к чему приводит переход на электронное обучение
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
Представленная ниже статья была написана еще в сентябре 2019 года. Но совершенно неожиданно события, связанные с разразившейся пандемией коронавируса, явились катализатором процесса ускоренного перехода на дистанционные формы обучения, и статья стала особенно актуальной. Опубликованная на нашем Дзен-канале, она вызвала много споров и откликов в свете активно внедряемого сейчас дистанционного обучения.
Переход на дистанционное образование в средних общеобразовательных школах.
Постепенный переход с обучения в «обычных» школах на дистанционное образование уже начался в частных школах. Когда этот процесс дойдет до государственных школ и что принесет он для нас с вами?
Поиск новых форм образования в соответствии с развитием цифрового общества в скором времени приведет к полному изменению основных принципов образования. Особенно это коснется общего среднего образования. Уже сейчас активно развиваются такое направление, как домашнее обучение. В ближайшем будущем ведущую роль в школьном образовании может занять дистанционное образование.
Еще каких-то 20 лет назад такой вид обучения мог казаться чем-то несбыточным, словно из книг в жанре научной фантастики. Но прошло время, изменились технологии и изменился мир. Теперь, благодаря применению цифровых технологий, появилась возможность получать знания не выходя из дома.
Имя данной системы образования — дистанционное или электронное обучение.
Суть метода дистанционного образования в школе
В наших министерствах, отвечающих за среднее и высшее образование стараются дать импульс развитию данного направления. Так, еще в июле 2017 года в Минобрнауки предложили к рассмотрению проект дальнейшего развития реформы образования, способный кардинально изменить весь процесс российского образования, а именно внедрение электронного (ДИСТАНЦИОННОГО) образования (о плюсах и минусах дистанционного образования читайте в этой статье).
Юридические основы реализации дистанционного обучения в школе
Из закона об образовании (273-ФЗ)
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Возможные формы дистанционного образования
* возможности получения знаний при электронном образовании
На данном примере видно, что многообразие вариантов получения знаний и их закрепления значительно превосходит возможности стандартного урока в обычной школе. Дистанционное образование позволяет не только уделять больше времени конкретному ученику, но и организовывать обучение более продуктивно, с гораздо большей эффективностью.
Перспективы внедрения дистанционного образования
Учитывая общемировое направление развития образования и качественный скачок интернет-технологий, говорить о необходимости внедрения дистанционного образования, можно как о свершившемся факте.
* прямое общение между учителем и учеником посредством дистанционных технологий образования.
Мы стоим на пороге настоящей революции в школьном образовательном процессе. Несмотря на то, что на данный момент, дистанционное образование внедрено лишь в немногих частных школах, массовый переход на этот вид обучения «не за горами» и лучше все продумать и подготовиться к нему заранее.
Zoom и цифровой учитель: десять трендов школьного обучения после пандемии
Анализ трендов в школьном образовании в условиях пандемии был проведен образовательной онлайн-платформой «Учи.ру» и Vinci Agency.
Исследователи изучили аналитику и публикации ведущих образовательных организаций и экспертных форумов (UNESCO, OECD, The Open University, ММСО, Национальный центр финансовых исследований и др.), на основе которых составили первичный список трендов, после чего проанализировали в Google Trends связанные с ними поисковые запросы. Для каждой из тенденций был рассчитан сводный индекс силы, который показал интерес целевой аудитории к каждой из них по шкале от 0 до 100.
В результате были выделены десять подходов к школьному обучению, которые успели стать популярными за три месяца (с марта по май 2020 года). Все они показали активный рост именно в период самоизоляции. Для удобства тренды были разбиты на три большие группы.
Цифровизация образования
Средний индекс силы этой группы трендов: 82
В период коронавируса произошел резкий рост спроса на цифровые образовательные ресурсы. Второе рождение переживает МООК — формат, который появился еще в 2008 году благодаря международным университетам, популяризировавшим концепцию «обучение для всех».
Переход на дистанционную учебу помог ему стать самым популярным трендом весны 2020 года — об этом говорят и цифры: в 2020 году количество онлайн-курсов достигло 13 тыс., а аудитория только пяти крупнейших МООК составила 100 млн пользователей. В России же интерес к МООК вырос значительно сильнее относительно многих других стран.
Индекс силы тренда: 77
Для освоения знаний мало электронных материалов: многим ученикам было удобнее лично общаться с преподавателем, чтобы лучше и легче воспринимать новую информацию. По данным App Annie, всего лишь за одну неделю с 14 по 21 марта сервисы для видеозвонков скачали более 62 млн раз (на 90% больше, чем год назад). В подмосковных школах уже начали тестировать аналог Zoom, который войдет в разрабатываемую образовательную платформу «Мое просвещение».
Помимо классических сервисов для видеозвонков популярность набирают и виртуальные классы. Их главная особенность — единая экосистема, которая позволяет учителю проводить как индивидуальные, так и групповые уроки с видео. Ученик и учитель взаимодействуют в едином пространстве. При этом учитель может включать демонстрацию презентаций и образовательных материалов, открывать домашние задания и даже использовать виртуальные указку с доской.
Индекс силы тренда: 86
Вновь получившие популярность подходы к обучению
Средний индекс силы этой группы трендов: 48
В рамках него ведущая роль отдается ученику: он становится более проактивным, а учитель из транслятора знаний/лектора превращается в «проводника» в мире образования, человека, который мотивирует и побуждает к действию. Этот формат предполагает инициативу учащегося во всем, начиная с выбора предмета и заканчивая самостоятельным освоением материала. В пандемию он стал популярен из-за ограниченных возможностей коммуникации с учителями.
Что касается российских реалий, то такое обучение раньше было востребовано в корпоративном секторе. Сейчас же переход на дистанционный режим подтолкнул и представителей вузов и школ к активному обсуждению внедрения этого подхода. 29 апреля этого года в рамках круглого стола ММСО «Трансформация образовательного процесса: от обучения по запросу до академической мобильности» эксперты сошлись во мнении, что элементы этого подхода могут быть интегрированы в образовательный процесс в школах и вузах уже в следующем учебном году.
Индекс силы тренда: 70
В его основе — использование гаджетов. Большинство EdTech-проектов сегодня стараются адаптировать контент для мобильных телефонов, чтобы он был не менее удобен, чем для ПК. По данным РАЭК за 2019 год, со смартфонов и планшетов ежедневно выходит в сеть более 90 млн россиян.
ЮНЕСКО оказывает особую поддержку эффективного внедрения мобильных технологический решений в области образования. Ими была создана онлайн-коллекция ресурсов для реализации общешкольных инициатив по мобильному обучению. А на международной EdTech-конференции EdCrunch эксперты отбирают лучшие образовательные мобильные приложения в рамках конкурсной программы. Обычно в этих приложениях используются VR/AR-технологии, геймификация и интерактив.
Индекс силы тренда: 57
Оно в первую очередь предполагает персонализированный подход, в рамках которого ученик может сам выстраивать свою образовательную траекторию. Эта методика ориентирована на индивидуальное преподавание, отсутствие жестких правил.
Так, в ТюмГУ был запущен и одобрен проект «Единое образовательное пространство», с помощью которого 3,5 тыс. студентов могут частично определять собственную траекторию обучения. В значительной степени персонализировать обучение позволяют и EdTech-проекты.
Индекс силы тренда: 57
Это микс разных форматов: онлайна и офлайна. В итоге ученик и занимается лично с учителем, и пользуется онлайн-сервисами. Серия очных занятий дополняется вебинарами и может предполагать общий чат для учеников и использование других онлайн-платформ. Участники онлайн-конференции ММСО, прошедшей в апреле 2020 года, подтвердили тезис о том, что фокус blended-образования переместился на онлайн, хотя доля традиционного оффлайн-образования, несомненно, велика.
Скорость дальнейшего распространения смешанного обучения в пост-коронавирусном мире зависит от готовности и шагов школ и вузов — в том числе от того, как они адаптируют программы с точки зрения методологии.
Индекс силы тренда: 48
Этот формат был придуман в 2000 году педагогами Джонатаном Бергманом и Аароном Сэмсом. Это одна из моделей смешанного обучения, о котором мы говорили выше и, пожалуй, одна из самых легкоорганизуемых образовательных практик. Дома школьники самостоятельно изучают теорию, а уже в классе задают вопросы учителям по ранее освоенному материалу, прорабатывают моменты, которые вызвали у них сложности, выполняют упражнения/лабораторные под руководством преподавателя, проводят практические исследования.
Индекс силы тренда: 32
Это образование, основанное на применении междисциплинарного и прикладного подхода, когда целых пять дисциплин внедрены в единую схему обучения:
В России появляется все больше проектов, связанных со STEAM-образованием. Так, внедрением проектной деятельности в обучение школьников активно занимаются образовательные центры «Точка роста». Также в рамках инициативы LEGO Education педагоги обучают школьников современным технологиям и инжинирингу, информатике и робототехнике на базе собственной методологии в рамках мастер-классов.
Индекс силы тренда: 24
Новая роль учителя
Средний индекс силы этой группы трендов: 45
Сможет ли робот заменить учителя? Сторонники традиционного школьного образования предпочитают видеть «живого» человека, объясняющего материал ребенку. Очевидно, что в мире после пандемии профессия учителя сохранит свою высокую актуальность, но с некоторыми изменениями: дистанционная модель уже сейчас выявила необходимость цифровизации образовательных процессов. Это значит, что учителя сами в какой-то степени станут учениками, начнут активнее прокачивать цифровые навыки и получать новые знания.
Пандемия показала, что педагогам необходимо осваивать цифровые технологии, используемые в образовательном процессе. Спрос на специалистов с digital-навыками будет расти.
Согласно данным Национального центра финансовых исследований (НАФИ), индекс цифровой грамотности учителей составляет 87 пунктов из 100 возможных — это достаточно высокий показатель. Наиболее низкое значение — у подиндекса «отношение к технологическим инновациям» (76 пунктов). В нем измерялись навыки работы с современными гаджетами и приложениями.
По результатам также видно, что у российских педагогов есть острая потребность в методической поддержке и консультировании в вопросах того, как можно использовать современные EdTech-сервисы максимально эффективно.
Индекс силы тренда: 52
Несмотря на ускоренный рост цифровизации, без педагога невозможно представить любой образовательный процесс. Сегодня заметно растет потребность в профессии учителя. Также можно сказать, что карантин значительно ускорил процесс создания учителями учебных материалов и мультимедийного контента в онлайне.
По данным опроса Аналитического центра НАФИ, более 70% педагогов столкнулись с ростом рабочей нагрузки именно в период режима самоизоляции. Организация экономического сотрудничества (ОЭСР) также отметила в своем отчете, что сейчас важно поддерживать учителей и учеников, которые тревожатся из-за трудностей работы в онлайне.
Индекс силы тренда: 40
Выводы
Таким образом, сегодня наиболее заметен рост цифровизации образовательных процессов: среди всех групп трендов, приведенных в исследовании, она имеет самый высокий показатель. Очевидно, что будущее — за внедрением новых технологий и сервисов, позволяющих учиться онлайн без потери качества. Популярными станут смешанное обучение и обучение по запросу.
Сегодняшним ученикам важна индивидуальная образовательная траектория, поэтому персональный подход в дальнейшем получит широкое развитие. Учителя после пандемии станут еще активнее осваивать новые инструменты, а сама роль педагога в образовательном процессе также трансформируется: в будущем возрастет значимость преподавателя как наставника, его умения мотивировать учеников, учить их работать с информацией, искать и находить новые решения.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
К чему приводит переход на электронное обучение
В последние годы на Западе получил широкое распространение термин e-Learning, означающий процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет.
Процесс перехода от традиционного обучения к обучению на базе компьютерных технологий развивался в течение двух десятков лет. С момента появления огромных архивов, представленных на машиночитаемых носителях, все чаще и чаще возникала мысль использовать этот материал в целях обучения. В глобальном плане это стало возможным с развитием сети Интернет, которая давала возможность пересылать необходимое количество данных из одного конца мира в другой, свободно общаться с другими пользователями сети в online режиме и размещать информацию на Интернет-сайтах, делая их доступными для всех желающих.
Схематично, этапы развития обучения с использованием компьютерных технологий можно представить следующим образом:
1) курсы на базе CD-ROM;
2) дистанционное обучение;
Каждый последующий этап как бы включает в себя предыдущий. Курсы на базе CD—ROM исторически появились самыми первыми. Основными достоинствами являлись:
1) новаторская идея;
2) сосредоточение тематической информации на машиночитаемом носителе;
3) продуманный с методической точки зрения качественный тренинг;
4) предоставление ряда интерактивных возможностей;
5) удобство использования;
К недостаткам можно отнести:
1) ограниченность курса;
2) большие затраты времени на его создание;
3) невозможность модификации.
Дистанционное обучение, появившееся несколько позже, предложило иной образовательный подход, который был лишен вышеперечисленных недостатков и обладал целым рядом дополнительных возможностей. В основу образовательного процесса при дистанционном обучении была положена целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который мог бы учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем в процессе обучения.
К достоинствам дистанционного обучения можно отнести:
1) гибкость графика обучения;
2) возможность учиться по индивидуальному плану согласно собственным потребностям и возможностям;
3) объективная и независимая от преподавателя методика оценки знаний;
4) возможность консультироваться с преподавателем в ходе обучения;
5) относительная дешевизна.
Для преподавателей такая форма обучения прежде всего означает появление дополнительной возможности подачи материала студентам, т.е. фактически появляется возможность при той же нагрузке обучать большее число студентов.
В целом, основными достоинствами E-Learning являются:
2) Компетентное, качественное образование — курсы создаются при участии целой команды специалистов, что делает e-Learning зрелым и качественным обучением.
8) Возможность определять критерии оценки знаний — в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения.
Особо следует отметить, что эти преимущества были по достоинству оценены самими студентами. В 2004 году компания SkillSoft осуществила опрос учащихся 16 крупных зарубежных университетов, которые используют технологии электронного обучения качестве дополнения к традиционному образованию. Особо студентами были отмечены следующие преимущества e-Learning курсов: гибкость, экономия времени, простота возвращения к пройденному учебному материалу.
Однако, следует отметить, что при всех перечисленных достоинствах электронного обучения «для всех» остаются ряд проблем. К ним относятся следующие: проблема качества электронных курсов (кто и как может их оценить), правовые проблемы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, финансовые, касающиеся затрат на подготовку электронных курсов их обновление, кадровые проблемы, связанные с подготовкой преподавателей, способных и желающих разрабатывать и постоянно обновлять такие курсы.
Безусловно, преподаватель, используя технологии электронного обучения, может обучить большее число студентов, территориально разобщенных, но принесет ли это желаемый учебный и экономический эффект? При традиционном процессе обучения «лицом к лицу», преподаватель имеет необходимую для обучения обратную связь сразу же, реагирует на нее, «по ходу» перестраивая учебный материал, имеет возможность делать на глазах студентов этот материал более доступным. Конечно, для подготовки электронных курсов должен быть использован опыт преподавателей-экспертов, ассов в своем деле, но не всегда такой преподаватель имеет для этого необходимое время, умение работать с компьютером.
ZOOMеры: может ли онлайн-обучение заменить очное
Пандемия заставила задуматься о необходимости движения в сторону онлайн-образования в университетах. Об этом «Известиям» заявили руководители европейских платформ для организации онлайн-обучения и исследователи. Как отметили студенты вузов Европы, на удаленке появилось больше возможности для создания личных проектов. Однако представители как европейского, так и российского педагогического сообщества уверены, что качественное образование возможно только при грамотном сочетании новых технологий и традиционных методик обучения. Почему онлайн неизбежен и готовы ли к этому российские вузы, выясняли «Известия».
Тише едешь — больше учишь
В эпоху пандемии педагогическому сообществу пришлось столкнуться с непростым вызовом: переход на онлайн-платформы без потери качества образования. В рейтинге PISA (Международная программа по оценке качества обучения школьников), опубликованном еще в конце 2019 года, эстонские школьники обогнали всех в Европе по уровню знаний. С приходом COVID-19 в Таллине началась мобилизация электронного потенциала образовательных структур. Первые дни дались непросто — одна из самых популярных платформ для организации онлайн-обучения E-Kool дала сбой. Однако уже скоро эстонские власти анонсировали программу предоставления безвозмездной помощи в сфере электронного образования для других стран.
— Любые неудачи неизбежно идут вместе с прогрессом, после сбоя нам удалось за несколько часов оптимизировать работу серверов. Судя по отзывам, в пандемию платформа улучшилась, — заявил «Известиям» генеральный директор E-Kool Танел Керес.
По его словам, достигнутые цели были поставлены не только условиями, которые диктовал карантин. Он лишь помог еще на шаг приблизиться к персонализированному образованию.
— В Эстонии путь к трансформации образования начался десятилетие назад, но основная задача состоит не в тотальной цифровизации, а в улучшении качества образования. Как минимум, нам уже удалось обеспечить равный доступ к обучению для всех, — отметил собеседник.
О том, что коронавирус смог показать преимущества некоторых сфер обучения в онлайн-формате, рассказал глава Центра передовых образовательных инноваций Таллинского технического университета Тобиас Лэй.
— Теперь есть представления, где не обойтись без формата face-to-face, а где разумнее использовать новые технологии. Однако замена цифровым образованием очного — маловероятна, их нужно грамотно сочетать, — подчеркнул собеседник в беседе с «Известиями».
По мнению опрошенных студентов европейских вузов, цифровое обучение позволило им уделять больше времени работе над личными проектами. Учащаяся Свободного берлинского университета Дарья Морозова отметила, что, несмотря на технические сбои, преподаватели стараются организовывать пары так, чтобы каждый смог высказаться.
— В какой-то степени внимания студентам сейчас уделяют больше, чаще проводятся занятия в маленьких группах и детально обсуждаются творческие проекты. Как бонус — онлайн позволил приглашать на занятие экспертов из других городов и стран, — рассказала студентка Высшей школы кино и аудиовизуальных искусств Каталонии Дарья Смирнова.
Перевернутые классы
— Из-за пандемии у нас не осталось выбора, но этот кризис запустил «программу высадки на Луну» в области преподавания, и даже скептики отмечают ценность полученного опыта, — заявил «Известиям» профессор педагогики и дидактики высшего образования немецкой Высшей школы экономики и менеджмента (FOM) Франк Шульте.
Коронавирус стал толчком и для российских вузов, преподаватели которых до этого не были готовы к радикальной цифровой революции.
— Из 750 преподавателей, проходивших анкетирование в сентябре 2019 года, лишь у небольшого процента выявили готовность к переходу в онлайн. Из-за карантина удалось выйти на качественной иной уровень, чтобы развиваться дальше, — рассказала «Известиям» заведующая кафедрой психологии и педагогики, а также профессор кафедры английского языка МГИМО Елена Воевода.
По ее словам, преподаватели смогли приспособиться к цифровым технологиям, что в будущем поможет вынести рутинную работу во внеаудиторную. Наступает эпоха «перевернутых классов», когда преподаватель предоставляет студенту материалы для самостоятельно обучения дома, а на очном занятии происходит уже закрепление, что оставляет больше времени на креативную работу.
Карин Кнайсль в МГИМО во время лекции, посвященной актуальным вопросам развития мирового энергетического рынка
Интересную возможность студенты МГИМО получили благодаря дистанционным лекциям с приглашенными экспертами. Экс-глава МИДа Австрии Карин Кнайсль провела для них онлайн-курс по энергетике.
Перед НИУ ВШЭ встала задача обеспечить онлайн-курсами не только своих студентов, но и учащихся других учреждений.
— 20 тыс. студентов 59 российских и трех зарубежных университетов бесплатно получили доступ к нашим открытым онлайн-курсам, — заявила «Известиям» директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Евгения Кулик.
По ее словам, «вход» в Университет с каждым годом становится всё более ограниченным его территорией, а цифровая революция в образовании расширяет возможности. Пандемия стала ускорителем, благодаря чему удалось разработать аналитические веб-приложения для сквозных экзаменов и представить исследование о нечестных стратегиях студентов.
Урок на фоновом режиме
Британский Cambridge уже объявил, что из-за коронавируса следующий учебный год будет проводиться полностью в режиме онлайн. Тем временем более 3 тыс. сотрудников немецких вузов выразили в открытом письме озабоченность в связи с вынужденной цифровизацией образования. В основном это тревожит преподавателей гуманитарных дисциплин и языковых кафедр, для которых коммуникация — основа.
— Раньше электронное образование ограничивалось перепиской по почте, у языковых преподавателей недостаточно технических возможностей, что теперь приводит к работе за компьютерами по 16 часов, — отметила кандидат педагогических наук и преподаватель кафедры немецкого языка МГИМО Наталья Базина.
По ее словам, спорить с необходимостью развития онлайн-образования — невозможно, но на сегодняшний день оно достойно функционирует скорее в рамках дополнительных курсов.
— Одна студентка привела точное сравнение онлайн-пар: это фильм, который идет на заднем плане, мимо тебя. Психологический аспект — один из главных составляющих нашей работы, и Zoom это не восполняет, — заявила «Известиям» старший преподаватель кафедры немецкого языка МГИМО Татьяна Заец.
Она также отметила, что несмотря на энтузиазм педагогов и успешные попытки эмпирическим путем подготовить методики для обучения в онлайне, недостатки скрыть невозможно. Один из них — отсутсвие собственных платформ у вуза, подстроенных под его возможности.
— Из-за дистанционного формата разрабатывается шаблонное мышление. Если первые две недели — любопытно, потом наваливается усталость, которая порой провоцирует искушение залезть в словарь, — подчеркнула преподаватель.
Еще в марте прошлого года в статье NYT рассказали об обратной стороне активного потребления цифровых услуг. В приведенном исследовании по развитию мозга отмечено, что 11 тыс. детей, которые проводили более двух часов около экранов устройств, получили более низкие баллы при оценке способности рассуждать. Однако пережив мини-революцию из-за пандемии, международное педагогическое сообщество признает, что разумное внедрение технологий — неизбежно.