к чему приводит чрезмерная радость
Религия радости
К нам на еженедельные богословские курсы стал ходить старичок-татарин. Потом выяснилось, что он – мулла. Никому это не мешало. Походил он, походил да и говорит: «А я понял: Православие – это религия радости. А к Богу приходят через беду и страдание». Когда мы его спросили, а как он сам пришел к Богу, он рассказал, что у него поздно родился сын с паховой грыжей. Врачи почему-то лечить не брались, а одна русская бабушка положила младенчика у иконы, покропила его святой водицей да помолилась. Ребенок и выздоровел. Спрашиваем: «Так бабушка-то Христу молилась? Чего же вы христианином не стали?» Отвечает: «Так я татарин». А я вот – башкир, так мне что теперь, умереть?
Говорят, что к Богу приходят через страдания. Но начало веры именно в радости встречи со Христом
Странно слышать, когда говорят, что к Богу приходят через страдания. Начало веры – надежда, уверенность в незримом присутствии в твоей жизни любящего Бога. Начало веры именно в радости встречи, обретения целого нового мира. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что начало радости – быть довольным своим положением, она есть благодарность Богу за все случающееся.
Радость – напоминание того, что решился быть с Богом. Ведь ищущий быть с Богом – это причина для действия Бога. Радость бывает, когда все-таки удается исполнить одну из заповедей, которые так трудно исполнимы. Радость – это, по слову апостола, всегда плод духа. Плод истинного духа дается вместе с миром и любовью, благостью, милосердием, верой, кротостью и воздержанием (ср.: Гал. 5: 22–23).
Помню, в юности очень нравились акафисты, и, если доводилось читать их в храме, читал полным голосом с ликующей радостью. Словно бы эти харетизмы «Радуйся!» (по- гречески – «Харе!») вливались в душу, возбуждали радость через край. Духовник охладил: «Зря ты так радуешься. В радости можно впасть в прелесть, а в покаянии – никогда. Читай-ка ты лучше Псалтирь». Так я познакомился с псалмопением, этой высокой поэзией надежды, и понял, что веселость не мешает покаянию. Любые сетования на жизнь растворяются радостью: «Будьте долготерпеливы… Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 14, 16). Мы можем радоваться, когда благодарим Бога: «Вспомнил я Бога и веселился» (Пс. 76: 4).
Преподобный Исаак Сирин заметил, что радость о Боге крепче здешней жизни. Вот именно так: крепче – над этим стоит подумать. А святой Феодор Студит писал, что радость есть признак совершения всякой правды и, сколько надежды у человека, столько и радости.
Из опыта исповеди можно заметить, что радость бывает после того, как согрешили и Бог дал силы покаяться. То есть радость – это всегда некий порог, демаркационная линия, следующая ступень. Но вот святые отцы предупреждают, что нельзя слишком увлекаться радостью. Преподобный Анатолий Оптинский пишет в письме духовной дочери: «Радость бывает растрепанная, прелестная, мучительная, свирепая, диавольская. Бывает радость всякая… И множество есть радостей елецких, московских, питерских и всяких. Но это чистая прелесть. Какая житейская сладость бывает печали непричастной?» Поэтому внутри радости нужно ожидать последующей скорби, потому что благодать дается прежде искушения.
По святителю Иоанну Златоусту, чрезмерные радость и скорбь имеют одни последствия, и истинная радость бывает только в любви и мире. От врага радость нестройная, не сообщающая душе мир и тишину. Надо укорять себя и считать недостойным радости. Мир в душе начинается от осознания его отсутствия.
Да, веселие и радость, по Златоусту, суть умножение скорбей: они бывают от оставления греха, а это ведет к испытанию новым. Но радость только возвышается от подобных препятствий, потому что радость всё переносит мужественно, она есть благодарность за всё, что с нами происходит. Запомним это: радость дает нам мужество, потому что она крепче здешней жизни.
Будем умеренны и в радости, и в печали, станем обуздывать их благоразумием и ожиданием перемен
Поэтому последуем совету святого Исидора Пелусиота и будем умеренны и в радости, и в печали, станем обуздывать их благоразумием и ожиданием перемен.
Глядя на этот весьма несовершенный мир, человек не может не печалиться. И мiр пытается сделать нас счастливыми. Но то, что мiр называет «счастьем», часто есть бегство от подлинного счастья – Христа, стремление забыться, уйти в небытие от этой всепроникающей печали. Всё разрушают страхи этого мiра, его подлость и ненависть, но против тайной радости христиан они бессильны. Как и Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20). Радость ставит под вопрос все идеологии, пытающиеся сделать нас счастливыми (в своем примитивном понимании счастья). Нужно понять, что счастье не снаружи, а внутри человека: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21).
Христианство не сказочка о светлом несбыточном будущем, в нашей радости различия «здесь» и «там» исчезают. Но для этого нужна решимость. Радость призывает человека к труду и усилию. Надо только научиться быть выше радости и печали. Это значит – быть со Христом.
Радость и гнев, как причина заболеваний с точки зрения традиционной китайской медицины
Хотя причины и проявления гнева и радости различны, их влияние на состояние организма сходно.Радость и гнев могут отражать состояние здоровья человека. Еще в древности обнаружили, что изменения в настроении могут отражать возникающие в организме реакции
Радость и гнев могут отражать состояние здоровья человека. Еще в древности обнаружили, что изменения в настроении могут отражать возникающие в организме реакции. Так, в книге Цзи Кана «Ян шэн лун» (Рассуждения о питании жизни) говорится: «Если принять потогонное лекарство, иногда пот и не выступит. Но если человек почувствует стыд, он сразу же покрывается потом». В древних книгах писали: «Неужели же радость и гнев, скорбь и веселье не наносят вред человеку?». В народе говорят: «Веселье сокращает жизнь, гнев ведет к старости, драчуны худеют, великодушные толстеют».
Человек всегда испытывает симпатию и антипатию, имеет склонность и отвращение. Изменения настроения человека также идут из симпатии и антипатии. Любовь и ненависть часто переплетаются и сливаются воедино. Если человек не в состоянии контролировать свои эмоции, большие и малые дела имеют свои крайности, обычно возникает изменчивое состояние духа.
Сунь Сымяо (581—682 гг.) предложил следующий способ:
«Когда в сердце любовь, не стоит любить глубоко; когда в сердце отвращение, не стоит испытывать глубокое отвращение. В любом случае повреждается естество, ранится душа. Также не стоит глубоко восхвалять. Также не стоит глубоко осуждать. Надо всесторонне исследовать дело, обнаружить собственные отклонения и скорее их устранять».
Хотя причины и проявления гнева и радости различны, их влияние на состояние организма сходно. Во первых, «если не сдерживать радость и гнев, повреждается жизнь». Во вторых, «радость и гнев вызывают аномальное поднятие Ци, когда она не в состоянии опуститься вниз; повреждается печень». В обоих случаях возникает болезнь. С точки зрения традиционной китайской медицины, это относится к проявлению аномального поднятия Ци. «Размышления больше всего повреждают душу, радость и гнев больше всего повреждают Ци». Движение крови в организме человека происходит благодаря «подталкиванию» Ци. Когда Ци движется беспорядочно, нарушается нормальная циркуляция крови, что вызывает всевозможные патологические изменения.
Конечно, вызываемые большим гневом и большой радостью повреждения также совсем неодинаковы. Считается, что «большая радость повреждает сердце, большой гнев повреждает печень». Эти состояния раздельно описаны ниже.
Большой гнев повреждает печень.
По представлениям традиционной китайской медицины, печень отвечает за хранение и регулировку крови всего организма. Кровь печени выполняет функции увлажнения и питания всего организма. Особенно в питании кровью нуждаются глаза и сухожилия, так как «печень управляет сухожилиями, открывается в глаза». При нормальном состоянии, когда глаза получают питание кровью, они становятся зоркими, когда сухожилия получают питание кровью, суставы мягкие и подвижные. Причин повреждения крови печени очень много. Эмоциональные изменения — одна из самых распространенных и важных.
Традиционная китайская медицина также считает, что для организма очень важна нормальная циркуляция Ци печени. Необходимо поддерживать душевные силы и душевное состояние в гармонии, чтобы на душе было приятно и легко. Когда человек приходит в состояние гнева, изменяется нормальное легкое психическое состояние, нарушается свободная циркуляция Ци печени, что может вызвать аномальное движение Ци печени. Например, когда люди сердятся, часто возникает боль в подреберье, снижается аппетит, возникает боль в животе, понос, вплоть до рвоты, кровавой рвоты и других симптомов. В традиционной китайской медицине эти симптомы объединяются названием «аномальный поперечный ток Ци печени, угнетение селезенки-Земли». При нарушении циркуляции Ци печени, она скапливается внутри, происходит ее застой, легко возникает возгорание огня печени, активация ветра в печени. Основные симптомы этих явлений — головная боль, головокружение, онемение и тремор ступней и ладоней, вплоть до обморока.
Современные исследования также свидетельствуют, что напряженное психическое состояние (гнев, беспокойство, страх и др.) может вызвать повышение артериального давления, нарушение функций желудка и кишечника или способствовать возникновению язвенной болезни кишечника и двенадцатиперстной кишки, а также заболеваний коронарных сосудов сердца, вплоть до смерти. Основную причину следует искать в сильном гневе, повреждающем печень.
Некоторые люди считают, что можно подавлять свой гнев. Это якобы не принесет вреда ни другим людям, ни своему организму. Действительно, если человек испытывает сильную ненависть, это не наносит вреда другим людям, но в первую очередь серьезно повреждается собственный организм. В древних книгах описаны случаи, когда некоторые ученые люди скрывали свое настроение, насильно подавляли гнев. При таком подавлении гнев скапливается внутри, в результате повреждается печень и угнетается селезенка, возникает неустойчивость в ста сосудах. Современная медицина также придерживается подобных взглядов. Если какое-то время подавлять эмоциональные проявления, это приводит к еще более резкой реакции вегетативной нервной системы: повысится артериальное давление, возникнут сопровождающие это явление характерные симптомы.
Лучше всего для здоровья — насколько возможно избегать гнева. Все древние книги по китайской медицине, конфуцианские, буддистские и даосские каноны призывают не гневаться. В одном из даосских стихотворений по «питанию жизни» говорится:
«Если даос желает вскармливать жизнь, Во первых — пусть поменьше негодует».
Большая радость повреждает сердце. Радостное дело может воодушевить душевные силы человека. Почему же радость может повредить сердце? Традиционная китайская медицина считает: «Сердце управляет светом души». Сердце — это центр устремлений души и мыслительной деятельности. Любое чрезмерное изменение состояния души может повредить сердце. Большая радость — одно из ярких проявлений изменения души. В основном повреждение сердца отражается на рассудке. Основным проявлением большой радости является возбужденность.
«Когда радость не имеет границ, повреждается душа; когда повреждается душа, возникает безумство; когда возникает безумство, не хранятся мысли».
Конечно, в реальной жизни подобные явления случаются крайне редко. Однако, чрезмерная возбужденность вызывает у людей головокружение, усиление сердцебиения, часто наблюдаются бесконтрольные действия и слова. Некоторые люди могут расплакаться, хотя слезы в данном случае не являются проявлением печали. Если у человека изначальная нехватка Ци сердца, тогда при сильной радости рассеивается Ян-Ци, усиливается болезнь. Из-за большой радости может возникнуть болезнь, которая в современной медицине называется стенокардией. В общем, человеку необходима радость, «когда радость — Ци в гармонии, свободна циркуляция питательной и защитной Ци», но если радость чрезмерна, она может нанести серьезный вред организму.
Считается, что шутки удлиняют жизнь. Однако они также должны иметь предел. В книгах по китайской медицине говорится: «Шутки — это корень сбережения квинтэссенции Цзин. Но если много смеяться, повреждаются почки, возникает боль в пояснице». Таким образом, сильный и частый смех может вызвать боль в пояснице и животе, то есть фактически способствовать возникновению болезни.
«Если много смеяться, повреждаются цзан-органы, когда повреждаются цзан-органы, возникает боль в пупке и животе, если это происходит длительное время, — повреждается Ци».
Некоторые люди стремятся к возбуждению, собираются вместе, чтобы для своего увеселения сыграть злую шутку, дико кричат, беспрестанно хохочут, это может повредить квинтэссенцию Цзин, вызвать «безудержность душевных сил, содрогание Ци и крови», возникновение болезни. Шутки должны быть уместными. Если же действовать, как заблагорассудится, веселье может обернуться печалью.
Выше описаны две распространенных причины резкого изменения состояния духа, вызывающие повреждение организма. Действительно, у человека есть семь эмоциональных факторов (радость, страх, тоска, тревога, горе, гнев, испуг), их чрезмерное проявление во всех случаях может вызвать повреждение организма. В повседневной жизни у каждого человека встречаются изменения семи эмоциональных факторов. Если он в состоянии управлять ими, это принесет огромную пользу здоровью.
Из книги: » Китайская медицина о повседневной жизни»
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Как справиться с чрезмерной радостью
Чрезмерная, неестественная, слишком бурная радость – тоже порок, который несет нам лишь болезни. «Чрезмерная радость ранит сердце», – говорили древние. Чрезмерная радость – не настоящая радость. Она не имеет ничего общего с той тихой, светлой радостью, которой переполнена вся жизнь того, кто познал истинную суть бытия, кто стал единым с природой. Истинная, тихая и светлая радость приходит сама собой, и она не зависит ни от чего – ни от других людей, ни от событий жизни. Эта тихая, светлая радость приходит только тогда, когда мы просто наслаждаемся каждым мигом бытия. Неистинная же, чрезмерная радость всегда требует себе повода. И люди уже хотят этих поводов, чтобы радоваться, – они разучились радоваться просто так, без повода.
Они превращают в повод для радости даже поражения и несчастья своих близких. От чрезмерной радости к злорадству – один шаг. Они бурно радуются своим успехам, забывая, что в каждом успехе таится поражение, и в каждом взлёте – падение. Принимай одинаково спокойно и успех, и поражение, не слишком радуйся успеху, и тогда не будешь горько плакать от потери.
Люди, которые не знают, что такое светлая радость бытия, не требующая повода, начинают страдать, когда на их пути не встречается этих столь желанных им поводов для радости. Они забывают, что радость заложена в самой сути нашего бытия, для радости не нужен повод! Радость, для которой нужен повод, чрезмерно истощает нас. Не чувствовали ли вы себя опустошенным после того, как бурно радовались? Да, вы своей бурной радостью истощили себя и дали место пагубным энергиям, которые всегда приходят в наше тело в результате слишком бурной радости. Усмиряйте свои чувства – и горе, и радость. И тогда вам откроются истинные, высокие чувства – чувства светлой радости и ясного покоя бытия.
Следующее упражнение поможет избавиться от чрезмерного возбуждения и привести свои чувства к гармонии.
Когда позитивные эмоции вредны
Нам кажется, что хороших эмоций много не бывает. Кто откажется лишний раз пережить сильную радость или согласится променять чувство восторга на порцию тревоги или раздражения? Между тем теневые стороны есть и у позитивных эмоций. Например — их несоразмерно высокая интенсивность. А негативные, напротив, бывают полезными. Разбираемся с когнитивно-поведенческим психологом Дмитрием Фроловым.
Многие из нас живут с такой внутренней установкой: негативные эмоции вызывают дискомфорт, хорошо бы по возможности их избегать и стремиться получать как можно больше ярких положительных. В действительности все эмоции нам необходимы. Грусть, волнение, стыд, ревность или зависть дают нам и другим понять, что с нами происходит, и регулировать свое поведение. Без них мы бы вряд ли понимали, какова наша жизнь, все ли у нас хорошо, какие зоны требуют внимания.
Оттенков эмоций и терминов для их обозначения огромное множество. В рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) мы выделяем 11 основных: печаль, тревога, вина, стыд, обида, зависть, ревность, отвращение, гнев, радость, любовь.
Термины на самом деле можно использовать любые. Главное — понимать, о чем эти эмоции нам говорят.
Каждая эмоция, независимо от того, позитивна она или нет, может быть функциональной и дисфункциональной
Тревога предупреждает об опасности. Гнев — о том, что наши правила нарушены. Обида сообщает, что кто-то с нами несправедливо поступил. Стыд — что окружающие могут нас отвергнуть. Вина — что мы наносим вред себе или другим, нарушили моральный кодекс. Ревность — что мы можем потерять значимые отношения. Зависть — что у кого-то есть то, чего у нас нет. Грусть сообщает об утрате, и так далее.
Каждая из этих эмоций, независимо от того, позитивна она или нет, может быть функциональной и дисфункциональной или, проще говоря, здоровой и нездоровой.
Учимся различать эмоции
Как понять, какую эмоцию вы сейчас испытываете, здоровую или нет? Первое и самое очевидное отличие заключается в том, что дисфункциональные эмоции мешают нам жить. Они чрезмерны (неадекватны ситуации, которая их вызвала) и надолго «выбивают из колеи», вызывают слишком сильное беспокойство. Есть и другие параметры.
Функциональными эмоциями легче управлять. Дисфункциональными — по внутреннему ощущению — невозможно. Человек как будто «входит в раж» или его «несет».
Предположим, вы испытываете сильную радость, потому что получили давно желаемое. Или то, о чем даже не мечтали: выиграли в лотерею, вам начислили большую премию, вашу статью опубликовали в весомом научном журнале. В каком случае эта радость дисфункциональна?
Первое, что обращает на себя внимание, — интенсивность. Конечно, и здоровые эмоции бывают достаточно интенсивны. Но когда мы видим, что чувство захватывает нас целиком и надолго, выбивает из колеи, лишает способности реалистично смотреть на мир, оно становится дисфункциональным.
Я бы сказал, что такая нездоровая радость (кто-то назовет ее эйфорией) — это состояние, похожее на манию при биполярном расстройстве. Его результат — ослабленный контроль, недооценка трудностей и рисков, некритичный взгляд на себя и окружающих. В таком состоянии человек чаще совершает легкомысленные, импульсивные поступки.
Чаще всего дисфункциональны негативные эмоции. За ними часто скрываются иррациональные верования
Например, тот, на кого свалилось много денег, может слишком быстро и необдуманно их растратить. А тот, кто внезапно получил признание широкой публики, испытывая нездоровую радость, может начать переоценивать свои возможности, стать менее критичным к себе и более высокомерным по отношению к окружающим. Он не приложит достаточно усилий, чтобы качественно подготовить следующую статью. И, скорее всего, это помешает ему достичь поставленных им же целей — стать настоящим ученым, писать серьезные монографии.
Такое прекрасное чувство, как любовь, тоже может быть нездоровым. Это происходит, когда ее объект (человек, вещь или занятие) становится главным в жизни, вытесняя все остальное. Человек думает: «Я умру, если это потеряю» или «У меня обязательно должно это быть». Можно назвать это чувство одержимостью или страстью. Термин не так важен, как смысл: оно сильно осложняет жизнь. Его сила неадекватна ситуации.
Конечно, чаще всего дисфункциональны все-таки негативные эмоции. Ребенок уронил ложку, а мать в приступе гнева начала на него кричать. За такими нездоровыми эмоциями часто скрываются иррациональные верования. Например, гнев матери может быть вызван иррациональным убеждением, что ребенок должен быть внимателен ко всему, что его окружает.
Другой пример. Нездоровая тревога, которую можно назвать паникой или ужасом, сопровождается примерно такими убеждениями: «Ужасно, если меня уволят. Я не перенесу этого. Я буду неудачником, если такое случится. Мир несправедлив. Этого не должно произойти, ведь я так хорошо работал». Здоровая тревога, которую скорее можно назвать беспокойством, будет сопровождаться такими убеждениями: «Это плохо, что меня могут уволить. Очень плохо. Но не ужасно. Бывают вещи и похуже».
Домашняя работа
Каждый из нас испытывает нездоровые эмоции, это естественно. Не стоит себя за них ругать. Но важно научиться их замечать и мягко, но эффективно ими управлять. Конечно, не все сильные эмоции требуют анализа. Те, что нахлынут и тут же уходят (при условии, что они не повторяются регулярно), вряд ли могут нам мешать.
Но если вы заметили, что собственное настроение портит вам жизнь, определите эмоцию и спросите себя: «О чем таком я думаю сейчас, что может вызвать эту эмоцию?» И вы обнаружите ряд иррациональных убеждений, проанализировав которые сделаете удивительные открытия, сможете разобраться с проблемой и научитесь управлять своим мышлением.
К чему приводит радость.
К чему приводит радость.
Удовольствие и удовлетворение – это разное проявление радости. Эмоция радости символизирует о том, что ты получил что-то ценное для тебя. Проживание радости несет очень много позитивных последствий.
Разница между удовольствием и удовлетворением состоит в том, что удовольствие мы можем получить только от процесса, а удовлетворение исключительно от результата. При этом, удовольствие удовлетворяет потребность в любви (связи, принятии, внимании), а удовлетворение – удовлетворяет потребность в уважении (значимости, самостоятельности, достоинстве).
Получается, что делая то, что приносит удовольствие, мы признаемся себе в любви, и наоборот, делая только то, что надо, мы как бы говорим себе: ты не достаточно хорош, любовь тебе нужно заслужить изнурительным трудом. Делая то, что приводит в результате к удовлетворению, мы признаем собственную значимость, уважение к себе. Если удовлетворения от результата нет, то и уважения к себе тоже нет.
Позиция родительская обычно ориентирована на результат, так как основывается на том, что «надо, и следует» делать. Позиция ребенка ориентирована на процесс, в основе ее «хочу и интересно». «Родитель» обычно думает о том, как заработать деньги, купить еду, соблюсти правила приличия, успеть все в срок. «Ребенок» пробует, экспериментирует, следует за интересом, забывая о времени.
Это легко заметить в простом поведении, помню, когда наша дочь была маленькой, я водила ее в детский сад. Казалось у нас совсем разное восприятия этого пути, я думала о том, что надо успеть к восьми часам, пойти по самому короткому пути, обойти все лужи, а она просто шла за своим интересом, получая удовольствие от каждого шага. Вот летит муха, хочу за ней, а теперь я вижу спелую оранжевую рябину на ветке – потрогать, жук – поймать, лягушка – попрыгать вместе с ней и не важно, что она прыгает в другую сторону от детского сада.
Эмоция желания во всех ее интенсивностях, предвкушает получение радости. Удовольствие и удовлетворение – это награда.
Именно желание получить удовольствие и удовлетворение нас мотивирует. Желание получить удовольствие мотивирует нас начинать и продолжать делать, а желание получить удовлетворение мотивирует нас доводить дело до подходящего результата. Если этих чувств нет – мотивация исчезает.
В погоне за безопасностью, в надежде получить стабильность и поддержку авторитетов, многие люди обрекают себя на нелюбимую работу со скромным доходом. К сожалению, этот путь не приводит к спокойствию. Со временем это приводит к серьезному дефициту всех трех психологических потребностей (любовь, уважение, безопасность).
Вы спросите что делать?
Можно ничего не делать и довольствоваться страданиями в виде хронической печали, злости, тревоги и обиды на весь мир. А можно взращивать в себе позицию «взрослого», которая объединяет в себе и желания внутреннего ребенка и ответственность за результат «родителя».
«Взрослый» знает, чего хочет, ставит свои истинные цели, достижение которых гарантируют удовлетворение. «Взрослый» знает, как хочет и выбирает путь достижения, где есть удовольствие от процесса.
Эмоция радости изменяет и восприятие времени, если вы получаете удовольствие от процесса, понятие «потерянное время» исчезает. Разве можно считать время, проведенное с удовольствием, потерянным? Время в радости летит, «остановись мгновение, ты прекрасно».
Для выживания человеку не обязательно быть счастливыми и жить в радости.
Счастье – это личная ответственность каждого из нас. Никто не может сделать нас счастливым.
Если вы готовы взять ответственность за собственное счастье, стоит разобраться со своими актуальными потребностями, выстроить иерархию ценностей, разрешить внутренние конфликты. Это можно сделать только одним путем – познать свой мир чувств и стать в нем хозяином. А внутренние изменения всегда находят отклик во внешнем мире в виде внимания, признания, успеха.
Регистрируйтесь на тренинг «Практики осознанного проживания эмоций», улучшайте качество вашей жизни.