Счет 30263 в бюджетном учете для чего используется
Учет доходов учреждений в свете последних изменений в КОСГУ
Автор: Гришакова О., эксперт журнала
Приказом Минфина РФ от 27.12.2017 № 255н (далее – Приказ № 255н) в классификацию операций сектора государственного управления введены новые коды. Их следует применять с начала 2018 года. В связи с этим в рабочий план счетов необходимо ввести новые счета аналитического учета, соответствующие вновь введенным кодам КОСГУ. В статье рассмотрим порядок учета расчетов по доходам бюджетных и автономных учреждений спорта исходя из Приказа № 255н и проектов изменений в инструкциях № 174н, 183н (размещены на сайте www.regulation.gov.ru).
В бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений для расчетов по доходам используются следующие синтетические счета:
0 205 00 000 «Расчеты по доходам» – на нем отражаются суммы доходов (поступлений), начисленные учреждением в момент появления требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений (в том числе суммы поступившей от плательщиков предварительной оплаты), а также при выполнении учреждением возложенных на него согласно законодательству РФ функций;
0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» – он предназначен для учета расчетов по суммам выявленных недостач, хищений, порчи денежных средств и иных ценностей, других сумм причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, по суммам предварительной оплаты, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда, по суммам задолженности подотчетных лиц, своевременно не возвращенным (не удержанным из заработной платы), по суммам задолженности за неотработанные дни отпуска при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, по суммам излишне произведенных выплат, по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, при возникновении страховых случаев, по суммам ущерба, причиненного вследствие действия (бездействия) должностных лиц организации, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.
Далее рассмотрим, какие аналитические счета нужно предусмотреть в учетной политике бюджетного и автономного учреждений к указанным синтетическим счетам по доходам, а также порядок их применения.
Учет расчетов по доходам на счете 205 00 000
До начала действия Приказа № 255н синтетический счет 0 205 00 000 включал следующие аналитические счета:
0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности» (код 120 КОСГУ);
0 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» (код 130 КОСГУ);
0 205 40 000 «Расчеты по суммам принудительного изъятия» (код 140 КОСГУ);
0 205 50 000 «Расчеты по поступлениям от бюджетов» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 150 КОСГУ);
0 205 70 000 «Расчеты по доходам от операций с активами» (по соответствующим аналитическим счетам») (код 170 КОСГУ);
0 205 80 000 «Расчеты по прочим доходам» (код 180 КОСГУ).
С вступлением в силу Приказа № 255н коды 120, 130, 140, 180 КОСГУ стали группировочными и теперь включают в себя ряд новых подстатей КОСГУ.
Далее в таблице представим отдельные введенные коды КОСГУ по доходам и соответствующие им аналитические счета бухгалтерского учета, применяемые в деятельности бюджетных и автономных учреждений спорта.
Код КОСГУ (в редакции Приказа № 255н)
Номер счета и его наименование (с учетом проектов приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н)
Доходы учреждений от собственности
121 «Доходы учреждений от операционной аренды»
0 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды»
122 «Доходы бюджетных учреждений от финансовой аренды»
0 205 22 000 «Расчеты по доходам от финансовой аренды»
124 «Проценты по депозитам, остаткам денежных средств»
0205 24 000 «Расчеты по доходам от процентов по депозитам, остаткам денежных средств»
129 «Иные доходы учреждений от собственности»
0205 29 000 «Расчеты по иным доходам от собственности»
Доходы бюджетных учреждений от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат
131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»
0 205 31 000 «Расчеты с плательщиками по доходам от оказания платных услуг (работ)»
135 «Доходы бюджетных учреждений по условным арендным платежам»
0 205 35 000 «Расчеты по условным арендным платежам»
183 «Доходы от субсидии на иные цели»
0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели»
184 «Доходы от субсидии на осуществление капитальных вложений»
0 205 84 000 «Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений»
0 205 89 000 «Расчеты по иным доходам»
К счету 0 205 00 000 в структуре рабочего плана счетов (в 15 – 17-м разрядах счета) применяются соответствующие коды подвида доходов согласно подразд. 4.1 классификации доходов бюджета.
Наиболее распространенные операции по начислению и поступлению доходов в бюджетных и автономных учреждениях спорта приведены в таблице.
Операции по начислению доходов
Начислены доходы в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания
Начислены доходы будущих периодов в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)
Начислены доходы по предоставленной учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов (основание – бухгалтерская справка (ф. 0504833))
Начислены доходы по предоставленным в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетным инвестициям в сумме, подтвержденной отчетом
Начислены доходы от операционной аренды имущества, переданного арендаторам согласно заключенным договорам
Начислены доходы за выполненные работы, оказанные услуги, реализованные товары (в рамках видов приносящей доход деятельности учреждения, предусмотренных уставными документами)
Начислены заказчикам (в соответствии с долгосрочными договорами) суммы доходов будущих периодов за выполненные и сданные им отдельные этапы готовой продукции, работ, услуг
Начислены доходы от условных арендных платежей
Начислены иные доходы, в том числе полученные пожертвования (гранты), благотворительные (безвозмездные) перечисления
Операции по поступлению, зачету и списанию доходов
Отражено поступление доходов в рамках заключенных договоров (соглашений)
Отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам прекращением встречного требования зачетом
Списана с балансового учета дебиторская задолженность по доходам, признанная в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (не востребованной кредиторами по доходам)
Забалансовый счет 04
Таким образом, доходы, полученные в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и от оказания платных услуг (работ), предусмотренных уставом учреждения, учитываются на одном счете по коду 131 КОСГУ (ранее – по коду 130 КОСГУ); доходы, полученные в рамках операционной аренды, отражаются по коду 121 КОСГУ (ранее – по коду 120 КОСГУ). Учет остальных видов доходов теперь более детализирован. Так, доходы, относящиеся к компенсации расходов учреждения в рамках договора аренды, относятся к условным арендным платежам и учитываются отдельно.
При этом необходимо отметить, что операции автономных и бюджетных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются теперь по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики.
Автономное учреждение спорта предоставило в аренду ледовый каток на период проведения спартакиады с 1 марта по 11 марта. В договоре аренды отдельно предусмотрены фиксированная арендная плата – 55 000 руб. и возмещение арендатором расходов на электроэнергию по фактическим показаниям счетчика. По окончании данного мероприятия последние расходы составили 2 700 руб.
В целях упрощения примера операции по внутреннему перемещению переданного в аренду имущества и начислению налога на прибыль не приводятся.
Согласно СГС «Аренда» данный объект учета относится к операционной аренде.
В бухгалтерском учете на основании актов оказанных услуг отражены расчеты с арендатором по арендной плате и условным арендным платежам.
Отражена передача ледового катка арендатору
Энциклопедия решений. Расчеты по принятым обязательствам. Счет 302 00 (для бюджетной сферы)
Расчеты по принятым обязательствам. Счет 302 00 (для госсектора)
ГАРАНТ:
Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях
1) перед физическими лицами:
— в части начисленных заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, пособий, иных выплат, в том числе социальных;
— за поставленные материальные ценности, оказанные услуги (выполненные работы) и по иным основаниям, вытекающим из условий договоров (соглашений);
2) перед субъектами гражданских прав (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями):
— за поставленные материальные ценности, оказанные услуги (выполненные работы) и по иным основаниям, вытекающим из условий договоров (соглашений).
Внимание
Показатели принятых денежных обязательств, учтенные на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства», должны соответствовать показателям соответствующих счетов бухгалтерского учета (206 00 «Расчеты по выданным авансам», 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» и т.д.). Такой вывод следует из определения понятия «денежные обязательства», которое содержится в п. 308 Инструкции N 157н, п. 141 Инструкции N 162н, п. 166 Инструкции N 174н, п. 195 Инструкции N 183н (см. также письмо Минфина России от 17.02.2012 N 02-06-07/552).
Расходы по оплате труда учитываются госучреждениями по кредиту счета 302 11 «Расчеты по заработной плате» и дебету счетов по учету расходов (затрат, вложений) в последний день того отчетного периода (месяца), за который она начисляется. Выданный (перечисленный) ранее аванс (заработная плата за первую половину месяца) отражается по дебету счета 302 11 и кредиту счетов по учету денежных средств (расчетов по платежам из бюджета) в качестве задолженности работника перед госучреждением. По окончании месяца такая задолженность списывается с учета при начислении заработной платы. На этом же счете подлежат учету все доначисления зарплаты, в т.ч. по результатам устранения счетных ошибок (письмо Минфина России от 25.07.2016 N 02-07-10/43385).
Внимание
По состоянию на отчетную дату отрицательные остатки (дебиторская задолженность) по счету 302 00 не допускаются (п.1.1.8 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120, п.п. 1.1.5, 2.7, 5.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919).
Внимание
При отражении в учете задолженности перед физическими лицами, не состоящими в штате госучреждения, образовавшейся в рамках гражданско-правовых договоров, применяются соответствующие аналитические счета счета 302 20 «Расчеты по работам, услугам». Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование, возникающая в связи с осуществлением подобных выплат, оплачивается за счет статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ, но отражается в учете на отдельных аналитических счетах счета 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты».
Пример
В бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:
Оприходованы поступившие в учреждение материальные запасы
Произведен зачет аванса
Произведен окончательный расчет
Согласно положениям п.п. 257, 258 Инструкции N 157н учет операций по счету 302 00 может осуществляться в единых учетных регистрах:
В то же время в соответствии с учетной политикой организации госсектора в целях аналитического учета расчетов по счету 302 00 (кроме расчетов по оплате труда и выплате стипендий) дополнительно могут вестись Карточки учета средств и расчетов (ф. 0504051) (п. 257 Инструкции N 157н).
Информацию об аналитических счетах и типовых корреспонденциях, применяемых в целях ведения бухгалтерского учета расчетов по принятым обязательствам, смотрите в путеводителях:
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материалы приводятся по состоянию на ноябрь 2021 года.
См. содержание Энциклопедии решений.
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке :
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
Пименов В.В., руководитель направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Железнева Ю.С., главный бухгалтер ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина» Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Сапетина И.Н., руководитель проекта направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Сульдяйкина В.П., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Киреева А.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Дурнова Т.Н., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Верхова Н.А., редактор-эксперт редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»
Коротко об основах бюджетного учета
Рабочий счет состоит из 26 знаков:
первые 17 знаков — КПС (классификационный признак счета);
18 разряд — КФО (код финансового обеспечения);
с 19 по 23 разряд — Счет единого плана счетов;
с 24 по 26 разряд — КЭК (код экономической классификации).
При составлении проводки сначала определяем 19-23 разряды счетов Дт и Кт. Для этого можно воспользоваться хитростью — составить проводку по коммерческому плану счетов и «перевести» проводку на счета бюджетного учета.
В таблице представлены некоторые аналоги счетов:
Счета коммерческого плана счетов
Аналог из бюджетного учета — счет единого плана счетов государственных учреждений
Амортизация основных средств
Амортизация нематериальных активов
Вложения во внеоборотные активы
Животные на выращивании и откорме
НДС по приобретенным ценностям
201.11, 304.05, 210.02, 201.21
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Расчеты с покупателями и заказчиками
Расчеты по налогам и сборам
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
Расчеты с персоналом по оплате труда
Расчеты с подотчетными лицами
Прочие доходы и расходы
Резервы предстоящих расходов
Расходы будущих периодов
Доходы будущих периодов
В 1С: БГУ с прошлого года у счетов появился срок действия. Например, счет 208.96, действующий до 31.12.2018 назывался «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов», а 208.96, действующий с 01.01.19 называется «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам». То есть в плане счетов с одним и тем же номером может быть несколько счетов разного назначения. При составлении проводки нужно ориентироваться на дату, когда эта проводка должна быть отражена.
Определив Счет-группу, переходим к определению субсчета. Тут уже можно ориентировать на названия субсчетов. Например: счет-группа 302.00 имеет субсчета: 302.21 — Расчеты по услугам связи, 302.23 — Расчеты по коммунальным услугам и т.д.
Если с определением счета возникнет сложность, то всегда можно обратиться к Приказу Минфина РФ N157н от 01.12.2010. В этом приказе описан Единый План Счетов ( ЕПС ) и Инструкция по его применению.
ЕПС состоит из пяти разделов, сгруппированных по экономическому содержанию:
Счет 30263 в бюджетном учете для чего используется
10 февраля 2019 г. вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), которые обусловлены поправками в КОСГУ, а также введением в действие очередных федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора. Изменения применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета с 2019 г., т.е. приказ Минфина России от 28.12.2018 № 298н вступил в силу задним числом.
Единый план счетов
Изменение Единого плана счетов обусловлено введением в действие нового порядка применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н). Указания, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, которые действовали ранее, с 2019 года фактически утратили силу.
В Едином плане счетов нашло отражение основное нововведение, реализованное в Порядке № 209н, – детальное деление доходов по видам, а также разграничение операций по следующим их видам/критериям:
В связи с дополнительной детализацией КОСГУ значительно увеличилось количество счетов для учета расчетов:
Номер счета | Наименование в прежней редакции | Наименование в новой редакции | Комментарий |
---|---|---|---|
счет 205 00 «Расчеты по доходам» | |||
205 11 | Расчеты с плательщиками налоговых доходов | Расчеты с плательщиками налогов | Скорректировано название счета. Содержание счета не изменилось |
205 12 | — | Расчеты с плательщиками государственных пошлин, сборов | Новый счет. Соответствует подстатье 112 КОСГУ |
205 13 | — | Расчеты с плательщиками таможенных платежей | Новый счет. Соответствует подстатье 113 КОСГУ |
205 14 | — | Расчеты с плательщиками по обязательным страховым взносам | Новый счет. Соответствует подстатье 114 КОСГУ |
205 2К | — | Расчеты по доходам от концессионной платы | Новый счет. Соответствует подстатье 12K КОСГУ |
205 32 | Расчеты по доходам от оказания услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования | Расчеты по доходам от оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования | Скорректировано название счета. Из него исключены работы по программе ОМС, поскольку они не проводятся. Содержание счета не изменилось. Соответствует подстатье 132 КОСГУ |
205 36 | — | Расчеты по доходам бюджета от возврата субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания | Новый счет. Соответствует подстатье 136 «Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет» КОСГУ |
205 51 | Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | Расчеты по поступлениям текущего характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | Изменились название и содержание счета. На счете отражаются только поступления текущего характера от других бюджетов. Соответствует подстатье 151 КОСГУ |
205 52 | Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств | Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления | Изменилось название и назначение счета. Соответствует подстатье 152 КОСГУ. По этому счету отражаются целевые субсидии. Ранее для этих целей применялся счет 205 83 |
205 53 | Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций | Расчеты по поступлениям текущего характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений | Изменились название и назначение счета. Соответствует подстатье 153 КОСГУ |
205 54 | — | Расчеты по поступлениям текущего характера от организаций государственного сектора | Новый счет. Соответствует подстатье 154 КОСГУ |
205 55 | — | Расчеты по поступлениям текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) | Новый счет. Соответствует подстатье 155 КОСГУ |
205 56 | — | Расчеты по поступлениям текущего характера от наднациональных организаций и правительств иностранных государств | Новый счет. Соответствует подстатье 156 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 205 52 |
205 57 | — | Расчеты по поступлениям текущего характера от международных организаций | Новый счет. Соответствует подстатье 157 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 205 53 |
205 58 | — | Расчеты по поступлениям текущего характера от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций) | Новый счет. Соответствует подстатье 158 КОСГУ |
205 61 | Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование | Расчеты по поступлениям капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | Изменились название и назначение счета. Соответствует подстатье 161 КОСГУ |
205 62 | — | Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления | Новый счет. Соответствует подстатье 162 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 205 84 |
205 63 | — | Расчеты по поступлениям капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений | Новый счет. Соответствует подстатье 163 КОСГУ |
205 64 | — | Расчеты по поступлениям капитального характера от организаций государственного сектора | Новый счет. Соответствует подстатье 164 КОСГУ |
205 65 | — | Расчеты по поступлениям капитального характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) | Новый счет. Соответствует подстатье 165 КОСГУ |
205 66 | — | Расчеты по поступлениям капитального характера от наднациональных организаций и правительств иностранных государств | Новый счет. Соответствует подстатье 166 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 205 52 |
205 67 | — | Расчеты по поступлениям капитального характера от международных организаций | Новый счет. Соответствует подстатье 167 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 205 53 |
205 68 | — | Расчеты по поступлениям капитального характера от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных организаций) | Новый счет. Соответствует подстатье 168 КОСГУ |
205 83 | Расчеты по субсидиям на иные цели | — | Исключен. Расчеты по целевым субсидиям текущего характера теперь отражаются на счете 205 52 |
205 84 | Расчеты по субсидиям на осуществление капитальных вложений | — | Исключен. Расчеты по целевым субсидиям капитального характера теперь отражаются на счете 205 62 |
счет 206 00 «Расчеты по выданным авансам» | |||
206 11 | Расчеты по оплате труда | Расчеты по заработной плате | Скорректированы название и содержание счета. Соответствует подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ. Отражает только расчеты с персоналом за выполненную работу. Не отражает пособия и иные социальные выплаты |
206 12 | Расчеты по авансам по прочим выплатам | Расчеты по авансам по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме | Скорректированы название и содержание счета. Соответствует подстатье 212 КОСГУ |
206 14 | — | Расчеты по авансам по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме | Новый счет. Соответствует подстатье 214 КОСГУ |
206 41 | Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям | Скорректированы название и содержание счета. Соответствует подстатье 241 КОСГУ |
206 42 | Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера финансовым организациям государственного сектора на производство | Изменились название и назначение счета. Соответствует подстатье 242 КОСГУ |
206 43 | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на производство | Новый счет. Соответствует подстатье 243 КОСГУ |
206 44 | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера нефинансовым организациям государственного сектора на производство | Новый счет. Соответствует подстатье 244 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 41 |
206 45 | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство | Новый счет. Соответствует подстатье 245 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 42 |
206 46 | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на производство | Новый счет. Соответствует подстатье 246 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 42 |
206 47 | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера финансовым организациям государственного сектора на продукцию | Новый счет. Соответствует подстатье 247 КОСГУ |
206 48 | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на продукцию | Новый счет. Соответствует подстатье 248 КОСГУ |
206 49 | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера нефинансовым организациям государственного сектора на продукцию | Новый счет. Соответствует по подстатье 249 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 41 |
206 4А | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию | Новый счет. Соответствует подстатье 24A КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 42 |
206 4В | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на продукцию | Новый счет. Соответствует подстатье 24B КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 42 |
206 53 | Расчеты по авансовым перечислениям международным организациям | — | Исключен |
206 61 | Расчеты по авансовым платежам (перечислениям) по обязательным видам страхования | — | Исключен |
206 62 | Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению | Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению в денежной форме | Изменились название и содержание счета. Соответствует подстатье 262 КОСГУ |
206 63 | Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления | Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме | Изменились название и назначение счета. Соответствует подстатье 263 КОСГУ |
206 64 | — | Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме | Новый счет. Соответствует подстатье 264 КОСГУ. Ранее для этих целей использовался счет 206 63 |
206 65 | — | Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи, выплачиваемым работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме | Новый счет. Соответствует подстатье 265 КОСГУ. Ранее для этих целей использовался счет 206 63 |
206 66 | — | Расчеты по авансам по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме | Новый счет. Соответствует подстатье 266 КОСГУ. Ранее для этих целей применялись счета 206 11, 206 12, 206 62 |
206 67 | — | Расчеты по авансам по социальным компенсациям персоналу в натуральной форме | Новый счет. Соответствует подстатье 267 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 12 |
206 81 | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям | Новый счет. Соответствует подстатье 281 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 41 |
206 82 | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера финансовым организациям государственного сектора | Новый счет. Соответствует подстатье 282 КОСГУ |
206 83 | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) | Новый счет. Соответствует подстатье 283 КОСГУ |
206 84 | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора | Новый счет. Соответствует подстатье 284 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 41 |
206 85 | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) | Новый счет. Соответствует подстатье 285 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 42 |
206 86 | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг | Новый счет. Соответствует подстатье 286 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 42 |
206 96 | Расчеты по авансам по оплате иных расходов | Расчеты по авансам по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам | Изменились название и назначение счета. Соответствует подстатье 296 КОСГУ |
206 97 | — | Расчеты по авансам по оплате иных выплат текущего характера организациям | Новый счет. Соответствует подстатье 297 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 96 |
206 98 | — | Расчеты по авансам по оплате иных выплат капитального характера физическим лицам | Новый счет. Соответствует подстатье 298 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 96 |
206 99 | — | Расчеты по авансам по оплате иных выплат капитального характера организациям | Новый счет. Соответствует подстатье 299 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 206 96 |
счет 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами» | |||
208 12 | Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам | Расчеты с подотчетными лицами по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме | Изменились название и содержание счета. Соответствует подстатье 212 КОСГУ |
208 14 | — | Расчеты с подотчетными лицами по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме | Новый счет. Соответствует подстатье 214 КОСГУ |
208 33 | — | Расчеты с подотчетными лицами по приобретению непроизведенных активов | Новый счет. Соответствует статье 330 КОСГУ |
208 62 | Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению | Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению в денежной форме | Изменились название и содержание счета. Соответствует подстатье 262 КОСГУ |
208 63 | Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий, выплачиваемых организациями сектора государственного управления | Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи населению в натуральной форме | Изменились название и назначение счета. Соответствует подстатье 263 КОСГУ |
208 64 | — | Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий, выплачиваемых работодателями, нанимателями бывшим работникам | Новый счет. Соответствует подстатье 264 КОСГУ. Ранее для этих целей использовался счет 208 63 |
208 65 | — | Расчеты с подотчетными лицами по оплате пособий по социальной помощи, выплачиваемых работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме | Новый счет. Соответствует подстатье 265 КОСГУ. Ранее для этих целей использовался счет 208 63 |
208 66 | — | Расчеты с подотчетными лицами по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме | Новый счет. Соответствует подстатье 266 КОСГУ. Ранее для этих целей использовались счета 208 11, 208 12, 208 62 |
208 67 | — | Расчеты с подотчетными лицами по социальным компенсациям персоналу в натуральной форме | Новый счет. Соответствует подстатье 267 КОСГУ. Ранее для этих целей использовались счета 208 12 |
208 96 | Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных расходов | Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам | Изменились название и назначение счета. Соответствует подстатье 296 КОСГУ |
208 97 | — | Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера организациям | Новый счет. Соответствует подстатье 297 КОСГУ. Ранее для этих целей использовался счет 208 96 |
208 98 | — | Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат капитального характера физическим лицам | Новый счет. Соответствует подстатье 298 КОСГУ. Ранее для этих целей использовался счет 208 96 |
208 99 | — | Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат капитального характера организациям | Новый счет. Соответствует подстатье 299 КОСГУ. Ранее для этих целей использовался счет 208 96 |
счет 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» | |||
302 12 | Расчеты по прочим выплатам | Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме | Изменились название и содержание счета. Соответствует подстатье 212 КОСГУ |
302 14 | — | Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в натуральной форме | Новый счет. Соответствует подстатье 214 КОСГУ |
302 41 | Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям | Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям | Изменились название и содержание счета. Соответствует подстатье 241 КОСГУ |
302 42 | Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций | Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера финансовым организациям государственного сектора на производство | Изменились название и назначение счета. Соответствует подстатье 242 КОСГУ |
302 43 | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на производство | Новый счет. Соответствует подстатье 243 КОСГУ |
302 44 | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера нефинансовым организациям государственного сектора на производство | Новый счет. Соответствует подстатье 244 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 302 41 |
302 45 | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на производство | Новый счет. Соответствует подстатье 245 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 302 42 |
302 46 | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на производство | Новый счет. Соответствует подстатье 246 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 302 42 |
302 47 | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера финансовым организациям государственного сектора на продукцию | Новый счет. Соответствует подстатье 247 КОСГУ. |
302 48 | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) на продукцию | Новый счет. Соответствует подстатье 248 КОСГУ |
302 49 | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера нефинансовым организациям государственного сектора на продукцию | Новый счет. Соответствует подстатье 249 КОСГУ |
302 4А | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) на продукцию | Новый счет. Соответствует подстатье 24A КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 302 42 |
302 4В | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг на продукцию | Новый счет. Соответствует подстатье 24B КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 302 42 |
302 51 | Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | — | Исключен |
302 52 | Расчеты по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств | — | Исключен |
302 62 | Расчеты по пособиям по социальной помощи населению | Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в денежной форме | Изменились название и содержание счета. Соответствует подстатье 262 КОСГУ |
302 63 | Расчеты по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления | Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме | Изменились название и назначение счета. Соответствует подстатье 263 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 302 62 |
302 64 | — | Расчеты по пенсиям, пособиям, выплачиваемым работодателями, нанимателями бывшим работникам | Новый счет. Соответствует подстатье 264 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 302 63 |
302 65 | — | Расчеты по пособиям по социальной помощи, выплачиваемым работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме | Новый счет. Соответствует подстатье 265 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 302 63 |
302 66 | — | Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме | Новый счет. Соответствует подстатье 266 КОСГУ. Ранее для этих целей применялись счета 302 11, 302 12, 302 62 |
302 67 | — | Расчеты по социальным компенсациям персоналу в натуральной форме | Новый счет. Соответствует подстатье 267 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 302 12 |
302 72 | Расчеты по приобретению ценных бумаг, кроме акций | Расчеты по приобретению ценных бумаг, кроме акций и иных финансовых инструментов | Скорректировано название счета. Помимо акций на счете также не учитываются расчеты по приобретению иных финансовых инструментов |
302 73 | Расчеты по приобретению акций и по иным формам участия в капитале | Расчеты по приобретению акций и иных финансовых инструментов | Скорректировано название. Иные формы участия в капитале заменены на финансовые инструменты |
302 81 | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям | Новый счет. Соответствует подстатье 281 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 302 41 |
302 82 | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера финансовым организациям государственного сектора | Новый счет. Соответствует подстатье 282 КОСГУ |
302 83 | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера иным финансовым организациям (за исключением финансовых организаций государственного сектора) | Новый счет. Соответствует подстатье 283 КОСГУ |
302 84 | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера нефинансовым организациям государственного сектора | Новый счет. Соответствует подстатье 284 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 302 41 |
302 85 | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера иным нефинансовым организациям (за исключением нефинансовых организаций государственного сектора) | Новый счет. Соответствует подстатье 285 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 302 42 |
302 86 | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера некоммерческим организациям и физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг | Новый счет. Соответствует подстатье 286 КОСГУ. Ранее для этих целей применялся счет 302 42 |
302 96 | Расчеты по иным расходам | Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам | Изменилось назначение счета. Соответствует подстатье 296 КОСГУ |
302 97 | — | Расчеты по иным выплатам текущего характера организациям | Новый счет. Соответствует подстатье 297 КОСГУ. Ранее для этих целей использовался счет 302 96 |
302 98 | — | Расчеты по иным выплатам капитального характера физическим лицам | Новый счет. Соответствует подстатье 298 КОСГУ. Ранее для этих целей использовался счет 302 96 |
302 99 | — | Расчеты по иным выплатам капитального характера организациям | Новый счет. Соответствует подстатье 299 КОСГУ. Ранее для этих целей использовался счет 302 96 |
Забалансовые счета | |||
04 | Задолженность неплатежеспособных дебиторов | Сомнительная задолженность | Скорректировано название счета. Содержание счета не изменилось. Определение сомнительной задолженности дано в п. 11 СГС «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н (далее – СГС «Доходы») |
24 | Имущество, переданное в доверительное управление | Нефинансовые активы, переданные в доверительное управление | Изменились название и содержание счета. Уточнено, что счет применяется при передаче только нефинансовых активов, а не любого имущества |
40 | Активы в управляющих компаниях | Финансовые активы в управляющих компаниях | Изменились название и содержание счета. Уточнено, что на счете отражаются только финансовые активы в управляющих компаниях, а не любое имущество |
Таким образом, в Единый план счетов добавлено 72 новых аналитических счета, исключено 6, изменилось содержание 23 аналитических счетов.
Общие положения Инструкции № 157н
Изменения связаны с вступлением в силу с 2019 года новых федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора. Из текста Инструкции № 157н исключены положения, которые теперь регулируются стандартами, и сделана ссылка на эти нормативные документы.
Номер пункта Инструкции № 157н | Содержание пункта | Характер изменений |
---|---|---|
5 | Передача ведения бухгалтерского учета и составления отчетности | Уточнено, что полномочия по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности могут быть переданы другому учреждению (централизованной бухгалтерии). Ранее пункт подразумевал, что эти полномочия можно передать иной организации. В действующей редакции упоминание иных организаций исключено. |
6 | Учетная политика | Исключены все положения, которые касались формирования учетной политики. Сделана ссылка на федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (далее – СГС «Учетная политика»). С 2019 года при составлении учетной политики необходимо руководствоваться положениями этого стандарта, а также методическими рекомендациями по его применению (доведены письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480) |
13 | Пересчет в рубли объектов учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте | Исключен порядок пересчета. Сделана ссылка на федеральный стандарт «Влияние изменений курсов иностранных валют», утв. приказом Минфина России от 30.05.2018 № 122н. С 2019 года при совершении операций с объектами учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, необходимо руководствоваться положениями этого стандарта |
18 | Исправление ошибок в учете | Исключен порядок исправления ошибок в учете. Сделана ссылка на СГС «Учетная политика». С 2019 года при исправлении учетных ошибок необходимо руководствоваться этим стандартом, а также методическими рекомендациями по его применению (доведены письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480). Уточнено, что бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет обособляются в отдельном Журнале по прочим операциям с отметкой «Исправление ошибок прошлых лет» |
Нефинансовые активы
В пункт 77 Инструкции № 157н внесли техническую правку. Получение (предоставление) прав временного использования объектов непроизведенных активов на балансовых счетах отражать не нужно. Для этого используется забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование». Однако (в отличие от прежней редакции) сделано исключение из этого правила для случаев, предусмотренных Инструкцией № 157н и федеральными стандартами. В первую очередь необходимо учитывать требования СГС «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н.
Уточнено понятие остаточной стоимости амортизируемого имущества (п. 85 Инструкции № 157н). При ее расчете балансовая стоимость объекта уменьшается не только на сумму начисленной амортизации, но и на сумму убытка от обесценения. Также при принятии к учету объекта основных средств, нематериальных активов учитывается не только ранее начисленная сумма амортизации, но и убыток от обесценения.
Скорректирован пункт 89 Инструкции № 157н. Из описания счетов для учета амортизации нефинансовых активов исключена фраза о том, что объекты должны находиться на праве оперативного управления. На балансе могут быть и амортизироваться также активы в финансовой аренде (лизинге).
В описание счетов для учета амортизации добавлен аналитический код группы синтетического счета 40 по объектам операционной аренды (праву пользования активами) и соответствующие аналитические коды вида синтетического счета:
Для обесценения непроизведенных активов предусмотрена аналитическая группа 60 синтетического счета объекта учета. Соответствующая корректировка внесена в п. 151.6 Инструкции № 157н.
Финансовые активы
В новой редакции пп. 199, 204, 217 Инструкции № 157н изменена группировка расчетов по доходам, выданным авансам, расчетов с подотчетными лицами (счета 205 00, 206 00, 208 00):
Номер счета | Наименование в прежней редакции | Наименование в новой редакции | Комментарий |
---|---|---|---|
205 10 | Расчеты по налоговым доходам | Расчеты по налоговым доходам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование | Скорректировано название счета. Добавлены таможенные платежи и страховые взносы на обязательное социальное страхование |
205 50 | Расчеты по безвозмездным поступлениям от бюджетов | Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям текущего характера | Скорректировано название аналитической группы. Учтены изменения в КОСГУ, где поступления и выбытия делятся на денежную и натуральную форму, а также текущие и капитальные. Кроме того, теперь по этой группе отражаются поступления не только от бюджетов, но и от различных организаций, в т.ч. международных |
205 60 | Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование | Расчеты по безвозмездным денежным поступлениям капитального характера | Изменилось назначение аналитической группы. Счет больше не имеет отношения к расчетам по страховым взносам. Учтены изменения в КОСГУ, где поступления и выбытия делятся на денежную и натуральную форму, а также текущие и капитальные |
206 40 | Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям текущего характера организациям | Изменились название и содержание счета. Учтены изменения в КОСГУ, где поступления и выбытия делятся на денежную и натуральную форму, а также текущие и капитальные |
206 80 | — | Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям капитального характера организациям | Новая аналитическая группа. Учтены изменения в КОСГУ, где поступления и выбытия делятся на денежную и натуральную форму, а также текущие и капитальные |
208 20 | Расчеты с подотчетными лицами по работам, услугам | Расчеты с подотчетными лицами по оплате работ, услуг | Скорректировано название аналитической группы. Содержание счета не изменилось |
В пунктах 199, 204, 217, 221 сделано важное уточнение, что в номерах счетов аналитического учета счетов 205 00, 206 00, 208 00, 209 00 указываются:
Порядком № 209н предусмотрена детализация статей 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» и 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности» КОСГУ подстатьями в зависимости от контрагента. Следовательно, в разрядах 24 – 26 номеров счетов 205 00, 206 00, 208 00, 209 00 необходимо ставить соответствующую подстатью КОСГУ.
Пунктом 204 Инструкции № 157н учреждениям предоставлено право устанавливать в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по видам доходов (поступлений) – дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета. Это уточнение сделано в описании счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам». Ранее в этом пункте говорилось о дополнительной группировке расчетов по авансовым перечислениям в разрезе видов расходов (выбытий).
Обязательства
В новой редакции п. 256 Инструкции № 157н изменена группировка расчетов по принятым обязательствам (счет 302 00):
Номер счета | Наименование в прежней редакции | Наименование в новой редакции | Комментарий |
---|---|---|---|
302 40 | Расчеты по безвозмездным перечислениям организациям | Расчеты по безвозмездным перечислениям текущего характера организациям | Изменились название и содержание аналитической группы синтетического счета. Учтены изменения в КОСГУ, где поступления и выбытия делятся на денежную и натуральную форму, а также текущие и капитальные |
302 70 | Расчеты по приобретению ценных бумаг и по иным финансовым вложениям | Расчеты по приобретению финансовых активов | Скорректировано название аналитической группы синтетического счета. Ее содержание не изменилось. |
302 80 | — | Расчеты по безвозмездным перечислениям капитального характера организациям | Новый счет. Учтены изменения в КОСГУ, где поступления и выбытия делятся на денежную и натуральную форму, а также текущие и капитальные |
В пункте 256 Инструкции № 157н сделано важное уточнение, что в номерах счетов аналитического учета счета 302 00 указываются:
Порядком № 209н предусмотрена детализация статей 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» и 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ подстатьями в зависимости от контрагента. Следовательно, в разрядах 24 – 26 номера счета 302 00 необходимо ставить соответствующую подстатью КОСГУ.
В пункте 281 Инструкции № 157н исправлена техническая неточность. Бухгалтерские записи по ошибкам годов, предшествующих году исправительных записей, которые не отражаются по счету 304 86, должны учитываться на счете 304 96 «Иные расчеты прошлых лет». Ранее был указан счет 304 94, однако он предназначен для учета консолидируемых расчетов иных прошлых лет.
Финансовый результат
Скорректировано описание счета 401 40 «Доходы будущих периодов» (п. 301 Инструкции № 157н). Сделана ссылка на СГС «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, которым необходимо руководствоваться при отражении операций на счете 401 40.
Примерный перечень доходов будущих периодов дополнен доходами по соглашениям о предоставлении безвозмездных перечислений на условиях предоставления активов (межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, иным физическим лицам).
В то же время из этого перечня исключены доходы по соглашениям:
Изменения связаны с введением с 01.01.2019 СГС «Доходы». Доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов относятся к необменным операциям (подп. «а» п. 6 СГС «Доходы»). Также в пункте 6 стандарта дано разъяснение нового термина «условия при передаче активов». Под ним понимаются условия, которые устанавливает передающая сторона. Будущие экономические выгоды или полезный потенциал, заложенные в передаваемых активах, должны быть использованы получателем по целевому назначению, включая достижение установленных результатов. Если целевые показатели не будут достигнуты, передаваемые активы должны быть полностью или частично возвращены передающей стороне.
Доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов (пп. 40, 54 СГС «Доходы»). По мере выполнения условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов признаются в учете в составе доходов текущего отчетного периода.
Доходы будущих периодов от субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания признаются в бухгалтерском учете в составе доходов от реализации текущего отчетного периода по мере исполнения задания.
Таким образом, теперь отражение полученных субсидий в составе доходов будущих периодов не связано с датой заключения соглашения (в текущем году на очередной финансовый год). Все субсидии, по которым при их предоставлении установлены условия, учитываются на счете 401 40. Только после выполнения этих условий они включаются в доходы текущего периода.
Санкционирование
В пункте 308 Инструкции № 157н скорректировано определение принимаемых обязательств в части закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В соответствии с ранее действовавшей редакцией этого пункта принимаемые обязательства необходимо было отражать на счете 502 07 только при использовании конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в размере начальной (максимальной) цены контракта (договора). Основанием служили извещения об осуществлении закупок (направленные приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием конкурентных способов), размещаемые в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС).
В новой редакции п. 308 Инструкции № 157н уточняется, что к принимаемым обязательствам относятся также обязанности учреждений предоставить денежные средства при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при условии размещения извещения, приглашения принять участие.
В соответствии с ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) извещение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) размещается в ЕИС, только если такая закупка осуществляется на основании пп. 1 – 3, 6 – 8, 11 – 14, 16 – 19 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Если учреждение руководствуется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, при закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке может быть размещена заказчиком в ЕИС, только если это предусмотрено положением о закупке (ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Соответствующие изменения внесены также в порядок заполнения форм отчетности:
Забалансовые счета
Внесены существенные изменения в порядок ведения учета на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 333 Инструкции № 157н). В описании счета уточняется, что он предназначен для учета:
Иными словами, в описание забалансового счета 01 добавлены случаи передачи имущества в безвозмездное пользование, когда СГС «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н, применять не нужно (см. также п. 9.7 письма Минфина России № 02-06-07/2736, Казначейства России № 07-04-05/02-932 от 21.01.2019).
Ранее Минфин России в письме от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 разъяснял, что СГС «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов. В ситуации, когда учредитель передает имущество в пользование учреждению для выполнения возложенных на него функций, по мнению Минфина России, СГС «Аренда» применять не нужно. Такую операцию следует рассматривать с позиции имущественного вклада учредителя.
В обоснование своего мнения Минфин России ссылается на пп. 41, 43, 68 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»). В соответствии с п. 41 СГС «Концептуальные основы» имущество, полученное учреждением от собственника или учредителя (кроме денежных средств и эквивалентов), для выполнения возложенных государственных (муниципальных) полномочий (функций), деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд признается для целей учета и формирования отчетности вкладом собственника (учредителя).
В соответствии с п. 43 СГС «Концептуальные основы» доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, кроме поступлений, связанных с вкладами собственником (учредителем).
В целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой (п. 68 СГС «Концептуальные основы»).
Специалисты Минфина указывают, что СГС «Аренда» применяется только при безвозмездной передаче имущества между разными бюджетами, поскольку это скрытая форма субсидии.
Кроме того, СГС «Аренда» не применяется, если учреждение передает объекты нефинансовых активов иным учреждениям (органам власти) для выполнения функций (полномочий), однако обязанности по содержанию имущества остаются у передающей стороны. Иными словами, если учреждение создано собственником имущества в целях организационно-технического обеспечения других учреждений и органов власти, классификация объектов учета аренды не осуществляется. Передача такого имущества отражается в порядке, который действовал до применения СГС «Аренда» (до 1 января 2018 г.).
Такие разъяснения содержатся в разд. II методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464. Соответствующее положение закреплено в п. 32 Инструкции № 157н.
СГС «Аренда» не применяется при соблюдении хотя бы одного из следующих условий (письмо Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429):
Разъяснения также даны в письме Минфина России от 27.09.2018 № 02-07-10/69410.
Когда СГС «Аренда» не применяется, безвозмездная передача имущества отражается в порядке, который действовал до применения СГС «Аренда» (до 1 января 2018 г.):
Также в п. 333 Инструкции № 157н сделано дополнение: внутренние перемещения ценностей на забалансовом счете 01 можно отразить записью в Инвентарной карточке. Ранее эта операция могла оформляться только путем изменения ответственного лица и (или) места хранения.
Забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» теперь называется «Сомнительная задолженность» (п. 339 Инструкции № 157н). Определение сомнительной задолженности дано в п. 11 СГС «Доходы». Под ней понимается сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива.
Учет на забалансовом счете 19 «Невыясненные поступления прошлых лет» могут вести не только финансовые органы, но и главные администраторы (администраторы) доходов бюджета. Полномочия по администрированию доходов в части невыясненных поступлений должны быть переданы администратору по закону (решению) о бюджете публично-правового образования. Соответствующие корректировки внесены в п. 369 Инструкции № 157н.
На забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами» необходимо отражать также кредиторскую задолженность, которая образовалась у администратора доходов в связи с переплатами в бюджет (в т.ч. налогов). Аналитический учет такой задолженности ведется в разрезе видов платежей. Соответствующие изменения внесены в пп. 371, 372 Инструкции № 157н.
На забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» следует учитывать также объекты неоперационной (финансовой) аренды, переданные учреждением в возмездное пользование (п. 381 Инструкции № 157н). В прежней редакции говорилось только о передаче объектов учета операционной аренды.
Забалансовый счет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» предназначен для учета данных об объектах аренды на льготных условиях, о предоставленном (переданном) в безвозмездное пользование имуществе без закрепления права оперативного управления. Из буквального прочтения этой нормы следует, что на счете учитываются объекты как операционной, так и финансовой аренды. При этом имущество может передаваться безвозмездно или на льготных условиях, когда сумма арендных платежей меньше справедливой стоимости таких платежей.