к чему приводит сухой закон
Сухой закон имени Горбачева, какой вред он нанес СССР и России.
На самом деле причинами ввода Сухого закона стали иные обстоятельства. Он по тайному замыслу его истинных авторов должен был обрушить экономику СССР, а также вызвать негативное отношение народа к социализму. Так как сама перестройка была спецоперацией США (запада) и предателей из верхушки КПСС по уничтожению социализма в СССР.
Сухой закон стал причиной кризиса экономики СССР в 1987-1988 г.г..
За счет продажи водки субсидировался выпуск почти всего остального продовольствия в СССР, ибо цена почти всех продуктов питания была значительно ниже их себестоимости. Не стало денег от продажи водки, не на что стало производить большую часть продуктов питания, ибо убытки от сокращения продажи спиртного никто не компенсировал. К середине 1986 года из-за недостатка средств пошел вал взаимных неплатежей, к концу 1986 года бюджет рухнул, поэтому в 1987 году в экономике начался хаос. И это вред только от одного Сухого закона. Действие которого усугубило мировое падение цен на нефть с 30 долларов до 12 долларов в 1986 году, что привело к резкому сокращению притока выручки от экспорта нефти и газа, что в совокупности с Сухим законом привело к глубокому экономическому кризису в СССР.
В результате Сухого закона в СССР расцвела наркомания. Тому сам свидетель. Именно после выхода данного закона в 1985 году пусть и не сразу, а года с 1988 наркотики из Средней Азии, Северного Кавказа начали массово везти в более северные регионы СССР. Не стало алкоголя, у населения появился спрос на то, что может его заменить, то есть на наркотики. Свято место пусто не бывает. Если до 1985 года наркотиками в средней полосе России баловалась лишь золотая молодежь; в мегаполисах, а основном в Москве и Ленинграде, остальные знали о наркотиках, что это болезнь капиталистического мира, то к началу 1990 годов большинство жителей РСФСР увидело, узнало, что наркотики употребляют и в социалистических странах. В середине 90-х наркомания в России приняла формы эпидемии.
Тотально врали о положительных итогах антиалкогольной компании, рассказывали сказки, что население поголовно бросило пить ввиду того, что продажа спиртного сократилась в 2.5 раза. А люди на самом деле начали пить все подряд в огромных количествах: клей БФ-6, жидкость для мытья стекол, дихлофос, политуру, жидкость Лана; из продажи исчезли все одеколоны и лосьоны, их выпили, на хлеб мазали гуталин. Жил в общежитии, все видел своими глазами; сам не пил ничего, кроме пива, легко перенес Сухой закон, но был свидетелем. как мучились люди, что они пили. Расцвело самогоноварение, исчез из продажи сахар, хоть его стали производить гораздо больше, а также резко увеличили его импорт. За самоговарение было привлечено к ответственности в 1985 г. 30 тысяч человек, в 1986 г. — 150 тысяч, в 1987 г. — 397 тысяч.. Объемы самогоноварения в СССР выросли в 6 раз. Это полностью компенсировало сокращение предложения спиртных напитков государством.
Было уничтожено 30 % виноградников, а закладка новых не производилась вообще. Среднегодовой сбор винограда упал по сравнению с периодом 1981—1985 годы с 850 тыс. до 430 тыс.. На восстановление потерь уничтоженных 265 тыс. виноградников необходимо было 2 млрд рублей и 5 лет.
Единственный плюс от Сухого закона, что смертность населения упала. А вот рост рождаемости связан прежде всего не с данным законом, а с тем, что с началом перестройки люди обрели веру в светлое ближайшее будущее, в новую жизнь, ибо народ устал от маразма и маразматиков предыдущего десятилетия.
Как вводят ограничения на вредные продукты
Резкое повышение акцизов на табак и, как следствие, рост стоимости сигарет – одна из главных причин, по которой доли контрафактной и контрабандной продукции в России увеличиваются. Логика простая: зачем платить больше, если можно купить более дешевые сигареты, например, из Белоруссии или Казахстана, где ставки акциза ниже. Эта продукция свободно попадает на российский рынок, поскольку передвижение товаров внутри Таможенного союза не ограничено, но с нее не уплачены налоги в российский бюджет (подробнее см. «Чем пандемия помогла борьбе с контрабандой табака и почему рано расслабляться»).
Это не единственный пример. Власти разных стран не оставляют попыток вовсе запретить или по крайней мере обложить повышенными налогами потребление некоторых товаров, таких как алкоголь или сахаросодержащие продукты. Второй путь особенно популярен у законодателей, потому что позволяет и проявить заботу о здоровье населения, и пополнить казну. Однако такое регулирование требует очень осторожного подхода. «Ведомости&» собрали несколько примеров, когда недостаточно продуманные ограничительные меры приводят к обратному эффекту: росту черного рынка, падению налоговых доходов, отравлениям и даже массовым протестам.
Сухой закон в действии
В том или ином виде запрет на алкоголь вводили многие страны. Самая известная из таких попыток – сухой закон (Prohibition Act): запрет на продажу, производство и транспортировку алкоголя в США, действовавший в 1920–1933 гг. Он породил всплеск подпольного производства и целую индустрию нелегальной продажи алкоголя, которую быстро взяли под контроль преступные группировки. К 1925 г. в одном только Нью-Йорке насчитывалось около 100 000 нелегальных питейных заведений, пишет The Guardian в материале «Как сухой закон привел Америку в эпоху гангстеров и нелегальных баров».
«Пьянство в целом возросло; вместо легальных открылись нелегальные бары, причем не в том же количестве, а в 2 или 3 раза большем; появилась целая армия нарушителей закона, получивших доступ к колоссальным деньгам; многие из наших лучших граждан, которые посчитали, что закон нарушает их личные права, стали демонстративно игнорировать запреты; как неизбежное следствие, уважение к закону значительно уменьшилось; преступность возросла до невиданного ранее уровня», – признал в 1932 г. один из сторонников и лоббистов сухого закона, сын основателя Standard Oil Джон Рокфеллер-младший. Он написал это в письме, в котором отметил, что в целом выгоды от введения сухого закона оказались меньше принесенного им вреда, и поддержал его отмену, что и было сделано в 1933 г. После отмены национального запрета 18 из 50 штатов США сохраняли его на местном уровне, постепенно упрощая доступ к алкоголю.
Турецкие качели
Турция прошла непростой путь от запретов к либерализации алкогольного рынка, а потом обратно к ограничениям. В 1926 г. законодательные ограничения на оборот алкоголя были сняты, но это не привело к злоупотреблениям: в 2010 г. потребление спиртного в Турции составляло 1,5 л в пересчете на чистый спирт на душу населения в год, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Для сравнения: в Европе этот показатель за тот же год – 10,3 л на душу населения. Но в 2012 г. власти приняли закон о запрете продажи спиртного в розлив, который ударил по ресторанам и кафе, а позднее – о продаже алкоголя в ночное время, а также на расстоянии ближе 100 м от школ и мечетей. Попутно они повышали налоги, что сделало национальный напиток ракы предметом роскоши, писал сайт о ближневосточных странах Al-Monitor в материале «Турецкие любители выпить сопротивляются ограничениям, иногда с риском для жизни». Это не привело к существенному снижению потребления алкоголя, но отразилось на отношении к власти. В 2013 г. участники массовых антиправительственных акций открывали бутылки пива и поднимали издевательские тосты в честь премьер-министра. Для них ужесточение правил употребления алкоголя стало одним из символов исламизации страны и укрепления личной власти Эрдогана, писала The New York Times. Кроме того, стало популярным самогоноварение, а вслед за этим начало расти число отравлений нелегальным алкоголем, констатирует Al-Monitor.
«Трезвость – норма жизни»
В 1985 г., почти сразу после прихода к власти, новый глава государства – генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев инициировал масштабную кампанию, направленную на борьбу с алкоголизмом. Под лозунгом «Трезвость – норма жизни» закрывались магазины, продававшие алкоголь, цены на водку выросли в 2 раза, власти ограничили время продажи алкоголя – с 14 до 19 часов, ввели жесткие наказания за его употребление в парках и скверах, увольняли с работы и исключали из Коммунистической партии за распитие алкоголя на рабочем месте.
За пять лет антиалкогольной кампании было уничтожено 30% виноградников, в том числе коллекционные сорта винограда, такие как эким-кара. Розничный товарооборот сократился на 16 млрд руб. Резко выросло самогоноварение, что привело к дефициту сахара. Одновременно с прилавков начали сметать и другие товары, содержащие одурманивающие вещества: клей, жидкости для чистки стекол, баллончики с инсектицидом дихлофосом. В 1987 г. 44 000 человек отравилось некачественными спиртосодержащими напитками, 11 000 человек погибло, пишет портал profibeer.ru.
«Антиалкогольная кампания все-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась. Это перехлесты с закрытием магазинов, особенно в Москве. Огромные очереди. Рост самогоноварения. Сахар пропал из магазинов. Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом. Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком», – говорил Горбачев в интервью «Комсомольской правде» в 2015 г.
Ни одного позитивного момента эта кампания не принесла, никто меньше пить не стал, а производство самогона выросло в несколько раз, заявил «Ведомости&» руководитель Центра изучения федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. «Кампания шла параллельно с перестройкой, у людей был огромный энтузиазм и надежда на лучшую жизнь, социальная эйфория от будущих реформ. На деле же она оказалась такой же бесполезной, как все антиалкогольные реформы в мире», – считает он.
В современной России главный рычаг давления на продажи алкоголя – ставки акцизов, которые систематически повышаются. В 2012 г. акциз на напитки с долей этилового спирта свыше 9% составлял 300 руб. за 1 л чистого спирта, в 2014 г. – 500 руб., сейчас – 544 руб. Это приводит к потреблению нелегальной и не предназначенной для питья спиртосодержащей продукции. В 2016 г. в Иркутске 78 человек погибло, отравившись спиртосодержащей подделкой настойки боярышника. По оценке Дробиза, нелегальную водку и алкогольные суррогаты регулярно потребляет около 15 млн человек, т. е. более 10% россиян.
Несладкая жизнь
ВОЗ в 2016 г. рекомендовала государствам вводить меры налоговой политики, способствующие повышению цен на сладкие напитки. Повышение розничной цены на 20% приведет к пропорциональному снижению покупок этой продукции, благодаря чему можно будет снизить потребление свободных сахаров и калорий в целом, улучшить качество питания и уменьшить число людей, имеющих избыточный вес, страдающих от ожирения, диабета и кариеса, говорилось в заявлении ВОЗ. В Мексике с проблемой чрезмерного потребления сладких напитков столкнулись еще до рекомендаций ВОЗ. В 2013 г. средний мексиканец, по данным ООН, выпивал 163 л газировки в год (для сравнения: в России – около 30 л в год), при этом почти у 70% населения выявлен лишний вес или ожирение. Налог на сладкие напитки в размере 1 песо (3,7 руб. по курсу на начало декабря 2020 г.) за 1 л в Мексике ввели в 2014 г., что привело к росту розничной цены на сладкую газировку примерно на 10%. Исследование мексиканского Национального института общественного здоровья показало, что уже за два первых года после введения налога потребление сладких напитков снизилось в среднем на 7,6%, а в домохозяйствах с низким доходом – еще сильнее: на 11,7%. Этот налог неэффективен, не способствовал изменению пищевых привычек и к тому же стал «налогом на бедных», потому что 57% его выплат пришлось на семьи с низким доходом, цитирует заявление мексиканской Национальной ассоциации производителей безалкогольных напитков и газированной воды американская газета Los Angeles Times. &
Как и для чего в России в разное время вводили и отменяли «сухой закон»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Алкоголь в Царской России
Кабаки и трактиры, как рассадник алкоголизма и искусители для выпивох, существовали еще в Царской России, впрочем, в последней, проходили народные антиалкогольные бунты. Явление весьма специфическое и не имеющее исторических аналогов. Интеллигенция таким образом призывала государственные чины к борьбе с пьянством на высоком уровне, речь шла о закрытии вышеупомянутых заведений. Подобные бунты были подхвачены и прошли в 32 губерниях.
Александр III был вынужден принять меры, продажа водки была ограничена, три года трезвости – за которыми последовала отмена крепостного права, как нельзя более красочно демонстрируют продуктивность подобных мер на уровне страны. И это несмотря на то, что повсеместно ограничить потребление спиртного все равно никому и никогда не удавалось, учитывая, что любая хозяйка умела делать домашнее вино, а мужчины гнали самогон, едва ли не в каждой деревне.
Позже в антиалкогольной политике присоединятся Достоевский, Толстой, а в 1914 году был принят сухой закон. Это был первый опыт полного запрета крепких напитков, несмотря на ограничительные меры, которые неоднократно принимались в прошлом, в России еще не было опыта наложения санкций на любой алкоголь. Все-таки 40% доходов в бюджет, которые приносит алкоголь, достаточный аргумент в его пользу.
Но император Николай в 1914 году принимает жесткое решение и начинает борьбу с пьянством категоричными методами. Сначала продажа водки и любых спиртных напитков была запрещена из-за военной мобилизации, а затем продлена на время военных действий.
Император Николай, будучи человеком прогрессивных взглядов и сухой закон сделал достаточно гибким и учитывающим некоторые нюансы. Так, водка и другие крепкие напитки могли разливаться в ресторанах, но при этом, городские думы, земства могли дополнительно ограничить на своей территории продажу и в заведениях. Пиво под запрет не попало, но оно стало многократно дороже, потому что выросла стоимость акцизов, вино было в продаже там, где не было военных действий.
Подобные меры можно назвать компромиссом между желанием интеллигенции и необходимостью пополнять казну. В тот период акцизы на алкоголь приносили больше миллиарда рублей, что составляло почти половину бюджета. Но еще перед началом войны снова было начато антиалкогольное движение, оппозиция обвиняло руководство страны в бездействии и желании наживаться на здоровье и жизни своих граждан.
Если сравнивать показатели потребления алкоголя на душу населения, то 1913 год действительно отмечен заметным ростом. Но это если сопоставлять с предыдущими годами, поскольку уровень в 7 литров на душу населения не идет в сравнение с нынешними 15,7 литрами. То есть в загнивающей и необразованной царской России потребление алкоголя было более чем в два раза ниже, чем в России современной. Но нынче никто не затевает антиалкогольные движения и не чинит по этому поводу бунты. Однако и в ту пору интеллигенция чинила шумиху в прессе вовсе не из-за заботы о людях, а для того чтобы убрать с должности министра финансов. Именно Коковцов ратовал за сохранение акцизов, а его прямой соперник и оппонент Барк придерживался мнения о необходимости ввести прямой налог и отменить акцизы. В конце концов, эти подковерные интриги привели к отставке Коковцова.
Запрет на продажу алкоголя привел к вполне закономерному росту самогоноварения, настоящий бум произошел примерно к середине Первой мировой и продолжался вплоть до второго десятилетия. И это, несмотря на то, что сухой закон был отменен практически сразу после войны.
Борьба с алкоголем по-большевистски
После революции временное правительство вновь вводит сухой закон примерно по тому же принципу, по которым он действовал при императоре. Опасения были оправданы, во время смуты, революций потерять контроль над массами было проще простого, к тому же во время войны накопилось достаточно большое количество спирта, склады с которыми могли быть захвачены.
Именно это вскоре и началось, причем все было настолько серьезно, что был создан специальный государственный орган, который должен был бороться с этим явлением. Однако существовала еще одна более прагматичная причина на запрет алкоголя. Рынок, существовавший доселе, был разрушен полностью революцией, поэтому назревал голод, а зерна для производства водки не было. К тому же частную торговлю уже успели запретить, а создание государственной формы производства крепкого алкоголя было слишком накладно.
Именно стремление к пополнению казны и стало причиной отмены сухого закона, но отменен он был не полностью (в 1923 году), а лишь для спиртных напитков, крепостью до 30 градусов. Под это новое правило даже была выпущена новая водка с соответствующей крепостью. Названа она была в честь председателя народных комиссаров Алексея Рыкова, в народе ее окрестили «рыковкой». Позже, когда государство смогло наладить монопольную продажу, появилась и водка с крепостью 40 градусов.
Вторая советская попытка «завязать» 1929 года
Попытки в стране победить или хотя бы обуздать пристрастие к алкоголю, похожи на метания зависимого человека, который, перебрав накануне, вдруг решает «завязать». К 1929 году в стране было решено усиленно развивать промышленность и, чтобы ничего не отвлекало советского рабочего от ударного труда, вводится сухой закон. Преподнесено это было как желание самих народных масс.
Закрылись пивные, кое-где они были переделаны в чайные, спиртное перестали реализовывать по определенным дням, например, по праздникам. Открывать новые заведения, в которых бы реализовывали спиртосодержащую продукцию, тоже было нельзя. На местах разрабатывались меры, которые должны были привести к повальному отказу от алкоголя. Велась активная пропагандистская работа, плакаты, работа прессы, лекции в трудовых коллективах о негативном влиянии алкоголя – все это широко использовалось и постепенно давало свои плоды.
Однако буквально на следующий год, когда были подсчитаны убытки от трезвого населения, правительство решило увеличивать производство водки, а с агитационной компанией завязать. Тем более, что мире началась гонка вооружений и участвовать в ней с наполовину пустым бюджетом было вовсе не с руки. Так снова советский народ ушел в «развязку».
Недавно начатая индустриализация отнимала все деньги, в то время как страны Европы прошли этот путь без революций и иных потрясений, относительно спокойно и успешно. Красная армия же, несмотря на то, то, что появилась совсем недавно, уже требовала перевода на более современное вооружение. Причем требовались вложения в эту сферу и в плане дальнейших разработок и научных изысканий. Молодое государство попросту не могло выискать иные источники поступлений, тогда как алкоголь гарантировал достаточно большую и постоянную прибыль.
Все же некоторые нюансы появились, стала шире пропагандироваться культура распития алкоголя, расширился ассортимент винно-водочной продукции, особенно не крепкого алкоголя.
Не очень результативная попытка 1958 года
В этот период правительство предприняло попытку ограничить продажу алкоголя, хотя это никак нельзя назвать сухим законом или даже антиалкогольной компанией. Речь шла о запрете продажи алкоголя в заведениях общепита, кроме ресторанов. Под запрет попали кафешки при вокзалах, аэропортах и привокзальных станциях.
Запретили продавать спиртное около школ, детских садов, промышленных предприятий и других объектах. Во время массовых гуляний часто вводили запрет на продажу алкоголя.
В этот период начинает партийное перевоспитание пьяниц, часто прикладывающегося к бутылке коллегу вполне могли пристыдить на товарищеском суде, а если он не одумается, то и вовсе исключить из партии или уволить с завода.
1972 год: стали пить от хорошей жизни
К этому времени уже были достигнуты определенные показатели, люди стали свободнее, у них была стабильная работы, больше возможностей для отдыха и расслабления, больше финансов. Вместе с этим вырос и интерес к алкоголю. Это было уже заметно на государственном уровне, в 1967 году даже были созданы ЛТП – лечебно трудовые профилактории, куда на «лечение» и перевоспитание отправляли алкоголиков, которые своим поведением не давали покоя близким и родным.
В таком учреждении закрытого типа человек находился год-два, направлялись туда принудительно, после соответствующего обращения участкового и соблюдения некоторых бюрократических тонкостей. Девизом этой кампании стало: «Пьянству – бой!»
Учреждения это были закрытого типа, но те, кто получал там лечение, не считались заключенными и не имели впоследствии «пятен» в биографии. Они привлекались к полезному труду и данный метод на тот момент воспринимался как принципиально новый и очень современный. «Приюты для опьяневших» в России появились еще в 1902, причем в Туле, именно там придумали выводить из алкогольного опьянения за счет бюджета, посчитав, что так проще и дешевле, чем отпускать такого гражданина на вольные хлеба. Ведь он либо сам станет объектом преступления, либо совершит его сам.
В Ленинграде аналогичное заведение появилось 30 лет спустя, десять лет спустя они перестали принадлежать системе здравоохранения, их передали системе МВД. Именно в таком формате они и действовали достаточно длительное время.
Помимо этого, не вводя запрет, государство всячески вело пропаганду трезвого образа жизни, трудовые коллективы часто бывали заняты и в выходные дни, строились спортивные площадки. Количество магазинов, где можно было бы купить алкоголь, уменьшилось, действовало территориальное ограничение продажи около больниц, школ, вокзалов. Водку можно было купить только с 11 утра и до 7 вечера. Прекращено производство водки крепостью выше 40 градусов.
Самый известный сухой закон 1985 года
Наиболее крупная кампания в истории страны в борьбе за трезвость, которую инициировал Михаил Горбачев. Хотя попытки ограничить потребление алкоголя в стране предпринимались неоднократно, к задаче подходили по-разному с энтузиазмом и без, с жестокими мерами и пропагандой, но потребление спиртного только росло. К примеру, к 1984 году этот показатель превышал 10 литров. И это лишь исходя по официальным уровням продажи спиртного, а в стране процветало самогоноварение.
Пьянство было объявлено главной причиной медленного развития экономики, ведь при потреблении около 90 бутылок водки в год, сложно генерировать идеями и уж тем более, воплощать их в жизнь. К тому же в этом же видели причину низкого уровня труда и снижение моральных ценностей.
Задумка была простой – усложнить покупку алкоголя, самым простым было бы поднять цену на акцизы, но было решено пойти иным путем. Производство алкогольных напитков было сокращено, к тому же продавать их можно было только в специализированных магазинах. Последние же работали только с 14 до 19 часов. Большинство в это время находились на своих рабочих местах, поэтому приобретение алкоголя стало напоминать квест.
Справедливо рассудив, что с ограничением продажи алкоголя официально, тут же повысятся продажи самогонщиков, государство начало строгую борьбу и с ними. Самогоноварение стало наказываться, причем не только административным правонарушением, но и уголовным. Государство целенаправленно снижало поступление средств бюджет от этой сферы и было к этому готово.
Кроме того, к кампании присоединилось и общественное порицание, которое в Советском Союзе всегда выполнялось на «ура». Кого-то брали на поруки, других, тех, кто систематически выпивал, позорили, стыдили, вызывали на товарищеские суды. Те, кто попадался в нетрезвом виде, имели проблемы на работе, а члены партии и вовсе могли быть из нее исключены.
Результаты были неоднозначны. С одной стороны снизилась смертность и повысилась рождаемость, с другой – число отравлений спиртосодержащими веществами очень сильно выросло. Да и поступления в бюджет заметно сократились. Государство дотировало продукцию первой необходимость – хлеб, сахар, но если речь шла о снижении доходов, то цены на эти товары тоже могли вырасти. Результат был общеизвестным. Программа, в ее масштабности, была свернута, но отдельные пункты сохранились.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: