к алания началу 13 века что собой

К алания началу 13 века что собой

По свидетельствам археологии и древних авторов, в прошлом ираноязычные кочевники занимали значительные территории от Дуная и Восточной Прибалтики примерно до Урала, их страна называлась Скифией по названию господствующего народа — скифов. Позднее главенствующую роль в Скифии заняли сарматы или савроматы. Во II веке до нашей эры в своих трудах по географии, Птолемей называет эту территорию Сарматией. Сарматы, как и скифы, были не единым народом, а группой родственных племен. Обитавшие на Кавказе сарматы назывались аланами[источник не указан 1479 дней]. Оттуда они распространили свои владения к северу до Дона и предпринимали набеги в Армению и Малую Азию.[источник не указан 24 дня]

Во время Великого переселения народов, часть аланов, ушедшая на Запад, сыграла важную[источник не указан 802 дня] роль в разгроме гуннов и, хотя была впоследствии ассимилирована другими народами, оставила след в культуре Европы.[источник не указан 24 дня]

Оставшиеся на Кавказе аланы поддерживали тесные связи с Византией, в Алании распространилось христианство, хотя по-прежнему в значительной степени сохранялись местные верования[источник не указан 1479 дней]. Алания оказалась союзным Византии христианским государством[источник не указан 1479 дней] между иудеями-хазарами и пришедшими в Закавказье в VIII в. арабами.

Гранича с хазарами, аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к Хазарии. Используя географическое расположение единоверцев-алан, навязывала хазарам свои политические планы.

Позднее, хазары были разгромлены Древнерусским государством и окончательно добиты половцами. К началу XIII в. аланы находились с половцами в союзе. В 1222 г. на Северный Кавказ вторглись монголы. Аланы в союзе с половцами сразились с монголами, но ни одна сторона не одержала верха над другою. Тогда монголы аргументами[источник не указан 802 дня] о родстве монголов и половцев, а также обещаниями поделится добычей, уговорили половцев предать алан. Разбив алан, монголы прошли в Крым, там перезимовали, а 31 мая 1223 г. в битве на р. Калке нанесли поражение русским войскам, выступившим навстречу монголам.

На курултае 1235 г. в столице Монгольской империи Каракоруме было принято решение о новом, грандиозном походе на Русь и Кавказ. Во главе этого вторжения на запад был поставлен Бату (Батый, в некоторых источниках Саин-хан) — сын Джучи и внук умершего Чингисхана.

В 1237 году, одновременно с Русью, татаро-монголы обрушились на Северо-Западный Кавказ. Осенью 1238 г. началось завоевание Алании. Алания, переживав­шая период политической децентрализации и раздробленности, не могла объединить все свои силы перед лицом надвигающейся опасности и ока­зать организованное сопротивление.

Сохранившаяся аланская церковь в селении Архыз на территории современной Карачаево-Черкессии
Произошедшее в январе 1239 г. падение Магаса — наиболее значительного и укреплённого го­рода Алании для алан было тяжёлым ударом, окончательно решившим исход борьбы в пользу завоевателей.

В результате кампании 1238—1239 гг. значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной татаро-монголами, сама Алания как полити­ческое образование перестала существовать. Это была крупнейшая для средневекового Северного Кавказа катастрофа, резко изменившая соотношение политических сил в регионе, перекроившая всю его жизнь и поло­жившая начало новой исторической эпохе позднего Средневековья.

В 1253 г. Гильом Рубрук засвидетельст­вовал, что «аланы или асы» исповедуют хрис­тианство и «всё ещё борются против татар». 15 декабря 1254 г. на обратном пути из Монголии в Европу Рубрук добрался до аланских гор. «Аланы на этих горах всё ещё не покорены, так что из каждого десятка людей Сартаха двоим надлежало караулить горные ущелья, чтобы эти аланы не выходили, из гор для похищения их стад на равнине…»[источник не указан 802 дня]

В 1346—1350 гг. на территории Золотой Орды (и на Северном Кав­казе) разразилась эпидемия чумы, унёсшая тысячи человеческих жизней, а с 1356 г. в. Орде начались феодальные смуты и междоусобицы, положившие начало её упадку. Это предрешило судьбу золотоордынского государства перед лицом новой грозной опасности, выросшей на востоке в лице среднеазиатского эмира Тамерлана (Тимура).

Тамерлан завоевал Золотую Орду, затем устремился на север и разграбил Волжскую Булгарию, Южную Русь, Крым, а затем обрушился на Северный Кавказ. Выступив из Азака (Азова) осенью 1395 г., Тамерлан сначала напал на черкесов[источник не указан 802 дня] в низовьях Кубани, а затем двинулся вверх по этой реке.

Затем Тимур вторгся на территорию современной Северной Осетии. Это вторжение зафиксировано в осетинском фольклоре, в дигорской исторической песне «Задалеская Нана» (осет. Задалеская мать): «Кровавый дождь, кровавый дождь над Тапан-Дигорией, над Тапан-Дигорией. От волков Ахсак-Тимура с железными пастями почернели их зелёные поля», — говорится в этой песне. В представлении дигорцев Тамерлан трансформировался в существо со сверхъестественными чертами, поднявшееся на небо и ставшее Полярной звездой. По другим преданиям, Тимур связывается с концом света.

Некрополь у селения Даргавс, Северная Осетия. Крупнейший на Северном Кавказе.[68]
Аланское население сохранилось в горах, где оно смешалось с местными автохтонными племенами и передало им свой язык.[69] Горы Осетии стали истори­ческой колыбелью осетин, где окончательно в течение XIV—XV вв. сформи­ровались и этнос[источник не указан 1479 дней], и традиционная народная культура. В это же время, вероятно, оформилось деление осетинского народа на ущельные общества: Тагаурское, Куртатинское, Алагирское, Туалгом, Дигорское.

Источник

Аланы и их роль в истории Северного Кавказа

Содержание:

Появление алан на Северном Кавказе

Один из наиболее ярких следов в ранней средневековой истории Кавказа был оставлен аланами, народом, создавшим собственную государственность. Впервые они фиксируются вначале 2 века до н.э. и затем на протяжении все своей истории они фигурируют в сообщениях армянских, грузинских, византийских, арабских и прочих авторов под разными именами — роксоланы, аланросы, асии, асы, ясы, овсы, осы.

к алания началу 13 века что собой. к алания началу 13 века что собой фото. картинка к алания началу 13 века что собой. смотреть фото к алания началу 13 века что собой. смотреть картинку к алания началу 13 века что собой.Открыть в полном размере

Ученые убеждены, что аланы были ираноязычными и являли собой одну из ветвей сарматов. К 1 веку н.э. придя их степей Средней Азии, заняли громадные пространства в Южном Приуралье, Нижнем Поволжье, Приазовье, образовав мощный племенной союз. В это же время орды алан распространяются на значительной части Северного Кавказа, подчиняя своему влиянию автохтонные народы, лишь горные районы Чечни, Дагестана и западного Кавказа сохранили свою самобытность.

Первоначально экономической основой алан было кочевое скотоводство. Общественное устройство основывалось на принципах военной демократии. С 1 по 4 века различные источники постоянно говорят о военных походах алан на сопредельные страны и народы. Осуществляя набеги в Закавказье, они вмешивались в борьбу между великими державами того времени (Парфия, Рим), учавствуют на стороне и против владетелей Иберии, Армении, Албании.

В отличие от более ранних иранских пришельцев, аланы смогли перейти к оседлости и земледелию, что помогло им закрепиться на Центральном Кавказе. В 3 веке Алания — грозная сила, с которой должны считаться соседние государства, например, Боспорское Царство.

За несколько сотен лет своего господства на Северном Кавказе, аланы оказали настолько мощное воздействие на аборигенов, что культура всех местных народов подверглась нивелировке и приобрела единые признаки, в том числе аланский катакомбный погребальный обряд обнаруживается в различный уголках Кавказа. Присутствие алан зафиксировано в народном эпосе адыгских и нахских сказаний, например, эпические легенды вайнахов «Илии».

Аланы в эпоху Великого переселения народов

В конце 3 века н.э. могущество алан было существенно подорвано нашествием новых кочевых орд из Центральной Азии. Первоначально в 70-е годы 3 века полчище гуннов разгромило и оттеснило алан в предгорья, а другую их часть увлекла в свои дальние европейские походы.

Одна из гуннских группировок, акациры, оставались в северо-кавказский степях на протяжении всего 4 века. Тогда же в конце 3- начале 4 веков н.э. практически в одно время с гуннами на Северный Кавказ устремляется еще целый ряд монгольских и тюркских по происхождению племен. Наиболее заметный из них — племенное объединение болгар.

Натиск кочевников вынудил оставить алан всю степную часть Северного Кавказа и удалиться в предгорные и горные районы. Поселения алан в то время основывается на современных землях Пятигорья, КЧР, КБР, Осетии, Ингушетии. Основным типом жилищ становятся укрепленные городища, которые сооружались в труднодоступных местах. Это было оправданно, ибо кочевая экспансия на Северном Кавказе не утихала в течение нескольких столетий.

В 6 веке аланы испытали на себе давление кочевого союза тюрков, создавших собственное громадное образование Тюркский Каганат. В 7 веке стало осуществляться подчинение кочевых и аборигенных народов Кавказа со стороны другого степного этноса хазар.

Аланские союзы центрального Кавказа попали в зависимость от хазар и на стороне последних приняли участие в целой череде хазаро-арабских войн 7-8 веков. Хазарские и арабские авторы в этот период указывают на Центральный Кавказ как на постоянное место жительства алан, также Дарьяльский проход (Дарьяльское ущелье), соединяющий Северный Кавказ с Закавказьем, с арабского Баб ал Алан (аланские ворота).

К этому времени среди алан формируются две крупные и самостоятельные общности. Выделяются:

В конце 10 века хазарское давление на алан ослабевает и создаются предпосылки для формирования самостоятельного аланского государства. За почти тысячелетний период пребывания на Северном Кавказе аланы смогли достичь значительных успехов в различных отраслях. Наряду с традиционным скотоводством развивалось плужное земледелие, ремесла — гончарное, оружейное, кузнечное, ювелирное. С 7 века ремесло отделяется от сельского хозяйства и превращается в самостоятельную отрасль.

Раскопки аланских городищ дали материал о социальной дифференциации в их среде. Образованию классов способствовали процессы христианизации, которые особенно активизировались в 10 веке. Христианство проникало в Аланию через Грузию и византийских миссионеров. В итоге, по всей Алании разворачивается строительство церквей по византийскому образцу.

Расцвет и гибель аланского государства

В 10 веке происходит объединение западного и восточного аланских племен в единое Аланское государство. В социальном плане в алании выделяется привилегированный класс феодалов, эксплуатировавший крестьян-общинников и патриархальных рабов.

В середине 10 века упоминаются властители Алании, обладавшие титулами «духовного сына» и «Божественного владыки Вселенной». К этому времени можно говорить о возникновении городов у алан, например, город Магас.

К развитию отношений с аланами стремятся не только соседи, прежде всего Хазария и Грузия, но и отдаленные ильные державы — Арабский Халифат, Византия, Киевская Русь. В этот период имели место династические браки между правителями Алании и другими странами.

Как и прочие ранние феодальные государства той эпохи, Алания после своего расцвета во второй половине 12 века погружается в пучину феодальный междоусобиц. Некогда единое государство к началу 13 века распадается на ряд мелких владений, враждующих друг с другом.

В состоянии феодальной раздробленности застает Аланию татаро-монгольское нашествие. С 1222 года монголы делают первые попытки подчинить Аланию, однако планомерное завоевание всей страны начинается с 1238 года. Несмотря на героическое сопротивление, часть алан уничтожается татаро-монголами, другая их часть пополняет войска татаро-монгольских ханов, а третья часть алан рассеивается по горным труднодоступным местам Центрального Кавказа, где начинается процесс смешения алан с местными автохтонными народами. Современные народы: осетины, балкарцы, карачаевцы имеют в собственном этногенезе определенную долю аланского компонента.

Источник

АЛАНЫ

На страницах хроник народ алан появляется в I в. н.э. [2], когда близ сев.-вост. границ Римской империи, на равнинах Сев. Причерноморья, где ранее кочевали скифские и сарматские племена, возникло новое мощное военно-политическое объединение. Кочевники-аланы многократно потрясали своими набегами соседние страны, одновременно сталкиваясь и общаясь с десятками др. древних народов и племен в добрососедстве и союзничестве или на полях сражений в Европе, Азии и даже в Африке. История алан тесно переплелась с историей многих народов, в первую очередь Юго-Вост. Европы, включая и народы, жившие в ср. века на юге России.

Основа хозяйства аланов в ранний период их истории — скотоводство.

Западная Алания (верховье Кубани) находилась в зоне влияния Византии, обладая при этом значительной самостоятельностью. В VIII-IX вв. через «земли алан» (верхние притоки Кубани и Лабы) проходил отрезок «великого шелкового пути», что существенно укрепило связи кавк. алан с Византийской империей. При императорах Македонской династии возрастает интерес Византии к западноаланскому государству, сложившемуся к этому времени на Сев.-Вост. Кавказе в верховьях р. Кубани.

В VIII-IX веках у аланов, временно вошедших в состав Хазарского каганата, зарождаются феодальные отношения.

На рубеже IX-X веков у аланов возникает раннефеодальной государство. В X веке аланы играют значительную роль во внешних связях Хазарии с Византией.

В кон. XIV в. сокрушительное вторжение Тимура привело к рассеянию значительной части алан, в то время как оставшиеся представители этого народа приняли участие в процессе этногенеза народов Сев. Кавказа, в частности совр. осетин.

Религия

По преданию, в I веке апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит пришли в страну Осетинскую и достигли города под названием Постапори, где произвели множество чудес, обратили и крестили множество людей [3].

К началу IX века относятся сохранившиеся по сей день аланские храмы на территории Архыза (нынешней Карачаево-Черкесии).

К началу X века относится крещение местной правящей династии Западной Алании. С начала X до конца XVI в. на территории Алании существовала Аланская епархия Константинопольского Патриархата.

Восточные аланы до XII в. были язычниками; в эпоху св. груз. царицы Тамары здесь велась интенсивная христианская проповедь, но все же «вера предков» никогда не забывалась в этих местах, что существенно отразилось на психологии жителей и на обрядах погребения.

Свидетельством распространения Христианства среди аланов является факт замены в Нартском Эпосе некоторых имен главных героев именами христианских святых [4].

С XIV века среди аланов стал распространяться ислам.

Культура и искусство

Развитие производительных сил, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатками которых являются городища: Нижне-Архызское на реке Большой Зеленчук, Верхне- и Нижне-Джудатские на реке Терек, Ахалкалинское на реке Сунже и другие. О богатой аланской культуре дают представления знаменитые катакомбные могильники и городища на Северном Донце (Салтово-Маяцкая культура) и Северном Кавказе. Распространены наземные гробницы, дольмено-образные склепы (в верховьях Кубани), наземные каменные склепы с ложными сводами, катакомбы, обычно состоявшие из дромоса и эллипсовидной камеры. Некоторые поселения аланов были ограждены стенами, сложенными насухо из каменных тёсаных плит, на которые наносились резные геометрические орнаменты, иногда схематические изображения животных и людей. Прикладное искусство аланов в IV—V веках представлено главным образом ювелирными изделиями из золота и серебра с полудрагоценными, преимущественно красными, камнями или стеклом (так называемы полихромный стиль). Позднее появились подвески и другие украшения, отделанные птичьими головками. В VII—IX веках распространяются литые антропоморфные изображения, фигурки всадников, штампованные бронзовые бляшки с растительным и геометрическим узором, украшавшие одежду и конский убор. О наивысшем расцвете искусства в X—XIII веках свидетельствуют предметы из Змейского могильника (Северная Осетия): орнаментированные золочёные бляхи, складни-амулеты, туалетные принадлежности, одежда, ножны сабель, уникальный золочёный конский начельник в виде женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми павлинами и плетёнкой. В X—XII веках у аланов зародилась письменность, был создан героический Нартский (нартовский) эпос.

Литература

Использованные материалы

[2] Иосиф Фл. Иуд. древн. VII 244

[3] Агусти Алемань «Аланы в древних и средневековых письменных источниках». Грузинские источники гл. 9, стр. 409. В сноске указано: Q 42 (RCH 359); В 28 (HG 61). Поздняя вставка в текст (груз, c’anart’i «интерполяция»). В дает название города как P’ostap’ori da Bosp’ori.

Источник

Тайны Аланского царства

Потомками алан — ираноязычного племени, жившего на территории Кавказа тысячу лет назад, — сегодня называют себя несколько народов, и это неудивительно: ведь аланы имели славную историю. Они воевали во Франции и Испании, дружили с Византией, первыми на Северном Кавказе приняли христианство, оставили после себя полуразрушенные города и уцелевшие храмы и даже жили в Африке. История аланского царства до сих пор будоражит умы исследователей и вызывает много дискуссий.

Откуда пришли аланы, когда Аланское царство достигло своего расцвета и кто его сокрушил, рассказал специалист по аланской истории Владимир Кузнецов. Впервые он попал на аланское городище в Нижнем Архызе еще 22-летним студентом и с тех пор посвятил истории этого народа всю жизнь. Сейчас знаменитому ученому 92 года.

Народ с Востока

к алания началу 13 века что собой. к алания началу 13 века что собой фото. картинка к алания началу 13 века что собой. смотреть фото к алания началу 13 века что собой. смотреть картинку к алания началу 13 века что собой.

Фото: Платонова Юлия

Доктор исторических наук, археолог Владимир Кузнецов

— Аланы пришли на Кавказ в конце первого века нашей эры. Откуда мы точно установить до сих пор не можем: письменных источников нет, документов нет, архивов никаких нет. Письменности у них не было — никаких летописей, хроник, в которых они бы о себе рассказали. Только археология.

В общем, мы знаем, конечно, что они пришли откуда-то с Востока, может быть из Средней Азии. И скорее всего, из нынешнего Узбекистана. В те времена он назывался Хорезм — было такое государство в Средней Азии. Сейчас там господствуют тюркоязычные узбеки, а в те времена — иранцы. Аланы — ираноязычный народ. Они относятся по языку к северной группе иранских племен.

Правда, что аланы — потомки легендарных скифов?

— Мне иногда достается от осетинских историков, которые очень хотят быть скифами. Они утверждают: «Мы не аланы, мы скифы». Но это не скифы, а мифы. На самом деле аланы происходят от сарматского племени. Впрочем, родственного скифам, тоже ираноязычного.

Скифы — древний народ, населявший территории от Дуная до Дона еще в 8 веке до н.э. (в частности, территории современной Украины и Крыма). Известны своим культом золота: скифы не жалели драгоценный металл и широко применяли его в быту, одежде и даже покрывали им амуницию. В советское время найденные в Скифии сокровища распределялись по разным музеям, часть хранится в Эрмитаже.

к алания началу 13 века что собой. к алания началу 13 века что собой фото. картинка к алания началу 13 века что собой. смотреть фото к алания началу 13 века что собой. смотреть картинку к алания началу 13 века что собой.

Фото: В. Маркевич /ТАСС

Каменное надгробное изваяние скифского вождя, обнаруженное в одном из древних курганов в нижнем течении реки Днестр

К сарматам относились три основных племени: сираки, аорсы и аланы. Все они были кочевниками, очень воинственными — настоящие варвары. Затем они объединились. Скорее всего, это произошло в результате войны между сираками и аорсами в 49 году н.э.

Это были варварские времена, ни законов, ни прав человека — родственные племена легко могли воевать между собой. Но после того столкновения они, наоборот, объединились, а во главе объединения стали аланы. Вот тогда из трех сарматских племен возникло мощное военно-политическое образование.

Как аланы поселились во Франции и Африке и «придумали» реку Дон

— В первые века нашей эры древние иранцы господствовали на большой территории, аланы тоже: Юг Украины (степная и приморская часть, вплоть до нынешней Молдавии), Крым, Боспор, Подонье, Нижнее Поволжье, Северное Предкавказье, Северный Кавказ (но только равнины, не горы).

Наша топонимика до сих пор пестрит словами аланского происхождения. Например, название реки Дон — аланское. А в Румынии есть город Яссы — это один из этнонимов алан, их самоназвание.

к алания началу 13 века что собой. к алания началу 13 века что собой фото. картинка к алания началу 13 века что собой. смотреть фото к алания началу 13 века что собой. смотреть картинку к алания началу 13 века что собой.

Фото: Антон Подгайко

Аланское наследие: Средний аланский храм на территории Нижне-Архызского городища, датированный IX веком. Был восстановлен монахами в 1897 году, Карачаево-Черкесия

Потом наступила эпоха великого переселения народов: конец IV — начало V века н.э. С востока пришли орды кочевников — гуннов, еще больших дикарей и варваров, чем аланы. Гунны легко побили алан. Аланы разбежались: одна часть присоединилась к гуннам и вместе с ними ушла в Западную Европу. Аланы жили в Германии, во Франции, в Испании, в Португалии. Часть переправилась через Гибралтарский пролив и поселилась в Северной Африке. Там они даже создали небольшое государство, но оно было слабым и существовало недолго. Дольше всего аланы жили во Франции. Нам известны места, где они селились, есть карта. Со временем они ассимилировались — растворились. Западным историкам этот факт хорошо известен.

Большая же часть алан отхлынула с Подонья и Поволжья в Предкавказье — поближе к горам. Там, на равнинах около гор, население было редким и не аланским, это были местные кавказцы. Мы их называем кобанцами. Аланы разгромили эти племена и заняли всю территорию, а народы постепенно ассимилировали.

Территория им досталась громадная, особенно по тем временам, больше 500 километров в длину. На Центральном Кавказе от реки большая Лаба (в Краснодарском крае) и до реки Сунжа на Востоке (это в Чечне). Аланы господствовали здесь тысячу лет. Вначале сложился союз аланских ираноязычных племен, а потом, уже ближе к VI−VII векам, на их основе выросла и раннефеодальная государственность.

Источник

АЛАНЫ

На страницах хроник народ алан появляется в I в. н.э. [2], когда близ сев.-вост. границ Римской империи, на равнинах Сев. Причерноморья, где ранее кочевали скифские и сарматские племена, возникло новое мощное военно-политическое объединение. Кочевники-аланы многократно потрясали своими набегами соседние страны, одновременно сталкиваясь и общаясь с десятками др. древних народов и племен в добрососедстве и союзничестве или на полях сражений в Европе, Азии и даже в Африке. История алан тесно переплелась с историей многих народов, в первую очередь Юго-Вост. Европы, включая и народы, жившие в ср. века на юге России.

Основа хозяйства аланов в ранний период их истории — скотоводство.

Западная Алания (верховье Кубани) находилась в зоне влияния Византии, обладая при этом значительной самостоятельностью. В VIII-IX вв. через «земли алан» (верхние притоки Кубани и Лабы) проходил отрезок «великого шелкового пути», что существенно укрепило связи кавк. алан с Византийской империей. При императорах Македонской династии возрастает интерес Византии к западноаланскому государству, сложившемуся к этому времени на Сев.-Вост. Кавказе в верховьях р. Кубани.

В VIII-IX веках у аланов, временно вошедших в состав Хазарского каганата, зарождаются феодальные отношения.

На рубеже IX-X веков у аланов возникает раннефеодальной государство. В X веке аланы играют значительную роль во внешних связях Хазарии с Византией.

В кон. XIV в. сокрушительное вторжение Тимура привело к рассеянию значительной части алан, в то время как оставшиеся представители этого народа приняли участие в процессе этногенеза народов Сев. Кавказа, в частности совр. осетин.

Религия

По преданию, в I веке апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит пришли в страну Осетинскую и достигли города под названием Постапори, где произвели множество чудес, обратили и крестили множество людей [3].

К началу IX века относятся сохранившиеся по сей день аланские храмы на территории Архыза (нынешней Карачаево-Черкесии).

К началу X века относится крещение местной правящей династии Западной Алании. С начала X до конца XVI в. на территории Алании существовала Аланская епархия Константинопольского Патриархата.

Восточные аланы до XII в. были язычниками; в эпоху св. груз. царицы Тамары здесь велась интенсивная христианская проповедь, но все же «вера предков» никогда не забывалась в этих местах, что существенно отразилось на психологии жителей и на обрядах погребения.

Свидетельством распространения Христианства среди аланов является факт замены в Нартском Эпосе некоторых имен главных героев именами христианских святых [4].

С XIV века среди аланов стал распространяться ислам.

Культура и искусство

Развитие производительных сил, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатками которых являются городища: Нижне-Архызское на реке Большой Зеленчук, Верхне- и Нижне-Джудатские на реке Терек, Ахалкалинское на реке Сунже и другие. О богатой аланской культуре дают представления знаменитые катакомбные могильники и городища на Северном Донце (Салтово-Маяцкая культура) и Северном Кавказе. Распространены наземные гробницы, дольмено-образные склепы (в верховьях Кубани), наземные каменные склепы с ложными сводами, катакомбы, обычно состоявшие из дромоса и эллипсовидной камеры. Некоторые поселения аланов были ограждены стенами, сложенными насухо из каменных тёсаных плит, на которые наносились резные геометрические орнаменты, иногда схематические изображения животных и людей. Прикладное искусство аланов в IV—V веках представлено главным образом ювелирными изделиями из золота и серебра с полудрагоценными, преимущественно красными, камнями или стеклом (так называемы полихромный стиль). Позднее появились подвески и другие украшения, отделанные птичьими головками. В VII—IX веках распространяются литые антропоморфные изображения, фигурки всадников, штампованные бронзовые бляшки с растительным и геометрическим узором, украшавшие одежду и конский убор. О наивысшем расцвете искусства в X—XIII веках свидетельствуют предметы из Змейского могильника (Северная Осетия): орнаментированные золочёные бляхи, складни-амулеты, туалетные принадлежности, одежда, ножны сабель, уникальный золочёный конский начельник в виде женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми павлинами и плетёнкой. В X—XII веках у аланов зародилась письменность, был создан героический Нартский (нартовский) эпос.

Литература

Использованные материалы

[2] Иосиф Фл. Иуд. древн. VII 244

[3] Агусти Алемань «Аланы в древних и средневековых письменных источниках». Грузинские источники гл. 9, стр. 409. В сноске указано: Q 42 (RCH 359); В 28 (HG 61). Поздняя вставка в текст (груз, c’anart’i «интерполяция»). В дает название города как P’ostap’ori da Bosp’ori.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *