к чему приведет толерантность
Толерантность как орудие зла
Толерантность нынче в моде. Причём она объявляется чуть ли не высшим достижением нашей цивилизации. Без неё, мол, человечеству не жить, только она нас может спасти. Непонятно только, как же люди жили раньше без этой самой толерантности на протяжении многих тысячелетий. И ведь не только не вымерли, но и создали довольно развитую культуру. А может быть, толерантность — это всего лишь новое название для уже давно известного и проверенного? Давайте разбираться.
Итак, начнём с определения. Слово толерантность происходит от латинского «tolerantia», что означает «терпимость». Понятие толерантности впервые было введено в медицине, и означало оно отсутствие правильной реакции организма на неблагоприятные воздействия, иначе говоря — ослабление иммунитета. То есть что-то пытается нанести организму вред, но организм относится к этому вполне терпимо. Понятно, что ни к чему хорошему это привести не может. К медицинской аналогии мы ещё вернёмся, а сейчас посмотрим, какое значение приписывают толерантности в жизни общества.
В обществе, как нас уверяют, толерантность предполагает терпимое отношение к любым различиям между людьми. Казалось бы, что же тут плохого? Нас призывают ко всем людям относиться ровно, одинаково. Не важно, какой они расы, национальности, каких обычаев они придерживаются, какую религию исповедуют, какие у них взгляды, какие у них недостатки. Надо просто не обращать на всё это внимания, и тогда будут мир, дружба, процветание и рай на Земле. Вот такая простая, незамысловатая, внешне привлекательная идея, перекликающаяся, кстати, со всеми мировыми религиями.
Непонятно только одно. Почему надо было вводить какое-то новое понятие и поднимать его на уровень абсолютной ценности? Ведь тысячи лет люди вполне обходились вечными и неизменными понятиями добра и зла, и всё было нормально. Зачем понадобилось придумывать некий суррогат добра и усиленно навязывать его в качестве единственно верной основы общественного устройства? Неужели кто-то всерьёз считает, что мы стали настолько умными, что можем сами устанавливать законы мира?
Видимо, как и в случае любого другого суррогата, здесь кроется какая-то ловушка. И под привлекательной маской добра скрывается омерзительная рожа зла. То есть толерантность — всего лишь маска, помогающая злу разрушать мир. Может показаться, что это чересчур смелое и даже прямо ошибочное предположение. Но не будем спешить с выводами.
Для начала остановимся на том, какие отношения между людьми предполагает древнеарийское учение, ставшее этической основой всех последующих мировых религий.
Итак, все люди созданы Богом, поэтому в основе своей все они — добро. Но при этом каждый человек подвержен влиянию сил зла, как внутренних, так и внешних. Поэтому все мы не застрахованы от ошибок, грехов, пороков, преступлений. Абсолютно чистые, свободные от зла люди встречаются крайне редко. И точно так же редко встречаются люди, полностью порабощённые злом.
В чём состоит задача каждого человека? Научиться отличать добро от зла, выбирать добро и бороться со злом. То есть нам надо восстанавливать утраченную гармонию мира, очищать мир от зла. Именно для этого нам дана жизнь и как раз по результатам этой работы наша жизнь оценивается Творцом.
Что из всего этого следует? Что в любом человеке надо всегда видеть доброе, гармоничное, чистое начало. Но при этом не надо забывать, что полностью чистых людей не бывает. Поэтому ни в коем случае нельзя позволять внутреннему злу любого человека заражать других людей, разрушать общество и мир. А что такое внутреннее зло? Болезни (физические и психические), грехи, пороки, готовность к преступлениям. И не должно быть никаких «неприкасаемых», никаких «избранных», никаких «несчастных», которым разрешается безнаказанно творить зло. Если кто-то хамит, хулиганит, дебоширит, насилует, грабит, убивает, вовлекает в порок и т.д. — его обязательно следует осуждать, ограничивать, строго наказывать независимо ни от чего. И, конечно же, ни в коем случае нельзя осуждать и наказывать тех людей, кто указывает на зло, призывает к борьбе со злом, сам борется с распространением зла.
А теперь посмотрим, к чему же приводит навязываемая нам толерантность не в красивой теории, а в реальной повседневной практике. Так вот, в реальности «толерантное» общество разделяется на несколько групп людей. Есть «элитные группы», которым прощается очень многое, которым полагаются всякие привилегии, которые имеют право требовать особого к себе отношения. И есть «группы изгоев», которые не могут требовать ничего, к которым относятся с подозрением, которые должны отвечать за малейшие нарушения, действительные или мнимые. Вот такое кастовое общество.
Самый яркий и вопиющий пример «элитной группы» — это гомосексуалисты, то есть приверженцы главного греха, согласно древнеарийскому учению. Давно уже прошли те времена, когда нам говорили, что они такие же, как все, что они тоже обычные люди. Это были ещё цветочки. Теперь пропаганда и защита гомосексуализма поднята на недосягаемую высоту. Президент США объявляет, что свобода сексуальных меньшинств — главное в оценке той или иной страны. В тюрьму сажают чиновников, отказывающихся регистрировать гомосексуальные браки. Учёных, доказывающих, что гомосексуализм — это болезнь, отстраняют от должности. В школах при половом воспитании детей учителя обязаны говорить о полном равенстве нормальных людей и извращенцев. Из юридической практики исключают такие важнейшие понятия, как мать и отец, заменяя их на «родитель номер 1» и «родитель номер 2», чтобы ничем не обижать гомосексуальные пары, воспитывающие детей. Гомосексуалистов практически невозможно уволить. Они имеют большие преимущества при назначении на руководящие посты. Их объявляют заведомо артистичными и талантливыми натурами, поэтому им открыта широкая дорога в шоу-бизнесе. Мало того, всех, кто не любит гомосексуалистов, не восторгается ими, не готов их поддерживать, объявляют недоумками, преступниками, фашистами, и как раз они образуют группу «изгоев».
То есть всё перевёрнуто с ног на голову. Толерантность (терпимость) распространяется только на избранных и вырождается в их возвеличивание. А для несогласных с этим никакой толерантности (терпимости) быть не может. Но это ещё полбеды. Хуже другое — порок не осуждается, а превозносится. С ним не борются, а его поддерживают. То есть зло беспрепятственно разрастается. А вот борцов со злом толерантное общество преследует и наказывает. Получается всё как в медицине: организм неадекватно реагирует на атакующее зло, в результате чего зло проникает в него, разрастается и разрушает организм.
Ещё одна очень яркая и заметная «элитная группа» — это мигранты в Европу из стран Азии и Африки. Европейцам постоянно внушают, что эти мигранты — несчастные, обездоленные люди, перед которыми мы все в долгу, которым мы все обязаны обеспечить безбедную жизнь. И ещё утверждается, что без мигрантов европейские государства пропадут. Во-первых, только мигранты могут выполнять тяжелую физическую работу, на которую не согласны европейцы. А во-вторых, среди мигрантов много врачей, учителей, инженеров, учёных, а их так не хватает пресыщенной и ленивой Европе. И вот уже мигрантам предоставляют бесплатное жильё, выплачивают им большие пособия, помогают изучать язык и обычаи принимающих стран. Казалось бы, ну и прекрасно, пускай живут как все граждане.
А раз есть «элитная группа», значит есть и «группа изгоев». Как только кто-то говорит, что не стоит столь широко открывать двери для всех подряд мигрантов, он объявляется фашистом, расистом, националистом, экстремистом и вообще опасным преступником. И ни в коем случае нельзя требовать себе таких же льгот, как у мигрантов. И недопустимо даже предлагать, чтобы мигранты пользовались только теми правами, которые есть у коренных европейцев. Иначе попадёшь в «группу изгоев» и у тебя возникнет масса проблем как с властью, так и с обществом.
То есть в данном случае, как и предыдущем, добро подавляется, а зло остаётся безнаказанным, поддерживается и поощряется. Толерантность, как и в медицине, опять же приносит один лишь вред.
Существуют и другие, менее выделенные, менее заметные «элитные группы», порождённые всё той же толерантностью. Впрочем, и они порой резко и громко заявляют о себе. К ним относятся, например, евреи, негры, инвалиды, подростки, чиновники, спортсмены, артисты и даже. женщины. В общем, нет никаких шансов попасть в «элитную группу» только у белых мужчин-европейцев среднего возраста, придерживающихся традиционных взглядов и честно выполняющих самую нужную обществу работу. Зато у этих людей есть все шансы попасть в «группу изгоев», если только они будут открыто говорить о своих убеждениях.
Кстати, именно в этом проявляется ещё одно неприглядное свойство толерантности в обществе. Толерантность прямо предполагает двоемыслие (см. «1984» Дж. Оруэлла), а проще говоря, ложь. Мол, ты можешь в душе не принимать такую кастовую структуру общества, можешь не соглашаться с «элитными группами», не любить их, можешь даже их ненавидеть, но внешне всё должно быть благопристойно. Надо проявлять терпимость, надо одобрять существующий порядок и объявлять его наилучшим из всех возможных. По сути, толерантность — это всего лишь одна из многих разновидностей лжи, одного из основных грехов согласно древнеарийской традиции.
Теперь посмотрим, к каким же результатам приводит толерантность.
Некоторые люди настолько привыкают контролировать свои дела, слова и мысли в соответствии с принятыми требованиями, что становятся забитыми, слабыми, беспринципными, нежизнеспособными. Они готовы терпеть любые издевательства, лишь бы не идти против общественных толерантных правил. Они действительно начинают верить, что это и есть общественный идеал, что любая другая модель общества — это катастрофа. Как известно из истории, когда доля таких людей становится значительной, страна со всей своей культурой просто умирает.
Наконец, многие люди из «элитных групп» начинают действительно верить в свою исключительность, свою богоизбранность. Они уже презирают и ненавидят всё остальное человеческое стадо. Они уже полагают, что им всё позволено, что они могут не просить, а требовать себе всё новых и новых привилегий. Короче говоря, гордыня цветёт пышным цветом, опять же разрушая мир.
Нельзя также не упомянуть ещё об одном виде толерантности, не связанном прямо с существованием «элитных групп» и «групп изгоев». В этом случае истинная вредная сущность толерантности проявляется наиболее наглядно.
Речь идёт о толерантности (терпимости) по отношению к грехам и порокам, кто бы их ни совершал. Например, обществу навязывается убеждение о нормальности и естественности беспорядочного секса, добрачного секса, супружеских измен. В данном случае может даже не употребляться сам термин «толерантность», но суть остаётся всё той же. Не надо, мол, осуждать грехи и пороки. Все так поступают, значит, так и надо. А религиозные заповеди, этические учения, великая литература, хором осуждающие эту грязь, просто безнадёжно устарели или с самого начала нагло лицемерили.
То есть здесь уже прямо поддерживается, защищается, утверждается зло в чистом виде. Не люди, входящие в те или иные «элитные группы», которым нужно прощать какие-то грехи, а грех сам по себе. Маска добра в этом случае уже заметно сползает с толерантности. И толерантность смыкается с манихейством и сатанизмом.
Как видим, все виды толерантности лишь усиливают мировое зло, разрушая гармонию мира. Оно и понятно: когда у любой части мира нет должного иммунитета к любым проявлениям зла, она обречена на ослабление и умирание. Будь это человеческий организм или общество. Поэтому идеалом является не выдуманная толерантность, а истинное добро, которое активно борется со злом.
Что такое толерантность и как ее развить
Наши отличия друг от друга являются частью жизни. И, нравится нам это или нет, от этого никуда не деться. То, чем мы отличаемся друг от друга, характеризует нашу личность и, по сути, является нашей уникальностью. Мы разные, у нас разные финансовое состояние, хобби, политические взгляды, вкусы и предпочтения. Однако, несмотря на все различия, у нас есть и кое-что общее. Например, общество, в котором мы с вами живем, и человечность.
Когда возникает страх или презрение к другим, появляется дискриминация и нетерпимость (более подробно о дискриминации и ее видах вы узнаете в статье «Проблемные отношения: харассмент, абьюзмент и буллинг. Что с этим делать?»). Или еще можно это назвать отсутствием толерантности. Что такое толерантность и что можно сделать, чтобы ее стало больше, вы узнаете ниже.
Толерантность и ее обратная сторона
Нас привлекают люди, которые похожи на нас, с которыми у нас есть что-то общее. Это может быть цвет глаз, волос, стрижка, интересы, стиль одежды и многое другое. А с теми, чьи отличия более заметны, мы держим дистанцию. Так запрограммирован наш мозг. Мы распознаем «свой» или «чужой» по признакам, которые удалось уловить. И все это происходит на подсознательном уровне. И когда инстинкт «чужака» имеет больше власти над здравым смыслом, начинает проявляться неуважение или даже агрессия к другому человеку.
Так вот толерантность означает терпимость к другим людям, их характеру, внешнему виду, образу жизни, мнению, выбору и т.п. Говоря проще, это когда вы допускаете возможность другому человеку быть уникальным или выражать себя без препятствий. Например, вы любите пиццу и картошку фри, а ваш друг сторонник здорового питания. И вы спокойно относитесь к его выбору, так же, как и он к вашему. А если бы ваш друг критиковал, осуждал ваш выбор и яро доказывал, что пицца – это вредно, то это уже было бы проявлением нетолерантности. И получается, что проявление толерантности означает допускать то, что уже есть, и принять это «есть» как данность, не вмешиваясь в выбор другого человека, чего бы он ни касался. Будь то вера, религия или любовь.
Быть нетолерантным, наоборот, означает проявлять свое негодование и неприемлемость к тому, с чем вы не согласны. Плюс стремление навредить или всячески препятствовать объекту вашего негодования.
К чему приводит отсутствие толерантности
Толерантность предполагает уважение и понимание того, что жизни других людей могут отличаться от нашей собственной, так же, как их мнение, черты характера и внешность. Мы можем иметь другое мнение, убеждения, не соглашаться с тем, что они считают правильным. И несмотря на это, мы хотим, чтобы нас так же принимали, ценили и уважали.
Отрицание, неодобрение и прочие проявления дискриминации, например, по национальности, полу и политическим взглядам приводят сначала к конфликтам, а затем к более крупным беспорядкам, хаосу и даже массовым убийствам.
Отсутствие толерантности порождает ненависть. Ненависть ведет к недоверию. Недоверие порождает раздробленность. Толерантность позволяет людям разного происхождения, вероисповедания и убеждений работать и жить сообща, и это способствует большей эффективности и создает единство. Там, где есть дискриминация, не может быть и мира. Отсутствие толерантности приводит к конфликтам, насилию и нестабильности [What can tolerance do for a nation?]
Как развить в себе толерантность?
Если люди не могут терпеть друг друга, они становятся злыми и разочарованными. В обществе, наполненном ненавистью, человек начинает чувствовать скованность и больше подвержен депрессиям. Дискриминация делает несчастной жизнь не только тех, кто подвергается ей, но и всех членов общества. Способность принимать различия друг друга может оказать положительное влияние на самочувствие человека. Толерантность снимает барьеры и позволяет мыслить более обширно. Еще толерантность приводит к уменьшению стресса и способствует развитию эмпатии.
Вот несколько советов, которые помогут вам стать более толерантными:
И еще один очень важный совет:
Ничто не может быть достигнуто без дополнительных усилий, включая и толерантность. Да, иногда трудно понять некоторых людей, культуры и совершенно иные точки зрения. Но такое разнообразие помогает взглянуть на мир шире и увидеть, что истина обычно находится где-то «посередине».
Заключение
Толерантность создает общество, в котором люди могут чувствовать себя ценными и уважаемыми, и в котором есть место для каждого человека, его идей, мыслей и мечтаний.
Даже когда люди расходятся во мнениях, они должны излагать свои мысли в уважительной манере и избегать оскорблений и провокаций. Иначе это приводит к конфликтам, стрессам и расслоению общества. Толерантность должна проявляться с обеих сторон, чтобы быть эффективной.
Проявление уважения и лояльности к мнениям других людей не означает, что вы должны идти наперекор своим принципам и ценностям или даже через силу принимать другие идеи. Толерантность – это позиция уважительного отношения к человеку, его чувствам, особенностям и индивидуальности. Мы все имеем право на свое мнение и его выражение.
Будьте терпимее и всегда старайтесь понимать окружающих!
Молчать или критиковать: когда необходимо быть толерантным и в каких случаях это опасно?
Подписаться:
Поделиться:
Однако обычно мы употребляем термин «толерантность» применительно к социальным аспектам нашей жизни. В таких случаях речь идет о социальной толерантности, которая чаще всего приравнивается к понятию «терпимость». Тем не менее, если углубиться в этот вопрос, можно отметить, что терпимость – это скорее следствие неких установок, которое проявляется в нашем поведении. А сутью социальной толерантности является наша внутренняя сознательная или бессознательная нечувствительность, устойчивость к собственному эмоциональному неприятию различных вещей в соответствии с общепринятыми (реальными или навязываемыми) социальными нормами. Отсюда при наличии толерантности и проявляется наша терпимость к представителям иной веры или людям с другим цветом кожи, гендерной принадлежностью или сексуальной ориентацией.
Пожалуй, первым широко известным сводом правил толерантного поведения были десять библейских заповедей. Те самые «не убивай», «не укради», «не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего…» и т.д., поскольку, чтобы выполнять эти заповеди, люди должны были подавлять собственные эмоциональные порывы и следовать предлагаемым правилам. В сущности, любой свод законов, писаных или неписаных, когда-либо принимавшихся в истории человечества, формировал в народных массах различные виды толерантности. Исторически это имело целью защитить интересы прежде всего привилегированных слоев общества, имеющих власть. Так, например, идея божественного происхождения верховной власти культивировалась еще со времен Древнего Вавилона: «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (Законы Хаммурапи, 1790 г до н.э.). Подобные социальные постулаты, господствовали в Греции, Китае, Японии, Египте и значительно позже в христианской Европе и на Руси. При отсутствии терпимости к социальному неравенству не могло бы существовать рабства, исключительного положения аристократии и даже понятия частной собственности. Поэтому все бунты и революции совершались людьми, абсолютно не толерантными к тем явлениям, против которых они выступали.
Мы живем в обществе, которое популяризирует принципы гуманизма и социального равенства. При этом очевидно, что все люди изначально не равны между собой. Они отличаются по темпераменту, базовым характеристикам личности, уровню интеллекта и способности адаптироваться к окружающим условиям. К этому списку также прибавляются различия в гормональном балансе, физической силе, цвете кожи и разрезе глаз. На биологические особенности неизбежно накладываются социальные: разница в воспитании, культуре, религии, уровне образования и прочих аспектах. Благодаря такому количеству различий неравенство заметно усиливается. И только толерантность к этим свойствам позволяет людям жить рядом друг с другом, образуя то самое общество социального равенства и гуманизма.
Получается, основная задача толерантности – обеспечивать мирное сосуществование большого количества людей в рамках государств и различных обществ. Если каждый человек будет жить и взаимодействовать с другими, руководствуясь исключительно собственными понятиями о том, как все вокруг должно быть устроено, а тем более собственными эмоциональными реакциями, то неизбежно наступит хаос. И в этом беспорядке не будет места ни государству, ни какой-либо другой разновидности развитого общества. Разумеется, биологического и психологического равенства между людьми не существует. Но все же люди не настолько отличаются друг от друга, чтобы одни были достойны править и вершить судьбы, а другие – всего лишь быть слугами или рабами.
Толерантность начала выполнять функцию сохранения общества не в современном мире. Она решала эту задачу во все периоды истории, при любом государственном и общественном строе. Толерантность всегда навязывалась народным массам с помощью религиозных, культурных или законодательных норм. Просто в разное время ее вектор менял направление в зависимости от структуры общества и характера верховной власти. По этой же причине любая свершившаяся в истории революция не носила характер разрушения самого принципа социальной толерантности. Революции всего лишь меняли список тех вещей и явлений, к которым каждый член общества отныне должен быть толерантным. Любопытно, что история знает множество случаев, когда с целью развития или укрепления некоего сообщества использовался и другой инструмент, антипод толерантности – своеобразная «антитолерантность», ситуация, при которой в людях формируется активная, а нередко и агрессивная нетерпимость к чему-либо. Примерами такой «антитолерантности» могут служить преследования еретиков в средневековой Европе или официальная идеология немецкого национал-социализма в 30-х 40-х годах прошлого века.
В дикой природе не существует социальной толерантности. Многие представители животного мира образуют сообщества, как правило, не больше, чем отдельная стая. Это один из механизмов сохранения биологического вида. При этом в любой стае отношения между ее членами строятся на жесткой иерархии, где доминируют наиболее сильные и агрессивные особи. Человеческий вид способен выживать и даже быть вершиной пищевой цепочки только в условиях развитой цивилизации, которая невозможна без образования больших сообществ людей. Поэтому нам совершенно необходимо проявлять толерантность к друг другу. В ином случае мы сможем существовать только в виде отельных небольших племен, как это было когда-то давно, на заре развития homo sapiens. Однако, есть и обратная сторона медали. В современном обществе, на волне гуманизма и социального равенства то там, то здесь появляются призывы быть толерантными к явлениям, которые не только не укрепляют общество или государственность, но даже делают их менее здоровыми. Всякий раз это касается вещей, которые внутренне неприемлемы для значительной части членов социума. И в большинстве случаев такие ситуации неоднозначны, что ведет за собой возникновение горячих споров и дискуссий о толерантности.
Рассмотрим пример, который ярко характеризует неоднозначность и спорность проявления терпимости к некоему явлению. В классификации психических расстройств DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), официально принятой Американской Психиатрической Ассоциацией, в разделе «Педофилия» написано буквально следующее (перевод с англ. авторский): «Если человек, испытывающий выраженное сексуальное влечение к детям младше 13 лет, согласно самоотчету и объективным данным, не испытывает чувства вины, стыда или тревоги и функционально не ограничен своими импульсами сексуального влечения, если при этом он, согласно самоотчету и юридически зафиксированным записям, никогда не действовал в соответствии со своими импульсами сексуального влечения, то его следует считать не больным педофилией, а лицом с педофильской сексуальной ориентацией». Таким образом, упомянутая классификация, а значит и официальная государственная идеология и законодательство США, в части случаев признает сексуальное влечение к детям просто особой сексуальной ориентацией (как, например, гомосексуальная ориентация), то есть вариантом нормы. Оставим в стороне оценки этого факта и просто задумаемся: а действительно ли правильно проявлять толерантность к таким людям, как это в частности призывает делать американское государство и профессиональное медицинское сообщество? Однозначного ответа на этот вопрос конечно же не существует.
Тогда в каких случаях проявлять толерантность – правильно? Разумеется, каждый сам должен решить, когда проявлять нетерпимость, а в каких случаях нужно быть толерантным. Только при этом необходимо помнить следующее: