После азана что читается
Дуа произносимая после азана текст на русском (транскрипция)
Если кому-то придется услышать азан (призыв к молитве), желательно прочесть нижеприведенную дуа после азана, когда азан кончится. Передано, что если регулярно читать такую молитву, самый лучший Пророк и Посланник Мухаммад (мир ему и благословение) даст мусульманину особое великое благо в Судный День – своё Заступничество.
О шафаате – заступничестве Пророка (мир ему)
Благодаря заступничеству верующий может избежать наказания, заслуженного им в земной жизни из-за невыполнения религиозных обязанностей и грехов. Даже тот, кто пренебрегал постом и намазом, сможет рассчитывать на прощение.
Дуа следует читать с мыслями о шафаате – заступничестве Пророка Мухаммада (мир Ему).
По словам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), при призыве муэдзина верующий должен повторять все, что слышит, кроме слов «хаййя ‘аля саля» и «хаййя ‘аляль-фалях», потому что после этих слов нужно говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа»). После того как закончится призыв, нужно прочесть про себя дуа после азана, чтобы Аллах благословил пророка – за это Всевышний десятикратно благословит самого молящегося. Затем следует попросить Творца о предоставлении ему «аль-Василя» — места в раю, на которое может рассчитывать лишь один раб из всех рабов Всевышнего.
Эта дуа позволяет получить заступничество Пророка (мир Ему).
Молитва после азана на арабском
اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَالصَّلَاةِ الْقَائِمَةِ آتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ
وَالْفَضِيلَةَ وَالدَّرَجَةَ الْعَالِيَةَ الرَّفِيعَةَ وَابْعَثْهُ
مَقَامًا مَحْمُودًا الَّذِى وَعَدْتَهُ وَارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يُوْمَ الْقِيَامَةِ إِنَّكَ لَا تُخْلِفُ الْمِيعَادَ
Дуа после азана текст на русском (транскрипция)
Аллахумма рабба хазихид-да’ватит-таммати вас-Салятиль-каима.
Аати Мухаммаданиль-василята валь фадылята вад- даражатар-Рафии’а.
Ваб’асху макамам-махмудаль-лязи ва ‘адтах варзукна шафа’атаху яумаль Кыйама.
Иннакя ля тухлифуль-ми’ад
«О Аллах, Господь этой мольбы и этого намаза! Даруй Мухаммаду самое почетное место в Раю, даруй Ему высочайшую степень и даруй Ему место, которое Ты Ему обещал. В Судный День даруй нам Его заступничество. Поистине, Ты не нарушаешь Своих обещаний».
Дуа произносимая после азана на таджикском
Текст на таджикском языке:
«Алло́хIумма робба хIа́зихIид-даIватит-та́ммати, вас-сола́тиль-къо́има,
Аати Мухьаммаданиль-васи́лата валь-фады́лата, вад- даражатар-Рафии’а.
ВабIасхIу макъо́ман махьму́даниллази́ ваIадтахIу, варзукъна́ шафа́IатахIу йавмаль-къия́ма
Иннака ла́ тухлифуль-ми́Iа́д».
Дуа после азана на татарском. Азан догасы
Азаннан сон дога кылу:
Аллааһүммә раббә һәәзиһид-дәгъүәтит-тәммәти үәс-саләәтил-каа’имәһ.
Әәти Мүхәммәдәнил-үәсииләтә үәл-фәдыйләтә үәд-дәраҗәтәл-гәәлийәтәр-рафиигәһ.
Үәбъгәсһү мәкаамәм-мәхмүдәнил-ләзи үәгәдтәһү уәр-зүкнәә шәфәәгатәһү йәүмәл-кы’йәәмәһ.
Иннәкә лә түхълифү-мигадь.
Татарча мәгънәсе: Әй, ошбу камил азан белән вакыты җиткән намазның хуҗасы Аллаһ. Пәйгамбәребез Мөхәммәд галәйһиссәләмгә ярдәмне, артыклыкны һәм иң югары дәрәҗәне бир. Шулай ук аны Үзең вәгъдә иткән мактаулы урын — Вәсииләгә ирештер. Кыямәт көнне аны безгә шәфәгатьче кыл. Чынлыкта, Син Үзеңнең вәгъдәңне бозмыйсың.
Азан и икамат – призыв к молитве
Некоторые рекомендуемые (сунна) действия, совершаемые еще до вступления в обязательный намаз
1. При наступлении времени намаза возвещают азан – призыв к намазу.
Порядок оглашения азана:
Аллаhу акбар, Аллаhу акбар,
(Аллах превелик, Аллах превелик)
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.
(Аллах превелик, Аллах превелик)
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ
Ашhаду алля иляhа илляллаh,
(Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха)
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ
Ашhаду алля иляhа илляллаh.
(Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh,
(Свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – Посланник Аллаха)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh.
(Свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – Посланник Аллаха)
حَيَّ عَلَى الصَّلاةِ
Хаййя ‘аля-ссалят (h),
(Спешите на молитву)
حَيَّ عَلَى الصَّلاةِ
Хаййя ‘аля-ссалят (h).
(Спешите на молитву)
حَيَّ عَلَى الْفَلاحِ
Хаййя ‘аляль-фалях,
(Спешите к спасению)
حَيَّ عَلَى الْفَلاحِ
Хаййя ‘аляль-фалях.
(Спешите к спасению)
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.
(Аллах превелик, Аллах превелик)
لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ
Ля иляhа илляллаh.
(Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха).
При оглашении утреннего азана после обеих «Хаййя ‘аляль-фалях» два раза читают:
اَلصَّلاةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ
«Ассаляту хайру-ммина-ннавм»
لا حَوْلَ وَلا قُوَّةَ إِلاّ بِاللهِ
«Ля хавля валя куввата илля билляh».
(Нет силы и могущества, чтобы удержаться от плохого и совершать благое, кроме как от Всевышнего Аллаха).
При призыве на утренний намаз, после слов муэдзина «Ас-саляту хайрун мина-ннавм» отвечают:
«Садакта ва барирта».
(Ты сказал правду, ты – обладатель добра).
После оглашения азана читают салават Пророку (мир ему и благословение) (более ценное – «Ас-Салят аль-Ибрахимийя»), затем эту специальную молитву:
اَللّهُمَّ رَبَّ هذِهِ الدَّعْوَةِ التّامَّةِ وَالصَّلاةِ الْقائِمَةِ آتِ سَيِّدَنا مَحَمَّدً الْوَسيلَةَ وَالْفَضيلَةَ وَابْعَثْهُ مَقامًا مَحْمُودًا الَّذي وَعَدْتَهُ وَارْزُقْنا شَفاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيامَةِ إِنَّكَ لا تُخْلِفُ الْميعادْ
«Аллаhумма рабба hазиhи-дда‘вати-ттаммати вассалятиль-каимати ати саййидана Мухаммаданиль-василята валь-фазилята, ваб-‘асhу макаман махмудани ллязи ва‘адтаhу, варзукна шафа‘атаhу явмаль-киямати иннака ля тухлифуль-ми‘ад».
(О Аллах! Господь этого полноценного призыва (азана) и совершаемой молитвы, одари нашего господина Мухаммада степенью аль-Василат и доведи его до уровня Макам махмуд, который Ты обещал ему. Одари нас заступничеством Пророка в Судный день, поистине, Ты не нарушаешь обещаний).
Это дуа желательно читать оглашающему азан и услышавшему его. После можно просить у Всевышнего другие желания, так как мольба между азаном и икаматом принимается. Если прочитать салават Пророку (мир ему и благословение) и это дуа после азана муэдзина, то вы, несомненно, получите заступничество Пророка (мир ему и благословение).
2. После азана совершают ратибаты.
3. Читают аят «Аль-Курсий».
В промежутке между азаном и икаматом также очень желательно обращаться к Аллаху с мольбами.
4. Читают икамат – призыв к непосредственному совершению намаза.
Порядок оглашения икамата:
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.
Аллах превелик, Аллах превелик.
أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ
Ашhаду алля иляhа илляллаh.
Свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха.
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh.
Свидетельствую, что, поистине, Мухаммад – Посланник Аллаха.
حَيَّ عَلَى الصَّلاةِ
Хаййя ‘аля-ссалят (h).
Спешите на молитву.
حَيَّ عَلَى الْفَلاحِ
Хаййя ‘аляль-фалях.
Спешите к спасению.
قَدْ قامَتِ الصَّلاةُ قَدْ قامَتِ الصَّلاةُ
Кад камати-ссаляту кад камати-ссалят (h).
Настало время молитвы, настало время молитвы.
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ
Аллаhу акбар, Аллаhу акбар.
Аллах превелик, Аллах превелик.
لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ
Ля иляhа илляллаh».
(Нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха)
Тому, кто читает икамат, желательно до и после него читать «Салават». Услышавшему икамат также желательно повторить каждую фразу за муэдзином. При этом после слов «кад камати-ссалату» он говорит:
أَقامَهَا اللهُ وَأَدامَها
«Акамаhаллаhу ва адамаhа».
5. Непосредственно перед вступлением в намаз читают молитву «Аманту»:
آمَنْتُ بِاللهِ وَمَلآئِكَتِه وَكُتُبِه وَرُسُلِه وَالْيَوْمِ اْلآخِرِ وَبِالْقَدَرِ خَيْرِه وَشَرِّه مِنَ اللهِ تَعالى
«Аманту билляhи, ва маляикатиhи, ва кутубиhи, ва русулиhи, валь-явмиль-ахири, ва биль-кадари, хайриhи ва шарриhи миналлаhи та‘аля».
(Я верю (всем сердцем и подтверждаю это подчинением всех частей тела требованиям данной веры) в Аллаха, и в Его ангелов, и в Его Книги, и в Его посланников, и в Судный день, и в предопределение судьбы – что все хорошее и плохое в судьбе исходит от Аллаха Всевышнего).
6. Читают суру «Ан-Нас».
7. Искренне раскаиваясь в грехах, трижды произносят «Астагфируллаh» (Прости мои грехи, о Аллах).
8. Применяют сивак (природная зубочистка – корни и веточки дерева арак).
После этого приступают к выполнению обязательного намаза.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
После азана что читается
Термин «азан» («azan») в переводе с арабского языка означает «приглашение» или «объявление», обозначает в исламе призыв к обязательной молитве, который читает муэдзин или азанчи (с тюркского).
Когда читают азан, муэдзин должен встать лицом в сторону Каабы (киблы), раньше возвещали азан с минаретов мечетей, сейчас используют динамики, установленные снаружи мечети. После того, как будет произнесен призыв к намазу, спустя нескольку минут, перед тем, как начать молитву, следует прочитать икамат (призыв к началу молитвы), который состоит из тех же слов, но читается не на распев, а в более быстром темпе, по некоторым мазхабам с усечением фраз азана наполовину.
Произнесение азана перед тем, как начать намаз – это действие желательное, но не обязательное, то есть сунна муаккада. У мусульман есть традиция, когда рождается ребенок, через некоторое время ему на ухо прочитать азан шепотом. Также если человеком овладели злые духи, ему также следует прочитать азан.
История
История появления восходит своими корнями к 620-м годам, когда Пророк Мухаммад ﷺ установил азан. После того, как Пророк Мухаммад ﷺ переселился в Медину, он собрал совет из сподвижников, чтобы выбрать на мусульманскую молитву подходящий призыв. Часть сподвижников предложили созывать на молитву с помощью удара в колокол, еще ряд сподвижников предложили разжигать костры и таким способом созывать на молитву, а еще часть сподвижников предложили для привлечения мусульман дуть в трубу.
Поскольку все эти предложения повторяли обычаи либо христиан, либо зороастрийцев, либо иудеев, Пророк Мухаммад ﷺ их отверг. И в эту же ночь приснился сон Абдуллаху ибн Зейду, в котором к нему подошел человек в зеленых одеждах и научил его, как читать азан, то есть какими словами правильно будет призывать мусульман на молитву. Проснувшись, Абдуллах ибн Зейд отправился к Пророку Мухаммаду ﷺ и рассказал ему свой сон. Позже выяснилось, что остальные сподвижники увидели в эту ночь похожие сны, в которых ангел рассказал им, как читать слова азана. Когда они также рассказали Пророку Мухаммаду ﷺ об этом, Посланник Всевышнего ﷺ одобрил этот способ, и дал поручение Абдуллаху ибн Зейду научить Биляла ибн Рабаха словам азана, поскольку тот обладал очень красивым голосом. Билял ибн Рабах стал первым в истории Ислама муэдзином.
Запрет азана при Ататюрке
Правительство Ататюрка настояло в начале двадцатого века на том, чтобы традиционный азан, произносимый на арабском языке, читался в виде его турецкого перевода. В этот период для того, чтобы не допустить исламскую пропаганду, слово «аль-фаля́х», которое означает в переводе «спасение», перевели на турецкий язык, поэтому стали произносить «Haydı Fellaha» вместо «Haydi kurtuluşa», что означает «спешите к спасению».
Правильный азан на арабском языке был запрещен в Турции до 6 июня 1950 года, когда на выборах победила оппозиция. Многие ученые склонялись к такому мнению, что перевод азана на турецкий язык – это противоречие хадису, в котором говорится о том, что арабский текст после перевода своего первоначального смысла не сохраняется.
Ценность
Условия
Как для азана, так и для икамата, существует ряд условий, которые нарушать нельзя:
Сунны азана и икамата
Азан имеет такие особенности как: таржи, тасвиб, тартиль и идраж:
Слова азана
У суннитов текст азана состоит из семи формул:
Утренний азан
Утренний азан в селении Гимры (Дагестан):
Утренний азан с добавлением фразы «Ас-саляту хайру минанаум»:
Как правильно читать азан
Когда муэдзин читает азан, ему следует повернуться в сторону Мекки лицом в направлении киблы. Читать азан должны те, кто обладает звучным и красивым голосом – это делают нараспев, муэдзин не должен спешить, но и не должен переводить чтение азана на распев на подобии песни.
Читающему азан необходимо знать правила чтения и произношения арабских букв, чтобы он звучал правильно и без ошибок, меняющих смысл. Когда муэдзин говорит слова «хаййа ‘аля с-саля́х», ему следует повернуть голову вправо, а когда он произносит «хайя ‘аля ль-фаля́х», ему следует повернуть голову влево.
При произнесении слов азана «Ашẋаду анна Мух̣аммадан Расу́лю-Лла́ẋ», нет разницы говорить Мухамма(дар) или Мухамма(дан) окончание не меняет их смысл, так что можно сказать и так и так, а Аллаху ведомо лучше.
Что делает слушающий азан
Во время прослушивания азана мусульмане должны повторять за ним то, что говорит муэдзин, но когда он скажет «Хаййа ‘аля с-саля́х, Хаййа ‘аля ль-фаля́х», мусульманин должен произнести «Ля хауля ва-ля куввата илля би-Ллях», что в переводе с арабского языка означает «Нет силы и мощи ни у кого кроме как только у Аллаха!».
Если же звучит призыв муэдзина к утренней молитве, то мусульманину вместо слов «Молитва лучше сна!» «Ас-саля́ту хайру мина-н-нау́м» нужно сказать «Ты сказал то, что истинно и справедливо!».
Дуа после азана
Более подробно о том, какое дуа читается после азана, читайте в данной статье.
Азан у шиитов
Это азан людей, которые ненавидят приверженцев Сунны и призывают проклятия на супругу Пророка ﷺ Айшу, на его приближенного друга Абу Бакра ас-Сиддыка и на часть ближайших сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ.
Мусульмане не должны обольщаться красотой голоса, поощрять или радоваться прослушиванию, распространять подобные аудио ролики с подписью «самый красивый азан» совершая тем самым грех в распространении ереси и нововведения:
Икамат
С понятием «намаз азан» тесно связано понятие «икамат», которое означает второй призыв. Икамат читают перед тем, как начать обязательную молитву. Произносить икамат – действие желательное или сунна для обязательных молитв.
И икамат, и азан являются важными суннами, поскольку предки современных мусульман, которые жили в первые три столетия после установления Ислама, которых называли саляфами, соблюдали их строго, как и халяфы, которые жили позже.
Как правильно читать икамат смотрите по данной ссылке.
Призывы на другие намазы
Можно ли читать азан для возмещаемого намаза?
Призыв желательно читать как для своевременных намазов, так и для возмещаемых. Если совершается больше одного возмещаемого намаза, то первого из них произносят и азан, и икамат, а для остальных читают только икамат.
Азан женщины
Для женского коллектива не желательно читать азан, но желательно прочитать икамат одной из женщин не громким голосом.
Слушать и скачать азан
Прослушать и скачать азан в mp3 формате в исполнении разных чтецов можно ниже:
Самый красивый азан в мечети аль-Харам:
Красивое чтение азана в Стамбуле:
Азан в исполнении ребенка:
Азан шейха аль-Албани:
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Азан и икамат. Призыв на намаз
Эту и другие статьи про мусульманскую молитву можно всегда найти в разделе «Намаз». Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если наступило время молитвы, пусть один из вас прочтет вам азан, а самый достойный будет вашим имамом»[1]. Желая показать, насколько чтение азана является проявлением благочестия и поощряемым деянием, Пророк подчеркнул: «Если бы знали люди, насколько много саваба (вознаграждения) [заключено] в чтении азана и стоянии в первом ряду во время молитвы, и не нашли бы [они] иной возможности предоставления этого права кому-то из них как только посредством жребия, то прибегли бы к этому»[2]. Чтение азана и икамата в мечети перед пятничной и пятью обязательными молитвами является для мужчин «сунной муаккяда»[3]. Непроизнесение их перед молитвой порицаемо, но не грешно. Что касается намаза при затмении солнца, молитвы «Таравих», а также праздничной и погребальной молитв, то при их коллективном совершении вместо азана произносится «ас-саляту джами‘а» (الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ). Чтение азана и икамата женщинами не приветствуется[4].
Азан – это извещение о наступлении времени молитвы и призыв к ее совершению.
Он произносится громко сразу после наступления соответствующего времени. Читающий азан[5], исходя из положений Сунны, поднимает кисти рук на уровень ушей так, чтобы большой палец касался мочки уха[6]. Если азан был прочитан в мечети города или района, людям, не пришедшим в мечеть, читать его в квартирах необязательно. В этом случае достаточно прочесть только икамат, с чем согласны алимы (богословы) всех мазхабов, кроме шафиитского. По мнению богословов-шафиитов, чтение азана даже в этом случае является желательным.
Слова азана
Произносятся медленно и растянуто:
Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза) (Аллах превыше всего).
الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза) (Я свидетельствую, что нет ничего и никого сопоставимого с Одним-Единственным Богом).
أَشْهَدُ أَنْ لَا إِلَٰهَ إِلَّا ٱللَّٰهُ
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах[7] (2 раза) (Я свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха).
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ
Хайя ‘аля ссаляя (2 раза)[8] (Спешите на молитву).
حَيَّ عَلىَ الصَّلاَةِ
Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза)[9] (Спешите к спасению).
حَيَّ عَلىَ الْفَلاَح
Аллааху акбарул-лааху акбар
الله أَكْبَرُ الله أَكْبَرُ
Ляя иляяхэ илля ллаах (Нет бога, кроме Аллаха).
لاَ إلَهَ إلاَّ الله
В призыве к утренней молитве после слов «хайя ‘аляль-фаляях» дважды произносится «ас-саляяту хайрум-минан-навм» الصَّلاَةُ خَيْرٌ مِنْ النَّوْمِ («молитва лучше сна»).
Икамат – это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением обязательной части молитвы (фарда).
Слова икамата
У ханафитов:
Аллааху акбарул-лааху акбар (2 раза).
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах (2 раза).
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах (2 раза).
Хайя ‘аля ссаляя (2 раза).
Хайя ‘аляль-фаляях (2 раза).
Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя
قَدْ قَامَتِ الصَّلاَةُ (Молитва начинается).
Аллааху акбарул-лааху акбар.
Ляя иляяхэ илля ллаах.
У шафиитов:
Аллааху акбарул-лааху акбар.
Ашхаду алляя иляяхэ илля ллаах.
Ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаах. Хайя ‘аля ссаляя.
Кад кааматис-саляяту кад кааматис-саляя.
Аллааху акбарул-лааху акбар
Ляя иляяхэ илля ллаах.
Оба варианта являются канонически верными и соответствуют Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует).
Действия тех, кто слышит азан или икамат
Тем, кто слышит азан, повторять про себя произносимое муаззином (призывающим к молитве) обязательно[10], а икамат – желательно. Исключением являются слова «хайя ‘аляя ссаляя» и «хайя ‘аляль-фалях», при произнесении которых слушающие азан должны говорить: «ляя хавля ва ляя куввата илляя бил-ляяхь» («нет истинного могущества и нет истинной силы, кроме как у Всевышнего Господа»), а после слов «кад каматис-саля» – говорить: «акаамахэ ллааху ва адаамахэ» («пусть будет молитва совершаемой и постоянной»)[11].
По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават»[12] и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему со следующей молитвой:
Транскрипция: «Аллаахумма, рабба хаазихи дда‘вати ттааммати ва ссаляятиль-кааима. Ээти мухаммаданиль-васийлята валь-фадыйля, ваб‘асху макааман махмуудан аллязии вэ‘адтахь, варзукнаа шафа‘атаху явмаль-кыяяма. Иннакя ляя тухлифуль-мии‘аад».
اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التَّامَّةِ وَ الصَّلاَةِ الْقَائِمَةِ آتِ مُحَمَّدًا الْوَسيِلَةَ وَ الْفَضيِلَةَ وَ ابْعَثْهُ مَقَامًا مَحْموُدًا الَّذِي وَعَدْتَهُ وَ ارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ ، إِنَّكَ لاَ تُخْلِفُ الْمِيعَادَ
Перевод: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Дай пророку Мухаммаду «аль-васийля»[13] и достоинство. Предоставь ему обещанное высокое положение. И помоги нам воспользоваться заступничеством его в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного!»
Ибн ‘Амр передает следующие слова посланника Господа: «Если услышите муаззина, то повторяйте произносимое им. Затем просите у Господа благословение для меня. Поистине, кто просит для меня одно благословение, того Господь одаривает десятью. После этого просите для меня «аль-васийля» – степени в Раю, которой удостаивается один из рабов Всевышнего. Я желаю быть им. Кто просит для меня «аль-васийля», тот обретет мое заступничество [в Судный День]»[14].
Желательно читать это ду‘а между азаном и икаматом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мольба, высказанная между азаном и икаматом, не будет отвергнута». У него спросили: «С чем же нам обращаться к Господу?» Пророк ответил: «Просите у Всевышнего прощения и благополучия в обоих мирах»[15].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1]Св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 33.
[2]Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 386, хадис № 1032.
[3]То есть исполнение как азана, так и икамата необходимо на уровне сунны.
[4]Это касается ханафитского мазхаба, ученые которого основывают свое мнение на хадисах, в которых это порицается. Шафиитские же ученые, соглашаясь, что чтение азана нежелательно, допускают возможность негромкого чтения женщинами икамата и считают это желательным (сунна). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 541; Он же. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 991, 1194, 1195.
[5]Ему не обязательно при этом иметь омовение.
[6]«Поистине, Билял [первый в истории муаззин] читал азан, касаясь ушей большими пальцами» (хадис от Абу Джахифа; св. х. аль-Бухари и Муслима); «Пророк сказал Билялу приложить большие пальцы к ушам, отметив: «Так тебя будет лучше слышно» (хадис от ‘Абдурахмана ибн Са‘да; св. х. Ибн Маджа и аль-Хакима). См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 47, хадис № 497.
[7]Некоторые верующие, услышав эти слова, целуют фаланги больших пальцев и проводят ими по глазам (бровям). Это – традиция, появившаяся после Пророка. В богословской литературе об этом практически ничего не сказано, за исключением книги ученого аль-‘Аджлюни «Кешфуль-хафа’ », где говорится: «Ад-Дайлями приводит это как действие Абу Бакра. Аль-Кари сказал: «Если достоверно то, что Абу Бакр имеет к этому отношение, то данное действие обретает каноническую основу и может практиковаться». Но основной вывод мусульманских богословов таков: «Ва лям ясых фи марфу‘ мин кулли хаза шейун» (ни одно из повествований, где упоминается об этом, не имеет отношения к Сунне (словам или действиям Пророка), не является достоверным». См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас: В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 184, 185, (пункт) № 2294.
[8]При проговаривании данных слов в азане муаззин поворачивает туловище вправо без смещения ступней ног. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 547.
[9]Здесь муаззин поворачивает туловище влево без смещения ступней ног.
[10]Так считают ученые ханафитского мазхаба. Остальная часть богословов говорит о желательности повторения слов азана.
[11]См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 53–55, хадисы № 503 и № 504.
[12]Салават – испрашивание у Господа благословения для пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Формула «салавата» может быть, например, такой: «Аллахумма салли ва сэллим ‘аля сайидина Мухаммад».
[13]Аль-васийля – одна из степеней в Раю.
[14]Хадис приведен в четырех из шести сводов достоверных хадисов. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 2. С. 56, хадис № 506.
[15]Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 557; ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 388, хадис № 1040.