к чему приводит любопытство
«Любопытной Варваре…»: так ли плохо быть любопытным в современном мире
Любопытство не порок?
«Любопытство сгубило кошку» – это лишь часть английской пословицы, которая не лишена смысла. Порой любопытство или желание докопаться до правды перевешивает страх, чувство осторожности и самосохранения и приводит к неожиданным последствиям.
Как к положительным, так и не очень. Каждый из нас в меру любопытен – мы рождены с безграничным желанием исследовать окружающий мир. Но по мере того, как мы взрослеем и становимся старше, наше внимание рассеивается, разум становится открытым для вмешательства, а беспокойные мысли лишь усиливаются.
Беспокойство – это противоположность «любопытства», и оно отвлекает наше внимание от процесса исследования и познания. Волнение и тревога о невозможности чего-либо достичь обрекает многих на постоянное сожаление об упущенных шансах. Но не всех.
Мы думаем, многие согласятся, что великие исторические открытия по большей части произошли из любопытства. Если бы люди в бронзовом веке не начали добывать металлы и не пытались соединить предметы друг с другом, вряд ли бы появились гвозди. Не задумайся они о первом транспорте – не изобрели бы колесо.
Мы уже не говорим о печатном станке, лампочке и телефоне. Независимо от того, в какой период появилось изобретение, оно было своего рода интеллектуальным любопытством.
С этой точки зрения любопытство кажется чем-то положительным. Но почему большинство связанных с ним пословиц имеют негативный оттенок? Турецкий эксперт Севилай Йылмаз (Sevilay Yılmaz) провел собственное исследование и выяснил, что лишь 2 из 108 турецких пословиц о любопытстве имеют положительный акцент. Выходит, окружающие не одобряют излишней любознательности?
Стоит вспомнить хотя бы известную русскую пословицу про любопытную Варвару. В этой связи совсем неудивительно, что мы не сыплем добрыми словами в адрес окружающих нас любопытных людей, а само любопытство в нас пытаются нивелировать еще в детстве и юношестве.
А зря. На самом деле умеренное любопытство – полезная вещь для каждого из нас, нашего окружения и общества. В конце концов, любопытство входит в пирамиду ценностей Маслоу в качестве потребности более высокого иерархического уровня – потребности в познании.
Посмотрите сами: любопытство можно использовать в деловой жизни и повседневных делах. Например, когда мы хотим что-то узнать, то задаем больше вопросов, а значит, увеличиваем вероятность решения проблем и наши шансы на успех. Ниже мы приведем еще несколько научных фактов, которые доказывают, что любопытство – не порок.
О вреде любопытства и пользе любознательности
Любопытство и любознательность как образ жизни и вытекающие отсюда последствия
Недовольство, которое проявляется у многих, идет от непонимания жизни, себя и происходящего вокруг. Непонимание определяется, с одной стороны, ориентацией на подмененные, ложные ценности, цели, смыслы и суть; с другой стороны, очень низким уровнем развития нашей психики и сознания, внутреннего мира, нравственности которые ориентированы на реализацию только внешних, поверхностных особенностей личности.
В настоящее время, очень многие, увлекаясь чужими интересами, пытаются жить чужой жизнью, отказываясь от жизни своей. Возлагая надежды на кого угодно: на президента, депутатов, лидеров партий, оппозицию, на мужей и жен – (посвящая им свою жизнь) и даже на своих детей (перекладывая в реальности на них то, что должны сделать сами), все хотят эффективной, »хорошей», »благополучной» жизни и думают, что кто–то за них может ее создать. Другие думают, что ее можно создать за счет кого-то его, обманув, обокрав, используя, подавляя, манипулируя, убивая. Все это приводит к возникновению хаоса, неопределенности и проявлению разных форм беспредела, начиная от разных эшелонов власти и кончая нашей обычной бытовой жизнью. Хотелось бы обратить внимание на некоторые причины, которые приводят к данным явлениям.
Любопытство как одна из характеристик человека подчиняет себе другие проявления психики, моделируя определенный способ отношения к миру, другим людям, жизни, к себе и становится стержневым образованием человеческой личности, основным жизненным интересом. Тогда человек стремится быть »в курсе дела», всегда все знать из первых рук, уст. Вопрос «почему» данного человека не интересует и тем более понимание механизма от таких вопросов ему сразу становится скучно, неинтересно, банально. Смакуя каждую подробность, он хочет купаться в лучах внимания окружающих.
Используя любую информацию как средство доказать свою необходимость, важность, значимость, вовлеченность. Суетясь, ахая и восторгаясь, тратя жизнь по пустякам, такие люди скатываются к брюзжанию и претензиям, возмущениям и недовольствам. Любопытство как качество личности таит в себе опасность ошибок, т.к. рождает знания случайные, отрывочные, несистемные, это не позволяет человеку стать мастером, глубоко, основательно овладеть профессией, понять жизнь и найти целесообразные, гармоничные средства личностного самопроявления.
Человек, живущий на уровне любопытства, чувствует себя постоянно обманутым, ничто не радует его душу, как в дружбе, любви, в жизни. Все поверхностно и скучно, происходит разочарование в профессии, спутнике жизни, в самой жизни, потому, что ожидается сплошной праздник. В жизни же необходима работа, необходимо решать возникающие ситуации, преодолевать трудности. Глубоко, основательно разбираться в возникающих ситуациях, искать выход и строить хотя бы нормальные отношения.
Естественно, новизна проходит и наступает пустота, опустошенность, бессмысленность происходящего, отчужденность, неприкаянность и во внутрь человека проникает опасный вирус – СКУКА. Скука, как отмечает отечественный психолог Александр Дусавицкий, – очень опасное состояние нашей души, когда человеку некуда себя деть, работать он не умеет, да и не хочет разбираться в чем-то тоже. Внутри пустота, вокруг непонимание и появляется рабская зависимость от чужого мнения (своего нет, потому – что нет понимания сути происходящего). Возникает зависимость и подверженность ситуативным, случайным внешним влияниям и впечатлениям. Скука овладевает человеком, когда он пуст внутри и не занят конкретным делом, томится от тоски и безделья, когда внешне, формально, без души делает любое дело, особенно которым занимается, воспринимая его как чуждое и ненужное.
В противовес любопытству ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ как образ жизни позволяет человеку не только глубже и основательнее понять свою жизнь, но и выделить в ней правила, которые открывают новые возможности понимания и решения разнообразных задач жизни. Переживать удовольствие и испытывать внутреннюю удовлетворенность от выполненного действия. Позволяет искать и находить мудрые способы решения возникающих ситуаций жизни. Именно проявленная любознательность по отношению к другим, себе, жизни и миру позволяет испытывать удовлетворенность, внутренне обогащает, позволяя значительно расширять представления о мире, себе, жизни.
В основе любознательности лежит интерес, направленный на поиск общего способа, глубинного смысла, понимания, он позволяет сделать жизнь осмысленней, значительно экономить время и энергию и относиться к жизни как удивительной возможности, позволяющей в многообразии познать и проявить себя. Любознательность как свойство человеческого индивида, позволяет замечать мелочи, уметь устанавливать логические следствия, рассматривать явление со всех сторон и выделять в нем не только причины, но и все вытекающие из него следствия. Осваивая мысль, как орудие, человек умеет использовать понятые знания в любых ситуациях своей жизни, т.е. переносить наработанный опыт в новую ситуацию, относиться к жизни как поиску, значимому делу, предоставленной возможности. Максимально понять жизнь, сформировать свою индивидуальность, иметь устойчивость в различных ситуациях жизни, мудро поступать в любых ситуациях и нести ответственность за свою жизнь. Осмысленно понимать и использовать теоретические знания в личной жизни, видеть их взаимосвязанность, взаимообусловленность, дополняемость. Она приводит к пониманию того, что, только усвоив содержание, сущность конкретных знаний, человек, при встрече с реальной задачей жизни сможет ее решить, сможет найти мудрые правильные методы и приемы ее решения.
В реальности данный подход к жизни встречается не часто. Приоритетным в нашем обществе является любопытство и вытекающий из него «прикол» и из-за этого то, что мы видим в реальности. Все прикалываются, государство разрушается, хаос и беспредел становятся нормой нашей жизни. Нормы и ценности государства становятся все примитивнее и безнравственнее. Незаметно, но активно и постоянно проявляется самодурство чиновников, взяточников, беспринципности. Честность и порядочность осмеиваются и постепенно превращаются в пережиток прошлого. Культивируется хамство, наглость, ложь, обман, предательство, вражда между народами. Вырываются духовные корни, опошляются и уничтожаются основы народной памяти и нравственности. А все делают вид, что строят демократическое государство. ГРУСТНО…
Что такое любопытство с научной точки зрения?
Как вы думаете, что значит быть любопытным? Ученые полагают, что любопытство — это одна из черт личности. У каждого из нас она выражена по-своему. Выходит, одни люди интересуются окружающими, знаниями или ощущениями больше, чем другие. Или нет? Любопытство имеет ряд преимуществ, однако оно также связано с риском. Чтобы разобраться в том, что же такое любопытство и какие преимущества оно несет в себе, ученые обратили свой взор на мозг.
Каждый из нас любопытен по-своему
Как связаны любопытство и мозг?
Бывало ли у вас такое, что вы изучали тему, которая не вам не интересна, а потом обнаруживали, что вы о ней ничего не помните? На самом деле этому есть научное объяснение — согласно результатам исследований, пребывание в состоянии любопытства увеличивает нашу способность запоминать интересную информацию. А вот если вам приходится изучать то, что вас совсем не интересует, вспомнить что именно вы изучали будет крайне затруднительно.
А вы считаете себя любопытным? Расскажите о темах, которые вам интересны участникам нашего Telegram-чата и спросите, чем интересуются они.
Это может показаться очевидным. Если вам что-то интересно, вы обращаете на это больше внимания. Что, в свою очередь, облегчает запоминание. Однако влияние любопытства на мозг намного сложнее. Когда что-то кажется нам любопытным, память становится лучше. В результате мы лучше запоминаем даже то, что нам не особо интересно. Не секрет, что любопытство связано с обучением и эту связь можно увидеть. Любопытство приводит к активации нескольких областей головного мозга, известных как гиппокамп (отвечает за память) и черное вещество (отвечает за положительные эмоции).
Связь между страхом и любопытством
Некоторые специалисты в прошлом полагали, что любопытство развилось как инстинкт, который помогает нам адаптироваться к новым условиям, побуждая к исследованию. Однако это, кажется, противоречит другим теориям, предполагающим, что мы боимся нового из-за потенциальной опасности, которую может нести в себе что-то, о чем раньше мы ничего не знали.
Любопытство связано с риском и жаждой острых ощущений
Кажется, что любопытство и страх могут быть спровоцированы одними и теми же ситуациями, причем любопытство иногда перевешивает страх перед исследованием чего-то нового. У некоторых людей страх может частично отвечать за пробуждение любопытства. Мы знаем, что системы в мозге, связанные с получением вознаграждения, активируются, когда нам интересно. Это указывает на то, что любопытство является своего рода жаждой получения дополнительной информации. В тоже самое время любопытство связано с риском, стрессоустойчивостью и поиском острых ощущений.
Что общего между любопытством и типом личности?
Согласно исследованиям, некоторые люди испытывают любопытство чаще или интенсивнее, чем другие. Но разве любопытство — только черта личности? Специалисты предполагают, что все люди одинаково любопытны, однако каждый человек испытывает «индивидуальное любопытство», которое проявляется в интересе к каким-то конкретным вещам или ситуациям. Ученые называют это «типом» любопытства.
- Исследователи выделяют два типа любопытства, которые хорошо исследованы:
В недавно опубликованном исследовании ученые хотели понять, отличается ли работа мозга у людей с разным типом любопытства. Специалистам также было интересно, вызывает ли момент любопытства активность в тех же самых областях мозга, которые объясняют, насколько любопытен человек в целом.
Существует несколько типов любопытства: эпистемическое и социальное
Согласно предварительным результатам ученые определили важную область, связанную с эпистемическим любопытством, но не с другими типами. Это свод головного мозга — структура, которая соединяет гиппокамп и области мозга, связанные с обучением, поиском информации и исследованием. Чем больше нас интересует информация в целом, тем лучше работают связи в мозге, отвечающие за обучение, поиск информации и мотивацию.
Проверить, какая информация лучше всего утоляет ваше любопытство, можно нашем канале в Яндекс.Дзен.
Как использовать любопытство?
Это исследование может помочь нам понять, как лучше использовать любопытство в реальном мире, например, на работе и в учебных заведениях. Поскольку свода головного мозга связана с улучшенным обучением, это говорит о том, что мы должны стремиться создавать учебную среду, которая способствует исследованию идей и поиску информации. Важно помнить о том, что любопытство делает нашу память и делает работу мозга лучше.
Общество практикующих психологов «Гештальт-подход» (ОПП ГП) программа МОСКОВСКИЙ ГЕШТАЛЬТ ИНСТИТУТ
С детских веселых лет нам известно об отважных женщинах и мужчинах, совершавших удивительные, абсурдные, зачастую опасные открытия. О людях, выходивших за пределы мира и географии, общественных представлений и науки.
Они хотели заглянуть за грань, туда, где еще никто не побывал, взглянуть на все своими глазами и рассказать об этом людям.
Они всегда на слуху, они известны всему миру: Амелия Эрхарт и Николай Коперник, Мария Склодовская-Кюри и Америго Веспуччи, «удивительная» Грейс Хоппер и Альберт Эйнштейн.
Когда любопытство является негативным?
Любопытно оценивается негативно, если оно неприятно другому человеку или даже вредит его жизни. Любопытный, подглядывая за чужой жизнью через замочную скважину, вторгается в личную жизнь другого человека.
Если водитель автомобиля замедляет скорость при виде аварии для удовлетворения своего интереса к подробностям случившегося, он мешает не только дорожному движению, но и спасательным работам. Этот тип любопытства совершенно бесполезен и даже вреден. Мы не узнаем ничего нового, что могло бы нас обогатить в духовном плане и помочь в жизни.
Границы своего интереса
Даже, если признать, что любопытство является одной из основных потребностей человека, то необходимо согласиться, что эта потребность (как и любая другая) не может быть удовлетворена в любое время и в любом месте. Иногда любопытство может быть опасным для человека, например, никто не позволит ребенку (даже очень желающему удовлетворить свой неподдельный интерес) притронуться к раскаленной плите. Никто просто из-за интереса не будет прогуливаться по минному полю. Кроме того, существуют рамки социального характера, например, если наше желание что-нибудь узнать, может принести вред другому человеку, то нам придется унять свое стремление. Каждый человек имеет право на личную жизнь и должен с уважением относиться к чужой личной жизни.
Психологи рекомендуют удовлетворять свое любопытство «социально приемлемыми» методами. Желающий узнать что-нибудь новое может воспользоваться средствами массовой информации или расспросить других людей. Бывает болезненное любопытство, когда за другими людьми подсматривают в бинокль, снимают на видеопленку или тайно прослушивают их личные разговоры.
Две стороны любопытства
Этим людям мы обязаны всеми удобствами современной жизни: развитыми компьютерными технологиями, доступностью дальних перелетов, удивительной легкостью в выборе мест для путешествий и отпусков, миллионами связанных между собой пользователей айподов и айфонов. Они были первыми в смелой игре познания, и мы помним о них с благодарностью.
И так же хорошо нам известны назойливые, зачастую неприятные, чересчур любопытные люди: они могут быть соседками или сослуживцами, попутчиками в дороге, а может быть даже, нашими родственниками.
У них тоже есть имена, но почему-то их вспоминать не хочется. Они лезут к нам в душу с бесконечными расспросами, советами и непрошенными рекомендациями. Они везде суют свой нос. Они ужасно раздражают.
И тем и этим людям присуще одно и то же сильное чувство – любопытство.
Но какие разные проявления!
Как возникает любопытство?
Любопытство возникает из-за потребности в информации, кроме того, его можно стимулировать. Примером искусственного возбуждения большого интереса может служить реклама, например, у многих людей при виде в витрине магазина надписи «Распродажа» появляется желание узнать, что же там продается дешевле. Между тем, если бы вместо вышеупомянутой надписи было бы написано «Свитер – 2000 рублей», то наше любопытство было бы полностью удовлетворено, и мы бы не стали заходить в магазин. Таким образом, любопытство возбуждает отсутствие полной информации.
Любопытство – не порок… А что это?
Хочу начать с истории…
Жили-были две девчонки:Татьяна и Ирина. Жили они по соседству, поэтому посещали один детский сад и поступили учиться в одну школу. Играли, учились, ссорились, мирились, влюблялись в мальчиков, дрались с девочками, вышивали, готовили блинчики, одним словом, хорошо дружили. Но однажды, на пятнадцатом году жизни произошла ссора – ситуация, в которой сошлись интересы обеих девочек, словно «нашла коса на камень». Предмет их ссоры не будем рассматривать, для нашей статьи это не столь важно. Девчонки не смогли найти компромиссное решение, – на том их дружба и закончилась. Для каждой из них трудно было потерять подругу, разрыв переживали долго и болезненно. Однако дружбу восстановить не получилось. Они общались, продолжали учиться в одном классе, но уже не считались подругами. Потом Татьяна уехала учиться в другой город – поступила в институт, а Ирина вышла замуж. Общение прекратилось вовсе. Прошло лет 10 после окончания школы: у обеих взрослая жизнь, новый круг общения, дети, заботы, увлечения… Много всего разного. Вот такая история.
Наша память периодически воспроизводит события и переживания прошлого. Мы можем мысленно возвращаться к каким-то значимым для нас событиям. Если они позитивные, то в настоящем времени воспоминание о них доставляет нам приятные эмоции и чувства. Если же события негативные, то мы испытываем при воспоминании разной степени эмоциональный дискомфорт. Как бы там ни было, явление воспоминаний существует как таковое.
Вернемся к истории экс-подружек. Однажды Татьяна вспомнила событие четырнадцатилетней давности, в котором участвовала вместе с Ириной. Она на некоторое время «погрузилась» в обстоятельства и эмоции прошлого. «Вернувшись» из воспоминаний в настоящее, Татьяна задалась вопросами: «А как сейчас живет Ирина? Что происходит с ней? Удачно ли складывается ее жизнь?». Вопросы заставили Татьяну ощутить мыслительную паузу, затем немного пофантазировать… И воспоминания, и мысли, и вопросы, – все промелькнуло достаточно быстро. Затем окружающий мир ЛЕГКО «овладел» вниманием Татьяны, и вопросы остались без ответов. Почему произошло именно так? Почему возникшие вопросы, остались без ответов? Почему Татьяна не потрудилась над получением ответов? Первое, что приходит на ум: «Ну как же, столько лет дружили, столько лет не виделись – интересно!». «А так ли это?» – задаюсь я новым вопросом. Обдумывание приводит меня к выводу о том, что если бы это был интерес, то Татьяна смогла бы УДЕРЖАТЬ свое внимание на вопросах, смогла бы понять, как можно ПОЛУЧИТЬ ответы, ПРЕДПРИНЯЛА бы действия, которые УДОВЛЕТВОРИЛИ бы ее интерес. Ничего из перечисленного не произошло. Поэтому делаю такой вывод: Татьяне не интересна информация о жизни Ирины. В ситуации ее воспоминаний вопросы «вызывались» не интересом, а любопытством.
Предлагаю сравнительную таблицу, где «любопытство» и «интерес» представлены как внутренние ЯВЛЕНИЯ, которые не озабочены внешними возможностями объекта, несмотря на то, что им вызваны и находятся с ним во взаимодействии. Для сравнения используем критерии: длительность явления, темп возникновения, активность организма, значение для человека.
получение информации
А теперь предлагаю читателям вспомнить ситуации из личного опыта: «Попробуйте понять, какие внутренние явления побуждают вас к действию и какую пользу они приносят».
Сравнение понятий «любопытство» и «интерес» помогло мне проанализировать РАСХОД своего времени. Я поняла, что любопытство меня ОТВЛЕКАЕТ, я начинаю тратить свое время на объекты, суть которых не только не обогащает мои знания, но и растрачивает впустую мои силы и энергию, УВОДИТ в сторону от значимых целей и задач.
Закончить статью хочу формулировкой УБЕЖДЕНИЯ, которым я сознательно вооружилась после сравнения этих явлений: «Свои силы, время и энергию я хочу тратить на удовлетворение интереса, а не любопытства».
Автор Наталья Погорелая
Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо!
Любопытство и мозг
Любопытство — это сильнейший базовый импульс у человека. Ученые исследовали взаимосвязь мозга и любопытства. Проводили эксперименты над подростками с помощью системы МРТ. Во время исследования было выявлено, что когда возникает явление любопытства, начинает активно работать часть мозга, ответственная за чувства удовлетворения и удовольствия. Когда желаемая информация получена, возникает чувство, схожее с радостью, счастьем от достижения успеха, такое же, как при получении денег или угощений. Мозг начинает активно вырабатывать допамин – гормон удовольствия.
Общество практикующих психологов «Гештальт-подход» (ОПП ГП) программа МОСКОВСКИЙ ГЕШТАЛЬТ ИНСТИТУТ
НОВИЗНА, ИСПУГ И ЛЮБОПЫТСТВО
Не очень-то я понимаю, зачем мне было писать сейчас этот текст. Наверное, из вредности к компьютеру, который взял и стер все мои мысли, как нечто совершенно не имеющее ценности. Да и какой вообще может быть смысл в этих заметках? Только то, что можно рассмотреть происходящее рядом немного более детально, увидеть яснее.
Идея сопоставления любопытства и испуга вышла из размышлений о психологической природе детства. Как не верти, дети и взрослые все же чем-то отличаются друг от друга.
Если посмотреть на всю жизнь человека в целом, как на один долгий цикл опыта, сильно растянутый во времени, от рождения до смерти. Из фона, хаоса случайностей возникает новая жизнь, в течение которой человек соприкасаясь с доставшимся ему миром сотворяет уникальную форму для этой жизни – себя. Потом эта форма разрушается и переходит в фон, передавая ему новую энергию. Возникает из ничего и возвращается в ничто. В этом длинном цикле опыта время детства – это период предконтакта, ориентации в мире, время постоянного знакомства с новым в себе и в окружающих. Новым оказывается тело, (меняющимся и обновляющимся оказывается тело) его ощущения и меняющиеся возможности, новым оказываются восприятие мира и предметов и отношений в нем, меняются способы обращения с предметами, меняются средства взаимодействия с людьми. Полученный опыт обогащает (формирует расширяющийся фон) фон, дает пространство для возникновения новых фигур. В этом проявляется одно из основных различий ситуации детства от ситуации взрослости: «взрослый» скорее склонен узнавать старые, знакомые формы, поддерживает таким образом стабильность восприятия мира, ребенку часто приходится создавать свои формы. (Константность восприятия является важной характеристикой познавательных процессов условно здорового взрослого). Взрослые предлагают ребенку много готовых культурных форм для переживаний и действий, общения и размышлений. Но при этом ребенок постоянно создает собственные формы, много примеров можно вычитать у Чуковского «от 2 до 5», можно и просто понаблюдать, как это происходит. Если под рукой есть подходящий ребенок. Например, слушая какую-нибудь песенку, взрослый легко узнает слова, а для ребенка это могут оказаться совсем неожиданные сюжеты, которые взрослому и в голову-то не придут.
Так что суть детства – это длящаяся ситуация встречи с новизной, ситуация ориентации (и распознавания) в окружающем мире, ситуация постоянного переживания новизны ребенком.
Теперь давайте посмотрим, как происходит это переживание новизны в опыте ребенка. Среди известных нам способов встречи с новизной я бы выделила два основных: первый – это любопытство, а второй – испуг, одно – притягивает к новизне, другое – отодвигает, одно способствует росту, другое – остановке.
Первый шаг – это заметить, что что-то отлично от известного, что-то новое появилось и удивиться. Удивление вызывает фиксацию внимания на новом, кратковременное замирание для аккумулирования возбуждения.
Второй шаг – это обращение с возникшим возбуждением, трансформировать возбуждение в любопытство или в испуг, т.е. или приближаться и изучать, или прятаться, убегать.
Испуг или любопытство определяется:
· степенью предполагаемой опасности,
· дистанцией до нового и соответственно временем сближения,
· доступностью ресурсов, например в виде родителей,
· реакцией родителей на это новое,
· складывающимся опытом встречи с новым.
При этом любопытство может идти параллельно испугу – чуть приблизился, испугался и замер, переждал, сориентировался и снова немного приблизился, испугался и отодвинулся обратно, т.е. в режиме качелей, балансируя между любопытством и испугом.
Испуг может быть вызван и появлением нового, и излишней агрессией окружения на ребенка, которого это окружение заставляет определенным образом реагировать на новизну, например, пугаться.
Любопытство (хотя в психологии существуют такие понятия как ориентировочная реакция и познавательная активность, любопытство в большей степени передает субъектный характер, особенности переживания человека при встрече новизной) – переживание возбуждения, интереса к некоторому внешнему или внутреннему объекту, стремление приблизиться, завладеть объектом, чтобы его рассмотреть, прочувствовать, понять, освоить, разместить в картине мира, непонятное сделать понятным, чужое – своим – идентифицировать то есть. Любопытство опережает оценку значимости предмета для человека. Еще не важно, полезно это или нет, вкусно или противно, удобно или тесно, но оно уже ужасно интересно.
По мере развития ребенка любопытство приобретает различные формы. По-видимому, первичная врожденная форма реакции организма на новизну – это простое сосредоточение на телесных ощущениях внутри и на том, что снаружи – звуке, свете, движении.
(Может, при появлении нового происходит сканирование своего тела для мобилизации сил на случай опасности? Мне не нравится слово сосредоточение, сосредоточение это фокусирование внимания, удержание внимания на чем-то, увеличение энергетического тонуса. А ты используешь в расшифровке сосредоточения термин замирание активности, а активность замирает только внешняя – внимание и восприятие очень активны. Может, тогда написать – замирание внешней активности и т.д.) Сосредоточение включает в себя замирание активности и яркое выделение фигуры на остальном фоне – сосредоточенное внимание. Затем ребенок включает все больше двигательной активности, все дольше удерживать внимание на предмете, следует за ним, приближается к предмету руками, телом, взглядом. Включаются рот (все тянет в рот, не если не отнимать, то многое и выплевывает), руки, (все хватает руками, все разбирает, бросает, засовывает), глаза и уши, речь (обо всем спрашивает).
Все новое – более привлекательное, притягивающее, его хочется удержать, поисследовать его свойства, наконец, поэкспериментировать с его возможностями. Новое надо попробовать на вкус, на ощупь, попробовать разгрызть или разобрать на кусочки, рассмотреть со всех сторон и заглянуть внутрь. С новым надо поэкспериментировать, потыкать им в разные места, и посмотреть, что получится. В таком случае проявления любопытства могут быть достаточно активны, агрессивны по отношению к объекту изучения, разрушать границы и нарушать целостность. Происходит разжевывание реальности при помощи вопросов, экспериментов, анализа. Это заставляет взрослых стараться ограничивать детское любопытство, стараться управлять возбуждением новизны, предлагая уже готовые ответы, способы действий еще до возникновения вопросов, или просто пресекая эти бессмысленные вопросы и действия.
И правда, детское любопытство нецеленаправленно, не ограничено конкретной задачей, часто случайно и не утилитарно, бесполезно с точки зрения непосредственного практического результата. Оно во многом является откликом, реакцией на ситуацию, носит полевой характер. Что-то неопределенное, незавершенное создает напряжение и стремится к разрядке. Непонятно, зачем тут эта кнопка – надо на нее нажать. На столе среди ручек и бумажек выделяется колокольчик – хочется позвонить. Это так же раздражает взрослых, и они стараются ограничить детское любопытство (подобно тете Страусихе и дяде Павиану, которые дубасили любопытного Слоненка).
Во многих культурах любопытство расценивается как неприличное действие, нарушающие чужие границы, проявлять излишнее любопытство к чужому человеку, чужой жизни несолидно, недостойно, а иногда и опасно. История про жен Синей Бороды служит тому примером, а любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
В результате проживания любопытства, переживания возбуждения от появления нового, приближения к неизвестному, иному, проживания опыта собственной активности экспериментирования и исследования, создается новое представление о мире, в котором существует знаемое и незнаемое, близкое и иное, переживание «я знаю» и «я не знаю».
Для гештальт-терапии тема любопытства очень важна еще и тем, что именно любопытство является содержанием предконтакта, а не тревога, как говорят некоторые. Думаю, что содержанием предконтака является рост энергии, и появляется неструктурированное возбуждение, которое легко облечь в форму тревоги или любопытства. Любопытство развивает контакт, а тревога его притормаживает. Именно благодаря любопытству возможно удерживать внимание к новому и сосредоточение на ощущениях, экспериментирование и готовность встретиться с неожиданным результатом, большим, чем удовлетворение непосредственной потребности, находиться в состоянии творческого предразличия, так важного для терапевтической работы.
Остановленное любопытство становится скукой, застоем, повторением старых стереотипов. Мы всегда отмечаем скуку как признак интроецирования, отказа от собственного агрессивного интереса. Не говорите мне, что там, за этой дверью, я хочу сам это узнать. Наличие любопытства свидетельствует о том, что мы имеем дело с ситуацией новизны и нам есть, чем заняться в терапии.
Исследования полевого поведения в школе Левина, непроизвольного внимания могут добавить новые краски к любопытству. Последовательность проживания любопытства: сосредоточение, приближение, исследование, эксперимент, идентификация, удовлетворение, переживание «я знаю!» (обнаружение, фиксация, замирание, сосредоточение, изучение издалека, приближение и изучение вблизи действуя с объектом, исчерпывание взаимодействия, идентификация и записывание в память, удовлетворение переживание «я знаю!»)
Первый шаг, безусловно, телесный и предметный, сосредоточение предполагает концентрацию органов восприятия на определенном объекте, а вот остальные могут быть прожиты и в воображении.
(Еще интересно было б рассмотреть голод и агрессию любопытства – ведь любопытство это голод до нового, жадность до впечатлений, информации. Именно так это понимается в психоаналитическом подходе, если мне не изменяет память.)
Новизна может вызывать у человека не только ориентировочную реакцию, сосредоточение и дальнейшее любопытство. Ситуация может измениться слишком неожиданно, непредвиденно, и тогда реакция человека окажется противоположной – возникнет испуг. Непредвиденное появление чего-либо в поле зрения, резкий звук или резкое изменение, неожиданная потеря опоры тела вызывают непроизвольную реакцию: тело замирает, дыхание приостанавливается. Уотсон в свое время исследовал и описал два врожденных видов страха у детей: младенцы пугались громкого звука и потери опоры. Затем появляется испуг при резком появлении темного объекта в поле зрения.
Думаю, что точнее всего эти реакции описаны детскими невропатологами, так они регулярно используют это на практике. Проверяя здоровье новорожденного, врач поднимает младенца вверх и затем резко опускает его вниз. Если при этом ребенок задерживает дыхание, растопыривает руки и пальцы, таращит глаза, а потом наоборот, закрывает глаза, пронзительно вопит и зажимает кулачки – то считается, что такой младенец обладает здоровыми рефлексами, здоровой психикой: он пугается. Такая же врожденная реакция наблюдается у младенца на резкий громкий звук: он тоже пугается. После переживания испуга – реакции на резкое изменение стабильности ситуации – происходит восстановление потерянной стабильности и безопасности. У ребенка выравнивается дыхание, именно поэтому он, чаще всего, испугавшись громко вопит, восстанавливая задержанное дыхание. Ребенок вновь находит опору и защиту для своего тела, он цепляется руками за что-нибудь более устойчивое и крепкое, чем он сам, иногда повисает, иногда обнимает всем телом. Уже после того, как вернулись дыхание и опора для тела, ребенок начинает ориентироваться в ситуации: что же происходит? За что уцепился? Где оказался? Что новое появилось? Таким образом, переживание испуга состоит из двух этапов: переживания самого испуга и восстановления стабильности, безопасности, и возвращения к любопытству
Это особенно важно для терапии, так как часто терапевт имеет дело именно с тем, что человек не может самостоятельно вернуться к безопасности и стабильности, не может использовать свое любопытство для ориентации в изменяющемся мире.
Реакция испуга является непосредственной и непроизвольной, ее невозможно избежать не только ребенку, но и взрослому. Испугавшись, человек вздрагивает, замирает, не дышит, не видит, не понимает, что происходит. И с этим невозможно ничего сделать по своей воле, испугался – все. Но дальнейшее течение событий может пройти естественным путем, а может быть прервано в силу разных обстоятельств. Если человек не начнет сразу плакать, кричать, звать на помощь или браниться и ругаться, дрожать, если не сможет вернуть себе дыхание и чувствительность, то он рискует так и остаться застывшим в вечном испуге, оцепеневшим, бесчувственным, не осознающим своего испуга.
С ребенком так может случиться, например, если окружающие взрослые просто не заметят затянувшийся испуг ребенка, не дадут необходимой поддержки, спокойствия, понимания того, что происходит, не прикоснуться, не возьмут за руку, чтобы вернуться к жизни, или остановят крик и движения, или сами испугаются или пристыдят или еще что-нибудь устроят. В этом состоянии практически невозможно сосредоточиться на своих ощущениях, невозможно исследовать и экспериментировать, можно только спасать свою жизнь. Но из-за ограниченности возможностей восприятия это может оказаться затруднено.
В замечательном рассказе Эдгара По «Низвержение в Мальстрем» описано, как два брата-моряка оказались в смертельном водовороте. Один из них был в страхе, озабочен только спасением своей жизни и переживал ужас из-за невозможности противостоять бедствию. А другой, несмотря на смертельную опасность и безнадежность положения, оказался заинтересован происходящим, обратил внимание на закономерность движения предметов в водовороте и спасся.
Чтобы как-то справиться с возникшим напряжением, восстановиться от испуга, необходимо как-то разрядить возникшую агрессию словами, голосом, движениями: вскрикнуть, заплакать, выругаться, махнуть рукой, как-то рассердиться на возникшую ситуацию. Маленький ребенок просто громко плачет, ребенок постарше сердится, может отталкивать и напугавший его предмет и пытающихся помочь взрослых, взрослые люди тоже сердятся, бранятся, даже иногда дерутся. Это очень заметно, например, в ситуации дорожного движения. Даже милейшие люди начинают браниться и сердиться, совсем не потому что проявляется их агрессивность, а потому что на дороге очень много разных неожиданностей. Отреагирование напряжения позволяет восстановить дыхание, движение, вернуться к телесным ощущениям, к собственной жизненности. Недаром во многих технологиях работы с психической травмой, с тяжелыми переживаниями уделяют так много внимания отреагированию. Как указал в этом месте Лев Черняев – не пустому отреагированию, а направленному отреагированию, направление на восстановление внутренних сил, бегство и защиту.
Однако это еще не весь путь, который необходимо пройти для завершения переживания испуга.
В момент испуга, неожиданности человек воспринимает ситуацию целиком, не очень различая детали. То, что воспринимается – запоминается ярко и надолго. Огонь, шум, слово, взгляд, пространство – любая деталь может остаться как сигнал опасности и угрозы, который останавливает активность.
Происходящее воспринимается враждебным и опасным и требуется активная защита от непонятной угрозы. Все враги, все опасно, ничего не надежно, собственные границы хрупки, тело уязвимо. Как говорил Пятачок: Ой-ой, спасите-помогите! Необходима надежная поддержка от других людей, от внешних обстоятельств, нужна твердая почва под ногами или крепкая опора в руках. Тогда можно восстановить чувство надежности собственных границ, безопасность присутствия в данный момент ситуации. Нужны силы, чтобы во что-нибудь вцепиться или на что-нибудь опереться, надежное, устойчивое и бесстрашное. Напуганные обезьянки в опытах Харлоу вцепляются в проволочную или шерстяную маму-обезьяну, напуганные дети забираются на руки или хватают за руку, взрослые тоже находят что-то стабильное: компьютер, молитву, бутылку, музыку, друга.
Чем сильнее испуг, тем крепче и надежнее нужна опора, тем сильнее ребенок готов в нее вцепиться, и дольше держаться, не разжимать рук или чем там удалось прицепиться. И не всегда человек осознает, в чем именно он нашел себе опору и защиту, когда падаешь – нет времени выбирать, какая веревка самая прекрасная, тут вообще не до выбора. Когда напряжение испуга уменьшается, можно ослабить цепляние и вернуть себе подвижность в пространстве, отпустить надувной круг, мамину руку, палку, идею и опереться собственным телом на собственную землю, а руки и мысли освободить для новых действий. И здесь тоже могут происходить прерывания естественного хода переживания испуга. Можно из гордости запретить себе искать и просить чужой помощи, не позволять себе удерживать спасительную руку, можно даже сердиться и наказывать себя за непроизвольные цепляния. Тогда ребенок остается без опоры и без необходимых ресурсов для ориентировки в ситуации, она так и остается для него враждебной и непредсказуемой.
То, за что человек хватается в минуту испуга, то, что воспринимается как необходимая опора, дает возможность вновь обрести стабильность и способность ориентироваться, но эта опора может оказаться случайным, вредным, даже опасным. И тогда приходится разжимать руки и отпускать спасительный предмет или опору. И признавать, что привело к ним не любовь, а только испуг. Разжать руку, рискнуть отпустить поддержку, вернуться к своей целостности и отдельности и вернуться к первичному любопытству, оценить возникшую новую ситуацию как угрожающую или как стабильную и безопасную – следующий шаг в переживании испуга. И он тоже может оказаться затруднен самыми разными переживаниями. Неловко признать собственно само переживание испуга и беспомощности, страшно отцепиться от опоры. И в этот момент именно энергия любопытства может оказаться тем ресурсом, тем возбуждением, которое может перевесить страх и стыд.
Возвращение к реальности происходит благодаря возвращению любопытства. Где это я? Что у меня в руках? За что я держусь? Что происходит? Что изменилось? Так ли все ужасно или я просто испугался? Где мои силы? Ответы на эти вопросы – и есть завершение переживания ситуации испуга.
Итог размышлений таков: любопытство и испуг – два альтернативных естественных способа проживания ситуации новизны.
Ситуация новизны может вызвать как любопытство, так и испуг. Возбуждение любопытства заставляет приближаться к новому в ситуации, возбуждение испуга, наоборот, вынуждает отдаляться, отодвигаться от нового, любопытство актуализирует конструктивную агрессию, направленную на то, чтобы непонятное стало понятным, а неизвестное – известным, а испуг дает энергию анигилляционной агрессии. Прерывание переживания новизны в большей степени со стыдом и страхом, с недостатком необходимой поддержки поля. Завершение переживания испуга и любопытства – новый опыт присутствия в данный момент ситуации, новое представление о себе и о мире. Детство всегда присутствует в жизни человека как открытость новому, как вероятность любопытства и испуга. В обоих этих переживаниях человек целостен и непосредственно доступен миру.
Любопытство, конечно, очень неприлично. Однако какой это прекрасный ресурс для терапевта, позволяющий ему сохранять чувствительность незавершенности, нелогичности, неопределенности переживаний клиента, его ситуации, позволяющий отвлекаться на несущественное, чтобы обнаружить новое. Спасибо за внимание.
Многоглаголание, пустословие и любопытство
Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании и предостерегали от многоглаголания.
Преподобный Амвросий наставлял:
«Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.
Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.
Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит.
Молчание хорошо, да благовременное и благоразумное, за которым не следует раскаяние.
Когда чувствуешь, что желаешь что-нибудь сказать по страсти, – молчи. Удержись, не говори. Ведь это брань, победить нужно, тогда только отстанет».
Преподобный Варсонофий |
Преподобный Варсонофий советовал:
«Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида».
Преподобный Никон писал:
«Помни монашеское правило: не начинать говорить самому, не быв спрошенным».
И хоть эти слова старца относятся к монашествующим, но и живущим в миру нужно чаще вспоминать о них. Ведь как часто мы даем непрошеные советы, задаем лишние вопросы, рассказываем что-то глубоко личное (что следовало бы сберечь лишь для близких людей), а потом раскаиваемся в этом.
«От неосторожных слов более бед, нежели от самих дел»
Преподобный Амвросий предупреждал:
«Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные».
Молитвенное настроение и мир в душе
Преподобный Никон учил молчанию для сохранения молитвенного настроения и мира в душе:
«После молитвы, домашней или церковной, чтобы сохранить молитвенное умиленное настроение, необходимо молчание. Иногда даже простое незначительное слово может нарушить и спугнуть из души нашей умиление.
Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как она благотворно действует на душу!»
Преподобный Моисей наставлял:
«Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений».
Многоглаголание и уныние
Оптинские преподобные предупреждали: те, кто не может удержаться от многоглаголания, не смогут освободиться и от множества мучительных прилогов и следующих за этими прилогами уныния и отчаяния. Преподобный Лев писал:
«W. когда не положится совершенно сохранять двери ограждениями о устнах своих, то иначе не возможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и таких же мыслей и от оной происходящей скуки и уныния, влекущих в помыслы всепагубнейшей отчаянности».
Пустословие и любопытство
Старцы Оптинские предостерегали и от пустословия и неосторожных слов. Преподобный Никон напоминал духовным чадам:
«Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обращении друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку».
Старцы предупреждали и о вреде любопытства. Преподобный Иосиф учил:
«Любопытствовать о чужих мыслях грешно и может быть вредно. Это никак не должно дозволяться».
Преподобный Варсонофий говорил о том, что любопытство, несмотря на кажущуюся невинность, тем не менее, является смертным грехом, потому что от него бывают гибельные последствия:
«Святые отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например убийством, грабительством и т.д., – а оттого, что от него бывают гибельные последствия».
Бывает и безрассудное молчание от обиды, злости или по тщеславию, и такое молчание может быть даже хуже многоглаголания.
Преподобный Никон писал:
«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит».
Преподобный Макарий предупреждал:
«Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том и в другом приносит весьма великий вред».
Предостережения Оптинских старцев о вреде многоглаголания, пустословия, неосторожных шуток и любопытства актуальны и в наше время.
Будем же помнить: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37).
Патологическое любопытство: почему мы пытаемся узнать то, что может принести боль?
Экология жизни. Психология: Разбираемся, в каких случаях любопытство человека заставляет его делать саморазрушающие вещи, почему не всегда…
Разбираемся, в каких случаях любопытство человека заставляет его делать саморазрушающие вещи, почему не всегда стоит идти на поводу у этого чувства и как нам бороться со своей губительной тягой к преодолению неопределенности.
Почему люди ищут информацию о новых отношениях своих экс-возлюбленных, читают негативные комментарии в Интернете и делают другие вещи, способные сделать больно? Недавнее исследование, опубликованное в Psychological Science, очень просто отвечает на эти вопросы: потому что люди по природе своей нуждаются в преодолении неопределенности. Новое исследование показывает, что необходимость знать настолько сильна, что люди готовы стремиться утолить свое любопытство даже тогда, когда понятно, что ответ принесет боль.
В серии из четырех экспериментов ученые из Школы бизнеса им. Бута при Чикагском университете и Бизнес-школы Висконсина исследовали готовность студентов подвергать себя аверсивным стимулам.
Аверсивные стимулы — события или физические ощущения, которые человек считает неприятными и воспринимает как наказание. в попытке удовлетворить любопытство.
В одном исследовании каждому участнику показывали стопку ручек, взятых, по словам исследователей, из предыдущего эксперимента. Нажать? Половина ручек может ударить электрическим током при щелкании.
Двадцати семи студентам объяснили, какие авторучки были «с сюрпризом»; другим двадцати семи сказали лишь, что некоторые из ручек электрифицированы. Оставшись в комнате в одиночестве, студенты, которые не знали, какие из ручек могут ударить током, щелкнули больше ручек и подверглись большим ударам, чем студенты, которые знали, что произойдет. Последующие эксперименты повторили этот эффект с использованием других стимулов, таких как звук скрежета ногтя по доске и демонстрацией отталкивающих фотографий насекомых.
Как отмечает соавтор статьи Кристофер Си (Christopher Hsee), стремление к открытиям глубоко укоренилось в человеке — наравне с основными потребностями в еде и сексе. Любопытство часто считается положительным инстинктом, который может привести, например, к появлению новых научных достижений, но иногда такого рода изыскания могут привести к неприятным последствиям. Профессор экономики и психологии из Университета Карнеги-Меллон Джордж Левенштейн (George Loewenstein), который был инициатором научного исследования любопытства, о.
Однако нездоровому любопытству можно противостоять. В заключительном эксперименте участники, которых просили предсказать, как они будут чувствовать себя после просмотра неприятной картины, с меньшей вероятностью выбирали вариант, ведущий к просмотру подобных изображений. Эти результаты свидетельствуют о том, что предварительное представление результата, следующего за любопытством, помогает определить, стоит ли оно того. Кристофер Си о.
Другими словами, не читайте онлайн-комментарии.опубликовано
Также интересно: Вот, что произойдет, если Вы будете «лайкать» абсолютно все посты в соцсетях
Вторжение ловцов в души людей