к чему вы испытываете отвращение

К чему Вы испытываете отвращение?

К чему я испытываю отвращение?

Если бы мне задали этот вопрос три с половиной года назад, я бы точно нашла, что ответить! Ох, как бы я разошлась по этой теме! В длинный список непременно попали бы отвратительные первые лица государства и их зловонная деятельность, вездесущие и везделезущие новые технологии, бесконечное число фамилий наипротивнейших людей, с которыми мне довелось по жизни столкнуться, ну и конечно омерзительные бытовые моменты, связанные с разного рода продуктами жизнедеятельности человека! И обязательно я бы упомянула про собак, точнее самцов, которые в весенний период начинают бесцеремонно обтираться об твою ногу, если ты имела неосторожность зайти к своим друзьям, хозяевам данной, абсолютно на мой взгляд, бесполезной особи, в этой злосчастный период.

Но на первом месте в списке того, что вызывало у меня отвращение, безусловно оказалась бы работа моего мужа.

С тех пор прошло три с половиной года, в моей жизни больше не существует длинного списка вещей, к которым я испытываю отвращение. Я искренне полюбила собак, научилась с легкостью переносить все неприятные запахи и бытовые моменты, стала уважать президента и любого рода власть, смогла научиться обнимать чужих мне людей, независимо от их запаха и степени чистоты одежды, просто потому что к ним нужно проявить теплоту и заботу. В общем, можно сказать, что я забыла, что такое отвращение, действительно забыла, как и многие другие вещи, такие как осуждение, гнев, злоба, страх, потерянность, чувство вины, озабоченность. Все это ушло из моей жизни, но не потому что однажды любимый и родной человек предал меня и вышел в дверь. Просто все дело в том, что оказавшись наедине со своим отвращением, отвращением к себе, к людям, ко всему миру, израненная и искалеченная, изнывая от внутренний боли, утопая в безвыходности и в своей тоске, я неожиданно встретилась с Богом. Он просто взял меня за руку и исцелил, расставил все по своим местам, навел порядок в моей жизни, научил любить и заботиться о других, уважать, подчиняться, отдавать, быть благодарной и спокойной, доверять Ему и людям, не унывать и хранить мир. Я продолжаю учиться у Него каждый день! Теперь, когда вся боль и отвращение остались далеко позади, меня окружает только Его бесконечная любовь, которая непрестанно заполняет собой все вокруг.

Источник

К чему Вы испытываете отвращение?

«К чему вы испытываете отвращение?» — казалось бы, простой вопрос заставил призадуматься. Моментально перед мысленным взором пронеслась вереница отталкивающих образов: от жирного паука, лениво сосущего несчастную муху, до морально разложившегося садиста из криминальной хроники. И когда список отвратительных вещей стал казаться бесконечным, в голову закралось сомнение. Действительно ли то, что я испытываю ко всем этим явлениям, можно назвать отвращением?

Легкого самоанализа оказалось достаточно для понимания того, что, к примеру, продажные и бесчестные бюрократы вызывают скорее презрение. Человек, способный обидеть слабого, ударить ребенка – яркую вспышку праведного гнева. Безумствующий наркоман или ядовитая гадюка – страх. А что же тогда можно считать отвращением? Что отличает это чувство от других форм неприятия чего-либо? Как отделить одно от другого, если эти эмоции почти всегда посещают нас, сплетаясь в неразрывный клубок? Гнев импульсивен, он помогает собраться для защиты и атаки, побуждает к нападению на источник негативных впечатлений. Презрение – холодная эмоция, состоящая преимущественно из пренебрежения и чувства собственного превосходства, ее можно испытывать только к людям. Сложно представить себе человека, презирающего таракана. Отвращение – особая форма страха, глубокая неприязнь сродни брезгливости. Отвращение субъективно, его может вызвать что угодно. Например, мой друг испытывает стойкое отвращение к безобидным помидорам, и никакие кулинарные изыски не могут поколебать его неприязнь.

К чему же все-таки я испытываю отвращение? В основном к неодушевленным предметам отталкивающего вида и запаха, таким, как протухшая еда или, к примеру, нечистоты. Но если рассматривать отвращение в тесной взаимосвязи с другими негативными чувствами, то, к сожалению, окажется, что очень многие явления в мире вызывают сильную неприязнь и отторжение. Те, которые идут вразрез с личными идеалами, моральными и эстетическими нормами. Мир несовершенен, это надо просто принять и стараться каждый день делать его хоть немного лучше.

Источник

Базовые эмоции: что такое отвращение

Анна Веселко

Мало эмоций, о которых не очень приятно даже просто подумать, и отвращение — одна из них. Отвращение включает в себя ряд состояний разной степени интенсивности, от легкой неприязни до сильнейшего чувства омерзения. Все состояния отвращения вызываются ощущением, что что-то, что на вас воздействует, — противно, отталкивающе или токсично. И в этом есть смысл: если что-то нам неприятно, мы всеми силами будем стараться держаться от этого подальше. В рамках серии материалов о базовых эмоциях продолжаем разбираться в чувствах — на этот раз в отвращении.

Что нам противно

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

В научном сообществе все еще продолжаются дебаты о том, являются ли определенные формы межличностного и социального отвращения (к внешнему виду, действиям, идеям или социальному положению другого человека) приобретенными и специфичными для конкретной культуры или же они существуют в той или иной форме во всех культурах. Например, каждый может испытывать отвращение к «морально испорченному» человеку и его действиям, но то, что будет считаться «моральной испорченностью», может сильно варьироваться.

К общим триггерам отвращения относят:

продукты жизнедеятельности тела;

определенную еду (часто из культур, отличных от нашей);

вид чего-то гниющего, больного или умирающего;

травмы, операции и/или контакт с внутренними органами;

человека, животное или предмет, который считается физически уродливым;

Развитие чувства отвращения

Дети и подростки (иногда и некоторые взрослые) часто испытывают своего рода очарование отвращением, то есть находят некоторые отвратительные вещи интригующими — это отражение функций формирования картины мира и его познания. У маленьких детей отвращение начинает развиваться примерно в возрасте от четырех до восьми лет: до этого этапа эмоционального развития дети испытывают разве что неприятие плохого вкуса или запаха, но не отвращение.

Также дополнительные исследования показали, что детей не беспокоят некоторые вещи, которые взрослые могут считать отвратительными (например, плитка шоколада в форме фекалий). Согласно одной из теорий, которая объясняет, почему это происходит, когда мы моложе, у нас еще нет когнитивных способностей, необходимых для определенных форм усвоенного отвращения.

Как выражается отвращение

Мимически самые легко узнаваемые и очевидные признаки отвращения — это сморщивание носа и связанное с этим приподнимание верхней губы.

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

Существуют и стандартные вокальные выражения отвращения — обычно это междометие «фу», звуки наступающего удушья и рвоты. Физические ощущения отвращения включают спазмы во рту, горле и/или желудке, а также тошноту.

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

Почему нас рвет, когда тошнит кого-то другого?

Возможно, дело в «зеркальных нейронах», благодаря которым мы можем сопереживать другим людям и их действиям: в одном исследовании функциональное МРТ-сканирование участников показало, что активность мозга была одинаковой независимо от того, имитировали ли испытуемые эмоции или наблюдали за реальными. Области имитации и наблюдения мозга настолько связаны, что нам может захотеться плакать, если мы увидим, что кто-то плачет. Или же нас может стошнить, если мы видим, что кого-то рвет.

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

Наконец, отвращение часто приводит к отворачиванию головы или даже всего тела от источника неприятного ощущения. Когда отвращение приводит к тошноте, реакции также включают прикрытие носа и/или рта и ссутуливание.

Функция отвращения

Универсальная функция отвращения заключается в том, чтобы уйти, заблокировать или устранить что-то неприятное, токсичное или загрязняющее из зоны, в которой оно может потенциально вредно воздействовать на наш организм. И в этом — секрет, необходимость и преимущество отвращения: оно удерживает нас подальше от опасных вещей, чтобы мы были в состоянии сохранить свою жизнь и здоровье. Так, отвращение не дает нам съесть что-то гнилостное и заставляет держаться подальше от открытых язв, чтобы избежать заражения, отравления или смертельной болезни.

Тем не менее, хотя чувство отвращения и приносит пользу, оно также может быть опасным, но скорее с моральной точки зрения. К сожалению, большинство обществ и культур учат избегать определенных групп людей, которые считаются физически или морально отвратительными, и, таким образом, приобретенное отвращение может быть движущей силой дегуманизации и унижения других.

Интересные факты об отвращении

Источник

К чему вы испытываете отвращение

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

К чему Вы испытываете отвращение? отвращение

1.Экономическое принуждение рабов к постоянной работе. Современный раб вынужден работать без остановки до смерти, т.к. Средств, заработанных рабом за 1 месяц, хватает, чтобы оплатить жилье за 1 месяц, еду за 1 месяц и проезд за 1 месяц. Поскольку денег хватает у современного раба всегда только на 1 месяц, современный раб вынужден работать всю жизнь до смерти. Пенсия также является большой фикцией, т.к. Раб-пенсионер отдает всю пенсию за жилье и еду, и у раба-пенсионера не остается свободных денег. 2.Вторым механизмом скрытого принуждения рабов к работе является создание искусственного спроса на псевдонужные товары, которые навязываются рабу с помощью тв-рекламы, пиара, расположения товаров на определенных местах магазина. Современный раб вовлечен в бесконечную гонку за «новинками», а для этого вынужден постоянно работать. 3.Третьим скрытым механизмом экономического принуждения современных рабов является кредитная система, с «помощью» которой современные рабы все больше и больше втягиваются в кредитную кабалу, через механизм «ссудного процента». 4.Четвертым механизмом заставить современных рабов работать на скрытого рабовладельца является миф о государстве. Современный раб считает, что работает на государство, но на самом деле раб работает на псевдогосударство, т.к. Деньги раба поступают в карман рабовладельцев, а понятие государства используется, чтобы затуманить мозги рабов, чтобы рабы не задавали лишних вопросов типа: почему рабы работают всю жизнь и остаются всегда бедными? И почему рабы не имеют доли прибыли? И кому конкретно перечисляются деньги, выплаченные рабами в виде налогов? 5.Пятым механизмом скрытого принуждения рабов является механизм инфляции. Рост цен при отсутствии роста зарплаты раба, обеспечивает скрытое незаметное ограбление рабов. Таким образом, современный раб нищает все больше и больше. 6.Шестым скрытым механизмом заставить раба бесплатно работать: лишить раба средств на переезд и покупку недвижимости в другом городе или другой стране. Этот механизм вынуждает современных рабов работать на одном градообразующем предприятии и «терпеть» кабальные условия, т.к. Других условий у рабов просто нет и убежать рабам не на что и некуда. Людям РОССИИ нужно дать хотя бы свободы собак Англии Пять свобод включают: 1.Свободу от голода и жажды — путем предоставления доступа к воде и еде, которые поддерживают хорошее здоровье и активность. 2.Свободу от дискомфорта — путем предоставления соответствующей среды для проживания, включая жилище и место для сна и отдыха. 3.Свободу от боли, травм или болезни — путем предоставления превентивных мер или ранней диагностики и лечения. 4.Свободу естественного поведения — путем предоставления достаточного места, соответствующих благоприятных условий и приспособлений, а также компании себе подобных. 5.Свободу от страха и стресса — путем обеспечения соответствующих условий и отношения, которые исключают моральные страдания

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

Врррррррр. вы меня с кем-то перепутали, я так понимаю? ))

вы задали вопрос, я вам на него ответила,четко и ясно

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

1) К курящим людям; 2) К людям, пьющим алкоголь, которые настойчиво предлагают с ними вместе пить; 3) К геям; 4) К плесени; 5) К протухшей еде; 6) К бомжам; 7) Когда кто-то лезет в мою душу или в моё личное пространство; 8 ) К смертельным ранам, показываемым в различных фильмах; 9) К назойливым насекомым; 10) К некоторым шуткам; 11) К постоянным оскорблениям и сквернословию; 12) К человеку, пытающимся манипулировать мной.

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

Это слишком сильно сказано- отвращение. Такого чувства во мне нет. Но я в минуты утраты душевной гармонии (и никогда больше) ощущаю болезненно искажение красоты ( материальной и душевной), т.е. неприятна захламление Земли излишним хламом вещей и разрушающих душу мыслей ( и своими помыслами в т.ч.). к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

Я давно уж сбилась с ног:
Где подарок неизбитый?
Подарю вам поздравок:
Дёшево, зато сердито!

Остальные в Рождество
Пусть подарят хлам различный,
И устроят торжество,
И накроют стол приличный!

И пускай на них с небес
Ангел спустится кудрявый.
Ну а я отправлюсь в лес,
Наряжу там пень трухлявый!

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

Да не знаю на самом деле, но задумался. К мужским гомосексуальным парам)) но опять же без агрессии)) к полиции и охранникам)) к отношениям на одну ночь. Но все это вряд ли заслуживает то что называется отвращением. Просто отрицание, основанное на осознанных выводах, скорее, а не на эмоциях.

к школоте (это не школьник, не путать понятия!), распущенным девицам, которые пьют, курят, матерятся и меняют парней как перчатки с малых лет. К «Грамотеям». и не верным парням. Вроде всё. А. ещё и к глупым людям, которые убивают друг друга, предают. в общем, всё готовы ради денег.

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

Да нет особых отвращений (нарушение Законов для меня неприемлемо, т.к. я законопослушна т осознаю степень своей ответственности в любом деянии). Разве что к любому проявлению энергонасилия- подавлению воли человека ради собственной.

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

O da. Eto fu, konechno(((

Крысы, мыши, тараканы, алкаши, когда громко шумят на улице, а я в это время сплю, когда я катаюсь на велике, а в лес въезжает автомобиль или мотоцикл; когда возникает склока в транспорте; когда приходится задерживаться на работе

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

когда выходя на улицу мужское население почемуто высмаркиваеться прямо на дорогу по которой идет сам и люди, дома воды нет или платочки закончились не понимаю.. смотриться отвратительно.эх вы..сильный пол..

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

Ко всему, что сознательно нарушает гармонию. Да и то это не совсем отвращение, а просто- сожаление к таким людям и упущенным возможностям жизни для развития сознания и проявления любви и созидания Красоты.

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

Незнаю даже как сказать. женскай причёска «Хвост» тугой. Если с висков или ещё откуда торсат волосы меня это прям БЕСИТ. И всё ко всему остальноя я отгошусь, в основном нейтрально

Источник

От противного: почему отвращение — самая недооцененная эмоция, которая во многом определяет наши моральные принципы

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — писал Иммануил Кант, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

Откуда взялся это моральный закон? Что лежит за нашим пониманием того, что хорошо, а что — нет? Тысячи лет существовало лишь два ответа на эти вопросы. Для глубоко религиозных людей мораль — это слово господне, переданное через святых в кущах или на горных вершинах. Для философов вроде Канта это набор правил, выработанных усилием разума, в позе роденовского мыслителя — подбородок, подпертый кулаком. А что, если и то, и другое — неверно? Что, если, напротив, наши суждения о морали объясняются куда более приземленными мотивами? Что если один из них — не божественная заповедь или голос разума, а просто вопрос того, насколько ситуация, пусть даже в небольшой мере, вызывает желание блевануть?

К этому тезису начинают склоняться некоторые ученые, занимающиеся проблемами поведения: довольно значительный корпус наших моральных убеждений может быть объяснен врожденным чувством отвращения. Растущее число довольно провокационных и весьма умных работ доказывают, что отвращение определяет наши моральные принципы. Исследования показали, что люди, которым особенно отвратительны жуки-пауки, как правило, отрицательно относятся к однополым бракам и абортам. Если засунуть людей в дурно пахнущую комнату, они будут более категоричны в высказываниях по поводу неоднозначного фильма или человека, не вернувшего забытый кошелек. Мытье рук частично снимает с людей чувство вины в связи с собственными прегрешениями и загадочным образом высвобождает чувство отвращения, отчего они начинают усматривать неправедное в самых что ни на есть безобидных историях.

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

Сегодня психологи и философы пытаются собрать эти изыскания в единую теорию моральной роли отвращения и эволюционных процессов, ее определивших: подобно тому, как наши зубы и язык сформировались для того, чтобы обрабатывать пищу, а уже потом стали задействованы в более сложном процессе коммуникации, отвращение изначально возникло как эмоциональная реакция, благодаря которой наши предки держались подальше от тухлого мяса и прочей заразы. Но со временем эта реакция была позаимствована социальным разумом, чтобы контролировать рамки допустимого поведения. Сегодня некоторые психологи полагают, что мы шарахаемся от греха в точности так же, как от тухлятины, и когда какая-нибудь особа заявляет, что ее тошнит от вечного вранья политиков, она испытает такое же омерзение, как от тарелки, кишащей тараканами.

«Отвращение, пожалуй, самая недооцененная моральная эмоция и менее всего изученная, — говорит Джонатан Хайдт, психолог Университета Вирджинии. — Она становится политически куда более значимой с момента начала культурных войн а с расцветом психологии морали отвращение стало одной из самых горячих тем». Психологи вроде Хайдта исследуют область так называемых моральных эмоций — не только отвращения, но и других, как, скажем, гнев или сострадание — и ту роль, которую эти чувства играют в том, как мы формируем моральные коды и применяем их в нашей повседневной жизни. И некоторые — немногие — вроде Хайдта, заходят так далеко, что готовы утверждать, будто все системы морали в нашем мире гораздо точнее характеризуются не тем, во что верят их адепты, а тем, какие эмоции их питают.

В психологии к подобным идеям относятся с изрядной долей скепсиса. И даже среди последователей этой теории идут бурные дебаты по поводу реальной силы моральных обоснований — то ли наше поведение определяется нашими мыслями и рассудком, то ли мысли и рассудок — не более, чем изощренное логическое объяснение того, к чему нас неизбежно и неотвратимо влекут эмоции. Некоторые считают, что мораль — это просто-напросто то, как люди объясняют кое-какие склонности и убеждения, появившиеся, чтобы помочь нашим предкам выжить в мире, который столь серьезно отличается от нашего.

Несколько ведущих исследователей в этой области встретились в середине прошедшего лета на небольшой конференции в Западном Коннектикуте, чтобы представить свои изыскания и выводы. Среди прочего они обсуждали, надо ли рассматривать их теорию как только лишь описательную, либо она должна стать еще и средством оценки религий и систем морали, а значит, решать, какие из них более (или менее) разумны и оправданны — а такие идеи уже могут глубоко оскорбить религиозную часть населения во всем мире.

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

Но даже сам факт существования подобных исследований — шаг поистине радикальный. Агностицизм — ключевой момент для научного поиска — это то, чего сильно опасаются философы и теологи. Говоря, что мораль — результат капризов человеческой эволюции, «моральные психологи» посягают на понятие универсальности, на котором зиждется большинство систем морали — на идее того, что просто некоторые вещи правильные, а другие — нет. Если эволюционная теория о моральных эмоциях верна, тогда человеческие особи, будь они менее социальными созданиями или даже имея по ходу истории существенно иной рацион, могли бы добраться до наших времен с букетом совершенно других религий и этических норм. А может, мы бы и вовсе не развили понятия морали.

Модель моральных эмоций предлагает еще один радикальный вывод. Получается, что мораль — это не способ, как считали Будда и Блаженный Августин, обуздать наши животные страсти, а всего лишь производное от этой самой животной природы.

Люди — крайне брезгливые существа. Даже когда мы едим мясо, мы готовы переваривать только мизерную часть видов существующих на земле съедобных животных. Нас отталкивают незнакомые привычки в гигиене, физический контакт с чужаками, даже наше собственное тело — его запах и волосы, жировая ткань и отмирающие кожные клетки, любого рода производимая им жидкость, за исключением слез. Не говоря уже о том, сколь многие испытывают непреодолимое отвращение к манипуляциям с генами, склонности обмениваться одеждой или определенным видам сексуальной активности.

Животные не обременены подобными чувствами. У многих особей есть вполне ясные предпочтения в отношении еды, но не любить не значит питать отвращение. «Вы можете не употреблять какие-то продукты по разным причинам — вы не станете есть камень, не будете есть невкусную или пресную пищу, — говорит Пол Блум, психолог Йельского университета, который изучает эмоцию отвращения, а также зарождение представлений о морали у детей младшего возраста. — Но отвращение к еде имеет одно определенное свойство — оно вызывает отчетливую гримасу, отражающую беспокойство по поводу того, с чем вы вступаете в контакт. Вы не станете есть мышьяк, не станете есть собачье дерьмо, но хотя мышьяк навредил бы вам сильнее, собачье дерьмо вызывает более категоричную реакцию».

Исследователи описывают отвращение как целый пучок единовременных ощущений и реакций: мы испытываем отторжение и физически дистанцируемся от неприятного нам объекта. Нас тошнит, и пульс замедляется. И, как заметил Чарльз Дарвин, мы непроизвольно строим гримасу, призванную отогнать запах и выплюнуть то, что мы только что съели, — мы морщим нос, открываем рот и высовываем язык.

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

Происхождение отвращения довольно загадочно, но, вероятно, оно появилось, когда в рационе наших охотников-собирателей предков стало больше мяса — испорченное мясо гораздо опаснее испорченных овощей, и сегодня нам тоже куда отвратительнее некоторые вещи, которые происходят от животных, чем от растений. Но оттого, что отвращение так хорошо работало, предостерегая людей от вредной пищи — так же было и с очевидными признаками заразных болезней на других людях (язвы, нарывы и прочее), — Хайдт и компания предполагают, что по мере того, как человеческое общество делалось все более сложным, отвращение стало выполнять и социальную функцию.

Гримаса, вызванная отвращением, которая у психологов зовется «зевком», тоже служит новым целям. Изначально будучи чисто защитной мерой, она превратилась в социальный сигнал: явный знак отвращения к нарушению телесных и поведенческих границ и недвусмысленное предупреждение самим нарушителям.

«Реакция отвращения, действуя на поле социальных правил, оказывается вовлеченной в более высокие моральные сферы», — говорит Дэниел Келли, философ и автор готовящейся к выходу книги о морали и отвращении. И поскольку отвращение служит теперь не той цели, ради которой оно вообще появилось, случаются несовпадения между вещами, которые его вызывают, и нашей реакцией — когда инстинкт вынуждает людей реагировать не вполне объяснимым для них самих образом.

Отец современных исследований на тему отвращения — психолог Пол Розен. В серии экспериментов 1980−90-х годов, которые похожи на сюжеты розыгрышей из передач со скрытой камерой, он изучает, насколько сильна эта эмоция и что именно в отвратительных вещах вызывает у нас отторжение. Профессор Университета Пенсильвании, Розен предлагал одним людям сок, в котором плавал стерилизованный таракан, другим — шоколадную помадку в форме собачьих какашек. Опрашивал участников, станут ли они носить тщательно выстиранный свитер, который когда-то принадлежал Адольфу Гитлеру. Во всех случаях люди отказывались, хотя они знали, что таракан и свитер чистые, а помадка — это помадка. Просто им было противно.

Розен считает, что сила реакции отвращения приводит к своего рода магическому образу мышления. «Ощущение запачканности — вот, что действительно интересно, — говорит он. — Когда таракан касается чего-то, нам кажется, что в этот предмет заодно перекочевала и какая-то частица самого таракана».

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

Более недавние исследования обратились к роли, которую играет отвращение в вопросах того, что хорошо, а что — плохо. Например, Блум, работая вместе с психологами Дэвидом Пизарро и Йоэлом Инбаром в Корнуэлльском Университете, обнаружили, что люди, которые набирают больше очков по шкале измерения силы отвращения (образец тезиса: «Я стараюсь избегать того, чтобы какая-либо часть моего тела коснулась сидения в туалете, даже если оно кажется вполне чистым»), как правило, при прочих равных, считают греховными однополые браки и аборты.

Работы других психологов показывают, что существует неосознанная связь между аморальностью и собственно грязью, инфекцией. В известном исследовании 2006 года Чэнь-Бо Чжун и Кэйти Лильенквист отметили, что, вспоминая о прошлых аморальных поступках, люди испытывали потребность вытереть руки дезинфицирующей салфеткой, а, проделав это, гораздо легче смотрели на совершенное. Чжун и Лильенквист назвали это «эффектом Макбет».

Если говорить об абортах и однополых браках, понятно, что это подспудно связано с телом, поэтому не так уж удивительно, что здесь может быть замешано отвращение. Но некоторые исследователи обнаружили, что эмоция действует, и когда речь идет о более абстрактных суждения в области морали.

В исследовании, опубликованном в прошлом году в журнале Science, команда по руководством Ханы Чепмэн, аспирантки по психологии Университета Торонто, обратилась к теме отвращения и несправедливости. Ученые заметили, что участники эксперимента, которые играли в игру и сочли ее результаты несправедливыми, инстинктивно принимали то же выражение лица, что и люди, которым предлагалось что-то действительно отвратительное. Получается, несправедливость может вызывать у нас отвращение.

«У людей не бывает подобного выражения, когда они, скажем, злятся, — утверждает Чепмэн. — Оно привязано исключительно к эмоции отвращения».

Хайдт проводил исследования, в которых люди провоцировались на чувство отвращения, а затем им предлагалось оценить некоторые поступки с точки зрения морали. В одном из экспериментов бедным участникам пришлось прокомментировать четыре сюжета, пока они находились в комнате, накачанной сульфидом аммония — «пердежным спреем». Он заметил, что вонь сделала тестируемых весьма жесткими и суровыми судьями, и не только в вопросах, имеющих отношение к телесной сфере, — к примеру, следует ли двоюродным братьям и сестрам вступать в интимную связь и жениться — но и в таких, как надо ли людям ехать на работу на машине, если они могут дойти до нее пешком, и стоит ли киностудии выпускать неоднозначный с точки зрения морали фильм.

В другом исследовании Хайдт получил еще более впечатляющие результаты. При помощи постгипнотического внушения он заставил своих подопечных испытать приступ отвращения при звуке нейтральных слов (для одной половины группы им было «брать», для другой — «часто»). Затем они прочитали короткую характеристику милого, открытого, внимательного молодого человека, президента студенческого совета по имени Дэн. Если в этой характеристике попадалось кодовое слово, люди проникались к Дэну неприязнью и находили причины осудить его поведение и оправдать свою антипатию, но причины эти не имели никакого отношения к прочитанной характеристике: «Дэн — сноб, жаждущий популярности», — сказал один. «Есть ощущение, что он замышляет что-то нехорошее», — сообщил другой.

к чему вы испытываете отвращение. к чему вы испытываете отвращение фото. картинка к чему вы испытываете отвращение. смотреть фото к чему вы испытываете отвращение. смотреть картинку к чему вы испытываете отвращение.

Для Хайдта все эти результаты лишь подтверждают его идею того, что моральные обоснования — просто-напросто история, которую мы придумываем постфактум, чтобы объяснить свои инстинктивные эмоциональные реакции. В данном случае речь идет о сильном, но довольно-таки случайно возникающем чувстве отвращения. «Моральное обоснование зачастую напоминает пресс-секретаря секретной организации — то есть постоянно выдает исключительно убедительные аргументы по поводу ситуаций, истоки и цели которых совершенно неизвестны», — писал Хайдт в в журнале Science.

Многие психологи и философы тем не менее пока не слишком охотно сводят моральные обоснования к статусу пресс-секретаря. В особенности, психологи-эволюционисты, которые долго изучали то, как дети и подростки обучаются этическим нормам поведения. Они очень скептически относятся к идее, что поведение определяется эмоциями вроде отвращения. Для них аргументация Хайдта — явное обобщение нескольких весьма двусмысленных исследований.

«Чем изо дня в день занимаются люди? Они разговаривают, рассуждают, оценивают», — отмечает Мелани Киллен, психолог-эволюционист в Университете Мэриленда. Другими словами, утверждает она, люди на самом деле живут умозаключениями. «Это не прерогатива одних лишь философов. В статьях по эволюционной психологии имеются тонны примеров того, как осмысление моральных норм проявляется в моральных оценках».

Критики полагают, что разделять эмоцию и мышление, как это делает Хайдт, — бессмысленно; это две стороны взаимосвязанного процесса. Киллен также отмечает, что многое из того, что исследует Хайдт, относится к сфере табу, и некоторые из этих табу можно с одинаковой легкостью признать и догмами в вопросах общественных норм, и настоящими моральными оценками. Даже если отвращение формирует эти социальные взгляды, говорит она, нет никаких доказательств того, что оно играет какую-либо роль в вопросах морали более широкого спектра.

«Инцест или поедание собственной собаки не являются на сегодняшний день актуальными темами с точки зрения морали. Сегодня ими можно считать утечку нефти в Мексиканском заливе, войну в Ираке, права женщин в мусульманских странах, детскую малярию в Африке», — говорит Киллен.

Даже среди ученых, изучающих отвращение, есть те (к ним относятся, например, Блум и Пизарро), кто не до конца убежден в том, что эмоция может формировать морально-этические решения более абстрактного характера. «Нас безусловно отвращают аморальные поступки, в которых задействованы кровь, рвота, прочие моменты телесного происхождения, — говорит Блум. — Гораздо интереснее, если окажется, что люди, особенно подверженные эмоции отвращения, испытывают совершенно иные чувства по поводу налогового кодекса».

Хайдт признает, что эта область еще мало изучена, но он находит все больше доказательств, подтверждающих его теорию. В он помогал провести исследование, показавшее, что люди, которым демонстрировали фильм об американских неонацистах, не только испытывали отвращение, но у них сводило горло, как будто их вот-вот вырвет, а пульс замедлялся. А гнев — другая эмоция, которую они испытывали, — вызывал учащенное сердцебиение.

Но для Дэвида Пизарро самый интересный и, быть может, самый важный вопрос, требующий ответа, — это насколько изменчива эмоция отвращения. Пятьдесят лет назад многие белые американцы легко признавались в том, что им противно при мысли, что они пьют из того же питьевого фонтанчика, что и черные. Сегодня таких людей найдется немного. Почему это изменилось? Чувство отвращения ослабло оттого, что они больше времени проводят в смешанных ресторанах, офисах и автобусах, либо они нашли способ подавить свои ощущения? Пизарро не знает наверняка, но очень хочет выяснить.

«Настоящая работа в этой области только-только началась, так что сделано пока еще очень мало, — говорит он. — Думаю, вопрос как раз дозрел до того, чтобы вплотную заняться его решением».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *