к чему подкидывают веник
Порча под дверью
Любой, даже не очень суеверный, человек определенно не обрадуется постороннему предмету, обнаруженному невзначай на своём пороге. Для чего делается порча под дверью, что она из себя представляет и как от неё избавиться?
Что такое подклады?
Следует начать с того, что в подложенной специально на порог вещи (при этом вовсе не важно, какая она конкретно), содержится огромное количества негатива и «плохой» энергетики. Она в буквальном смысле слова пропитана злом, ненавистью, завистью и прочими отрицательными эмоциями.
Как правило, накоплению этого самого негатива способствуют особые колдовские действия, проводимые с целью порчи. Подкладываемая вещь специальным образом заговаривается для того, чтобы нести зло тому, для кого она предназначена. И всё это казалось бы страшной и нелепой шуткой, если бы не приводило к печальным, а иногда и необратимым последствиям.
Многие, не понимая всю серьёзность происходящего, поднимают обнаруженные возле входных дверей (да и просто посреди дороги) «подарочки», заносят их домой, а самые отчаянные – даже пользуются ими! Но этого делать ни в коем случае нельзя!
Какими они бывают?
Разумеется, подбросить могут всё, что угодно. В том числе и денежные купюры, которые никому лишними не покажутся. И, радостно сжимая в ладонях «источник зла», человек и знать не будет, откуда потом у него внезапно появится куча болячек и будет преследовать череда неприятностей и проблем.
Что еще может выступать в качестве подложенной порчи? Очень часто это бывает что-то, принесённое с могилы (растущие там цветы или же почва). Также очень распространенные предметы, которые обнаруживает рядом с собой либо на своём пути жертва, — обыкновенная соль, гвозди и иголки. Над ними совершаются действия обрядов чёрной магии. И, попав в руки, эти вещи способны причинить много зла.
Как правильно поступить при обнаружении недоброго «подарка»?
Самое важное и непреложное правило: не поднимать, не хватать и не трогать! Ни при каких обстоятельствах! Это вас не должно заставить сделать ни любопытство, ни нужда, ни чистоплотность, ни одно другое чувство. Стоит только забыться, и заговоренная вещь попадет в ладони – всё, колдовские чары начинают действовать мгновенно. Избавиться от них – ох, как нелегко. А в некоторых случаях – и вовсе невозможно. Всегда помните об этом!
Можно ли каким-то способом убрать подложенную «гадость» от порога? Можно. С помощью веника, лопатки, откинуть или отодвинуть её любым другим предметом, главное – без помощи собственных рук. В данном случае не спасут даже надетые рукавицы. Ни одетое, ни голое тело не должно касаться подброшенной вещи.
Золотое правило безопасности: не поднимать того, что вы не уронили!
Ценность и красота лежащей на пороге или на дороге вещи не должна вводить в заблуждение. Не всё то золото, что блестит. И не всё то вам необходимо, что не заработано и не куплено лично. На то и расчёт любителей чёрной магии: бесхозная красивая вещица вызовет желание жертвы прибрать её к рукам, зачем добру пропадать? Будьте вооружены знаниями против этих приёмов, не поднимайте ничего и никогда, ради собственного здоровья и безопасности.
Очень часто таким образом, через заговоренные и подброшенные вещи, люди убирают от себя неизлечимые болезни и самые разные жизненные проблемы. И передают их тем, кто поднял брошенный предмет и «принял в наследство» с ним весь тяжкий груз, который он несёт в себе.
Значение подкладов
Чего только за всю историю существования и применения подброшенных заговорённых предметов люди не находили на своём пути и пороге! Фантазии колдунов нет предела. Но всё же считается, что подкладываемый предмет выбирается не случайно. Каждый из них несёт в себе определённую смысловую нагрузку и относится к разным сферам влияния.
Так, если хотят, чтобы жертва не вылезала из болезней, а женщина – еще и растеряла всю свою красоту и привлекательность, то подбрасывают на дорогу, под дверь или прямо на рабочий стол красивое спелое яблоко. Возьмёшь такое в руки, и болезни тут как тут, ждать себя не заставят.
Внезапно обнаруженная бутылка любого алкогольного напитка может быть подложена с целью испортить жизнь непрекращающимся пьянством. Человек после обнаружения такого «подарочка» вдруг начинает часто и много пить, и остановить наведенный алкоголизм в дальнейшем крайне сложно.
Деньги заговариваются на самые разные виды порчи. Но, самая распространенная из них – на финансовые проблемы. Итог – разорение, материальные неудачи, сведение концов с концами вместо прежнего благополучия и процветания. К тем же неприятностям в денежной сфере жизни подкладывают картофелину.
Для привлечения в жизнь жертвы неприятностей, трудностей и потерь могут подложить пустую или полную банку, порванную или порезанную бумагу, мел, пакет, рассыпанную муку, бант, мыло, и даже блины или сельдь. Не поднимайте и не берите в руки эти предметы, если не уверены, откуда они вообще взялись рядом с вами.
На проблемы с беременностью заговаривают и подбрасывают сухую дыню, любую шапку, арбуз или кусочки ваты.
Обнаруженные осколки стекла – символ испорченной жизни и сломанной судьбы.
Печаль и тоска ожидают в ближайшем будущем того, кто поднимет бусы, веточки вербы, какие-либо ягоды, горчицу, лук, орехи, редьку или лимоны. А к бедности могут «угостить» сыром или подложить на пути пуговицу.
Самые страшные вещи, подкладываемые с пожеланием смерти, нужно знать обязательно! И ни в коем случае не прикасаться к чему-либо подобному, увиденному рядом с собой. Это может быть венок из цветов (да и сами цветы в том числе), неисправные часы, крест, земля или глина, полотенце, сушёные мухи и сложенная из любого материала форма петли.
Сложно представить себе, чтобы кто-нибудь подбросил утюг, однако, и такое бывает. Это – символика предстоящего тюремного заключения. Его также предвещает цепочка или замок.
Отдельная категория такого рода вещей – это иголки. Они могут символизировать всё, что только недоброжелателю на ум придет. В том числе, и любовный приворот, от которого потом во веки не отделаешься.
Конечно, если ежедневно разглядывать каждую ветку или камень, лежащие на вашем пути, то так недолго и сойти с ума. И перестать выходить из дома – тоже не выход. Но желательно обращать самое пристальное внимание на то, что невзначай попадается в тех местах, где руки так и тянутся его поднять или переложить. Это убережёт от многих проблем и опасных неприятностей. Ведь подклады размещают таким образом, чтобы жертва гарантированно заметила и подняла или хотя бы подержалась за них.
Список толкования подкладов
Брать нельзя. Что делать с подкладом?
Вторая заповедь обращения с подкладом (первая, как вы помните – не трогать!) гласит о том, что его запрещено выбрасывать. С логикой всё в порядке, немного терпения, и суть сказанного откроется.
Да, от него необходимо избавиться. Это бесспорно и обязательно. Но достигается не обычным отбрасыванием подальше от порога или сталкиванием в мусорную корзину с поверхности рабочего стола. Как же правильно поступить? Желательно – предать подложенную вещь огню.
Если это что-то достаточно объёмное, к тому же еще и плохо горящее, но возникает резонный вопрос: где в черте города можно это сделать? Если развести костёр в частном секторе или на пустыре в пределах города не представляется возможным, то лучше поступить следующим образом.
Колдовской «подарок» смести с помощью веника на лопатку и, упаковав в какую-нибудь тару, вывезти из города в любое место, где получится его сжечь. В тот же костёр рекомендуется отправить приспособления, с помощью которых убирался и транспортировался подброшенный предмет.
Не стоит всякий раз усложнять свою жизнь беспочвенными подозрениями в адрес коллеги, положившего вам на стол яблоко или апельсин с целью угощения. Но, в то же время, предупреждён – значит вооружён! И своевременная бдительность поможет избежать серьёзных проблем в жизни.
К чему подкидывают веник
Сообщение Севеяр » 15 ноя 2012, 22:51
Веник— “опасный” и “нечистый” предмет, орудие порчи и колдовства и в то же время оберег от злых сил.
По народным представлениям, демоны могли появляться в виде летящей метлы, оборачиваться Веником или помелом, волочить за собой Веник или держать его в руках. Веником ведьма сбивает росу, отбирая у коров мололо, дотрагивается им до вымени чужой коровы, волочит Веник по полю, чтобы отобрать урожай. Веник подбрасывали к дому, под порог, в огород, перебрасывали через дом, подкладывали в телегу жениха и невесты, бросали вслед человеку, чтобы навести порчу, вызвать ссоры, болезни, несчастья. На Русском Севере считали, что банник живет в куче неошпаренных банных Веников, а домовой обитает под Веником. При переезде в новый дом обязательно брали с собой старый Веник.
С Веником связано множество запретов и предостережений: старый Веник нельзя было выбрасывать вблизи дома, на дороге, где на него может наступить человек или животное,— это грозит болезнями, особенно коростой, чесоткой, недержанием мочи, бессонницей и др. бедами. Широко распространен запрет бить Веником человека и скотину — ребенок или животное не будут расти, станут худыми и сухими, как Веник. Старый Веник. обычно запрещалось сжигать в печи, т.к. это вызывает ветер, вихрь, бурю, нашествие нечисти — вшей, клопов, тараканов, а также ссоры и раздоры в семье.
Защитные свойства Веника, его способность противодействовать нечистой силе также связаны с его утилитарной функцией очищения, устранения нечисти. Для отгона демонов метлу ставили перед дверями дома или хлева (часто ручкой вниз), обходили дом, размахивая метлой и произнося специальные заклинания; бросали Веник вслед человеку с дурным глазом; били Веником о порог дома, прогоняя чужого домового, вредящего хозяйству.
Веник использовали для защиты роженицы и новорожденного от злых духов: его клали в изголовье, под колыбель, прислоняли к колыбели. Веником расчищали путь свадебному поезду, дорогу жениху и невесте, идущим в баню, чтобы защитить их от порчи.
Для защиты посевов и урожая от птиц и грызунов обходили поле по солнцу со старым Веником в руках и махали им от себя; подкладывали в снопы колядный Веник или три прутика от него; рассыпали прутья Веника в амбаре или погребе.
Веник помогал и в случае, когда не удавалась какая-нибудь работа: если плохо сбивалось масло, маслобойку били старым Веником или подкладывали под нее Веник; чтобы при тканье не путалась основа, трижды ударяли ее Веником; если при тканье рвалась нить, сквозь Веник девять раз проливали воду и выливали ее на дверные петли; чтобы хорошо выпекался хлеб, на припечке жгли старый Веник, били им по дну дежи и т.п. При пожаре обходили со старым Веником горящий дом.
Re: Веник
Сообщение Севеяр » 15 ноя 2012, 22:51
При первом выгоне скота подкладывали Веник под порог, терли им корову, кропили скот водой с Веника. Когда вели корову на случку, погоняли ее старым березовым Веником или били ее Веником, чтобы она “погуляла”. Веником били и плодовые деревья, чтобы вызвать хороший урожаи фруктов.
Чтобы куры держались своего дома, на чердак по праздникам забрасывали Веник; подвешивали Веник и старый лапоть на угол дома для защиты цыплят от хищных птиц.
Старый Веник втыкали в грядки с капустой, огурцами, чесноком, в поля растущего льна, ржи, чтобы уберечь их от порчи и стихийных бедствий. Крестьяне Сибири при посеве репы держали во рту обломок комелька Веника как средство от порчи.
Веник использовали в лечебной магии: больных били Веником, обметали Веником, прикасались им или привязывали его к больному месту, укладывали больного на Веник, накрывали им больного, перебрасывали Веник через больного, заставляли его перешагнуть через Веник, кропили больного водой с Веника; парили прутья Веника и давали больному пить отвар, подкуривали больного прутьями Веника и т.п. Для избавления ребенка от ночного крика его водили по дому, обметая его новой метлой; клали его у печи и трижды обметали с головы до ног, били его Веником на пороге, зашивали десять прутиков в ребенка, выбрасывали одежду ребенка со старым Веником в окно. Если ребенок долго не начинал ходить, клали ему между ног Веник, затем рассекали его и раскидывали прутья. Русские для лечения радикулита совершали особый обряд “рубить утин”: рубили Веник на пороге или на пояснице больного, произнося приговор.
В обрядах опахивания села при море и эпидемиях участвовали женщины с вениками или метлами в руках. Во время похорон умершего от холеры за гробом шла вдова и мела Веником до самого кладбища, “выметая холеру”, или две вдовы бежали за гробом с голиками в руках и за селом их выбрасывали.
Во время засухи Веники применялись при вызывании дождя: бросали в колодец сухой Веник или разбрасывали прутья от Веника на перекрестке; жгли на перекрестке 12 старых Веников; обходили с Веником село. Для остановки дождя и отгона тучи выбрасывали из дома Веник, часто вместе с хлебной лопатой, кочергой и т.п.; забрасывали метлу и кочергу на крышу. Весной, заслышав первый гром, в Полесье трижды кувыркались через Веник.
В девичьих гаданиях о замужестве использовался колядный Веник, т.е. Веник, которым подметали в доме на святки. Его подбрасывали вверх, примечая, в какую сторону он упадет; бросали на дорогу, ожидая, что его поднимет суженый, подкладывали Веник или прутья от него на ночь под подушку в ожидании вещего сна; выбрасывали Веник на мусорную кучу, прислушиваясь к собачьему лаю и т.п. На Русском Севере девушки гадали с банными Вениками: после мытья в бане в день Аграфены Купальницы (23.06) они бросали свои Веники в реку и по тому, как они плыли или тонули, гадали о жизни-смерти и о замужестве (см. аналогичные гадания с венками).
Re: Веник
Сообщение Севеяр » 15 ноя 2012, 22:52
В свадебном обряде банный Веник играл большую роль: во время девичника наряжали банный Веник и, пока топили баню, ставили его на крышу, а затем торжественно несли перед невестой в баню; разбирали Веник на прутья, каждый обвязывали красной лентой и втыкали по обеим сторонам дорожки в баню (“вершили дорожку”); на обратном пути из бани раскидывали Веник, которым парилась невеста, и по нему шли к дому.
В погребальном обряде и в поверьях о смерти Веник связывается с душой умершего. Для облегчения агонии знахарки перебрасывали Веник через крышу дома; без особой нужды старались не трогать Веник, чтобы “не тревожить душу”. После выноса покойника Веник было принято выбрасывать вместе с мусором и щепками от гроба. На Вологодчине покойницкий Веник и щепки от гроба спускали в реку, а зимой бросали на лед, чтобы весной их унесло вместе со льдом. Часто листья от Веника разбрасывали по дну гроба или набивали ими подушку. Ср. рус. выражение “пора на веники” — “пора умирать”. На Радуницу вениками обметали могилы близких. Покойницкий В. использовался в хозяйственной и лечебной магии: его прятали в хлев для оберега скота, втыкали в поле и огород и т. п.
К празднику Ивана Купалы был приурочен обряд уничтожения старых, стершихся Веников и заготовки новых. Старые Веники сжигались в купальском костре, что символизировало уничтожение ведьмы.
В качестве орудия устрашения, битья, пародийного подметания Веник входит в реквизит ряженых, особенно масленичных. Старые Веники подвешивали к чучелу Масленицы, или само чучело делали из Веников. Вениками украшали дуги, хвосты лошадей, упряжь при проводах масленицы. В пародийной (“цыганской”) свадьбе ряженых “молодых” символически венчали на мусорной куче, благословляя их веником.
Веник в доме: народные приметы и суеверия
Веник, согласно многим суевериям и приметам, — особый оберег вашего дома, который защищает от негатива не только помещение, но и всех, кто в нём проживает. Если неправильно его использовать, это может привлечь в жилище очень плохую энергетику, которая спровоцирует ссоры и скандалы между близкими людьми.
Чтобы ничего подобного не произошло, нужно знать главное значение веника, куда его ставить, когда лучше приобретать, а также что делать со старым веником, если вы купили новый. Обо всём этом мы расскажем в этой статье.
Приметы о старом венике
Ещё наши предки считали, что старый, изношенный веник может стать отличным инструментом для наведения порчи и сглаза. Поэтому старый предмет быта выкидывали подальше от дома, а ещё лучше — сжигали или закапывали в землю. Таким образом, как бы, «запечатывали» энергию, которая копилась на нём годами.
Оставить старый веник у порога — навлечь на дом неприятности: сплетни, зависть, проблемы на работе, ссоры между родными, бессонница, кража.
А вот если вы решили сменить место проживания, то новый веник лучше не покупать заранее. Возьмите с собой старый, ведь согласно суевериям, метла — место, где живёт ваш домовой, оберегающий семью и дом от бед. Таким образом вы перевозите не только веник, но и живущего в нём хранителя вашего очага. Согласно примете, если этого не сделать, то спокойствия и благополучия в новом доме ждать не стоит.
Суеверия про новый веник
Как только вы купили новый веник, не спешите использовать его по прямому назначению. Суеверия твердят, что над метлой нужно провести особый магический ритуал, чтобы в доме всегда царила финансовая стабильность. Для этого, нужно замести пол со словами: «Вымети всё плохое: ссоры, голод, скандалы, а замети всё хорошее: достаток, добро, мир и спокойствие!». Фразу можно произнести своими словами, но очень важно, чтобы в ней присутствовала ваша просьба о помощи. В конце подметания, заметите в дом немного листвы или пыли с улицы, чтобы таким образом привлечь в дом материальное благосостояние.
Существует ещё один ритуал, рассчитанный на привлечение богатства. Для этого на пол рассыпают мелкие монеты и оставляют в таком виде на ночь. На следующий день монеты сметают новым веником на совок. Важно, чтобы последний был исключительно зелёных оттенков. Монеты пересыпают в любой сосуд (банка, миска, коробка или даже кастрюля) и оставляют его в левом углу любой комнаты на 72 часа. Затем ёмкость плотно закрывают чем-либо, прячут в укромное место и никогда не открывают.
Существует ещё пара примет:
Значение веника в доме
Примет про веник можно встретить просто огромное количество. Этот предмет быта считается сакральным, магическим. Он несёт в себе особую энергетику, поэтому и относятся к нему с особым вниманием. Если обращаться с ним правильно, то он способен оградить хозяев дома от многих неприятностей и бед.
Вот самые популярные из них.
Как ставить веник в доме?
Ставить веник в доме рекомендуется исключительно ручкой вниз. Поставить его в неправильное положение, значит, навлечь на себя финансовые трудности.
Кроме того, с положением этого инструмента связаны некоторые приметы:
Когда покупать веник?
С приобретением связано так же много примет:
Можно ли презентовать веник?
Обычно такой презент не принесёт кому-либо особой радости. А очень зря! Веник, подаренный особым образом, станет не только незаменимым помощником в быту, но и мощнейшим оберегом. Как же правильно презентовать этот предмет?
Верить или нет этим приметам и суевериям — личное дело каждого. Но вот прислушаться к нашим предкам, которые очень ценили и берегли этот предмет быта, всё же нужно.
Магия и магические инструменты
От приворота до рунического талисмана
Список предметов, через которые наводится порча
Список некоторых предметов (даже продуктов), которые вы нашли у себя дома и которые не являются вашими. И вы в этом совершенно уверены. Вы узнаете, на что вам наслана порча. В любом случае найденный предмет или продукт питания надо брать не голыми руками, а в перчатках и сжигать со словами:
«Откуда пришла — туда и уходи!»
Вот такие «штучки» иногда подкидывают люди. Смотрите, анализируйте, не принимайте неожиданных подарков. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» И все — в огонь. Жадность тут неуместна.
Где искать подклад?
Места, где где чаще всего находят подклады, кладки, подкиды, подбросы, при тщательной генеральной уборке. Рекомендации, где искать подклад в квартире, в доме:
Признаки порчи у человека
Если с вами или вашими близкими происходят непонятные, странные события и вы не находите причин случившемуся вполне возможно что это порча, как определить порченого человека:
• ребенок ночью скрипит зубами и у него нет глистов • у человека бегают зрачки против часовой стрелки • у человека один глазной зрачок больше другого • у женщины на лице пигментные пятна, а все анализы нормальные • с правой стороны у человека появилось так называемое 13-е (или чертово) ребро (хрящ) • в квартире вас что-то поднимает в воздух или отрывает от земли на улице • у молодой женщины нет менструации или месячные выделения очень скудные • женщина не может забеременеть, а с медицинской точки зрения у нее все нормально • человек боится людей или замкнутого пространства • человек теряет в течение короткого времени значительный вес • человек при посещении церкви начинает кричать, падать и ему становится плохо • если человек надевает крестик, а он отталкивается от тела или теряется через некоторое время • если человека мучают нечистые по ночам • если человек не может смотреть в зеркало и не выносит своего взгляда • если у человека внутри глазного зрачка появляется красный глаз • если у человека внутри организма слышится лай, мяуканье, кваканье и т.п. • если человек смотря на икону или крест, начинает ругаться против своей воли • если человек сохнет на глазах, врачи ставят много диагнозов, а улучшения после лечения никакого нет • если человек панически боится запаха ладана и ему становится от него очень плохо • если в течение длительного времени у человека постоянный упадок сил, нет желания жить, двигаться, работать, а в голове засели мысли об уходе из жизни. • если человек когда начинает читать молитву, у него тут же начинается зевота • если в доме появились в большом количестве мыши, муравьи, тараканы и пр • если к вам ночью приходят нечистые и живут с вами половой жизнью • если у вас из желудка идет постоянное урчание • если в вашей жизни идет постоянная «чёрная полоса», то есть сплошное невезение во всем • если симпатичная девушка встречается с парнями, а замуж никак не может выйти • если возле вашей двери или в вашем подворье вы находите различные подозрительные предметы (земля, вода, кровь, песок, соль, перья, иголки, зарытые яйца, животные, птицы и т. д.). • если в своих подушках или перинах находите все, что не относится к перу (пшеницу, кукурузу, просо, веревки или перья розочками, веером, гнездом, измельченные перья и т. д.).
Каким образом может привязаться к человеку порча:
Будьте осторожны! Нетрогайте руками и не пробуйте на вкус подозрительные вещи, которые случайно обнаружатся в вашей сумочке или ещё где-то. Если не вы сами их положили туда, то вряд ли они попали к вам как приятный сюрприз. Если вы молоды, удачливы, симпатичны, то у вас наверняка есть много завистников, которые спят и мечтают испортить вашу жизнь. Такова правда.
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Объявление
Информация о пользователе
Веник как магический предмет. Использование метлы и веника в магии
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12017-01-11 02:13:17
Веник Lilith Dark
Ве́ник, метла — предмет домашнего обихода, наделяемый в народных представлениях демоническими и апотропейными свойствами.
Веник — ипостась, локус, атрибут мифологических персонажей, орудие порчи и колдовства и в то же время оберег от них, средство избавления от порчи, сглаза, болезней, орудие отгона злых духов. Утилитарная функция веника как инструмента метения сообщает ему противоположные свойства чистоты и нечистоты (ср. Мусор). Значимыми оказываются признаки: сухой (мертвый), противопоставляющий веник зелени, ветке, ритуальному деревцу; связанный, стянутый, скрученный, сближающий веник с узлом и перевяслом, предполагающий возможность развязывания, разрубания, разъединения.
Для восточнославянской, отчасти и западнославянской традиции характерно выделение старого веника (в его названиях преобладает магически осмысляемый и многократно обыгрываемый корень *der- ‘драть’: деркач, драпак, драпач, дрепак и т. п., кроме того, голик, окорык, комель, карачун и др.) как обьекта особых ритуалов и верований (ср. отношение к старой обуви, посуде, утвари) в противоположность новому венику, ритуальные функции которого значительно беднее.
Особые магические свойства часто приписываются веникам, используемым в обрядах, в частности покойницкому, колядному, четверговому и др., а также веникам, специально изготовляемым в определенные дни (в канун масленицы, в Иванов день и др.) или с соблюдением специального ритуала (напр., метла, изготавливаемая понемногу ежедневно до восхода солнца в период от Варварина дня до Рождества или от Рождества до Страстной пятницы).
Связь с нечистой силой и колдовством
По поверьям зап. славян, некоторые мифологические персонажи — змей и другие духи, приносящие человеку богатство (з.слав.), — могли появляться в виде летящей метлы (иногда огненной или искрящейся). В русской сказке змей оборачивается веником или помелом. На этих же предметах обычно летают ведьмы, колдуньи, босорки, стриги.
Связь веника с нечистой силой вызывает многочисленные запреты и предостережения, касающиеся контакта с веником человека и скотины. Опасались переступать через веник (особенно беременные и дети), наступать на него босыми ногами (витеб.). Нарушение запрета грозило человеку разными болезнями (головы, спины, ног), коростой, чесоткой (гомел.), особенно недержанием мочи (о.слав.). Считалось, что корова, перешагнувшая через веник, не будет приходить домой, не сможет «погулять» (Житомир.). Строго запрещалось поднимать валяющийся на дороге веник — это сулило ссоры, раздор и беды в семье (житомир.). Специальные запреты относятся к битью веником человека и скотины и мотивируются тем, что тот, кого бьют, станет сухим и худым, как веник (ср. укр. «схне як пруття в метлі»); будет страдать от корости, чесотки и т. п. (будет чесаться, «драться як деркач» — полес.); ребенок после удара веником не будет расти (полес.); девушка не выйдет замуж (болг., макед., полес.); у скота «плоду не буде» (калуж., пинск.) и т. п. Считалось опасным оставлять веник на ночь в доме, ибо это грозило бессонницей (хорв.); переворачивать метлу в доме прутьями вверх, иначе будет болеть голова (ю.пол.); поднимать веник выше стола (волын.) и т. п.
Уничтожение веника
Старому, использованному, истертому венику приписывалась особая «нечистота», он подлежал ритуализованному уничтожению, удалению за пределы «своего» пространства, туда, где не ступает нога человека и скотины. Его относили, отбрасывали как можно дальше от жилья; бросали в реку; забрасывали на крышу дома; сжигали в ритуальном костре (на Купалу, в Юрьев день, Чистый четверг, на Пасху, Благовещение) или в своей печи. Вместе с тем известны и запреты сжигать веник, потому что иначе будет сильный ветер, вихрь, буря; будут нападать вши, клопы, тараканы; возникнут ссоры, раздор; коршун будет таскать кур; печь потрескается, расколется.
Веник как оберег и орудие отгона нечистой силы
Выставленная возле дверей дома и хлева метла (иногда перевернутая прутьями вверх) во многих славянских традициях была средством защиты от вредоносных духов. Таким способом хорваты преграждали путь вештицам, словенцы Штирии — морам, сербы — всей нечистой силе. Так же оберегали свои дома в особенно опасные дни жители Силезии, Краковского воев. и других мест. Эффективность оберега повышалась, если такую метлу похищали у беременной (ю.пол.), если несколько веников на длинных жердях воткнуть в свои ворота. У вост. славян выставленный у порога веник считался надежным средством против ходячего покойника.
Одним из способов обезвреживания ведьмы и снятия порчи считалось битье веником; в Жешовском воев. старались побить березовым веником ведьму, чтобы она «засохла»; в Полесье таким образом били бесноватую для изгнания из нее беса; чтобы вернуть подмененного нечистой силой ребенка, подменыша относили на мусорную кучу и били веником (карпат.). На Украине защищались от сглаза, произнося формулу: «Деркач тобі під хвіст».
Бытовая обрядность
У всех славян веник широко использовался для защиты роженицы и новорожденного от злых духов: его клали под подушку, ставили в изголовье, прислоняли к колыбели или клали под нее (бел.); ставили крест-накрест два веника перед дверью (словен.). Для защиты молодых болгары в первую брачную ночь подкладывали им под подушку веник. Активно использовали его и для оберега хлева: словенцы и хорваты ставили метлу перед входом в хлев; сербы Косова затыкали веник в коровники «от ведьм»; полещуки подвешивали веник в хлеву; в Силезии было принято класть метлы крест-накрест возле хлева накануне дней св. Яна и св. Юрия, чтобы защитить скот от ведьм.
Отгонная функция веника
Отгонная функция веника обнаруживается в ритуалах изгнания полевых вредителей — грызунов и птиц (в. и з.слав.). Для защиты урожая от птиц в Полесье обходили поле по солнцу с деркачом в руках и махали им от себя; для защиты от мышей клали в снопы колядный веник (или три прутика от него), рассыпали прутья веника в амбаре или погребе.
Веник в сельскохозяйственной магии
Когда плохо сбивалось масло, маслобойку били старым веником, подкладывали веник под нее или производили веником движения, отгоняющие порчу (укр., бел., пол.). чтобы не путалась основа при тканье, трижды ударяли ее деркачом, били им кросна при навивании основы; били готовую пряжу «от уроков»; бросали старый веник под кросна на время работы; проводили веником по кроснам, если не шла работа; прутик от веника втыкали в набилки (Полесье). Чтобы хорошо выпекался хлеб, на припечке жгли старый веник (ю.пол.). Если не удавалось тесто, хозяйка била веником по дну дежи, произнося формулу угрозы (волын., пол.).
Круговые обходы с веником в руках (или верхом на метле) способствовали, по народным поверьям, защите освоенного человеком пространства от всякого зла: при пожаре обходили со старым веником вокруг горящего дома (полес.); считали, что если обмести трижды вокруг курятника и закопать метлу там же, то воры не смогут украсть кур (словен.). С другой стороны, сами воры стремились заполучить т. н. покойницкий веник, чтобы усыпить хозяев «мертвым сном», для чего достаточно было ночью трижды обойти с таким веником вокруг дома (серб.).
Веник в скотоводческой магии
В скотоводческой магии удары или прикосновения веником осмыслялись как средство защиты скота от порчи. Напр., погоняли корову старым березовым веником, когда ее вели на случку (полес.); трижды ударяли скотину веником, если она убегала с пастбища (волын.); так же поступали в случае уменьшения надоев (брест.). Для урожая фруктов били веником садовые деревья (житомир.).
В Полесье при первом выгоне скота хозяева держали в руках веник, терли им корову, кропили святой водой с веника, подкладывали веник под порог хлева. Сходные приемы характерны и для земледельческой магии: старый веник втыкали в капустные грядки, в грядки с огурцами, чесноком, чтобы защитить их от сглаза, от червей; втыкали веник в поле льна (брест., пол.), в ржаное поле (пол.) и т. п.
Веник в лечебной магии
Веник использовался и в лечебной магии: больных били веником, обметали, прикасались или привязывали веник к больному месту, укладывали на веник, клали веник на больного, подкладывали под подушку, водили им по телу, перебрасывали веник через больного, заставляли перешагнуть через веник, кропили больного водой, используя веник, процеживали через веник воду и затем мыли ею больного, парили веник или прутья из него и давали пить, окуривали прутьями веника, готовили снадобья с добавлением пепла от сожженного веник и т. п. Такие приемы практиковались обычно при лечении болезней, вызванных, как считалось, сглазом, порчей, испугом: от ночного плача водили ребенка по комнате, обметая его новой метлой (карпат.), клали ребенка возле печи и обметали (полес.), били веником на пороге дома (пол.), зашивали девять прутиков от веника в одежду ребенка или подвешивали пучок из девяти прутьев над колыбелью (полес.); при недержании мочи у ребенка хорваты трижды ударяли его метлой, сделанной накануне поста, болгары заговаривали младенца, похлопывая его метлой; иногда (особенно в южнославянской традиции) просто держали метлу в руках как магический знак отгона (ср. типичную формулу угрозы в сербских заговорах: «метлою замету»); протаскивали ребенка через кадушку, подстегивая его веником (калуж.). Если ребенок не начинал ходить вовремя, его ставили на метлу (серб.), клали между ножками веник, затем рессекали его и раскыдывали прутья, чтобы ребенок пошел (брян.). С помощью веника лечили кожные болезни (чесотку, рожу, экзему, бородавки), а также желтуху, головную боль, лихорадку и другие болезни. В русской традиции для лечения радикулита рубили березовий веник на пороге, говоря при этом: «Рублю утин», — или надрубали веник прямо на пояснице больного. В южнославянской традиции веник или прутья от него использовались при магическом лечении глазных болезней.
В ветеринарной магии с помощью старого веника снимали порчу со скота: через больную корову трижды перебрасывали деркач, били им скотину, кропили святой водой с веника и т. п. В русских обрядах «изгнания Смерти» во время эпидемий или эпизоотий женщины опахивали село веником или помелом; за гробом последнего умершего от холеры шла вдова, заметавшая веником путь до самого кладбища, или две вдовы бежали за гробом с веником и за селом их выбрасывали (костром.).
Веник в метеомагии
Связь веника с ветром, дождем, градом находит отражение в полесских и польских верованиях о том, что сжигание старых веников в печи вызывает сильный ветер, бурю. Отсюда запрет бросать веник в печь. С другой стороны, когда ветер был необходим для работы ветряных мельниц, для веяния зерна, перемены погоды, рекомендовалось сжигать веник (в Великопольше для этой цели сжигали 12 старых березовых веников).
Веник могли использовать как для вызывания, так и для прекращения дождя. В Полесье, чтобы вызвать дождь, бросали в колодец сухой веник или разбрасывали его прутья на перекрестке дорог (брест.), жгли на перекрестке 12 веников (гомел.), обходили вокруг села с веником (гомел.). Для прекращения дождя и отгона градовых туч из дома во двор выбрасывали веник вместе с хлебной лопатой, кочергой и другими предметами (Полесье, Карпаты, Сербия, Хорватия). На Львовщине для отгона тучи метлу и кочергу забрасывали на крышу.
Связь веника с демонами природных стихий (планетниками, предводителями туч, здухачами и др.) подтверждает отмеченный в Болгарии, в р-не Плевны, обычай изготавливать обрядовую куклу Гермав из веника. Такая кукла чаще служит для прекращения дождя (в этом случае веник должен быть взят у впервые родившей женщины), но может быть использована и для вызывания дождя (тогда веник следовало украсть в доме девочки — пеперуды или додолы).
Веник в семейных обрядах и в гаданиях о замужестве
Поскольку метение входит в ряд типичных женских занятий, веник приобретает женскую символику в некоторых семейных и домашних обычаях. Так, возвращающихся из церкви с окрещенным младенцем кумовьев встречали в доме разложенными на пороге предметами: пилой, топором и кнутом, если ребенок — мальчик, и серпом, веником и молитвенником — если девочка (луж.). В Сибири в шутку говорили: «У бабы какая душа? — Не душа, а голик».
В ритуале испытания невесты подкладывали под порог (или на порог) метлу и следили, поднимет ли ее невеста при входе в дом (знак, что будет хорошей хозяйкой) или переступит через нее (плохой знак) (з.слав.). В сербской свадьбе свекровь готовила специальную метлу, которой молодая мела пол, после чего метлу украшали деньгами в знак приобщения невесты к новому дому.
У вост. славян в девичьих гаданиях о замужестве использовался колядный веник, которым подметали дом в святочный период: его подбрасывали вверх, примечая, в какую сторону ручкой он упадет, бросали на дорогу, ожидая, кто поднимет (тот и станет мужем); подкладывали на ночь под подушку в ожидании вещего сна; выбрасывали на мусорную кучу, прислушиваясь к собачьему лаю, и т. п. В Полесье крали веник у одного из парней, разделяли на прутья, и каждая девушка клала прутик на ночь под подушку; делали из прутьев веника «колодец» и звали суженого прийти напиться воды (гомел»).
Похоронная обрядность
Связь веника с душой умирающего особенно заметна в поверьях карпатской зоны: душа пребывает в метле, поэтому метлу нельзя бросать в грязь или сжигать, не развязав предварительно, чтобы освободить душу (ю.пол.); душа умершего скрывается в венике, которым метут хату, поэтому его кладут возле порога и стараются не трогать без особой нужды, «чтобы не тревожить душу» (укр. снятин.).
Покойницкий веник, т. е. такой, которым мели дом сразу после выноса покойника, выбрасывали вместе с мусором подальше от дома или бросали в воду, сжигали и т. п. У сербов было принято бросать веник и мусор в могилу или относить на кладбище, «чтобы душа там и осталась». Украинцы Покутья считали, что покойницкий веник надо выбросить в недоступном месте, «чтобы не затоптать покойника». В Силезии и у лужичан это делали, «чтобы покойник не вернулся». Вместе с тем, как и другие покойницкие предметы, такой веник расценивался как орудие хозяйственной и лечебной магии. В Полесье его прятали в хлев и использовали для оберега скота от домового, ведьмы, от сглаза; втыкали в грядки с капустой для избавления от гусениц или сжигали веник и обсыпали капусту пеплом. У сербов считалось, что с помощью «мертвецкой метлы» можно наслать порчу на недруга.
В похоронном обряде вост. славян в гроб стелили ветки и листья от веника и делали для покойника подушку из листьев березового веника (ср. русское ярославское выражение «пора на веники» ‘пора умирать’).
Колядный веник
Ритуал рассечения веника. Веники, которыми мели дом на Коляды (период от Рождества до Крещения), в Полесье считали нечистыми, опасными, подлежащими уничтожению (их выбрасывали, сжигали) и заменяли новыми. В зоне Нижней Припяти и междуречья Припяти и Днепра уничтожение колядного веника приобрело характер особого обряда рассечения веника, исполняемого обычно в канун Крещения (иногда после него), т. е. по истечении Святок (когда мусор после метения хаты не позволялось выносить из дома). Делали это женщины или девушки в доме на колоде или на пороге, рассекая веник топором на мелкие части и приговаривая: «Что вязала — развязывайся, что шила — расшивайся, что секла — рассекайся». Это действие и заговор должны были освободить от греха, связанного с нарушением запрета работать на Святки. Разрубленный веник, на котором оставались все грехи, сжигали в печи, разбрасывали по двору, по хлеву, выносили вместе в мусором в сад под плодовое дерево. Нередко эти действия понимались как оберег от нечистой силы, колдовства, порчи, болезней или как магия (напр., «чтобы скотина нормально рожала»). В сев. р-нах Черниговщины, выбрасывая разрубленный веник, девушки часто гадали: выносили веник и мусор на заслонке к перекрестку и слушали, с какой стороны донесется лай собак или другие звуки, по которым судили о своем замужестве.
Если колядные веники не уничтожались, они становились орудием порчи: их собирали в течение 7—9 лет, затем перебрасывали через хату, чтобы вызвать раздоры в семье (брест.). Вне указанного ритуала рассечение веника на пороге дома практиковалось как способ изгнания нечисти (насекомых, гадов) на Новый год, в Чистый четверг; для лечения некоторых болезней; для снятия порчи (рассекали веник, если через него переступала беременная).
Веник в очистительных обрядах
В некоторых р-нах Болгарии во время весенних обрядов (1 марта, Тодоров день, Благовещение), направленных на отгон гадов, насекомых, было принято поджигать старые веники, обходить с ними двор с криками: «Вон, блохи!» или «Убегайте, змеи, ящерицы!» (р-н Преслава). В Софийском окр. в Чистый понедельник одна женщина выносила горящую метлу, а другая шла за ней и спрашивала: «Что ты выкуриваешь?», а та отвечала: «Выкуриваю блох». В зап. Полесье на Благовещение подметали дом, двор и сжигали веник с этой же целью, а украинцы Закарпатья после метения хаты ломали и выбрасывали веник, «чтобы нечисть не шла в дом». На Карпатах в Чистый четверг сжигали мусор вместе с веником и по дыму от костра гадали. Во многих р-нах Полесья в этот день (реже — в Страстную субботу) сжигали во дворах старые веники, сопровождая это произнесением отгонных заклинаний.
Лужичане сжигали старые метлы перед Пасхой или накануне 1 мая, называя это действие «сжиганием ведьм». В Полесье на Новый год совершались превентивные обряды изгнания блох и клопов: в печи сжигали веник, выбрасывали на улицу старый веник или, наоборот, запрещали жечь старые веники в печи, чтобы в доме не заводились жуки.
Веник в купальском обряде
К празднику Ивана Купалы у вост. славян были приурочены обряды уничтожения старых веников (наряду с прошлогодними купальскими травами) и заготовки новых веников (вместе со сбором свежих купальских трав). В Болгарии в Иванов день женщины срезали «метличину» для изготовления новых метел; считалось, что с этого дня в растениях уже нет «злых духов». Этими вениками пользовались до следующего Иванова дня. Белорусы Виленской губ. выставляли новые ивановские веники на длинных шестах возле домов и впоследствии этими вениками мели пол по большим праздникам, чтобы защитить детей от сглаза.
Сожжение старых веников на Купалу более характерно для восточно- и западнославянской традиций. Их накапливали, собирая в течение года специально, чтобы сжечь в купальском костре. В некоторых чешских селах с березовыми вениками сначала обходили вокруг села, защищаясь от ведьм, а затем их сжигали. В Словении на св. Яна молодежь бросала зажженные метлы вверх. Так же поступали в Польше и вост. Словакии (при этом говорили: «Яна сжигаем», «Чаровниц сжигаем»). В Краковском воев. с горящими метлами, насаженными на высокие жерди, парни обегали засеянное поле. В Брестской обл. с горящими вениками обходили свою хату. В Подгалье из старых веников сплетали большое колесо, зажигали и пускали с горы. Остатки недогоревших веников разбирали на прутья и втыкали в капустные грядки против гусениц (вост. Словакия). В некоторых местах, где купальских костров не жгли, веник вместе с другими травами (крапивой, чертополохом, бодяком) втыкали в песочную кучу и перепрыгивали через такие «букеты» (в.укр.).
Гуменная метла
В сербской традиции ритуальными функциями и магической силой наделяется метла, которой подметали гумно. В р-не Косова по окончании молотьбы украшали стожар цветами и укрепляли перевернутую вверх метлу со словами: «Дай, Бог, в будущем году еще больше!» Прутья этой метлы затем опускали в воду и этой водой лечили детей от плача. В окрестностях Левча и Темнича также втыкали метлу в стожар, запрещалось вносить такую метлу в дом. В Славонии метлой с гумна выметали дом на Благовещение, затем ее втыкали в капустные грядки «от гусениц». В Верхней Герцеговине считали, что метла с гумна и молочное ведро — орудие здухачей и стух (см. Двоедушник), которые отнимают их друг у друга, чтобы зааладеть урожаем или удоями.
Пародийная символика веника
В качестве орудия устрашения, битья, пародийного метения веник входит в реквизит ряженых. Среди новогодних ряженых польского Поморья ходил «трубочист» с метлой, делая вид, что «выметает Старый год». Игровые, шутливые действия с веником, смоченным известью или помоями, совершал «Маланка» (персонаж колядной группы в Карпатах). В западнославянских обходах с метлами появлялись «св. Николай», «св. Люция» и другие ряженые. У русских к чучелу «масленицы» подвешивали старые веники (вологод.); иногда само чучело делали из веника (нижегород.); украшенный веник мог заменять чучело «Кузьмы-Демьяна» в обрядовых обходах дворов 1 ноября (нижегород.).
С веником ходили и некоторые ряженые, пародирующие свадьбу: водили «молодых» на сметник и «благословляли» их, т. е. кропили водой с веника (Житомир.). В словацкой пародийной свадебной процессии ряженые заметали за собой дорогу метлами. В таких шутливых «свадьбах» веник мог выполнять роль свадебного деревца: веник украшали, носили за «молодыми», а затем развязывали, (раздавали по прутику участникам (гомел.). Замена обрядового деревца, свадебного знамени или жезла веником встречается и в других контекстах. В Полесье «нечестной» невесте вместо свадебного деревца подносили веник или втыкали метлу перед домом. В Моравии и вост. Словакии вместо мая (см. Деревце обрядовое) не любимым в селе особам ставили 1 мая старые метлы или на вершине майского дерева привязывали веник. По строительным обычаям, плотники, недовольные оплатой своего труда, затыкали в крышу нового дома старый веник (брест.).
В польских пастушеских обычаях известно высмеивание пастуха, последним пригнавшего скот на пастбище в день Зеленых Святок: его называли miotlarz, привязывали к нему старую метлу, которую ему приходилось волочить за собой, возвращаясь в село (Серадское воев.). В селах Мозырского р-на одной из форм отказа сватам было выбрасывание на дорогу старого веника. В польских масленичных играх (т. н. танцах с метлой) метла доставалась парню, который не успевал добежать до своей партнерши.
Роль веника в свадебных и календарных обрядах
Роль веника, употреблявшегося в свадебных и календарных обрядах, оценена, на наш взгляд, недостаточно. Н. Ф. Сумцов, обративший внимание на свадебные обряды и обычаи, в которых фигурирует веник, заключил: «В современном употреблении веника нет указаний на какое-либо особое значение его в древности». Е. Г. Нагаров указал на роль веника как амулета, употреблявшегося наряду с хлебом, янтарем, мылом, иголкой, сеткой и другими предметами. «Труднее,— писал он,— объяснить роль веника как амулета. По-видимому, она стоит в связи с поверьем, что сор — обитель духов, а так как сор выметают веником, то последний приобретает значение магического средства против нечистой силы.
Однако, как указывал Д. К. Зеленин, веник и сам является обителью духов. Он называл веник в числе предметов, которые, по древним представлениям, были вместилищем духов и души: «. сказание о ведьмином помеле как о местожительстве разных духов в пределах Евразии международно». Д. К. Зеленин не отрицает роли веника как оберега, запугивающего или убивающего демонов. В этой роли наряду с луком и стрелами шаманы употребляли веник при камлании, и лишь впоследствии «бубен сменил собой лук и веник».
В 1924 г. Д. К. Зеленин наблюдал камлание ойротской шаманки с луком и веником, без бубна. Очевидно, именно способностью веника становиться обителью духов можно объяснить обычай гадания при обрядовом мытье в бане с помощью этого предмета, вернее, духов, заключенных в нем. Использование веника как вместилища духов малообъяснимо на почве известных нам русских верований. Вероятно, поэтому обычаи, связанные с ним, или просто фиксировались собирателями и исследователями, или вызывали недоумение. Обычаи эти становятся понятны на фоне верований угро-финских и сибирских народов, лучше сохранивших древнейшие слои религиозных представлений.
Например, у вотяков прошлого веник играл особую роль в обрядах жертвоприношений: «В день жертвоприношения, пред самым закланием, жертва окончательно пробуется относительно ее пригодности с помощью наливания водой через веник, приготовленный из ветвей растущих в священной роще деревьев. Для добрых божеств жертва пробуется через веник из ветвей лиственных пород, для злых божеств — через ветки хвойных деревьев. «. Веником обмывали покойника, изгоняли из своего дома человека, пытавшегося завести в дом злых духов. Немалую роль играл веник в семейной и календарной обрядности мордвы.
Особое значение для понимания обычаев, связанных с веником, приобретает чувашский иерех, которого Д. К. Зеленин рассматривает как один из вариантов онгонов — духов или демонов, обитающих в так называемых «идолах», «кумирах» и других фигурках, изображающих людей и животных. Исследование Д. К. Зеленина показало несомненную связь онгонов с тотемами, как животными, так и растительными. Чувашский иерех, бывший первоначально растительным тотемом, в одном из своих главных вариантов представлял собой древесную ветку. По сообщению Георги, «Ерих составляет связка серебориных лоз (шиповника), кои, нарезав осенью, ставят в угол избы своей и почитают столь священными и опасными, что никто и приступиться к оным не смеет.
Они возобновляют своего ериха всякую осень, а старого пущают вплавь по реке». На основании этого и подобных сообщений Д. К. Зеленин пришел к выводу, что почитание подобного растения не может быть объяснено одним его апотропеическим (охранительным) характером. Обереги не бывают неприкосновенными и опасными для человека. Ежегодное возобновление также необычно для оберегов, тогда как в культе растительных тотемов и онгонов оно очень обычно и понятно. В этой связи становится ясной и особая роль веников в свадебной и календарной обрядности. Показательно, на наш взгляд, также гадание с помощью веника, поскольку гадание было одной из характернейших черт культа онгонов.
Возвращаясь к ритуалу мытья в бане, в котором также немалую роль играл веник, можно прийти к заключению, что мытье в бане представляет собой ритуальное очищение путем приобщения к тотему. Подобное очищение с помощью тотемов и онгонов, как показал Д. К. Зеленин, было свойственно многим народам Евразии.
Банный веник.
Ба́нный ве́ник — веник, наряду с использованием для банных процедур, является ритуализованным предметом бытового обихода. Для веника банного обычно используют ветки зеленой здоровой березы, на которой «не сидела кукушка». В плачах невесты веник банный называется «зеленым» и «шелковым».
На Русском Севере веник банный заготавливали в день Аграфены Купальницы (24.VI), причем ветки следовало срывать с дерева без ножа или топора. В этот же день обязательно мылись в бане с первым изготовленным веником, в который добавляли цветы и травы «для здоровья». Считалось, что связанные до Иванова дня веники вызывают «чёс». После мытья девушки бросали свой веник в реку и по тому, плыли они или тонули, гадали о замужестве или о жизни и смерти. Гадая о будущем, девушки перебрасывали веник через голову или забрасывали его на крышу дома, стараясь заметить, в какую сторону скрученным концом он упадет — оттуда и ждать женихов.
Особенно важную роль играл банный веник в ритуале бани невесты. Во время девичника его украшали цветными лоскутами и, пока топили баню, затыкали в крышу, а затем по дороге в баню торжественно несли впереди невесты. В Костромском кр. накануне свадьбы предбанник украшали веником, укрепленными на длинных жердях. Перед баней невеста девушки разбирали несколько веников на прутья, каждый прутик перевязывали ленточкой и втыкали по обеим сторонам дорожки к бане. На обратном пути веник, которым парилась невеста, развязывали и по прутику раскидывали по пути к дому. В Архангельской губ. с веником невесты гадали ее подружки: старались выхватить из кучи использованных во время мытья тот, которым парилась невеста, — это сулило девушкам скорое замужество.
В свадебных обрядах апотропейного характера банный веник мог использоваться для символического метения: напр., крестная мать невесты «разметала дорожку» банным веником., когда невеста с девушками направлялась в баню. Значимыми оказывались и ритуальные действия развязывания и связывания веника. Так, перед совместной баней молодых после первой брачной ночи дружка, приглашая молодых в баню, развязывал украшенный веник и сообщал, что ему нечем его связать, тогда жених с невестой сами связывали веник платком, подаренным дружкой (Ярослав.).
В конце свадьбы во время шуточной бани использованные веники сжигали прямо в бане или в предбаннике (Ярослав.). В некоторых местах их бросали в реку.
В комплексе поминальных обычаев банный веник предназначался для умерших родственников. На 40-й день после смерти члена семьи в бане на полке оставляли для него новый ошпаренный веник (новгород.). В дни календарных поминок для душ умерших клали крест-накрест два банных веника (витеб.). Белорусы Минской губ. при посещении могил родственников брали с собой веник, который оставляли на могиле.
В канун Иванова дня банный веник затыкали в стены коровника или обвешивали ими отелившихся коров, защищая их от ведьм и колдунов. Вместе с тем веник мог служить инструментом вредоносной магии: если в день свадьбы положить его в воротах и встать на него, то свадебный поезд не сможет стронуться с места.
Подобно домашнему венику, банный веник считался опасным предметом, в котором обитает нечистая сила. На Русском Севере верили, что банник живет в куче неошпаренных банных веников. По-видимому, с этим связан запрет вносить веник в дом.