к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви

Потребности принадлежности и любви

Потребности принадлежности и любви

Следующий уровень в пирамиде Маслоу – потребности принадлежности и любви – связан со стремлением человека избежать одиночества, быть принятым в сообщество людей. Мотивы этого рода становятся доминирующими, когда удовлетворены витальные потребности предыдущих двух уровней.

Очень многое в нашем поведении определяется этими потребностями: для нас жизненно важно чувствовать себя включенными в отношения между людьми, быть «одним из» – идет ли речь о семье, дружеском или профессиональном круге или обществе в целом. Маленькому ребенку любовь необходима так же, как удовлетворение физиологических нужд и ощущение безопасности.

Особенно ярко проявляются потребности принадлежности и любви в подростковом возрасте: в этот период мотивы, вырастающие из этих потребностей, становятся ведущими. Психологи говорят о типичных чертах подросткового поведения: основной деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками, также характерны поиски авторитетного взрослого (учителя, наставника, лидера). Подростки страстно желают быть «как все» (хотя под «всеми» разные дети подразумевают разное): отсюда – сильная подверженность моде, принадлежность к той или иной субкультуре (это могут быть рокеры, байкеры, экстремалы, пацифисты или, наоборот, националистические группировки и т. д.).

Если подросток увлекается каким-то музыкальным направлением, основным мотивом является не столько любовь именно к такой музыке, сколько принадлежность к фанатам конкретной группы или певца; если занимается каким-то видом спорта (или вообще какой-то «внешкольной» деятельностью) – то опять-таки в фокусе его интересов обычно не столько занятия как таковые, сколько то, что они являются совместными, объединяют его с другими молодыми людьми.

По мере взросления потребности принадлежности и любви фокусируются на более избирательных, но и более глубоких отношениях: они подталкивают людей к построению семьи, более важным становится не количество связей, а их качество, глубина. У взрослых людей обычно не так много друзей, как у подростков, но это уже по-настоящему близкие люди, связи с которыми очень важны для душевного благополучия.

Потребности принадлежности, принятия в разной степени выражены у разных людей: кто-то и в зрелые годы стремится поддерживать очень широкий круг общения, кому-то достаточно двух-трех очень близких привязанностей. Желая изучить различия в потребности принадлежности, американские психологи Краун и Марлоу разработали и провели любопытный эксперимент.

С помощью специально составленного теста для измерения потребности в социальном одобрении они разделили испытуемых на две группы. Затем участникам каждой группы было дано задание: сложить в коробку двенадцать катушек, причем требовалось брать их строго по одной. После этого от испытуемых требовали высыпать катушки из коробки и вновь собрать их. Участники эксперимента с низкими и средними баллами по тесту нужды в социальном одобрении сочли это задание весьма скучным и бессмысленным (каковым оно, конечно, и являлось!).

А вот люди, обладающие сильно выраженной потребностью в одобрении, не только оценили это задание как интересное и важное, но и уверяли, что данный эксперимент позволил им научиться чему-то и наверняка принесет пользу науке.

Люди с высокой потребностью в принятии и социальном одобрении вполне узнаваемы: их конформизм, то есть приверженность общепринятым нормам, заметен и в манере поведения, и в готовности следовать правилам – при этом они действуют не вынужденно, но с искренним энтузиазмом. Часто они не просто одеваются и причесываются «как все», но стараются и внешне подчеркнуть принадлежность к какой-то группе. Вспомним «форму» футбольных болельщиков: шарфы и прочие аксессуары «командных» расцветок – вовсе не свидетельство большой любви к спорту, но знак единства, объединяющий символ для всех «фанатов».

Очень активно эксплуатируется потребность в принадлежности создателями рекламы. Персонаж, не принимаемый обществом, имеет перхоть и редкие волосы, неприятный запах изо рта, прыщи и кариес, он одинок и растерян. Но стоит ему приобрести все рекламируемые средства, как он превращается в популярного и общительного человека, «свежее дыхание» облегчает ему взаимоотношения с окружающими, а «густая шевелюра» обеспечивает успех у противоположного пола. Недаром рекламные ролики изобилуют призывами вроде «Вливайся!», «Присоединяйся!», «Участвуй!»

В современной жизни люди достаточно разобщены, несмотря на развитие всевозможных виртуальных средств общения. Сегодня мы не чувствуем себя членами общины – в лучшем случае, наша принадлежность ограничивается семьей из трех поколений, но многие лишены и этого. Неудовлетворенность потребности в принадлежности приводит к самым различным психологическим нарушениям. При этом часто люди, с детства испытывавшие нехватку близости, в зрелом возрасте испытывают сильный страх перед ней. С одной стороны, они очень нуждаются в близких отношениях, с другой – невротически избегают их, опасаясь утратить свою целостность.

А. Маслоу выделил два возможных типа любви (подразумевая под ней не только любовь между мужчиной и женщиной, хотя прежде всего ее, но и другие очень тесные, интимные отношения – между родителями и детьми, ближайшими друзьями):

Дефицитарная любовь (Д-любовь) – стремление восполнить нехватку чего-то жизненно важного. Источник такого рода любви – неудовлетворенные потребности: в защите, самоуважении, принятии. Это эгоистичная любовь, мотивированная заполнением внутренних лакун, заставляющая человека только брать, но не отдавать. Увы, очень часто в основе отношений между людьми – в том числе и длительных, например, супружеских – лежит именно дефицитарная любовь: участники такого союза могут прожить вместе всю жизнь, но в их отношениях многое определяется внутренним голодом. Отсюда зависимость, ревность, страх потерять и желание подчинить, постоянные попытки «перетянуть одеяло на себя», подавить и подчинить партнера, чтобы теснее привязать его к себе.

Бытийная любовь (Б-любовь) – чувство, основанное на признании безусловной ценности другого, не за какие-то его заслуги или качества, а просто потому, что он есть. Конечно, бытийная любовь тоже удовлетворяет наши потребности в принятии, но в ней нет компонента собственничества, стремления отнять у другого то, в чем нуждаешься сам. Человек, способный испытывать бытийную любовь, не старается переделать, исправить, изменить партнера, но лишь поощряет в нем все лучшее, поддерживает в нем стремление к росту. Маслоу описывал Б-любовь как здоровые, нежные отношения между людьми, основанные на взаимном уважении, доверии и восхищении.

Говоря о возможности такого сложного и редкого чувства, как бытийная, то есть не эгоистичная и не собственническая любовь, А. Маслоу описывал ее так: «Можно наслаждаться картиной, не воруя ее из музея, любоваться розой, не срывая ее с куста, восторгаться младенцем, не похищая его у матери, слушать пение соловья, не сажая его в клетку. Но точно так же можно любоваться и наслаждаться другим человеком, не утверждая над ним своего господства» (цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб., 1997).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Глава 6. ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: ИСТОРИЯ КАСТРО РЕЙЕСА

Глава 6. ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: ИСТОРИЯ КАСТРО РЕЙЕСА Кастро Рейсе родился в Соединенных Штатах в семье выходцев с островов Карибского бассейна. Однажды он попытался застрелиться весьма необычным способом. Для этой цели ему каким-то образом удалось достать

Совесть: потребность в принадлежности

Совесть: потребность в принадлежности У каждого из нас внутри есть этот механизм — совесть. Когда я чувствую себя виноватым, я обычно пытаюсь сделать все, чтобы исправить положение. Тогда неприятное чувство вины уйдет, а мое право на принадлежность к определенной группе

Закон принадлежности

Закон принадлежности Все члены семьи имеют равное право на принадлежность к своей семейной системе, вне зависимости от того, кто они, когда появились в системе и как себя вели. У каждого есть свое место.Один ребенок может быть талантливым музыкантом, другой — инвалидом, а

Закон принадлежности

Закон принадлежности Закон принадлежности указывает на тот факт, что в этой жизни у всего есть свое место. У всех есть одинаковое право на существование, будь то грешник или святой. Как говорят мистики, крохотная травинка так же важна, как и огромная звезда. Все имеет смысл

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ)

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

4. Ослабление чувства принадлежности: люди, которые нуждаются в других, далеко НЕ самые счастливые

4. Ослабление чувства принадлежности: люди, которые нуждаются в других, далеко НЕ самые счастливые Наша самооценка так чувствительна к отвержению еще и потому, что в нас живет фундаментальная потребность в принятии со стороны окружающих. Если наша потребность в

Лекарство С: возвращение чувства принадлежности к коллективу

Лекарство С: возвращение чувства принадлежности к коллективу Хотя острая боль в результате отвержения может лишить нас желания общаться, нужно приложить усилия для преодоления страха и обратиться за поддержкой к близким людям или найти другие способы возвращения

Краткий обзор лечения: восстановление чувства принадлежности к коллективу

Краткий обзор лечения: восстановление чувства принадлежности к коллективу Показания к применению: ситуации отвержения. Существует много способов восстановления чувства принадлежности к коллективу, поэтому, возможно, вы захотите воспользоваться сразу несколькими

Краткий обзор лечения: восстановление чувства принадлежности к коллективу

Краткий обзор лечения: восстановление чувства принадлежности к коллективу Показания к применению: назначается только для конкретных целей – для приглашения на свидание, завязывания знакомства, устройства на работу, подачи заявления на участие в образовательных

Глава 7. Дополнительные характеристики невротической потребности в любви.

Глава 7. Дополнительные характеристики невротической потребности в любви. Большинству из нас хотелось бы, чтобы нас любили. Мы с благодарностью принимаем чувство любви и испытываем огорчение, когда это не происходит. Для ребенка чувство того, что он является желанным, как

Глава 9. Роль сексуальности в невротической потребности в любви.

Глава 9. Роль сексуальности в невротической потребности в любви. Невротическая потребность в любви и привязанности часто принимает форму сексуальной страсти или ненасытной потребности в сексуальном удовлетворении. Но связи между чувствами любви, привязанности,

Хрупкость принадлежности к полу

Хрупкость принадлежности к полу Один из важнейших факторов привлекательности группы состоит в том, что она дает мальчику не только чувство взрослости, но и ощущение мужественности. Дело в том, что у многих мальчиков ощущение принадлежности к мужскому полу довольно

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности — признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

Источник

Потребности принадлежности и любви

к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви фото. картинка к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. смотреть фото к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. смотреть картинку к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви фото. картинка к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. смотреть фото к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. смотреть картинку к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви фото. картинка к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. смотреть фото к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. смотреть картинку к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви фото. картинка к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. смотреть фото к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. смотреть картинку к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви.

к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви фото. картинка к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. смотреть фото к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. смотреть картинку к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви.

к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви фото. картинка к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. смотреть фото к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. смотреть картинку к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви.

Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности принадлежности и любви.Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых. Студенты, которые учатся далеко от дома, делаются жертвами потребности принадлежности, страстно желая, чтобы их признали и приняли в группе сверстников.

Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются, и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных, академических или других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола. Слова популярных песен служат достаточным доказательством могущественного влияния потребностей принадлежности и любви в этот период жизни.

Несмотря на скудость эмпирических данных, касающихся потребностей принадлежности и любви, Маслоу настаивал на том, что их влияние на поведение потенциально разрушительно в таком меняющемся и подвижном обществе, как Соединенные Штаты. Америка стала землей кочевников (по данным переписи, приблизительно одна пятая населения меняет адреса по крайней мере раз в год), стала нацией без корней, отчужденной, безразличной к проблемам дома и сообщества, пораженной поверхностностью человеческих отношений. Несмотря на тот факт, что люди живут в густо населенных местах, они часто не общаются. Многие едва знают имена и лица людей по соседству, не вступают с ними в разговоры. В общем, не избежать вывода, что поиски близких взаимоотношений являются одной из наиболее широко распространенных социальных потребностей человечества.

Именно Маслоу утверждал, что потребности принадлежности и любви часто не удовлетворяются американским обществом, в результате чего развиваются дезадаптация и патология. Многие неохотно открывают себя для близких отношений, так как боятся быть отвергнутыми. Маслоу заключал, что есть доказательство существенной корреляции между счастливым детством и здоровьем в зрелой жизни. Такие данные, с его точки зрения, поддерживают тезис, что любовь является основной предпосылкой здорового развития человека.

Источник

Что такое невротическая потребность в любви?

Откуда возникает чрезмерная нужда в эмоциональной привязанности к другим людям? Пояснения и рекомендации психолога-аналитика.

к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви фото. картинка к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. смотреть фото к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви. смотреть картинку к чему может привести неудовлетворение потребностей в принадлежности и любви.Олег Куракин старший преподаватель Института Аналитической Психологии и Психоанализа

Невротическая потребность в любви – хорошо знакомая каждому психотерапевту преувеличенная потребность некоторых людей в эмоциональной привязанности, позитивной оценке со стороны окружающих, их советах и поддержке, также как и в преувеличенном страдании, если эта потребность не удовлетворяется.

В чем разница между нормальной и невротической потребностью в любви? Все мы хотим любить и быть любимыми, если это удается, мы чувствуем себя счастливыми. В такой степени потребность в любви или, точнее, потребность быть любимым, не является невротической. У невротика потребность быть любимым преувеличена. Если окружающие люди менее любезны, чем обычно, невротику это портит настроение. Для психически здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам; невротическая потребность в любви навязчива и неразборчива.

Подобные невротические реакции очень отчетливо выявляются в процессе психоанализа, так как в отношениях «пациент-психоаналитик» присутствует одна особенность, отличающая их от других человеческих отношений. В психоанализе относительно дозированная эмоциональная вовлеченность психотерапевта создает возможность наблюдать эти невротические проявления в более ярком виде, чем это случается в повседневной жизни: мы видим снова и снова, сколь многим пациенты готовы пожертвовать, чтобы заслужить одобрение своего психотерапевта, и как они щепетильны во всем, что может вызвать его неудовольствие.

Среди всех проявлений невротической потребности в любви хочется выделить одно, достаточно распространенное в нашей культуре. Это переоценка любви, свойственная, прежде всего, определенному типу женщин. Мы имеем в виду невротических женщин, которые чувствуют себя в опасности, несчастными и подавленными всегда, пока рядом нет никого бесконечно им преданного, кто любил бы их и заботился о них. У таких женщин желание выйти замуж принимает форму навязчивости. Они застревают на этом желании как загипнотизированные, даже если сами абсолютно не способны любить и их отношение к мужчинам заведомо скверное.

Другая существенная черта невротической потребности в любви – это ее ненасытность, выражающаяся в ужасной ревнивости: «Ты обязан(а) любить только меня». Под ревностью мы подразумеваем здесь не реакцию, основанную на действительных фактах, а именно ненасытность и требование быть единственным предметом любви.

Еще одно выражение ненасытности невротической потребности в любви – это требование безусловной любви. «Ты обязан(а) любить меня независимо от того, как я себя веду». Даже тот факт, что в психоанализе пациент должен платить психотерапевту, служит для невротика доказательством, что изначальное намерение психотерапевта вовсе не помогать: «Хотел бы помочь – не брал бы денег».

В их отношении к собственной любовной жизни господствуют аналогичные представления: «Он(а) любит меня только потому, что получает сексуальное удовлетворение». Партнер обязан постоянно доказывать свою «настоящую» любовь, жертвуя при этом своими моральными идеалами, репутацией, деньгами, временем и т. п. Любое невыполнение этих всегда абсолютных требований интерпретируется невротиком как предательство.

В конце концов, возникает главный вопрос, почему невротику так трудно удовлетворить свою потребность в любви?

Одна причина – ненасытность его потребности в любви, для которой всегда будет мало.

Невротик не отдает себе отчета в своей неспособности любить. Он обычно даже не знает, что не умеет любить. Чаще всего невротик живет иллюзией, что он величайший из влюбленных и способен на величайшую самоотдачу. Он держится за этот самообман, так как он выполняет очень важную функцию оправдания его претензий на любовь. Именно этот самообман позволяет невротику требовать все больше любви от других, а это было бы невозможно, если бы он действительно осознавал, что на самом деле ему на них наплевать.

Еще одна причина, почему невротику так трудно почувствовать себя любимым – это непомерный страх отвержения. Этот страх может быть так велик, что часто не позволяет ему подойти к другим людям даже с простым вопросом. Он живет в постоянном страхе, что другой человек их оттолкнет. Он может даже бояться преподносить подарки из страха отказа.

Страх быть отвергнутым и враждебная реакция на отвержение заставляют невротика все больше и больше удаляться от людей. Таких людей можно сравнить с людьми, умирающими от голода, которые могли бы взять еду, если бы руки не были связаны за спиной. Они убеждены, что их никто не сможет полюбить, и это убеждение непоколебимо.

Страх перед любовью тесно связан со страхом перед зависимостью. Так как эти люди на самом деле зависят от любви других и нуждаются в ней как в воздухе, опасность попасть в мучительное зависимое положение действительно очень велика. Они тем более боятся любой формы зависимости, поскольку убеждены во враждебности других людей.

Как же может быть понята эта невротическая потребность в любви с ее постоянной преувеличенностью, патологической навязчивостью и ненасытностью?

Можно подумать, что невротическая потребность в любви – это выражение инфантильной «фиксации на матери». Это подтверждается сновидениями таких людей, в которых прямо или символически выражается желание припасть к материнской груди или вернуться в материнскую утробу. История их детства действительно показывает, что они или не получили достаточно любви и тепла от матери, или что они уже в детстве были к ней чрезвычайно сильно (навязчиво) привязаны. В первом случае невротическая потребность в любви – выражение упорно сохраняющегося желания, во что бы то ни стало добиться материнской любви, которую они недополучили в детстве. Во втором случае, похоже, что это прямое повторение цепляния за мать.

Во многих случаях очевидным истолкованием кажется то, что невротическая потребность в любви – это выражение существенных дефицитов в самооценке. Заниженная самооценка, отношение к себе самому как к злейшему врагу, нападения на самого себя – типичные спутники таких людей, которые нуждаются в любви для того, чтобы ощутить себя в безопасности и поднять свою заниженную самооценку.

Часто невротическая потребность в любви проявляется в форме сексуальных заигрываний с психотерапевтом. Пациент выражает через свое поведение или сновидения, что он(она) влюблен в психотерапевта и стремится к некоторого рода сексуальной вовлеченности. В некоторых случаях потребность в любви проявляется прямо или даже исключительно в сексуальной сфере.

Чтобы понять это явление, мы обязаны помнить, что сексуальные желания не обязательно выражают половую потребность как таковую – проявления сексуальности могут также представлять собой вид ориентации на контакт с другим человеком. Невротическая потребность в любви тем скорее выразится в форме сексуальности, чем тяжелее складываются эмоциональные отношения с другими людьми. В таких случаях сексуальность – один из немногих, а может и единственный мост, перекинутый к другому человеку.

Источник

В чём различие между нормальной и невротической потребностью в любви?

Все мы хотим быть любимыми и наслаждаемся, когда нас любят. Это обогащает нашу жизнь и даёт ощущение покоя.
Потребность быть любимым сама по себе не является невротической.

Невротическая любовь выражается в чрезмерной потребности человека в том, чтобы его любили, ценили, признавали и поддерживали, чтобы он был постоянно окутан вниманием и заботой другого,
а также в чрезмерной чувствительности к неудовлетворению этих потребностей.

Если для здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценным для тех людей, которых он ценит сам или от которых он зависит, то невротическая потребность в любви навязчива и неразборчива.
Например, если официант или продавец кажутся менее приветливы, чем обычно это может сильно испортить человеку настроение.

Например: девушка чувствует себя несчастной, неуверенной и одинокой до тех пор пока рядом нет преданного человека, который бы её любил или заботился о ней.
Сама по себе она как бы не существует.
Желание выйти замуж принимает форму навязчивости. Она застревает в этом моменте, как под гипнозом, даже если сама абсолютно неспособна любить, но ей нужно, чтобы любили её.
Такие девушки не способны развивать свой творческий потенциал и таланты, т.к. их жизнь зависима от чужого отношения к ним и любви.

Выражается в крайней ревности: «ты должен любить только меня!». Здесь ревность основана не на объективных факторах, а на требовании быть единственным объектом любви.

Человек провоцирует партнёра своим поведением, злит или обижает, а потом требует, чтобы его любили не смотря ни на что.

«Любить того, кто отвечает взаимностью просто, а сможешь ли ты любить меня, если ничего не получишь взамен?». Партнёр должен доказывать «настоящую любовь», жертвуя своими ценностями и интересами. Любое невыполнение этих абсолютных требований воспринимается как отвержение.

Человек может воспринимать буквально всё как отвержение и реагировать ненавистью на это.

Такие люди как правило испытали тяжёлое разочарование в детстве, которое заставило их вычеркнуть из своей жизни любовь, привязанность и дружбу. Убеждение, что их нельзя полюбить предохраняет от переживания действительного отвержения

Одна из причин — ненасытность потребности в любви, другая — неспособность любить самому. При этом человек не всегда осознаёт это и часто живет иллюзией, что он величайший из влюблённых и обладает огромной способностью к самоотдаче. Он держится за этот самообман, поскольку невозможно требовать так много любви от других, если осознаёшь, что по сути они тебе безразличны.

Такие люди запираются на все замки и таким образом сохраняют чувство защищенности. Отчасти это страх перед зависимостью, поскольку они действительно зависят от любви других, которая нужна им как кислород для дыхания.

Поэтому невротику так трудно найти удовлетворяющие отношения.
Он может рационализировать свою ситуацию тем, что ему не везёт с партнёрами, они не отвечают его потребностям, перевелись, такова его судьба, карма или семейное проклятие.
Но, на самом деле — это невроз и его можно и нужно лечить, чтобы иметь возможность выстраивать гармоничные, удовлетворяющие отношения и получать удовольствие от жизни не зависимо от того есть у тебя сейчас отношения или нет.
Анастасия Телятникова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *