к чему приводит недостаток магния в организме ребенка

Магний для детей: для чего нужен?

Детство должно быть счастливым и беззаботным — и каждые мама и папа прикладывают усилия, чтобы оградить ребенка
от любых переживаний
и дискомфорта. Но будем откровенны: жизни
без стрессов не бывает
ни у взрослых, ни у малышей.

Со стрессом время от времени сталкиваются даже здоровые дети
из совершенно благополучных семей. Грустное лицо или резкие перемены
в настроении у ребенка — конечно,
не повод для паники и срочного визита к врачу. Но месяцами игнорировать такие симптомы тоже не следует.

Вряд ли ребенок сумеет осознать и уж тем более сообщить родителям, что с ним происходит что-то неладное. Но внимательная мама поймет это и без слов.

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

Что тревожит малыша

Переживания у ребенка могут спровоцировать многие события — новая воспитательница в детском саду, потерянная игрушка, ссора
с лучшим другом, двойка
за контрольную в школе, выступление перед полным залом или первый
в жизни авиаперелет.

Перестройки, происходящие
с растущим организмом, также играют роль в развитии стрессов.

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

Дефицит биологически значимых элементов, например магния, может усиливать восприимчивость детей к тревогам
и волнениям. 3

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

Дефицит биологически значимых элементов, например магния, может усиливать восприимчивость детей к тревогам и волнениям. 3

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

Учащенное сердцебиение, боли в области сердца

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

Повышенная температура тела, озноб

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

Тошнота, рвота, отрыжка, вздутие и боли в животе

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

Частые мочеиспускания — в том числе по ночам

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

Ощущение наступающего обморока

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

Учащенное сердцебиение, боли в области сердца

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

Повышенная температура тела, озноб

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

Тошнота, рвота, отрыжка, вздутие и боли в животе

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

Частые мочеиспускания — в том числе
по ночам

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

Детский стресс — недетские последствия

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

Длительные тревога и волнение могут быть связаны с нехваткой
в организме ребенка различных биологически значимых элементов,
в том числе магния. Восполнить недостаток этого элемента
и поддержать ребенка в период стресса могут магнийсодержащие препараты.

к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.

В таких случаях нужно обратиться к педиатру — он определит причину такого состояния и поможет с ним справиться.

Зачем детскому организму магний

Магний наряду с кальцием, натрием
и калием относится к жизненно необходимым элементам. Магний присутствует в каждой клетке —

он участвует в синтезе энергии. 4

Более трехсот ферментов, контролирующих различные химические реакции
в организме, действуют только в присутствии магния. Поэтому, ежедневные потребности в этом элементе высоки [3].
Но, увы, в детском рационе не всегда содержится достаточное количество магния.

Суточная потребность

в магнии
у детей разного возраста 3

Источник

Дефицит магния у детей и подростков, занимающихся различными видами спорта, и его коррекция

Высокий уровень современного спорта требует углубленного индивидуального подхода, основанного на комплексном изучении морфо-функциональных возможностей спортсмена, развитие которых в наибольшей мере способствует достижению высоких спортивных результатов.

Одно из основных направлений решения проблемы сохранения здоровья — соответствующая метаболическая поддержка. Установлено, что организм спортсмена нуждается в адекватном восполнении целого комплекса макро- и микронутриентов, которые интенсивно расходуются в условиях физического и эмоционального стресса. Нарушение баланса микроэлементов в организме человека играет существенную роль в патогенезе соматических заболеваний, проявляясь в виде биохимических, клинических и морфологических признаков.

Биохимический анализ сыворотки крови спортсмена является существенной частью комплексной диагностики, поскольку по данному методу можно судить о функциональных возможностях организма спортсменов.

Обследовано 332 спортсмена в возрасте 14-17 лет, занимающихся плаванием, хоккеем, большим теннисом, футболом, художественной гимнастикой, единоборствами. Спортивный стаж колебался от 5 до 11 лет. Спортивная квалификация – от 1 разряда и выше — 188 подростков.

Биохимические показатели определяли с помощью автоматического биохимического анализатора DxC800 (Beckman Coulter, США) натощак, после тренировки время было не менее 12 часов. При биохимическом исследовании крови у наших наблюдаемых спортсменов в 32% наблюдений выявлено снижение важного микроэлемента – магния.

К основным причинам развития дефицита магния у спортсменов относятся следующие: колебания массы тела, высокоинтенсивные физические и эмоциональные нагрузки, перенапряжение, потребность в адаптации (срочной и долгосрочной), травматизм, потребность в быстром восстановлении.

У спортсменов симптомы дефицита магния (Mg) проявляются различными клиническими проявлениями. Все клинические проявления дефицита магния в организме спортсменов мало чем отличаются от детей и подростков, не занимающихся спортом, Их можно разделить на сердечно-сосудистые: ангиоспазм, артериальная гипертензия, дистрофия миокарда, тахикардия, аритмии, увеличение интервала QT, склонность к тромбозам; неврологические: синдром хронической усталости, вегетативная дисфункция, снижение внимания, депрессия, страх, тревога, головокружение, мигрень, нарушения сна; висцеральные: бронхоспазм, ларингоспазм, гиперкинетические поносы, спастические запоры, пилороспазм, тошнота, рвота, дискинезия желчевыводящих путей и холелитиаз, диффузные абдоминальные боли, образование камней в почках; мышечные: судороги скелетных мышц (мышечные судороги в области затылка, спины, лица, парастезии конечностей, судороги икроножных мышц, подошв, стопы).

Хотелось бы сделать акцент на важный момент, что ионы магния входят в состав основного вещества соединительной ткани, участвуют в активации синтеза коллагена. Магниевая недостаточность обусловливает хаотичное расположение волокон коллагена, что является основным морфологическим признаком дисплазии соединительной ткани.

Одним из признаков ДСТ сердечно-сосудистой системы являются пролапсы клапанов сердца. Нами в 15 % случаев выявляется пролапс митрального клапана (ПМК) 1 степени без регургитации.
Как и многие авторы, мы отмечаем связь дефицита магния с полиморфизмом и выраженностью клинической симптоматики у пациентов с ПМК. У спортсменов в 10-15% ПМК сопровождается, как правило, нарушением ритма сердца, в первую очередь, в виде желудочковых экстрасистолий, нарушением процессов реполяризации миокарда.

При ПМК у подростков препаратом выбора является магний оротат (магнерот). Было показано, что через три-шесть месяцев регулярного приема препарата органического магния не только нормализовывалась частота сердечных сокращений и уровень артериального давления, снижалось число эпизодов нарушений ритма, но и достоверно уменьшался тремор и глубина пролабирования створок митрального клапана.

Высокая эффективность этого препарата подтверждена эхокардиографическими исследованиями. Так, в 50 % случаев зафиксировано полное восстановление нормального ритма, у ряда пациентов уменьшилось количество парасистол, предсердных экстрасистол, в т. ч. исчезли блокированные экстрасистолы и эпизоды желудочкового ритма.

Решающую роль в возникновении дефицита магния играет дисбаланс вегетативной регуляции – преобладание симпатоадреналовых влияний.

Известно, что нарушение вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы служит ранним признаком срыва адаптации организма спортсмена к нагрузкам и ведет к снижению работоспособности. У детей, имеющих различные функциональные изменения сердечно-сосудистой системы, например, при нарушении процессов реполяризации миокарда выявляется симпатикотоническая ВР до 60%, что важно учитывать при выборе тактики метаболической коррекции. То есть на фоне дефицита магния развивается электрическая нестабильность миокарда, при наличии которой целесообразно проведение коррекции магниевого дефицита, даже при отсутствии лабораторного их подтверждения.

При коррекции глубокого магниевого дефицита трудно обойтись только диетой и часто требуется фармакотерапия. Лечение эффективнее, если вводят одновременно и магний, и магнезиофиксатор (витамины В6, В1, Глицин). Среди препаратов, используемых для коррекции магниевого дефицита, препарат Магне В6 имеет разрешение для применения в педиатрии.

Вторая группа заболеваний обусловлена участием магния в ферментах по обслуживанию энергетических реакций – обмена углеводов и АТФ. Поэтому недостаток магния сопровождается повышенной утомляемостью.

Третья группа нарушений функций магния связана с его структурообразующей ролью в медиаторном обмене. Эта группа причин ведет к депрессии, нарушению координации движений, внимания, памяти, настроения. Нами выявлено, что при высоких значениях устойчивости и концентрации внимания у 44% спортсменов определяется неуравновешенность нервных процессов с преобладанием силы возбуждения. Гораздо реже – в 10 % наблюдений выявляется неуравновешенность нервных процессов с преобладанием силы торможения. В 10-15 % наблюдений выявляется деструктивное отношение с товарищами, тренерам, плохо развитое эмоционально-волевое качество, высокий уровень тревожности, высокий уровень ригидности, низкое желание тренироваться

При выявлении таких психологических проблем необходима консультация детского спортивного психолога, тренинги, работа с тренерским составом. При этом для оптимизации психологического статуса при необходимости мы назначаем МагнеВ6.

Таким образом, одним из профилактических направлений совершенствования текущего контроля за состоянием здоровья спортсменов должен быть мониторинг их минерального обмена и своевременное его восполнение. Для поддержания оптимального баланса магния в организме детей и подростков, занимающихся спортом на протяжении тренировочного и соревновательного циклов, необходим прием метаболических препаратов.

Своевременная коррекция дефицита магния является важнейшим средством профилактики травматизма и нарушений в работе сердца у спортсменов в условиях использования напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок.

Источник

Дефицит магния как проблема стресса и дезадаптации у детей

*Пятилетний импакт фактор РИНЦ за 2020 г.

Читайте в новом номере

Введение Стресс у детей? А разве детство не является беззаботным? К сожалению, для большинства детей нет. Стресс может быть не только у взрослых – это часть человеческой природы с самого раннего детства. Он начинается в тот момент, когда мы совершаем свое первое опасное путешествие, покидая чрево матери и появляясь в этом холодном, ослепительном и шумном мире. Можно отметить особые периоды в жизни ребенка, когда к адаптационным системам организма предъявляются повышенные требования: начало посещения яслей, детского сада, школы, сдача экзаменов, неурядицы в семье, заболевание ребенка, пребывание в стационаре и др.

Стресс у детей? А разве детство не является беззаботным? К сожалению, для большинства детей нет. Стресс может быть не только у взрослых – это часть человеческой природы с самого раннего детства. Он начинается в тот момент, когда мы совершаем свое первое опасное путешествие, покидая чрево матери и появляясь в этом холодном, ослепительном и шумном мире. Можно отметить особые периоды в жизни ребенка, когда к адаптационным системам организма предъявляются повышенные требования: начало посещения яслей, детского сада, школы, сдача экзаменов, неурядицы в семье, заболевание ребенка, пребывание в стационаре и др.
Концепцию стресса сформулировал канадский исследователь H. Selye (Г. Селье) в 1936 г. Сам термин «стресс» Г. Селье произвел от инженерного «stress», что в переводе с английского означает, в частности, «величина нагрузки на мост» [12]. В последующем учение о стрессе успешно развили и дополнили отечественные ученые, например Л.Х. Гаркави и соавт; были введены понятия стрессоустойчивости, адаптационного синдрома и болезней адаптации и т.д. [2].
Слова «стресс» и «адаптация» прочно вошли в повседневный лексикон. Однако следует помнить, что под стрессом могут пониматься по меньшей мере два феномена:
1) стресс–реакция, т.е. физиологическая реакция организма на внешний раздражитель, включающая резкое повышение выработки адреналина (в 10–100 раз) и глюкокортикоидов, активацию симпатического отдела вегетативной нервной системы (повышение частоты сердечных сокращений, артериального давления (АД));
2) стрессор, т.е. сам внешний раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию организма.
Под адаптацией понимается приспособительная деятельность организма, направленная на поддержание гомеостаза, нормальной работоспособности, продолжительности жизни, сохранение репродуктивной функции в неадекватных условиях среды. Стресс–реакцию часто называют «синдром адаптации», или «дезадаптация». Как и у взрослых, адаптация к стрессу у детей достаточно индивидуальна. Один ребенок может легко проноситься через дни учебы в школе безо всякого труда, получая высокие оценки без малейших усилий, а вот для другого соперничество в школе кажется настолько пугающим, что у него начинаются боли в животе или головные боли и другие признаки стрессового состояния уже при виде школьного автобуса, подъезжающего к остановке.
Проявления стресса у детей характеризуются значительным разнообразием. Некоторые дети могут вернуться к младенческому поведению: держать большой палец во рту или мочиться в постели. Дети постарше демонстрируют признаки депрессии, становятся молчаливыми и замкнутыми, избегают друзей. Другие проявляют стресс «трудным поведением», приступами раздражения, вспышками ярости, которые показывают, что дети теряют контроль над собой. Нередко дети под влиянием стресса приобретают нервные привычки или у них возникает судорожный тик: мигание, дерганье, наматывание волос на пальцы или частое глотание.
Причины и типичные проявления стресса у детей отличаются в различных возрастных группах. Например, у грудных детей и детей в возрасте до 2–х лет стресс проявляется как повышенная раздражительность, отказ от принятия пищи, неожиданное и резкое нарушение общей картины сна. Причинами стресса являются, как правило, болезнь ребенка, разлука с близкими людьми, изменения в распорядке дня, а также стресс, переживаемый родителями. В этом возрасте снятию стресса лучше всего способствуют игры, в особенности в прятки, которые заставляют ребенка поверить в то, что, несмотря на временные исчезновения, папа и мама всегда возвращаются и что они всегда где–то рядом. И конечно, депрессия или агрессия родителей самым негативным образом сказывается на детях, так что от родителей требуется больше внимания, им следует быть быть добрее, ласковее и заботливее.
В возрасте от 2–х до 5 лет стресс типично проявляется как поведенческая регрессия (ребенок возвращается к соске, вновь начинает мочиться в штаны или в кровать), избыточные страхи, агрессивное поведение или неконтролируемые вспышки плохого настроения, заикание, гиперактивность, слезы как реакция на все новое. Причинами стресса чаще всего являются необходимость разлучаться с близкими людьми (посещение яслей, детского сада, переезды, работа родителей), напряженная ситуация в семье.
В возрасте от 5 до 10 лет типичными проявлениями стресса у ребенка являются необъяснимые боли и расстройства (включая рвоту), повышенная озабоченность своим здоровьем, отказ от посещения школы и прогулок с другими детьми, слишком рьяное желание казаться хорошим, необъяснимые тревоги и страхи (фобии), стереотипные нервные движения, низкая самооценка, нарушения сна и питания. Причинами стресса являются, как правило, школа, друзья и неуспехи или конкуренция в учебе. Дети в этом возрасте начинают понимать, что кто–то умнее, кто–то сильнее, а кто–то красивее их, и это является для них серьезной психологической нагрузкой. Однако причиной детского стресса в любом возрасте может стать крупное семейное событие, например развод, рождение еще одного ребенка, переезд на другое место жительства и другие социальные и семейные факторы.
Выделяют четыре стадии стресса у детей. На первой стадии ребенок испытывает прилив сил, повышение умственной и физической активности. На этом этапе стресс благотворен, он помогает мобилизовать силы для разрешения проблемы. Например, ребенок восторженно рассказывал о первых днях в школе, как сам просыпался, чтобы поскорее бежать туда.
На второй стадии у ребенка отмечаются «активные» отрицательные эмоции. В этой стадии возможны раздражительность, гнев и даже агрессия. Эти эмоции позволяют ребенку «разрядиться». Родители могут припомнить случаи, когда малыш наотрез отказывался делать уроки или идти в школу, дерзил. На этой стадии организм ребенка продолжает активно сопротивляться действию стрессорного фактора и сохраняет работоспособность.
На третьей стадии наблюдаются «пассивные» отрицательные эмоции. На этой стадии ребенок перестает «выступать» и «покорно» расстраивает родителей «тройками» и «двойками». Действие внешнего стресс–фактора продолжается, но адаптация организма к комплексу стрессовых факторов падает, наступает стадия истощения, или дистресса (от англ. distress – горе, бедствие, расстройство).
На четвертой стадии стресс проявляется различными заболеваниями. Статистика свидетельствует: у половины учеников средней школы уже есть вполне определенный диагноз, в старших классах страдающих различными заболеваниями – 95%. В детском возрасте последствия неконтролируемого стресса включают неврозы, хронические головные боли, гастриты, язвенные колиты, астму, нейродермит, непроизвольное мочеиспускание, заикание. Порочный круг замыкается: ведь болезни еще более ослабляют организм и способствуют утяжелению стресс–реакции [9,11].
Почти всегда стрессовые состояния сопровождаются дефицитом магния. В стрессовой ситуации увеличивается выброс норадреналина и адреналина, способствующих выведению магния из клеток. При этом и происходит истощение внутриклеточного пула Mg2+, приводящее к высокой концентрации магния в первичной моче и потерям магния с мочой. Дефицит магния в ряде случаев ведет к снижению внимания, памяти, нарушению сознания, судорожным припадкам, проявляется нарушениями координаторной сферы в виде атаксии, тремора, нистагма. Возможно повышение сухожильных рефлексов, развитие парестезий. Стресс и магниевая недостаточность являются взаимообусловленными процессами, усугубляющими друг друга [4,6,10,13].
У детей и подростков дефицит магния, так же как и стресс, приводит к повышению АД – одного из существенных компонентов стресса [4], сдвигает цереброваскулярную реактивность сосудов в сторону констрикторного ответа [1]. И наоборот, прием препаратов магния значительно сдерживает рост АД в ответ на альдостеронстимулирующий эффект ангиотензина II. Метаанализ клинических исследований указал на дозозависимый эффект уменьшения АД при терапии магниевыми препаратами [18].
Молекулярные механизмы антистрессорного и антидепрессантного воздействия магнийпиридоксиновых препаратов были проанализированы нами ранее [5,8,13]. Проведенный систематический анализ позволил определить белки, абнормальные уровни активности которых на фоне дефицита магния влияют на стрессовые состояния и депрессию (рис. 1). К ним относятся катехол–О–метилтрансфераза (регуляция уровней катехоламинов), рецепторы N–метил–D–аспартат (активность гиппокампа) и аденилатциклазы (реакция клетки на гормональные и другие стимулы). Следует также обратить внимание на антистрессорные эффекты пиридоксина, обусловленные активацией ряда В6–зависимых белков.
Таким образом, прием магния является одним из эффективных патогенетических методов управления стрессом (т.е. стресс–реакцией организма), существенно повышающим адаптивные резервы организма ребенка. Более того, являясь естественным, эндогенным субстратом, магний не вызывает побочных эффектов, в т.ч. привыкания и зависимости.
Оценка стресса у детей и подростков
Вследствие упомянутого ранее разнообразия индивидуальных проявлений стресса у детей его оценка должна проводиться опытным специалистом, способным учесть индивидуальные особенности не только личности ребенка, но и его физиологии. Дети не всегда могут словами выразить то, что их беспокоит, поэтому, например, рисунки и игры также позволяют лучше узнать о том, что беспокоит ребенка. Помогают различного рода ролевые игры, когда от ребенка требуется показать, как он повел бы себя в той или иной ситуации. Очевидно, что такой индивидуальный подход требует искусства и опыта педагога, которым владеют далеко не все взрослые, работающие с детьми. Поэтому необходимо введение некоторых унифицированных оценок состояния ребенка.
Сразу после формулировки концепции стресса Гансом Селье в 1930–х гг. начались активные исследования по изучению проявления стресса у взрослых. Только с начала 1970–х гг. исследователи обратили внимание на необходимость оценки уровня стресса и у детей. Данная область имеет свою специфику, т.к. дети часто не осознают, что пребывают в стрессе. В настоящее время приняты два основных подхода к оценке стресса у детей: опрос ребенка и опрос родителей. Существующие шкалы представляют собой либо опросники психологического толка, либо т.н. «шкалы стрессовых событий». Интересно рассмотреть фрагмент подобного рода шкалы, опубликованной в 1972 г. и широко известной как шкала Коддингтона (табл. 1).
Очевидно, что подобного рода шкала, несмотря на ее достаточно частое использование в таких странах, как США, характеризуется значительным количеством недостатков. Во–первых, совершенно очевиден произвол как в выборе «стрессовых» событий, так и в назначении «веса» этих событий. Заметим, что балловые оценки стрессовых событий отличаются претензией на точность: например, «потеря работы родителями» оценена именно в 23 балла (а не в 22 или 25), а «изменение финансового положения родителей» – именно в 21 (а не 22 или 27) балл. Здравый смысл подсказывает, что гораздо более научным было бы использовать баллы с шагом в 5 или 10 единиц.
Во–вторых, даже мимолетного взгляда на представленные в таблице примеры достаточно, чтобы понять, что события указывают на социальную специфику какой–то конкретной культуры. Поэтому данная шкала будет давать полностью неадекватные оценки стресса при использовании в любой другой культуре. Приведем пример: событие «смерть бабушки/дедушки» у детей среднего школьного возраста оценивается в 30 баллов, а событие «появление третьего взрослого (дедушка/бабушка)» – в 41 балл. Другие примеры подобного рода становятся очевидными при более подробном рассмотрении таблицы. Например, для ребенка среднего школьного возраста «выдающиеся личные успехи» (39 баллов) и «активное посещение церкви/синагоги» (25 баллов) дают суммарную оценку стресса в 64 балла. Этот «стресс» выше, чем стресс от «употребление наркотиков или алкоголя» (61 балл) или же «госпитализация ребенка» (62 балла).
Рассматривая эти и другие примеры, по меньшей мере можно сказать, что подобного рода шкалы имеют отчетливую социальную окраску той страны, в которой они были разработаны. При этом речь идет даже не столько о стране, а о конкретной социальной прослойке в этой стране. Описанные выше ситуации вполне типичны для англосаксов в США, но совершенно неуместны, например, для испанцев или негров, проживающих в той же стране. Подтверждением этого является тот факт, что для детей испанцев, проживающих в США, была разработана специальная, адаптированная версия этой шкалы [21].
В–третьих, исследования, проводимые в тех же США, показывают, что имеющиеся шкалы оценки стресса у детей отличаются крайне низкой надежностью даже при использовании в различных выборках одной субпопуляции – детей белых американцев англосаксонского происхождения. Такие шкалы, как шкала Коддингтона (Coddington’s Life Events Scale–Children), шкала Чандлера (Chandler’s Stress Response Scale), шкала Вебба–ван Девере–Отта (Webb, VanDevere, and Ott’s Structured Pediatric Psychosocial Interview), шкала Филлипса (Phillips’ Children’s School Questionnaire), шкала Уиггинса–Маккрани–Бейли (Wiggins, McCranie, and Bailey’s Psychological Stress Evaluator) не прошли разностороннего тестирования, и их достоверность не установлена [21]. При совместном использовании нескольких шкал часто наблюдаются взаимоисключающие результаты (одна шкала указывает на «высокий уровень стресса», другая «стресс отсутствует» и т.д.).
Чрезвычайно важно отметить, что низкая надежность упомянутых выше шкал во многом обусловлена тем, что они являются опросниками, составленными психологами и педагогами, и совершенно не учитывают клиническую симптоматику стресса. На практике бывает весьма трудно отличить детский стресс от недомоганий, сопровождающих нормальные процессы роста и развития ребенка. Как же узнать, что у малыша именно стресс, а не что–то другое?
С медицинской точки зрения стресс (точнее, стресс–реакция) характеризуется универсальным физиологическим ответом: усиление сердцебиения, вазоконстрикция, повышение АД вследствие повышения уровней катехоламинов, снижение уровней магния в крови, повышение уровней глюкозы, глюкокортикоидов, катехоламинов и магния в моче и др. Эти физиологические процессы приводят к характерной симптоматике и изменениям в поведении ребенка, переживающего стресс.
Симптоматика:
• учащенное сердцебиение;
• повышение АД;
• сухость во рту;
• потные ладони;
• мышечная напряженность в области шеи или головы;
• быстрая утомляемость;
• головные боли;
• нарушение сна: повышенная сонливость, частые ночные кошмары;
• боли в животе, проблемы с пищеварением;
• чрезмерный или пропавший аппетит;
• трудности с концентрацией внимания;
• эмоциональная неустойчивость;
• частые простуды или другие легкие недомогания;
• обострение астмы.
Изменения в поведении:
• повышенная плаксивость;
• плохое настроение: раздраженность, апатия;
• возврат привычек более раннего возраста: сосание пальца, энурез, сюсюканье;
• неспособность сосредоточиться, рассеянность при приготовлении уроков;
• отчужденность от семьи, друзей;
• проблемы в общении с младшими братьями и сестрами;
• отказ идти в детский сад или в школу.
Кроме того, упомянутые выше шкалы учитывают фактически только социальные источники стресса и практически полностью пренебрегают источниками стресса вследствие повышенных физических и умственных нагрузок, вынужденной гиподинамии и т.д. [2,12]. Таким образом, разработка адекватных комплексных шкал для оценки стресса у детей является актуальным направлением исследований.
Магний и стресс у детей
Стрессовое состояние организма представляет собой значительный дисбаланс между внешними условиями и способностью организма ребенка адекватно реагировать на них. В соответствии с МКБ (диагноз F43) состояние острой реакции на стресс характеризуется первоначальным сужением внимания, неспособностью осознания стимулов и дезориентацией. За этим может последовать либо дальнейшее отстранение от окружающей ситуации (ступор F44.2), либо чрезмерная активность. Вегетативные признаки панического беспокойства (тахикардия, потливость, покраснение кожи) обычно появляются в течение нескольких минут стрессорного стимула или события и в основном исчезают в течение нескольких часов. При продолжительном стрессовом воздействии состояние тревожной готовности поддерживается в соответствии с адаптационными возможностями организма. При превышении стрессом адаптационных возможностей организм ребенка не в состоянии поддерживать нормальные функции: происходит повреждение надпочечников, иммунной и других физиологических систем.
Повышение адаптационных резервов организма ребенка имеет большое значение для формирования устойчивости к стрессу. Как было отмечено выше, достаточная обеспеченность организма магнием способствует увеличению резервов адаптации при стрессе. И наоборот, дефицит магния снижает адаптацию к стрессу, причем возникающий стресс способствует существенным потерям магния организмом.
Стресс и магниевая недостаточность являются взаимообусловливаемыми процессами, обоюдно усугубляющими друг друга. Состояние острого и хронического стресса ведет к истощению внутриклеточного пула магния и его потерям с мочой, т.к. в стрессовой ситуации выделяется большое количество адреналина и норадреналина, способствующих выведению магния из клеток. Известно, как быстро дети утомляются под воздействием громких звуков – крика, грохота, гула автомобилей и прочих шумовых воздействий. В работе I. Sendowski и соавт. (2006 г.) показано, что стрессовая ситуация, вызванная интенсивным шумовым воздействием, приводит к значительному повышению экскреции магния с мочой (p=0,017), также при этом значимо повышается уровень магния в крови (p к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. к чему приводит недостаток магния в организме ребенка фото. картинка к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть фото к чему приводит недостаток магния в организме ребенка. смотреть картинку к чему приводит недостаток магния в организме ребенка.
Контент доступен под лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *