к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что

Формы и методы художественно-эстетического развития детей

Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период, в течение которого он знакомится с основными свойствами нужных материалов, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги.

Наступает момент, когда ребенок иногда случайно или при помощи взрослых проводит карандашом линию на бумаге. Первые штрихи бывают большей частью прерывающимися, конец карандаша то касается бумаги, то проносится по воздуху.

Начав владеть карандашом, дети с удовольствием чертят иногда целыми часами.

Для того чтобы подражать изобразительным движениям взрослого, ребенку необходимо научиться управлять своими движениями. Дети, не имеющие в своем распоряжении принадлежностей для рисования, очень долгое время не проявляют интереса к изобразительной деятельности.

Первые штрихи ребенка еще ничего не выражают, хотя и имеют важное значение для развития изобразительной деятельности. В возрасте от 1 года 8 месяцев до 3 лет под влиянием рассматривания картинок, наблюдения процесса рисования взрослыми и некоторого личного опыта ребенок усваивает, что лист бумаги, исчерченный карандашом, представляет собой «рисунок» или «картину». Чтение собственного рисунка происходит совершенно случайно – несколько линий вызывают по ассоциации образ того или иного предмета.Ребенок делает важное открытие: его рисунок что-то изображает. Причем одно и то же сочетание линий может быть истолковано ребенком по-разному. Например, когда мальчик одно и то же сочетание линий первый раз определил как «дядя», на следующий день – как «винтик», а через два дня – как «муха».

Интересно и отношение самого ребенка к своему рисунку. Оно характеризуется тем, что во время рисования, лепки, аппликации ребенок действует как в реальной ситуации. Наклеив, например, силуэт зайчика, мишки или птички, он гладит их рукой, разговаривает, начинает с ними играть.

Классификация методов обучения.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционные методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы, а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т. п., то выделяют традиционные методы:

В последнее время разработана новая классификация методов.Авторами новой классификации являются: Лернер И. Я., Скаткин М. Н. она включает следующие методы обучения:

. метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный методвключаются следующие приемы:

Словесный метод включает в себя:

рассказ, искусствоведческий рассказ;

использование образцов педагога;

художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма.Он включает в себя:

работа на черновиках;

выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Метод проблемного изложения,по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.

В своей деятельности воспитатель использует различные методы и приемы в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

Так в рисовании основной прием для раннего возраста – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью.

Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Еще один прием работы в группе раннего возраста – сотворчество педагога с детьми.

Занятия рисованием и лепкой – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов.

Уже с первых занятий стремиться приучать детей сидеть прямо, не наклоняясь над столом слишком сильно, рисовать правой рукой, левой придерживать лист бумаги.

— примакивание («Осенний листопад»);

— протягивание кисточки по листу (сверху-вниз «красивая лента», слева-направо – «По ровненькой дорожке», «Украсим полотенце» и т. д.);

— отпечатки листочками (нетрад. техники «Красивые листочки»);

— рисование тычками (ватными палочками «Украсим кукле сарафан»);

— рисование ладошками («Весёлые ладошки»).

Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитатель проводит специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. Чтение стишков, песенок, потешек, а также приход гостей. Это повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

Так же просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ идёт от игрового персонажа.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет» Цель: Закрепить название цвета, различать цвет и его оттенки, различать теплые и холодные цвета, закреплять в активном словаре их названия,.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.Дидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими руками Данное дидактическое пособие «Разноцветные улитки» направлено на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Изобразительная.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.Уголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.Уголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт» Каждый раз пополняя уголки в группе, стараешься добавить, что то новое и интересное. В наше время трудно чем либо удивить детей. Но все.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Источник

Методы формирования художественно-эстетического развития средствами ТРИЗ-технологии у детей дошкольного возраста

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. Татьяна Ловчикова
Методы формирования художественно-эстетического развития средствами ТРИЗ-технологии у детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов.

(Сидим дома с пользой)

Художественно-эстетическое развитие (п. 2.6 ФГОС ДО) предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей. По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе педагогу следует ориентироваться на следующие основные направления:

*формирование качеств творческой личности;

*формирование культуры общения, поведения, чувств.

Необходимо уточнить, какие конкретные педагогические задачи ставятся в процессе развития и формирования психических процессов и качеств личности дошкольников. В первую очередь, следует раскрыть задачи по развитию воображения, ведь именно оно помогает освободиться от инерции мышления. Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном счете создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ призвана не заменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой воспитательской программы можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ.

Творческая деятельность человека – это создание чего-либо нового, будь это вещь внешнего мира или построение новой мысли, чувства, которые обнаруживаются в самом человеке. Общеизвестно, что деятельность может быть воспроизводящей (репродуктивной) и творческой (продуктивной). Воспроизводящий вид деятельности тесным образом связан с нашей памятью. Творческая деятельность основывается на комбинирующей способности мозга, которая является фундаментом воображения.

Воображение – психический процесс создания новых образов на основе ранее сформированных представлений.

Уже в раннем детстве мы можем наблюдать возникновение творческих способностей, которые в большей степени выражаются в играх, речевой и изобразительной деятельности. Игры детей – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование и построение из них новой действительности.

В каждом периоде дошкольного детства воображение работает особенным образом, свойственным только данной ступени развития. Оно, несомненно, зависит от опыта ребенка и формируется постепенно. Можно выделить основные характеристики воображения, на основании которых можно определить уровень развития этого психического процесса.

1. Произвольность (активность) характеризуется степенью принятия дошкольником творческой задачи. Произвольность зависит от мотива, который позволяет ребенку сделать то или иное действие, и воли, которая помогает «удерживать» и довести творческую деятельность до конца.

Поэтому, перед педагогам ставятся следующие задачи:

Формирование произвольного воображения,

Формирование произвольного поля,

Развитие волевых процессов как саморегуляции ребенком своей деятельности.

2. Непроизвольность характеризуется пассивностью, уходом от заданной темы.

Воображение может быть воссоздающим (представление образа по описанию) или творческим (создание новых образов, требующие от ребенка отбора материала в соответствии с замыслом.

Учитывая эти показатели, перед педагогом ставятся следующие задачи:

Организация работы с дошкольниками по развитию творческого воображения;

Расширение информационного поля.

Общеизвестно, что положительная оценка способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности.

Используя показатель вариативности и подробности (выделение большого количества разных модификаций какого-либо образа) и (умение ребенка представить разнообразные признаки одного объекта в их взаимодействии).

• Организация работы по созданию детьми разных вариантов одного объекта.

• Выбор одного из созданных образов и составление речевого или изобразительного продукта с большой степенью подробностей о нем.

Ребенок способен выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых или типичных.

Степень открытости творческого продукта, созданного другим.

• Создание условий для воспитания у детей умение слушать друг друга.

• Учить радоваться чужим успехам.

• Приучать уважительно относится к мнению других детей.

Педагог имеет уникальную возможность позитивной оценки каждой детской работы по тому или иному показателю развития творческого воображения.

Психолого-педагогические исследования имеют различные точки зрения на создания условий для развития воображения у детей. Некоторые авторы считают, что педагоги должны лишь стимулировать творческие процессы средствами изобразительной деятельности. Другие считают, что уровень воображения повышается тогда, когда создаётся специальный эмоциональный настрой детей на творческую деятельность.

Использование в работе для Развития Творческого Воображения (РТВ) морфологический анализ.

Швейцарский астрофизик Ф. Цвикки в 30-х годах двадцатого столетия создал метод «Морфологический анализ»

Суть его та же самая, что и кругах Луллия, но мыслительные операции, основанные на комбинировании, осуществляется с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие – либо показатели. Пересечение значений этих показателей и являются основой аналитической деятельности.

Пример: «Создание фантастического животного»

По вертикали обозначены разные виды животных (картинки или схемами, на горизонтали – части их тела. Заполняются клетки пересечения и указать наличие обозначенных на горизонтали значений каждого признака у животного. Чтобы создать фантастическое животное можно взять выборочно некоторые значения.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.

Пример: «Необычный образ Бабы Яги»

Выделить основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж, и занести их в таблицу по вертикали. Теперь забыв на время о Бабе Яге, внесем в таблицу возможные варианты выбранных характеристик.

Из этих элементов дети выбирают варианты. Сочетаний может быть очень много, и каждый вправе выбрать свой.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.

«Создание необычного дома»

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.

Игра: «Как петушок себе цвет подбирал»

Цель: Уточнить знания детей о цвете и оттенках. Побуждать фантазировать на основе изменения признака цвета.

Р. З. назови цвета которые ты знаешь. Выбери каким цветом какую часть петушка ты бы раскрасил.

Ф. З. Петушок путешествует по «Волшебной дорожке» цвета. Попадает поочередно к разным краскам. окружающий мир окрашивается в соответствующий цвет.

Оценка фантастического преобразования на уровне «хорошо-плохо».

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.

Методические рекомендации построение морфологической таблицы с детьми разного возраста.

С детьми 3-х лет организуется работа по «Волшебной дорожке» с одним вертикальным показателем (герой) и двумя-тремя горизонтальными показателями (форма, цвет, размер). Работа основана на зрительном восприятии «Волшебной дорожки». С 3,5 лет полезно помещать «героя» на границу разных показателей (значений признаков).

ПР. : попал зайчик на границу дорожек – стоит и на зеленой дорожке и на красной. Какого цвета он стал?

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.

Для работы с детьми 4-5 лет по вертикали «Волшебной дорожки» располагаются картинки или схематические изображения (цветом, знаками) объектами природного или рукотворного происхождения. По горизонтальным: части суток, времена года, погодные явления, разнообразные ситуации, типовые приемы фантазирования.

Дети 5-7 лет могут работать с неограниченным количеством вертикальных и горизонтальных показателей. Им будет интересно строить воображаемые ситуации, основываясь на зрительном восприятии морфотаблицы и словесном обозначении показателей.

Например Составление портрета.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.

Морфологический анализ, как правило, проводится с группой детей в форме обсуждения.

• Умение давать большее количество вариантов ответов в рамках заданной темы.

• Самостоятельный выбор наиболее интересных ответов, их оценка. Подробный рассказ о фантастическом действии.

• Выстраивание сюжета на основе самостоятельно выбранных показателей. Описание изменений свойства и поведения героя в разных ситуациях.

• Реализация фантастического содержания должна идти в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликации, запись сюжета сказки с помощью схем).

В конце хочется добавить слова А. П. Усовой: «Ребенок развивается не только путем накопления знаний, получаемых созерцательным путем; громадное значение имеет деятельный путь, направленный на овладение различными умениями, различными формами человеческой деятельности. Это условие должно быть реализовано в педагогическом процессе, начиная с ранних ступеней развития ребенка. Чем многообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего мира.

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.Уголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.Уголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт» Каждый раз пополняя уголки в группе, стараешься добавить, что то новое и интересное. В наше время трудно чем либо удивить детей. Но все.

к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что фото. картинка к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть фото к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что. смотреть картинку к репродуктивному методу художественно эстетического развития дошкольников относится что.Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Источник

Тема: «Формы, средства и методы художественно-эстетического развития: особенности организации интегрированной и комплексной образовательной деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МБДОУ детский сад №8 «Сказка»

«Формы, средства и методы художественно-эстетического развития: особенности организации интегрированной и

комплексной образовательной деятельности в ДОО

в условиях реализации ФГОС ДО»

Подготовила: Сигунькова С.И.

Формы, средства и методы художественно-эстетического развития: особенности организации интегрированной и

комплексной образовательной деятельности в ДОО

в условиях реализации ФГОС ДО

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации.

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Сегодня остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, предусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.

Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.

В ФГОС ДО обозначено: художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Игра в осуществлении эстетического развития детей в ДОО выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности (Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон).

Организованные формы образовательной деятельности (НОД). В соответствии с ФГОС ДО ООД (организованная образовательная деятельность) организуется в форме игры под прямым руководством взрослого (игра-беседа, игровые обучающие ситуации, игра-занятие, игра-драматизация, игра экспериментирование).

Игра-занятие по структуре аналогична традиционному занятию. Она может включать введение в игровую ситуацию, установку правил и распределение ролей — в организационной части, комплекс игровых ситуаций и обучающих игр — в основной части, развязку сюжета, выход из игровой ситуации и подведение итогов игры, рефлексию — в заключительной части.

Игры — занятия могут подразделяться на комбинированные, тематические, доминантные, комплексные.

Такие занятия состоят, как правило, из трёх частей:

— первая, в процессе экологического воспитания решаются познавательные задачи, развиваются интеллектуальные способности;

-вторая, предполагающая включение в занятие других программных задач, и как следствие другого вида деятельности. Это позволяет формировать междисциплинарные связи;

— третья направлена на закрепление и обобщение усвоенных представлений и формирование собственного эмоционально-ценностного отношения к экологическим проблемам в процессе организации художественного творчества детей.

Выставки детских работ формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности, дети начинают дорожить своими работами, учатся сравнивать свои работы с работами других детей, стремятся к хорошему результату. С другой стороны выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребёнка от младшей до подготовительной группы, наглядно представить результаты образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

— подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор материала и т.д.) и детей к экскурсии;

— использование взрослым разнообразных методов и приёмов организации детского восприятия;

— организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после неё.

Праздники и развлечения. Развлечения, как форма работы, проводятся 1 раз в 2 недели. Это могут быть литературные и музыкальные вечера, фольклорные посиделки, детские концерты, различные театральные спектакли и представления, музыкальные сказки, игры-забавы, викторины и конкурсы.

Виды праздничных действий, в свою очередь, подразделяются на концерты, театральные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экскурсии с выступлением детей, тематические занятия и утренники. Утренники в свою очередь подразделяются на 4 формы:

2. Концерт самодеятельности, демонстрирующий таланты детей;

3. Театрализованное представление, в основе которого игра-драматизация, основанная на поиске действий и взаимодействий и вхождение в образ.

4.Строяться на основе фольклорных праздников и подчиняется культурно-историческим традициям (Масленица, Рождество, Пасха и др.).

С точки зрения ФГОС ДО образовательная деятельность ДОО условно подразделяется:

— на образовательную деятельность в ходе режимных моментов;

— самостоятельную деятельность детей (не исключая наблюдения за ними взрослых и косвенное руководство их действиями, коррекцию и контроль);

— совместную образовательную деятельность детей и родителей (в том числе при участии педагогов и специалистов детского сада). Поэтому все культурные практики игрового взаимодействия, которые складываются в ходе образовательной деятельности, можно представить в виде многообразия практик детских игр.

ООД может быть организована как при прямом руководстве игрой (игра-беседа, игровые обучающие ситуации, игра-занятие, игра-драматизация, игра-экспериментирование), так и косвенное руководство игрой через предметно-игровую среду (проблемные ситуации, игры провоцирующие изменения) и через сверстников (совместные игровые действия, игра-диалог, игра-тренинг).

Формы организации музыкальной деятельности:

— ООД со всей группой детей:

— ООД с подгруппой детей и индивидуально (творческие, развитие слуха и голоса, освоение танцевальных движений, обучение игре на инструментах и др.);

— музыкальная среда вне музыкального зала как условие организации самостоятельной образовательной деятельности и образовательной деятельности в ходе режимных моментов (самостоятельная музыкальная деятельность, музыкальные пробуждения, досуги, утренники, гимнастика, физкультминутки, физ. занятия).

— праздники и развлечения как форма организации совместной образовательной деятельности детей и родителей (сезонные, тематические, фольклорные, игровые).

Формы организации театрализованной деятельности:

— самостоятельная театрализованная деятельность;

— театрализованная игра на праздниках, развлечениях;

— совместная театрализованная деятельность взрослых и детей;

— посещение детьми театров совместно с родителями;

— выступление артистов театра в ДОО (с участием детей);

— выставки, конкурсы совместного творчества детей и родителей;

— мини-игры на других занятиях;

— театрализованные игры в повседневной жизни;

Формы организации художественно-продуктивной деятельности:

— ООД (с группой, подгруппой детей, индивидуально);

— выставки творческих работ детей;

— выставки совместного творчества детей и родителей;

— самостоятельная художественно-продуктивная деятельность;

— мини-музей декоративно-прикладного искусства и др.

— изобразительная деятельность, как часть комплексного, тематического, интегрированного, доминантного и др. игровых занятий.

Благодаря такой системе возможно, по Л.Г. Савенковой, рассматривать интеграцию как сложный структурный процесс , требующий:

— развития умений детей к восприятию любых явлений с разных точек зрения;

— развития умений применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;

— формирования способности самостоятельно проводить творческие исследования;

-развития желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.

Средства художественно — эстетического развития:

особенности выбора с позиции интеграции.

Средства эстетического воспитания разнообразны и благодаря этому оказывается возможным реализовать его содержание. К ним относятся:

эстетическое общение, природа, искусство, окружающая предметная среда, разнообразные виды игр, разные виды труда, физические упражнения, праздники.

Эстетическое общение — особое условие и средство эстетического развития, направленное на то, что бы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, в то, что он пришёл в мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Эстетическое общение позволяет ребёнку присвоить позицию творца, позволяющему по другому воспринимать мир и себя в нём.

Один из признаков такой позиции — выразительность художественного образа. Например, выразительность детской лепки — посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.

Выразительность образа зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы фигурки. Они характеризуют отношение ребёнка к образу. Степень выразительности зависит от образного видения ребёнка, запаса впечатлений и уровня развития изобразительных способностей.

Природа заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности понимания детьми богатства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку, и самим открыться ему всей душой.

Комплексное воздействие природы на ребёнка осуществляется через:

непосредственное наблюдение за предметами и явлениями природы;

сочетание воздействия непосредственных наблюдений и произведений искусства;

формирование знаний о предметах и явлениях природы;

участие детей в создании красоты в ходе практической деятельности в природе.

Искусство (музыка, литература, театр, произведения декоративно-прикладного искусства и др.) способствуют формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.

Окружающая предметная среда повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольника и её результативность. Не только красивые предметы эстетически воспитывают детей, но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать. Современные исследователи (И.Клюева, Л.Пантелеева и др.) указывают на то, что воспитательный потенциал пространственной предметной развивающей среды в группе и ДОУ может быть оптимизирован за счёт соцоигровых методов и методов развития детского творчества. Так, Л.Г. Савенкова оптимизирует его за щёт предметно-пространственного интегрированного подхода.

Разнообразные виды игр : дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др. Все мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности и что играя дети легко обучаются. Давайте вспомним следующие методы и приёмы художественной деятельности:

создание воображаемой ситуации;

привлечение игровых персонажей к комментированию действий детей;

приём «весёлая кисточка», «чудесный карандаш», «волшебные краски» и др.

По отношению к разным видам игр приёмы художественно-эстетического развития приобретают свою специфику моделирования. Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры осуществляется с помощью следующих приёмов: «векторное погружение» дошкольников и педагогов в изучаемую тему, «векторное движение» на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры, коллективное путешествие по различным координатам «векторного движения», объединённым одной темой внутри образовательного пространства.

Разные виды труда детей в детском саду, о значении которых говорил В.А.Сухомлинский, связывая их с формированием представлений о красоте бытия и радости её создания: «Радость труда — красота бытия». Ценностное отношение к миру формируется у дошкольников в процессе художественного ручного труда.

Физические упражнения, когда в процессе разных видов художественной деятельности детей развиваются моторика, ручная умелость, микро- и макродвижения, зрительно-двигательная координация. Это сближает задачи художественно-эстетического и физического развития детей.

Физические упражнения сочетают достижения физической красоты и духовного, нравственного развития. Отсутствие данного средства из системы эстетического воспитания нарушает гармонию телесного и духовного. В дальнейшем сама изобразительная и художественная деятельность дошкольников выступает как психолого-педагогическое условие, способствующее охране психофизического и психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия.

Важным средством эстетического развития детей Е.А.Флёрина считала праздники. Основное в празднике — идея, оформленная в музыке, изобразительном искусстве, художественном слове. Всё это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников, и самое главное — единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.

Методы художественно — эстетического развития:

особенности выбора с позиции интеграции.

К наглядным методам относится рассматривание отдельных произведений или серий картин, скульптур, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства. Для НОД подбираются произведения одного вида искусства. Со старшими дошкольниками проводятся экскурсии в музеи, на выставки, которые доступны детскому восприятию. Целесообразно поощрять самостоятельное рассматривание произведений искусства в детском саду и вне его.

К словесным методам ознакомления детей с произведениями искусства относится метод беседы, направленный на более глубокое понимание событий, изображённых в картине. Это и метод сравнения картин и в процессе их коллективного обсуждения, и приём демонстрации детям образца рассказа педагога, который должен создать определённое настроение, опираясь на образы из произведений художественной литературы (строки из стихотворения, сказки, рассказа) — быть образным и интересным для детей (Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина).

М.В.Мацкевич считает, что основным методом ознакомления дошкольников с искусством должен стать игровой. Используя игровые методы и драматизацию, упрощая объяснение, воспитатель излагает серьёзный материал с артистической интуицией и даже юмором, который вносит согревающую интонацию в ход занятия и способствует разрядке при усталости. Данные методы отражают классификацию методов обучения, которые необходимо интегрировать с методами художественного воспитания.

Среди методов затрагивающих художественное воспитание выделяют следующие:

методы формирования эстетического сознания (побуждение к сопереживанию, формирование эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения);

методы организации художественной деятельности, к ним относятся метод приучения, упражнения в практических действиях: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия и вкуса;

метод стимулирования и активизации художественного творчества- к ним принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждения детей к творческим проявлениям;

метод схематизации или символического моделирования с помощью пиктограмм — метод позволяющий интегрировать линии развития музыкальной и речевой, художественной и речевой, коммуникативной деятельности детей.

Популярен сегодня метод проектов, в последнее время активно используется в практике работы ДОУ и иногда серьёзно конкурирующий с занятиями, он представляет собой альтернативную форму организованного обучения. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведение организованных форм образовательной деятельности. Тема проекта выбирается совместно с детьми, в проекте участвуют родители и тем самым становятся участниками образовательного процесса. По окончанию проекта совместное обсуждение результатов и того нового, что дети узнали и чему научились, что сделали своими руками.

Метод проектной деятельности позволяет педагогам:

расширить образовательное пространство, придавать ему новые формы и развивать у детей восприятие, мышление и воображение;

ориентировать детей на самостоятельную деятельность, как правило совместно со взрослым (педагогом и родителями);

побуждать ребёнка к активной позиции: ставить его в условия, побуждающие стать субъектом деятельности;

направлять детей на решение конкретной проблемы, получение результата и его публичного предъявления.

Работа по проектному методу организуется в несколько этапов:

подготовительный, практический (внедренческий), итоговый, которые включают:

определение цели проекта;

разработка плана движения к цели;

включение в план проекта организованных форм образовательной деятельности;

разработка заданий для детей и родителей;

Коллективные проекты создают условия :

для формирования и развития коммуникативных и регуляторных способностей и моделирования различных типов их взаимодействия в процессе художественно-эстетической деятельности;

для развития умения подчиняться требованиям группы, творчески работать в коллективе;

для проявления взаимопомощи и воспитания ответственности;

для усвоения норм общественного поведения;

для развития желания помочь тем, кому трудно что-то сделать;

Совместная проектная деятельность детей, педагогов и родителей по художественно-эстетическому направлению способствует вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ и формированию настоящего сотрудничества с детским садом.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Нормативно – правовые документы и литература

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

— Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

— Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifap.ru

— Примерная основная образовательная программа «На крыльях детства». Под ред. Н.В. Микляевой, ТЦ «Сфера», 2015.

— Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2015.

— Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания /Под ред. Н.В. Микляевой, М.: ТЦ «Сфера», 2013

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *