к с аксаков что сделал

Мир стройки — строительный портал

Мы довольно хорошо знаем нашего земляка-уфимца Сергея Тимофеевича Аксакова, написавшего такие замечательные произведения, как «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», сказку «Аленький цветочек».

Но о его сыновьях Константине и Иване, прославивших Россию, сведений не так много.

Родился Константин Аксаков, публицист, историк, филолог и поэт, в селе Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Но в пятилетнем возрасте его привезли в имение Надеждино ныне Белебеевского района Башкортостана. Жил здесь первенец до девяти лет. Брат Иван писал позднее: «Константин Сергеевич любил вспоминать (он вообще с нежностью относился к своим детским годам) свое пребывание в Надеждине и чем с ранних лет воспитывалось русское чувство». Сергей Тимофеевич почти заменил для своего сына-первенца няньку. Дал ему полную свободу играть с деревенскими ребятишками. Водил сына на рыбалку, в лес, в поле. Знакомил со сказками, былинами (Илья Муромец был героем для Кости), произведениями Пушкина.

В августе 1826 года Аксаковы переехали в Москву. Получив основательную подготовку дома, Константин в пятнадцать лет поступает в Московский университет на словесный факультет.

Начиная с этого периода, современники Константина Сергеевича написали немало статей о нем, как историке, публицисте-славянофиле, литературном критике. А детские годы нашли отражение в биографии, подготовленной братом Иваном Сергеевичем. В Башкирии жизнь и деятельность Константина Аксакова изучали историки-краеведы Гудковы и писатель Михаил Чванов.

Несовместимость взглядов приговорила Константина Аксакова к разрыву отношений с такими людьми, как Белинский, Гоголь, Герцен. Это случилось в разное время.

После окончания университета он активно работал в таких изданиях, как «Молва», «Московский наблюдатель». Но Константина Сергеевича привлекала и научная работа. Он подготовил и защитил диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» на степень магистра русской словесности. Но в Московском университете мест не оказалось, а уезжать в другой город не хотелось.

Не случайно Константина Аксакова отлучили от русских журналов, а редактора подвергались взысканию.

Источник

Аксаков Константин Сергеевич

Русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства. (1817-1860)

«Какое внешнее непрочное величие и внешняя ненадежная сила могут сравниться с внутренним прочным величием, с внутреннею надежною силою? Внешняя сила может существовать, пока еще внутренняя, хотя и подрываемая, не исчезла. Если внутренность дерева вся истлела, то наружная кора, как бы ни была крепка и толста, не устоит, и при первом ветре дерево рухнет, ко всеобщему изумлению. Итак, внутреннее величие — вот что должно быть первою главною целью народа и, конечно, правительства»

к с аксаков что сделал. к с аксаков что сделал фото. картинка к с аксаков что сделал. смотреть фото к с аксаков что сделал. смотреть картинку к с аксаков что сделал.

Аксаков Константин Сергеевич
__________

Константин Сергеевич Аксаков родился 10 апреля 1817 г. в селе Аксаково Оренбургской губернии. Его отец, Сергей Тимофеевич Аксаков, был видным русским писателем, чиновником, литературным и театральным критиком. В 1826 г. семья Аксаковых переехала в Москву. В нач. 1830-х гг. Константин воспитывался в пансионе М. П. Погодина.

В 1832 году пятнадцатилетний Аксаков стал студентом словесного отделения Московского университета, на котором преподавали профессора Павлов, Надеждин, Победоносцев. В 1835 году он получил кандидатский диплом.

Обучаясь в университете, К. С. Аксаков стал участником кружка Станкевича.

В это время он увлекался немецкой классической философией (прежде всего, Гегеля), влияние которой ещё долго ощущалось в его работах, даже в магистерской работе 1846 г. В 1837 г., в связи с отъездом Станкевича за границу, кружок распался и Аксаков сблизился с группой славянофилов: А. С. Хомяковым, И. В. Киреевским, Ю. Ф. Самариным. В 1838 г. он ездил за границу, откуда вернулся через пять месяцев.

Ранние стихи К. С. Аксакова в это время уже появились на страницах «Телескопа», «Молвы», «Московского наблюдателя», «Отечественных записок», — часто под псевдонимом «К. Еврипидин». За стихотворениями последовали драматические произведения: драма «Освобождение Москвы в 1612 году», комедия «Князь Луповицкий», водевиль «Почтовая карета», пародия «Олег под Константинополем».

В 1846 г. было напечатано исследование Аксакова «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка», принёсшее ему степень магистра русской словесности. Диссертация была готова гораздо раньше, но цензура потребовала внести ряд изменений и перепечатать книгу.

После защиты магистерской диссертации К. С. Аксаков предполагал приступить к преподавательской работе, но в Московском университете вакансий не оказалось, и Аксаков посвятил себя литературному творчеству и публицистике. Он сотрудничал с журналааи «Москвитянин» и «Русская беседа»; в «Русской беседе» он был одним из наиболее деятельных сотрудников. С 1857 года был фактическим редактором газеты «Молва».

В 1855 г. он написал мемуары «Воспоминания студенчества 1832—1835 годов» (опубликованы с купюрами в 1862 году). В 1858 г. Аксаков был избран действительным членом Общества любителей Российской словесности.

Смерть отца губительно повлияла на его здоровье: лёгочная чахотка унесла его жизнь на ионическом острове Занте (Закинф) 7 декабря 1860 г. Был похоронен в московском Симоновом монастыре.

Источник

Константин Аксаков. С большой любовью к России

к с аксаков что сделал. к с аксаков что сделал фото. картинка к с аксаков что сделал. смотреть фото к с аксаков что сделал. смотреть картинку к с аксаков что сделал.

202 года назад, 10 апреля (29 марта по ст. ст.) 1817 года на свет появился публицист, литературный критик, историк и идеолог славянофильства Константин Сергеевич Аксаков

«Маленький оратор»

– так в детстве прозвали домашние Костю. Он стал первенцем в семье писателя Сергея Аксакова и генеральской дочери Ольги Заплатиной. По словам младшего брата Ивана, Константин очень походил на мать, которая отличалась пылким патриотизмом, нравственной строгостью и неприятием несправедливости, поэтичной душой и живой натурой. В духе любви к своей стране, в серьезной православной традиции воспитывала Ольга Семёновна и своих детей. Отец же, Сергей Тимофеевич, души в них не чаял. Например, с маленьким Костей он почти никогда надолго не расставался. Семейный уклад вообще был пронизан взаимной любовью, теплотой и пониманием. С подачи родителей мальчик читал много исторических и поэтических произведений (первой книжкой по истории стала «История Трои»). С интересом мальчик изучал труды Ломоносова и Карамзина, Дмитриева и Хераскова.

Первые годы жизни Константина прошли в родовом имении Аксаково под Оренбургом. Однако в 1826 году Аксакова-старшего назначили цензором, и семья перебралась в московский дом, летнее время продолжая проводить в деревне. У родителей собирался салон, посетители которого придерживались патриотического направления, – Николай Надеждин, Михаил Погодин, Степан Шевырёв, посещали вечера и великие, Гоголь и Щепкин.

Всё это влияло на детей Аксаковых. Константин был зачинателем многих игр на русскую тему. Например, он ставил театральные сцены по «Истории государства Российского» Карамзина, разыгрывал с братом батальные сражения русских войск с неприятелем. Важно, что в доме, несмотря на всеобщее франкофильство вокруг, говорили только на родном языке.

к с аксаков что сделал. к с аксаков что сделал фото. картинка к с аксаков что сделал. смотреть фото к с аксаков что сделал. смотреть картинку к с аксаков что сделал.
К.С. Аксаков. Источник: http://lgz.ru/

Славянофил

В 1832 году 15-летний Константин Аксаков стал студентом словесного отделения Московского университета. В годы обучения он увлеченно исследовал классическую немецкую философию, в особенности Гегеля. Некоторое время вместе с однокашником Виссарионом Белинским он состоял в кружке Николая Станкевича, который распался в 1837 году. Через год молодой человек посетил Европу. Эта поездка еще сильнее убедила его в большем потенциале России по сравнению с Западом.

В 1839 году Константин Сергеевич подружился к близкими ему по духу Юрием Самариным, Алексеем Хомяковым и Иваном Киреевским, которые и составили основу кружка славянофилов. Собирались они в аксаковском доме. Друзья не только соглашались в своих идеях, но нередко спорили. Так, например, в отличие от Хомякова и Киреевского, считавших православную веру главной причиной особенности русского пути, Аксаков ставил во главу угла понятие народности, внутрь которого уже входили многие уникальные черты, будь то православие, быт или сама наша история.

Большое внимание Аксаков уделял русскому языку, который ярко отражал народный дух. Его сущностью он считал понятие свободы, а деятелем, внесшим наибольший вклад в его развитие, – Михаила Ломоносова. Ему, как создателю русского литературного языка, Константин посвятил свою магистерскую диссертацию. Её защита в 1847 году принесла звание магистра русской словесности. Антиподом Ломоносова в этой сфере для Аксакова стал царь Пётр I, который, по мнению магистра, повлиял на искажение родного языка под игом иностранщины. Все свои идеи относительно языка славянофил многие годы излагал в большом исследовании «Опыт русской грамматики», который не успел довести до конца.

О своих идеях Константин Сергеевич увлечённо спорил с представителями противоположного направления общественной мысли 1840-х годов – западниками. Одним из его оппонентов был знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьёв (Аксаков первым писал рецензии на соловьёвскую «Историю России»). Они по-разному смотрели на суть петровского периода отечественной истории. Нелюбимый Аксаковым Пётр I разрушил, по его мнению, союз Земли и Государства, своевольно насаждая в родной стране чуждые, неорганичные ей западные порядки. Славянофил высказывал надежду на постепенное восстановление исконных начал русской жизни. Именно в таком ключе он составлял еще один свой труд – «Русскую историю для детей», который ему тоже не суждено было закончить.

Вера в скорое русское возрождение проецировалась Константином Сергеевичем на современную ему политику. Это нашло отражение в упомянутых выше исторических работах мыслителя. Он призывал Александра II, стоявшего на пороге Великих реформ, дать свободу народу, так как тот в силу своего характера никогда ею не злоупотребит и никогда не выступит против монархии и государства. По Аксакову, высшие народные интересы лежали не в сфере политики, а в сфере духовности и нравственности.

к с аксаков что сделал. к с аксаков что сделал фото. картинка к с аксаков что сделал. смотреть фото к с аксаков что сделал. смотреть картинку к с аксаков что сделал.
И.Е. Репин. Портрет И.С. Аксакова. Источник: https://pinterest.com

Публицист и критик

Собиравшийся изначально преподавать в университете Константин Сергеевич в итоге сосредоточился на публицистике и литературной критике. Он сотрудничал с такими журналами, как «Москвитянин», «Русская беседа», особенно плодотворно с «Молвой», став фактически её редактором в 1857 году. Аксаков был автором не только исторических, но и злободневных статей. Большое обсуждение, например, вызвала его статья «Публика – народ. Опыт синонимов», за которую «Молва» получила строгий выговор от цензуры. В этом тексте автор разносил в пух и прах отечественное дворянство с его презрением к родной культуре и языку. По его мнению, оно было лишь публикой, тогда как настоящая жизнь проходила в народной среде.

Константин Сергеевич преуспел и на ниве литературной критики. Знаменательной стала критическая брошюра Аксакова 1842 года «Несколько слов о поэме Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». В ней он сравнил Гоголя с Гомером, а его поэму – с русскими былинами. Эта работа положила начало литературной полемике с университетским другом автора Виссарионом Белинским, который критически отозвался о работе Аксакова, обвиняя его в излишней мечтательности. Итогом подобных споров стал разрыв отношений двух страстных критиков.

Некая невинная восторженность в Константине Сергеевиче действительно присутствовала, и он сам это признавал. Ее примером может служить демонстративное ношение им русской одежды (косоворотки и шапки-мурмолки), которое в итоге было запрещено III Отделением в 1849 году. Как критик Аксаков сотрудничал и со славянофильским «Московским литературным и ученым сборником». Здесь выходили его рецензии на произведения Николая Некрасова, Владимира Соллогуба и др.

к с аксаков что сделал. к с аксаков что сделал фото. картинка к с аксаков что сделал. смотреть фото к с аксаков что сделал. смотреть картинку к с аксаков что сделал.
Могилы С.Т. и К.С. Аксаковых на Новодевичьем кладбище.
Источник: https://pinterest.com

«Праведник умер»

Эти слова о Константине Аксакове принадлежат священнику, исповедавшему его перед кончиной и поражённому силой его христианской веры. Семейные узы среди представителей славного рода Аксаковых были чрезвычайно сильны. Невероятная близость отца и сына – Сергея Тимофеевича и Константина Сергеевича – чрезвычайно повлияла на судьбу последнего. После смерти отца в 1859 году Аксаков затосковал, что пробудило в нем чахотку. Она сожгла выдающегося мыслителя очень быстро: знаменитый славянофил, перед которым «все единогласно преклонялись … с уважением», скончался на греческом острове Закинф 19 (7 по ст. ст.) декабря 1860 года. Константин Аксаков ушёл из жизни в 43 года на пороге больших перемен в жизни столь горячо любимой им родины.

Источник

Славянофил и гегельянец: как жил и о чём писал Константин Аксаков

к с аксаков что сделал. к с аксаков что сделал фото. картинка к с аксаков что сделал. смотреть фото к с аксаков что сделал. смотреть картинку к с аксаков что сделал.

Краткая биография

Константин Аксаков — старший сын знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859), автора биографических книг «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», а также известной сказки «Аленький цветочек». Переняв у отца любовь к литературе, он во многом разделил и его убеждения, в зрелом возрасте став одним из идеологов славянофильства [1]. Но повлияла на Константина Аксакова и мать Ольга Семёновна Заплатина, которая в четыре года научила его читать, причём первой книгой мальчика стала «История Трои» [2]. Биографы убеждены, что по материнской линии он унаследовал две важные черты характера — патриотизм и пылкость: его дед был суворовским генералом, а бабушка — пленной турчанкой [3].

Детство будущий историк провёл в селе Аксаково в Оренбургской губернии. Фамильный топоним неудивителен: род Аксаковых ведёт свою историю от знатного варяга (норвежца), поселившегося в Киевской Руси в начале XI века. Многие представители семьи ещё в допетровскую эпоху были «государевыми людьми» — воеводами, стряпчими, стольниками — и заслужили дворянский титул и поместья [3].

Получив хорошее домашнее образование, в 15 лет Константин Аксаков поступил на словесное отделение Московского университета. Диплом кандидата он получил в 1835 году, а вот степень магистра — только в 1847-м. Диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» Аксаков опубликовал годом раньше, но защитить смог лишь после правок, которые требовал внести цензурный комитет. В дальнейшем столкновения с официальной идеологией продолжились: через пять лет он попал под полицейский надзор за статью «Богатыри князя Владимира» [2]. В этом видна горькая ирония судьбы: его отец несколько лет служил цензором, но его уволили за то, что он пропустил чересчур смелую пьесу [4].

Константин Аксаков стал автором множества художественных и публицистических произведений, которые печатались в популярных тогда журналах и газетах: «Телескоп», «Молва», «Московский наблюдатель», «Русская беседа», «Москвитянин», «День», «Русь», «Московский сборник». С 1857 года он был фактическим редактором газеты «Молва» [2]. Тексты Аксакова часто становились предметом обсуждения, и современники признавали его литературное дарование. В 1858 году его избрали действительным членом Общества любителей российской словесности [5].

Интересно, что многие современники запомнили Константина Аксакова не как философа и писателя, а как бородатого чудака в зипуне и мурмолке (старинной шапке). Он носил крестьянскую одежду, противясь моде на европейские костюмы и демонстрируя свою верность русской старине и народным обычаям. Это нередко делало его предметом насмешек. Например, Александр Герцен однажды написал: «Аксаков оделся так национально, что народ на улицах принимал его за персиянина». Но Аксаков относился к своему наряду очень серьёзно, для него это был символ смирения и благочестия: «Фрак может быть революционером, а зипун — никогда. Россия, по-моему, должна скинуть фрак и надеть зипун — и внутренним и внешним образом» [6].

к с аксаков что сделал. к с аксаков что сделал фото. картинка к с аксаков что сделал. смотреть фото к с аксаков что сделал. смотреть картинку к с аксаков что сделал.

Московские адреса Аксакова

Аксаковы перебрались в Москву в 1826 году, и Константин всей душой полюбил этот город. Биографы приводят всего два случая, когда он покидал Москву надолго. В 1838 году юноша провёл пять месяцев в Германии и Швейцарии — эта была дань уважения немецкой культуре, к которой он приобщился во время учёбы в университете. Он детально изучал философию Гегеля, переводил немецких поэтов, в первую очередь Гёте и Шиллера. Вторая заграничная поездка стала для Аксакова последней: в 1859 году, заболев чахоткой, он по совету врачей отправился на Адриатику и умер на греческом острове Занте (Закинф) [6].

Константин Аксаков был приверженцем идеализма в философии, практические аспекты были ему чужды и в повседневности. Кроме того, он был горячо, как ребёнок, привязан к родителям, поэтому всё время жил с ними. Обычно семья проводила лето в Абрамцеве, а на зиму снимала квартиру в центре Москвы — большинство адресов тяготеют к Арбату.

к с аксаков что сделал. к с аксаков что сделал фото. картинка к с аксаков что сделал. смотреть фото к с аксаков что сделал. смотреть картинку к с аксаков что сделал.

В доме 8 в том же переулке в 1835–1839 годах собирался кружок Николая Станкевича, с участниками которого Константин Аксаков познакомился в университете. Виссарион Белинский, Михаил Бакунин, Василий Боткин, Михаил Катков и другие молодые люди обсуждали философию Гегеля и Шеллинга, классическую и современную литературу. Посещал кружок и Иван Тургенев, запечатлевший эти встречи в романе «Рудин» [1]. Сам Аксаков вспоминал их так: «Кружок Станкевича был замечательное явление в умственной истории нашего общества… Искусственность российского классического патриотизма, претензии, наполнявшие нашу литературу, усилившаяся фабрикация стихов, неискренность печатного лиризма, всё это породило справедливое желание простоты и искренности, породило сильное нападение на всякую фразу и эффект; и то и другое высказывалось в кружке Станкевича, быть может впервые, как мнение целого общества людей» [4].

В 1848–1849 годах семейное гнездо располагалось в Сивцеве Вражке (дом 30). Уютный дом в глубине сада посещали историки и философы, писатели и поэты, актёры и музыканты. Среди гостей были Иван Тургенев, Пётр Вяземский, Михаил Загоскин, Михаил Погодин, Алексей Хомяков, Михаил Щепкин, Павел Мочалов и Виссарион Белинский [1]. Своё сорокалетие здесь отметил Николай Гоголь [4]. В 1984 году по этому адресу открылся Дом-музей Аксаковых.

к с аксаков что сделал. к с аксаков что сделал фото. картинка к с аксаков что сделал. смотреть фото к с аксаков что сделал. смотреть картинку к с аксаков что сделал.

Не сохранился дом в Малом Лёвшинском переулке, где Аксаковы жили зимой 1855/1856 года. В нём сложился литературный салон, завсегдатаями которого были писатели Лев Толстой, Иван Тургенев и Тарас Шевченко, историк Сергей Соловьёв и декабрист Сергей Волконский [1].

В процессе реконструкции Москвы не стало и дома 7 на Собачьей Площадке, где жил славянофил Алексей Хомяков. Его навещали Александр Герцен, Пётр Чаадаев, братья Киреевские, Николай Языков, Михаил Погодин [1]. В 1920-х годах Наркомпрос разместил здесь «Бытовой музей сороковых годов XIX века», который закрыли за «идеологическую вредность для пролетариата», а здание отдали музыкальному училищу имени Гнесиных. В 1962 году дом вместе с Собачьей Площадкой снесли при строительстве Калининского проспекта (сейчас Новый Арбат).

Константин Аксаков был похоронен на кладбище Симонова монастыря, рядом с отцом. Но в 1930-х годах монастырь разрушили (сейчас на его территории находится, в частности, ДК «ЗИЛ»), и прах обоих Аксаковых перенесли на Новодевичье кладбище [1].

Москва в творчестве Аксакова

Константин Аксаков живо интересовался отечественной историей, историей и теорией русского языка, увлекался философией, особенно учением Гегеля. Рано оформившийся литературный талант (первые стихи и рассказы он написал в 12–13 лет) был подкреплён отличным образованием и собственными исследованиями. Благодаря этому Аксаков свободно чувствовал себя в разных жанрах: он писал лирические и гражданские стихи, прозаические и поэтические переводы, статьи и трактаты по истории и лингвистике, литературные рецензии, трагические драмы и сатирические пьесы, публицистику по актуальным политическим вопросам…

Его обширное литературное наследие по большей части осталось разбросано по журнальным и газетным публикациям. Иван Сергеевич Аксаков, тоже литератор, пытался издать полное собрание сочинений брата, но проект растянулся на 20 лет и так и не был закончен. В 1861 году опубликован первый том с историческими статьями; второй и третий тома, вышедшие в 1875 и 1880 годах, объединили филологические исследования Константина Аксакова [2].

Его творческая и научная деятельность страдали от цензуры. Например, в 1850 году прошло всего одно представление его исторической драмы «Освобождение Москвы в 1612 году». Пьесу запретили, потому что автор отдал ключевую роль в изгнании захватчиков народу [1].

Искренняя любовь Аксакова к Москве проявляется и в его лирике. В некоторых произведениях, например в акростихе 1840-х годов, поэт очень прямо выражает свои чувства:

Мои мечты и силы молодые
Одной тебе я отдал, посвятя;
Судьбой своей чудесной в дни былые
Как сильно ты тревожила дитя!
Всю жизнь свою останусь я с тобою,
А ты сияй бессмертной красотою [6].

Важной темой в творчестве Аксакова стало противопоставление Москвы, «народной», «земской» (естественной, исторически сложившейся) столицы, Санкт-Петербургу, столице «правительственной», «государственной» (политической, назначенной искусственно). Эта тема звучит в ряде стихотворений 1840-х годов, например в «Москве» и «Подлеце (Подражании Пушкину)» [6], а в 1856 году в статье «Значение столицы» она обретает черты политического манифеста.

Это противопоставление фактически является иллюстрацией одной из главных идей славянофилов: у России есть свой путь, с которого её заставил свернуть Пётр I, насильно переиначивая страну по западным образцам. Исходя из этих предпосылок, Аксаков делает следующие выводы:

«Средоточие правительства должно быть там же, где средоточие народное. Это необходимое условие благоденствия страны. В России, наоборот, средоточие правительственное уже полтораста лет находится вне средоточия народного. Это неизбежный источник всех её бедствий и зол. Для благоденствия России средоточию правительственному необходимо вернуться в средоточие народное. Другими словами: правительству необходимо перенести свою столицу из Петербурга в Москву… Великое благое начинание, великая истинная польза возможны лишь при этом условии, то есть при возвращении столицы в Москву; без этого добра не будет» [7].

Современники отнеслись к этим словам Аксакова примерно так же, как и к его зипуну и мурмолке. Лишь через 60 лет желание философа в некотором смысле сбылось: Москва вновь стала столицей, а Россия опять начала искать собственный путь.

Фото предоставлены Главным архивным управлением Москвы.

Использованные источники

Источник

АКСАКОВ, КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ

АКСАКОВ, КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ (1817–1860), русский публицист, критик, поэт, историк, языковед, один из идеологов славянофильства. Сын С.Т.Аксакова, брат И.С.Аксакова. Родился 29 марта (10 апреля) 1817 в с.Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губ. Детские годы провел в отцовских имениях (в т.ч. в с.Надёжино). С 1826 жил в Москве, в 1832–1935 учился на словесном отделении Московского университета (готовился к нему в пансионате М.П.Погодина). Входил в кружок Н.В.Станкевича; в московских салонах сблизился с Н.В.Гоголем, М.С.Щепкиным, А.С.Хомяковым.

к с аксаков что сделал. к с аксаков что сделал фото. картинка к с аксаков что сделал. смотреть фото к с аксаков что сделал. смотреть картинку к с аксаков что сделал.

Образ патриархальной, «общинной» Руси, сакральный характер исторического бытия России и Москва как ее символ отразились в статье Аксакова Семисотлетие Москвы (1846), стихотворении Москве, драме Освобождение Москвы в 1612, (1848; запрещена после первой постановки Малым театром 14 декабря 1850). Выступал в Московском литературном и ученом сборнике (1846–1847), Московском сборнике (1852), в журналах «Москвитянин» (привлечен как поэт В.Г.Белинским), «Русская беседа». С 1857 негласный редактор газеты «Молва», не раз эпатировавший своими выступлениями в ней московскую дворянскую публику (в т.ч. статьей Публиканарод. Опыт синонимов, где Аксаков так отозвался о полуобразованном, по его мнению, дворянстве: «В публике грязь в золоте, в народе золото в грязи»). Автор двух повестей в русле поэтики Э.Т.А.Гофмана (в т.ч. Вальтер Эйзенберг. (Жизнь в мечте), Краткого исторического очерка земских соборов, статей о русских былинах, Мертвых душах Н.В.Гоголя, произведениях И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского и др. (при этом выступал против «петербургской литературы» и особенно натуральной школы, назвав ее «раздольем посредственности»).

Из поэтических произведений Аксакова, культивирующих устойчивые романтические мотивы «природы» и «святой поэзии», широкую известность приобрело стихотворение Мой Марихен так уж мал, текст которого (с изменениями) положен на музыку П.И.Чайковским (Детская песенка. Мой Лизочек). Известны переводы Аксакова (в т.ч. из И.В.Гёте, Ф.Шиллера, А.Мицкевича), несколько драматургических опытов (в т.ч. пародия Олег под Константинополем, 1834–1839, отд. изд. 1858), публицистические обзоры русской литературы, в т.ч. современной, а также статьи О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности (1852), Еще несколько слов о русском воззрении (1856), записка царю Александру II О внутреннем состоянии России (1855, опубл. 1881), труды по русской грамматике.

Основной вклад Аксакова в славянофильское учение – его общественно-политическая теория и система эстетических взглядов. Общественно-исторические воззрения вполне определенно сформулированы в 1848 в статье Голос из Москвы, написанной под впечатлением революционных событий в Европе. Осуждая революцию и признавая ее «совершенную чуждость» России, Аксаков видел в европейских бурях следствие своего рода политизации общественной жизни Запада, «обоготворения правительства», концентрации общественных интересов и внимания преимущественно на сфере политики и власти. Православная же Россия, доказывал Аксаков, никогда не обоготворяла правительство и даже смотрела на политическую власть как на «дело второстепенное». Политические и государственные отношения вообще, по Аксакову, имеют для русского народа второстепенное значение, так как в силу исторической традиции и особенностей национального характера его подлинные интересы лежат всецело в области духовно-религиозной. Этой «негосударственности» народа может гармонично соответствовать только одна форма власти – православная самодержавная монархия. Соответствующие идеи Аксаков развивал в адресованной Александру II записке О внутреннем состоянии России (1855). Отстаивая идеал монархической государственности, Аксаков в то же время резко критиковал общественно-политическую ситуацию в самодержавной России, писал о «внутренних язвах» российской жизни – крепостном праве и коррупции чиновников, осуждал «иго государства над землею», начало которому было положено, по его мнению, при Петре I.

Обосновывая свое понимание своеобразия русской истории, Аксаков обращался к исследованию литературно-исторических памятников, национального фольклора, высказывал идею об отсутствии у древних славян развитого родового строя и решающей роли в их жизни семейно-общинных отношений, писал о преимущественно мирном развитии русской государственности, критиковал петровские реформы за то, что они прервали органическое развитие русского общества и нарушили вековую традицию взаимоотношений земли (народа) и власти (государства). Важный элемент славянофильского учения – концепция «земли» и «государства» играла существенную роль в славянофильской критике Запада, служила обоснованием особого исторического пути русского народа, предпочитающего, по Аксакову, «путь внутренней правды» (христианско-нравственное устройство общественной жизни, воплощенное в крестьянской общине) – «внешней правде» (политическо-правовая организация общества западного типа). Аксаков был активным сторонником отмены крепостного права и стремился вывести необходимость реформы из общих принципов своей теории. Так, с концепцией «негосударственности» связана его идея неотъемлемых, суверенных народных прав (слова, мнения, печати), которые он считал правами неполитическими и соответственно не подлежащими юрисдикции государства: «Государству – неограниченное право действия и закона, земле – полное право мнения и слова». В будущем гражданском устройстве России, считал Аксаков, формой сотрудничества государства и народа должны стать земские соборы, на которых будут представлены все сословия. В то же время возможность конституционных ограничений самодержавия им решительно отвергалась: конституция – «осуществленная ложь и лицемерие», республика – «самая вредная правительственная форма». Существенная часть творческого наследия Аксакова посвящена русской литературе. Отвергая в равной мере и концепцию «чистого искусства», и «натурализм» (натуральную школу), он признавал «народность» основным критерием оценки художественного творчества. Аксаков надеялся, что современная литература, пришедшая на смену традиционному народному творчеству, в конце концов уступит место новому «синтетическому» искусству. В знаменитой гоголевской поэме он увидел прообраз такого искусства, настаивая на том, что «эпическое содержание равно пронизывает и Мертвые души, и древние поэмы Гомера.

Умер Аксаков на острове Занте (Греция) 7 (19) декабря 1860.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *