ч.ч. 1-7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.
Заметим, что начало ч. 1 ст. 95 нового Закона может вызвать вопросы, поскольку в нем говорится: «Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях. », при том, что понятие «существенные условия» не раскрывается ни в этой норме, ни в какой-либо иной норме Закона № 44-ФЗ. Полагаем, что это понятие должно применяться в том смысле, в каком оно дано в Гражданском кодексе РФ, на котором, в том числе, напомним, основан Закон № 44-ФЗ.
Рассмотрим основные условия, по которым возможно внесение изменений в уже заключенный контракт:
Условие 2: при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Условие 3: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%.
Протокол разногласий
В процессе заключения договоров случаются такие ситуации, когда одна из сторон частично не согласна с некоторыми пунктами соглашения. Чаще всего урегулирование осуществляется в устной форме. Но такие согласования не имеют юридической силы, и в случае возникновения споров сослаться на них будет невозможно. Поэтому законодательством предусмотрен следующий выход: составляется протокол разногласий, который представляет собой письменное дополнение к договору, подписанное обеими сторонами. В этом протоколе стороны договариваются о внесении изменений только в те пункты договора, по которым существуют несогласия. Это означает, что составление протокола позволяет, не меняя основных пунктов договора, согласовать и внести частичные изменения только в отдельные его положения.
Данное дополнение должно быть оформлено как отдельный документ и включать следующие пункты:
● реквизиты основного договора: наименования сторон, номер, место и дата заключения, подписи и печати сторон;
● краткая содержательная часть (чаще всего в виде таблицы, далее – подробней);
● дата протоколирования спорных вопросов (может не совпадать с датой подписания договора).
Рекомендации по содержательной части протокола
Хотя законодательными актами не предусмотрена какая-либо специальная форма протоколирования разногласий, самый оптимальный и понятный вариант – составление таблицы из трех столбцов:
● в первом из которых указывается номер пункта договора, с которым составитель протокола не согласен;
● во втором – выносится текст спорного пункта основного соглашения;
● в третьем столбце – тот же пункт в измененной редакции.
Такой подход в составлении протокола разногласий к договору позволяет исключить все возможные непонятные моменты и ошибки в трактовке его содержания. Кроме того, составитель протокола имеет право исключить пункт, с которым он не согласен, с указанием об этом в третьем столбце «Пункт исключить». Или же добавить свое условие – в таком случае в столбец 2 вносится строка «Пункт отсутствует», а в столбец 3 – текст предлагаемого к внесению условия. Возможно также внесение в таблицу еще одного столбца, в котором можно указать доводы и аргументы за внесение изменений в условия основного договора.
Другие важные составляющие протокола
Составление протокола разногласий к договору будет верным и исключит все непонимания, если под таблицей будут перечислены условия основного обязательства, которые остаются без изменений.
Также необходимо указать, что своими подписями стороны согласны с внесенными изменениями и исправлениями, и после подписания протокола основной договор считается заключенным.
С момента подписания данный протокол разногласий считается частью главного договора, на тексте которого должна быть поставлена пометка «Договор действителен с учетом протоколом разногласий», причем и договор, и протокол должны быть скреплены одинаковыми подписями и печатями. С момента внесения этой пометки указанные в протоколе пункты действительны только в новой редакции, а эти же пункты в основном договоре теряют свою силу.
Еще одна рекомендация юристов: включать фразу «Все условия, внесенные в настоящий протокол, являются существенными». Эта фраза позволит упростить решение возникших споров, если дело дойдет до суда – пояснение должно быть в части Особые моменты.
Протокол разногласий в рамках 44-ФЗ
Протокол разногласий используется и в государственных и муниципальных закупках. Исходя из способа проведения закупки, можно выделить следующие ситуации по его использованию:
1. Протокол разногласий в рамках аукциона. Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, имеет право направить протокол разногласий к государственному контракту заказчику, используя функционал личного кабинета на электронной площадке.
Протокол разногласий к контракту будет подписываться электронной подписью в личном кабинете, поэтому нет необходимости направлять заказчику подписанный и отсканированный документ. В действующей редакции Закона № 44-ФЗ нет ограничений по количеству указанных протоколов, которые может разместить победитель электронного аукциона. Срок их подачи составляет 13 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения заявок.
Однако чиновники Минэкономразвития России подготовили проект изменений в Закон о контрактной системе. В том числе, они предлагают добавить норму, согласно которой победитель электронного аукциона сможет подать не более одного протокола разногласий.
Авторы проекта предлагают изменить часть 4 статьи 70 Закона № 44-ФЗ. В ней установят, что протокол разногласий нельзя направить более одного раза и позднее 5 дней с даты размещения заказчиком проекта контракта. Соответственно, 13-дневный период из текста закона будет исключен.
2. Протокол разногласий в рамках конкурса или запроса котировок. Победитель конкурса не имеет права направить заказчику протокол разногласий. Направление победителем конкурса в адрес заказчика разногласий по государственному контракту может быть расценено как уклонение от его подписания.
При подаче заявки на участие в конкурсе участник размещения заказа соглашается со всеми условиями торгов, в том числе со всеми положениями проекта государственного контракта, в который по итогам торгов вносятся только цена контракта и, в случае проведения конкурса, другие условия его исполнения, которые являлись предметом оценки. Поэтому направление победителем торгов в адрес заказчика разногласий по государственному контракту можно расценивать как уклонение от его подписания, что является основанием для включения соответствующего поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
Итого, возможность подачи протокола разногласий Законом № 44-ФЗ установлена только для проведения аукциона в электронной форме.
Протокол согласования разногласий
Сторона, получившая протокол разногласий, подписывает его в случае согласия с новой редакцией. В результате соответствующее условие договора будет действовать в редакции протокола разногласий, а не договора. Однако вполне вероятно, что часть предложенных условий может не устроить контрагента. В этом случае на протокол разногласий составляется протокол согласования (урегулирования) разногласий.
Данный документ оформляется по аналогии с протоколом разногласий с добавлением колонки «Согласованная редакция», в которой прописывается спорное условие с учетом требований обеих сторон. При этом в первоначальном протоколе разногласий делается отметка «С протоколом согласования разногласий».
Если и после составления протокола согласования разногласий стороны не могут прийти к единому мнению, то можем предложить два варианта дальнейших действий: либо составить новый текст договора и начать всю работу сначала, либо искать нового контрагента. И хотя на практике встречаются протоколы разногласий №2 на протоколы согласования разногласий, во избежание лишней бумажной волокиты логичнее воспользоваться первым вариантом предложенных действий.
Проект договора, протокол разногласий и протокол согласования разногласий целесообразно отправлять с сопроводительными письмами, в которых должно содержаться предложение подписать направляемые документы. В письме может быть указан и срок для рассмотрения данного вопроса.
Все рассмотренные документы по согласованию договорных условий позволяют сторонам уменьшить свои риски и привести спорные условия договора к «общему знаменателю». Используйте все способы урегулирования разногласий, возникающих как при заключении договора, так и при его исполнении. Как выходите на практике, перефразируя известное высказывание, «Договор дороже денег!».