к чему ведет чрезмерное усиление роли государства

Экономика свободы от чрезмерного вмешательства государства

Во время экономических кризисов всегда встает вопрос о роли государства в борьбе с возникающими проблемами и о степени его вмешательства в экономику в целом. В этом споре сторонники и противники активной государственной политики во многом опираются на идеи двух величайших экономистов XX в. – Джона Мейнарда Кейнса и Фридриха фон Хайека. Кейнс показал, что активное вмешательство государства в экономику может играть положительную роль, прежде всего в моменты кризисов, фон Хайек, напротив, указывал на опасности такой политики. Именно последнего можно считать главным классиком экономического либерализма.

Фон Хайек обращал внимание в основном на долгосрочные последствия борьбы с кризисами. Как лекарства, назначаемые во время острой фазы болезни, могут иметь очень негативные побочные эффекты в будущем, так и экономические меры, которые позволяют бороться с кризисом, могут быть вредны, если становятся долгосрочными. Примером может быть ослабление монетарной политики и снижение процентных ставок. Эти меры могут быть очень действенными в момент кризиса, но опасно с их помощью пытаться увеличить долгосрочные темпы роста. Фон Хайек отмечал, что такая политика ведет к росту инфляции по мере завершения кризиса, что искусственно заниженные процентные ставки порождают искажения на рынке капиталов и пузыри на рынке активов.

В своей книге «Чистая теория капитала» фон Хайек утверждал, что экономические кризисы во многом являются следствием искусственных экономических бумов, спровоцированных обилием слишком дешевых денег. Про этот вывод фон Хайека было бы очень полезно помнить всем, кто советует использовать монетарную политику для ускорения темпов экономического роста в России. Манипуляция процентными ставками, безусловно, – важный элемент антикризисной программы, но с точки зрения долгосрочного роста они не являются эффективным инструментом, а ключевую роль играет прежде всего стабильная инфляция.

Важным отличием подхода фон Хайека было и то, что он указывал на опасность анализа экономики исключительно с точки зрения общего спроса и общего предложения. Экономика состоит не из одинаковых «репрезентативных агентов», а из огромного количества людей с разными предпочтениями и возможностями. Игнорирование этого разнообразия чревато крайне неприятными последствиями, так как может привести к тому, что государственная помощь окажется в руках вовсе не тех людей и предприятий, которые наиболее сильно в ней нуждаются, а государственные программы искажают стимулы отдельных участников рынка. В результате лекарство может оказаться хуже болезни и вмешательство государства может принести экономике больше вреда, чем пользы.

Фон Хайек одним из первых стал указывать на важность информации и ее роль в экономическом развитии. В своей книге «Использование знаний в обществе» он писал, что информация о том, какие именно товары и услуги нужны населению, не может быть собрана в централизованном порядке, – и это один из основных аргументов против плановой системы управления экономикой. Такая информация распределена среди всех агентов, участвующих в экономике, и только свободные рынки являются институтом, который позволяет в полной мере агрегировать эту информацию благодаря свободному взаимодействию всех участников.

Любые попытки государства централизованно определять, какие именно индустрии должны развиваться, какие товары производиться и какие услуги оказываться населению, обречены на провал, поскольку чиновники недостаточно хорошо понимают, что именно нужно людям. Это предупреждение фон Хайека следует помнить всем тем, кто ратует за дерижистское управление экономикой, при котором государство определяет национальных чемпионов и секторы, которые должны стать локомотивами роста. На самом деле ни чиновники, ни экономисты не знают, какие именно индустрии и какие именно компании будут расти быстрее всех в будущем и чьи услуги и продукты будут пользоваться спросом у населения. Технологии и предпочтения людей меняются слишком быстро, чтобы за этим могли уследить любые контролеры от государства. В конечном итоге только свободные рынки позволяют агрегировать всю информацию как от производителей, так и от потребителей и дают сигналы, какие товары и услуги пользуются наибольшим спросом и должны производиться.

Пожалуй, самой влиятельной работой фон Хайека стала его книга «Дорога к рабству», указывающая на опасности слишком сильного увеличения роли государства. Увлечение такой политикой в США и Европе во время Великой депрессии и Второй мировой войны (за что ратовал, в частности, Кейнс) Хайеку представлялось очень большой угрозой как для эффективного функционирования экономики, так и для базовых свобод человека. Фон Хайек абсолютно верно отмечал, что контроль над экономической сферой со стороны государства является больше чем контролем над одним из аспектов человеческой жизни. Это, по сути, тотальный контроль над жизнью человека, так как в современном обществе именно экономическая независимость является средством достижения всех прочих целей. Именно поэтому Хайек видел в таком контроле воплощение тоталитаризма.

Фон Хайек также внес существенный вклад и в развитие политологии. Во многом благодаря его работе «Конституция свободы» при обсуждении законности стал использоваться термин «верховенство права» (rule of law). Это понятие подчеркивает тот факт, что далеко не все законы, принимаемые государством, можно считать легитимными. Существует базовое понятие о справедливости, которому должны удовлетворять все принимаемые в стране законы, для того чтобы существующую политическую и законодательную систему можно было бы считать удовлетворяющей критериям верховенства права. К сожалению, об этом ограничении временами забывают наши парламентарии, считающие, что любой принимаемый ими в рекордные сроки закон сразу же становится легитимным ограничением, которое будет соблюдаться обществом.

Многие из идей фон Хайека были слишком радикальными и не нашли никакого реального воплощения в жизнь. Например, идея отказа от государственной монополии на выпуск денег так и осталась гипотетической конструкцией, не поддержанной ни другими экономистами, ни тем более правительствами. Но в истории фон Хайек останется одним из величайших мыслителей ХХ в. и одним из ярчайших сторонников либерализма. Его полемика с Кейнсом остается актуальной и в наши дни. Тем более что, как это обычно и бывает в споре между двумя великими мыслителями, оба были правы, указывая на возможные плюсы и минусы вмешательства государства в экономику. Лишь принимая соображения как Кейнса, так и фон Хайека, можно нащупать правильный баланс, позволяющий государству играть роль спасительного доктора во время кризиса, не ставя при этом под угрозу долгосрочный экономический рост.

Источник

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. к чему ведет чрезмерное усиление роли государства фото. картинка к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть фото к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть картинку к чему ведет чрезмерное усиление роли государства.

Государственное регулирование экономики – определение термина

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. к чему ведет чрезмерное усиление роли государства фото. картинка к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть фото к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть картинку к чему ведет чрезмерное усиление роли государства.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. к чему ведет чрезмерное усиление роли государства фото. картинка к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть фото к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть картинку к чему ведет чрезмерное усиление роли государства.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. к чему ведет чрезмерное усиление роли государства фото. картинка к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть фото к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть картинку к чему ведет чрезмерное усиление роли государства.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. к чему ведет чрезмерное усиление роли государства фото. картинка к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть фото к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть картинку к чему ведет чрезмерное усиление роли государства.

Принципами ГРЭ являются:

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Источник

Какие меры помогут обеспечить экономический рост

к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. к чему ведет чрезмерное усиление роли государства фото. картинка к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть фото к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть картинку к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. к чему ведет чрезмерное усиление роли государства фото. картинка к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть фото к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть картинку к чему ведет чрезмерное усиление роли государства.

к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. к чему ведет чрезмерное усиление роли государства фото. картинка к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть фото к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть картинку к чему ведет чрезмерное усиление роли государства.

к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. к чему ведет чрезмерное усиление роли государства фото. картинка к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть фото к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть картинку к чему ведет чрезмерное усиление роли государства.

Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.

Президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов напомнил, что основной целью модернизации не только социальной, но в целом экономической политики является устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, именно на это должны быть направлены все преобразования.

Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста:инвестиции в основной капитал, вложения в «экономику знаний», жилищное строительство и развитие экспорта.

По словам Абела Аганбегяна, переход к стимулированию экономического роста требует изменения бюджетного правила и «распечатывания» резервов. Эти средства, используя долгосрочные низкопроцентные инвестиционные кредиты, следует направить на технологическое перевооружение, создание новой транспортно-логистической инфраструктуры, введение новых мощностей высокотехнологичных отраслей.

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью использовать до 30-40% резервов для стимулирования инвестиций внутри страны, в том числе на закупки технологий и оборудования.

Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.

к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. к чему ведет чрезмерное усиление роли государства фото. картинка к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть фото к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть картинку к чему ведет чрезмерное усиление роли государства.

к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. к чему ведет чрезмерное усиление роли государства фото. картинка к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть фото к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть картинку к чему ведет чрезмерное усиление роли государства.

По словам Якова Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.

Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.

По итогам форума будут подготовлены и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в «Единый план достижения национальных целей до 2030 года».

Источник

К чему ведет чрезмерное усиление роли государства

Как оценивает каждый из авторов значение государственного перераспределения доходов населения? Почему дает такую оценку? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «налог».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причину ухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществление правительством денежной и бюджетной политики способствовало нестабильности совокупного продукта и инфляции. Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов роста производительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширение правительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильность семейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровень накопления и медленный рост основного капитала являются следствием системы налогообложения, политики правительства и расширения программ социального страхования.

Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежать таких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатства настолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей роли перераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии. Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство, которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым. Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватное регулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и средних компаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшение образования и здравоохранения.

Источник

Борисов счел оправданным усиление роли государства в экономике

к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. к чему ведет чрезмерное усиление роли государства фото. картинка к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть фото к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть картинку к чему ведет чрезмерное усиление роли государства.

Только государство может обеспечить реальный рост российской экономики. Приоритет правительства — поддержка системообразующих предприятий, в частности авиации, автопрома и тяжелого машиностроения. Об этом заявил вице-премьер Юрий Борисов, курирующий промышленность и ТЭК, на пленарной сессии Столыпинского форума, передал корреспондент РБК.

Действующие меры господдержки Борисов назвал «тушением пожара». Более системная работа предстоит на рубеже 2022–2027 годов. «Надо пересмотреть роль и место государства как такового в выходе из этой кризисной ситуации. Она, на мой взгляд, сегодня не до конца реализована. Никто, кроме государства, сегодня реально не может обеспечить динамичный выход из ситуации, — считает Борисов. — Много бытовало разных мнений о том, что рыночная экономика и так все урегулирует, только не мешайте, не лезьте и все будет нормально. Да ненормально будет. Государство — крупнейший игрок на рынке и поэтому должно диктовать свою волю в интересах своих производителей и поддерживать их».

ВВП России во втором квартале, по предварительной оценке Росстата, сократился на 8,5% в годовом выражении. Это крупнейшее квартальное сокращение экономики год к году с третьего квартала 2009 года, когда ВВП упал на 8,6%.

Единственная отрасль, которая, по словам вице-премьера, не пострадала от пандемии, — фармацевтическая промышленность. Отвечая на вопрос о том, поддержка каких отраслей будет приоритетной, Борисов сказал: «Есть хорошее правило: поддерживать надо сильных; как ни странно, это более выгодная стратегия. Нужна грамотная протекционистская политика для поддержки системообразующих отраслей».

В качестве примера вице-премьер привел автопром. «Одно рабочее место в этой отрасли генерирует по всей технологической цепочке шесть—восемь рабочих мест в смежных отраслях, в том числе на предприятиях малого и среднего бизнеса, который в кризис пострадал больше всего, — пояснил Борисов. — Выгодно через эти системообразующие отрасли, создав условия динамичного развития, осуществлять перезапуск всей технологической цепочки».

Инвестиции также должны быть направлены на переработку углеводородов, отметил Борисов: «Мы как страна, обладающая огромным запасом углеводородов, должны задуматься, что вообще торговать нефтью и газом — преступление, нужно торговать продуктами переработки, а доля переработки у нас очень низкая».

к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. к чему ведет чрезмерное усиление роли государства фото. картинка к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть фото к чему ведет чрезмерное усиление роли государства. смотреть картинку к чему ведет чрезмерное усиление роли государства.

«Мы избежим, наверное, второй волны эпидемии и тех серьезных ограничений, которые парализовали нашу промышленность», — считает Борисов. По его словам, темпы восстановления различных отраслей впечатляют и дают основания полагать, что «мы выберемся из этой ситуации».

Чиновник также отверг риски срыва гособоронзаказа. «Нам удалось наладить работу с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических защитных мер, присутствие на работе необходимого персонала, чтобы это не влияло на гособоронзаказ, — сообщил вице-премьер. — Я вам авторитетно заявляю, что этот тяжелый период, по крайней мере для предприятий ОПК [оборонно-промышленного кодекса], пройден без единого срыва мероприятий, которые были запланированы еще в прошлом году. Я абсолютно уверен, что предприятия ОПК абсолютно точно выдержат все планы и покажут все показатели, несмотря на пандемию».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *