известие что гости приедут сегодня застало хозяйку врасплох
Задание 1: найдите ошибки в построении предложений и укажите исправленный вариант. 1. Судья сказал участнику матча, что вы наруш
Задание 1: найдите ошибки в построении предложений и укажите исправленный вариант.
1. Судья сказал участнику матча, что вы нарушили правила.
2. Мне дали понять о том, что я жду напрасно.
3. У костра отец спросил, что где находится лесная избушка.
Задание 2. Определить, где что присоединяет придаточное определительное, а где изъяснительное.
Информация перед заданием.
В придаточном определительном что можно заменить словом который: Деревня, что виднеется вдали, отстроена заново. Деревня, которая виднеется вдали, отстроена заново. В придаточном изъяснительном такая замена невозможна: Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.
1) Сведения, что были получены при допросе пленного, были очень важны. 2) Сведения, что Пугачев занял несколько крепостей, оказались верными. 3) Известие, что гости приедут сегодня, застали хозяйку врасплох. 4) Известие, что привез староста, всех огорчило. 5) Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня. 6) Мысль, что высказал Сергей, была спорной. 7) Объявление, что завтра будет субботник, вывесили заранее. 8)Объявление, что сообщало о субботнике, вывесили заранее.
Задание 3. Продолжите сложноподчинённые предложения, добавив изъяснительную придаточную часть (слайд). Используйте при этом своё мнение о героях комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Упражнения по теме «Сложное предложение. Обобщение»
Упражнение 1.
Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом:
Упражнение 2.
Расставьте знаки препинания, произведите синтаксический разбор предложений, составьите схему предложений.
1) Принесён был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались и весело заговорили. 2) Мы поехали в музей экспозиция которого была обновлена и интересно составлена. 3) Впереди показалась широкая река и когда всадники подъехали и спешились то увидели что мост снесло наводнением. 4) Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение. 5) Астрономы считают что хотя кометы астероиды и метеориты стороной облетают нашу Землю никак нельзя утверждать что когда-нибудь столкновения не произойдёт. 6) Тот который писал и к которому обратился Борис досадливо обернулся и сказал ему что Болконский дежурный и чтоб он шел налево в дверь, в приемную коли ему нужно видеть его.
Упражнение 3.
Исправьте пунктуационные ошибки там, где нужно, и запишите предложения согласно их значениям и знакам препинания (Знаки препинания расставлены).
Упражнение 4.
Перепишите, расставляя знаки препинания. Произведите синтаксический разбор выделенных предложений.
Два с половиной столетия историки философы писатели спорят о значении Петровских преобразований. Действительно их можно оценивать по-разному. Все зависит от того что считать полезным для России а что вредным что главным а что второстепенным. Но все согласны в одном Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев которому может быть лучше других удалось понять и личность Петра и его дело писал: «Различие взглядов. происходило от громадности дела совершенного Петром продолжительности влияния этого дела».
Многие преобразования Петра I уходят корнями в XVII век. Во второй половине этого столетия изменяется становясь более централизованной система государственного управления. Предпринимаются также попытки более четко разграничить сферы деятельности различных приказов (центральных органов управления). Тогда появляются первые зачатки регулярной армии так называемые полки иноземного строя. Происходят важные изменения в культуре появляются театр первое высшее учебное заведение. Русские люди начинают теснее соприкасаться с представителями других культур особенно после присоединения в середине XVII века к России Украины и — временно — Белоруссии находившихся в составе Великого княжества Литовского и глубоко воспринявших идеи и традиции западноевропейского Возрождения.
После смерти Петра I Россия была на пути к превращению уже в совершенно иную страну. Прежде всего из Московского государства чьи контакты с внешним миром (несмотря на их существенное оживление в XVII веке) были довольно ограниченными она превратилась в Российскую империю — одну из могущественнейших стран Европы.
Упражнение 5.
Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях. Внесите стилистическую правку.
1) В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялась конференция. 2) Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных собраниях. 3) Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 4) Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. 5) Основное, на что следует обратить внимание, — это на нарушение дисциплины. 6. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 7) В сборник вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые бытуют в Смоленской губернии.
Упражнение 6.
Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.
Тест по теме «Сложное предложение. Обобщение»
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.
2) Мать явно была обижена бестактностью сына.
3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.
4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.
2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.
3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.
4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.
2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.
4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)
1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.
3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих
4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.
5. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.
Его герои, которые так интересно описываются в произведении, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.
1) нарушен порядок слов
2) неправильно использованы союзы или союзные слова
3) неверно преобразована прямая речь в косвенную
4) допущено нанизывание придаточных предложений
6. Определите характер ошибки, допущенной в сложном предложении.
Школа — это где учатся дети.
1) пропуск слова, к которому относится придаточное предложение
2) неправильно использованы союзы или союзные слова
3) неверно преобразована прямая речь в косвенную
4) допущено нанизывание придаточных предложений
7. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
1) Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
2) Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает.
3) Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще.
4) Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь.
8. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
1) Он пообещал, что вернется до заката.
2) Известие, что гости приедут сегодня, застало хозяйку врасплох.
3) Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь прекрасна, проста.
4) Дорога, которая вела в лес, который славился обилием грибов и ягод, была сильно размыта осенними дождями.
9. В каком случае содержится ошибка в построении сложного предложения?
1) Когда читаешь роман «Война и мир», всегда поражаешься глубине философской мысли автора.
2) В вагоне, так как многие возвращались домой, ехало много молодежи, так что там было шумно и весело.
3) После экзаменов мы подождали, когда инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу.
4) Я хочу знать, как это делается и зачем это делается.
10. Найдите предложение, где пропущена запятая.
1) Горные ключи и низменные болотные родники бегут ручейками: иные текут скрытно, потаенно, спрятавшись в траве и кустах; слышишь, бывало, журчание, а воды не находишь.
2) Иногда в Москву на неделю, дней на десять прилетала Лена и тогда они бродили вместе, отправляясь то на выставку, то в Замоскворечье, то на Химкинское водохранилище.
3) На другой день поутру я только что стал одеваться, как дверь отворилась и ко мне вошел молодой офицер невысокого роста.
4) На синем, ослепительно-синем небе — полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром неправдоподобной белизны облака.
11. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.
1) Залп был дан в воздух, но толпа отступила, рассеялась, часть ее с флагом двинулась к Знаменской площади.
2) В это время на левом берегу реки, на обрыве, появились верховые: сначала выскочили двое, потом четверо.
3) Он вошел в кабинет; это была самая теплая комната во всей квартире, но сегодня и здесь было прохладно.
4) Узнав что новая московская дорога совсем окончена, я вздумал съездить в Петербург, где не бывал более пятнадцати лет.
12. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.
1) Сначала все товарищи ему верили, но скоро догадались и никто не хотел ему верить даже тогда, когда случалось ему сказать правду.
2) Катя стащила перчатки, сняла шляпу, поправила волосы, и все это время лукавая и нежная усмешка морщила ее губы.
3) Слегка закинув голову, она глядела из-под опущенного платка на тусклый осенний закат: он протянулся узкой щелью и уже не озарял пустынной и бездонной степи.
4) В тот день, когда ты уехал, вечером пошел дождь, вчера весь день дул свирепый ветер, шли дождь и снег вместе, сегодня опять тихо и ясно.
13. Найдите предложение, в котором пропущена запятая.
1) Вдалеке хлопнула дверь, и через дворик прошел, хрустя валенками, низенький человек в длинном, до земли, пальто, в шляпе грибом.
2) Искусство, которого достиг он, было неимоверно, и если б он вызвался пулей сбить грушу с кого б то ни было, никто бы в нашем полку не усомнился подставить ему свою голову.
3) Вскоре самолет пошел на снижение, как бы захватывая в свои объятия лесные поляны, трубы и крыши пригорода, и вот, коснувшись земли, он покатился по бетонной полосе.
4) Слушатель он был простой, доверчивый, а моряку другого и не нужно: только гляди ему в рот.
14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На вопрос (1) случалось ли ему драться (2) отвечал он сухо (3) что случалось (4) но в подробности не входил (5) и видно было (6) что такие вопросы ему неприятны.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6
2) 2, 3, 4, 5, 6
3) 1, 2, 3, 4, 6
4) 3, 4, 5, 6
15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Хорошее воспитание (1) не в том (2) что ты не прольешь соуса на скатерть (3) а в том (4) что не заметишь (5) если это сделает кто-нибудь другой.
1) 1, 2, 3, 4, 5
2) 2, 3, 4, 5
3) 1, 2, 3
4) 2, 3, 5
16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ни человеческого жилья, ни живой души вдали (1) и (2) кажется, что тропинка (3) если пойти по ней (4) приведет в то самое неизвестное, загадочное место (5) куда только что опустилось солнце (6) и (7) где так широко и величаво пламенеет вечерняя заря.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
2) 1, 3, 4, 5, 6, 7
3) 2, 3, 4, 5
4) 1, 3, 4, 5
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Уже несколько минут стоял Плюшкин (1) не говоря ни слова (2) а Чичиков все еще не мог начать разговора (3) развлеченный (4) как видом самого хозяина (5) так и всего того (6) что было в комнате.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6
2) 2, 3, 4, 5, 6
3) 1, 2, 3, 5, 6
4) 1, 2, 4, 5, 6
18. В каком случае правильно определено количество отсутствующих знаков препинания?
Наша газета начала распространяться по международной компьютерной сети Интернет так что теперь если у вас есть компьютер модем и доступ в Интернет то где бы вы ни находились свежая информация и все прошлые выпуски газеты всегда под рукой.
1) три запятых
2) четыре запятых
3) пять запятых
4) шесть запятых
19. В каком случае правильно определено количество отсутствующих знаков препинания?
Кому неизвестен странный каприз времени когда торопишься когда каждый миг дорог то часы летят как минуты но минуты растягиваются в часы когда ждешь или тоскуешь.
1) двоеточие, пять запятых
2) двоеточие, четыре запятых
3) тире, пять запятых
4) тире, четыре запятых
20. В каком случае дана правильная характеристика предложения? (знаки препинания не расставлены)
Величие всякого ремесла быть может прежде всего в том и состоит что оно объединяет людей ничего нет в мире драгоценнее уз соединяющих человека с человеком.
1) сложносочиненное предложение
2) сложноподчиненное предложение
3) бессоюзное предложение
4) предложение с разными видами связи
21. В каком случае дана правильная характеристика предложения? (знаки препинания не расставлены)
Когда жар спадал и мы открывали окно часть моря видная из него между кипарисов имела цвет фиалки.
1) сложносочиненное предложение
2) сложноподчиненное предложение
3) бессоюзное предложение
4) предложение с разными видами связи
22. В каком случае дана правильная характеристика предложения? (знаки препинания не расставлены)
Мне кажется что в одной улыбке состоит то что называют красотой лица если улыбка прибавляет прелести лицу то лицо прекрасно если она не изменяет его то оно обыкновенно если она портит его то оно дурно.
1) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из девяти простых.
2) Предложение сложное, с разными видами связи, состоит из девяти простых.
3) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из восьми простых.
4) Предложение сложное, с разными видами связи, состоит из восьми простых.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
-закрепить и углубить сведения о С.П.П. с придаточными определительными и изъяснительными;
— совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данных структур;
-формировать у учащихся навыки активного использования их в речи.
-воспитывать любовь, интерес к книгам через предмет «Русский язык»
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, учебник, таблицы, дидактический материал, пособие.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы повторим и закрепим знания о С.П.П. с придаточными определительными и изъяснительными, отработаем пунктуационные навыки, научимся использовать предложения данного вида в устной и письменной речи.
II. Синтаксическая разминка.
Учитель: В словаре Ожегова есть такое определение. На доске, на плакате, есть данное предложение, оно записано без знаков препинания.
Прочитайте, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Учитель: Когда в простых предложениях ставится тире? (если подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи, например, существительным).
Учитель: С этим словом (палеография) составить словосочетания.
III. Закрепление знаний по теме урока и навыков по постановке знаков препинания в сложном предложении.
1. На слайде текст. Прочитайте его и выполните задание.
1.Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста, (1) где неподалеку от воды лежала перевёрнутая лодка, (2) подпертая чурбаком, (3) чтобы под неё можно было забраться. Собака подошла к воде, (4) села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании.
2.Евгения Ивановна шла за мальчиком. Ей захотелось заговорить с Костой, (1) расспросить его о собаках, (2) которых он кормил, (3) выгуливал, (4) поддерживая в них веру в человека. Но она молча шла по следам ученика, (5) который слыл молчальником.
3.Он нёсся сломя голову так, (1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный, (2) не думая ни о чём, (3) кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень, (4) которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.
Из каждой группы предложений выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, соединенными подчинительной связью. (1.-1,3; 2.-2,5; 3.-1,4)
Назовите цифры, обозначающие запятые перед придаточными изъяснительными и определительными (1. – 1 перед определительным; 2.-2,5-перед придаточными определительными; 3.- 4-перед придаточным определительным)
2. «Правда ли, что…». Вам предлагаются утверждения. Если утверждение верное, вы пишете «да», неверное – «нет».
1.Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчиненного предложения.
2.Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части только при помощи союзов.
3.Главное и придаточное предложения разделяются запятой.
4.Сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными передается косвенная речь.
5.В конце предложения с косвенным вопросом ставится вопросительный знак.
6. Придаточные определительные отвечают на вопросы определения и относятся к существительному в главной части сложноподчиненного предложения.
7.Придаточное определительное можно заменить причастным оборотом.
8.придаточное определительное прикрепляется к главному только при помощи союзного слова КОТОРЫЙ.
(Выходят разные учащиеся и ответы молча записывают на доске:
3. Как вы думаете, для чего нужно знать теоретический материал? (для того чтобы потом применять эти знания на практике). Запишите ответ на вопрос в виде спп с придаточным изъяснительным. (Теоретический материал нужно знать для того, чтобы потом применять эти знания на практике).
4. Конструирование сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными + схемы
Продолжите сложноподчинённые предложения, добавив изъяснительную придаточную часть (слайд). Используйте при этом своё мнение о героях комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Я считаю, что……… [- =], (что…).(Чацкому будет трудно противостоять фамусовскому обществу)
Я согласен с тем, что………[- =], (что…). (Чацкий и Молчалин в комедии противопоставлены друг другу)
Могу с уверенностью сказать о том, что……[= = + указ. мест],( что….). (время чацких еще не настало)
Давайте послушаем, что у вас получилось. (с места читают предложения). Составьте схемы предложений.
5. Прочитайте следующее предложение. Знаки препинания в нем не расставлены. Устно расставьте в нем знаки препинания. Охарактеризуйте его.
Учитель сказал: «Александрийская библиотека в Египте относилась к семи чудесам света».
Ответ: Это предложение с прямой речью.
Ответ: Учитель сказал, что Александрийская библиотека в Египте относилась к семи чудесам света.
Учитель: Из чего вы сделали вывод и почему вы решили, что это с.п.п.?
Ответ: потому что в нем 2 грам. Основы, а части сложного предложения соединены союзом ЧТО
6. Конструирование сложноподчиненных предложений с придаточными определительными + схемы. Продолжите сложноподчинённые предложения, добавив определительную придаточную часть (слайд).
3. Фотография (какая?), …(что лежит у него в записной книжке), была подарена ему Ольгой.)
4.День (какой?), …(когда они встретились), запомнили все.
6. Многие годы он мечтал о такой роли,…(какую сыграл сегодня).
Попробуйте заменить придаточные определительные причастными оборотами. (1. Картина, висевшая…; 3. Фотография, лежащая …)
7 . Комментарий учителя
В придаточном определительном что можно заменить словом который :
Например: Деревня, что виднеется вдали, отстроена заново. Деревня, которая виднеется вдали, отстроена заново. В придаточном изъяснительном такая замена невозможна: Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.
8. Практическая работа (слайд)
а) Определить, где союзное слово что присоединяет придаточное определительное, а где изъяснительное.
1) Сведения, что были получены при допросе пленного, были очень важны.2) Сведения, что Пугачев занял несколько крепостей, оказались верными. 3) Известие, что гости приедут сегодня, застали хозяйку врасплох.4) Известие, что привез староста, всех огорчило. 5) Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня.6) Мысль, что высказал Сергей, была спорной. 7) Объявление, что завтра будет субботник, вывесили заранее. 8)Объявление, что сообщало о субботнике, вывесили заранее.
(Ответ: 2,3,5,7(придаточные изъяснительные), 1,4, 6,8 (придаточное определительное)
10.Индивидуальное задание (карточки)
Цель: Найти и выписать из данного текста номера СПП с придаточными определительными и придаточными изъяснительными.
1) Каждый библиотекарь является другом и художника и ученого. 2)Библиотекарь — первый вестник Красоты и Знания.3) Ведь это он открывает Врата и из мертвых полок добывает сокровенное слово для просвещения ищущего духа. 4) Никакие каталоги, никакие описания не заменят библиотекаря. 5) Любящее слово и опытная рука производят истинное чудо просвещения. 6) Мы настаиваем, что Красота и Знание являются основами всей культуры и именно они меняют всю историю человечества. 7) Это не мечтание. 8) Мы можем проследить это от первых страниц истории. 9) Несомненные факты говорят нам, как от первобытных времен весь прогресс, все счастье, все просвещение человечества слагалось красотою и знанием. 10) Мы говорим это в то время, когда миллионы книг печатаются и ежегодно фонтаны печатных страниц замерзают, подобно снежным горам.11) В этом лабиринте бумажных ледников снежная слепота может поразить неопытного путника.12) Но зорок библиотекарь, как истинный хранитель Знания.13) Он знает, как провести ладью искателя через волны безбрежного печатного океана. 14) Библиотека существует не только, чтобы распространять знание. 15) Каждая библиотека сущностью своею поощряет приносить знание и в дом. 16) Возможно ли представить себе просвещенный дом и очаг без книг? 17)Если вы возьмете даже очень древние изображения внутренности дома, вы найдете в них и произведения искусства и книги. 18) Вы заметите, что эти старинные книги защищены прекрасными переплетами, и представляли из себя истинное сокровище. 19) Это было не потому, что библиотеки тогда не существовали. 20) Книгохранилища существовали во все века, со времени рукописного знака. 21)Но дух человеческий всегда чувствовал, что знание может быть приобретено не только в общественных местах, но закрепление знания
происходит именно в тишине дома. 22)Часто мы носим с собою наиболее священное Изображение и книги.23) Они являются нашими бессменными друзьями и водителями. 24)Мы отлично знаем, что истинная книга не может быть прочтена лишь однажды.25) Как магические знаки, истина и красота книги впитываются постепенно. 26) И мы не знаем ни дня, ни часа, когда мы бы не нуждались в Завете Знания. 27)И мы проверяем рост сознания нашего на этих верных друзьях. 28)Итак, книгохранилище — это первые врата просвещения. 29) Но истинное восхождение знания совершается в часы молчания, в одиночестве, когда мы можем сосредоточить всю нашу познавательную сущность на истинном значении писаний.
30) Книги являются истинными друзьями человечества. 31) Каждое мыслящее существо обязано иметь эти благородные ценности. 32) На Востоке, на этом мудром Востоке, книга является наиболее ценным даром и тот, кто дарит книгу, является благородным человеком. 33) В течение пяти лет путешествия по Азии мы видели многие книгохранилища в монастырях, в каждом храме, в каждой разрушенной китайской дозорной башне. 34) Всюду, и явно и тайно, хранятся сокровища замечательных Учений, жизнеописаний, научных трактатов и словарей. 35) Князю Ярославу Мудрому, тому, который украсил Киев прекрасными памятниками романского стиля, приписывают слова о книгах: “Книги суть реки, наполняющие благодатью всю Вселенную”. 36) И теперь, когда в пустыне или в горах вы видите одинокого путника, часто в его заплечном мешке найдется и книга. 37) Вы можете отнять у него остальное имущество, но за книгу он будет сражаться, ибо он считает ее истинным сокровищем. Итак, приветствую вас как хранителей истинных сокровищ.
Самоанализ урока русского языка в 9г классе
по теме «С.П.П. с придаточными определительными и изъяснительными»
Данный урок завершает раздел «СПП с придаточными определительными и изъяснительными». Последующие уроки будут связаны с видами обстоятельственных придаточных предложений и займут достаточно много времени. Так как в 9г классе обучаются школьники в основном с низкой мотивацией к обучению, я поставила цель обобщить и закрепить знания по СПП с придаточными определительными и изъяснительными, используя предложения, связанные с ценностью книги.
Исходя из задач, я выбрала практикум, позволяющий мне не только проверить усвоение учащимися темы, но и коллективно решать проблемы с постановкой знаков препинания. Фронтальная работа дала возможность вовлечь в образовательный процесс всех учащихся.
Кроме того, при анализе структуры предложений в течение урока удалось повторить и грамматические основы, и знаки препинания между подлежащим и сказуемым, и предложения с прямой речью.
На уроке была проведена и словарная работа. Лексическое значение слова «палеография» было дано и через словарную статью, и при употреблении в предложении. Составляя с ним словосочетание, ребята вспомнили виды связи в словосочетаниях.
Достаточно непростым для учащихся оказалось задание, связанное с заменой предложения с прямой речью на предложение с косвенной речью, т.е. на сложноподчиненное. Однако многие справились с этим заданием, т.к. на предыдущих уроках мы заменяли предложение с причастным оборотом на СПП с придаточным определительным.
В качестве дом. задания предложила проблемное задание- из большого по объему текста выбрать СПП с придаточными определительными и изъяснительными. Результаты работы обсудим на следующем уроке.
Я считаю, что урок достиг своей цели, учащиеся усвоили тему, научились расставлять знаки препинания в сложном предложении, оценили роль книги в жизни человека.