к м симонов майор привез мальчишку на лафете о чем
О чём стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете»?
О чём стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете»?
История мальчика — первая часть стихотворения. В середине произведения Симонов меняет тему. Лирический герой предстает перед читателями непримиримым бойцом, не желающим возвращаться домой, пока окончательно не будет повержен враг. Об этом он говорит людям, знающим о горестях войны только понаслышке. Совесть не позволит ему покинуть фронт, пока тот мальчишка снова не окажется в мирном Бресте, не «поцелует горсть своей земли».
Во второй части автор обращается к своей жене и сообщает ей, что война не будет закончена, пока люди страдают, пока дети лишаются родителей и родины. Тот, кто столкнулся с этим мальчишкой, не сможет развернуться и уйти домой. Солдат вернется домой только тогда, когда «тот мальчишка вернется вместе с нами и поцелует горсть своей земли»
Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете…» пользовалось большой популярностью среди солдат. Они узнавали в главном персонаже реальные судьбы детей, захваченных водоворотом самой страшной войны. Это побуждало людей к справедливому возмездию, к стремлению полностью очистить родную землю от вражеских войск.
«Майор привез мальчишку на лафете…» Симонов полностью
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
«Майор привез мальчишку на лафете» анализ и история создания
«Майор привез мальчишку на лафете» анализ
Автор — Константин Симонов
Год написания — 1941
Жанр — стихотворение
Тип лирики — патриотическая
Тема — судьба детей в годы ВОВ
Идея — передать все ужасы войны, которые коснулись детей.
Стихотворение можно разделить на две части: первая — рассказ о встрече с мальчиком; вторая — обращение к человеку, читателю, который не был на фронте (женщине).
«Майор привез мальчишку на лафете» эпитеты, метафоры
Метафоры: зачтутся эти десять дней, дом отнят у мальчишки, горе оборвало сердца, призвал нас воинский закон,
Эпитеты: надежней места, седой мальчишка, привязанный мальчишка, воинский закон,
Олицетворение: прижав заснувшую игрушку
«Майор привез мальчишку на лафете» история создания
Стихотворение К.Симонова «Майор привёз…» – это монолог воина, его горькие размышления о войне. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжёлые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом. Автор показал жестокость войны, единство поколений в совершении подвига, показал, что на войне страдания, лишения испытывают и дети и взрослые.
«Майор привез мальчишку на лафете» характеристика
«Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца».
Автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте, знает о войне только со слов других людей, и не может почувствовать всей душой трагедию войны. Фронтовикам, которые отступали из Бреста, чувство сострадания проникло глубоко в душу. Стихотворение Симонова более торжественное, в нем больше рассуждений, чем рассказов о действии. Потому что это стиховторение и звучит как клятва — клятва в том, что мы обязательно освободим родную землю от врагов и вернем мальчика домой, чтобы он «поцеловал горсть родной земли».
Анализ стихотворения К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»
Майор привез мальчишку на лафете,
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете,
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был весь исклёван пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Майор был ранен и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России,
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был, и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке!
А нам оно оборвало сердца —
Кто раз увидел этого мальчишку
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили.
Призвал нас к бою воинский закон.
Мой дом теперь не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верил — мы во что бы то ни стало
В конце концов увидимся с тобой.
Но если нет — когда придется свято
Ему, как мне, идти в такие дни,
Вслед за отцом, по праву, как солдату,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.
Константин Симонов. ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.
«Красная звезда», 20 декабря 1941 года.
Анализ стихотворения Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»
Симонов был откомандирован в Действующую армию почти в самые первые дни начала Великой Отечественной войны. Корреспондентом он исколесил все фронты от юга до севера, отметился в Румынии, Югославии, Болгарии, Польше и закончил военный путь в Берлине.
Львиная доля всех его военных материалов и произведений были напечатаны в центральном органе РККА — газете «Красная звезда». После войны К. Симонов обобщив весь свой пережитой военный опыт приступил к главному труду своей жизни-роману, состоящему из трёх частей под названием «Живые и мёртвые».
Часть первая вышла в 1959 г., вторая — в 1962 г. и заключительная — в 1971 году. Во время войны стихотворения Симонова были широко известны солдатам Красной армии. Солдаты даже переписывали их и заучивали наизусть.
И одним из самых известных, в одном ряду вместе с блестящими «Жди меня и я вернусь…»,»Ты помнишь, Алёша дороги Смоленщины…», «Убей его…» было «Майор привез мальчишку на лафете…».
Первая половина стихотворения — это история мальчика. Но достигнув середины повествования его тональность меняется. Лиризм исчезает и на передний план выступает ненависть. Ненависть к врагам. Автор объявляет своей любимой, не имеющей никакого представления об ужасах и кровавых буднях войны, что теперь он не может вернуться с фронта, пока мальчонка не вернётся домой и не «поцелует горсть своей земли».
Стихи написаны Симоновым в период летней катастрофы 41-го года. РККА непрерывно отступала на Восток. В это тяжёлейшее время партия большевиков вновь приравняла перья поэтов и писателей к оружию войны. Необходимо было укрепить дух деморализованных поражениями и бегством солдат и офицеров, с тем, чтобы не дать катастрофе усугубиться и окончательно потерять громадные территории да и всю страну целиком.
Симонов как и многие его коллеги по писательско-поэтическим войскам призывал красноармейцев стоять насмерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. И мастерски выполненные стихотворения Симонова находили своих благодарных читателей и отклик в огрубевших, но остававшихся человечными сердцах солдатской массы.
Главная тема
Стихотворения Симонова солдаты переписывали друг у друга и учили наизусть. Сегодня детей с его творчеством знакомят на уроках русской литературы в 5 классе. Известное произведение «Майор привез мальчишку на лафете, седой мальчишка на лафете спал» очень быстро набрало популярность на фронте.
Основа стиха — проблемы маленьких детей, которые потеряли родителей и были лишены детства. Главными персонажами являются мальчишка и герой, который представлен читателям как солдат. Кроме этого, присутствуют и другие роли: отец мальчика, майор и адресат, к которому все время обращается лирический герой.
В первой части произведения рассказывается о судьбе мальчика. Его мать погибла, а отец был ранен. Из-за состояния здоровья он решил передать сына в руки солдатам своего полка. Папа мальчика был уверен в своих товарищах и понимал, что они не оставят сына одного.
Автор кратко представляет читателям портрет главного героя. Он описывает лишь, что ребенок спит на лафете, обнимая игрушку. Мальчик не понимает, что остался сиротой. В этом месте ощущается трагизм. Автор указывает, что мальчик седой. Эта мысль дает полностью понять, с какими трудностями ему пришлось столкнуться.
После такого описания поэт обращается к адресату. Есть предположения, в которых женщина просит солдата вернуться домой. Она утверждает, что невозможно всех спасти.
Герой описывает свои чувства и объясняет, почему не может уехать домой. Он намерен освободить родные земли от натиска врага.
Смысловая структура текста разделена на несколько основных разделов:
Жанр стихотворения — элегия. Это подтверждено тем, что главный персонаж с грустью рассказывает о происходящем на фронте и раздумывает о долге Родины.
Основы выразительности
Для передачи точного настроения и чувств лирического героя автор использует различные языковые средства выразительности. В произведении их встречается немного, так как это обращение простого солдата. В стихотворении имеются:
Константин Симонов, как и многие писатели, призывал всех бороться до конца, за своих детей, родителей и возлюбленных. Его сильно трогала тема того, что у детей забирают детство.
Каждый солдат, прочитав стихотворение, узнавал в главном герое реальных детей, страдающих от страшной войны. Это побуждало многих бороться до самого конца, не оставляя надежду на победу.
Произведение Симонова было создано в самом начале войны. Это было тяжелое время для страны. Неподготовленность и неожиданность заставила бойцов отступать.
Лирические стихи были просто необходимы солдатам. Они наполняли духом и помогали в противостоянии.
Анализ стихотворения «Майор привёз мальчишку на лафете» Симонова
Всего получено оценок: 89.
Всего получено оценок: 89.
Великая Отечественная война стала почвой для создания патриотической лирики. Одним из самых популярных произведений этого трагического периода стало творение К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете». В школе его изучают 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Майор привёз мальчишку на лафете» по плану.
Краткий анализ
История создания – произведение было написано в 1941 г., когда советские войска готовы были отступить под натиском врага.
Тема стихотворения – жизнь детей во времена Великой Отечественной войны.
Композиция – Стихотворение построено как монолог солдата о судьбе мальчика. В нём можно выделить несколько смысловых частей: рассказ о том, как мальчик попал к солдатам, обращение лирического героя к невидимому собеседнику. Формально произведение делится на катрены.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «за десять лет на том и этом свете ему зачтутся эти десять дней», «ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца».
Эпитеты – «исцарапан лафет», «отец ранен», «разбита пушка», «седой мальчишка», «воинский закон».
История создания
Анализируемое стихотворение было написано в 1941 г. Его автор был военным корреспондентом, поэтому был в курсе всего, что происходило на фронте. Великая Отечественная война застала советских солдат врасплох. Плохо подготовленные, они вынуждены были отступать.
Главная тема произведения К. Симонова – судьба детей войны. В контексте её автор поднимает проблемы сиротства, взаимопомощи, долга перед родиной. В центре стихотворения мальчик, привезённый майором. Об истории ребёнка рассказывает лирический герой, под образом которого скрывается солдат-очевидец. Второстепенные герои – отец мальчика, майор и невидимый адресат, к которому обращается лирический герой.
В первых катренах лирический герой рассказывает, как маленький мальчик попал к солдатам. Его мать погибла, а раненный отец решил отдать судьбу сына в руки сослуживцам: « Отцу казалось, что надёжней места отныне в мире для ребёнка нет». Отец знал, что боевые товарищи не бросят мальчишку.
Портрет главного героя схематичный. Автор обращает внимание лишь на отдельные детали, играющие важную роль в раскрытии темы. Ребёнок спит на лафете, обняв игрушку. Он, наверное, ещё не осознал, что стал сиротой. От такой картины сжимается сердце. Поэт замечает, что ребёнок седой. Этой детали достаточно, чтобы представить, что пришлось вытерпеть маленькому человеку.
После лаконичного портрета следуют стихи, обращённые к невидимому адресату, который никогда не бывал на фронте и не видел всех ужасов войны. Можно предположить, что под этим образом скрывается женщина, которая просит солдата вернуться домой, доказывая, что всех не спасешь. Лирический герой рассказывает, почему не может так просто оставить фронт: горе мальчика «оборвало сердце» солдата. Теперь защитник не может вернуться домой, не освободив родные земли от врага. Он знает, что только так можно защитить детей от несчастливой военной судьбы.
Композиция
По смыслу произведение делится на несколько частей: рассказ о том, как мальчик попал к солдатам, обращение лирического героя к невидимому собеседнику. Формально стихотворение состоит из катренов.
Стихотворный размер – пятистопный ямб. Для объединения строк использована перекрестная рифмовка.
Жанр – элегия, так как лирический герой печально рассказывает об увиденном, заканчивая свой монолог раздумьями о проблеме долга перед Родиной, детьми.