к чему привязана логика изображений в древнем египте
Живопись Древнего Египта: периоды и главные особенности
Живопись Древнего Египта — это память о великой цивилизации, оставившей неизгладимый след в истории и продолжающей влиять на нашу культуру. Искусство египтян было необычным и ярким — мы не видим ничего подобного у других народов. В сухом климате на стенах храмов и в запечатанных гробницах сохранилось достаточно примеров древнегреческой живописи, чтобы получить представление о ее характерных чертах, традициях Древнего Египта и развитии с течением времени. Посмотрим, что предпочитали рисовать египтяне, как они это делали и чем различается искусство разных столетий.
Важные принципы древнеегипетского искусства
Живопись Древнего Египта была подчинена религиозному культу. В представлении египтян вся жизнь была лишь подготовкой к смерти и последующему вечному существованию в загробном мире. Росписи в гробницах должны были рассказать богу смерти Анубису о том, кто здесь похоронен, и обеспечить умершего всеми благами в мире мертвых. Других целей искусство не преследовало, поэтому мы не находим в нем живописных пейзажей или эмоциональных портретов. Стены гробниц покрыты условными фигурами людей и богов, реже встречаются звери и птицы.
Живопись в Древнем Египте была частью культа смерти, поэтому изображения создавались с большой тщательностью. Чтобы избежать ошибок, был разработан канон — образец, которому следовал каждый художник. Идеальная правильность геометрических форм соблюдалась при помощи сетки, которая предварительно наносилась на поверхность для росписи. Образец Древнего царства состоял из 18 квадратов, а позже стал насчитывать 21 квадрат. Сделать рисунок еще более понятным помогали иероглифы и пиктограммы, сопровождавшие живописные образы.
Особенности изображения человеческого тела в Древнем Египте
Древнеегипетский канон требовал изображать каждую часть тела так, чтобы она была видна наилучшим образом. Это приводит к тому, что в одной фигуре человека или бога сочетаются точки зрения с разных сторон. Голова, руки и ноги всегда изображаются в профиль, а глаза, плечи и грудная клетка — в анфас. Обычно силуэт фигуры обводится контуром, что делает его цельным. Чаще всего используется правый профиль, реже — левый.
Такой принцип распространялся и на другие предметы. Например, на фреске из поместья Небамуна XIV века до н. э. мы видим бассейн сверху, как на плане, но рыбы и птицы в нем нарисованы в профиль. Прямо изображены и деревья вокруг.
Живописцы Древнего Египта не стремились передать портретное сходство, но считали важным рассказать о социальном статусе изображенного человека. Так появляются характерные атрибуты фараона, воина, писца, крестьянина и так далее. Кроме того, значимость воспроизводимых фигур подчеркивалась масштабом. Фараона делали более высоким, по сравнению с его женой или воинами, а фигурки слуг были совсем маленькими.
Символизм цвета
Египтяне пользовались яркими и долговечными минеральными красками, которые редко смешивали. За каждым базовым цветом было закреплено определенное символическое значение, от которого зависело, что следует изображать этой краской:
Женские фигуры в древнеегипетской живописи обычно изображались с бледно-желтой или розовой кожей, мужские — с коричневой или темно-красной. Фон во времена Древнего Царства оставляли серым, а позже стали заполнять светло-желтым.
Периоды древнеегипетского искусства
Самый ранний период, от которого сохранились настенные росписи, — Додинастический, длившийся с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Тогда на берегах Нила сформировались первые земледельческие государства-номы, между которым велась борьба за власть. Представление о живописи того периода дает фреска из Гробницы 100 в Иераконполе.
Древнее царство (XXXII-XXIII века до н. э.)
Власть над объединенным Египтом перешла к первой династии фараонов и войны прекратились. Начало расцветать искусство, в котором сформировался монументальный стиль. Были разработаны изобразительные каноны, их строго соблюдали на протяжении многих столетий. Такое постоянство объясняется тесной связью с религией: изображения в гробницах были столь же священными, как и обряд мумификации или другие аспекты культа.
В этот период строятся великие пирамиды, а в искусстве главенствуют фигуры богов. Их часто изображали с головами животных. Но это были образы не свирепые и устрашающие, а величественные и торжественные. Краски наносятся не только на плоские поверхности, но и на барельефы.
Среднее царство (XXII-XVIII века до н. э.)
В эту эпоху настенная живопись Египта совершенствуется и упорядочивается. Изображенные сцены становятся более сложными и динамичными. Помимо представителей знати, встречаются фигуры обычных земледельцев или рыбаков. Художники обращают внимание на природу: в росписях появляются растительные орнаменты и прекрасно выписанные животные. Для зверей и птиц канона не существовало, поэтому мастера рисовали их живыми, с применением полутонов. Много подобных сцен сохранилось в гробнице номарха Хнумхотепа II.
Новое царство (XVII-XI века до н. э.)
Позднее египетская культура постепенно утрачивает характерные для нее черты под влиянием завоевателей — сначала греков, а затем римлян. К началу новой эры в Египте расцвело эклектичное искусство фаюмского портрета. Эти изображения тоже использовались для погребения, но создавали их при жизни, когда человек был еще полон сил. Или же художники писали такой образ, полагаясь на свое воображение. Для фаюмского портрета характерно стремление передать главные черты героя, сделать его узнаваемым.
Жители Древнего Египта верили, что каждому человеку после смерти понадобится статуэтка или живописное изображение для переселения души. Подобные изделия создавались в огромных количествах, и многие из них сохранились до наших дней. При желании такую древность можно приобрести для коллекции. Искать и покупать подобные изделия удобно на аукционах, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot.
Поразительные факты о живописи в Древнем Египте
Одна из самых классных штук, которые привносят в нашу жизнь путешествия, – это возможность узнать что-то новое про те вещи, которые давно кажутся привычными и знакомыми. В этой статье я расскажу вам кое-что совершенно поразительное о живописи в Древнем Египте.
Всем нам с детства хорошо знакома живопись древних египтян. Она хорошо узнаваема и запоминаема и сильно отличается от искусства других эпох и народов. Принято считать, что древнеегипетская живопись наивно примитивна – настолько, что она зачастую сравнивается с детскими рисунками.
Однако более глубокое знакомство с предметом позволяет сделать вывод, что древнеегипетское искусство во многом гораздо более совершенно, чем то, к которому мы привыкли. Более того, с определенных позиций оно может рассматриваться как достигшее максимального уровня развития.
Здесь необходимо ввести понятия объективного и перцептивного пространства. Перцептивное пространство – это пространство зрительного восприятия, такое, каким мы его видим. В этом пространстве рельсы сходятся в одну точку у горизонта.
В объективном пространстве, напротив, рельсы никогда не сходятся. В этом легко убедиться, если начать двигаться вдоль них. Таким образом, геометрию объективного пространства человек узнает не просто через осмотр, но через практику взаимодействия с предметами.
Рисунок в привычном для нас понимании служит для передачи перцептивного пространства. Например, глядя на этот рисунок, мы понимаем, что на самом деле все окна и арки одинаковые по размеру:
Для передачи же объективного пространства разработано черчение, представляющее собой совокупность специальных методов. Сегодня черчение – это давно устоявшаяся и практически не развивающаяся область знания. Не развивается она потому, что достигла предела возможного, и дальнейшее ее улучшение уже невозможно. Основы современного черчения заложил в конце XVIII века французский ученый Гаспар Монж, и с тех пор над развитием черчения трудилось множество математиков и инженеров.
При чем же тут древнеегипетские рисунки, спросите вы? А при том, что живопись древних египтян представляет собой идеальный образец так называемого художественного черчения. Его ключевая характеристика состоит в том, что древнеегипетские художники пытались передать на плоскости картин не перцептивное (т.е. искаженное) пространство, а объективное, реально существующее, основанное на знании его качеств и свойств.
Современное техническое черчение имеет три наиболее характерные особенности:
Как я покажу ниже, древнеегипетские художники успешно использовали все эти приемы, причем не в условиях чертежа (как современные инженеры), а для передачи настоящих художественных образов.
1. Метод ортогональных проекций
Этот метод предполагает, что предмет проецируется на три ортогональные плоскости, которые позволяют получить полное представление о его форме:
Применение метода ортогональных проекций в черчении
Для упрощения чертежа (как и рисунка) рекомендуется выбирать ту проекцию (плоскость), при которой наиболее полно передаются характерные геометрические особенности предмета.
Именно этот метод стал основным правилом в живописи Древнего Египта. При изображении фигур человека и животных обычно применяется вид сбоку – как наиболее информативный. При этом поверженные на землю враги изображаются с использованием вида сверху, то есть тоже в наиболее выигрышной и информативной проекции.
Рисунок из гробницы Таусерта / Сетнахта в Долине царей (Луксор)
Важное следствие применения данного метода – независимость размеров объекта на плоскости изображения от расстояния до него. То есть два человека одного роста на разном расстоянии будут изображены одинаково.
Данное требование строго регламентировано и применительно к природным объектам. Например, землю можно показать лишь в виде линии, на которой как бы стоят фигуры людей и животных. Если же нужно показать какое-то глубокое пространство, например, пруд или же изображение какой-то площади, окруженной людьми, используется изображение сверху (как на современных картах или планах):
Все фигуры на рисунке изображены применительно к той плоскости, о которой идет речь. Например, в верхней части центром является большая площадь земли, и художник подчеркивает, что люди окружают ее по бокам
2. Условно-чертежные приемы
Поскольку древнеегипетский художник вынужден ограничиться для передачи изображения лишь одной проекцией, это приводит его к необходимости использовать целый ряд условно-чертежных приемов, которые позволяют существенно повысить информативность изображения. Точно такой же принцип используется в современных чертежах, которые буквально изобилуют этими приемами.
Один из наиболее часто используемых приемов – это использование условных поворотов плоскостей и проекций. Например, вся деталь может быть показана спереди, а одна из ее частей в условном повороте сбоку.
Именно этот прием, широко распространенный в современном техническом черчении, художники Древнего Египта использовали для изображения людей. В качестве основной проекции выступает вид сбоку, однако плечи и верхняя часть туловища передаются так, как будто это вид спереди, для увеличения информативности.
Изображение из гробницы Рамзеса I (Долина царей, Луксор)
Данный прием использовался очень широко, однако его применение было осмысленным – так, если изображалась трудовая деятельность человека, в которой главное – процесс, выполняемый близко сдвинутыми руками, то разворот плеч был неуместен и не отображался на рисунке.
Следующий условно-чертежный прием – это разрезы. Как и использование условных поворотов проекций, цель разрезов – повысить информативность рисунка. В современном черчении это также один из широко распространенных приемов, позволяющих получить детальную информацию об объекте. Этот прием очень активно использовали древние египтяне:
Древнеегипетские художники могли показать в разрезе не только архитектурные объекты (например, дом), но и, скажем, корзину или горшок.
Метод ортогональных проекций в чистом виде приводит к затруднениям, если надо показать, к примеру, двух сидящих рядом людей – например, фараона и его супругу, принимающих какие-то делегации. При виде сбоку передний человек будет полностью загораживать второго. Чтобы этого избежать, использовался прием условного сдвига, при котором один из объектов сдвигался относительно другого:
В современном техническом черчении сдвиг также является одним из узаконенных приемов и используется чрезвычайно широко.
Развертка – еще один условно-чертежный прием, используемый и в современном черчении, и древними египтянами. Разверткой называют изображение не предмета, а заготовки, из которой изготовлен предмет путем сгибания.
Если зритель понимает, что это развертка, то это изображение будет для него чрезвычайно информативным, поскольку он сможет увидеть объект со всех сторон.
Последний прием, который хотелось бы выделить, это использование разного масштаба для подчеркивания важности тех или иных объектов. В современных чертежах всегда есть детали, которые выполнены в разных масштабах: более важное изображается крупнее, малосущественное – в уменьшенном виде.
Разномасштабность широко использовалась и в древнеегипетском изобразительном искусстве. Она позволяла передать как иерархию изображенных на рисунке людей, так и в принципе улучшала композицию. Например, если попытаться изобразить в одном масштабе и рыб, и корабли, получилось бы, что рыбы очень маленькие и их не видно.
Фигуры быков показаны в уменьшенном масштабе
3. Чертежно-знаковые условности
Современные чертежи изобилуют условными знаками, которые используются для ускорения чтения чертежа и упрощения восприятия. Например, есть условные знаки для обозначения гайки, винта, шестеренки и пр.
Древнеегипетское искусство также изобилует знаками. Например, у идущего человека ступни нередко изображены одинаково и на обеих ступнях виден большой палец. Это – не свидетельство примитивизма и непонимания художником человеческой анатомии, а совершенно осмысленное использование знака ноги для изображения идущего человека. Со знаковой точки зрения обе ноги полностью эквивалентны и выполняют одну функцию.
Обратите внимание, например, на то, как изображен большой палец на разных ступнях
Подобных примеров можно привести очень много. Например, условный знак применяется для изображения кистей рук. Цвета также подвержены стандартизации – так, например, мужские фигуры всегда передаются более темными, чем женские.
Таким образом, чтобы понять особенности передачи пространства и трехмерных объектов в древнеегипетском искусстве, нужно отказаться от представления о правильности только перспективных изображений, которым нас учат в школе. Чертеж и изображение с перспективой – два абсолютно полярных, но при этом одинаково обоснованных способа передачи изображения, каждый из которых имеет свои преимущества.
Безусловно, искусство, основанное на методе ортогональных проекций, выглядит очень странно для нас, однако это не означает, что оно является примитивным или ущербным. Более того, если оценивать рисунок с точки зрения передачи объективного пространства, то древнеегипетские изображения оказываются практически совершенными – как и современные инженерные чертежи.
В этой связи может возникнуть вопрос: как так получилось, что древние египтяне еще 5 000 лет назад разработали в своем искусстве приемы, до которых современное черчение дошло лишь в середине XX века. Уверен, что здесь вновь мы сталкиваемся с одним из подтверждений теории палеоконтакта, о которой я много писал ранее.
Заинтересовавшимся данной темой могу порекомендовать книгу выдающегося советского ученого – академика, стоящего у истоков советского ракетостроения – Бориса Раушенбаха. Книга называется “Геометрия картины и зрительное восприятие”, и именно на ней основана данная статья. Заниматься вопросами изображения Борис Раушенбах стал из-за того, что область его научных интересов была связана с задачей обеспечения ручной стыковки огромных модулей в открытом космосе. Ручная стыковка предполагает получение космонавтом объективного изображения происходящего вокруг, поэтому ученый и начал изучать разные подходы к данному вопросу.