к чему относятся электросамокат
Какие правила действуют для электрических самокатов?
К каким участникам дорожного движения приравниваются люди на электросамокатах: пешеходам, велосипедистам или водителям мопедов? Какие правила дорожного движения касаются электросамокатов? Нужен ли шлем, как на мопеде или мотоцикле? Можно ли ездить по проезжей части, а не по тротуару?
Электросамокат — это пример того, как законы не всегда успевают за техническим прогрессом. Раньше самокаты выглядели так, что даже правила дорожного движения скромно относили самокатчиков к пешеходам. А потом ситуация изменилась.
Современные самокаты ездят быстрее, чем старый Москвич. Но если для Москвича нужны права, то для электросамоката нет. Прогресс опередил законодательство.
Но это не значит, что водителям самокатов можно делать все что угодно. Это зависит от мощности двигателя самоката и его максимальной скорости.
С точки зрения ПДД водитель самоката — пешеход
Водитель самоката по ПДД приравнен к пешеходам. Так же как люди на роликовых коньках и те, кто пользуется санками, тележками, детскими или инвалидными колясками.
Водительское удостоверение для управления самокатом не требуется, шлем тоже не нужен: пешеходы их не носят.
Отсюда вытекают обязанности водителя самоката:
Для самокатов, которые приводятся в движение исключительно человеческой ногой, такие требования выглядят вполне обоснованными.
Но закон за прогрессом не всегда успевает. К самокату приделали электромотор, и его скоростные характеристики изменились. А требования ПДД остались прежними.
Все зависит от мощности двигателя и максимальной скорости электросамоката
Что о самокатах говорит судебная практика
Суды тоже всегда смотрят на технические характеристики самоката, принимая решения, какие меры принять к его владельцу.
Пример из суда. Пьяный мужчина в Тамбове ехал на электросамокате. Сам он, правда, утверждал, что самокатом не управлял, а просто находился рядом с ним на тротуаре. Сотрудники ГИБДД осмотрели его самокат и обнаружили маркировку мощности двигателя — больше 4 кВт. Суд решил, что по техническим характеристикам это мопед, а значит, водитель не относится к пешеходам. То, что мужчина не управлял самокатом, не подтвердили свидетели. И суд лишил его права управления транспортными средствами. Обжаловать решение суда не получилось.
Другой пример — из суда города Ливны. Мужчина, как и в предыдущем случае, управлял электросамокатом в нетрезвом виде. Сотрудники ГИБДД отправили его на освидетельствование, которое это состояние подтвердило. Дело направили в суд. Однако в суде мужчина предъявил инструкцию по эксплуатации электросамоката. В ней было сказано, что мощность двигателя — всего 2 кВт. А это означает, что такой самокат транспортным средством не является, а мужчина — пешеход. Лишить пешехода права управлять транспортом, даже если он пьян, нельзя.
Суд постановил: этот электросамокат нельзя отнести к какому-либо транспортному средству. А значит, управление им в пьяном виде — это не нарушение. Поэтому водительского удостоверения человека не лишили.
Правила безопасности тоже нужно соблюдать
Хотя водитель самоката считается пешеходом, соблюдать правила безопасности все равно нужно. Если владелец электросамоката их нарушит, его можно привлечь к ответственности на тех же основаниях, что и пешехода, — по статье 12.29 КоАП РФ.
Я рекомендую водителю электросамоката следующее:
Что в итоге
Все зависит от мощности и максимальной скорости электросамоката.
Не выбрасывайте инструкцию к самокату. Хранить ее закон не обязывает, но если что-то случится, то будет проще общаться с сотрудниками ГИБДД.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Правила езды для самоката: с двигателем и без него
Самокаты приобретают всё большую популярность в России. Ещё больше распространяются электросамокаты и начинают появляться на дорогах байки с двигателем внутреннего сгорания. Мы уже выяснили действие законодательства на гироскутеры и сегвеи. Настало время поговорить о вновь набирающих распространённость средствах передвижения. Как на них действуют ПДД в 2021 году? Можно ли ездить на них по дорогах для автомобилей? И как оценивается это транспортное средство с точки зрения Правил? Всё это мы узнаем в формате вопросов и ответов в этой статье.
Что такое самокат и электросамокат по ПДД?
Чёткого определения этого средства передвижения в Правилах дорожного движения на сегодняшний день нет. И потому оно подходит для целого ряда именно касательно терминов. Все такие определения перечислены в пункте 1.2, и вы удивитесь, к каким из них можно причислить обсуждаемый нами транспорт!
В контексте автозакона важно знать следующие характеристики:
И исходя из этих параметров давайте рассмотрим, к каким определениям можно отнести самокат. Обратите внимание, сначала мы проведём анализ законодательства, предполагая и размышляя, и только потом сделаем вывод, к чему отнести самокат, и выясним правила движения по дорогам и тротуарам для них.
Велосипед
Неожиданно, но больше всего по терминологии самокаты подходят именно для определения велосипедов по ПДД. Но, забегая вперёд, сразу оговоримся, что это не велосипеды. Почему? Узнаете ниже!
Велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Если речь идёт не об электросамокатах, то это вполне себе велосипед, не имея собственного описания в действующих на 2021 год Правилах.
Из этого следует, что для самоката действуют те же пункты, что и для велосипедистов:
Мопед
Ещё неожиданнее, не правда ли?! Но формально самокат подходит и под определения мопеда.
И нигде не указано, что к мопедам не относятся средства передвижения, на которых вы стоите ногами, коими и являются электросамокаты. Между тем, некоторые судьи придерживаются такого же мнения. Так, пару лет назад целых 2 судьи в Тамбове (мировой и районный) вынесли вердикт на наездника электросамоката о лишении его автомобильных прав за то, что тот ехал в состоянии опьянения.
Пешеход
И, наконец, последнее определение предписывает нам, что катающийся на самокате с точки зрения ПДД является простым смертным пешеходом.
Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Как видим, самокат всё же упоминается в Правилах, хотя и не имеет строгого собственного термина в этом подзаконном акте.
Но к чему же правильнее всего отнести электросамокаты и таковые без мотора, чтобы понять, где можно ездить на них?
Электросамокат – это транспортное средство?
Нет. Итак, настало время делать выводы.
Для того, чтобы определить, какие права есть у водителя самоката, нужно выяснить, относится ли последний к транспортным средствам. Велосипед и мопед и есть таковые, а вот пешеход – нет. Но для нас единственной практической целью выяснения этого являются возможные наказания в случае нарушения движения на электросамокате. А такие наказания содержатся в КоАП.
Между тем, именно в КоАП в целях применения санкций ко всем участникам дорожного движения даётся наиболее точное определение транспортного средства. Это такой транспорт, который приводится в движение двигателем мощностью не менее 4 кВт, а максимальная скорость у него выше 50 км/ч. И редкий электросамокат будет обладать такими характеристиками – по меньшей мере, по части мощности мотора.
Такую трактовку вы можете найти в примечании статьи 12.1 Кодекса.
Более того, само определение пешехода в Правилах дорожного движения причисляет к таковому именно едущего на обсуждаемом нами средстве передвижения. Да, в термине не говорится ничего об электросамокатах. Но отсюда закономерно можно сделать вывод о том, что даже при наличии мотора электросамокат не меняет своё название и остаётся именно самокатом.
Таким образом, делаем вывод, что передвигающийся на самокате или электросамокате – не более, чем пешеход. Это единственное верное определение.
А вот в ГИБДД логично предположили, что к водителю такого транспорта должны применяться части 2 и 3 статьи 12.29 КоАП, предусматривающие ответственность для иных лиц, участвующих в дорожном движении. Такой ответ был получен нами специально для данной статьи:
Где можно ездить на самокате?
Исходя из сделанного вывода получаем, что на владельца электросамоката действуют ПДД по части пешеходов. И это такие правила езды (их полностью регулирует раздел 4):
Можно ли ехать по дороге?
Нет. Как мы уже указали выше, единственное условие, когда на самокате можно ездить по дороге (именно по проезжей части) – это отсутствие тротуара или пешеходной дорожки, а также обочины.
Если таковые есть, то по проезжей части дороги кататься в 2021 году с точки зрения ПДД нельзя.
Что, если я буду ехать на самокате пьяным?
В таком случае вполне может быть и лишение автомобильных прав. Это незаконно. Но выше мы привели ссылку на не совсем верное указание районного судьи, где неумолимая судебная практика, тем не менее, не сделала легче жизнь самокатчика, который, к тому же, в момент, когда к нему подошли сотрудники ГИБДД, просто стоял рядом с электросамокатом.
Судья в этом решение указал на то, что самокат является транспортным средством. Дело было рассмотрено не всесторонне, так как в решении есть отсылка на определение ТС в Административном кодексе, согласно которому электросамокат никак нельзя причислить к последнему, однако, никто даже не стал смотреть на характеристики устройства.
Постановление другого суда, напротив переквалифицировало наказание для пьяного «наездника» электросамоката в статью 12.29 КоАП, которая предусматривает ответственность для пешеходов. Виновник ехал также в состоянии опьянения. Но его защитник верно сформулировал определения в законодательных актах, и судья понял, что в данном случае речь идёт о нарушении именно пешехода.
Всё об электросамокатах: что это, зачем он нужен и как на нем кататься по всем правилам
Содержание
Содержание
Электросамокаты в последнее время настолько популярны, что сейчас идет активная работа по включению их в ПДД в качестве одного из равноправных и законных участников дорожного движения. Для них даже название придумали: «средство индивидуальной мобильности». Но пока одни уверенно рассекают по городу на самокате, другие до сих пор не понимают, зачем он нужен. В этом материале мы собрали все, что смогли найти про электросамокаты от внутреннего устройства до ПДД.
Зачем нужен электросамокат
Для чего можно использовать электросамокат кроме развлечений детей и подростков? Вот несколько примеров, наглядно показывающих, что это совсем не игрушка. Электросамокаты подходят для:
А ещё можно использовать электросамокат для того, чтобы добраться до стоящего на стоянке автомобиля или до станции метро в мегаполисе.
Как видите, вариантов много. Особенно, если учесть, что электросамокат почти так же удобен, как и велосипед, но при этом обладает большей мобильностью, так как в сложенном виде занимает меньше места.
Электросамокат неудобен в дождь или холодную погоду. Есть мнение, что электросамокаты вообще нельзя использовать в дождь и снег. Это не совсем так. Большая часть производителей самокатов допускают их использование в дождь и езду по лужам. Но нужно смотреть на класс защиты от влаги. Все электронные узлы самоката должны иметь влагозащиту. Причем райдеры (поклонники электросамокатов) часто делают еще и дополнительную герметизацию для мотора, аккумулятора и контроллера.
Не стоит забывать и о том, что в дождь и холодную погоду электросамокатом сложнее управлять, так как на дороге скользко, а значит, ухудшается управляемость и увеличивается тормозной путь.
Устройство электросамоката
Конструкция электросамоката похожа на обычный, за исключением того, что в нем появился электромотор и все, что необходимо для его работы. Основными узлами электросамоката являются:
Колеса и электродвигатель. Обычно на самокате переднее колесо является поворотным ведомым, заднее – ведущим. Впрочем, бывают и переднеприводные варианты, а также модели, у которых оба колеса являются ведущими. Ведущее колесо бывает двух типов. Первый вариант — мотор-колесо. В этом случае электропривод встроен непосредственно в колесо. Второй — ведущее колесо, приводящееся в движение цепной передачей от установленного на раме электродвигателя. Также колеса бывают камерными и бескамерными и различаются по диаметру в диапазоне от 4 до 12 дюймов.
Оптимальны колеса диаметром 8–10 дюймов. Такой самокат хорошо едет не только по асфальту, но и по грунту. При этом не слишком сильно нагружает двигатель и разряжает аккумулятор.
Кроме того, электросамокаты оснащают фарами и прочей подсветкой или отражателями, обтекателями, например, крыльями на колеса. Некоторые модели имеют сиденья. Дополнительно может потребоваться, например, держатель для телефона и бутылки с водой.
Принцип работы
Работает электросамокат следующим образом. Аккумуляторная батарея приводит в действие электродвигатель, конкретные параметры его работы зависят от установленного режима. Режимом работы управляет контроллер, который ориентируется на команды водителя, отдаваемые с рукоятки акселератора и информацию с датчиков. В качестве датчика используется гироскоп, который фиксирует угол наклона к дороге. Электродвигатель формирует вращательный момент, передающийся на колесо. Колеса вращаются, самокат движется, вы едете.
Современные электросамокаты также имеют функцию обратной связи или рекуперации. Это означает, что когда вы передвигаетесь не за счет работы электромотора, а, например, едете под горку или отталкиваетесь ногой, то колеса вращаются свободно и не расходуют заряд аккумулятора, а наоборот, подзаряжают его. Конечно, это не позволит зарядить батарею полностью, вечных двигателей в природе не существует. Но немного подзарядки и увеличение дальности поездки никому не помешает. Тем более что это одна из основных характеристик электросамоката.
Основные характеристики электросамоката
Поговорим о том, на какие характеристики нужно обратить внимание при покупке. Основными характеристиками электросамоката являются:
Если говорить о мощности, то чем мощнее двигатель, тем быстрее поедет самокат. Кроме того, чем выше мощность, тем больше его можно нагрузить. Особенно это актуально в том случае, если самокат покупается для поездок человека весом более 90 кг. В целом же принято условное деление: самокаты с мощностью до 250 Вт подходят для людей весом менее 80 кг, а вот тем, кто хочет ехать быстрее или весит больше, надо брать самокат с мощностью выше 250 Вт. Кроме того, мощность двигателя имеет прямое отношение к правилам поездок на самокатах. Об этом чуть ниже.
По поводу аккумулятора понятно, что чем выше значение его емкости, тем больше запас хода. В среднем емкость в 1000 мАч обеспечивает пробег примерно 2 км. То есть, если у самоката батарея на 8000 мАч, то человек весом около 80 кг проедет на нем по ровной асфальтовой дороге около 14–16 км. Это значит, что максимальное удаление от места старта составит около 7 км, чтобы гарантированно доехать назад, а не тащить самокат на себе.
Оптимальным размером колес для самоката считается диаметр 8 дюймов. Такой самокат достаточно универсален. На нем можно ездить не только по асфальту, но и по грунту, что затруднительно с техникой, у которой колеса меньшего размера. Кроме того, чем меньше диаметр колес, тем, как правило, слабее двигатель. Вес средней модели с такими колесами составляет около 13 кг. Еще один важный момент — электросамокаты с колесами диаметром 8 дюймов, как правило, без проблем помещаются в багажник автомобиля.
Правила дорожного движения для электросамокатов
Формально, на момент написания статьи, в ПДД электросамокаты как отдельный вид транспорта отсутствуют. Строго говоря, в ПДД существует категория прав «М», которую получают водители мопедов. В соответствии с п.1.2 к понятию «мопед» относится:
«… двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее … электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт».
Таким образом, электросамокат с двигателем мощностью более 250 Вт формально попадает под понятие «мопед» и законно передвигаться на нем можно, только получив права категории «М». На текущий момент ГИБДД смотрит на этот момент «сквозь пальцы» и использует указанные нормы ПДД только в случаях, когда наказать владельца электросамоката однозначно надо. Например, в Казани недавно задержали нетрезвого водителя электросамоката, и теперь полиция пытается лишить его прав через суд на основании того, что самокат с двигателем мощностью 600 Вт по действующим ПДД относится к мопедам.
Однако Минтранс еще во второй половине 2019 года подготовил проект поправок в ПДД, в котором предлагается ввести понятие «средства индивидуальной мобильности». К ним отнесут и электросамокаты. Сейчас поправки проходят процедуру согласования, причем их критикует как ГИБДД, так и Общественная палата. Тем не менее, контуры правил, на которые следует ориентироваться, в целом определены.
Планируется, что после введения поправок на электросамокатах разрешат ездить, не получая права. При движении совместно с пешеходами потребуется соблюдать ограничение скорости в 20 км/ч.
Проект изменения ПДД разрешает кататься на электросамокатах:
В принципе на эти планируемые к внедрению правила следует ориентироваться уже сейчас. Они разумны. И, разумеется, при движении по улице правильно использовать такие средства защиты как шлем, например, велосипедный. Это повысит вашу безопасность.
Транспортное ли средство электросамокат: нюансы терминологии или проблема
Гражданин С., управляя электросамокатом, нарушил подп. 10.1 п. 10 ПДД, был привлечен к ответственности
по ст. 18.16 КоАП и лишен водительских прав на управление транспортными средствами.
Несмотря на кажущуюся абсурдность ситуации, в ходе рассмотрения этой ситуации пришлось столкнуться с интересными нюансами толкования НПА.
В мире ежедневно появляются новые типы товаров, работ, услуг, в связи с этим возникают общественные отношения. Вовлечение новых видов имущества в гражданский оборот и в целом регулирование отношений, складывающихся по поводу данных объектов, ставит перед правоприменителями новые вопросы.
В настоящий момент отсутствует сформировавшаяся правоприменительная практика привлечения лиц к ответственности за нарушение ПДД при управлении электросамокатом и другими современными средствами передвижения с электродвигателем, например сегвеем — самобалансирующимся одно- и двухколесным средством передвижения. Вместе с тем, как стало ясно из позиции управомоченного органа, существует реальный риск, что лица, использующие указанные средства, при нарушении ПДД могут лишиться водительских прав.
Пример из судебной практики
Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, пришло к выводу, что гражданин С. нарушил подп. 10.1 п. 10 ПДД. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, С. управлял транспортным средством — электросамокатом. В этом усматривалось наличие состава административного правонарушения, определенного ч. 1 ст. 18.16 КоАП.
В материалах дела указывалось, что средство, названное электромопедом, имело два сиденья (для водителя и одного пассажира) и мотоциклетные органы управления. Механизма для привода в движение от мускульной силы у данного средства передвижения не было, конструктивно оно не предназначалось для приведения в движение толчком ноги, т.к. имело широкую площадку для ног и низко установленный руль.
В связи с указанным доводы С., утверждавшего, что электросамокат не является транспортным средством, орган, ведущий административный процесс, первоначально признал несостоятельными.
На основании ч. 1 ст. 18.16 КоАП гражданина С. оштрафовали на 50 базовых величин с лишением права управлять транспортными средствам на 36 месяцев.
Суд, рассмотрев жалобу гражданина С. и исследовав материалы административного дела, отменил постановление по административному делу и направил его на новое рассмотрение в ОГАИ РУВД. В качестве оснований для отмены постановления, среди прочего, указал на отсутствие в материалах дела сведений о транспортном средстве, в частности его характеристиках, максимальной скорости движения, мощности двигателя.
Таким образом, окончательную точку в споре суд не поставил. Вопрос о правовой категории, к которой относится электросамокат, остался открытым. Очевидно, что данный вопрос не является теоретическим. Он определяет, будет ли применяться целый блок норм КоАП к лицам, использующим средства передвижения с электродвигателем.
Учитывая положения ст. 11.9 ПИКоАП, для описания объективной стороны состава правонарушения необходимо определить средство совершения правонарушения. В контексте применения ст. 18.16 КоАП его отсутствие, на наш взгляд, свидетельствует об отсутствии объективной стороны как обязательного элемента состава правонарушения.
Нужно учитывать, что законодатель дал легальную дефиницию понятия «транспортное средство», в том числе в целях применения ст. 18.16 КоАП. Так, согласно примечанию к ст. 18.9 КоАП под транспортным средством понимается механическое транспортное средство, прицеп к нему, предназначенные для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или для установленного на них оборудования, а также шасси транспортного средства и самоходная машина.
Согласно подп. 2.26 п. 2 ПДД механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем.
Полагаем, что такое общее понятие транспортного средства фактически расширило применение административно-правовых запретов. Из буквального толкования следует, что любое средство с электродвигателем, предназначенное для перевозки пассажиров, грузов или оборудования, можно квалифицировать как транспортное (в том числе упомянутые электросамокаты, сегвеи, погрузчики и т.д.).
В то же время полагаем недопустимым рассматривать электросамокат в качестве средства совершения правонарушений, предусмотренных ст. 18.9, 18.12 — 18.22, 18.24 — 18.26 КоАП. Дело в том, что отсутствуют иные характеристики особенностей механического транспортного средства, которые следуют из содержания указанных статей.
Электросамокат не относится ни к одной из названных Законом о дорожном движении категорий транспортных средств. Значит, можно сделать вывод, что для управления электросамокатом не требуется специальное право. Таким образом, все лица имеют право на управление электросамокатом, применение ст. 18.19 КоАП невозможно.
Устанавливая санкцию, законодатель презюмирует, что субъект, совершающий правонарушение, должен обладать специальным правом. Водитель электросамоката таким лицом не является.
Состоятельность данного вывода подтверждается логикой законодателя, которая прослеживается при анализе содержания диспозиции и санкции ст. 18.23 КоАП. Так, ответственность по указанной статье наступает за деяния, совершенные при управлении транспортными средствами, для которых водительское удостоверение в соответствии с Законом о дорожном движении не требуется (велосипед, гужевое транспортное средство).
Соответственно, в санкции ст. 18.23 КоАП отсутствует мера административного взыскания в виде лишения специального права, поскольку она не может применяться ни к велосипедисту, ни к лицу, управляющему гужевой повозкой. При этом, на наш взгляд, ст. 18.23 КоАП вполне применима в том числе к водителю электросамоката, сегвея, скутера.
Резюмируя изложенное, полагаем необоснованным формальный подход к толкованию термина «транспортное средство» для целей применения КоАП. Считаем необходимым учитывать дополнительные характеристики, следующие из содержания норм КоАП. Это делает невозможным привлечение водителей электросамокатов к административной ответственности за нарушение ПДД и за правонарушения, предусмотренные ст. 18.9, 18.12 — 18.22, 18.24 — 18.26 КоАП.