к истинным утверждениям относится то что к г юнг

Архетипы Карла-Густава Юнга

А между тем обычай этого злодейского народа возымел такую силу, что принят уже по всей земле: будучи побеждены, они дали законы победителям.
Сенека

* * *
Для человеческого сознания рядом с физическими фактами, отражающими внешний мир и проверяемыми опытом, существуют психические, выражающие не реалии внешнего мира, а психические реалии. К ним неприложимы обычные мерки истинного и ложного, действительного и воображаемого. Фантазии, мечты, грезы, сновидения, верования, при всей их субъективности, для человека гораздо более важны, чем объективные законы движения. Обманчивая идея реальна, писал Юнг, даже если ее содержание с физической точки зрения является глупостью. Факты психики истинны, поскольку они существуют. А то, что истинно для меня, как показывает весь человеческий опыт, гораздо важнее общих истин — для великого ученого и рационалиста в такой же мере, как для темного мистика.
Карл Густав Юнг вовсе не сторонник абсолютов и неизменности. Внутренний мир не только подвержен метаморфозам, но и способен к развитию. Существенно то, что задолго до изменений в сознании происходят и подготавливают их мутации бессознательного. Именно там, в глубине, веками и тысячелетиями варится то варево, которым питается сознание. Обратное движение невозможно: пока варево не готово, сознание немощно и бессильно. Миссия художника (но не вождя и не идеолога!), в силу его природной близости к миру бессознательного, быть его рупором и стражем, первым улавливать эти изменения и предупреждать о них своим творчеством, этим волхвованием души.
Художник — это общественный сновидец, который видит сны за всех, сны не успокоительные, а всегда — так или иначе предостерегающие. Так эпизод расправы устрояющего мир сверхчеловека и его слуг над Филемоном и Бавкидой во второй части гётевского Фауста, вагнеровская музыка и роман Б. Гётца Царство без пространства предостерегали (помимо сознания своих авторов) о сломившихся «в глубине» психологических возможностях Германии, в конце концов приведших к «гибриду вильгельмовской эры», к гитлеризму и к двум мировым войнам.
Согласно идеям Юнга и Райха индивид и нация могут иметь не только общую психологию, но и общую психопатологию — это именуется менталитетом. Гитлер отнюдь не случайно пришел к власти в Германии, Ленин в России — к власти того и другого привели массы, менталитет немецкого и русского народов.
За так называемым иррационализмом Юнга кроется понимание разлагающего действия рассудочности. Единственно адекватным языком для интерпретации того мифа, коим является человек, является сам миф. Миф, писал Юнг, представляет душу более полно, чем научная теория, миф прямо выражает живой процесс бессознательного в форме драмы, покаяния, жертвоприношения и искупления.
Не удивительно, что среди горячих приверженцев и пропагандистов Юнга были такие великие художники, как Йитс, Уэллс, Т. Манн, Гессе, Феллини. Классы сознания С о в р е м е н н о й У т о п и и — не что иное как психологические типы Юнга.
На начальном этапе развития своих идей Юнг прямо не связывает мир художника с болезненными, психопатологическими явлениями. Он лишь уделяет особое внимание проблеме интуитивных способностей интровертированного типа. Интуиция, считает Юнг, наиболее тесно связана с бессознательным, она иррациональна и раскрывает особые элитарные субъективные возможности человека. Определяя роль интровертированной интуиции, Юнг пишет: «Интровертированная интуиция обладает чутьем ко всем двусмысленным, темным, грязным и опасным сторонам действительности». И далее: «Пока индивидуум удаляется не слишком далеко от объекта, бессознательная интуиция действует как благотворная компенсация несколько фантастической и склонной к легковерности установки сознания. Но если бессознательное становится в оппозицию к сознанию, то интуиция выступает на поверхность и проявляет свое пагубное воздействие, насильственно навязываясь индивидууму и вызывая самого неприятного рода навязчивые представления об объекте».
Юнг высказывает предположение, что среди других типов людей художник «должен был бы быть нормальным». Однако он не может быть «нормальным», так как способность к интуитивному овладению образом чрезвычайно отделяет индивидуум от осязаемой действительности. Индивидуум становится загадкой даже для его непосредственного окружения. «Если он художник, — заявляет Юнг, — то его искусство возвещает необыкновенные отдаленные от мира вещи, которые кричат всеми красками и которые являются в одно и то же время значительными и банальными, прекрасными и гротескными, возвышенными и причудливыми». Если человек не художник, то его уделом, считает Юнг, будет роль «непризнанного гения», «мудрого полудурака».
Именно Юнг окончательно превращает психоанализ в философию культуры. Даже в его лечебной функции он видит духовную: «Проблема исцеления — это проблема религиозная». Даже в примате коллективного бессознательного усматривает связь культур. Лейтмотив всех работ по психоанализу, — пишет он, — стремление объяснить вопросы истории, рассматривая конкретные исторические темы через призму бессознательной деятельности души современного человека.
Если нам удастся установить различие между объективным знанием и эмоциональными оценками, мы перебросим мост над пропастью, разделяющей античность и современность, и с удивлением увидим, что Эдип еще отнюдь не умер. Было бы опасно недооценивать важность подобного впечатления, ибо благодаря ему мы узнаем, что простейшие человеческие конфликты остаются неизменными во времени и в пространстве. Просто нам удалось забыть о неразрывных узах, связывающих нас с людьми античной эпохи.
Произведения искусства Юнг делил на «психологические» и «визионерские»; первые копируют жизнь, воспроизводят ее на уровне сознания, вторые отличаются глубиной и проникновенностью, охватывают «всю бездну времени». Личные обстоятельства художника отражаются на содержательной части искусства, но его суть остается внеличностной, определяемой некой трансцендентной и универсальной творческой силой, интуитивной способностью, историей рода. Вообще же творчество представляет собой отклонение от нормы, вплоть до патологического. В основе творчества лежит бессознательная сила, мистическая и иррациональная, делающая своего носителя «загадочным» и «непостижимым», человеком не от мира сего.
Можно говорить о невротической и шизофренической направленности психики художников, определяющих характер и даже содержательную часть их творчества. Согласно Юнгу, неврастеники создают картины синтетического характера с «извращенным и унифицированным чувственным мотивом». Невротикам-утопистам свойствен недостаток эмоционально-чувственных мотивов, они любят абстракцию, симметрию, рационализацию. У шизофреников явный дефицит чувства и неприязнь к рационализации и унификации.
Вторая группа, с другой стороны, создает картины, которые молниеносно обнаруживают их отчужденность от чувств. Во всяком случае они не передают гармоничных, унифицированных чувств. Если и передают, то это противоречивые чувства или вообще их полное отсутствие.
Невротики (таковым в анализе Юнга является Пикассо) создают искусство фрагментарное, любуются «линиями излома» и дезинтеграцией тел. Вместе с тем они не отказываются от подчинения формы. Шизофреники (у Юнга их типичный представитель Джеймс Джойс) полностью подавлены собственным творением, поглощены и растворены в нем. Они алогичны и постоянно балансируют между прекрасным и безобразным, не отдавая предпочтения тому или другому: «. даже случайное прикосновение к прекрасному означает только лишь непростительную задержку в удалении от него». Вот юнговская характеристика «произведения» художника этого рода:
Это нечто безобразное, больное, абсурдное, непостижимое, банальное, чтобы пользоваться успехом, — не с целью изобразить что-нибудь, а только для того, чтобы затруднить понимание: тьма, неясность, несмотря на то, что нечего маскировать, но которая распространяется подобно холодному туману над бесплодной местностью, вся вещь достаточно бессмысленная, подобная спектаклю без зрителей.
Творчество как невротиков, так и шизофреников — это «спектакль без зрителя», разрушение коммуникативной функции искусства. Оно вызывает интерес «публики» лишь своей парадоксальностью, оставляя ее холодной и безразличной. Вообще художественный мир человека с ажурным складом души малодоступен эврименам и конформистам, это мир преимущественно личный.
Обращаясь к творчеству Пикассо и Джойса, анализируя тенденции формотворчества у кубистов и абстракционистов, Юнг пытается показать, что эти тенденции являются бессознательным выражением психической дисгармонии конкретной личности. Различные технические ухищрения — всего лишь защитная реакция против ожидаемой личностью публичной демонстрации ее психической, моральной и физической неполноценности.
В отличие от Фрейда, Юнг считал интуицию основой художественного творчества. В этом отношении юнгианство тесно смыкается с берклианством.
Интуиции он доверял больше, чем рассудку, хотя не был фанатиком того или другого. Он понимал невозможность однозначного истолкования не только образов человеческой фантазии, но и самой человеческой природы. Юнг — сама многозначность, многомерность понимания мира и мифа.
Так что не будем удивляться визионерству Юнга. В своих предвоенных снах он видел и затем подробно описал грядущую войну. Начиная с октября 13-го его периодически преследовали видения-галлюцинации: то уничтожающие цивилизацию желтые пики, превращавшиеся в потоки крови, то — в середине лета — арктические холодные волны, парализующие землю, то зияющая бездна, разверзшаяся под ногами. Именно поэтому Юнг понял, что его личный опыт имеет общее с человечеством вообще.
Юнг «переворачивает» многие представления культуры и религии, как говорится, с головы на ноги. «В начале было Слово», — учит христианство; «в начале было молчание», «в начале было алогическое», — говорит Юнг. Само христианство, критикуемое рационалистами за мистику, не устраивает Юнга рассудочностью, императивностью и незыблемостью моральных принципов.
Особенно велики достижения Юнга в философии религии. В частности, он прекрасно описал «феномен Кальвина» — «религиозное проникновение, захватывающее всю личность».
Кто своему осознанному греху столь же сознательно противопоставляет религию, тот совершает нечто, в чем, принимая во внимание историю, нельзя не признать элемента величия.
Юнг соединил психоанализ с религией, сделав это со всем тем изяществом, на которое был способен. Если человек хозяин своей воли, то должна быть сила, о которую разбиваются страсти. Что это за сила? — «Немыслимо, чтобы при этом речь шла о каком-либо внешнем сопротивлении, о каком-либо настоящем препятствии». Поэтому, заключает Юнг, в человеческой психике есть внутреннее препятствие, противодействующее сексуальности: божественное в нем противостоит животному. То есть Бог и нравственность в известной мере равноправны с темными силами животных влечений. Религия сублимирует значительную часть сексуальности человека. Христианство восторжествует благодаря объединению народа, считал Юнг, оно — дар нужды. Античный мир принял христианство, потому что утратил богатство и могущество.
Чувственность и жизнерадостность всегда погибают, когда мир делается слишком бедным, чтобы наслаждаться ими. Нужда кастрирует человека.
Юнг полагал, что религия необходима не только как фундамент культуры, но и как основа психического здоровья общества: разрушение мифов, крушение религий неизбежно ведет к массовым психозам, депрессиям, синестрозу.
В отличие от Фрейда, Юнг признавал позитивную ценность религии, считая поиск души важнейшей религиозной проблемой. Самость — в конечном счете суть Бог внутри нас или высшая точка духовного развития. По Юнгу, Бог не отрешен от человека, но в известной мере производен от него. Образ Бога есть символическое выражение определенного психического состояния личности. Это означает: у каждого — свой бог, своя религия, свой идеал, своя система ценностей. Одна из задач аналитической психологии — уяснение смысла и цели собственной жизни, раскрытие символического содержания бессознательного, пробуждение дремлющего в нем образа Бога и тем самым споспешествование достижению самости. Аналитическая психология Юнга телеологична. Она призвана изучить целевую направленность бессознательных психических процессов и выявить символические цели человека. В этом отношении Юнг продолжил традиции немецкого мистицизма: Шефлера, подчеркивавшего сокровенность человеческого «Я» и считавшего, что вне человека нет бога, и Шлейермахера, отстаивавшего психологичность веры и роль в ней внутриличностного переживания.

* * *
Человек носит с собой всю свою историю и историю человечества.
К. Юнг

Нисходят в душу лики чуждых сил
И говорят послушными устами.
Так вещими зашелестит листами
Вселенской жизни древо, Игдразил.
В. Иванов

Источник

Юнг К. Г.

Талантливый ученик и соратник З. Фрейда, Карл Густав Юнг (1875 – 1961), швейцарский ученый, психиатр и психотерапевт, имел большую психиатрическую практику, которую вел около шестидесяти лет. В процессе работы он систематизировал свои наблюдения и пришел к выводу, что между людьми существуют устойчивые психологические различия. Это различия в восприятии действительности. Юнг заметил, что структура психики, описанная З. Фрейдом, проявляется у людей не одинаково, ее особенности связаны с психологическим типом. Изучая эти особенности, Юнг описал восемь психологических типов. Разработанная типология, десятилетиями применявшаяся и уточнявшаяся в практике самого Юнга и его учеников, получила воплощение в книге «Психологические типы» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.], вышедшей в 1921 году.

С точки зрения типологии К. Г. Юнга каждый человек имеет не только индивидуальные черты, но и черты, свойственные одному из психологических типов. Этот тип показывает относительно сильные и относительно слабые места в функционировании психики и тот стиль деятельности, который предпочтительнее для конкретного человека. «Два лица видят один и тот же объект, но они видят его не так, чтобы обе, полученные от этого картины, были абсолютно идентичны. Помимо различной остроты органов чувств и личного уравнения часто бывают глубокие различия в роде и размере психической ассимиляции воспринимаемого образа»,- писал Юнг [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

Каждого человека можно описать в терминах одного из юнговских психологических типов. При этом типология не отменяет всего многообразия человеческих характеров, не устанавливает непреодолимых преград, не мешает людям развиваться, не налагает ограничений на свободу выбора человека. Психологический тип – это структура, каркас личности. Множество разных людей одного и того же типа, имея большое сходство во внешности, манерах, особенностях речи и поведения, не будут похожи друг на друга абсолютно во всем. Каждый человек имеет свой интеллектуальный и культурный уровень, свои представления о добре и зле, свой жизненный опыт, собственные мысли, чувства, привычки, вкус.

Знание своего типа личности при этом помогает людям найти именно свои средства к достижению целей, быть успешными в жизни, выбирая наиболее приемлемые виды деятельности и достигая в них наилучших результатов. По мнению составителя хрестоматии [Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: «Бахрах», 1996.], «юнговская типология помогает нам понять, сколь различным образом люди воспринимают мир, сколь разными критериями они пользуются в действиях и суждениях».

Для описания наблюдений К. Г. Юнг ввел новые понятия, которые легли в основу типологии и позволили применить аналитические методы к изучению психики. Юнг утверждал, что каждый человек изначально ориентирован на восприятие либо внешних сторон жизни (внимание преимущественно направлено на объекты внешнего мира), либо внутренних (внимание преимущественно направлено на субъект). Такие способы осознания мира, себя и своей связи с миром он назвал установками человеческой психики. Юнг определил их как экстраверсию и интроверсию:

«Экстраверсия есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

Интроверсией Юнг назвал обращение интереса внутрь, когда «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большее вторичное значение» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

В мире нет ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, но каждый из нас более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

Далее К. Г. Юнг ввел понятие психологических функций. Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). Юнг выделил на этом основании четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение и определил их так:

Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.

Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво.

Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция – это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

Ощущение – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов.

Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей. «Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

Если же у человека, например, мышление оказывается на одном уровне с чувством, то, как писал Юнг, речь идет «об относительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций является признаком примитивного состояния духа» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций, но не в равной степени. Юнг утверждал, что «чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление, скорее всего, способно мешать чувству. И мышление исключает, главным образом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства». Здесь мы видим, что Юнг определял чувство и мышление как альтернативные функции. Точно так же он определил и другую пару альтернативных функций: интуиция – ощущение.

Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение).

«Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему».

Юнг определял разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме.

Иррациональное по Юнгу – это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное.

«Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие, таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для полного восприятия как можно более отрешиться от всего рационального. … В соответствии со своей природой [интуиция и ощущение] должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность, поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

И рациональный, и иррациональный подход могут сыграть свою роль в решении разных ситуаций. Юнг писал: «слишком большое ожидание или даже уверенность в том, что для каждого конфликта должна существовать возможность разумного разрешения, может помешать его действительному разрешению на иррациональном пути».

Используя введенные понятия, Юнг построил типологию. Для этого он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертной, так и в интровертной и определил соответственно 8 психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим». Подробные описания типов Юнг привел в своей книге «Психологические типы». Для лучшего понимания типологии Юнга сведем все 8 типов в таблицу (табл. 1).

Таблица 1 Психологические типы К. Г. Юнга

ЭкстравертыЭкстравертный мыслительный тип
Экстравертный чувствующий типЭкстравертный ощущающий тип
Экстравертный интуитивный типИнтроверты

Интровертный мыслительный тип
Интровертный чувствующий тип

Интровертный ощущающий тип
Интровертный интуитивный тип

Не следует забывать, что живой человек, хотя и принадлежащий к какому-то из типов личности, не станет всегда проявлять типологические черты. Речь идет лишь о предпочтениях: ему удобнее, легче поступать в соответствии со своим психологическим типом. Каждый человек успешнее в деятельности, свойственной его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать в себе и применять в жизни и в работе и свои слабые качества. При этом необходимо знать, что такой путь менее успешен и часто ведет к невротизации. Юнг писал, что при попытках изменить тип личности человек «становится невротическим, и его излечение возможно только через выявление естественно соответствующей индивидууму установки» [К.Г. Юнг. Психологические типы. – СПб.: «Ювента» – М.: «Прогресс – Универс», 1995.].

Источник

Типы личности по К.Г.Юнгу. Как с этим работает коуч?

Добрый день, сегодня в этой статье рассмотрим типологию личности по К.Г.Юнгу.

Как появилось это учение? Автор теории психотипов К.Г.Юнг, он швейцарский психиатр. В 1921 году появилась его книга «Психологические типы». Описаннная в этой книге система является основой для всех систем диагностики, которые сейчас определяют типы личности(соционика и т д). Они все базируются на разработки Юнга. То есть, это некая базовая модель. Это глубинное понимание. Это не один тест. У тестов есть системная ошибка, тест показывает то, что мы итак о себе думаем. А нам надо понять то, что мы о себе не знаем. Потому что так мы можем по-настоящему понять свою ведущую функцию. Главный вопрос, который исследуется в книге, это то, как мы осознаем, как происходит этот процесс? Глубинная психология изучает очень много бессознательное, но в психологических типах Юнг пошел в другую сторону, он задал себе вопрос:

Есть 4 способа мышления, познания мира (это открыл Юнг и сейчас это подтверждают многие исследования). Таким образом мы друг от друга различаемся. Юнг считал, что задача жизни любого человека- это индивидуация. В психологических типах он развивает эту идею и говорит об индивидуации сознания. Индивидуация- это путь максимального расскрытия человеком своих истинных способностей, всего того, что в нем заложено. Юнг пишет о том, что сознательная жизнь- это наша форма индивидуации. Растение, которое должно расцвести, не будет индивидуированно, если не расцветет, так и человек, если у него сознание не развивается, то он не индивидуализировался, потому что сознание- это его цветок, в нём его жизнь.

Сознание Юнг ассоциирует с Архетипом Героя. Это та часть, которая идёт в мир, завоевывает, покоряет, преодолевает какие-то препятствия и получает в награду полцарства и т д. Можно так сказать метафорично. Это про это. Это про некий путь, которым идёт человек. То, что мы исследуем в этой статье, это тоже очень много про Путь Героя(во многом), про понимание того, как человек СО-ЗНАЕТ и следом СО-СДАЕТ свой мир. То есть, это очень похожие процессы. То, как мы сознаем окружающий внешний мир, так мы его и создаем и соответственно, понимая, наш личный, индивидуальный механизм сознания, мы понимаем, как мы создаём свою реальность. А значит, мы, в какой-то степени, можем корректировать эти моменты.

Как доктор Юнг пришел к открытию психотипов? Первым камнем в этой теории было открытие 2-х основных установок сознания:

Эти термины сейчас у всех на слуху. Их открыл и назвал Карл Густав Юнг. И он считает, что это установки сознания. Он писал, что из-за того, что он беспокоился о своих неладах с Фрейдом, он стал тщательно изучать Адлера, чтобы понять, какие у него доводы против Фрейда. И сразу он был поражен различием типов. Оба обращались к неврозу и истерии, но для одного они выглядят так, а для другого совсем иначе. Он не мог найти решение, а потом до него дошло, что, возможно, он имеет дело с 2-мя различными типами. Которые к одним и тем же фактам подходят совершенно с разных сторон. И он стал видеть среди своих пациентов тех, кто подходит под теорию Адлера и тех, кто подходит под теорию Фрейда. И так он сформулировал теорию экстраверсии и интроверсии.

То есть, Юнг, на примере Адлера и Фрейда, увидел, как мыслит сознание с экстравертной установкой и как мыслит сознание с интровертной установкой. То есть, это была такая точка отчета, после чего он начал развивать это наблюдение, эту теорию.

Для Юнга экстраверсия и интроверсия- это способ познания, способ обработки информации.

Далее Юнг выделил 4 функции сознания:

Мышление и чувства- это оценивающая или рациональная функция. Они определяют одну ось сознания.

А ощущения и интуиция- это воспринимающие или иррациональные функции. И они образуют другую ось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *