После дискотеки что будет
Как изменились клубы за 10 лет: что вместо гламура, «бухла» и съема на ночь?
8 профессионалов рассказали нам о том, какая трансформация произошла с клубной жизнью за 10 лет.
За последние десять лет, по моим ощущениям, в клубной индустрии изменилось многое. Разобщенность публики сократилась, все разбрелись по своим центрам притяжения, гламур остался где-то далеко и воспринимается как ненужный хлам из 2000-х, а съемом в клубе на одну ночь среди миллениалов вообще не пахнет.
Теперь мы делаем ставку именно на музыку и танцы, а не на другие побочные действия. Мы уже не тусуемся с четверга по понедельник, как это было раньше, а выбираем для себя алмазы. В клубы стало попасть легче, но дороже. Теперь, чтобы завлечь аудиторию, промогруппы должны сильно постараться не только со звуком, но и со светом, декорациями, инсталляциями и коллаборациями.
Нам стало интересно, что думают об изменениях сами участники клубной индустрии и люди, которые ее развивают, поэтому наслаждайтесь целостностью разных мнений.
Рустам Мирзоев
Диджей, бывший промоутер вечеринок Techno Gipsy
С первой вечеринки в Gipsy прошло уже больше 8 лет. Нашей публикой были люди, которые не сильно заморачивались по поводу трушности. Жанры музыки были не важны, они просто хотели танцевать под яркую музыку под открытым небом летом в Москве, радоваться жизни, друг другу и слышать что-то новое и интересное для себя.
Сейчас мы видим много изменений. Подросло большое поколение, часть из которого вышла из нашего комьюнити. Такие промо группы как Volks и Update — это вообще наши родные дети. Они используют по сей день те наработки, которые мы изобрели, и поэтому я только радуюсь, что теперь все стало больше и ярче.
Что произошло с клубной индустрией за последние 10 лет?
За 10 лет мы увидели, что хоть в индустрии и делают новые и яркие эксперименты, но, увы, так, как делали мы, никто и близко не пытается сделать. Никто не хочет изобретать велосипед, все катаются на своем трехколесном. Так спокойнее в нынешние неспокойные времена.
Sergey Sanchez
Диджей, музыкант, радиоведущий, создатель вечеринки Sanchez Thursdays
Действительно, за 25 лет моей профессиональной деятельности «клубная индустрия» кардинально изменилась. А за последние 10 лет люди особенно привыкли, адаптировались к электронной музыке, она стала доступна в пределах одного клика.
На формирование нового отношения к клубным событиям и отдыху повлияло несколько факторов. Первое — это появление в феврале 2013 года закона о запрете табакокурения в общественных местах, а также рекламы сигарет. Из индустрии ушли огромные бюджеты, на которые проводились мощнейшие мероприятия, фестивали и привозы топовых зарубежных артистов по всей стране от Калининграда до Владивостока. Как это не спорно звучит, но деньги табачных компаний способствовали развитию, пропаганде и процветанию клубной культуры.
Второе — это появление социальных сетей и смартфонов, которые родили новое поколение интровертов. Молодым людям стало трудней выходить из дома и находить причины для того, чтобы быть в кругу счастливых, но незнакомых сверстников. Между артистом и публикой появился девайс, а вместе с ним задержка и провалы в восприятии происходящего, равные времени необходимом для размещение фотографии в Instagram или простому check-in.
При этом произошло удешевление, упрощение и доступность способов создания, воспроизведения, поиска, обучения, а также технологий продвижения электронной музыки. Появились очень интересные артисты, которые мощно вторглись на мировой рынок.
Алиса По
Соосновательница телеграм-канала «Психо Daily»
В один из первых «взрослых» походов в клуб, мы с однокурсницами сбежали со своего «посвящения в журналисты» в клуб «Культ» до закрытия танцевать под Анатолия Айса. Следом в жизни появилась, конечно, «Солянка». А когда я устроилась работать в LAM (Look At Media — прим. ред.), клуб вообще стал вторым домом.
«Солянка» выступила для меня в роли старшей сестры: показывала успешных «взрослых» людей, давала послушать классную музыку и знакомила с будущими друзьями. В то же время, 2010-2011 годы, была самая приятная эпоха клуба «Родня». Под арт-директорством Василины Мороз и Артема Рязанова, каждую неделю там проходили то вечеринки будущего лейбла «ГОСТ звук», то выступления каких-нибудь славных хаус или бэйс исполнителей. Пару раз я была в старой «Арме», но там мне как-то не везло с лайн-апом и было скучно. Зато хорошо помню, какие вечеринки я тогда пропустила, и жалею до сих пор. Недолгую, но яркую жизнь прожил ещё «Моспроект-2», где редакторы модных медиа ставили музыку через АUX и страшно напивались.
Тогда же было время первых спонсорских вечеринок. Бренды устраивали закрытые и очень дорогие мероприятия. Например, Bacardi присылал вип-гостям в качестве приглашения на вечеринку брендированные новенькие айфоны, а на самом мероприятии выступали Die Antwood. Тогда же открылся институт и бар «Стрелка», где под руководством Ромы Мазуренко, считавшегося главным массовиком-затейником Москвы, проходили балы с караоке, однодневные музыкальные фестивали и просто хорошие танцы.
Не знаю, как Москве в целом, но мне 20-летней это все было в новинку и очень нравилось. Спонсорская вечеринка сегодня — это в 90% случаев скучнейший светский вечер, подходящий исключительно для нетворкинга. Весельем там и не пахнет.
После закрытия «Солянки» Москва так и не обзавелась ее аналогом — в меру буржуазным рестораном с танцами. Возможно такой формат больше городу и не нужен: тогда это было место социализации, сейчас эту функцию для молодого поколения выполняет интернет.
Что произошло с клубной индустрией за последние 10 лет?
Ночные клубы того времени занимались сегрегацией: всегда было понятно, где тебе будут рады, а где — точно нет. У каждого была своя концепция, которой строго следовали. Сегодня мало какой клуб может позволить себе такую роскошь и, в попытке выжить, неизменно превращается в «площадку для мероприятий», где готовы принять любой бал сатаны, если за него заплатят.
Причина кроется, в первую очередь, в экономике. Десять лет назад и аренда была ниже, и денег побольше было у всех. Плюс никого не кошмарила полиция в таких масштабах, как это происходит сегодня. На заработке клубов также нехило отразился «наркотический ренессанс»: сегодня очень много 20-летних ребят проводит выходные с наркотиками, а когда есть наркотики — алкоголь не нужен, бар делает себе кассу только на воде.
Есть ощущение, что за эти годы московская публика стала в разы требовательней. Во-первых, у нас появилась достойная электронная сцена: российских продюсеров выпускают на европейских лейблах и букируют известные зарубежные фестивали, поэтому уже не каждый привозной диджей «зайдет». Во-вторых, люди успели посмотреть мир, побывать в клубах и на фестивалях за рубежом. Не последнюю роль в просвещении сыграл, конечно, и интернет.
Андрей Алгоритмик
Основатель и арт-директор клуба и студии звукозаписи Powerhouse Moscow, совладелец винилового производства Semikols Record Pressing
Трансформацию интереснее рассматривать с нашего первого проекта — небольшого бара «Проект 6/2» с танцполом на Арбатском переулке. Вход в пространство работал по звонку, было это все 8 лет назад. Тогда в нашем городе напрочь отсутствовала барная культура — я говорю не про уровень приготовления напитков, а про желание молодых людей ходить куда-либо каждый день или хотя бы по выходным.
Сейчас все кардинально изменилось: публика, которой сейчас 18-25 лет в 10 раз превышает численность публики, на которую мы ориентировались в 2009, и это здорово. Ребята, попавшие к нам в Powerhouse студентами, сейчас уже самодостаточные единицы общества и именно они составляют основную аудиторию.
Что касается бизнеса, то пока его можно заметить только на территории концертной деятельности и стриминга артистов, площадки в Москве по сравнению со своими европейскими аналогами зарабатывают в разы меньше и способны разве что держаться на плаву, поддержка со стороны правительства и министерства культуры по прежнему отсутствует.
Что произошло с клубной индустрией за последние 10 лет?
Она перезагрузилась, отряхнулась от остатков 90-х, гламура и безвкусной музыки, встала на правильный путь развития и сейчас уверенно догоняет индустрию европейских столиц. Но нужно понимать, что это было сделано не за 30-40 лет, как в Англии и Германии, а за 10-15, поэтому ошибки и фэйлы неизбежны. Но я верю, что мы двигаемся в правильном направлении.
Илья Воронин
Главный редактор Mixmag Russia
Об изменениях музыкальных вкусов людей
Три года, что существует Mixmag Russia, слишком небольшой срок для того, чтобы делать выводы об изменении музыкальных вкусов людей. За это время не успевает меняться поколение в клубах, хотя именно там поколения меняются быстрее всего.
Например, сегодня очень популярна музыка, симпатизирующая и черпающая вдохновение в 80-х, причем даже не во всем десятилетии, а в его второй половине. EBM (electronic body music — прим. ред.), индастриал, электро и прочие не слишком радостные стили того времени сегодня любимы многими.
С другой стороны есть тусовки, где сегодня любят неспешно передвигаться под заторможенный бит с сильным влиянием этнических мелодий.
Сама электронная музыка за прошедшее десятилетие фантастически разрослась. Причем настолько, что одна ее часть совершенно никак не контактирует с другой. Первую часть можно назвать условно EDM (electronic dance music — прим. ред.), другую — андеграундом. Какое-то время это очень хорошо было заметно в главных табелях о рангах клубной индустрии — в Top 100 DJmag и Top 100 Resident Advisor. Эти чарты практически никак между собой не пересекались и были предназначены для совершенно разных людей.
Истерия с EDM предсказуемо закончилась пару лет назад, а в андеграундных кругах стали появляться диджеи нового поколения. Их даже прозвали селекторами, поскольку они, прежде всего, интересуются музыкой, невзирая на год ее выпуска.
Что произошло с клубной индустрией за последние 10 лет?
Говоря про российскую сцену, нельзя не отметить безусловный рост профессионализма всех игроков, несмотря на небольшую численность потребителей этой музыки..
Если мы говорим про глобальное движение, то, безусловно, клубная индустрия уже не просто прошла процесс взросления, а твердо стоит на ногах. Это очень хорошо слаженный и работающий механизм. И каждый для себя может найти уголок (даже самый укромный), чтобы слушать ту эмоцию, которая ближе всего резонирует с его душой и сердцем. И да, люди и дальше будут не спать ночами и танцевать под электронный бит.
Борис Зленко
DJ Spyder, «Крыша мира»
«Крыша мира» — это пространство, где правит мир, гармония любви и радости. Это правильное трактование названия нашего проекта, в этом и есть суть идеологии клуба.
Потенциал, накопленный в популярные сегодня 90-е, был выплеснут нашей творческой командой в этот проект. У нас был высококачественный звук, соответствующая по качеству музыка, а также интеллигентная, но свободолюбивая публика. Творческая атмосфера, царившая на «Крыше» дала толчок таким проектам как: «Сила света», Slowdance и многим другим, а количество записанной музыки можно исчислять годами.
Мероприятия были разные: тематические, с дресс-кодом и фантастическими арт-объектами, изысканными декорациями и оживающими узорами на стенах в масштабах целого завода, с гастрономическими средами и привозами лучших поваров мира, утренних массовых занятий йогой в белом под космический эмбиент.
На мой взгляд, есть незыблемые понятия — стремление к совершенству одно из них. Мы по прежнему ориентируемся на публику, понимающую разницу, скажем, между новым и качественным, между преходящим и вечным.
Что произошло с клубной индустрией за последние 10 лет?
Для меня 10 лет — это лишь фрагмент более чем 30-летней истории электронной музыки, в которой я действующее лицо и наблюдатель одновременно. Много поколений и тенденций сменилось за это время, не изменилась только пропорция людей, действительно понимающих истинное значение музыки, ее миссионерское действие, ее Божественную сущность.
Сергей Тимошов
Арт-директор «Пропаганды»
«Пропаганда» существует уже 22 года. За последние 10 лет в «Пропаганде» появились пятничные техно-вечеринки. Совсем недавно изменились вечеринки по вторникам со спейс-диско и нетривиальным хаусом, их куратор Юрий Рута. Уже больше года среды отданы под эксперименты молодых талантов, где новые промо-группы, музыканты и диджеи оттачивают свои навыки.
Субботы стали более романтичными, после того как перешли под контроль Димы Ижевского. Люди все также приходят выпивать, танцевать и знакомиться. Мне кажется, глобально в процессах ничего не поменялось. Изменилось само отношение людей к отдыху в клубах, для многих процесс превратился в обычное времяпрепровождение.
Клубной индустрии в Москве до сих пор нет, все, что имеем — это клубная самодеятельность. Единственное, что поменялось — техническая оснащенность танцплощадок. «Пропаганда» до сих пор остается домом для качественной электронной музыки, и главное это то, что люди точно знают, какой продукт получат, посещая нас.
Мария Пирумова
Партнер event и букинг-агентства Unity
Скажу честно, нет ощущения, что общество сильно изменилось за время существования Unity, то есть за восемь лет. Но запросы тусующихся людей и тренды, безусловно, да.
Следить за этим — одна из наших главных задач. Такие проекты как Heineken Bar и Schweppes Bar совершенно разные. В первую очередь — это маркетинговые кейсы, которые сделаны в связи с запросами разных брендов. Но есть и общее, в первую очередь — это большой акцент на музыке, как на главном объединяющем и притягивающем аудиторию триггере. Успешную и запоминающуюся вечеринку нельзя сделать без крутой музыки.
Что произошло с клубной индустрией за последние 10 лет?
Глобально мало что поменялось, в Москве все происходит волнами. Периоды подъемов, когда в один год открываются сразу несколько крутых площадок. Так было в год, когда открылись «Симачев» и «Солянка», или в год, когда все лето Москва гудела в Heineken Bar и «Кругозоре». А бывает затишье. В целом молодежь стала лучше разбираться в музыке, что, безусловно, радует. И люди стали с большей готовностью платить за вход как на фестивали и концерты, так и просто за вход в клуб. Это очень круто и важно.
Путин поручил запретить работу ресторанов и клубов по ночам. Как это отразится на бизнесе?
Главы регионов должны «обеспечить усиление контроля за соблюдением всех ограничительных мероприятий», включая «введение запрета на проведение зрелищно-развлекательных мероприятий и оказание услуг общественного питания с 23:00 до 6 часов утра», говорится в поручении главы государства.
Новые ограничения призваны сдержать рост заболеваемости коронавирусом в стране. Доклад об исполнении поручения президента руководители регионов и глава Роспотребнадзора Анна Попова должны представить до конца ноября. В дальнейшем доклад будет представляться Владимиру Путину ежемесячно.
Переживут ли рестораны новые ограничения?
«Это действие [направлено] не на рестораны, а на бары и ночные клубы – те [заведения], где, по мнению правительства, трудно соблюдать социальную дистанцию. А в ресторанах люди в это время [после 23:00] уже просто досиживают, мы это прекрасно понимаем. То есть они не создают толпу. А в клубе, да, как раз примерно в это время собираются люди, которые уже гуляют ночью. Здесь проблема в том, что, наверное, сложно отделить бары от клубов и ресторанов. Поэтому меру и предлагается ввести для всех. То есть логика этой меры понятна. Другое дело, что будет с этими клубами? Ну, они прекратят свое существование», – сказал он в беседе с RTVI.
Омбудсмен пояснил, что основная часть выручки ночных клубов приходится на ночное время, работать в которое теперь запрещено. Также ограничительная мера существенно затронет бары, которые получают большую часть прибыли после 23:00. У ресторанов на ночные часы приходится небольшая часть выручки, но «было бы более правильно вводить время не с 23:00, а с 24:00», считает Миронов.
«[Этот запрет вводится] не потому, что в 12 в ресторанах коронавирус просыпается, а потому что в это время в клубе могут собраться люди», – подчеркнул он.
Новые ограничения могут иметь фатальные последствия для ресторанного бизнеса, заявила RTVI общественный омбудсмен в сфере малого и среднего бизнеса, владелец и основатель сети семейных кафе «Андерсон» Анастасия Татулова. Предпринимательница назвала новые ограничения «декоративными мерами», «имитацией бурной деятельности» и «абсурдом».
«Я считаю, что эти все предложения – „открыть, закрыть, ввести коды” – они совершенно непоследовательны. Они, к сожалению, касаются только каких-то отдельно выбранных отраслей, в том числе опять в очередной раз несчастных баров. Мы просто останемся вообще без этой отрасли. Она не выживет. Она уже сдохла – их в пятый раз закрывают. До тех пор, пока коды не будут введены на покупку авиабилетов, на покупку железнодорожных билетов, на покупку алкоголя, на проезд в электричках, на покупку карты „Тройка” – до этого момента все эти меры будут являться декоративными», – посетовала Татулова.
По оценкам общественного омбудсмена, подсчитать общий ущерб, который понесли представители сферы общепита за время пандемии непросто из-за ее разнородности.
«Отрасль общепита состоит из баров, у которых выручка в ноль практически упала, она состоит из заведений, выручка в которых упала на процентов 20, она состоит из ресторанов, которые много раз закрывали, и там выручка на 50-70% могла упасть. Всё очень по-разному. Например, детские предприятия – их осталось очень мало, кто смог пережить в принципе пандемию. И те, кто остались, они очень, очень пострадали. Этого сегмента, его практически нет больше», – подчеркнула Татулова.
Конфликт с QR-кодами
Государственный омбудсмен Сергей Миронов обратил внимание на конфликт нового федерального запрета с уже принятыми в регионах антиковидными мерами. «Если вводить эти ограничения, то надо убрать другие ограничения – которые уже параллельно действуют в регионах. Допустим, в [некоторых] регионах сейчас пускают в рестораны, в бары, в клубы по QR-кодам. Если до этого регион уже ввел QR-коды, то зачем тогда эта мера? Туда всё равно заходят только вакцинированные. Эти две меры противоречат друг другу – одна федеральная, а другая региональная. Думаю, региональным органам уже придется встраиваться в федеральную меру и убирать QR-коды, раз они „не сочетаются” с данной мерой», – отметил Миронов.
О спорной эффективности QR-кодов 25 октября заявил и мэр Москвы Сергей Собянин. QR-коды для прохода в кафе, рестораны и другие общественные места сейчас не помогут снизить заболеваемость, сказал глава города в эфире телеканала «Россия-1». При этом в период с 28 июня по 19 июля, когда в столице действовала система пропуска в бары и рестораны по QR-кодам, ресторанный бизнес потерял от 20 до 80% доходов, напомнил Собянин.
Выходные вакцинированным
централизовано закупить из бюджета дорогостоящие лекарства для лечения COVID-19, кратно увеличить объемы тестирования на инфекцию и нарастить темпы вакцинации;
обеспечить сотрудникам два выходных на вакцинацию с сохранением зарплаты;
перевести пожилых (старше 60 лет) и хронически больных сотрудников на удаленную работу на 4 недели;
ввести самоизоляцию для непривитых старше 60 лет;
пускать в определенные организации (список составят правительство и регионы) только по документам о вакцинации или перенесенной болезни (в том числе QR-коду). Тех, у кого есть противопоказания к вакцинации, будут пропускать по справке о медотводе и отрицательному ПЦР-тесту, сданному не позднее чем за 72 часа.
Заболеваемость коронавирусом в России растет с конца сентября. 25 октября Оперштаб по борьбе с инфекцией отчитался о том, что за последние сутки было выявлено почти 38 тысяч случаев инфицирования COVID-19, это абсолютный рекорд за всё время пандемии.
Чтобы сдержать рост заболеваемости в Воронежской, Нижегородской, Самарской, Курской и Новгородской областях, а также в Пермском крае с 25 октября объявлены нерабочие дни. С 26 октября аналогичные меры вводятся в Северной Осетии, с 27 октября — в Саратовской области, с 28 октября — в Москве и Подмосковье, а в Санкт-Петербурге — с 30 октября. Планируется, что во всех перечисленных регионах режим нерабочих дней завершится 7 ноября, но при необходимости его могут продлить.
Шум, мусор и пьяные малолетки: что происходит с клубом «Завод» и почему на него жалуются калининградцы
Жители улицы Ялтинской рассказывают, что уже полгода не спят по ночам в выходные дни. Кто мешает горожанам и почему никто не может справиться с нарушителями тишины, разбирался «Клопс».
Закрыли спустя полтора года
Весной 2020-го на Ялтинской, 81а, открылся ночной клуб под названием «Завод». В течение года проблем не было, а нынешним летом в заведение стали приходить более шумные гости. Тихая жизнь «ялтинцев» закончилась.
Но, к их счастью, за клуб взялись правоохранительные органы, и 15 ноября 2021 года В Калининграде ночной клуб «Завод» закрыли по решению суда
Помещение не соответствует нормам пожарной безопасности
Владелец заведения Владимир Семёнов заявил корреспонденту «Клопс», что никакого судебного постановления о запрете деятельности клуба ни он, ни его сотрудники не получали. Бизнесмен добавил, что едет в суд подавать жалобу на действия правоохранителей.
В управлении Федеральной службы судебных приставов возразили: всё по закону. «Постановление о запрете деятельности по данному адресу вручено в соответствии с законом», — сказали «Клопс» в ведомстве.
А теперь — дискотека!
По словам калининградки Ларисы Коломенковой (имя изменено), запрет не помешал клубу в прошедший уик-энд устроить дискотеку.
«Когда в интернете появилась информация, что клуб закрыли, мы обрадовались: наконец-то сможем отдыхать спокойно. Но где-то в час ночи опять начала играть музыка и работать генератор. Как затарахтел на всю улицу — дети проснулись. Конечно, мы вызвали полицию».
В пресс-службе УМВД подтвердили: в минувшие выходные «Завод» был открыт. «На руководство клуба составлен протокол об административном правонарушении. Это уже 15-й протокол за последнее время. Ещё пять протоколов за нарушение общественного порядка были составлены в отношении посетителей «Завода». Рейды будут продолжены», — рассказали в ведомстве.
В пресс-службе ФССП подтвердили, что зафиксировали факт работы заведения в прошлый уик-энд. «В отношении владельца клуба «Завод» будут применены наказания в рамках КоАП», — прокомментировали в региональном управлении службы приставов.
Владелец клуба «Завод» Владимир Семёнов отрицает, что в клубе были посетители, а вот генератор, действительно, работал. Но, по мнению предпринимателя, это никого не тревожило.
«Если от него отойти на 10 метров, уже ничего не слышно. Вечеринок на этих выходных не было. Жители могут пожаловаться и на луну, которая им светит в окно и мешает спать», — заявил Семёнов.
Чем ещё недовольны местные жители
Соседи Ларисы Коломенковой рассказали, что рядом с заведением собираются толпы молодёжи.
«Они громко слушают музыку в своих машинах, дерутся, выясняют отношения и даже ходят в туалет в палисадники нам под окна. Мы, конечно, понимаем, что клуб не может контролировать поведение людей на улице. Но ведь в будние дни этого кошмара нет, тихо», — пожаловалась Алина Забелина (имя изменено).
Жители Ялтинской недовольны и мусором, который остаётся рядом с «Заводом» наутро после дискотеки.
«По три недели лежат бутылки, какие-то бумажки. В самом клубе, похоже, алкоголь не продают, поэтому распивают перед входом, бросают прямо на тротуар банки из-под спиртного», — предположила Анастасия Игнатова (имя изменено).
Калининградка призналась: её беспокоит, что развлекаются в «Заводе» совсем молодые люди: «Я подозреваю, что туда приходят несовершеннолетние. Мой сын-студент говорит, что видел среди молодёжи возле клуба первокурсников из своего вуза».
Директор «Завода» не исключает, что среди посетителей могут быть и те, кому нет 18-ти. «Это парни и девушки, которые пытаются попасть в заведение всеми правдами и неправдами. Они приходят и в любой другой клуб. Показывают чужие документы, пытаются с кем-то договориться, прошмыгнуть в толпе. Это было и будет всегда. Могу сказать однозначно: на входе в клуб дежурят шесть человек, которые проверяют оригиналы паспортов и не пускают людей без документов», — заверил Владимир Семёнов.
«К нам едут «гости»»
Иногда в Instagram, название которого совпадает с клубом «Завод», появляются особые сторис: мол, к нам едут «гости»: «Выходите на улицу или идите на второй этаж».
«Сотрудники приезжают, скорее всего, выписывают протокол, и на этом всё. Когда машины полиции уезжают, в сторис всех опять приглашают продолжить гулянку», — говорят жители Ялтинской.