к чему может привести гордость отсутствие друзей
Евгений Кульгавчук: «Гордая женщина – это женщина с чувством собственного достоинства»
С детства девочкам внушают, что самое главное в отношениях с мужчиной – это иметь гордость. В противном случае он никогда не будет ценить избранницу и считаться с её чувствами.
Но вместе с тем именно излишней гордостью нередко объясняют и нелады в личной жизни, невозможность найти спутника жизни, неспособность его прощать.
Так нужна ли гордость в отношениях? Как отличить её от гордыни? Откуда берётся первое и как воспитывается второе?
Обо всём этом мы разговариваем с известным сексологом и психотерапевтом Евгением Кульгавчуком.
Снежная королева
– Евгений Александрович, чем отличается гордость от гордыни?
Самодостаточность даёт возможность знать себе цену, и этому человеку не нужно набивать её, доказывая себе и окружающим, что он достоин. Ещё один диагностический критерий – возможность самоиронии. При её наличии всё в норме, так как есть спокойное принятие своего несовершенства при сохранении самоуважения. Это позволяет любить. Вспомним «Полюби ближнего, как самого себя». Исходя из этого следует, что человек, не любящий и не уважающий себя, неспособен в полной мере любить и уважать других.
При гордыне всё не так. Это обострённое, воспалённое, болезненное, гротескное проявление всех тех же качеств, формирующее дезадаптацию в личной жизни, в отношениях, неврозы. Это действительно своего рода духовная болезнь, требующая лечения.
В гордыне есть унижение других. Гордецы неспособны искренне гордиться другими. А в гордости есть уважение других: гордиться можно не только своими успехами, но и успехами других, можно гордиться страной, городом, другом, коллегой, супругом, ребёнком.
– Гордая женщина – это та, которая недоступна и не сделает шаг первой?
– Гордая женщина – это женщина с чувством собственного достоинства, с адекватной самооценкой, она избирательна, не разменивается по мелочам, верна, целомудренна. Здоровая личность самодостаточна, дружелюбна и открыта миру. Умеет общаться, выбирать, говорить о своих чувствах, договариваться, объясняться и вполне может сделать шаг первой.
Лёгкость, улыбка, задор, свежесть, энергия – своего рода демонстрация психического здоровья, благополучия. Важно не только светить, но и светиться. Радостью, добром.
Если женщине нравится мужчина, но она при этом выдаёт противоположные реакции – сурова, суха, резка, неулыбчива – такая стратегия портит жизнь (прежде всего ей самой) и вводит в заблуждение мужчину.
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Только умные могут понять со временем, что в их жизни что-то не так. И пытаться изменить свою жизнь к лучшему – самому, или, например, обращаясь за помощью к врачу-психотерапевту, который может помочь поменять «прошивку». Глупые останутся там, где были, продолжая портить жизнь себе и окружающим.
Тотальная холодность – это не гордость, а внутреннее неблагополучие, путь в одиночество. От этого патогенного скрипта нужно избавляться, а не пенять на несправедливый мир или на то, что «нормальных мужчин не осталось».
Сидеть в гордой засаде, ожидая осады, при этом ещё и морщась, – в наш стремительный век это неэффективная стратегия.
Тотальная закрытость рождает неблагополучие. «Снежная королева», например, сама порой не верит, что комплименты, которые ей говорят, настоящие. Поэтому порой и не умеет улыбаться ни сама, ни в ответ. Хотя в душе этого очень хочет.
Поэтому девочку в семье нужно воспитывать так, чтобы у неё не было острой нужды в восхищении. Напитайте её любовью вовремя, тогда она не ввяжется в неблагополучные отношения, где, например, психопат будет мучить её, лишь изредка делая ей комплименты, которых в детстве недодал отец.
Я не такая
– Бытует мнение, что гордыня более присуща женщинам. Дескать, с малых лет, когда из девочки выращивают принцессу, и заканчивая более зрелыми годами, женщину учат тому, что она особенная и достойна исключительно лучшего.
– Я бы не сказал, что мужчинам это не присуще. Посмотрите вокруг. Разве не видно среди напыщенных женщин таких же напыщенных мужчин? Словно гуси и гусыни, вышагивают они, надменно поглядывая на окружающих.
Что касается воспитания детей, то действительно важно учить ребёнка с детства, вне зависимости от пола, что нужно с уважением относиться к окружающим. Ведь действительно мы все уникальны. И чему-то всегда можно научиться у других. Порой ведь и «устами младенца глаголет истина». Важно просто иметь хороший слух.
И помнить, и напоминать как себе, так и своим детям золотое правило этики: «Относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».
Среди гордецов часто бывают те, кто недолюблен или перелюблен в детстве – дисбаланс даёт или жгучее стремление получить признание, или такое же жгучее желание поддерживать внешний поток комплиментов, к которому ребёнок привык с детства.
– Насколько гордость уместна в отношениях и в чём она должна проявляться?
– Если партнёр не психопат (это такой андроид без души) и совершает ошибки, которые готов признать, – например, повышает голос, нарушает границы, проявляет неуважение, навязывает свою волю, есть элементы физического насилия, – то жёсткое «стоп, со мной ТАК нельзя» может или оздоровить отношения, если они ещё живы, или привести к расставанию. Что является порой большой удачей в таких случаях: ведь лучше быть в разводе, чем на кладбище.
Поэтому из абьюза иногда лучше эвакуироваться, чем доказывать, что ты не верблюд, всё равно вас не услышат и не поверят. В пограничных отношениях стоит попробовать побороться за нормальные.
Но постоянно обижаться на всё подряд – что не угодил с подарком или не угадал мысль – это другая крайность, и это уже не гордость, а инфантильность избалованного ребёнка.
Кривые отношения
– К чему в отношениях приводит гордыня?
– К отчуждению, «кривым» отношениям. Гордыня мешает коммуникации. Гордецы скупы на похвалу других, поскольку считают, что «если кто-то лучше, значит, я хуже». Система восприятия мира win- win в виде синергии и успеха им недоступна. В отношениях гордыня провоцирует сплетни, интриги, невротический, болезненный поиск – сравнение, кто лучше.
Советы, даже искренние, воспринимаются гордецами как неприятие и даже оскорбление, поскольку они воспринимают мир искажённо.
Гордыня мешает гибкости, не даёт возможности идти на компромисс, гордецы с трудом принимают чужую точку зрения. Особенно это мешает в семье, поскольку не даёт места уважению и договороспособности.
Любимая игра некоторых женщин: угадай, чем ты меня обидел, а до этого я помучаю тебя своей холодностью и неизвестностью – вместо того чтобы прямо и доброжелательно сказать, что было неприятно и как это исправить, со временем начинает раздражать мужчин. Поэтому важно уметь разговаривать и доносить свою позицию. Гордыня часто идёт рядом с деструктивной обидой.
Гордыня портит не только отношения, но и жизнь самому гордецу, ведь гордецы не могут принять помощь и попросить её, поскольку считают это печатью несовершенства, тем самым делая свою жизнь хуже своими же руками.
Гордецы могут ухудшать свою жизнь тем, что порой выбирают более блёклое окружение, чтобы «блистать» на этом фоне. А ведь это ограничивает рост и делает жизнь менее интересной.
Гордыня важна в понимании и социальной психологии. Гордыня – это сравнение себя с другими и часто при этом – принижение окружающих (агрессия). У части молодёжи гордыня диктует необходимость доказывать свою значимость, причём часто с перечёркиванием и возвышением над предыдущими успехами прежних поколений.
– Как распознать и укротить гордыню близкого человека? И нужно ли это делать?
– Если это ВАШ человек, за него нужно бороться. Взывать, призывать, вдохновлять, разговаривать. Не нужно высмеивать или же «заражаться» гордыней, копируя деструктивное поведение, провоцируя пат и холодную войну, ведь можно привыкнуть жить плохо. Потом трудно будет отучаться от этого.
Как понять, что проблема с гордыней существует у тебя самого? И как с этим бороться? Важно провести аудит своей жизни и личности. Забегая вперёд, можно сказать, что человек, который задумался об этом, скорее всего, в той или иной степени, УЖЕ имеет перспективы. Нужно понять, что гордыня ограничивает рост, сужает поле общения, создаёт проблемы в отношениях и ухудшает качество жизни. После этапа диагностики и мотивации нужна терапия. Идеально – с помощью профессионала, что поможет честно взглянуть на себя со стороны. И начать путь к новой жизни.
6 проблем со здоровьем, которые проявляются из-за отсутствия друзей
Если у человека нет друзей, он испытывает дискомфорт и моральное подавление на протяжении всей жизни.
При этом, многие забывают, что отсутствие друзей – это настоящая проблема для здоровья.
Каждому нужен друг, пусть и плохой, но без него не обойтись. А почему, могут проявиться проблемы со здоровьем из-за отсутствия друзей, каждый и узнает в этой статье.
Старческое слабоумие
Когда люди слышат о такой проблеме, они даже не обращают на этого внимания.
На самом деле, были проведены реальные исследования, которые показали, что старческое слабоумие напрямую зависит от круга общения.
Конечно, если речь идет о большой и дружной семье, то такая проблема сводиться к минимуму.
Однако, если нет друзей и близких, тогда шанс старческого слабоумия увеличивается в разы.
Лишний вес
Друзья нужны не только для общения, но и здоровой конкуренции. К примеру, разве может девушка спокойно наблюдать за своей худой подругой?
Когда она будет видеть все ее достоинства, сразу захочется стать лучше. Во время дружбы всегда проявляется нормальная конкуренция, которая идет на пользу.
А если девушка не имеет подруг, у нее нет стимула становиться лучше.
Инфаркт
Ученными уже давно подтверждено, если у человека маленький круг общения, увеличиваются шансы инфаркта.
Это напрямую связанно с активностью и жизненными целями. И действительно, если есть друзья, всегда хочется быть рядом с ними, поддерживать общение и просто в хорошем расположении духа.
По сути, каждый человек ленив, только общество заставляет его двигаться вперед.
Неуверенность в себе
Какую пользу для организма и жизни в целом может нести неуверенность?
Можно выделить несколько причин, почему дружба позволяет ощущать уверенность каждому человеку:
1) Друзья всегда будут гордиться определенным успехам.
К примеру, была куплена квартира или машина, они в любом случае поддержат и выскажут поздравления.
2) Помогут справиться различными проблемами в жизни.
Один из друзей поможет найти деньги, другой подвезет до определенного места или окажет другую помощь.
3) Позволяют расширить кругозор.
И здесь важно снова вспомнить, что большинство людей по своей сути ленивы, только друзья начнут прививать новые привычки и мнения. Главное – найти для себя хороший круг общения, чтобы получать только пользу.
Слабый иммунитет
Удивительно, но отсутствие живого общения всегда влияет на состояние здоровья.
Исследования показали, что отсутствие живого общения всегда провоцирует социальный стресс.
Его последствия всегда крайне негативны, так как иммунная система прекращает работать в необходимом режиме.
Также часто речь идет о физическом состоянии, которое может серьезно усугубиться по целому ряду обстоятельств.
Отсутствия интереса к жизни
И здесь каждый должен задать вопрос: что ему нужно от жизни? Если нет друзей, большинству достаточно иметь работу, отдых и немного свободного времени.
Только друзья позволяют открывать новые и необычные занятия.
Один может предложить сходить в квест-комнату, другой организует поездку на природу.
И самое главное – с друзьями всегда интересно и полезно проводить собственное время.
Рассуждение печорина о смысле жизни. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» – трагедия судьбы Печорина по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (Школьные сочинения). Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»
Какова причина того, что люди предпочитают, чтобы их «тащило» по жизни, вместо того, чтобы сознательно идти по ней?
Может быть, они не знают конечного пункта жизни?
Итак, в ранней молодости Печорин быстро пресытился светскими удовольствиями и пытается найти смысл жизни в чтении книг, которые ему также быстро надоедают. Печорин занимается поисками смысла жизни, разочаровывается и глубоко страдает. Судьба и настроение Печорина определяются той мрачной эпохой, в которую он живет. После разгрома декабризма в России наступило глухое время николаевской реакции. Всякая общественная деятельность стала еще более недоступной для культурного человека. Всякое проявление живой, свободной мысли преследовалось. Люди, наделенные умом, способностями, люди с серьезными интересами не могли найти применения своим духовным силам. В то же время пустая светская жизнь их не удовлетворяла. Сознание полной невозможности найти применение своим силам было особенно тягостно для людей 30-40 годов потому, что после разгрома восстания 14 декабря у них не было надежды на близкую перемену к лучшему.
В «Журнале» (дневнике) Печорина мы находим кстати приведенные цитаты из классических произведений Грибоедова, Пушкина, имена писателей, названия произведений, имена героев произведений русских и иностранных. Все это свидетельствует не только о начитанности Печорина, но и о глубоком знании им литературы.
Накануне дуэли Печорин с грустью и горечью размышляет о себе. Он уверен, что был рожден для высокой цели, потому что, пишет он, «я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, а увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных. »
Нет, не он виноват в своем несчастье. Противоречие его натуры объясняется тем, что во времена Печорина люди одаренные, ищущие, люди с глубокими интересами, с серьезными потребностями, не довольствующиеся пустой, бессодержательной жизнью, которую они вынуждены были вести, не находили применения своим «необъятным силам» и «в бездействии старились». Умный, одаренный человек, лишенный живого, захватывающего его дела, поневоле обращается к своему внутреннему миру. Он, как говорится, «копается в себе», разбирает каждый свой поступок, каждое душевное движение.
Для того чтобы лучше понять Печорина, Лермонтов показывает его в разной обстановке, и разных условиях, в столкновениях с разными людьми.
Большое значение имеет детальное описание его внешности («Максим Максимыч»), В чертах внешнего облика Печорина отражается его характер. Внутренняя противоречивость Печорина подчеркивается в его портрете.
С одной стороны, «стройный, тонкий стан и широкие плечи. »
Основные вопросы, поставленные автором в романе
Любое художественное произведение всегда много проблемно. Не является исключением и роман М. Ю. Лермонтова. Поэт старается ответить на вопросы вневременные, волнующие людей из эпохи в эпоху: что есть для человека смысл жизни, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба. Очень важны темы, продиктованные временем, в которое живут автор и его герой: предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм. Всем этим и определяется проблематика «Героя нашего времени».
Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из действующих лиц наверняка поможет нам их выявить? Главный персонаж. В «Герое нашего времени» проблемы романа «высвечиваются» именно в характере Печорина, одновременно отражая и личность самого Лермонтова, и его миропонимание.
Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»
«Зачем я жил? для какой цели я родился?» – этим вопросом задается Печорин и не может найти ответ. Напрасность существования тяготит героя, прозябание не подходит молодому человеку, который чувствует «в душе силы необъятные».
Стараясь окунуться в полноту жизни, Печорин невольно становится виновником разрушения судеб разных людей. Погибает Бэла, судьба которой поломана в угоду эгоизму, прихоти Печорина. Максим Максимыч оскорблен душевной черствостью своего приятеля. «Честные контрабандисты» вынуждены скрыться, неизвестна судьба старухи и слепого. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих. » – и в этом восклицании индивидуализм Печорина становится особенно понятен. Мы, читатели, следим за тем, как изобретательно искушает Григорий Мери, не имея никаких серьезных намерений, как действует по отношению к Грушницкому, как наслаждается безраздельной властью над Верой…
«Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…», – читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм – жизненная программа, основная движущая сила характера Печорина, он отдает себе отчет в том, что происходит. Тоскуя по «назначению высокому», которое не смог «угадать», главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».
Проблематика романа «Герой нашего времени» включает и проблему предопределения человеческой судьбы, и вопрос истоков индивидуализма поколения Лермонтова. Где же берет начало индивидуализм Печорина?
Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.
Проблема счастья в «Герое нашего времени»
Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет.
«Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.
Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.
Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место.
Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»
Не только философские, но и нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» являются весьма значимыми. «Историю души человеческой» пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.
Любовь, которой так жаждет и к которой стремится Григорий, для него непостижима. Его любовь «никому не принесла счастья», потому что любил «для собственного удовольствия», просто впитывая чувства и страдания людей, не насыщаясь ими и ничего не отдавая взамен». Истории с Бэлой и Мери – яркое тому подтверждение.
Анализируя способность к дружбе, Печорин делает вывод, что и к ней «неспособен: из двух друзей всегда один раб другого», рабом он быть не умеет, а управление другими считает утомительным трудом, требующим обмана. Сделавшись приятелем с доктором Вернером, Печорин так и не сможет или не захочет пустить того в свой внутренний мир –не доверяет его никому.
В душе главного героя только усталость, по его убеждению, истощены и «жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко».
Современность проблем романа
Многое в характере Печорина мы, читатели, не принимает, еще большего просто не можем понять. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, в том, что растратил свою жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора?
Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: «Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин в его скептицизме искренен, он не ставит себя выше всех, а неподдельно страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеал. Он так глубоко заглянул и исследовал собственную душу, что не питается иллюзиями, а мужественно видит себя таким, каков есть. А ведь без этого невозможно развитие, движение вперед. Являясь человеком своего времени, он отражает тот путь, который должно было проделать его поколение – отбросить романтические иллюзии, неискренние идеалы, научиться трезвому взгляду на реальность и себя самого, с тем, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.
«Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина. Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?» Вот оно, горькое лекарство – Печорин, мировоззрение которого оказывается очистительным шагом в будущее. Поэт прав, нравственность от «едких истин» выигрывает.
Философские и нравственные – таковы основные проблемы, поднятые в «Герое нашего времени». Они заставляют нас, читателей, размышлять о собственном предназначении в жизни, о сложном соотношении мира и человека, делают это произведение живым, современным в любые времена и эпохи.
Тест по произведению
Проблема цели и смысла жизни на страницах романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Давно замечено, что человек отличается от всех живых существ тем, что ищет смысл в своем существовании. Как часто люди страдают и мучаются от того, что не видя г или не могут понять цели своего существования. Как часто человеку мешает наслаждаться собственным бытием мысль: «К чему я иду?» Конечно, всеми этими во и росам и задаются только люди высокоразвитые, стремящиеся к познанию. Таким был Печорин.
«Журнал Печорина» полон размышлений о смысле жизни, о взаимоотношениях личности и общества, о месте поколения в череде поколений, о роли человека в истории. Основная черта характера Печорина — стремление к самопознанию. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии. Печорин не сумел реализовать себя в чем-то, поэтому все его душевные и умственные силы направлены на самопознание, оно — этап становления его личности. Никто не оценит Печорина объективнее, чем он сам это делает.
Подводя итоги своей жизни в ночь перед дуэлью с Грушницким, Печорин сравнивает себя с человеком, зевающим на бале и не едущим домой потому только, что его карета еще не подана. Это рассуждение не стоит понимать слишком узко: иногда считают, что эти слова Печорина выражают его стремление вырваться из светских гостиных. Мне кажется, что слова Печорина о бале и карете следует воспринимать как чистую аллегорию. Не в светских гостиных ему тесно, а в атмосфере, его окружающей. Его трагедия состоит именно в том, что он не может вырваться из этой атмосферы. Печорин просто-напросто теряет смысл своего существования, пытается найти его, никак не находит, и от этого страдает еще больше.
Печорин много размышляет о смерти. Думая о том, что ни один человек не оценит его верно после смерти, Печорин задается вопросом: зачем же в таком случае жить, что-то делать, чего-то добиваться? И сам же даст ответ: из любопытства. Любопытство и в самом деле — основное чувство, которое движет Печориным. Оно заставляет героя все время испытывать судьбу и вмешиваться в жизнь других людей. Испытывая судьбу, Печорин не склонен верить в предопределение. Об этом автор говорит в главе «Фаталист», которая начинается очень важным для Печорина вопросом: зачем человеку даны воля и рассудок, если существует предопределение? Именно поэтому Печорин принимает пари Вулича. Отчасти это пари нужно Печорину и для того, чтобы убедиться в собственной исключительности. Но если человек думает, что выше его желаний нет ничего на свете, то он не обретает волю, а теряет себя.
Печорин принадлежит к поколению, потерявшему веру в добро и справедливость. У этого поколения нет уверенности в завтрашнем дне. Сам Печорин называет своих современников и себя «жалкими потомками», у которых нет ни убеждений, ни гордости, ни наслаждения, ни страха, кроме страха смерти. Когда у человека нет веры, у него нет и уверенности ни в чем. Теряется смысл жизни. Так же и Печорин с его раздвоенным сознанием и вечными экспериментами над судьбой лишен веры. Для него жизнь пуста и бессмысленна. В этом не только его трагедия, но и трагедия целого поколения.