Счет абс что это
Автоматизированная банковская система
Многие современные банки стараются автоматизировать процесс оказания финансовых услуг. Причин этому бесконечное множество: экономическая выгода, ускорение процедур оформления, исключение человеческого фактора, повышение качества обслуживания и уровня безопасности клиентов банка.
Базовый принцип создания автоматизированной банковской системы это:
Создание автоматизированных банковских систем
Современная автоматизированная банковская система, сокращенно АБС, создается с учётом архитектуры функциональных программных продуктов и предполагает опциональное деление на три уровня:
Первый верхний уровень – модули, за которыми закреплены функции удобного ввода информации, первичной обработки данных, взаимодействие связки банк-клиент, а также банк-банк, плюс взаимоотношения с торговыми или информационными агентствами.
Второй верхний уровень аккумулирует приложения, направленные на организацию внутренних расчётов и чёткого алгоритма по выполнению внутрибанковских задач и функций.
Нижний уровень включает основные функции ведения бухгалтерского учёта и модули, ответственные за выполнение такой работы.
Требования к современным АБС
Высокие функциональные требования к современным АБС обусловлены сложностью интеграции программного продукта, необходимостью решения широкого спектра клиентских задач.
АБС внедряют этапно, анализируя потребности клиентов, служащих банка.
История развития автоматизированных банковских систем
Программы обработки платежных документов, учета простейших финансовых операций были разработаны в 50-x годах в США. Дальнейшая история развития автоматизированных банковских систем связана с постоянной модернизацией функций, поиском оптимальной архитектуры АБС.
После бурного развития компьютерного рынка в 80-х в существующих системах удалось существенно увеличить количество обрабатываемых операций. Однако в 90-х развитие рынка несколько замедлилось ввиду общего экономического спада. АБС нового поколения были созданы в 2000-х. Сегодня подобные продукты продолжают интенсивно совершенствовать.
Современные банковские автоматизированные системы
Используя современные банковские автоматизированные системы, в финансовых учреждениях снижают операционные издержки. Благодаря организации единого информационного пространства увеличивается эффективность работы филиалов банка, снижаются операционные затраты, растет скорость обслуживания физических, юридических лиц.
Внедрение АБС позволяет организовать дистанционное клиентское обслуживание, создать единую документную базу, контролировать финансовые потоки, формировать стандартизированную отчетность.
Анализ рынка автоматизированных банковских систем
Продукты, предназначенные для коммерческих структур, охватывают различные сферы деятельности, что позволяет интегрировать АБС с учетом специфики работы. Анализ рынка автоматизированных банковских систем позволяет выявить их направленность, широту охвата операций.
Большинство систем ориентированы на крупные банки либо коммерческие организации с небольшой клиентской базой. Существуют универсальные программные продукты. Предусмотрена комплексная обработка платежей, кредитно-денежных операций, депозитный контроль, отчетность. Доступны специальные решения, благодаря которым можно значительно повысить эффективность операционной деятельности отдельных видов структур.
Автоматизированные банковские системы России
Российский рынок специализированных финансовых продуктов представлен отечественными системами, зарубежными решениями. Автоматизированные банковские системы России разработаны согласно сетевому принципу обработки информации, предоставляют возможность дистанционного контроля, полного отслеживания финансовой деятельности.
Программные решения разработчиков Diasoft, Инверсия, R-Style SoftLab лидируют среди конкурентных предложений. Однако системы SC-Банк, БИСквит, IB-System не менее эффективны и надежны, что позволяет предложить клиенту оптимальные условия сотрудничества с меньшими инвестиционными издержками.
Совет от Сравни.ру: Автоматизированная банковская система – неизбежный этап развития коммерческой организации, которая работает на рынке предоставления финансовых услуг или продуктов. К необходимости внедрения АБС рано или поздно придут все отечественные банки, поэтому для организации работы финансовых учреждений знание принципов построения и функционирования автоматизированных систем понадобиться всем, от рядового клерка, до главного управляющего.
АБС банка — что это и как работает?
Сейчас клиенты банков выдвигают к ним серьезные требования по качеству и скорости обслуживания. Если бы все запросы выполнялись в ручном режиме, а заявления и корреспонденция уходила почтой, то даже сотой части того, что сейчас выполняется в банке, исполнено бы не было. Чем быстрее банк проводит операции, тем выше лояльность клиента. В современном банке ежеминутно исполняются миллионы различных транзакций и проводок. При этом информация не только обрабатывается, но и формируется отчетность. Все это было бы нереально без специальных банковских система, которые автоматизировали многие процессы (АБС).
Каждый банк имеет свою АБС, где проводит операции, аккумулирует информацию, создает отчетность для последующей сдачи в ЦБ. Если простая организация вполне может вести свою отчетность на бумажных носителях, то в банке это сделать невозможно по причине огромного количества проводок, введения постоянных изменений.
Что такое АБС?
Это комплекс систем технического программного обеспечения, разработанный для автоматизации различных процессов и проведения операций. Архитектура АБС достаточно сложна и функциональна. Для удобства она разделена на модули:
Перед АБС стоит сложная задача по решению большого спектра вопросов по функционированию банка. АБС должна легко интегрироваться, иметь модули для расширения своей функциональности, создавать единство документооборота, обрабатывать данные пакетным способом, быть безопасной и иметь несколько степеней защиты.
Зачем банку АБС?
Используя АБС, банки сокращают свои операционные издержки, увеличивают скорость обслуживания клиентов и проведения операций. Благодаря АБС формируется единое информационное пространство, за счет чего эффективность и продуктивность работы улучшается. Все дистанционные каналы обслуживания, единая база данных, контроль за финансовыми потоками, формирование стандартизированой отчетности могут функционировать в рамках АБС. Система ведет операцию от создания лицевого счета до формирования проводок и отражения их на балансе банка. Все это проводится в считанные секунды.
Из чего состоит АБС?
Система состоит из модулей, что позволяет разделять всю работу по функционалу. Стандартная схема, встречающаяся чаще всего, выглядит так:
Многомодульная система необходима для банка, поскольку совершать все операции в рамках одного модуля технически невозможно. Все системы должны бесперебойно взаимодействовать друг с другом. Занесенная информация не дублируется и ее можно использовать при любой операции. Например, клиент хочет карту. Сотрудник заводит данные в систему, идентифицирует клиента. Если клиент захочет взять кредит, то имеющиеся данные уже подтягиваются в заявку и сотруднику не нужно заводить их заново.
При наличии сбоя в каком-то модуле, данные не теряются. Модуль можно починить без ущерба для работы остальных составляющих. Все устаревшие компоненты можно менять без остановки всей системы. Поскольку проверка информации идет на нескольких уровнях, то это минимизирует мошеннические действия. АБС позволяет оперативно управлять несколькими процессами, собирать нужную информацию в режиме онлайн.
АБС в России.
Автоматизированные системы присутствуют в различных сферах. Чаще всего АБС встречаются в банках. Они предусматривают комплексную обработку платежей, кредитно-финансовых операций, контроль за всеми процессами, формирование отчетности. АБС повышают эффективность операционной деятельности.
В России работают отечественные и зарубежные АБС. Отечественные системы работают по сетевому принципу, что дает дистанционно контролировать их работу и следить за финансовой деятельностью. Лидерами являются
Отечественные банки используют российских разработчиков. Основным критерием выбора является простота и надежность, а также сохранение персональных данных клиентов в России. Иностранные системы меньше пользуются спросом, поскольку им тяжелее адаптироваться к местному законодательству касательно сохранности данных клиентов. Многие зарубежные системы передают данные на хранение заграницу, что может нарушить их конфиденциальность, поскольку неизвестно, кому эти данные будут переданы там.
Чем проще первичные модули АБС, тем быстрее происходит обслуживание клиентов. При выборе АБС банки также руководствуются затратами на обслуживание и экономическим эффектом. Банку нет смысла вкладывать огромные средства в дорогостоящую АБС, если перечень операций маленький, например, только кредитование и расчетно-кассовое обслуживание.
Автоматизированная банковская система(АБС) — что это и зачем нужна?
Работу современного банка нельзя представить в ручном режиме. Ежедневно проводятся тысячи операций и выполняются запросы. Если бы это все обрабатывалось людьми, то скорость исполнения была бы медленной. Для ускорения проведения транзакций банки перешли на автоматизированную обработку данных. Это увеличило скорость обработки данных в миллионы раз.
Кроме этого, согласно ФЗ «О ЦБ РФ», для всех банков были установлены единые правила учета и отчетности. Они кардинально отличаются от правил для организаций, а также имеют особый план счетов и огромный объем различной отчетности перед ЦБ. Это делает невозможным даже техническое использование привычных систем бухучета. Для упрощения процесса обработки данных и составления отчетности были внедрены автоматизированные банковские системы или АБС. За последние пару десятков лет они претерпели кардинальные изменения.
Что такое АБС?
Это совокупность аппаратных и программ средств для создания информационной среды, которая выполняет управленческие и финансовые задачи в условии реального времени. Система является автоматизированной. Это означает, что бизнес-операции проводятся совместно с человеком, который принимает окончательное решение. В отличии от них автоматические системы способны выполнять работу и без участия человека. Полностью автоматических банковских систем пока нет, поэтому почти во всех операциях присутствует человеческий фактор.
Таким образом, АБС представляет собой сложный многофункциональный комплекс программ и техники, который обеспечивает работу всего банка. Расширение банковских структур, увеличение количества офисов и клиентов вызывают необходимость усовершенствования качества и работоспособности АБС. Она должна работать от лицевого счета до формирования всех соответствующих проводок и отражения их на нужном балансе.
Модули АБС.
АБС имеет модульную схему построения. Он подразумевает разделение банковской системы на компоненты по функциональному принципу. В зависимости от разработчика модификация модулей может различаться. Рассмотрим стандартную схему, которая встречается чаще всего. Обычно АБС выделяет три слоя обработки данных, в каждом из которых присутствуют свои модули:
Таким образом, широкая клиентская база и разнонаправленность банковского бизнеса не позволяет совершать действия в рамках одной программы или одного модуля. Для слаженной работы модули объединены в многокомпонентные системы. Каждый элемент выполняет определенные функции и обеспечивает сотрудников банка нужной информацией для обслуживания клиентов. Например, клиент сделал досрочное погашение кредита. Для этого сотрудник сформировал заявление на ПДП и платежку на внесение денег (фронт-офис). Затем информация обработалась в расчетном модуле (второй уровень) и была передана для отражения в проводках бухучета (третий уровень). Работа каждого модуля ведется строго в соответствии с правилами и нормами ЦБ РФ.
Загадки АБС
Банковский вклад — отнюдь не такой простой и понятный продукт для населения, как принято считать. В этом могли убедиться те клиенты Промсвязьбанка, которые с мая начали оставлять на форуме Банки.ру гневные отзывы о работе этой кредитной организации. Постараемся разобраться в особенностях тарифной политики и АБС Промсвязьбанка.
Несовершенная версия
С 20 апреля в Промсвязьбанке действует новая редакция «Тарифов на расчетно-кассовое обслуживание в российских рублях и иностранной валюте для физических лиц». Одновременно с этим обновилась автоматизированная банковская система (АБС) Промсвязьбанка, которая в том числе рассчитывает комиссии, взимаемые по клиентским операциям.
«Банк внес изменения и уточнения в формулировки и примечания к тарифам, более детально разъясняющие порядок их применения, — комментируют в Промсвязьбанке. — Указанные изменения внесены в том числе по фактам обращения клиентов».
«Банк обновил процедуры автоматического «распознавания» источников происхождения средств (наличных и безналичных), а также сроки фактического нахождения денег на счете, — поясняют далее в Промсвязьбанке. — Доработки в автоматизации тарифов расчетно-кассового обслуживания исключили возможность ошибочного невзимания комиссии за снятие наличных».
Иными словами, как отмечают в банке, прежде с клиентов несовершенства АБС не взимали комиссию за определенные операции, несмотря на то что еще в старых тарифах она была указана.
Претензии к работе банка у вкладчиков, согласно отзывам на форуме Банки.ру, появились после 20 апреля. Один из клиентов жаловался, в частности, на то, что в отделениях и call-центре заявляли: теперь в отношении вкладов, открытых до 20 апреля, будут применяться новые тарифы. Другая претензия вкладчиков — при досрочном снятии части средств с депозита с них удерживалась комиссия, чего прежде, по их словам, не было. Иногда, впрочем, удавалось получить свои деньги без комиссии, объяснив операционисту в отделении, что договор на открытие срочного вклада был заключен до 20 апреля. По утверждению клиентов, были случаи, когда сотрудники банка брали инициативу в свои руки: посоветовавшись с руководством, операционисты отдавали деньги вкладчику без комиссии, несмотря на то что автоматизированная система ее выставляла.
Некоторые клиенты решили выяснить причины происходящего и направили свои претензии как в Промсвязьбанк, так и в ЦБ (два вкладчика предоставили в распоряжение Банки.ру копии ответов от регулятора и кредитной организации).
Как отмечают в банке, «письменные обращения клиентов носили единичный характер. В целом было менее 10 обращений по всей сети».
С комиссией…
В старых тарифах банка есть пункт 4.1.7, согласно которому комиссия не взимается, если средства поступили на банковский счет / счет по вкладу безналичным путем в результате конверсионной операции. Именно на этот пункт тарифов ссылались, в частности, вкладчики банка Игорь Вальков и Дмитрий Орлов, обращаясь за разъяснениями в Промсвязьбанк и в ЦБ.
Игорь Вальков, еще в начале года открывший вклад «Мой мультивыбор», решил снять часть средств, предварительно конвертировав их из евро в рубли. За обналичивание банк взял с клиента комиссию в размере 2%. По утверждению клиента, прежде за подобные операции комиссия с него не бралась.
Банк объясняет свое решение следующим образом. Этот пункт договора распространяется только на операции с текущими счетами и счетами вкладов до востребования. Операция, совершенная Вальковым, как считают в Промсвязьбанке, регулируется другим пунктом тарифов, а именно 4.1.3, согласно которому «при досрочном снятии средств или их части со счета срочного вклада комиссия не взимается, если деньги находились на счете не менее одного календарного месяца». Если же они пролежали там менее 30 дней, то при их обналичивании берется комиссия 2%.
В тарифах банка прямо не говорится о том, что конверсионные операции внутри вклада «Мой мультивыбор» подпадают под действие этого пункта (заключая договор, клиент формально открывает три вклада — в рублях, долларах и евро). В своих ответах как клиенту, так и Банки.ру Промсвязьбанк поясняет суть пункта 4.1.3: «Любые денежные средства, внесенные на счет срочного вклада, и все дальнейшие операции по таким счетам, в том числе конверсия, производятся в соответствии с условиями срочных вкладов и по тарифам, предусмотренным для операций по счетам срочных вкладов».
Отметим, что до 20 апреля за аналогичные операции Промсвязьбанк не взимал комиссии, несмотря на то что все эти пункты тарифов были в силе. То, что эти вкладчики прежде не платили за такие операции, банк как раз и объясняет несовершенством прежней версии АБС.
«Банк предлагает вклад «Мой мультивыбор» как инструмент регулирования срочных накоплений клиентов в условиях резко меняющегося курса иностранных валют, а не для конверсии денежных средств по льготному курсу с последующим снятием», — подчеркивают в Промсвязьбанке.
С 20 апреля там введен новый обменный курс по безналичным операциям (раньше он совпадал с наличным обменным курсом). «Например, 25 апреля наличный курс доллара в банке составлял 34,3 рубля, безналичный — 33,5 рубля», — указывают в банке. Официальной информации об этих изменениях, однако, на сайте кредитной организации пока нет.
…и без комиссии
С другого клиента банка Дмитрия Орлова, у которого также открыт вклад «Мультивыбор», комиссию так и не сняли. «Ознакомившись с отзывами на форуме Банки.ру, не поленился и позвонил в call-центр, где мне сообщили, что комиссию будут взимать по новым тарифам», — рассказывает Дмитрий, который сразу после этого написал официальную претензию в ЦБ, приложив к письму запись разговора с сотрудником Промсвязьбанка. От регулятора пришел ответ, в котором говорилось, что взимать комиссии по новым тарифам банк не имеет права, а сотрудники call-центра ввели его в заблуждение, предоставив неверную информацию. Это, кстати, признают и в самом банке.
Когда Орлов пришел досрочно снимать часть средств со вклада, выяснилось, что брать комиссию с него не будут. В Промсвязьбанке это объясняют тем, что на момент выдачи наличных у клиента на счете в том числе лежали средства сроком более 30 дней, из них и была выдана сумма без комиссии.
Банк разрабатывает специальную форму отчета для клиентов, чтобы те могли получить или отчет, или подробный комментарий от сотрудника отделения и сall-центра о том, как остаток средств на счете делится на облагаемый и не облагаемый комиссиями. Пока же такой услуги в банке нет.
С 20 апреля, по утверждению клиентов, были случаи, когда АБС Промсвязьбанка начисляла комиссии, которые в итоге не были взяты с вкладчиков.
Так, Игорь Вальков уже после 20 апреля внес наличные средства на свой мультивалютный вклад в Москве и решил снять их менее чем через 30 дней в Воронеже. В отделении ему насчитали 2% комиссии. Как отмечают в банке, «в отношении этой операции АБС не может распознавать источник происхождения средств, такая проводка не имеет отличительных признаков в отношении наличных или безналичных поступлений. В этих случаях применяется «корректировка», о правилах применения которой у сотрудников есть соответствующие инструкции». Промсвязьбанк не считает своей ошибкой подобное начисление комиссий, которые в итоге не взимаются.
К сожалению, вкладчики многих розничных банков сталкиваются с подобными проблемами. В этом можно убедиться, читая отзывы клиентов в «Народном рейтинге». Портал Банки.ру планирует и дальше публиковать статьи об особенностях условий обслуживания населения в российских банках.
Понятие АБС-авторизации РСХБ
При использовании банковских карт иногда происходит ситуация, которую нельзя оставить без внимания. Поступает сообщение «АБС-авторизация Россельхозбанк»: что это означает, какими могут быть последствия и какие меры нужно срочно принять, владельцу карты лучше знать заранее.
Понятие АБС-авторизации
Авторизация является способом входа в систему с помощью данных клиента.
АБС – автоматизированная банковская система.
Авторизация – вход в систему с помощью персональных данных клиента.
Предназначение
АБС необходима для хранения и обработки информации о работе банка на всех уровнях (от изменения баланса счета клиента до создания отчетности перед ЦБ), управления ей, а также ускорения выполнения операций.
Банкам требуется такая специализированная техническая система, где в одну секунду совершаются тысячи транзакций.
Благодаря наличию АБС клиенты получают высокоскоростной сервис, а качество услуг банка повышается.
Принцип работы
АБС – это мультифункциональный комплекс программного обеспечения и технического оснащения, контролируемый человеком.
АБС — комплекс программного обеспечения Россельхозбанка.
Система формирует единую информационную среду банка с автоматизированными процессами, интегрирует внутренний банковский набор функций: базы данных, документооборот, внешние коммуникации, филиалы, безопасность.
Состав системы: модули
Архитектура банковской системы выстроена по модульному принципу. Каждый модуль выполняет отдельные функции.
Согласно стандартной схеме, АБС состоит из 3 компонентов, модули которых отличаются уровнем обработки данных.
Фронт-офис
Начальный уровень, на котором вносится информация об обращениях клиентов, открытии им счетов и выдаче платежных документов, сохраняются персональные клиентские данные. Эта информация поступает в единую базу АБС.
Бэк-офис
Он содержит функциональные модули, выполняющие внутрибанковские операции, расчеты по кредитам и вкладам, транзакции по счетам и с другими банками. Здесь же происходят проверка и обработка документов, проводятся действия с ценными бумагами.
Бэк-офис содержит расчеты по кредитам и вкладам.
Счетный офис
Этот уровень аккумулирует результаты 2 предыдущих. АБС анализирует их и производит учет активов и пассивов, депозитов, внебалансовый учет. Формируются отчеты об уровне качества банковских процессов по разного рода показателям. Информация передается в Центральный банк РФ на проверку.
Преимущества модульности АБС
Разделение банковских функций по модулям оптимизирует работу банка сразу в нескольких направлениях:
Бесперебойность процессов и безопасность каждой операции являются преимуществами АБС.
Благодаря корректно проведенным операциям отчетность в ЦБ формируется в соответствии с требованиями.
Что такое «АБС-авторизация Россельхоз»
АБС-авторизация – процесс входа клиентом в «Личный кабинет» или совершение операций с банковской картой путем ввода защитных данных (подтверждение по SMS, PIN-код, CVV-код).
Название банка («Россельхоз») сообщает, какой банк произвел операцию.
«Авторизация» в этом случае подразумевает, что транзакция еще не произошла, но в системе идет подготовка к ней. На счете при этом блокируется некая сумма. Эти деньги остаются недоступными до завершения транзакции.
Действия, если была совершена авторизация
Сообщение об АБС-авторизации вызывает беспокойство в том случае, если владелец карты в этот момент не совершал с ней никаких действий. Оно оправдано, т.к. неизвестные лица могут снять со счета гораздо большую сумму, чем заблокированная ранее.
Необходимо срочно выяснить, в какую компанию и за какой товар происходит попытка списания. Информацию о причине блокировки средств можно получить, обратившись на горячую линию Россельхозбанка, а в одном из офисов заказать выписку со счета с подробностями операции.
Есть вероятность, что клиент банка что-то оплачивал картой в магазине или онлайн, но операция задержалась. Возможно также запаздывание самого оповещения об авторизации.
Если владелец карты убедился, что не совершал никаких покупок, ему рекомендуется обратиться в поддержку банка для блокировки карты, т.к., скорее всего, ее данные похитили. Это убережет от потери всех средств со счета, к которому привязана карта. В дальнейшем можно заказать ее перевыпуск.
Помогут предотвратить риск хищения данных карты и обеспечить безопасность денежных средств такие действия:
АБС отвечает за надежное хранение и безопасность банковских данных, но защита дебетовых и кредитных карт от мошенников – задача не только банка, но и их держателей.